Теория и практика проведения пальчиковой гимнастики в старшей группе

Содержание:

Механизм воздействия пальчиковой гимнастики на головной мозг

Показатель сформированности речи ребенка всегда связан со степенью развития пальцевой моторики. Можно диагностировать уровень речевого развития лишь посмотрев на то, как ребенок выполняет пальчиковые упражнения. Известно, что у детей с отставанием в развитии речи пальчики рук слабые, малоподвижные, а их движения неточные и несогласованные.

При выполнении ребенком ритмических движений пальцами усиливается слаженная работа лобных (зона Брока) и височных (зона Вернике) отделов мозга, то есть речевые зоны развиваются благодаря импульсам, которые поступают от пальцев рук. Выполнение упражнений приводит к возбуждению в речевых зонах.

В коре головного мозга двигательные и речевые центры — самые ближайшие соседи. При выполнении движений пальчиков и кистей возбуждение от двигательного центра переходит на речевые центры коры, что приводит к внезапному повышению работоспособности речевых зон.

Можно с уверенностью сказать, что тренировка при помощи пальчиковой гимнастики содействует речевому развитию детей.

Готовим руку к письму

Письмо – непростой навык для дошкольника, которым невозможно быстро овладеть без тренировки. Чтобы почерк впоследствии был ровным и красивым, нужна согласованная работа всех мышц кисти и предплечья

Важно то, как ребенок держит ручку, как ведет ею по бумаге, переходит от одной буквы к другой

Поэтому учить дошкольника писать следует одновременно с выполнением простых разминочных упражнений. Это прекрасный способ развития письменных навыков.

  1. «Здороваемся». Малыш дотрагивается подушечкой большого пальца по очереди до всех остальных. Так пальчики «приветствуют» друг друга.
  2. «Крестики». Малыш скрещивает одновременно или по очереди 2 и 3, 4 и 5 пальцы.
  3. «Змейка». Подушечка каждого пальца дотягивается до его же основания.
  4. «Крылья». Ребенок плавно машет кистями рук, имитируя движения крыльев.
  5. «Брызги». Дети в течение нескольких секунд трясут расслабленными кистями рук, как бы стряхивая с них капли воды.
  6. «Ножницы». 2 и 3, 4 и 5 пальчики соединяются между собой и выполняются движения, имитирующие ножницы.
  7. «Пианино». Малыш делает вид, что играет на пианино, нажимая пальцами на столешницу.
  8. «Круги». Каждым пальцем поочередно выполняются круговые движения в воздухе.
  9. Эффективен также двухминутный массаж, который выполняют в начале, в середине и в конце занятия. Массировать пальчики следует мягкими растирающими круговыми движениями, начиная от периферии и постепенно двигаясь к их основанию.

Деятельность ребенка в ДОУ обычно насыщенна и разнообразна. Однако не стоит игнорировать и такие, казалось бы, простые занятия, как пальчиковые игры. Они самым благоприятным образом сказываются как на интеллектуальном, так и на физическом развитии и помогают малышу найти общий язык со сверстниками и педагогами.

Суть понятия

О том, что с раннего возраста у ребёнка нужно развивать мелкую моторику, знают даже те, кто только собирается стать родителями. И, конечно, основной аргумент в пользу её тренировки заключается не только в том, что в будущем у малыша будет красивый почерк. Ведь практика точных скоординированных движений пальчиками и ладошками помогает развивать:

виды мышления (образное, критическое, логическое);
речь;
внимание;
зрительно-пространственное восприятие;
воображение;
наблюдательность;
память (не только зрительную, но и двигательную).

Красивый почерк — один из показателей развития мелкой моторики на достаточном уровне

Наиболее продуктивной формой тренировки мелкой моторики у детей 5–6 лет является пальчиковая гимнастика, которая в разных источниках встречается под названиями «гимнастика для пальчиков», «пальчиковые игры» или «пальчиковые упражнения». Это упражнения в игровой форме, которые стимулируют процессы мышления, развитие речи, укрепляют костную и мышечную ткани (за счёт разных комбинаций сжатий, растяжений и расслаблений мышц рук), тем самым подготавливая руку к письму. Гимнастика может проводиться как отдельный этап занятий по развитию речи, письму и состоять из нескольких упражнений, а также в перерывах на других уроках (иногда это 1–2 упражнения в рамках физкультминутки).

Пальчиковая гимнастика проводится на каждом занятии в течение дня

Цели и задачи

В старшей группе количество целеполагающих компонентов для занятий пальчиковой гимнастикой увеличивается. Это:

  • работа над речью, а именно практика понятной речи в быстром темпе;
  • развитие познавательных процессов — мышления, памяти, внимания;
  • совершенствование координации движений, в том числе и для подготовки руки к письму;
  • воспитание уважительного отношения к сверстникам и взрослым.

Задачами проведения пальчиковых игр в старшей группе можно назвать:

  • повтор артикуляционных позиций для произнесения отдельных звуков, их сочетаний и целых слов;
  • отработка арифметических навыков (в процессе проговаривания рифмовок дети повторяют счёт);
  • заучивание и запоминание лексического и грамматического минимума по иностранному языку (если стишки подобрать, например, на английском языке);
  • развитие способности привлекать окружающие предметы в проведение гимнастики (мячики, футляры от ручек, фломастеров);

  • воспитание чувства принадлежности к коллективу, уважения к взрослым и сверстникам.

Приёмы

Для детей старшей группы наиболее актуальными играми для пальчиков будут те, что имеют общую канву с занятием, на котором упражнения проводятся

И здесь важно методически грамотно их вплести. В этом помогут такие приёмы, как:

  • разыгрывание сюжетных комплексов упражнений (часто с привлечением массажных мячиков);
  • постановка театральных представлений (например, пальчиковые куклы в самодельном кукольном театре, которые «предлагают» повторять за ними те или иные движения);

  • физические нагрузки, которые не всегда сопровождаются музыкой (чаще всего это элементы тех или иных заданий на занятиях, например, скатывание «колбаски» из пластилина для лепки фигурки).

Виды упражнений

В методическом арсенале педагога, занимающегося с детьми 5–6 лет, есть виды упражнений, работающие на решение поставленных задач образования, в частности, направленные на:

  • разработку мышц рук в разных направлениях;
  • координацию движений пальчиков, барабанящих по телу или по столу, перекатывающих мячик;

  • создание театра теней.

Пальчиковая гимнастика в старшем дошкольном возрасте

Интенсивное развитие устной речи начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают своей зрелости. В. М. Бехтерев всегда указывал на взаимосвязь развития ручной моторики и речи.

В каждом возрасте мелкая моторика рук имеет характерные черты, и Е. М. Мастюкова описала их следующим образом:

  1. В 1-2 года ребенок может держать до двух предметов в одной руке, выполнять определенные рисунки карандашом, переворачивать картонные страницы детских книг, ставить кубики в виде башни, один на один, складывать пирамидку.
  2. В 2-3-летнем возрасте ребенок уже способен открывать ящик и высыпать его содержимое, играть с такими материалами, как песок и глина, рисовать узоры пальцами, нанизывать бусы, строить более сложные фигуры из кубиков. Также ребенок более уверенно держит карандаш пальцами.
  3. С 3 до 5 лет ребенок уже рисует цветными мелками, способен сложить бумагу, делает поделки из пластилина, определяет предметы в мешке тактильным способом, может самостоятельно зашнуровать ботинки.

Однако развитие двигательных функций не останавливается в 5 лет, оно продолжается до 6-7 летнего возраста, а то и вовсе не прекращается, ведь даже взрослые люди могут совершенствовать свою мелкую моторику с помощью вышивания, плетения из бисера и прочего.

Можно сделать заключение, что заниматься с ребенком пальчиковой гимнастикой можно уже с одного года жизни, но наиболее подходящий для этого возраст — это старший дошкольный.

Виды упражнений для кистей и пальцев

В результате проведения игр для кистей рук укрепляется их мускулатура, ребенок учится контролировать напряжение и расслабление конечности. Обязательным условием является показ взрослым упражнения, даже если оно знакомо дошкольнику.

Одно из таких упражнений — ворота. Ладони направлены пальцами друг к другу, ставятся на ребро. Пальцы при этом напряжены и выпрямлены. На команду: «Ворота открываются» ладони разворачиваются параллельно, пальцы при этом направляются по направлению от себя. По команде: «Ворота закрываются» — руки возвращаются в исходное положение.

Используя упражнение «Погладим животное» можно не только расслабить кисти рук, но и вывести ребенка на диалог о питомце, которого он имеет или хотел бы иметь — что также поспособствует развитию воображения, мышления и речи. Само задание простое — сначала одной рукой, затем второй ребенок «гладит» воображаемого зверя.

Важно! Проведение пальчиковых занятий можно начинать с младенчества — поглаживаниями и массажем мамой ручек малыша. Однако осознанное выполнение заданий ребенком будет производиться не раньше 4-х лет

В результате выполнения исчезнет скованность движений пальцев рук и кистей, появится гибкость и подвижность.

Гимнастика для пальцев рук для детей. Примеры:

  • Очки. Большие и указательные пальцы рук соединяются друг с другом. Получившиеся «очки» подносятся к глазам.
  • Пароход. Обе ладони ставятся на ребро и соединяются, мизинец к мизинцу, образуя ковшик. Большие пальцы при этом оттопырены и направлены вверх.
  • Стул и стол. Стул — одна ладонь выпрямлена, а вторая находится в кулачке. Та, что в кулаке, приставляется к низу выпрямленной ладони, образуя стул. Стол делается по похожему принципу, только выпрямленная ладонь кладется на кулак горизонтально.

Проведение

Этапы разучивания игр

Для правильного выполнения пальчиковой гимнастики нужно соблюдать последовательность действий, чтобы процесс был максимально интересен и доступен для восприятия ребенка.

В первую очередь, взрослый должен показать игру на своем примере, посадив ребенка рядом. После этого нужно взять ручку ребенка, и помогая ему, показать игру еще раз, самому при этом проводя манипуляции с пальчиками.

Теперь можно перейти к следующему этапу, и вместе, одновременно сыграть в выбранную игру. При этом, взрослый должен четко проговаривать текст.

Далее, ребенок уже сам выполняет упражнение (если необходима помощь – вы ее оказываете), и произносите текст.

И последний этап, самый интересный для ребенка. Малыш сам делает пальчиковую гимнастику и проговаривает стишок, по необходимости вы подсказываете ребенку, и помогаете, если он запутался или сбился.

Пальчиковый массаж

Это метод, подходящий для раннего периода развития ребенка, он осуществляется пассивно, с помощью родителей. Можно начинать делать массаж деткам практически с самого рождения. Это ускорит процесс «раскрывания» ладошек и простимулирует интерес к изучению собственных рук.

Как осуществить это на практике? Нужно загибать, крутить, массировать пальчики ребенка, сопровождая это стишками и присказками про сороку-ворону, козу-дерезу или ладушки.

Массаж под песенку про сороку-ворону считается классическим вариантом:

  1. Сначала вы делаете мягкие круговые движения по ладошке малыша, рассказывая о том, как сорока варила кашу.
  2. Затем массируете подушечки и выполняете вращательные движения каждым пальчиком, начиная с пятого, перечисляя, кого мама-сорока накормила, а кому не повезло.
  3. И наконец, слегка щекочите внутреннюю поверхность запястья, локтевого сгиба, подмышки, показывая степень нагревания воды для каши.

Тщательно следите за своей речью

Она должна быть четкой, эмоционально окрашенной, направленной именно на ребенка (важно смотреть на него в процессе игры). Если вы не очень хорошо помните песенку про ворону с детства, то можете посмотреть видео пальчиковой игры (в конце статьи) и освежить в памяти технику ее выполнения

С массажной целью можно применять разные подручные средства: шарики для су-джок терапии, мягкие мячики, ватные палочки. Их удобно катать по ладошке, малыш может их хватать, мять. Все это развивает тактильные ощущения и ловкость рук.

Подготовка и проведение занятия по пальчиковой гимнастике в ДОУ

Для проведения гимнастики пальцев и рук для детей не требуются специальные материалы.

Обратите внимание! Специалист подбирает упражнения исходя из возраста и уровня развития группы. Дети ясельной группы в возрасте от 2-3 лет играют в «животных», подражая взмахам крыльев птиц или повадкам знакомых зверей (собака, кошка, медведь, петушок, корова)

При этом воспитатель показывает упражнения сначала индивидуально, исправляя и поправляя каждого. Когда этот этап пройден, весь изученный материал повторяется в подгруппах

Дети ясельной группы в возрасте от 2-3 лет играют в «животных», подражая взмахам крыльев птиц или повадкам знакомых зверей (собака, кошка, медведь, петушок, корова). При этом воспитатель показывает упражнения сначала индивидуально, исправляя и поправляя каждого. Когда этот этап пройден, весь изученный материал повторяется в подгруппах.

В возрасте 3-4 лет начинается изучение движений, укрепляющих кисти рук. Для этого даются задания изобразить знакомые предметы, такие как замок, молоток, цветочек.

4-5-летние дети (воспитанники средней группы) изучают упражнения как статические, так и динамические. Гимнастика для пальчиков в детском саду проводится по примеру воспитателя, а затем образ начинают видоизменять (ворота открылись — ворота закрылись).

В 5-6 лет (старшая группа) педагог уже не показывает движения, дети учатся воспринимать задания на слух и воспроизводить их.

Обратите внимание! К шестому году жизни малыши с удовольствием устраивают импровизированные «классы» для ребят помладше, на основе изученных упражнений. К 6-7 годам занятия принимают формат игры на воображение

Занимая уже знакомую позицию, ребенок должен рассказать связанную с ней историю, а также видоизменять положение рук во время своей речи. В шесть лет ребенок, обладая недюжинной фантазией, способен не только пересказать знакомую ему историю, но и выстроить свою, полагаясь на наглядный материал

К 6-7 годам занятия принимают формат игры на воображение. Занимая уже знакомую позицию, ребенок должен рассказать связанную с ней историю, а также видоизменять положение рук во время своей речи. В шесть лет ребенок, обладая недюжинной фантазией, способен не только пересказать знакомую ему историю, но и выстроить свою, полагаясь на наглядный материал.

Примерный временной план пальчиковой гимнастики в разных возрастных группах

Следуя правилам ФГОС, время проведения пальчиковой гимнастики в группах разного возраста отличается. Время занятий считается вместе с разогревом и заминкой:

  • 5 минут — для младших дошкольников (2-4 года). При этом: 1 минута на разминку, 2 — на разучивание новой игры, 1 — на повторение старой, 1 — на массаж специальными мячиками.
  • 7-9 минут — для старших дошкольников (5-7 лет). При этом: 1 минута на разминку, 1 — на выполнение упражнений статических, 2 — на проведение 2-х динамических игр, объединенных общей тематикой, от 3 до 5 минут на проведение «пальчикового театра».

Виды пальчиковой гимнастики

Пальчиковая гимнастика для старшей группы подразумевает выполнение трех групп упражнений:

  1. Упражнения для кистей рук, которые содействуют развитию подражательной способности, напрягают и расслабляют мышцы кисти, учат сохранять статическое положение и переключаться с одного положения на другое.
  2. Статические упражнения для пальцев требуют более точных движений.
  3. Динамические упражнения для пальцев вырабатывают дифференцированную координацию движений.

Для детей старшей группы пальчиковая гимнастика может подразделяться на пассивную и активную. Пассивная хорошо подходит для начального подготовительного этапа работы, а также пригодится в работе с безречевыми детьми. В нее входит массаж кистей и пальцев рук. Он не должен доставлять детям какие-либо неприятные ощущения, поскольку подразумевает в основном поглаживания и легкое массирование. Массаж предназначен для подготовки и разогревания мышц рук. Его можно использовать в качестве приема для налаживания психоэмоционального контакта с ребенком в процессе вступительной беседы. Однако здесь нужно быть очень осторожным, чтобы не спугнуть ребенка, потому что не все дети позволяют прикасаться к себе чужим людям.

Активная пальчиковая гимнастика для старшей группы включает в себя описанные выше группы упражнений.

Также пальчиковую гимнастику по содержанию можно разделить на соответствующие разновидности:

  1. Игры-манипуляции типа «Сорока-белобока», «Мы делили апельсин», «Моя семья». С их помощью у ребенка развивается воображение, так как нужно представлять вместо пальчиков другие образы.
  2. Сюжетные пальчиковые игры. Можно применять самые различные темы и придумывать мини-истории.
  3. Пальчиковые кинезиологические упражнения типа «Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос», в которых необходимо менять положения рук под заданный темп.
  4. Пальчиковые упражнения с элементами массажа, где используют такие приемы, как разминка, растирка, давление, щипание (от периферии к центру).
  5. Пальчиковые упражнения со звуковым сопровождением, в качестве которого могут выступать отдельные звуки и слоги, потешки, рассказики или стихотворения.

Пальчиковые игры

Занятия в детском саду проходят в игровой форме. Малыши выполняют вслед за педагогом движения, которые постепенно будут усложняться. Одновременно можно читать короткие стихотворения, представляя, что пальчики – это его персонажи. Также можно рассказывать тематические сказки, иллюстрируя пальцами все происходящие события. Подобные игры бывают трех видов: разработка кистей рук, статические и динамические упражнения для пальчиков. Рассмотрим наиболее популярные варианты:

“Ладушки”. С детьми до года играть нужно пассивно, взяв детские ручки в свои, выполняя все необходимые движения, сопровождающиеся присказкой. После года малыш уже способен самостоятельно подражать знакомым движениям.
“Крышечки”. Обычно детям после года нравится открывать и закрывать банки, бутылочки, контейнеры. Поощряйте это детское увлечение. Постепенно малыш научится не только открывать и закрывать простые крышки, но также закручивать и раскручивать бутылки. Только не давайте ему без присмотра играть со стеклянными емкостями, которые могут разбиться.
«Бусины». Разрешайте малышу перебирать свои бусы, браслеты с мелкими или более крупными бусинами. Если украшения цветные – это еще лучше, так будет вырабатываться правильное цветовосприятие.
«Бумага». Играть с бумагой детям интересно уже после достижения ими 6-месячного возраста. Бумажки можно мять, рвать, скатывать в шарики.
«Крупа». Высыпьте в миску любую крупу и покажите ребенку. Он может окунать в нее ручки, щупать, пересыпать из одной ладошки в другую

Внимание! Обязательно находитесь рядом во время подобных занятий. Следите, чтобы малыш не тащил крупу в рот

Мелкие частицы могут попасть в дыхательные пути.
«Песочек». Насыпьте песок на поднос и продемонстрируйте ребенку, как на нем можно рисовать линии, точки, сеточки, простые картинки. Сначала возьмите его пальчик в свои руки и перемещайте его по песку. Со временем малыш научится действовать самостоятельно.
«Читаем книжку». Даже если сын или дочка еще не знают ни одной буквы, все равно перелистывание страниц красочной книжки с картинками пойдет им только на пользу. Тактильный контакт с бумагой, рассматривание цветных изображений стимулируют работу головного мозга.
«Все сам». Детей с 3 лет нужно приучать одеваться и обуваться самостоятельно. Они постепенно должны обучиться застегивать пуговицы, завязывать шнурки, справляться с крючками, завязками, застежкой-молнией. Это не только научит их самостоятельности, но также разовьет мелкую моторику.

Ход ЗАНЯТИЯ

Воспитатель и дети входят в зал.

Воспитатель: Ребята, мы с вам поедим на луг. Но с начало разминаем наше тело.

Разминка

Головами покиваем

Носиками помотаем

И зубами постучим

И немножко помолчим

прижимаем указательные пальцы к губам и выдыхаем («тсс…»).

Плечиками мы покрутим

поставив пальцы на плечи, вращаем плечами

И про ручки не забудем

Пальчиками потрясём

И немножко отдохнём

наклонившись, качаем руками («чтобы ручки отдохнули»)

Мы ногами поболтаем

И чуть-чуть поприседаем

Ножку ножкой подобьём

прыгаем на месте или ритмично хлопаем в ладоши.

И с начала всё начнём…

Воспитатель: А теперь садимся на паровозик и поедим на луг.

Паровозик

Паровозик чух-чух-чух, поезд мчится во весь дух 2 раза

Чух-чух, чух-чух

А колесики стучат, тук-тук говорят 2раза

Тук-тук

Воспитатель: Приехал наш паровозик. Выходим на луг, ребята ко мне на ладошку села мошка.

Мошка

Села мошка на ладошку, посиди еще немножко

Посиди, не улетай

Улетела… Ай!

Воспитатель: Ой ребята кто там по веточке ползет? Это паучок.

«ПАУЧОК»

(Руки скрещены. Пальцы каждой руки “бегут” по предплечью, а затем по плечу другой руки)

Паучок ходил по ветке, А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил, (Кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение (дождик).

Паучков на землю смыл. (Хлопок ладонями по столу/коленям.)

Солнце стало пригревать, (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качают руками (солнышко светит)

Паучок ползёт опять, Действия аналогичны первоначальным

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке. (”Паучки” ползают на голове.)

Воспитатель: Ребята, смотрите, смотрите кто прыгает тут? Лягушка.

Лягушка

Вот лягушка по дорожке

Скачет вытянувши ножки

Ква-ква, ква-ква, ква-ква

Вот из лужицы на кочку

И за мошкою вприскочку

Ква-ква, ква-ква, ква-ква

Больше есть ей не охота,

Прыг опять в свое болото

Ква-ква, ква-ква, ква-ква

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем на лужайке.

Ножки

Ножки-ножки: вы куда бежите? 2раза

Мы по кочкам, по кочкам, по маленьким пенечкам

И в ямку бух

Все 3 раз

Перчатка

Весёлая мышка Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка).

Перчатку нашла, Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх.

Гнездо в ней устроив, Складываем ладоши «ковшом»

Мышат позвала. Сгибаем — разгибаем пальцы («зовущий» жест)

Им корочку хлеба

Дала покусать, Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков.

Отшлепала всех Большим пальцем «шлёпаем» остальные

и отправила спать. Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим)

Весёлая мышка Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка).

Перчатку нашла, Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх.

Гнездо в ней устроив, Складываем ладоши «ковшом»

Мышат позвала. Сгибаем — разгибаем пальцы («зовущий» жест)

Им корочку хлеба Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных

Дала покусать, пальчиков.

Погладила всех Большим пальцем гладим («шлёпаем») остальные (скользящим движением от мизинца к указательному

и отправила спать. Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим)

Воспитатель: Ребята мы погуляли, поиграли. Сейчас пора домой. Домой мы поедим на машине.Берите в руки рули и поехали:

Машина

Сидим с шофером рядом би-би-би

Помочь шоферу надо би-би-би

Машинам всем и людям би-би-би

Бибикать громко будем би-би-би

Воспитатель: После прогулки нам надо мыть руки.

Наши ручки

Наши ручки отмываем: вот так, вот так

Наши ручки поднимаем: вот-так, вот-так

Наши ручки опускаем: вот-так, вот-так

И за спинку убираем: вот-так, вот-так

Пальчиковая гимнастика и ее значение для ребенка

Исследованиями было доказано, что развитие речи ребенка напрямую зависит от развития ручной моторики

При высоком уровне хорошо развиты: логика, связная речь, память и внимание. При этом, если по достижении четырех лет малыш не может донести в соединенных ладонях воду до лица, значит его ручная мелкая моторика отстает в развитии

Тогда-то родители и обращаются за помощью для своих малышей к пальчиковой гимнастике.

Пальчиковая гимнастика

Методика и цели пальчиковой гимнастики в детском саду

В ДОУ занятия проводятся на музыке, физической культуре, и даже на прогулках. В плане работ общеобразовательного учреждения выделяются такие цели, как:

  • Развитие ловкости пальцев, воображения и внимания.
  • Активизация речевых центров.
  • Создание позитивного настроя в группе.

Обратите внимание! Пальчиковая гимнастика в детском саду основывается на методике воздействия кистями рук на внутренние органы ребенка. Например:

Например:

  • Точка большого пальца ответственна за работу головного мозга;
  • За функционирование желудка отвечает указательный;
  • Средний палец контролирует целостность позвоночника и кишечного тракта;
  • Печень связывается с безымянным пальцем;
  • Сердце — с мизинцем.

Дополнительное привлечение внимания ребенка

Примеры пальчиковых игр

Благодаря своему разнообразию популярность игр с пальчиками распространилась по территории всего мира.

Все современные методики развития ребенка так или иначе затрагивают детские руки, ведь они участвуют в формировании мыслей, развитии речевого аппарата и двигательной активности.

Для каждого возраста занятия гимнастикой для пальчиков индивидуально, ниже мы приведем несколько примеров самых популярных упражнений.

Пальчиковая гимнастика для самых маленьких

Перед тем как выполнять регулярные пальчиковые упражнения логопеды предлагают следующие советы:

  1. Каждый день выделяйте несколько минут для легкого массажа рук малыша. Он заключается в поглаживании ладошек движениями вверх и вниз, и разминке пальчиков, аккуратно растирая их вдоль и поперек.
  2. Деткам до полугода рекомендуется самим сгибать и разгибать все пальчики по очереди (в более старшем возрасте детки самостоятельно выполнять такие движения). В игру нужно вовлечь все пальцы, сделав акцент на безымянных, и ладошку. Во время занятий не забывайте четко и понятно проговаривать простые стишки либо напевать песенку.
  3. Деткам старше 10 месяцев можно проводить игры посложнее, такие как разрывание листков бумаги на мелкие кусочки, катание шариков в ладошках и перебирание пальчиками круп. Также можно использовать пластилиновые фигурки разных цветов, форм и размеров. За одну процедуру желательно успеть чередовать такие процессы как сжатие, растяжение и расслабление.
  4. Делайте все упражнения медленно, чтобы малыш успел понять и запомнить.
  5. Не спешите показывать ребенку все и сразу. Начинайте с самых простых движений, и переходите к более сложным только тогда, когда первые будут доведены до автоматизма.
  6. Во время игры рассказывайте историю, малыш ее будет запоминать, а позже рассказывать вместе с вами.

Пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста

  • Пальчиковая гимнастика с карандашом. Одна из основных проблем первоклассников – это правописание. Рука быстро устает, ручка неправильно лежит в руке, ребенок постоянно на что-то отвлекается. Это обусловлено слабым зрительным восприятием и неслаженной работой рук. В старших группах детских садов воспитатели в игровой форме учат детей правильно держать ручку, выводить буквы, и расслаблять кисти рук, прокручивая карандаш между двух ладошек как пропеллер, проговаривая при этом: «Отправляется в полет наш красивый вертолет»;
  • Игра для пальчиков, которую каждый помнит из детства – «мы писали, мы писали, наши пальчики устали.»;
  • Обводить фигуры и рисунки по пунктиру или просто обводить контуры предметов.

Пальчиковая гимнастика для детей младшего школьного возраста

  • Фонарики. Такая гимнастика основана на сложных движениях для мышц ребенка, она также сойдет для «разминки» мозга. Чтобы выполнить такое задание потребуется умение сосредотачиваться, и хорошая координация. Ребенок должен положить ручки на стол, ладошками вниз. Взрослый говорит – «фонарики зажигаются», и малыш должен открыть ладонь и растопырить пальцы. Вторая команда – «фонарики погасают», после этих слов ребенок соединяет пальцы;
  • Здравствуйте пальчики, озорные мальчики. Упражнение позволит значительно улучшить координацию малыша, и выполнять задания, требующие повышенной внимательности. Пальчиковая игра довольна проста в исполнении – необходимо чтобы каждый палец по очереди «поздоровался» с большим, дотронувшись до него.

Это только малая часть пальчиковых игр. На просторах интернета можно найти самые разнообразные упражнения для деток любого возраста.

Помните, что такие игры не только способствуют развитию мелкой моторики вашего ребенка, но и укрепляют защитные силы организма и иммунитет, активно воздействуя на акупунктурные точки.

Оцени-ка страничку!

Влияние на развитие речи

Ученые давно доказали, что простые игровые технологии помогают детям быстрее научиться говорить и писать. Речевые и моторные центры, отвечающие за работу кисти, расположены в коре больших полушарий «по соседству». Поэтому раздражение одного ее участка стимулирует другой, помогая ребенку лучше понимать и воспроизводить звуки, слова, фразы.

Кроме того, повторение стереотипных фраз, потешек, стишков во время пальчиковой игры способствует их запоминанию. Малыш с течением времени начинает повторять за взрослыми знакомый текст.

Если ребенок занимается в детском саду, где дошколята активно взаимодействуют друг с другом, это также является дополнительным стимулом развития речи, чтобы продуктивно контактировать со сверстниками.

Пальчиковая гимнастика в детском саду — картотека игр с целями по ФГОС на год

Время проведения Тема игры Цель Младшие дошкольники (2-4 года) Старшие дошкольники (5-7 лет)
I период (Октябрь, Ноябрь, Декабрь) Животные, насекомые и птицы Развить подвижность и гибкость суставов руки, обогатить пассивный и активный словарь
  • «Кошечка» — имитируют лапы животного ладонями.
  • «Птичка» — имитируют взмахи крыльев руками.
  • «Ежик» — крепко сжимают кулачки.
  • «Зайчик» — в статике и динамике. Выпрямлены указательный и средний пальцы, остальные собраны в кулак.
  • «Пчела жалит» — указательный палец совершает вращательные движения вдоль воображаемой оси.
II период (Январь, Февраль, Март) Приход зимы Познакомить детей с зимними праздниками, научить напрягать и расслаблять кисти рук посредством проведения зарядки для рук для детей
  • «Фонарики» — все пять пальцев рук попеременно сжимаются в кулачок и разжимаются.
  • «Новогодние игрушки» — малыши попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.
  • «Строим снеговика» — поставить один кулачок на другой.
  • «Лыжник» — указательный и средний пальцы «шагают по поверхности», имитируя ходьбу. Усложнить можно, дав детям по 2 палочки от мороженого, на которые они должны встать пальчиками как на лыжи.
  • «Снежки» — малыши делают воображаемые снежки и кидают ими друг в друга.
III период (Апрель, Май, Июнь) Семья, дружба, одежда Расширение детского кругозора, развитие воображения, улучшение способностей к математике и родному языку «Семья» — крепко сжать кулак и постепенно распрямлять по одному пальцу. «Стол» — на сжатый кулачок горизонтально кладется выпрямленная ладонь второй руки. «Встреча друзей» — ладони обеих рук медленно соприкасаются друг с другом.
  • «Очки» — делаются средним и указательным пальцами.
  • «Колечки» — поочередно соединять большой палец руки с остальными, образуя колечки.
  • «Пишу письмо» — взять в руку воображаемую ручку и водить по воздуху, имитируя написание письма.
  • «Вертолет» — сжать в кулак пальцы все, кроме большого. Его же направить вверх и совершать вращательные движения, имитируя вертолет.

Важно! Заниматься пальчиковой гимнастикой можно и в домашних условиях — на видео-ресурсах можно увидеть огромное множество примеров выполнения упражнений. Главное помнить, что каждая игра должна сопровождаться тематической сказкой или небольшим стихотворением

Помимо представленных выше упражнений, картотека может содержать в себе задания на темы детского сада, деятельности человека или окружающего ребенка предметного мира.

Подгрупповое занятие

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector