Какие звуки относятся к гласным

Чем отличаются гласные от согласных?

Деление на два типа звуков происходит в зависимости от техники их произношения. Певучие и «легкие» гласные, в отличие от согласных, легко произносить, тянуть, петь. Если послушать какую-либо мелодичную песню можно услышать, что они растягиваются, как пастила.

Согласные в свою очередь подразумевают какое-либо препятствие, то есть поток воздуха выходит изо рта не легко и плавно, а натыкаясь на язык, губы, зубы и так далее. Такие элементы сложно тянуть, они как будто имеют резкое окончание, причем вне зависимости от того, звонкие они или глухие, твердые или мягкие.

Интересно! С графическими символами все происходит точно также, ведь несмотря на то, что они записываются на бумаге, принадлежность к той или другой группе определяется именно по звучанию.

Мягкость и твердость согласных звуков

Далеко не каждый знает, но гласные и согласные звуки могут быть твердыми и мягкими. Это второй важнейший признак в русском языке (после звонкости и глухости).

Отличительной чертой мягких согласных является то, что во время их произношения язык человека принимает особое положение. Как правило, он сдвигается немного вперед, а вся его средняя часть слегка приподнимается. Что касается твердых согласных, то при их произношении язык оттягивается назад. Можете сравнить положение своего речевого органа самостоятельно: – , – . Следует также отметить, что звонкие и мягкие звуки звучат несколько выше, нежели твердые.

В русском языке практически все согласные имеют пары по признаку мягкости и твердости. Однако есть и такие, у которые их просто нет. К ним относятся твердые – , и и мягкие – , и .

Как заработать, если знаешь русский

Если у вас все ок с орфографией и пунктуацией (или в целом ок, несмотря на небольшие недочеты) – вы можете зарабатывать в интернете на текстах.

Поначалу доходы будут маленькие – 40-60 руб. за страницу, но постепенно вы найдете свою нишу, выйдете на заработки минимум в 200-400 руб. за страницу. Это действительно так, потому что я сам этот путь прошел, от текстовых бирж, где платят копейки, до индивидуального сотрудничества с веб-мастерами.

Если вы не знаете, с чего начать – приходите на курс “Копирайтинг с нуля”, который мы создали с Василием Блиновым. Мы расскажем простыми словами, что такое в принципе копирайтинг, как правильно писать статьи в интернет, как делать оптимизацию, проводить семантический анализ текстов.

Курс включает пять практик – вы будете писать статьи на сайты vsvoemdome.ru и iklife.ru. Мы оплачиваем каждую практику. Ученики, которые полностью проходят курс, окупают половину его стоимости и имеют в портфолио 5 текстов, опубликованных на блогах-тысячниках.

Записаться на курс “Копирайтинг с нуля”

Прописная Ы не нужна ?

Эта буква то и дело сталкивается с разного рода дискриминациями: некоторые специалисты считают, что пропись Ы должна учитывать только строчную Ы, ведь слов на нее нет. В ряде прописей для первоклассников можно заметить, что встречается только маленькая письменная Ы, так как будто заглавная буква Ы не существует вообще.

Многие могут вспомнить, как на уроках, когда изучалась прописная буква Ы, отсутствовала в учебнике и во вспомогательных материалах большая буква Ы, как во всем алфавите при изучении прописи все буквы стояли по парам, и только Ы прописная и еще мягкий и твердый знаки скромно стояли без пар, только маленькие.

Сейчас же в интернете можно встретить на форумах в общении между родителями просьбы помочь найти, как пишется прописная буква Ы.

На самом деле очень странно не учить писать большими все буквы, включая твердый и мягкий знаки, ведь эти знаки, так же как и прописная Ы образец лишили бы сомнений по поводу написания, например, слова в верхнем регистре по какой-либо причине, например, для передачи художественной выразительности.

Ы – новая и особенная

Всю неоднозначность изучения этой буквы, включая пропись Ы можно объяснить тем, что Ы для алфавита относительно новый элемент. В основе нашей азбуки лежит греческая, однако там ее нет. Нет Ы и в древних кириллических текстах. Каждая кириллическая буква имеет числовое значение, Ы – не имеет.

Если мы сейчас считаем странным то, что большая буква Ы прописью в некоторых прописях отсутствует, то давайте вспомним, что до 14-го века у Ы вообще не было своего начертания. Звук передавался знаками Ь (ерь) или Ъ (ер) + I или И. Она считалась неразрывной конструкцией, хотя состояла из двух символов, и называлась «эры» (ер + и), и только позже появилась привычная нам Ы письменная, то есть два символа объединились в один. Так Ы приобрела свой независимый статус, пусть даже только строчная буква Ы.

Ы не только новая для алфавита, она так и не появилась в других родственных алфавитах: даже маленькая Ы пропись отсутствует во всех славянских, кроме белорусского, алфавитах.

В некоторые она так и не пришла, из некоторых, например, болгарский и сербский, была исключена. В украинском на месте Ы употребляется И, а на месте русского И – I. Как И с точкой для украинского алфавита, Ы является своего рода идентификатором русского. 29-я в русском и 28-я в белорусском алфавитах, она по сути уникальна.

Базовый материал, который требуется для повторного изучения

Чтобы точно знать, в каких случаях после приставок будет писаться буква -и, а в каких -ы, рекомендуем освежить в памяти основные правила.

Необходимо усвоить!

Написание буквы -ы в соответствии с произношением вместо -и осуществляется после русских приставок, которые оканчиваются на согласную, за исключением меж- и сверх-. Например, искать-разыскать. В качестве исключения из этого правила стоит отметить слово взимать.
Написание буквы и- необходимо осуществлять в следующих случаях:
после иностранных приставок контр-, дез-, пост-, супер-, транс-, пан-, суб-. Например, контригра;
после приставок сверх- и меж-. Например, межиздательский;
после приставок, которые оканчиваются на гласную, согласно произношению

Например, выиграть.
Важно! Это правило правописания букв -ы и -и после приставок неприменимо к сложносокращенным словам. Например, спортинвентарь.

Буквы без звуков: «Ъ» и его произношение в русском языке

Правило

  • При написании разъединительного твердого знака, в звучании, после согласной — появляется йотирование последующей гласной буквы. В произношении гласных букв нет смягчения, и четко выделяется два составляющих звука: гласная буква и звук «Й». Для каждой буквы, эти звуки соединены в композицию: Ю – «ЙУ», Я – «ЙА», Ё – «ЙО», Е – «ЙЭ». Однако существует звуковое прочтение, когда гласная в слове читается без применения дополнительного звука «Й».
  • В этом варианте, ее прочтение звучит без мягкости. Существуют сложные слова, в которых пишется твердый знак: если написанное слово составлено из двух частей, где первую часть занимает слово, образованное от числительного, а вторая часть — начинается с гласной буквы: трехъярусный, четырехъярусный, двухъядерный.
  • Разделительный твердый знак пишется, если слова имеют приставку, заимствованную от иностранных слов. Это относится и к тем случаям, когда приставка при трансформации слова соединилась с корнем, образуя в конце согласную букву: адъютант, конъюнктурный, субъективный, трансъевропейский, предъюбилейный, объект. В звучание этих слов, преобладает в большей степени, йотирование гласной буквы.

Парные согласные

Что означает парность согласных? Две буквы, близкие по звучанию, при произношении которых язык занимает схожие положения, называют парные согласные звуки. Произношение согласных можно условно разделить на одноэтапные (в их создании участвуют губы и языки) и двуэтапные – первыми подключаются связки, затем рот. Те случаи, когда при произношении движения рта совпадают, и создают пары.

Сводная таблица парных согласных с учетом твердости и мягкости

Зв.
Гл.

В речи свойственно не выговаривать каждую букву, а «съедать» ее. Это не является исключением только русской речи. Подобное встречается практически во всех языках мира и особо контрастно заметно в английском. В русском этот эффект подвластен правилу: парные согласные звуки подменяют (на слух) друг друга во время речи. К примеру: любовь – .

Но не все имеют свою пару. Есть не похожие по произношению ни на какие другие – это непарные согласные. Техника воспроизведения отличается от произношения прочих звуков и объединяет их в группы.

Парные согласные

Фонетические процессы, связанные с согласными

По этим процессам я позже напишу отдельные статьи, пока что перечислю их списком и охарактеризую кратко:

  1. Оглушение – когда звонкий находится на конце слова и произносится как глухой: дуб – , нож – . Из-за оглушения часто появляются омофоны – слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному. Например, плод и плот произносятся как , луг и лук – . Значение этих слов при восприятии речи на слух определяется только в контексте.
  2. Озвончение – когда после глухого стоит звонкий, происходит обратный процесс – озвончение. В слове “пересдача” на месте буквы “с” произносится звук “з” из-за звонкого “д”. Транскрибировать надо так: . В вузе этот процесс называется ассимиляцией по звонкости.
  3. Смягчение или ассимиляция по мягкости – когда твердый произносится мягко из-за мягкости следующего за ним звука. Слово “трость” звучит как . Смягчение не всегда происходит последовательно. Одни люди произносят “дверь” с мягким “д”, другие – с твердым.

Обязательно подпишитесь на обновления сайта, чтобы ничего не пропустить.

В каждой статье я рекомендую подборку книг для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ. Пособия ниже вы также можете использовать для повторения или систематизации знаний в любом классе обучения.

  1. Е. С. Симакова. Русский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ.
  2. Гераськина В. И. Сборник учебно-справочных материалов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку (г. Саранск).
  3. Чмирь О. Б. МАТЕРИАЛЫ К ЕГЭ—2019. Справочный материал по русскому языку (г. Алдан).
  4. Нестерова С. Л. Справочник для подготовки к ГИА по русскому языку (п. Советский Выборгского района Ленинградской области).

Недавно я опубликовал подборки курсов по русскому – посмотрите, цены вполне приемлемые, а преподают лучшие педагоги России:

  1. Подготовка к ЕГЭ.
  2. Подготовка к ОГЭ.
  3. Подготовка к ВПР.
  4. Курсы по русскому языку (общая статья, для детей и взрослых).

Как произносится Ы

Тем, для кого русский родной, произношение Ы не проблема, а вот тем, кто только учит великий и могучий, русская буква Ы дается нелегко. Буква Ы гласная, которая указывает на твердость предыдущей согласной.

Специалисты по постановке произношения обычно учат произносить Ы через корректировку У или И. Согласно первому приему нужно произнести У, пытаясь растянуть губы как при произношении И. Или проговаривать «УИ», меняя только положение губ: последний звук будет звучать как Ы. Согласно второму приему, следует проговорить И, оттягивая язык назад, можно даже придержать его каким-то предметом, например, карандашом или ложкой.

Гласные после приставок

«Зачем эти правила? Можно писать так, как слышится!» – такие фразы приходилось слышать, наверное, всем. Но на самом деле писать так, как слышишь, совсем неудобно. И правило, которое мы сейчас будем рассматривать, – подтверждение этому факту.

Дело в том, что правописание И и Ы после приставок противоречит основному, фонематическому, принципу русской орфографии. Эти слова пишутся по несвойственному ей фонетическому принципу: как слышится, так и пишется. Однако от ошибок это отнюдь не уберегает, скорее напротив, провоцирует их. Это объясняется тем, что многие из нас отнюдь не отличаются идеальным фонетическим слухом, который встречается не чаще, чем идеальный музыкальный. Иначе мы легко делали бы фонетические разборы, и учить бы ничего не пришлось.

Основной принцип русской орфографии – фонематический. Это значит, что в слабой позиции (например, безударной) пишется то же, что и в сильной (например, под ударением).

Проблема еще и в том, что ни одна из гласных, указывающих на смягчение предыдущего согласного, на самом деле не смягчает последний звук приставки. Если за ней следуют Е, Ё, Ю, Я, то после приставки перед этой гласной ставится твердый знак. Если же в этом месте оказывается И, то она превращается в Ы.

Согласные буквы и звуки мягкие и твердые: таблица

Согласные, как и гласные могут быть как твердыми, так и мягкими. Например, в слове «Река», бука «Р» мягкая, а слове «Рука» – твердая. Вообще, на мягкость и твердость звуков в слове влияет несколько факторов. Например, местоположение звука в слове. Смягчают звуки йотовые гласные («Е», «Ё», «Ю» и «Я») и дифтонги, которые стоят после согласных. Например:

  • «Белый»
  • «Любовь»
  • «Пятница»

Также смягчает звуки буква «И», а ее антипод «Ы», напротив, делает звук твердым. Важную роль играет наличие мягкого знака в конце слова:

«Лен» и «лень»

Мягкий знак может смягчить звук, даже если находится внутри слова:

«Коньки»

Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс

Упражнение 1,
Канакина, Горецкий, Учебник

Упражнение 6,
Канакина, Горецкий, Учебник

Упражнение 1,
Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь

Упражнение 1,
Климанова, Рабочая тетрадь

Упражнение 23,
Полякова, Учебник

Упражнение 30,
Полякова, Учебник

Упражнение 32,
Полякова, Учебник

Упражнение 10,
Чуракова, Учебник

Упражнение стр. 40,
Чуракова, Учебник

Упражнение 47,
Чуракова, Учебник

2 класс

Упражнение 84,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 50,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 56,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 26,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 54,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 33,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 35,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 40,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 43,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 6,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Петленко, Романова, Учебник, часть 1

3 класс

Упражнение 265,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 87,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 95,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 37,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 28,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 123,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 34,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 38,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 253,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

Упражнение 1,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

4 класс

Упражнение 107,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 109,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 146,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 3,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

Упражнение 6,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

5 класс

Упражнение 310,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 1,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 182,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 192,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 193,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 30,
Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Александрова, Учебник, часть 1

Упражнение Задачки стр. 28,
Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Александрова, Учебник, часть 1

Упражнение 55,
Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Александрова, Учебник, часть 1

Упражнение 57,
Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Александрова, Учебник, часть 1

Упражнение 59,
Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Александрова, Учебник, часть 1

6 класс

Упражнение 213,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

7 класс

Упражнение 481,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 21,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 22,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 23,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 24,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 28,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 30,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 36,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 321,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 550,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Проявления заболевания

Наиболее распространенные проявления аллергии у грудничка:

  1. Насморк
  2. Чихание
  3. Слезоточивость
  4. Отеки
  5. Кожная сыпь
  6. Чешутся глазки

Признаки замедленной аллергической реакции:

  1. Запор
  2. Срыгивание
  3. Колики
  4. Экзема
  5. Понос

Признаки аллергии, требующие неотложной медицинской помощи:

  1. Затруднение дыхания (особенно опасно у новорожденных)
  2. Прогрессирующие отеки в области лица и шеи
  3. Анафилактический шок
  4. Причины аллергии

Распространенные причины аллергии грудных детей:

  1. пищевая
  2. респираторная
  3. контактная

Если мама или папа – аллергики, шансы у грудничка быть аллергиком увеличиваются. Кроме этого, предрасположенность к заболеванию увеличивают патологии развития беременности: мамина анемия, токсикозы, угроза выкидыша, гипоксия новорожденного и прочие. У новорожденных аллергические болезни развиваются в связи заболеваниями кишечника (кишечной инфекции, дисбактериозом), при поражениях центральной нервной системы (перинатальной энцефалопатии), лечении антибиотиками, раннем искусственном вскармливании. Позже основными причинами заболевания становятся нарушения питания и условий жизни ребёнка, инфекции, лекарства и прививки. Обыватели считают пищевую аллергию наиболее распространенной. На самом деле продукты питания становятся её виновниками лишь в 14% случаев у взрослых людей. Для сравнения, плесневые грибки являются причиной в 30% случаев. Частота пищевой аллергии у детей до года по различным данным колеблется от 15 до 40%. Аллергия – болезнь цивилизованного мира. Жизнь в мегаполисе, огромное количество химических веществ в быту, загрязнение окружающей среды – сколько факторов, провоцирующих развитие роста случаев заболевания, создано руками человека!Лечение аллергии у грудничка должно начинаться с подтверждения диагноза специалистом! Трудно определить, что послужило причиной высыпаний, насморка. Сыпь у новорожденных является поводом обратиться к педиатру. Лечить можно только медикаментами, назначенными врачом.

Алфавит

Язык — это главное изобретение человечества. Причем у каждого народа, который создал свой язык он отличается особенностями, свойственными этому народу. На определенном этапе развития общности, которая использует тот или иной народ, появляется потребность в записывании звуков речи, соединенные в слова и предложения. Так появилась письменность, а одновременно с ней алфавит. То есть набор всех букв используемой в письменности, стоящих в строгом порядке.

Алфавит русского языка насчитывает 33 буквы и выглядит следующим образом:

Порядок букв в русском алфавите

Алфавит — это база любого языка, которую необходимо знать всем, кто его изучает. Можно ли научиться говорить без знания алфавита? Конечно. Но, кроме возможности излагать свои мысли, нужно научиться писать и читать. А это сделать без знания алфавита невозможно.

Сегодня у детей очень много различных пособий для изучения алфавита. Вы можете купить специальные флеш-карточки, магниты, небольшой букварь, который ребенок может брать с собой на прогулки или в поездки.

В нашу компьютеризированную эпоху электронные гаджеты также можно призвать в помощь при изучении алфавита. Печатайте буквы в текстовых приложениях и называйте звуки которые их обучают. Можно подключить воображение и использовать графические редакторы, изменять шрифты и добавлять заливки. Создайте собственный алфавит, который будет интересен ребенку. Тогда и обучение пойдет быстрее и эффективнее.

Шипящие согласные буквы

Согласные «Ж», «Ш», «Ч» и «Щ» называют шипящими. Эти буквы вносят некоторую изюминку в наш язык. При этом, делают его очень трудным. Ребенок еще во время изучения этих букв должен знать правила:

  • «ЖИ» — «ШИ» пиши с «И»
  • «ЧА» — «ЩА» с буквой «А»
  • «ЧУ» — «ЩУ» с буквой «У»

Буква «Ж» звонкая, а остальные три («Ч», «Ш» и «Щ») глухие

Важной особенностью этих звуков является то, что произнести из без открывания рта не получиться. Сравните их произношение с произношением «М» или «Н»

Для произношения шипящих согласных обязательно должна быть щель между губами, через которую будет выходить воздух, создавая акустическое сопровождение этих звуков.

Фонетический разбор гласного звука

При фонетическим разборе в большинстве случаев достаточно указать, является ли гласный звук ударным или безударным.

Гласный звук не может иметь никаких других характеристик, он не бывает ни звонким, ни мягким, ни парным или непарным. Иногда просят еще писать «йотированный» про звуки, обозначаемые буквами Е, Ё, Ю, Я.

Необходимо помнить, что звуков «е», «ё», «ю», «я» в русском языке не существует. Эти буквы обозначают

  • два звука , , , в абсолютном начале слова, после гласной или после твердого и мягкого знака;
  • один звук после согласной.

Эта информация представлена в таблице.

Какие звуки обозначают Е, Ё, Ю, Я?

В начале слова

После гласной

После Ъ и Ь

После согласного

, , ,

, , ,

, , ,

После Ж и Ш пишется буква и, но она обозначает звук .

Что мы узнали?

Ознакомившись с информацией в статье, мы узнали, что количество гласных букв в русском алфавите не соответствует количеству гласных звуков. Если гласных звуков 6, то букв для их обозначения 10. Также мы узнали о том, какие звуки называют йотированными.

  1. Вопрос 1 из 10

Начать тест(новая вкладка)

Почему Ы не бывает первой?

Есть всего лишь одна-единственная буква, обозначающая гласный, который никогда не бывает в начале слова. Почему же так ведет себя Ы? Самая скромная? Оказывается, у лингвистов до сих пор нет насчет этого единого мнения.

В стране существует две фонологические школы, московская и питерская, представители которых имеют разные позиции по поводу того, почему букве Ы не досталось первого места.

Представители московской считают, что Ы – только один из вариантов звучания фонемы , не может начинать слово, поскольку вначале бывает только основной вариант любого звука.

Оппоненты не относят Ы к вариантам, считая, что Ы гласная вполне полноценна, то есть являет собой отдельную фонему , и это доказывается тем, что некоторые слова, пусть даже имена собственные, все же начинаются на Ы. Например, имя недавнего гостя России, главы КНДР – Ким Чен Ын.

С другой стороны, речь идет о заимствованиях, поэтому их можно не учитывать, поэтому спор не решен. Зато обе школы единодушны во мнении, что в середине слова Ы встречается только после твердых согласных, поскольку после мягких может быть только И .

Вузовская классификация – для участников олимпиад и будущих лингвистов

В вузе гласные классифицируются иначе: по рядам, подъему, лабиализации. Вузовскую классификацию надо знать, если вы хотите участвовать в олимпиадах по русскому, стать в будущем лингвистом/филологом или если вам надо с нуля выучить английский или другой иностранный язык.

Гласные могут относиться к переднему, среднему или заднему ряду. Это зависит от положения языка. Когда мы произносим И или Э, язык чуть выдвинут вперед – они относятся к переднему ряду. Когда произносим А или Ы – язык находится примерно в середине ротовой полости – А и Ы относятся к среднему ряду. Чтобы произнести О и У мы “задвигаем” язык к гортани, поэтому они относятся к заднему ряду.

Однако при произнесении гласных мы не только “выдвигаем” и “задвигаем” язык, мы еще поднимаем его или опускаем. Сильнее всего язык поднят, когда произносятся У, И, Ы – они относятся к верхнему подъему. Чтобы произнести О, Э нужно чуть опустить язык – они среднего подъема. А вот при произнесении А язык и челюсть вообще в самом низу – это гласный нижнего подъема.

Когда мы произносим О и У – наши губы напрягаются. Причем в случае с У – сильнее, мы даже вытягиваем их в трубочку. О и У из-за этого относятся к лабиализованным звукам – таким, в образовании которых задействованы губы. Когда произносятся А, И, Э, Ы – губы почти не задействованы, поэтому эти звуки – нелабиализованные.

Вот таблица, которую я очень хорошо помню с практикумов по фонетике на первом курсе филологического факультета:

Однако в лингвистике кроме переднего, среднего и заднего рядов выделяются еще первый и второй ряд.

Гласные первого ряда указывают на твердость предшествующего согласного, так же, как твердый знак. К ним относятся: А, У, О, Ы, Э. Когда мы видим буквосочетания с ними, мы понимаем, что читать надо без мягкости: кРЫСА, СОВОк, СЭКОНОмить.

Звуки второго ряда: Е, Ё, Ю, Я, И. Они указывают на мягкость предшествующего согласного: НЕбо, ТЁтя, НЯНЯ, НИть, НЮНИ.

Попробуйте произносить разные звуки и понаблюдайте за артикуляцией. Пригодится, когда будете работать над произношением слов в иностранных языках.

Вам нужен сборник, в котором была бы вся теория по русскому – для подготовки к ЕГЭ, ГИА или просто для систематизации знаний? Я нашел в интернете вот эти четыре пособия, на мой взгляд – идеальные варианты. Весь материал есть, много таблиц, главное выделено подчеркнутым/полужирным – воспринимается очень легко.

  1. Е. С. Симакова. Русский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ.
  2. Гераськина В. И. Сборник учебно-справочных материалов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку (г. Саранск).
  3. Чмирь О. Б. МАТЕРИАЛЫ К ЕГЭ—2019. Справочный материал по русскому языку (г. Алдан).
  4. Нестерова С. Л. Справочник для подготовки к ГИА по русскому языку (п. Советский Выборгского района Ленинградской области).

Пригодится и ученикам, и учителям. Напишите свой электронный адрес здесь, я вышлю вам все 4 пособия одним архивом сразу же. Файлы проверены, вирусов нет.

Заключение

Сделаем шпаргалку:

  1. Согласные звуки – такие, при произнесении которых выдыхаемый воздух встречает на своем пути преграды (язык, зубы, губы).
  2. Бывают твердые и мягкие. Ж, Ш, Ц – только твердые, Ч, Щ, Й – только мягкие.
  3. Бывают звонкие (произносятся с голосом и шумом) и глухие (только с шумом).
  4. Только глухие: , , , . Только звонкие (сонорные): , , , , .
  5. Непроизносимые – не произносятся в словах (лесТница).
  6. Удвоенные – два согласных (осенний). Если в корне – слово заимствованное (тонна).
  7. Оглушение – звонкий стал глухим на конце слова (хлеБ).
  8. Озвончение – глухой стал звонким под влиянием последующего согласного: (Сдача).
  9. Смягчение – твердый стал мягким под влиянием последующего мягкого (троСть).

Видео по теме:

Если бы вы писали эту статью – какой материал вы бы добавили? Какой бы убрали? Почему?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector