Наказывать ребенка, как?

Куда обращаться?

В случае нарушения прав ребенка в школе родители, в первую очередь, должны обратиться за разъяснениями к педагогу или администрации школы. Если разъяснения родителей не удовлетворили, они имеют право подать письменную жалобу на имя директора образовательного учреждения и получить письменный ответ относительно сложившейся ситуации. Если письменный ответ также не удовлетворил родителей, можно обращаться в вышестоящие органы управления образованием.

Отталкиваясь от характера нарушений прав ребенка, можно обращаться к региональному уполномоченному по правам ребенка, в местные органы опеки и попечительства, в прокуратуру, полицию, суд.

В случае нарушения прав и законных интересов детей родителями либо опекунами, а также в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей по воспитанию, образованию, при злоупотреблении родительскими правами сам ребенок имеет право обратиться за защитой в органы опеки и попечительства, а при достижении подростком возраста 14 лет — в суд.

Заявить в компетентные органы о нарушении прав несовершеннолетнего могут:

  • сам ребенок;
  • родители или законные представители ;
  • родственники;
  • соседи и школьные учителя;
  • третьи лица, ставшие свидетелями нарушения прав.

Бить или не бить – вот в чем вопрос

Вопрос бить или не бить своих детей возникает у каждого из родителей. Реакция ребенка на простой шлепок сравнима с реакцией взрослого человека на применение к нему насилие. Чувство мести овладевает малышом, и он начинает искать способы отомстить за себя. Когда на свет появляется маленькое чудо, папа и мама окружают его заботой и любовью. Но, к сожалению, люди не совершенны, в порыве гнева или устав от бессилия в попытке урезонить маленького егозу, непроизвольно поднимается рука. Состояние аффекта объяснимо, но неприемлемо.

Взрослым следует работать над своим эмоциями, иначе может произойти физическое или моральное травмирование малыша.

Стыд, огорчение, укоры совести – расплата за необузданную ярость. Для успокоения можно просто посчитать до десяти или выйти ненадолго из комнаты, негромко хлопнув дверью. Если насилие все же произошло, следует обязательно попросить прощения у ребенка.

Справедливое и несправедливое наказание детей

Никогда не следует учинять расправу над ребенком, не разобравшись в причинах его непослушания. Зачастую поведение взрослых провоцирует малышей на совершение проступка. Нужно попытаться стать на место ребенка, это поможет прийти пониманию, почему он сделал так, а не иначе.  Дети совершают негативные действия, как правило, не имея задней мысли. Просто взрослые им своевременно не объяснили, как надо себя вести в том или не ином случае.

Прежде чем приступать к карательным мерам, следует уточнить у малыша, осознали ли он, то, что вести себя так неправильно и за плохие поступки приходит расплата. Не следует применять суровое наказание за неосознанные проступки. В данном случае уместной будет содержательная беседа.

Величина наказания за провинность не может быть преувеличена. Необоснованные и несправедливые взыскания приведут к полному отторжению чада от родителей, в том числе вызовут агрессию и непокорность у ребенка.

Ответственность родителей за нарушение детьми ПДД

Так как официально водить легковой автомобиль разрешено только с 18 лет, несовершеннолетние чаще попадаются на нарушениях ПДД во время езды на мотоцикле или ином двухколесном транспорте. В таком случае права можно получить с 16 лет, что автоматически делает водителя административно-ответственным лицом.

Здесь важно обратить внимание на то, что, согласно ч. 2 ст. 32.2 КоАП РФ, штраф взыскивается с родителей правонарушителя, если он не имеет постоянного заработка или иного источника дохода

Распространенные случаи нарушения ПДД и штрафные санкции по КоАП:

32.2 КоАП РФ, штраф взыскивается с родителей правонарушителя, если он не имеет постоянного заработка или иного источника дохода. Распространенные случаи нарушения ПДД и штрафные санкции по КоАП:

  • непристегнутый ремень безопасности, езда без мотошлема — 1 тыс. рублей (ст. 12.6);
  • отсутствие права на управление транспортным средством — 5-30 тыс.рублей (ст. 12.7);
  • езда в нетрезвом состоянии — 30 тыс. рублей (ст. 12.8);
  • превышение скорости — 500-5 тыс. рублей (ст. 12.9);
  • проезд на запрещающий сигнал светофора — 800-5 тыс. рублей (ст. 12.12).

В отдельных случаях нарушителя могут лишить прав или арестовать на 15 суток. Родители оплачивают как всю сумму штрафа, так и его часть, если несовершеннолетний может самостоятельно внести некоторую сумму.

Если ребенок не достиг возраста административной ответственности, то и наказания не последует ввиду отсутствия состава правонарушения.

Правила наказания детей

При воспитании приоритеты нужно отдавать словесным порицаниям:

  • дети не воспринимают большое количество «нельзя», поэтому запретов должно быть немного;
  • каждое табу подлежит объяснению;
  • на один запрет – два разрешения. Как пример: «обои не разрисовываем, давай сделаем красивой старую газету либо попишем в тетради»;
  • все близкие родственники придерживаются установленных запретов;
  • иногда совершать исключения из правил, например: «на День рождения можешь не ложиться спать днем».

Нельзя учинять расправы над детьми за:

нерасторопность (случайно разбитую чашку);
ревнивые чувства (к родителям, братикам, сестричкам);
неумелые навыки (застегнуть пуговицу, завязать шнурок);
любознательность или активность;
отказ от приема пищи или от сна;
рассредоточенность (дети не могут долго удерживать внимание на одном предмете).

Когда допустимо физическое наказание детей

Полностью отвергать физическое наказание не стоит. Когда малыш сжимает кулаки и набрасывается на взрослого, а потом получает по заслугам, это подводит его к пониманию, что реакция на силу может быть незамедлительной. Такие воспитательные меры учат ребенка владеть своими чувствами и в будущем устанавливать контакты в доброжелательной форме.

Боль способствует восприятию опасности. Потянув животное за хвост, и получив отпор в виде царапины или укуса животного, карапуз учится распознавать опасность. Уроки от полученных ожогов, ссадин, шишек помогают в дальнейшем ограничивать опасность, уходить от повторения ошибок.

Небольшая боль, полученная от любящих рук, ассоциируется с пережитыми неприятностями от опасностей. Форме взысканий надо быть лояльной: порка ремнем, а не избиение; слабый нажим на болевые точки, пощипывание мышечных тканей, а не мощное давление на органы.

Можно ли шлепать детей?

Самым худшим и необоснованным способом наказания является телесная мера воспитания. Многие с этим спорят, считая, что их в детстве пороли и они выросли полноценными людьми. На самом деле, в порке нет ничего из воспитательных мер. Это обычное унижение на физическом уровне.

Однозначно стоит отметить, что, пожалуй, ни один вопрос в детской психологии не является столь дискутируемым и обсуждаемым, как физическое наказание. Есть как его сторонники, так и противники.

Чтобы принять ту или иную сторону, стоит все-таки понимать, что шлепание может привести к испорченным отношениям, детской психологической травме.

Как правильно наказывать малышей

Для результативного наказания вы можете прибегнуть к следующим современным мерам воздействия и их разнообразным формам:

Лишение развлечений, любимых лакомств, игрушек

Не переусердствуйте, детка не должен быть лишен жизненно важных вещей, таких как еда, сон, отдых. А вот лишить сладостей или телефона можно запросто.

Использовать «стул для раздумий»

Психологи рекомендуют сажать ребенка на специальное место, на котором малыш должен обдумать свое поведение. На стуле раздумий необходимо находиться столько минут, сколько малышу лет. После того, как время на размышление закончилось, следует обсудить, что именно было не так в поведении карапуза и что нужно предпринять, чтобы исправить ситуацию.

Лишение карманных средств

Такой метод подойдет для подростков, которые уже получают некоторые денежные вливания от родителей. Педагоги советуют не лишать их всей суммы, а только части денежных средств.

Воспитательная беседа

Разговаривать с малышом нужно еще с ранних лет. Авторитетное мнение родителей – важный воспитательный момент в формировании личности карапуза. Говорите спокойно, без криков и истерик, так детка гораздо лучше поймет то, что вы пытаетесь до него донести.

Комендантский час

Для детей подросткового возраста действенным методом станет временное ограничение общения с друзьями и сверстниками

Исправление ошибок

Довольно эффективно действует возможность самостоятельно исправить допущенные ошибки. Детка разлил чай на полу? Вручите ему тряпку и дайте возможность убрать за собой.

Способ логических последствий поступка

Основой этого метода является желание родителей не наказать, а научить карапуза, показать логическую взаимосвязь между проступком и тем, что происходит после. Результат достигается за счет выполнения следующих шагов:

Знакомство с моделью поведения. Взрослый должен донести до малыша информацию о том, какого именно поведения ожидают от него окружающие. Не о том, как делать не следует, а о модели правильного поведения.
Дайте выбор. Обязательно скажите, что у крохи есть выбор: если он отзывается на вашу просьбу и делает так, как вы говорите, то все идет гладко. Если же выбор детки не соответствует требованиям взрослого, он должен быть готов к последствиям.
Логика важна. Желательно, чтобы проступок и последствия были логически связаны. Например, вовремя не выключил телевизор – на следующий день его вовсе не включаешь.
Следите за тоном. Не кричите и не оскорбляйте малютку. Поясняйте спокойно, дайте понять, что у него всегда есть право выбора действий.
Требования к наказаниям. Последствия выбора не должны длиться слишком долго, тогда кроха будет понимать, что у него скоро появится шанс исправить ситуацию.
Просите повторить ваши пояснения

Это крайне важно, чтобы ребенок понимал, что именно вы от него хотите.
Не жалейте похвал. Если детка выполнил вашу просьбу, обязательно похвалите и поощрите его

Поощрение детей не менее важно, чем наказание. Расскажите, как вам радостно, что малыш старается.
Санкции и последствия. Если кроха все же ослушался, обязательно выполните то, что обещали. Не говорите: «Я же предупреждала!», просто сделайте так, чтобы чадо увидело связь между нежелательным поведением и санкциями, которые последовали.

Каждый человек имеет право ошибаться, тем более такой неопытный как ребенок. Поэтому будьте терпеливыми и адекватными взрослыми, помогайте малышу исправить свое негативное поведение. Чаще рассказывайте о своих промахах в детстве, о том, как вам удалось справиться с проблемами дома и в школе. Применяйте наказание, взвесив все «за» и «против».

Когда нужно наказывать?

Давайте будем честными. Мы часто прибегаем к наказанию или к угрозе наказанием, когда дети становятся неудобными. Когда они перестают укладываться в ту картину личного комфорта, которую мы себе рисуем. Вообще или в конкретный момент.

Но все-таки не всегда дети не слушаются из вредности. Кроме того, они действительно отдельные личности. У них тоже может быть личное пространство и свобода в нем.

Проявления агрессии по отношению к людям и животным, демонстративное грубое поведение, сознательное нарушение установленных правил нужно пресекать. Все остальное, не выходящее за рамки, может стать предметом спокойной беседы.

Альтернативные методы наказаний

И. Кон даёт такое определение наказанию. “В самом общем значении слова, наказание — это применение к человеку или животному каких-то неприятных или нежелательных для него мер воздействия, причинение ему страдания в ответ на неповиновение или нежелательное, антинормативное поведение.

Мы должны понять, чего мы хотим добиться — «отомстить» ребёнку за его «неправильное» с нашей точки зрения поведение или дать ему инструменты для лучшей приспособляемости в социуме и жизни? Если второе, тогда прежде чем наказать за что-то нужно убедиться, что ребёнок чётко понимает, чего от него хотят, понимает для чего это нужно и может (а иногда и хочет) это выполнить.

Для этого нужно соблюсти ряд предварительных требований:

  • Избавиться от необоснованных ожиданий — не нужно наказывать четырёхлетку за разбитую чашку, он неловок в силу возраста и неспособен понять цену чашки по той же причине. Просто купите ему пластмассовую.

  • Личный пример. Хотите, чтобы ребёнок был вежлив — здоровайтесь с соседями, хотите, чтобы он не рвал цветы — объясняйте это, не рвите их сами, не наступайте на жуков.

  • Чёткие границы. Научитесь устанавливать чёткие границы (для этого нужна работа над собой): «Подожди, пока мы с папой договорим; не заходи в ванную комнату, пока я умываюсь», это поможет и ребёнку очень быстро осознать собственные границы, собственную идентичность, а значит с ним легче будет договориться.

Ну и собственно альтернативные наказания. Нужно помнить, что они будут работать, только, если выстроена система взаимодействия: есть чёткие понятные правила, границы, запреты, и они не меняются из-за хорошего/плохого настроения родителя.

Принуждение , если вы понимаете, что что-то сделать надо, а ребёнок не хочет, значит, вы должны добиться исполнения этого
Запрет. Чёткие запреты помогают ребёнку держаться в рамках и не допускают двойственных толкований и недомолвок.

Оба этих способа призваны изменить саму ситуацию, а не отомстить ребёнку никак не связанным с самой ситуацией способом и не влияющим на неё непосредственно.

Например: ребёнок сидит на траве, пачкая белые штаны, мама разговаривает с подругой, увидев, что делает ребёнок, она просит его этого не делать и продолжает разговаривать. Ребёнок, предоставленный самому себе, продолжает возиться в травке, не придавая особенного значения словам матери. Так может продолжаться довольно долго — он возится, мать периодически просит его этого не делать, всё громче и строже и, возможно, дойдёт до крика или шлепка, но это не приучит ребёнка к чистоте, и не заставит уважать мамин труд, а только расстроит малыша, и сожжёт нервы матери. Что нужно было сделать вместо этого

Если чистота штанов действительно важна — после прогулки намечались гости или ресторан — значит, мать должна физически не дать ребёнку возиться в траве. Держать его за руку, или отойти в место, где нет травы, ну или даже прервать разговор и занять ребёнка чем-то интересным, это же ей важна чистота

Это и есть принуждение к тому поведению, которое вам важно.

Постоянные повторения сводят авторитет родительских слов не нет, ребёнок просто перестаёт вас слышать и придавать значение вашим словам

Если для вас действительно важно, чтобы он что-то сделал/не сделал, то попросите один раз, а затем добейтесь исполнения просьбы, в ином случае не сотрясайте воздух.. — И Король всех наказаний, хотя, по сути, это и не наказание вовсе: Метод Естественных Последствий.

— И Король всех наказаний, хотя, по сути, это и не наказание вовсе: Метод Естественных Последствий.

Взрослый мир строится не на принципе наказаний и наград, а на принципе естественных последствий. Что посеешь, то и пожнёшь — и тем взрослый и отличается от ребёнка, что он должен и может просчитывать последствия принимаемых им решений и нести за них ответственность.

Если вы плохо работаете — вас уволят, не для того чтобы наказать, а потому что нужно, чтобы работа была сделана. Если вы пилите мозг мужу — он уйдёт, не в наказание, а потому что ему надоест. Если вы будете есть колбасу на диване — ваше здоровье испортится, и т.д.

Наша задача как родителей, дать ребёнку столкнуться с естественным последствием его действий. Конечно, в разумных пределах. Только так у него сформируются чёткие правила и причинно-следственные связи, основанные на собственном опыте.

С какого возраста можно наказывать ребенка?

Наказание в возрасте до 2-2,5 лет не несет никого смысла. Ребенок, скорее всего, поймет лишь одно – родители перестали любить его, и не разрешают играть в обычные игры. В этот промежуток взросления малыш понимает, что его игрушка сломана, а постель испачкана карандашами или красками, но его мышление еще не достаточно развито для того, чтобы связать вместе от чего это получилось и кто в этом виноват. Поэтому, гораздо проще не наказывать ребенка в 2 года, а планомерно объяснять ему как обходиться с вещами и предметами, почему тарелка может разбиться, а машинка может лишиться колесиков.

Можно ли наказывать ребенка в 2 годика? Нет, скорее просто пожурить и собственным примером показать, какие поступки могут порадовать близких людей, а какие огорчить.

Умение управлять собственными поступками и поведением приходит к малышу в 2,5-3 года. Но и в этом возрасте наказывать непослушного ребенка нужно правильно. Прежде всего, не кричите, старайтесь рассказать малышу, что он не прав строго, но спокойно. Пройдет еще пол года или год, и кроха начнет отличать хорошие поступки от плохих. Однако боясь вашего гнева, скорее всего, не расскажет сам, что именно он натворил.

В трехлетнем возрасте ребенок начинает чувствовать независимость и очень часто идет наперекор своим родителям не потому, что чувствует правоту, а потому, что старается показать, насколько сильно он уже может сопротивляться. Как наказывать ребенка в три года, если он начал показывать свое «я» и стоять на своем во что бы то ни стало?

Выбирая, как правильно наказывать ребенка в 3 года нужно учитывать и то, насколько вы сами можете управлять в данную минуту своими эмоциями, умеете ли выслушать малыша, уделить время для разговора и детального разбора его поступка. Ведь, как известно, этот возраст славится своим «Почему?», и может быть, вызвав интерес у крохи, вы сможете раз и навсегда остановить порчу обоев в прихожей или «игру за хвостик» с котенком.

В возрасте от 3 лет и старше причин непослушания может быть несколько, и как наказать ребенка в 4 года и старше, зависит именно от того, почему он поступил неправильно:

  • Малыш самоутверждается;
  • Кроха испытывает недостаток вашего внимания и старается обратить его на себя;
  • Взрослый обещал что-то и не сделал, и теперь ребенок старается изо всех сил «насолить» взрослому обидчику;
  • Малыш потерял веру в себя, слыша каждый раз какой он «недотепа», «не аккуратный» и «не умелый», и решил подтвердить мнение родителей.

Выбирая наказание, помните, что вслед за ним обязательно последует прощение, а значит – вы никогда не должны напоминать малышу о случившемся.

За что нельзя наказывать ребёнка?

И родителям, и детям стоит понимать, за что можно, а за что нельзя наказывать собственного ребенка.  Список так называемых проступков должен быть ясным и понятным, дабы малыш все время понимал, что совершает оплошность. Нередко родители совершают ошибку.

За одно и то же действие сегодня могут наказать, а завтра даже и не обратят внимание. Именно грамотное и четко спланированное поведение родителей поможет детям разграничивать свои поступки

Наказывать ребенка не рекомендуют за:

Любознательность (прыжок в лужу может означать желание померить её глубину и понять, что находится под водой; разбор предметов помогает понять, из чего они состоят).
Возрастные особенности (неумение говорить, ходить вовремя на горшок, быстро мыслить, бегать).
Психологическое состояние во время болезней (дети в это время становятся особенно плаксивыми, раздражительными, нервными и требующими повышенного внимания).
Неосторожность (пролил стакан с водой, упал на улице, наступил в грязь).
Естественные эмоции (ревность, зависть, обида).

Таким образом, родители должны изначально поговорить с малышом, а потом уже делать выводы. Например, ребенок мог разбить дорогое блюдце из любимого маминого сервиза. Но позже выяснится, что малыш хотел испечь торт и положить его на это блюдце. Соответственно, подобное действие уже не требует серьезного наказания.

Основные виды наказаний детей взрослыми

  1. Ограничение в правах (запреты). Как правило, применяется такое наказание ребенка в семье, и его, пожалуй, можно считать самым мягким из всех. Чаще всего к нему прибегают в том случае, когда хотят добиться выполнения того или иного действия. Например, если ребенок не желает убирать игрушки, то его ограничивают, запрещая смотреть мультфильмы или идти на прогулку со сверстниками. В большинстве случаев такая методика действует. Ребенок с большим энтузиазмом выполняет то, что от него требовалось. Также ограничивать на определенное время права можно в качестве наказания за какой-нибудь проступок. Но при этом ограничение должно быть тесно связано с ним, чтобы для ребенка была четко видна логическая связь. Иначе в следующий раз он будет стремиться просто избежать наказания, не осознавая его причин. Например, если ребенок отказывается собирать игрушки, то можно запретить ему брать их на некоторое время. Период, в течение которого будет действовать запрет, тоже должен быть адекватным. В противном случае ребенок станет обвинять родителей в несправедливости.
  2. Наделение дополнительными обязанностями. Этот вид наказаний нередко применяется не только в семье, но и в школе, а также и во взрослой жизни (например, наказание общественными работами). Как уже понятно из названия, смысл его заключается в том, что ребенок принудительно выполняет какие-то действия. Например, внеочередное мытье посуды, уборка общей комнаты. Как и в предыдущем случае, добиться нужного эффекта можно, если дополнительные обязанности каким-то образом связаны с самим проступком. Скажем, если намеренно был разбросан мусор, можно обязать убирать комнату в течение определенного времени. В противном случае ребенок может почувствовать себя жертвой несправедливости.
  3. Моральные санкции (порицание, осуждение). Такое наказание в воспитании детей, как правило, имеет цель вызвать чувство вины и сожаления о своем поступке. Это один из самых эффективных методов воздействия на личность, при помощи которого можно запрограммировать ту или иную модель поведения в будущем, и ребенок уже не станет делать то, за что было стыдно, за что он подвергался осуждению со стороны авторитетных личностей (родители, учителя, старшие товарищи). Моральные санкции очень часто применяются как в семье, так и садике, школе. Разумеется, они должны быть адекватными поступку, возрасту и психологическим особенностям провинившегося.
  4. Телесное наказание. Самый противоречивый метод, вокруг которого на протяжении всей истории педагогики не утихают споры. Более того, в законодательстве (например, в Семейном Кодексе) большинства стран существует прямой запрет на физические наказания как в семье, так и в различных детских учреждениях. Тем не менее, даже такие педагоги, как Макаренко, Локк, и другие светила мировой науки допускали, хотя и в исключительных случаях, физическое наказание детей. Причем, речь здесь идти может не только о банальном битье, но и о более изощренных видах физического воздействия (применение дополнительных упражнений в качестве «штрафов» в спортивных клубах или лагерях не рассматриваются). Не противоречат этому и некоторые современные психологи.

Как выбрать наказания для детей

Родители думают о том, как наказать ребенка за непослушание. Тут необходимо действовать не эмоционально, а четко взвешивать все факторы. Необходимо учесть следующее:

Малыш должен четко осознавать, за что наказывают детей обычно, и что он неправильно сделал в данном случае. Причем между его проступком и наказанием должна быть понятная для него связь. К примеру, если он намусорил, то следует заставить ребенка прибирать. А затем то же самое нужно сделать и в другой комнате, чтобы он научился ценить труд людей.
Бывает, стоит вопрос, можно ли наказывать детей, если они не могут выполнить само наказание. Обязательно необходимо подбирать такое задание, которое физически можно выполнить провинившемуся малышу. К примеру, вполне логично, что 3-летнего ребенка никто не заставит собирать граблями листья во дворе осенью. Это спровоцирует у них только чувство отчаяния или раздражения.
Прежде чем думать, как наказывать ребенка, всегда нужно анализировать ситуацию, которая привела к тому, что малыша придется наказать. Вот как раз этот момент воспитатели и родители часто упускают из виду. Обязательно нужно разобраться в ситуации объективно. К примеру, если у малыша еще плохо развита мелкая моторика пальцев, то нельзя его наказывать за то, что шнурки на ботинках плохо завязаны. То же касается и такого случая, когда ребенок разбил чашку, когда старался потушить пожар. Необходимо помнить, что даже для преступников всегда учитываются смягчающие факторы.
Последовательность и своевременность. Наказание ребенка должна быть сразу же после проступка. В противном случае не стоит даже вспоминать потом о нем, так как ребенок четко должен помнить и осознавать, что натворил что-то неправильное. Особенно этому правилу нужно следовать, если у малыша ранний возраст.
Учитывать особенности ребенка — это касается не только возраста, но и его психологического состояния, характера. В некоторых случаях выходит, что ребенок назло родителям делает что-то

Особенно это важно для периода полового созревания. Причем неправильно выбранное наказание для подростков может привести даже к суициду.

https://youtube.com/watch?v=JzRqpmukdI8

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector