Искусство лечит: что такое арт-терапия и кому она подойдет

Содержание:

Степени развития

В зависимости от того, насколько увеличена щитовидная железа, определяют степени узлового зоба.  Ранее была принята классификация степеней узлового зоба по О.В. Николаеву, в 1994 году Всемирная организация здравоохранения предложила новую классификацию. Однако в клинической практике в настоящее время применяется как классификация Николаева, так и классификация ВОЗ, поэтому приведем обе.

Степени узлового зоба (и зоба вообще) по Николаеву:

  • 0 степень  – щитовидная железа не видна и не пальпируется;
  • 1 степень  – щитовидная железа не видна, но пальпируется;
  • 2 степень  – щитовидная железа видна во время глотания;
  • 3 степень  – щитовидная железа увеличивает контур шеи, делая ее толстой;
  • 4 степень  – явный зоб, нарушающий конфигурацию шеи;
  • 5 степень  – щитовидная железа достигает огромных размеров и сдавливает соседние органы.

Степени узлового зоба (и зоба вообще) по определению ВОЗ:

  • 0 степень — зоба нет
  • 1 степень — размеры долей (или одной доли) больше дистальной фаланги большого пальца пациента. Зоб пальпируется, но не виден.
  • 2 степень — зоб пальпируется, виден глазом.

Диффузно узловой зоб щитовидной железы

Виды арт-терапии для ребенка

К самым известным видам терапии относятся:

  • Изотерапия – это влияние на психическое состояние человека с помощью создания художественных образов. Это может быть рисование карандашами, фломастерами, красками, песком, углем, глиной или тестом. Рисунки можно создавать на любой поверхности: на бумаге, стекле, стене или полу. Заниматься этой практикой можно как малышам, так и подросткам;
  • Мандалотерапия – это закрашивание фломастерами или ручками специальных узоров, которые называются мандалами. Создать пестрый узор можно самостоятельно или заполнять раскраску;
  • Чтение сказки – этот вид терапии подразумевает чтение сказки в классе и выбор понравившегося персонажа. После прослушивания человек должен нарисовать любимый отрывок и выбрать персонажа, на которого, по его мнению, он похож. Далее необходимо сыграть роль выбранного персонажа. Это поможет лучше усвоить нравственный урок, который преподносит сказка, и глубоко осмыслить проблемную ситуацию;
  • Лепка фигурок из песка направлена на развитие моторики рук и обогащение фантазии. Этот вид относится к свободному искусству, поэтому стрессы во время лепки исключены;
  • Анимация позволяет ознакомиться с различными видами искусства и не мучиться, выбирая одно направление. Психологи рекомендуют данный метод, так как участие в создании целого мультфильма дает детям чувство значимости, вызывает исключительно положительные эмоции и пополняет список достижений с раннего возраста.

При выборе метода нужно ориентироваться на возраст: чем старше дитя, тем сложнее идти с ним на контакт, особенно, если речь идет о подростках. Например, если дитя настроено скептически, можно попробовать поиграть в игру «Каракули». Для этого нужны лист бумаги и ручка. Подросток должен нарисовать каракули на бумаге, потом сказать, какие образы он видит. Это поможет обнаружить проблемы, которые сидят глубоко в подсознании.

Спонтанные рисунки помогают гармонизовать психическое состояние человека

Циклоферон

19 отзывов о враче:

Лечение детей

Детям раствор вводят теми же способами, что и взрослым, по одному разу в сутки. Дозировку определяют с учетом массы тела. На 1 кг веса требуется от 6 до 10 мг лекарственного средства.

Правила применения препарата для детей при разных заболеваниях:

  1. При остро протекающем гепатите вирусной этиологии уколы делают через день. Длительность курса составляет 1 месяц. Через 14 дней после его завершения возможно повторное лечение (обычно требуется только для тяжелых больных).
  2. При хроническом вирусом гепатите придерживаются базовой схемы. Лекарство вводят по таким числам: 1, 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18. После 10 инъекций в целях закрепления полученных результатов инъекцию делают на протяжении трех месяцев через каждые 72 часа.
  3. При лечении ВИЧ-инфекции придерживаются той же схемы, что и в предыдущем случае. Для закрепления результатов в течение трех месяцев выполняют по одной инъекции через каждые 5 дней.
  4. При лечении герпеса схема применения медикамента следующая: 1, 2, 4, 6, 8, 11, 14, 17, 20.

Рассмотренные графики стандартные, при необходимости возможна их корректировка

Важно строго соблюдать рекомендации специалиста.

Личный опыт

Автор психологического проекта Subject 404 Владислав Кондратенко проходил арт-терапию, чтобы разобраться со своей мужественностью. На сеансах он визуализировал ее пастелью и гуашью. «Мне не нравились мои рисунки. К тому же, когда рисуешь что-то на болезненную тему, а за этим наблюдает психолог (по сути, посторонний человек), неприятно, стеснительно и грустно вдвойне», — рассказывает Владислав.

Он поделился этим ощущением с психологом, и она предложила изменить рисунок так, словно c мужественностью никогда не было никаких проблем. Дополняя картину, Владислав посадил кляксу и сперва огорчился: «Психолог отметила мою реакцию и спросила, что эта клякса могла бы значить. Я подумал, что она похоже на солнце внутри меня и на самом деле прекрасно дополняет рисунок. Измененное изображение стало нравиться мне больше и больше». Оттого что Владислав нарисовал свою развитую мужественность, ему стало приятно и хорошо, а неприятие и дискомфорт стали отступать.

Владислав отмечает, что во время сеансов его пугали глаза терапевта: казались слишком проницательными. Он рассказал об этом специалистке, которая предложила нарисовать ее глаза, изменив их так, словно они принадлежат самому Владиславу. «Я сделал это.

рассказывает он.

В случае Владислава арт-терапия оказалась эффективной для решения конкретной проблемы. Разобравшись с эмоциями на бумаге, он перенес результат в реальную жизнь. «Я стал более открытым и общительным. У меня появился выбор, которого раньше не было: где-то я могу проявить себя мужественно, а где-то просто не буду этого делать», — говорит Владислав.

При этом в лечении депрессии ему этот метод не помог.

Что же такое арт-терапия?

Уже из самого названия понятно, что арт-терапия – это лечение искусством. Но как же происходит это лечение? Ведь в арте нет никаких таблеток и капельниц, микстур и лечебных массажей… Но зато есть кисти и краски, бумага и цветное тесто, пластилин и глина, песок, манка, фотографии, ткани. И еще много всего другого, что при грамотном подходе способно исцелить человеческую душу.

Арт-терапия – это связующая нить между сознанием и подсознанием. Такой себе своеобразный мостик из души – в мозг. Ведь большинство наших проблем – не на сознательном уровне, а значительно глубже. Поэтому их так непросто искоренить медикаментозно  и словесно. А вот на уровне образов, метафор, искусства – можно.

Арт-терапия как отдельное и очень перспективное направление психотерапии возникла сравнительно недавно, уже в 20 столетии. Она появилась как бы на стыке искусства и психологии, и сейчас завоевывает все большую и большую популярность.

Виды и техники драматерапии

Психология личности наиболее полно раскрывается в работе с группой людей. Однако бывают и индивидуальные занятия, которые проводят драматерапевты. Существуют различные виды и техники метода драматерапии, которые через творческое самовыражение помогают понять причину и природу психологического расстройства.

  1. Драматизация — разыгрывание, какого-либо сюжета, который чаще всего используется в психодраме, а также в транзактном анализе и некоторых других направлениях.
  2. Терапевтический театр — метод терапии, который проводится специально подготовленным терапевтом и требует наличия музыки, танца, грима, рисования, сочинительства и многого другого.
  3. Драматерапевтические группы поддержки — прекрасный метод терапии, который основывается на работе с группой людей. Благодаря этому виду расширяется диапазон поведенческих стратегий, отрабатываются новые способы взаимодействия с миром.
  4. Драматизация сновидений проводится посредством превращения мыслей в различные образные ситуации.
  5. Комедия масок «Дель арте» представляет собой процесс спонтанной игры при которой участники перевоплощаются в героев театра «Дель арте». Проигрываются актуальные для него ситуации, а в участниках группы узнаются образы актеров.

Кроме того, очень часто используется средневековый театр, группа поддержки и терапевтический театр.

Арт-терапия для подростков

Подростковый возраст является одним из сложнейших периодов в становлении личности человека. В пору полового созревания могут появиться и получить своё продолжение многие проблемы психического или психофизического характера

Именно поэтому психологи рекомендуют уделять этой возрастной категории детей усиленное внимание и работать с ними интенсивнее

Арт-терапия для подростков

Значение арт-терапии для подросткового возраста

Для того чтобы сохранить и укрепить психическое здоровье подростка, рекомендуется использовать гибкие методики терапии. Применять арт-терапию для подростков с девиантным поведением необходимо, поскольку её методики максимально соответствуют понятию гибкости. Например, при помощи раскрашивания можно успокоить нервы, а поделки снизят уровень агрессиии и помогут отпустить тревожную для ребёнка ситуацию.

С помощью предложенных специалистами методик и упражнений можно повысить самооценку, избавить подростка от негативных мыслей и эмоций, побороть комплексы, стресс и фобии, укрепить память и развить мыслительные процессы.

Формы работы с подростками

На сегодняшний день известны две формы арт-терапии в работе с подростками:

  • индивидуальная;
  • групповая.

Как показывает практика, групповые виды упражнений оказываются более полезными и результативными, чем индивидуальные занятия. Групповая арт-терапия для детей и подростков обладает следующими преимуществами:

  1. Развивает умение слушать окружающих.
  2. Развивает способность оказать поддержку.
  3. Помогает совместно решать проблемы коллектива.
  4. Помогает сформировать положительный семейный опыт.
  5. Даёт возможность подростку ощутить свою независимость.

Правильно применённые методы и техники арт-терапии позволяют гарантировать такие процессы, как принятие себя и своей индивидуальности, развитие творческих способностей и развитие многих полезных социальных навыков.

Арт-терапия детей и подростков

Упражнения для групповой работы

Для устранения у подростков депрессии и прочих проблем используются различные упражнения. Из этого разнообразия можно выделить упражнения, которые пользуются наибольшей популярностью, и, соответственно, приводят к хорошим результатам.

Сотворение мира

Задача каждого участника группы – придумать свой мир, страну или государство и изобразить его на бумаге. После того как все рисунки будут закончены, необходимо презентовать свой рисунок. В презентацию мира входят:

  1. Описание населения.
  2. Описание деятельности населения.
  3. Описание традиций и культуры.
  4. Представление законодательной базы.
  5. Изображение герба и флага.

Настроение

Подросткам в группе необходимо нарисовать то настроение, в котором они пребывают в данный момент времени. Руководитель следит за тем, что изображает каждый участник группы. Если на рисунке изображено что-то негативное, то ведущий просит взять ещё один лист и нарисовать то, что могло бы исправить ситуацию. Когда все рисунки выполнены, группа занимается их совместным обсуждением.

Арт-терапия и настроение

Моё любимое животное

Участники группы должны изобразить себя в виде того животного, которое они любят больше всего. Когда рисунки закончены, их показывают остальным участникам группы, интерпреитируют, описывают. Ведётся обсуждение.

Виды арт-терапии

К тому же она способствует тому, чтобы клиент раскрылся, не боясь и не думая над тем, правильно ли делает то, что делает. Ведь в арт-терапии нет правильного или неправильного подхода. Если с годами человек может скрываться, лукавить, лгать, то в искусстве он этого делать не может. Когда человек творит, он остается собой.

Что касается видов арт-терапии, то тут можно выделить те, которые способствуют психотерапии:

  1. Изотерапия или изобразительное искусство – тут чаще всего используют лепку, рисование, роспись, воссоздание собственных снов. В современной психотерапии этот вид арт-терапии самый популярный. Во время этой терапии клиент расслаблен, ведь тут нет правильных ответов, главное это форма, цвет и размер рисунка. Человек может спокойно рисовать все то, что будет соответствовать его состоянию и настроению.
  2. Игровая терапия – тут терапевты чаще используют театральную игру и песочную терапию. Во время игровой терапии человек может моделировать необходимое поведение, проигрывать это поведение. Или же ее применяют в тех случаях, когда пациент слишком зажат и нужно освободить его от поведенческих зажимов и пробовать применять новую модель поведения.
  3. Фототерапия – одна из интересных видов арт-терапии. Несмотря на то, что фототерапия является самой молодой техникой, все же уже успела стать одной из популярных. Под ней понимается как само фотографирование, так и создание коллажей, украшение интерьера фотографиями, выбранными самим, создание фотогалереи и тому подобное. Во время этого метода пациент в некотором роде украшает мир и свое окружение. Он видит, находит эту красоту, снимает, а потом и преобразовывает свое окружение.
  4. Музыкотерапия – это подразумевает сочинение, проигрывание или же просто прослушивание музыки. Доказано, что когда человек слушает музыку, то может найти нужный настрой. Этот вид арт-терапии часто используют во время стрессов, при депрессивных расстройствах человека, в работе с теми, у кого нарушен сон или же болезнь Альцгеймера.
  5. Сказкотерапия – данный вид является многофункциональным и, отчасти, именно из-за этого является одной из популярных. Ведь сказкотерапия применима в работе со всеми возрастными группами и особенно эффективна в работе с детьми. Во время этого вида арт-терапии пациент либо слушает сказку, которую читает психолог, либо сам сочиняет сказку. Если человек просто слушает, то он может найти ответы на вопросы, которые мучают его. А когда пациент сам сочиняет сказку, то он там раскрывает (в большинстве случаев на бессознательном уровне) свои проблемы, тревоги, стремления, желания и самостоятельно ищет выход из трудных ситуаций.
  6. Библиотерапия – использование книг, литературы. Это во многом похоже на сказкотерапию.
  7. Имаготерапия – использование театра, образов. Тут терапевт предлагает сыграть пациенту определенную роль. Она применима больше во время групповой терапии, где человек может видеть себя и свои проблемы со стороны.
  8. Кинезитерапия – использование движений, танцев. Многие путают кинезитерапию с занятием танцами. Этот вид арт-терапии подразумевает свободное и спонтанное проявление своих движений в свободном танце. Иными словами, здесь клиент может двигаться (танцевать) так, как ему угодно и удобно. Тут нет инструкции и правил. Она нацелена на то, чтобы клиент мог освободиться и устранить негативные эмоции. Ведь все те эмоции, которые человек не выражает, скапливаются внутри человека и, в конечном итоге, приводят ему к тому, что психика человека начинает разрушаться. А во время танца человек может без проблем и не нанеся никакого вреда избавиться от накопившихся эмоции.

Важно понимать, что все виды арт-терапии направлены на то, чтобы человек мог выражаться и познавать самого себя. Так как зачастую бывает так, что даже сами взрослые люди бывают не в состоянии понять мотивы своих действий и не могут понять почему они поступили так, а не иначе

А арт-терапия помогает человеку раскрыться и дойти до самопонимания.

Полезное видео

Документальный познавательный фильм «Арт-терапия. Познание себя».

Как научиться чувствовать себя? Что делать, когда все надоело? Как избавиться от жизненных тягот, избавиться от многолетних комплексов без психологов?

Арт-терапия «Рисуем каракули». Лучшая техника выхода из запутанной ситуации. Метод, который реально работает.

Мастер-класс «Рисуем мандалу».

Мандала — это рисунок, который исходит от нашей души. В нем содержится сущность нашего внутреннего «Я». В процессе рисования приходит чувство умиротворения. Такое творчество помогает перейти в состояние гармонии с собой и окружающим миром. Мандала — это Ваш новый источник энергии.

Необходимые материалы

При выборе материалов нет каких-либо ограничений, они напрямую зависят от той методики, которая будет использоваться. Например, для терапии песком необходима компактная песочница.

При изотерапии могут потребоваться:

  • кисти и краски;
  • мелки;
  • фломастеры;
  • карандаши.

Популярная нынче мандалотерапия нуждается в специальном инструменте – мандале. Это раскраска в форме круга, в котором нанесен некий узор. Ребенок при закрашивании не только научится красиво и гармонично подбирать цвета, но и станет более спокойным и сосредоточенным.

Для тканевой методики потребуются кусочки различных материалов, из которых малыш будет создавать композиции. Можно также использовать и пластичные материалы – пластилин, тесто, глину, – чтобы с их помощью создавать поделки. Такой улучшающий мелкую моторику метод называется тестопластикой.

Передозировка

Что такое арт-терапия

Арт-терапия – это способ исследования и лечения психоэмоционального состояния человека, основанный на самовыражении через искусство и творчество.

Она подходит всем, не имеет побочных эффектов или противопоказаний, как у таблеток, и ограничений по возрасту, полу и социальному статусу. А охват психологических заболеваний и отклонений, при борьбе с которыми помогает арт-терапия, необычайно широк.

Цель

В зависимости от проблемы, из-за которой человек принимается за лечение, можно выделить следующие цели:

  • борьба с подавлением эмоций;
  • избавление от негативных мыслей;
  • диагностирование психического заболевания;
  • контроль над определенным видом эмоций (например, управление гневом);
  • уменьшение влияния фобий;
  • решение конфликтов внутри семьи;
  • приобретение и развитие коммуникативных и творческих навыков;
  • повышение самооценки;
  • улучшение настроения.

К целям лечения не относится фундаментальное изучение какого-либо вида искусства. Не надо быть талантливым художником или гончаром, чтобы пройти курс арт-терапии.

Функции

Арт-терапия – это универсальный метод лечения, так как он не только приводит к положительному результату, но и делает это мягко, не травмируя и не вызывая болезненных воспоминаний.

Терапия выполняет ряд функций.

  1. Одна из основных – коррекционная. Во время лечения нередко меняется взгляд на жизнь, уходят страхи и комплексы, появляется чувство контроля над эмоциями и мыслями. Происходит коррекция эмоционального состояния и поведения.
  2. Развивающая. В центре внимания находятся сильные стороны человека, во время терапии они развиваются и укрепляются, а также приобретаются новые навыки и умения.
  3. Метод лечения предполагает создание чего-то нового: песен, книг, картин, музыки. Это суть творческой функции. Отмечу, что простое написание книги или работа с коллажем не является арт-терапией. Только взаимосвязь с психологией и анализирование своего творчества можно назвать методом лечения.
  4. Психотерапевтическая функция отвечает за лечение в прямом смысле этого слова. Арт-терапию эффективно применяют при борьбе с серьезными психологическими проблемами.
  5. А если использовать арт-терапию не как основной, а как дополнительный метод, чтобы ускорить процесс лечения или корректировки, то это вспомогательная функция.
  6. Также с помощью искусства можно провести не лечение, а диагностику пациента, отсюда и диагностическая функция. Самый распространенный способ сбора информации о человеке посредством рисунков.
  7. Очищающая функция помогает высвободить негатив, избавить тело от напряжения, а голову от токсичных мыслей.

Область применения

Как я уже писала ранее, поле деятельности арт-терапии обширно, от серьезных психических патологий до обычного плохого настроения.

Основными показаниями для проведения данного вида лечения являются:

  • каждодневный стресс;
  • депрессия;
  • эмоциональная нестабильность;
  • наличие фобий и психологических травм;
  • заниженная самооценка;
  • замкнутость и подавление эмоций;
  • отсутствие коммуникативных навыков;
  • возрастные кризисы;
  • семейные конфликты;
  • задержка в развитии у детей.

Арт терапия: что это и как работает?

Словом «арт-терапия» сегодня никого не удивить. Люди, хотя бы немного знакомые с английским, знают, что слово «арт» (Art) переводится, как искусство. Получается, что это некий способ исцеления, основанный на искусстве.

Говоря научным языком, арт-терапия — это специфический метод психотерапии, способ психокоррекции. Он основан на использовании различных видов искусства для улучшения психо-эмоционального состояния человека.

Арт-терапия позволят символически исследовать и выражать любую человеческую эмоцию: гнев, любовь, радость и так далее. Причем, способ ее выражения не имеет каких-то правил или стандартов. Залогом успешности такого психологического метода является его индивидуальность. Иными словами, каждый человек выбирает то, что ему более всего подходит.

Это вовлечение человека в область искусства, наиболее благоприятную для него. Через творческую деятельность происходит гармонизация его личности и улучшение морального состояния, таким образом, оздоравливается психика. Рисование, лепка, квиллинг или оригами – видов искусства существует довольно много, и все они по-своему помогают человеку познавать себя, определять причину своего психологического дискомфорта и устранять ее. Здесь нет противопоказаний или ограничений, как нет и побочных, часто отрицательных, эффектов.

Средства драматерапии

Есть различные средства драматерапии.

  • Ролевые игры предполагают собой разыгрывание группой людей какой-либо ситуации, произошедших в жизни. При необходимости существует возможность смены ролей и переведении определенного сценария на другого человека. Ролевая игра позволяет исправить ошибки, которые были допущены ранее и изменить тот исход событий, который не устраивает человека. Это средство используется как проекция будущих ситуаций и как способ моделирования определенных ситуаций.
  • Актерский тренинг предполагает определенную актерскую подготовку с использованием театрального опыта.
  • Драматические этюды иногда используют в своих постановках различные предметы. Часто этюды разыгрывают с маской, плащем, мечем или другими символическими вещами.
  • Техника импровизации является одним из лучших средств драматерапии. Именно благодаря импровизированному сеансу драмы можно оценить внутреннее состояние человека, узнать о том, что он чувствует, какие конфликты и ситуации окружают его в жизни. С помощью импровизации можно экспериментировать с различными ролями и ситуациями. Именно эта способность техники делает её наиболее приближенной к реальной жизни. Различают несколько видов импровизации: запланированная, незапланированная и экспромт.

Помимо перечисленных средств драматургами используются ещё и сценические постановки.

Примеры игр и упражнений

Существует большое количество упражнений для детей, которые помогут им избавиться от переживаний, раскрыться в творческой деятельности, повысить самооценку, разобраться в собственных чувствах.

Изотерапия

Рисовать любят дети всех возрастов, поэтому с крохами 3-4 лет можно заняться именно такими упражнениями, продолжив терапию и в более взрослом возрасте. Надо предложить малышу изобразить каракули на листе бумаги при помощи карандашей или фломастеров, ничем особо не ограничивая полета фантазии. Некоторым родителям удается даже найти некий смысл в пересечениях линий и штрихов, еще лучше понять своего малыша, но в целом интерпретация рисунков необязательна, главное – малыш выплеснул на бумагу все свои эмоции, переживания.

Можно использовать и другие интересные формы изотерапии:

Все это интересно ребенку, доставит ему удовольствие и поможет справиться с некоторыми психологическими проблемами.

Песочная терапия

Это еще одна эффективная методика помощи ребенку, страдающему комплексами или страхами. Дома можно играть с песком, расположенным в небольших подносах, тазиках, старых противнях и иных плоских емкостях, желательно синего цвета (он успокаивает). Кроме того, потребуются и небольшие фигурки – куклы, деревья, домики. Их можно приобрести или изготовить самостоятельно, например, из плотного картона или фанеры.

Для малышей лучше всего провести знакомство с песочницей: показать, что на поверхности можно рисовать линии и фигурки, как песок пересыпается, как в него можно «зарыть» ладони. Это очень интересно ребенку.

Далее мама предлагает крохе создать в песочнице собственный мир, используя набор фигурок. Это может быть, например, миниатюрная модель города или волшебного царства. Задача ребенка – творить, используя свою фантазию, от родителей требуется дать установку и наблюдать со стороны. Не стоит поправлять ребенка, если что-то он делает не так, как хотелось бы взрослому, – процесс детского творчества порой непостижим.

Когда волшебный мир готов, необходимо обсудить результат с маленьким «строителем», узнать суть его идеи, кто является жителями, чем они занимаются. Внимательно выслушав ответы ребенка, родитель сумеет разобраться в его проблемах и предложить варианты их решения. Например, если все жители города напуганы тем, что на него периодически совершает набеги некое существо, можно подсказать ребенку построить специальную ловушку. Это поможет в борьбе с реальными страхами.

Другие виды

Для арт-терапии можно смело использовать лепку, но чтобы дошкольнику не стало скучно, необходимо использовать не только пластилин, но и иные материалы:

  • макароны разной формы;
  • крупы;
  • природные материалы – желуди, шишки, семечки, камешки;
  • пуговицы;
  • бусинки, бисер, пайетки.

Создавая с их помощью композицию, ребенок сможет проявить фантазию и дать эмоциям выход.

Таковы некоторые упражнения из арт-терапии для дошкольников, которые действительно полезны для детей, помогают им справиться с проблемами и комплексами, научиться выражать себя, разобраться с чувствами и переживаниями. Главное правило, которого должны придерживаться родители, – ненавязчивость: малыш должен творить, создавать свое собственное произведение, а не «плясать под чужую дудку», не действовать по заранее определенному плану. Только в этом случае занятия окажутся полезными.

Задача на сообразительность.

Упражнения мандалотерапии

Раскрашивание мандалы

В время практики нужно раскрасить понравившийся шаблон со схематическим изображением мандалы. Круглая мандала – это зеркало, отражающее внутреннее состояние человека в момент создания изображения. Во время раскрашивания человек выплёскивает на бумагу свои переживания, чувства и эмоции, достигая состояния равновесия.

Рисование мандалы

Как нарисовать мандалу? Проще, чем можно себе представить. Достаточно обвести контур тарелки на чистом листе – и можно приступать! Полностью отпустите внутреннего взрослого, который стремится проконтролировать каждую мелочь.

Творчество – это полёт, привилегия внутреннего ребёнка, который не знает правил, границ и установок. Освободитесь от всего наносного и творите шедевр. Как понять, состоялся ли шедевр? От созерцания результата по коже бегут мурашки! Каждый создан для творчества и полёта, поэтому не думайте, умеете ли вы рисовать, а просто отпустите себя и погрузитесь в рисование.

Мандала своими руками

Полная свобода творческого проявления. Сотворить мандалу можно из чего угодно. Что вы любите, как вы чувствуете? Круглый сакральный символ можно связать или вышить. Мандалы клеят из шишек и сухих соцветий, составляют из морских ракушек и камешков.

Форма круга – это единственное условие, а остальное – только на усмотрение художника. Создать центрический амулет можно в стиле декупаж, вылепить из глины, составить флористическую композицию в форме диска. В руках творца заиграют любые материалы. Попробуйте бисер и лозу, пластилин и песок. Самовыражайтесь и исцеляйтесь!

Методы имаготерапии

Имаготерапия насчитывает множество методов, подходов, упражнений. Каждый из них можно рассматривать как отдельную методику, но в аспекте имаго каждый метод работает именно с образами.

Театротерапия

Каждый из пациентов выбирает образ определенного героя и проигрывает в его качестве различные сценарии. Учасники могут меняться ролями или менять роли и образы по ходу занятий. Можно сказать, что театротерпия – это основное направление в методе имаго. Здесь возможны самые разные варианты пантомима, комедия, драма, хореографические постановки. Суть в том, что актерская игра помогает прочувствовать и пережить все эмоции героя. В то время как психология помогает понять и скорректировать те или иные состояния. В аспекте имаго исцеление театром – это рождение позитивного образа себя и проигрывание сюжетов именно в этом состоянии.

Куклотерапия

Основа метода – отождествления себя (пациента) с выбранным героем. Куклотерапия применяется к детям дошкольного и младшего школьного возраста. Следует сказать, что в данном случае выбранный образ обязательно должен быть положительным, то есть ребенку желательно представить себя в своем лучшем проявлении. При этом не стоит привязываться к конкретному герою из сказки. Образ вполне может быть собирательным или рожденным фантазией ребенка.

После того как образ создан начинается терапевтический процесс. Обычно это кукольный спектакль. Во время сеанса ребенок испытывает эмоциональное напряжение, как бы снова проходит через травмирующую ситуацию.

Если сеанс проведен правильно, то на этапе развязки пациент чувствует облегчение

Важное условие – у истории всегда должен быть счастливый конец

Внимание! На этапе кульминации терапевту следует быть внимательным и учитывать диагноз ребенка и степень драматичности ситуации. Сеанс ни в коем случае не должен принести вреда!

Сказкотерапия

Данная методика, как и предыдущие, основана на ассоциации пациента (взрослый или ребенок) с определенным сказочным героем. На начальном этапе терапевт проводит множественные параллели между героем и пациентом. Можно задать вопрос — каким бы ты был, если бы был Иваном царевичем, Змеем Горынычем и т. д.? В таком контексте знакомые герои приобретают совершенно новые качества. И это основа сказкотерапии в аспекте имаго.

Далее, идет работа со сказкой и с участием выбранного героя. Терапевт может читать или рассказывать сказку, при этом пациент придумывает продолжение, где события могут идти в привычном русле, а могут развиваться по-другому. Иногда психолог предлагает пациенту самому придумать историю с участием героя, инсценировать или нарисовать ее.

Главное для терапевта – это смоделировать сюжет, так чтобы он затрагивал болезненную для пациента ситуацию. Методика применяется как к детям, так и ко взрослым.

Показания к применению:

  • Раздражительность.
  • Депрессия.
  • Невротические состояния.
  • Психосоматические расстройства (гипертония, ВСД, язвенная болезнь, астма).
  • Заниженная самооценка.
  • Страхи, тревожные состояния.
  • Склонность к суициду.
  • Сниженная адаптация к окружающему миру.

Методы и техники арт-терапии

Существуют две основные формы арт-терапии.

  1. Активная. Пациент включается в практическую деятельность, активно в нее вовлекается и сам создает продукт творчества. Это могут быть рисунки, скульптуры, рассказы, танец и т.д.
  2. Пассивная. При терапии используются художественные произведения, созданные другими людьми. Метод состоит в рассматривании картин, чтении книг, прослушивании музыкальных произведений и даже просмотре фильмов и последующем обсуждении своих впечатлений с психотерапевтом или с группой.

Лечение искусством: арт-терапия как метод психотерапии

Арт-терапия используется не только для лечения людей с различными заболеваниями. Все более популярными становятся занятия различными видами творчества, которые помогают снять эмоциональное напряжение, оказывают мягкое психокорректирующее действие и просто приносят удовольствие.

Благотворное влияние на психику оказывают любые виды творчества и занятия декоративно-прикладным искусством: керамикой, вышивкой, вязанием, резьбой по дереву и т.д. Любой человек может найти себе занятие по вкусу. Занятие подобными видами деятельности повышает настроение и самооценку, делает жизнь ярче и помогает найти единомышленников и друзей.

Но арт-терапия – это не хобби, а психологическая практика. Она приносит наиболее ощутимую пользу, когда занятия проводит специально подготовленный психолог или художник, получивший психологическое образование. Специалист может правильно настроить и проконтролировать процесс, а также проанализировать результат.

Современные методы арт-терапии

Видов современной арт-терапии очень много, но самый популярный метод, с которым у большинства она ассоциируется – терапия рисованием или изотерапия. Этот метод основан на использовании изобразительного искусства. При этом через рисование выражается эмоциональное состояние человека. Также он используется для психологической коррекции невротических и психосоматических нарушений среди детей и подростков со сложностями в обучении и социальной адаптации.

Другие виды арт-терапии:

  • музыкотерапия – прослушивание, исполнение или создание музыки;
  • библиотерапия – чтение книг;
  • кинезитерапия – техника лечения с помощью танцев и спонтанных движений;
  • игротерапия – с помощью игрушек и игровых ситуаций моделируется проблема и находится решение, оптимальный вариант выхода из нее;
  • сказкотерапия – пациенты слушают сказки или придумывают сами.

А также: драмотерпия, цветотерапия, фототерапия, глинотерапия, маскотерапия, песочная терапия.

Виды, формы и направления арт-терапии

Основными формами арт-терапии являются:

  • индивидуальный сеанс;
  • групповой сеанс;
  • самостоятельный сеанс в домашних условиях.

Замечание 2

Направления арт-терапии зависят от вида выявленного психоэмоционального нарушения и способа использования творческих продуктов и произведений искусства.

Основные направления арт-терапии:

  1. Арт-терапия с использованием готовых произведений искусства (музыка, скульптура, фотографии, картины, поэзия). Произведения искусства используются с целью снижения уровня тревожности и беспокойства.
  2. Арт-терапия с использованием самостоятельного творчества – человек сам создает собственные индивидуальные и оригинальные произведения (коллаж, рисунок, мелодия, синквейн и т.д.).

В зависимости от психологической проблемы и типа психоэмоционального нарушения у человека, психотерапевт подбирает определенный вид арт-терапии.

Основные виды арт-терапии:

  • Сказкотерапия.
  • Танцевальная терапия.
  • Музыкотерапия.
  • Терапия изобразительным искусством.
  • Куклотерапия.
  • Песочная терапия.
  • Работа с пластичными материалами (лепка, скульптура и т.д.).
  • Мандалотерапия.
  • Анимационная терапия.
  • Фототерапия и др.

Замечание 3

В настоящее время виды арт-терапии активно пополняются, совершенствуются и дополняются новыми элементами. Каждый из видов арт-терапии может быть использован на разных этапах психотерапии, а также не иметь ограничений в средствах выражения и уровня подготовки человека.

Подведем итог

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector