Конспект занятия по грамоте «согласный звук [ж], буква «ж»

Сказка про букву Ж

Жадная Жаба

Жили-были важный Жук, осторожный Уж и жадная Жаба. Однажды важный Жук говорит Ужу:

— Надо бы нам крышу покрасить. — Покрасить можно,— говорит осторожный Уж

— Только какой краской? — Желтой,— важно сказал Жук. — Но у нас нет желтой краски

— Ну, тогда оранжевой! — И оранжевой тоже нет. — Пойдем попросим у жадной Жабы, у нее целая бочка оранжевой краски.

А жадная Жаба в это время ела джем из жбана. Увидела, что к ней идут Жук и Уж, быстренько спрятала джем и сидит ждет.

— Здравствуй, Жаба! Ты не дашь нам оранжевой краски крышу покрасить? — Не дам! — отвечает Жаба. — Жалко краску.

Ушли Жук и Уж ни с чем, а Жаба опять за джем принялась. Тут прилетел Шмель и жужжит:

— Дай немнож-жечко дж-жема, Ж-жаба. — Нет у меня никакого джема! — Ах ты ж-жадина! — рассердился Шмель, да как ужалит Жабу.

Жаба с перепугу — прыг в бочку с оранжевой краской! Вылезла вся оранжевая и плачет оранжевыми слезами:

— Пожалейте меня, несчастную-ю!

Но никому не было жалко жадную оранжевую Жабу.

(Г. Юдин)

Приёмы отработки звука «Ж» с детьми

Работа по исправлению ошибочного произношения ребенком звука «Ж» должна проходить в несколько этапов:

  1. Наблюдение за его произношением и поиск источника дефекта.
  2. Выбор методики работы.
  3. Отработка правильного произношения.
  4. Автоматизация полученных навыков.

Процесс наблюдения

Первым этапом в работе с неправильной речью всегда должно быть наблюдение за произношением ребенка

Очень важно определить, какова причина неправильного звучания «Ж». Существует несколько вариантов его ошибочного произношения:

  • проглатывание звука «Ж»;
  • замена на «В» – губно-зубной парасигматизм;
  • произношение «Г» – носовой сигматизм;
  • «Д» вместо «Ж» – призубный парасигматизм;
  • замена на «Щ» или «З» – шипящий и свистящий парасигматизм.

Родитель должен проследить за артикуляцией и дыханием малыша при произношении звука. После определения причины исправить дефект намного проще. Так, например, замена на другие звуки – это чаще всего следствие неправильной артикуляции – значит, в первую очередь, акцент нужно делать на ее коррекцию.

Иногда ребенок неправильно направляет струю воздуха – это можно увидеть по надувающимся щекам или слабому потоку воздуха – тогда помимо артикуляционной составляющей надо подключать дыхательные упражнения.

Если у малыша не получается воспроизводить звонкость, нужно тренировать голосовые связки.

Причины неправильного произношения

Неправильное произношение шипящих и свистящих называется сигматизмом.

Причины, по которым он может появляться, различные. Наиболее распространенные из них следующие:

  • Особенности строения артикуляционного аппарата: укороченная уздечка, «готическое» небо (когда у ребенка высокий свод твердого неба), дефекты строения челюсти (неправильный прикус), носоглотки.
  • Слабая иннервация мышц языка, либо, напротив, высокий мышечный тонус.
  • Нарушение фонематического восприятия.
  • Задержка в развитии нервной системы ребенка.

Проблемы со звукопроизношением могут появиться также на фоне подражания неправильной речи взрослого

Важно, чтобы ребенок слышал правильную, чистую речь не только на уроках со специалистами, но и дома

Игры на автоматизацию звука [Ж] в словах

  1. Собери слово. Дается изображение предмета с разбросанными вокруг него буквами. Задание: выбери из букв те, из которых состоят название картинки, и обведи их кружком.
  2. Игра «Непохожий». Дается ряд слов: жаба-жаба-жабо-жаба. Задание: найди в ряду слово, отличающееся от других.
  3. Обучающая игра «Ромашка». Понадобится желтый кружок и лепестки с написанными словами. Прикреплять к желтой серединке только те лепестки, в которых есть звук . Как вариант, можно слова не писать, а рисовать изображения предметов.
  4. Дидактическая игра «На водопое». Понадобится картинка с изображением лужи и картинки животных, птиц и т.д (журавль, воробей, лиса, жаба, жаворонок, заяц). Задание: на водопой к луже ходят только те звери, в названиях которых есть звук Ж. Линиями соединить тех, кто придет на водопой.
  5. Даны картинки с изображением кожуры, желатина, ножика, абажура. Нужно назвать слова в таком порядке, чтобы каждое последующее слово начиналось с последней буквы предыдущего (первое слово желатин).

6. Дидактическая игра «Фокусник». Давай покажем фокус, как можно разные слова превращать в слова со звуком Ж. Достаем из шляпы исходные слова, заменяем первую букву на Ж.

Пакет – жакет

Билет – жилет

Печь – жечь

Лук – жук

Пучок – жучок

Бетон – жетон

Идет – ждет

7. Даются изображения вешалок и одежды (жилет, рубашка, пиджак, майка, пижама, платье). Нужно повесить на вешалки только те предметы одежды, в названии которых есть звук Ж.

Ошибки при автоматизации

Делать ошибки при автоматизации звука могут родители, приступившие к занятию первый раз. Как правило, они возникают в первый день, когда взрослые не понимают, почему ребенок встречает сложности при автоматизации, неправильно произносит звук, не хочет заниматься. Логопеды предупреждают, процесс автоматизации не так прост, как кажется, подходить к нему стоит ответственно, изучив подробно каждый этап.

В логопедии за многолетний практический опыт имеется подборка распространенных ошибок родителей при самостоятельных занятиях с детьми.

  • К автоматизации звука начинают переходить, когда ребенок еще не произносит его четко и правильно изолированно (в отдельности от других слогов, слов, букв).
  • Начинают автоматизацию со сложного материала, пропуская чтение слогов, слов, словосочетаний. Сразу начинают работать с чистоговорками, скороговорками.
  • Пропускают артикуляционную разминку, которая предназначена для того, чтобы настроить речевой аппарат на правильную и легкую работу со звуками, разогревая его и делая язык, губы, щеки более подвижными.
  • Одновременно сочетают автоматизацию нескольких звуков, особенно если малыш путает их в речи: с-л, р-л, ж-с, ш-ж и т. д. Только при успешном закреплении одной буквы можно переходить к следующей.
  • Взрослый просит ребенка повторить слова, слоги или предложения, не произнося четко звук, без артикуляционной позиции. Родитель должен быть как зеркало, как образец, за которым малыш должен повторять и учиться. При произношении Ж необходимо четко показывать, немного утрируя, как правильно проговаривать звук.
  • Автоматизация звука проходит каждый раз на одном и том же материале, без применения наглядности.
  • Родитель не хвалит ребенка за успехи, а только указывает на ошибки. Таким образом у малыша отпадает желание делать верно, работать и совершенствоваться, он теряет веру в себя.
  • Автоматизация проходит скачкообразно, периодами, что неверно. При непостоянной работе невозможно достичь быстрого и эффективного результата. Необходимо проводить занятия с малышом ежедневно, не более времени, отведенного для его возрастной группы.

Поэтому пред началом занятий в домашних условиях лучше проконсультироваться у логопеда. Он проведет диагностику и укажет на имеющиеся дефекты. Также специалист даст рекомендации по коррекции нарушений и автоматизации звуков.

Произношение слов со звуком [Ж]

  1. Игра «Волшебные превращения». Звук Ж поможет сделать из большого предмета маленький. Назови картинки ласково (берег, флаг, рог, утюг, луг, пирог). Какой одинаковый слог появился в словах?
  2. Игра «Стрелочки». Даны изображены кружков с написанными в них буквами. Круги соединены стрелками. Задание: прочитать слова по стрелкам, голосом выделяя звук Ж.
  3. «Цветные стрелки». Даны изображения кружков с написанными в них буками. Ниже нарисованы пустые круги. Круги с буквами и пустые соединены цветными стрелками в свободном порядке. Нужно перенести буквы в пустые кружочки по стрелкам. Прочитать слова.

Автоматизация звука [Ж] в начале слов:

ЖАЖаба, жабо, жадина, жадность, жадный, жакет, жалейка, жалить, жалкий, жалко, жало, жалоба, жалобный, жаловать, жалость, жандарм, жанр, жар, жаргон, жарить, жариться, жаркий, жаркое, жаровня, жарок, жар-птица, жасмин, жатва, жаться, жахнуть, жокей, жонглёр, жаворонок.ЖОжёванный, жёлтый, жёлчь, жёрнов, жёсткий, жжёный, жом, жор, жох, жёлудь, жжённая, жёлоб, жёрдочка, жёсткий.ЖУжук, жулик, жулик, жульничать, журавль, журнал, журналист, журить, жуткий, жуть, жухлый, жухнуть, жучить, жучка, жучок, жужелица.ЖИ (ЖЫ)Жив, живить, живодёр, живой, живопись, живот, животина, живучий, животное, живчик, живьём, жидкий, жидкокристаллический, жидкость, жизнелюбие, жизнь, жила, жилетка, жилец, жилистый, жилище, жилка, жилой, жилплощадь, жильё, жим, жимолость, жир, жиреть, житный, жировать, жировик, житель, житие, жито, жить, житьё, Житомир.ЖЕЖе, жевать, жезл, желать, желание, желатин, желвак, желе, железо, железный, железняк, железяка, жена, желтеть, желтизна, желток, желтуха, желтяк, желудок, жеманный, жеманство, жемчуг, жемчужина, жена, женатик, женатый, женить, жениться, жених, женский, женщина, женьшень, жердь, жеребец, жерех, жерло, жертва, жест, жестокий, жесть, жетон, жечь, жечься, желоб, жжение.

Секреты успешной автоматизации

Чтобы автоматизация звука Ж проходила правильно, необходимо организовать процесс, опираясь на советы профессионалов. В первую очередь следует проверить, насколько отработана проблемная буква, как произносится в словах, предложениях, тексте. Для этого можно использовать различные упражнения по возрастам. У дошкольников логопеды советуют применять работу с карточками. Когда взрослый показывает малышу картинку, обозначающую предмет, профессию, явление природы, дошкольнику нужно угадать и произнести правильно слова (жук, жало, пожар, дождь и т. д.).

Младшим школьникам предлагают составлять слова из слогов, прочитать текст. Нравится ребятам игра в «Пропавший звук», когда в словах или тексте пропущена нужная буква. Если упражнение выполнено и произносится Ж с правильной артикуляционной позицией, можно приступать к автоматизации. У подростков проверить произношение можно, предлагая прочесть стихотворение, текст, чистоговорку, фразу. Взрослые еще до автоматизации должны правильно определять позицию Ж при произношении. Если возникают трудности с постановкой, лучше пройти курс логопедических занятий, что позволит самостоятельно заниматься закреплением.

Секрет успешной автоматизации состоит в выполнении артикуляционной разминки перед каждым занятием. Упражнения позволяют закрепить правильность произношения, разогреть речевой аппарат перед занятием. Использовать артикуляционную разминку нужно, опираясь на коррекцию отдельного звука.

  • «Блинчик». Положить расслабленный язык на нижнюю губу, прикасаясь к уголкам губ. Продержать в таком положении 10 секунд. Верхние зубы при выполнении упражнения должны быть видны.
  • «Маляр». Вытянутым языком, при широко открытом рте, провести сначала вверху рта, касаясь неба, после внизу, не выходя за пределы зубов.
  • «Парус». Поднять язык, закрепить за передними зубами сзади, расслабить, продержать 10 секунд.

Автоматизация звука Ж проходит по принципу от простого к сложному. Сначала необходимо закреплять звук отдельно от слогов и слов − изолированно, после переходить на слоги, слова, предложения, тексты, повседневную речь.

Во время работы нужно отвлекать ребенка от зацикленности на правильности произношения отдельного звука. Сделать это можно, если использовать в занятиях дополнительные методики:

  • элементы театрализации;
  • зрительные образы (наглядный материал);
  • биоэнергопластику (произнесение с одновременным движением рук);
  • тактильно-мышечные методы (включение пальчиковой гимнастики).

Ход занятия.

1. Орг. момент.

Сказка о звуках.

Сегодня у нас будет не простое занятие, я расскажу вам сказку.

В одном волшебном лесу живут звуки. Некоторые из них можно легко пропеть. Как они называются? (гласные звуки). Другие звуки при произношение встречают преграду. Какие это звуки? (согласные звуки).

Сегодня мы познакомимся с новым звуком, послушайте внимательно текст и определите, какой звук чаще всего встречается?

На лужайке живет дружная семья: ежик, ежиха и ежата. Ежики ловят жуков и ужей, а ежата нежатся на жарком солнце и ждут ужина. После ужина ежи, съежившись, засыпают под кустом ежевики.

— Какой звук повторялся? (Правильно, Ж).

2. Этап обучения. Введение в тему.

Вы наверное догадались, что сегодня на занятии мы отправляемся в путешествие по сказочной стране, где будем знакомиться со звуком и буквой Ж.Нас ожидает много нового: интересные задания, и конечно, игры. Но, чтобы наше путешествие удалось, давайте посмотрим как правильно

произносится звук Ж.

1. Характеристика звука Ж.

Давайте произнесем звук Ж.

— Как должны быть губы, зубы, язычок – когда мы произносим звук Ж?

Губы округлены, зубы сближены, язычок за верхними зубами.

Звук Ж звонкий согласный. Всегда произноситься твердо.

Приложите руку к шее, скажите долго «ж-ж-ж».Что делает голосок: спит или

песни поет? Голосок поет песни громко, что стенки домика дрожат.

МЫ почувствуем дрожание голосовых связок.

Дети: При произнесении звука горлышко дрожит

Кто так жужжит? Чья это песенка? (жука, пчелы, мухи).

2. Игра «Страна жужжандия».

В стране жужжандия жил-был звук ж. Жужжал, жужжал звук ж, скучно ему

стало. С кем бы подружиться? Мы сможем ему помочь? (Сможем)

Сначала познакомим его с гласными звуками. Назовите их.

Если звук Ж подружиться со звуком А, какой звук получиться?

(Аналогично с другими гласными звуками).

А сейчас познакомим звук ж с будущими друзьями. Если к слогу жу пригласим звук к, какое слово получится? (Жук).

3. Звуковой анализ слова ЖУК.

Ж-СОГЛАСНЫЙ, ЗВОНКИЙ, ТВЕРДЫЙ

У-ГЛАСНЫЙ

К-СОГЛАСНЫЙ, ГЛУХОЙ.

4. Знакомство с буквой Ж.

Мы с вами произносим слоги, слова со звуком Ж, а мы можем увидеть звуки?

— Нет, мы видим и пишем буквы.

— Какой же буквой обозначается звук Ж на письме? Буква Ж.

Эта буква широка и похожа на жука.

И при этом точно жук издает «жужжащий звук».

5. Артикуляционная гимнастика.

Жа-за, жа-за –идет жадная коза.

Зу-жу, зу-жу- молоко даём ежу.

6. Упр. на развитие внимания.

Найди спрятанные буквы Ж и обведи их кружочком.

Вы любите играть в прятки? Звук тоже любит эту игру. Вам нужно

по очереди подходить к доске, снять картинку и сказать, где спрятался звук :

в начале, в середине или в конце слова?

7. Игра «Большой-маленький».

Я буду большим жуком, и называть большие предметы, а вы маленькими

жуками и будете называть маленькие предметы.Например: луг – лужок.

флаг – флажок шаг — шажок

снег – снежок пирог — пирожок

берег – бережок круг — кружок

друг – дружок утюг — утюжок

сапог – сапожок творог — творожок

3. Физкультминутка.

Встаньте дружно, потянитесь!

Пошагайте, покрутитесь.

Руки вправо, руки влево,

А потом присядьте смело.

Снова встаньте, потянитесь

И друг другу улыбнитесь.

4. Этап закрепления.

1. Упр. «Выложи букву Ж из палочек».

Чтобы лучше запомнить буквы, давайте с ними поиграем.

Дети выкладывают буквы Ж из счётных палочек,

2. Упр. «Помоги Жуку».

Послушайте историю. Однажды жучок сидел на цветке. Подул сильный ветер,

оторвал лепесток и унёс его далеко через поле вместе с жуком.

Поможем ему вернуться к его цветку. Идти можно только по буквам Ж.

(один ребёнок работает у доски, а все остальные со своими картинками

самостоятельно на своих местах).

3. Работа в тетради.

5. Итог занятия.

Молодцы, помогли вернуться жуку на свой цветок.

Сейчас прослушайте слова и повторить только слово со звуком Ж.

— шапка, жираф, кошка;

— сапоги, плащ, подснежник;

— журавль, мышонок, букашка;

— ручьи, грачи, медвежата.

Молодцы! Вы справились со всеми заданиями.

— Чем мы сегодня занимались?

— А в чем были трудности?

Почему ребенок не выговаривает букву Ж

Звук «Ж» — шипящий шумный согласный, т.е. в его образовании играет роль шум, который возникает в результате преодоления преграды воздушной струей. Также «Ж» является звонким, в его артикуляции обязательна работа голосовых связок.

Логопед поможет убрать дефекты речевого дыхания.

Таким образом, проблемы в произношении звука «Ж» у ребенка возникают, если присутствуют дефекты артикуляционного аппарата или речевого дыхания. Еще одной причиной является гипертонус мышц речевого аппарата: ребенок не может расслабить язык и растянуть его края на верхние боковые зубы.

Норма артикуляции звука «Ж»:

  • губы округлые, выдвинуты вперед;
  • зубы разомкнуты на 1,5-2 мм;
  • широкий кончик языка поднят к краю твердого неба или альвеолам;
  • между языком и небом посередине образуется щель, через которую проходит струя воздуха;
  • язык прижат к боковым зубам, его средняя часть опущена;
  • задняя часть языка оттянута назад.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Логопед: Сегодня на занятии мы будем закреплять правильное произношение звука в словах и предложениях.

2. Логопед: Для начала нам нужно выполнить артикуляционную гимнастику. Артикуляционная гимнастика (Выполняется вместе с логопедом перед зеркалом)

1. «Наказать непослушный язык»

2. «Лопата» («Блинчик»)

3. «Кто дальше загонит мяч»

4. «Приклей конфетку»

5. «Грибок»

6. «Вкусное варенье»

7. «Чашечка»

8. «Гармошка»

9. «Фокус»

3. Упражение «Жук жужжит». Логопед: Как жужжит жук? (жжжжжжжжж) Уточнение, показ правильной артикуляции звука логопедом.

4. Упражнение на развитие фонематического слуха (с опорой на картинку). Логопед: Я буду произносить слова по картинке, а ты отбирай картинки, на которых предмет со звуком . Предметные картинки:

шуба, жук, шкаф, жаба, апельсин, ёжик, шапка, пижама, ножик.

5. Закрепление правильного произношения звука в слогах. Логопед:Послушай меня внимательно и повтори:

жа — жа жа — жа — жо жа — жо — жу — жи

жа — жо жа — жа — же жа — жу — жо — жи

жа — же жа — жа — жи жа — жи — жо — жу

жа — жи жа — жа — жу жо — жа — жи — жу

жа — жу жа — жу — жа жу — жи — жо — жа

жда — ждо — жду — жды

жма — жмо — жму — жмы

жна — жно — жну — жны

жва — жво — жву — жвы

жка — жко — жку – жкы

6. Автоматизация звука в словах. Логопед: Молодец, в слогах ты прекрасно произносишь звук . А теперь слушай слова,которые я произнесу и повтори:

жаба жить жук Женя

жатва живот жуки желе

жакет живой жупан жених

жалить животное жуть уже

ужата ужи жутко хуже

ежата ежи жуткий ежевика

медвежата ножи жую ожог

пижама этажи хожу обжёг

уважать ужин лежу утюжок

бежать ужинать мажу флажок

7. Автоматизация звука в предложениях. Логопед: У тебя отлично получилось произнести слоги и слова со звуком . Давай попробуем произнести этот звук в предложениях, слушай меня внимательно и смотри на картинки. (Повторение за логопедом предложений (с опорой на картинки).

Под ежевикой живёт ёжик. Женя ужинает, ежевикой. Под елью живут ежиха и ежата. Женя живёт на пятом этаже. Жанна ухаживает за животными.

8. Итог занятия: Чем же мы сегодня занимались на занятии? Придумай пять слов со звуком . Придумай любое предложение со словами, где есть звук . Умница!

Литература:

— Л. А. Комарова «Автоматизация звука Ж» Альбом дошкольника / Л. А. Комарова. – М.: Издательство ГНОМ, 2013. – 32 с. ;

— Ткаченко Т. А. Логопедическая энциклопедия. / Т. А. Ткаченко. – М.: Мир книги, 2010;

— Лылова Л. С. и др. Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия с детьми дошкольного возраста. Практическое пособие для воспитателей логопедов, методистов ДОУ, родителей и гувернёров.- Воронеж: ИПЛакоценина Н. А. 2012- 176 с.

Причины неправильного произношения

Неправильное произношение шипящих и свистящих называется сигматизмом.

Причины, по которым он может появляться, различные. Наиболее распространенные из них следующие:

  • Особенности строения артикуляционного аппарата: укороченная уздечка, «готическое» небо (когда у ребенка высокий свод твердого неба), дефекты строения челюсти (неправильный прикус), носоглотки.
  • Слабая иннервация мышц языка, либо, напротив, высокий мышечный тонус.
  • Нарушение фонематического восприятия.
  • Задержка в развитии нервной системы ребенка.

Проблемы со звукопроизношением могут появиться также на фоне подражания неправильной речи взрослого

Важно, чтобы ребенок слышал правильную, чистую речь не только на уроках со специалистами, но и дома

Профилактика коррекции звукопроизношения и прогнозирование

Помимо логопедических занятий, которые ребенок посещает в детском саду или речевой школе, рекомендована и домашняя работа по устранению речевых нарушений и звукокоррекции. Дополнительная работа с родителями поможет закрепить пройденный материал.

Педагог может предложить родителям выполнять с ребенком дома некоторые упражнения из комплекса артикуляционной или дыхательной гимнастики

Если малыш все еще не всегда правильно дифференцирует звук, и в свободной речи заменяет его на схожий по звучанию, то взрослым рекомендовано акцентировать на этом внимание, предлагая правильный вариант

Таким образом, работа по коррекции звукопроизношения будет вестись непрерывно: в саду, на прогулке, дома, что приведет к положительным результатам.

Этапы формирования правильного звукопроизношения

Формирование правильного произношения происходит поэтапно, от простого к сложному. Условно коррекционную работу можно разделить на три этапа:

  • Постановка звука (правильное положение органов артикуляции, произнесение в изолированном состоянии).
  • Автоматизация (правильное воспроизведение в слогах, словах, предложениях).
  • Дифференциация (различие сходных звуков на слух, в данном случае шипящих Ж-Ш).

Специалисты пользуются различными методами и приемами. Во время работы на первом этапе логопед использует в своей работе массажные и постановочные зонды. Первые помогают расслабить или привести в тонус слабые мышцы, вторые фиксируют органы артикуляционного аппарата в правильном положении. Каждое занятие логопед начинает с артикуляционной гимнастики.

На начальных этапах используется зеркало. Это позволяет ребенку правильно соотносить свои действия со взрослым и видеть, правильно ли он повторяет за логопедом. Если малышу сложно удерживать язык в том или ином положении, на первых порах педагог помогает ему при помощи зондов. Однако есть дети, которые воспринимают эти приспособления боязливо, так как они ассоциируются у них с медицинскими приборами. В этом случае в работе можно использовать одноразовые ватные палочки, они безопасны и удобны в применении.

Зарядка для языка при постановке звука Ж может включать в себя следующие упражнения:

  • «Блинчик»: упражнение рекомендовано в особенности для тех детей, у которых повышенный тонус мышц артикуляционного аппарата. Правильное выполнение предполагает удержание языка в расслабленном состоянии: рот открыт, язык широкий, лежит на нижней губе, верхние зубы при этом видны. В таком положении необходимо задержаться на 5-10 секунд.
  • «Трубочка»: данное артикуляционное упражнение необходимо для выработки правильного положения губ во время произнесения звука Ж, приводит в тонус слабые мышцы вокруг рта.
  • «Вкусное варенье»: кончик языка должен быть широким, ребенку необходимо облизать сначала нижнюю губу, затем верхнюю. Желательно, чтобы под рукой были сухие салфетки, которыми можно вытереть рот.
  • «Чашечка»: боковые стороны языка упираются в коренные зубы. Если сложно удерживать язык в таком положении, можно на первых порах попросить его «завернуть начинку в блинчик» (логопед ватной палочкой или зондом прижимает среднюю часть языка, что помогает малышу поднять его боковые части).

При щечном произношении, в целях развития правильного дыхания, силы и направленности воздушной струи, ребенку предлагаются задания из комплекса дыхательных упражнений. Например, можно сдуть ватный шарик с ладошки.

Звук Ж можно «поставить» от звуков Ш, З или Р, при условии, что хотя бы один из них произносится ребенком правильно. В группе шипящих основным является Ш, чаще всего именно от него и начинают постановку парного ему Ж. У этих звуков одинаковое артикуляционное положение, поэтому при нарушении обоих из них, ставится сначала Ш, затем с добавлением голоса – Ж.

1. Артикуляционная постановка от звука Р.

Логопед просит произнести слог «ра». Когда ребенок говорит, при помощи постановочного зонда педагог останавливает вибрационные движения, характерные для звука Р. Вместо него будет слышен «ж». Затем повторяет еще несколько раз, после чего ребенок пробует произнести слог «жа» самостоятельно.

2. Постановка Ж от звука З.

Ребенок произносит растянуто слог «за». В этот момент специалист аккуратно меняет положение языка, приподнимая при помощи зонда его кончик к небу за передние верхние зубы.

3. Формирование правильного положения Ж от Ш.

В этом случае зонды и другие постановочные приспособления не понадобятся. Главное, помочь ребенку понять, что необходимо использовать голос. Для этого логопед просит приложить ладони к горлу, чтобы при напряжении голосовых связок чувствовалась вибрация. Затем предлагает попробовать произнести, как можно громче, звук Ш. При работе связок получится Ж.

Широко применяются пальчиковые гимнастики. Также логопед может предложить ребенку наматывать нитку на клубок и на каждый моток произносить слог, слово со звуком, который необходимо автоматизировать. В групповой работе по закреплению правильного произношения в обратных и прямых слогах можно использовать мяч.

Дифференциация звуков происходит при заучивании (чтении) скороговорок, чистоговорок, пословиц и поговорок, содержащих созвучные слова, например «пожар − базар, жал − зал». На начальном этапе используют картинки к словам.

Автоматизация [Ж] в сочетаниях слогов

1. Прочитай сочетания слогов

Жа-жа-жа

Жо-жо-жо

Жу-жу-жу

Жи-жи-жи

Же-же-же

Жа-жо-жу

Жи-же-жа

Жо-же-жи

Жу-жо-же

Же-жа-жо

Жа – жо – жу – жи – же Жи – жа – жо – жу – же Жо – жа – жу – жи – же Же – жа – жо – жи – жу Жу – жа – жо – жи – же

2. Игра «Повтори за мной». Звук дружит с разными гласными и образует с ними слоги. Давай поиграем в игру «Повтори за мной» и проговорим слова, в которых встречаются эти слоги.

Жа-жа-жа – жар;

Жа-жа-жа – жаба;

Жа-жа-жа – жало;

Жо-Жо-Жо – Жора;

Жо-жо-жо- желтый;

Жо-жо-жо- лужок;

Жу–жу-жу – жук

Жу-жу-жу- лежу

Жу-жу-жу – жулик

Же-же-же – желе

Же-же-же – жена

Же-же-же – уважение

Жи-жи-жи – жить

Жи-жи-жи – жила

Жи-жи-жи – наживка

Постановка Ж

Для произношения звука Ж важна правильная артикуляция. В создании звука участвуют губы, язык, твердое и мягкое небо, голосовые связки:

  • Губы округлены, рот раскрыт не слишком широко, зубы находятся на небольшом расстоянии друг от друга.
  • Язык широкий, приподнят к краю твердого неба (прямо за верхними зубами). Его средняя часть опущена, а боковые стороны приподняты и крепко прижаты к зубам.
  • Задняя часть спинки языка поднимается и оттягивается назад. Между ним и небом проходит сильная направленная воздушная струя.
    Мягкое небо поднято, перекрывая проход в носоглотку.
  • Голосовые связки вибрируют.

Логопедический профиль звука Ж

Ход НОД.

1. Организационный момент.

Воспитатель.

Собрались все дети вкруг.

Ты той друг и я твой друг,

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Будем мы сейчас опять

Звуки, буквы изучать,

И друг другу не мешать.

2. Введение в тему занятия.

Воспитатель.

Но сначала я расскажу вам сказку.

В одном волшебном лесу живут звуки. Некоторые из них можно легко пропеть. Как они называются? (гласные звуки). Другие звуки при произношение встречают преграду. Какие это звуки? (согласные звуки). Послушайте внимательно текст и определите, какой звук чаще всего встречается?

На лужайке живет дружная семья: ежик, ежиха и ежата. Ежики ловят жуков и ужей, а ежата нежатся на жарком солнце и ждут ужина. После ужина ежи, съежившись, засыпают под кустом ежевики.

— Какой звук повторялся?

Правильно, Ж.

Сегодня мы познакомимся со звукомIж I и буквой Ж. Нас ожидает много нового и интересного.

3. Характеристика звука IжI.

Воспитатель: Давайте произнесем звук Ж.

Дети: Ж-ж-ж.

Воспитатель: при произношении звука IжI губы округлены, зубы сближены, язычок за верхними зубами.

Воспитатель: Звук можно пропеть?

Дети: Звук нельзя пропеть. Он согласный.

Воспитатель :Правильно, ребята. Молодцы. А сейчас положите ладошку на горлышко и произнесите звук . Наше горлышко спит или работает?

Дети: Горлышко работает.

Воспитатель: Если горлышко работает, значит звук звонки А еще звук всегда твердый. Дети, дайте полную характеристику звука .

Дет :Звук согласный, звонкий, всегда твердый.

4. Игра «Будь внимателен».

Воспитатель: Ребята, приготовьте свои ладошки. Я буду произносить звуки, слоги, слова. Вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук .

Ж, Ш, Ш, Ж, Ш, Ж, З, Ж, Ж, С, Ж

ЖА, ША, ЗУ, ЖИ, ЗИ

ЖУК, ШУБА, ЖИВОТ, ЗОНТ, ЖИРАФ

Воспитатель: Молодцы, все были очень внимательными.

4. Упражнение на развитие внимания «Где спрятался звук».

Вы любите играть в прятки? Звук тоже любит эту игру. Вам нужно

по очереди подходить к доске, снять картинку и сказать, где спрятался звук : в начале, в середине или в конце слова?

Слова (жираф, жук, ёж, жезл, снежинка, жёлудь).

Воспитатель:

Отгадайте загадку:

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь.

Дети: Жук.

5. Физ. минутка.

Воспитатель: Встаньте в круг,отдохнем:

В детский сад к нам жук влетел,

Зажужжал он и запел: «ж-ж-ж».

Вот он вправо полетел –

Каждый вправо посмотрел.

Вот он влево полетел –

Каждый влево посмотрел.

Жук на нос нам хочет сесть,

Не дадим ему присесть.

Жук, вот правая ладошка,

Посиди на ней немножко.

Жук, вот левая ладошка,

Посиди на ней немножко.

Жук наверх полетел

И на потолок присел.

На носочки мы привстали,

Но жука мы не достали.

Хлопнем вместе:

Хлоп-хлоп-хлоп.

Чтобы улететь он смог.

6. Знакомство с буквой Ж.

Мы с вами произносим слоги, слова со звуком Ж, а мы можем увидеть звуки?

— Нет, мы видим и пишем буквы.

— Какой же буквой обозначается звук Ж на письме? Буква Ж.

Эта буква широка и похожа на жука.

Жук принёс нам эту букву.

С каких элементов состоит эта буква?

Покажите, где она находится в алфавите?

Чтобы лучше запомнить, давайте из палочек выложим букву Ж.

7. Работа в тетрадях.

Дети выполняют штриховку буквы Ж.

Воспитатель: напишем букву Ж в воздухе пальцем. А сейчас напишите букву Ж в тетрадях.

8. Пальчиковая гимнастика «Сороконожка».

Две сороконожки

Бежали по дорожке,

Бежали, бежали,

Друг дружку повстречали,

Так обнимали,

Так обнимали,

Что мы их ели разняли.

9. Работа с пособием «Слоговая ромашка».

Жук знает, как жужжит звук ж, а сейчас он хочет послушать, как может звучать звук I ЖI в сочетании с гласными звуками.Дети читают слоги: жа, жо, жу, же, жи.

10. Звуковой анализ слова ЖУК.

Жук принёс карточки с буквами и просит составить из них слово.

Сколько слогов в этом слове?

Сколько гласных звуков?

Ж-СОГЛАСНЫЙ, ЗВОНКИЙ, ТВЕРДЫЙ

У-ГЛАСНЫЙ

К-СОГЛАСНЫЙ, ГЛУХОЙ.

11. Составление слов из слогов. Игра «Напои жука нектаром».

(На доске изображения цветов со слогами в центре).

Воспитатель: наш жук проголодался. Ребята, вы не знаете чем его можно накормить? (Дети вспоминают, что насекомые питаются пыльцой и нектаром). Каждый из вас сможет напоить жука нектаром и накормить пыльцой, если составит слова из слогов, находящихся в серединке каждого цветка.

Дети пересаживают жучка с цветка на цветок –составляют и читают слова: лужа, кожа, сажа, жаба.

12. Итог занятия.

Жук подкрепился, остался, вами доволен, ему пора дальше в путь.

Молодцы! Вы справились со всеми заданиями.

— Чем мы сегодня занимались? С каким звуком и буквой познакомились?

— А в чем были трудности?

Постановка Ж

Для произношения звука Ж важна правильная артикуляция. В создании звука участвуют губы, язык, твердое и мягкое небо, голосовые связки:

  • Губы округлены, рот раскрыт не слишком широко, зубы находятся на небольшом расстоянии друг от друга.
  • Язык широкий, приподнят к краю твердого неба (прямо за верхними зубами). Его средняя часть опущена, а боковые стороны приподняты и крепко прижаты к зубам.
  • Задняя часть спинки языка поднимается и оттягивается назад. Между ним и небом проходит сильная направленная воздушная струя. Мягкое небо поднято, перекрывая проход в носоглотку.
  • Голосовые связки вибрируют.

Логопедический профиль звука Ж

Звук [Ж]в середине слова:

ЖАКожа, лужа, пожар, пожарный, бежать, уважать, уезжать, жарить, дрожать, ложа, рожа, вожжа, дрожат, лужайка, нет ежа, лужайка, лежанка, Снежана, нажарить, нажать, нарожать, межа, разжать, рожать, ежата, уважаемый, кинжал, деньжата, медвежата, вожак, вожатый, урожай, пижама, бежать, держать, дрожать, лежать, ужасный, баклажан.ЖООжог, утюжок, обжёг, прыжок, кружок, дружок, флажок, пирожок, ежовый, книжонка, ежонок, бумажонка, ножовка, ожог, ножонка, движок, тяжёлая, лужок, лужённый, сапожок, творожок, рожок, чужой, крыжовник, ежовый.ЖУСкажу, ежу, положу, кунжут, вижу, режу, вяжу, мажу, мажут, кожура, жужжание, жужелица, сужу, накажу, доложу, тужурка, абажур, ажур, брожу, хожу, дружу, лежу, покажу, положу.ЖИ (ЖЫ)Ужин, ножик, мужик, лужи, дружить, кружить, ежи, нажим, вожжи, режим, ожидание, оружие, бомжи, лыжи, пыжик, рыжик, дюжина, похожий, наживка, тужится, рыжий, режим, нажива, наживать, наживка, нажит, нажим, нажимать, наложить, режем, ложится, кружится, тужится, насторожить.ЖЕУже, хуже, ближе, ежевика, мороженое, ожерелье, драже, ежегодно, бежевый, бежевое, сюжет, ниже, нажечь, кажется, настороже, мозжечок, может, натяжение, напряжение, разжевать, разжечь, ряженка, ряженный, ряженье, спряжение, скольжение, неужели, уважение, этажерка, предложение, положение, умножение, служебный, лежебока.

Варианты игр:

1. «Назови и повтори»

Раскладываете перед ребенком по одной карточке со звуком  (карточки предварительно распечатать и разрезать, они представлены выше) и предлагаете назвать их. Если ребенку трудно помогаете ему, исправляя неправильное произношение звуков.

2. «Чего не стало?»

Раскладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком  (в зависимости от возраста), называя их правильно. Даете установку, что картинки надо запомнить. Когда малыш закрывает глаза одну карточку убираете и спрашиваете : «Чего не стало?»(не стало Жука, не стало Жабы и т.д). В этой игре можно меняться с ребенком местами, ведь ему тоже интересно быть в роли учителя.

3. «Что изменилось?»

Выкладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком , называя их правильно, просите запомнить. Ребенок закрывает глаза, вы меняете картинки местами. Затем просите найти изменения.

4. «Четвертый лишний»

Для данной игры берутся карточки со звуком , а также дополнительные на другие звуки (вы их найдете в галерее чуть ниже). Раскладываете перед малышом 4-5 картинок, совместно называя их. Просите ребенка назвать лишнюю карточку в ряду (н-р, жаба, лапа, жук, желе. Лишняя карточка ЛАПА, здесь нет звука ).

5. «Один-много»

Для данной игры необходимо использовать модель «Один-много»(модель найдете в галерее ниже), чтобы у ребенка была опора на наглядность. Объясняете ребенку, что прикладывая карточку к изображению с одним кружочком- предмет один, к изображению, где много кружочков — предметов много (н-р, жук— много жуков, жилетка — много жилеток, ножик — много ножиков). Не забывайте слова произносить правильно!

6. «Большой — маленький»

Эта игра также проводится с помощью модели. Модель «Большой — маленький» найдете в галерее ниже. Игра проводится по аналогии , как «Один — много». Прикладываете карточку к большому кругу — ЖУК, к маленькому — ЖУЧОК.

7. «Посчитаем»

Игра «Посчитаем»научит ребенка правильно согласовывать существительные с числительными в роде, числе. Проводится также по модели (см.галерею). Цифры в модели разного цвета: 1-зеленого, 2, 3, 4 — синего, 5 — красного

Цвета помогут обратить внимание ребенка на изменение окончаний в словах (одна — жаба, но две, три, четыре — жабы, пять — жаб). Объясните это правило ребенку и следите за окончаниями слов

Автоматизация звука «Ж» в словах. Игры на автоматизацию звука «Ж» при помощи картинок будут интересным занятием взрослого с малышом.

Заниматься можно у нас на сайте онлайн по 10-15 минут каждый день. Можно также распечатать, разрезать и играть с удовольствием.

Вам также будет интересно:

  1. Автоматизация звука Р
  2. Автоматизация звука Л
  3. Дифференциация звуков
  4. Автоматизация свистящих звуков
  5. Развитие речи
  6. Обучение грамоте
  7. Дидактические игры

Желаем всем успехов и позитивного настроения!!!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector