Агу-уроки или во что играть с грудничком

Что умеем в этом возрасте?

Строить развивающие занятия для детей 3–4 лет необходимо с учетом тех навыков и умений, которые у конкретного ребенка уже есть. К этому возрасту малыш накопил довольно внушительный запас физических, речевых, интеллектуальных и социальных умений.

Трехлетний ребенок уже может:

  • уверенно ходить по нужной траектории, не спотыкаясь;
  • быстро бегать во всех направлениях, огибая преграды;
  • прыгать;
  • управлять трехколесным велосипедом, качаться на качелях;
  • выполнять одновременно пару действий (прыгать и хлопать);
  • одеваться, обуваться;
  • раздеваться, складывать одежду;
  • застегивать кнопки, пуговицы, зашнуровывать обувь;
  • пользоваться расческой, зубной щеткой, мылом, полотенцем, салфетками, носовым платком;
  • аккуратно кушать, пользуясь ложкой и вилкой;
  • задавать множество разнообразных вопросов;
  • произносить до 1200 слов, использовать в речи сложные предложения с разными частями речи;
  • рассказывать знакомую сказку, опираясь на иллюстрации;
  • составлять простейший рассказ по картинкам;
  • запоминать небольшие стихотворения и песенки;
  • называть свои фамилию, имя, пол, возраст (сколько ему лет, может показать с помощью пальцев);
  • показывать все части тела, называть, знать их предназначение;
  • говорить о себе в первом лице («я»);
  • использовать вежливые слова (здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста);
  • играя с детьми, меняться с ними игрушками;
  • соблюдать правила в ролевых и подвижных играх;
  • сосредотачиваться на выполнении задания как минимум 5 минут;
  • считать до 10 (минимум – до 3);
  • знать основные 7 цветов, а также черный и белый;
  • знать основные геометрические фигуры;
  • понимать различия предметов по цвету, форме, размеру, весу;
  • собирать игрушки или пазлы из 3–6 частей или деталей;
  • рисовать по образцу и своему замыслу;
  • находить несоответствия;
  • находить «лишний» предмет исходя из определенных характеристик.

Если в этом возрасте малыш чего-то из вышеперечисленного делать еще не умеет, задача родителей – устранить этот пробел, иначе он «потянет» за собой планомерное отставание в какой-то сфере.

Полезные игрушки для детей

Полезные игрушки для детей – не яркие и кричащие герои мультфильмов, а те, что помогают им развиваться. Педиатры советуют приобрести малышу кубики, сортеры, шнуровки. Пупсики помогут ему узнать части тела, их можно одевать, купать, укладывать спать.

Пирамидки развивают логику и моторику. Они существуют не только с кольцами, бывают квадратными, с различными основаниями, в форме колпачков. Последние можно вкладывать друг в друга, строить башню, если перевернуть, применять в играх с водой и песком. Считается, что, чем больше пирамидок у ребенка, тем лучше. Мячи и шары – также незаменимые игрушки. Сначала малыши их трогают, потом начинают толкать, а после понимают, что их можно кидать в ворота или кольца.

Кроха играет в мячи

Популярны бизиборды, развивайки для детей, где собрано множество интересных элементов:

  • замки;
  • дверцы;
  • лампочки;
  • кнопки;
  • колесики;
  • резинки;
  • шнуровки.

Игры для детей до года – неотъемлемая часть их развития с рождения. Время проходит быстро и весело. Занятия приносят удовольствие не только младенцу, но и родителям, это помогает сблизиться, установить контакт и наладить взаимопонимание.

Развивающие игры для ребёнка в 9 месяцев

Игрушки для ванной. Ребёнок достаточно хорошо сидит и может самостоятельно купать утят и корабли в ванной. Помогите ему – покажите, как плавают и ныряют игрушки.

Пирамидки и кубики. Несложные пирамидки с малым набором колец. Развивает моторику, познание, синхронизацию действий глаз и рук. Из кубиков учим строить башню и разрушаем «Бабах!»

Матрёшки развивают моторику и формируют понятие размера. Показывайте малышу, какая фигурка маленькая как она прячется в большую.

Коробка с отверстиями для проталкивания игрушек внутрь. Если уже всё спрятали, пусть ребёнок попробует открыть коробку и найти, куда подевались все игрушки. Похвалите его обязательно.

Копилочки. Коробочки или баночки с прорезями, в которые можно класть мелкие предметы (пуговицы, прищепки, шарики).

Какие развивающие игрушки выбрать ребёнку до года?

1) Все игрушки для детей до года должны иметь яркую окраску и чёткие очертания, рисунок: если это собака, то она должна быть похожа на собаку! Игрушки разных цветов позволят малышу различать первыми именно такие цвета.

2) Прочность и безопасность. Игрушками стучат, их бросают, их кусают и обсасывают, а значит, материал, из которого они изготовлены, должен быть безопасен.

3) Разнообразие материалов для игрушек – игрушки для ребёнка до года можно выбрать из разного материала (пластмасса, ткань, дерево, резина)

4) Простота выбора игрушки. Учитывая, что новорождённый ничего не знает об окружающем его мире, любой предмет может стать объектом исследования (ложки, баночки, бусы мамы).

5) Ограничение количества игрушек для одного раза. Предложите две — три и поменяйте их через недельку, чтобы они не успели надоесть малышу.

Питание

В первый месяц жизни важно правильно наладить кормление ребенка. Лучший вариант – это грудное вскармливание

В последние годы специалисты по грудному вскармливанию советуют кормить грудничка по требованию, это помогает увеличить лактацию, а малыш всегда будет сытым и довольным. За сутки вы можете прикладывать к груди ребенка 10-13 раз. Если малыш после кормления плачет, возможно, не хватает молока, и он не наедается. В таком случае нужно подобрать адаптивную смесь, и продолжать кормить грудью.

При кормлении важно правильно вкладывать сосок в рот младенцу. Он должен захватить весь околососковый кружок

Многие дети во время кормления устают и быстро засыпают, если вы чувствуете, что малыш выпил мало молока, его нужно побуждать к сосанию. Для этого вынимайте сосок у него изо рта, затем снова вкладывайте, слегка похлопайте по щечкам.

Первые дни дома

Самыми сложными окажутся первые дни, когда не будет поддержки медицинских работников и все придется делать самостоятельно. Чтобы облегчить себе задачу, нужно тщательно все подготовить к приезду домой.

Для ребенка должны быть заранее куплены:

  • Кроватка.
  • Пеленальный столик и комод для детских вещей (можно приобрести вариант 2 в 1).
  • Ванночка или круг на шею для купания в большой ванне.
  • Несколько бутылочек.
  • Соски-пустышки.
  • Запас подгузников.
  • Одежда и пеленки (все должно быть выстирано в детском порошке и выглажено утюгом).
  • Детская аптечка (зеленка, марганцовка, перекись водорода, жаропонижающее, противоколиковое средство, травы для купания, заживляющая мазь от опрелостей, грелка, несколько пипеток с круглым концом, электронный градусник для ребенка, ртутный градусник для воды).
  • Вспомогательные гигиенические средства (ватные диски, вата, ушные палочки с ограничителем, детские влажные салфетки).

Весь этот набор понадобится, чтобы организовать должный уход за ребенком до года. Это базовый перечень. В процессе ухода за крохой, возможно, придется что-то докупать.

Также заранее нужно позаботиться о благоприятном климате в детской. Температура воздуха в комнате для малыша не должна превышать 22 °C, влажность – 50-70%. Для контроля за этим потребуется увлажнитель воздуха, комнатный термометр и гигрометр. В идеале хорошо установить кондиционер, но не у всех есть такая возможность, поэтому нужно регулярно проветривать комнату и установить регулятор на батареи отопления.

Если грамотно подготовиться к приезду мамы и малыша, то остальное – дело привычки, и никаких проблем возникнуть не должно

В самые первые дни нужно обратить внимание на скопления первородной смазки в складочках на теле, возле рта, в области половых органов. Если ее много и белесый налет явно выражен, то потребуется удалить смегму ватным диском, смоченным в кипяченой воде

Это делается для того, чтобы в ней не начали размножаться вредоносные бактерии, вызывающие воспаления. Если первородной смазки совсем мало, то ничего делать не надо – она впитается сама через пару дней.

У девочек в первые дни жизни может выделяться кровь из влагалища – это неопасно и нормально. Такие явления возникают вследствие стабилизации гормонального фона, когда организм избавляется от «маминых гормонов». По этой же причине у детей обоего пола могут набухать молочные железы, а у мальчиков отекать мошонка. Необходимо наблюдать, чтобы все эти явления, если они имеют место, прошли через несколько дней после начала.

Аналоги

Развивающие игры для ребёнка в 8 месяцев

Пластиковые бутылки с крупами или водой.  Их можно крутить и трясти

Звук и вид перекатывающейся крупы или булькающей воды стимулируют развитие зрения и внимание

Музыкальные игрушки. Помогут развить мышление и слух. Ребёнок поймет связь между действием и полученным результатом: нажав на кнопку, выскакивает игрушка или играет музыка.

Кубики, посуда, пищащие игрушки. Все, что можно уронить на пол. Развивается способность к познанию и мелкая моторика. Немного позже, примерно в 9 месяцев, можно немного усложнить эту развивающую игру и учить кидать предметы специально (мяч в ведёрко, игрушку в коробку).

Свет. Если есть настольная лампа, позвольте малышу включать и выключать её, нажав на кнопку или потянув за шнурок торшера. Действия озвучивайте: «Свет загорелся!» «Выключили лампочку!»

Третий лишний. Дайте в руки малышу две игрушки. А затем предложите ещё одну. Заинтересованный ребёнок должен сообразить освободить одну руку, чтобы взять предложенную игрушку.

Упражнения

Гимнастику для новорожденных можно проводить с первых дней, но лучше начать на 8-14 день жизни. Конечно, ни о каких непосильных нагрузках речь не идет. Это могут быть поглаживания конечностей, спины и живота. Движения плавные, никакого давления, направление от стоп к бедрам, от пальцев рук к плечам. Затем можно переходить к сгибанию и разгибанию конечностей.

Классическая гимнастика для новорожденных

Этот вид гимнастики является наиболее подходящим для месячного ребенка. Комплекс выглядит так:

  • Массаж конечностей, ягодиц, спинки и живота.
  • В положении лежа на спине надавить по центру ладошки, а затем посередине стоп младенца.
  • Вкладывать свой большой палец в ладошку малыша, чтобы усовершенствовать хватательные рефлексы.
  • Положить кроху на живот, подставлять под стопы свою ладонь, чтобы он опирался на нее.

Этот комплекс гимнастики подойдет до возраста 2 месяца. Затем его можно расширять.

Для малышей 2-3 месяца вводятся такие упражнения:

  • Лежа на спине, взять малыша за ручки, развести их в стороны, а затем скрестить на грудке.
  • Положение аналогичное, выполнять боксирующие движения, но не резкие.
  • Взять за ручки, поочередно выпрямлять одну конечность, а вторую сгибать в локте. Аналогично делать сгибания и разгибания ножек.
  • Отведение согнутых в коленях нижних конечностей в стороны, затем выпрямить их и соединить вместе.

В 3 или 4 месяца, когда малыш будет уверенно держать голову, можно попробовать упражнение «пловец». Держать кроху на весу, головкой вниз, поддерживая за живот и ноги. В 5 месяцев можно попробовать упражнение, которое стимулирует перевороты со спины на живот. Рядом нужно положить игрушку, а затем необходимо поддерживать кроху за грудь и за ножки, чтобы он перевернулся.

Комплекс гимнастики для возраста 6-8 месяцев:

  • Сгибание и разгибание конечностей, держась за опору. Если раньше кроха держался за палец мамы, то теперь упражнение усложняется.
  • Аналогично, держась за опору, пытаться приподнять малыша в положение сидя. Затем аккуратно опустить его.
  • Лежа на спине, поднимать ножки ребенка вверх, чтобы между туловищем образовался угол 90˚.
  • Уложить на живот, приподнять за руки вверх, чтобы туловище оторвалось от поверхности, малыш немного прогнет спинку и самопроизвольно поднимет ножки.
  • Помогать встать на четвереньки.

В 9 месяцев можно стимулировать хождение. Это может быть вис на руках, с упором на колени или на стопы.

Динамическая гимнастика для новорожденных

Это комплекс активных упражнений, который, по сути, для новорожденных является стрессом. Динамическая гимнастика для грудничков разрешена с 1 месяца. Нагрузку должен определять специалист, поскольку родителям это не под силу. Длительность первых занятий не более 10 мин.

Упражнения:

  • Подтягивание малыша за руки к себе, в положении лежа на спине.
  • Поднятие за 2 руки младенца в воздух, медленное опускание его в исходное положение.
  • Удерживая за кисти рук, приподнять малыша. Затем одну конечность отпустить, чтобы весь вес младенца перешел на вторую.
  • Держа за руки в воздухе, раскачивать кроху вперед-назад, вправо-влево.
  • Переворачивать со спины на живот младенца в воздухе, держа за одну нижнюю и верхнюю конечность.
  • Поднять малыша в висе за руки, а затем развести конечности в стороны.
  • Покачать ребенка в воздухе, удерживая за руку и ногу.

Более сложные упражнения родителям должен показать специалист. Динамическую гимнастику стоит сочетать с классической.

Гимнастика для новорожденных на фитболе

Тренировка на фитболе может выглядеть так:

  • Покачивания, лежа на животе. Необходимо поддерживать ребенка за спинку.
  • Положение лежа на животе, держать кроху за ноги. Выполнять покачивания мячом вперед и назад, чтобы ребенок был головкой вниз.
  • Положение лежа на спине. Уложив свой указательный палец в ладонь младенца, откатывать мяч вперед и назад, при этом разводить ручки крохи в стороны, а затем сводить их. Аналогично повторить, лежа на животе.
  • Покатать младенца на мяче, уложив набок.

С 5-6 месяцев можно пробовать приподнятие тела с положения лежа на спине, а ближе к 7 месяцам ползанье с использованием фитбола. Упражнение выполняется так – ребенок лежит на животе, держать его за ноги. Откатывая мяч вперед, малыш должен дотронуться руками пола и попробовать проползти вперед.

Полезные советы, которые рекомендуется учитывать при проведении занятий

Для того, чтобы добиться успешных результатов, недостаточно просто уделять много времени для игр с 6-месячным малышом

Важно уметь делать это правильно. Советы специалистов, которые приведены ниже, помогут вам добиться желаемого результата:

Все предметы, находящиеся в пределах досягаемости малыша и используемые при проведении игр, не должны быть содержать мелких деталей;
Игрушки, используемые для занятий малышом, должны регулярно подвергаться тщательному мытью

С большой осторожностью следует относиться к мягким игрушкам, ведь их очень сложно содержать в чистоте, а в ворсе могут скапливаться миллионы бактерий;
Шестимесячного ребенка можно на некоторое время пустить ползать по полу: в этом возрасте он или уже освоил этот навык, или вот-вот научится. При этом необходимо застелить пол чистой тканью (старый пыльный ковер для занятий не подойдет), а также обезопасить малыша от острых углов и предметов домашнего обихода, представляющих для него опасность;
Можно пригласить в гости родителей с малышом приблизительно такого же возраста

Знакомство ребенка с другими детьми будет весьма полезным и познавательным для него;
Если вашему малышу не больше 6 месяцев, вы должны уделять время на игры 5-15 минут ежедневно. А если ребенку больше 6 месяцев, то время игр увеличивается вдвое;
Не забывайте усложнять задачи. Не стоит повторять всегда одно и то же. Ребенок должен развиваться. Если он научился делать определенную вещь на 100%, усложните эту задачу;
Во время игр, забудьте на некоторое время о других серьезных вещах. Побудьте ребенком. В противном случае, все игры будут казаться для вас очень глупыми и простыми;
Занятия нужно проводить только тогда, когда ребенок сыт и выспался
Если же он болеет или чувствует себя не важно, то лучше дайте ему отдохнуть;
Ни в коем случае не ругайте малыша за его ошибки. Напротив, вы должны хвалить его даже тогда, когда у него все равно не получилось
В таком возрасте, дети обращают особое внимание на лицо человека и на его мимику
Поэтому, всегда улыбайтесь
Дайте ему понять, что все хорошо, что у него обязательно получится. А если у него получилось, обязательно похвалите его каким-нибудь ласковым словом. Благодаря этому, он будет чувствовать себя уверенней, и добьется дальнейших успехов;
Во время игр, необходимо находиться рядом с ребенком. Ему будет не комфортно, если вы будете постоянно отвлекаться на другие вещи;
Идеальное время для игр, требующих физической активности – утро, а для спокойных игр – вечер;
Выбирайте правильное место для игр. Следует отнестись к этому очень серьезно. Не стоит играть там, где опасные для ребенка предметы, лежат в открытом доступе. Идеальное место для игр – детская комната или спальня. Также, не забывайте проветривать комнату. Играть в душной комнате будет не комфортно.

Если вы будете ежедневно пользоваться всеми играми, которые мы перечислили, то результат не заставит долго ждать. Уже через несколько недель или месяцев, вы почувствуете, что:

  • Кроха имеет полный контроль над своими руками. Он может самостоятельно достать маленький предмет из коробки, будь то шарик или другая игрушка, и также самостоятельно положить их в любое место;
  • Малыш умеет правильно использовать свое зрение, слух и речь. Он умеет фокусироваться на определенных предметах, движениях. Также он научился произносить простые слова с выражением;
  • 6-месячный ребенок уже может ползать, и теперь пытается встать на ноги. Это определенно плюс;

Также не забывайте фотографировать или снимать на видео интересные моменты, связанные с поведением малыша. Наверняка повзрослевший ребенок с удовольствием и изумлением посмотрит видео- и фотоархивы своего раннего детства.

А подводя итоги, хочется отметить самое главное – все получится. Даже если сначала, ребенок часто допускает ошибки и не понимает, как устроена даже самая простая вещь – не стоит сдаваться, и тем более ругать его за это. Поверьте, так вы сделаете только хуже. Вы должны хвалить его за любое достижение. Так, он будет чувствовать вашу любовь и одобрение, и будет стараться становиться лучше. Не стоит говорить, что он обязан научиться этому сегодня, или на этой неделе, так как ребенок подруги уже это умеет. Дети развиваются по-разному, у всех организм индивидуален. Кто-то начинает ходить и разговаривать очень рано, кто-то с опозданием. Главное – относиться к этому спокойно, и помогать ребенку преодолевать все трудности. И запомните – все получится!

Важные детские рефлексы

Психомоторное развитие ребенка в 1 месяц характеризуется наличием безусловных рефлексов, по которым можно определить насколько хорошо малыш адаптируется к новым условиям, — это залог дальнейшего становления. Обязательно у малыша  первого месяца жизни, при условии здоровой нервной системы, должны проявляться такие рефлексы, как:

Ритмичные движения, необходимые для высасывания грудного молока. Иными словами, сосательный рефлекс. Он присутствует в течение первого года жизни малыша.

Развитие недоношенного ребенка в 1 месяц характеризуется слабым проявлением этого рефлекса. Дело в том, что детки, родившиеся раньше срока, еще не подготовлены природой к высасыванию молока и часто сосательный рефлекс у них практически не сформирован. По этой причине недоношенные дети, которых кормили с бутылочки первые недели жизни, и вовсе отказываются признавать материнское молоко;

  • Поисковый рефлекс заключается в том, что, едва коснувшись уголка рта малыша, можно вызывать с его стороны активные поиски материнской груди;
  • Способность крохи крепко хвататься за мамины пальцы своими ладошками, называется хватательным рефлексом;
  • Если грудничка положить на живот, он незамедлительно повернет голову в сторону. Это – проявление защитного рефлекса, который оберегает малыша от возможности задохнуться. Именно поэтому здоровым детям даже грудного возраста можно спать на животике без боязни. Подробнее об этом читайте в статье Можно ли новорожденному спать на животе?>>>;
  • Рефлекс ползания проявляется так: ребенок упирается стопами, например, в ладони взрослого и отталкивается от них, тем самым, продвигаясь вперед;
  • Чтобы увидеть, как месячный малыш «ходит», достаточно взять его вертикально, чтобы стопы лежали на твердой поверхности. Немного наклонив кроху, можно наблюдать непроизвольные шаги;
  • Интересный рефлекс – ладонно-ротовой. Оказывается, если прикоснуться к ладони грудничка и слегка на нее нажать, он будет открывать рот и при этом слегка наклонять вперед голову.

Подробнее о рефлексах новорожденного>>>

Развивающие игры для ребёнка в 5 месяцев

Мячи. Тряпичный: с его помощью развивается хватательный навык, координация движений рук и глаз. С пупырышками поможет развить мелкую моторику. Со встроенным бубенчиком – развитие слуха. А чуть позже, в 6 месяцев малыш обычно уже сам может играть с мячом, лёжа на животе или сидя на руках у мамы.

Спрятался. Развивающая игра для ребёнка 5 месяцев «ку-ку». Мама прячется от ребёнка за свои ладошки и потом с возгласом «ку-ку», открывает их.

Попрыгаем. Малыш с удовольствием стоит на ножках, если его придерживать. Читая ему стишок, давайте ему приседать и подпрыгивать. Обязательно придерживайте ребёнка.

Называем игрушки. Протягивая разные игрушки, чётко называем их и отдаём ребёнку. Тренируется память и развиваются тактильные ощущения.

Кризис трёхлетнего возраста

Для детей от 3 лет свойственно изменение в поведении, которое способно вызвать у большинства родителей панику и непонимание. Однако всё не так страшно. Для детей этого возраста перемены в поведении и характере являются абсолютно нормальными.

Единственно, что успокаивает, что после своего пика кризис быстро проходит, а ваш сын или дочь начинает многое понимать.

Признаки кризиса трёхлетнего возраста:

  • «Нет» – именно это слово малыш повторяет чаще всего в ответ на любое предложение;
  • Ребёнок упрямится и настаивает на собственном мнении;
  • Малыш отказывается выполнять действия, которые до этого спокойно делал, например, убирать за собой игрушки;
  • Отказ от помощи. Даже если у него что-то не получается, он будет настаивать на том, чтобы сделать это самостоятельно;
  • Ребёнок противится всему, что предлагают ему родители или другие взрослые. Своё недовольство может также проявлять в драке;
  • Малыш, который до этого был тихим и спокойным, может начать кричать, драться, ломать вещи и игрушки. Причём делает он это демонстративно;
  • Он начинает ревновать к маме всех. В особенности это касается отца, братьев или сестёр.

Такое поведение связано с тем, что малыш с возрастом начинает понимать, что он может влиять на всё, что происходит вокруг, а также на людей. Кроме того, ему нравится самому решать, что и как делать, куда идти и т.д. Он чувствует себя большим и таким поведением пытается требовать уважения к себе. Бунт, истерики, крики и упрямство тяжело переносятся не только родителями, но и малышом, так как он не понимает, что происходит с ним, и не может самостоятельно справиться с эмоциями, которые на него нахлынули.

В этом возрасте малыш для достижения собственных целей чаще всего прибегает к истерикам. Именно поэтому он начинает их закатывать исключительно в людных местах или же на глазах тех, кто больше всего поддаётся на его манипуляции.

Родителям будет намного проще пережить этот этап жизни, если они прислушаются к следующим советам:

  1. Измените свой подход. Примите то, что он уже вырос и не мешайте ему делать то, что он может сделать и без вашей помощи.
  2. Дайте малышу возможность делать самостоятельный выбор или хотя бы иллюзию этого выбора. Например, спросите его, какой из двух свитеров он оденет сегодня в садик.
  3. Просите его о помощи и не заставляйте делать что-либо. Если он не хочет убирать игрушки, не настаивайте, а попросите вам помочь. Можно в форме игры «Кто быстрее?».
  4. Делайте запас во времени, чтобы малыш успевал сделать всё самостоятельно.
  5. Если он начинает закатывать истерику, то не обращайте на неё внимания, сохраняйте спокойствие и твёрдо скажите «нет». В противном случае, такое поведение будет повторяться довольно часто.
  6. Если ребёнок в истерике решил упасть в лужу или прямо на проезжей части, то перенесите его в место, безопасное для его здоровья и жизни, и оставьте кричать там.
  7. Не кричите на малыша и не ругайте его за истерики. Вместо этого, постарайтесь ему помочь и объяснить, как выражать свои чувства и эмоции словами.

Осмотр малыша врачами в первый месяц жизни

Первый медосмотр новорожденный проходит непосредственно после появления на свет в роддоме у врача, который называется неонатолог, он оценивает общее состояние ребенка и показатели по шкале Апгар. В течение 4-5 последующих суток, пока мама и малыш находятся в роддоме, неонатолог посещает грудничка ежедневно, проводя осмотр и наблюдая за состоянием новорожденного.

По возвращении женщины с младенцем домой, на протяжении первого месяца жизни их регулярно посещают врач-педиатр и патронажная сестра из детского медицинского учреждения. Врач визуально осматривает ребенка, проверяет его рефлексы, ощупывает родничок, дает матери необходимые советы и делает замеры окружности головы и грудной клетки.

Новый порядок осмотра несовершеннолетних в 2019 году регулируется Приказом Минздрава России от 10.08.2017 N 514н «О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних». Согласно которому, в поликлинике в 1 месяц вам предстоит осмотр педиатра, а также:

  • Невролога
  • Детского хирурга
  • Офтальмолога
  • Детского стоматолога.

Педиатр при осмотре грудного ребенка выполняет следующие действия: взвешивание; измерение роста; оценка физического и нервно-психического развития.

Офтальмолог выявляет врожденные и воспалительные заболевания глаза и слезных путей. Чаще всего встречается врожденный дакриоцистит ( нарушение проходимости носослезного протока и воспаление слезного мешочка) и конъюнктивит. Если нужно — назначает лечение. Окулист выявляет также изменения на глазном дне, что тоже отражает состояние центральной нервной системы ребенка

На это обязательно обратит внимание невролог.

Невролог осмотрит ребенка, проверит рефлексы, измерит окружность головы и груди, оценит результаты УЗИ головки и осмотра глазного дна и, если нужно назначит лечение вашему ребенку.

Хирург проверит нет ли у ребенка грыж, а у мальчиков осмотрит наружные половые органы. Даст свои рекомендации.

Стоматолог включен в осмотры с целью ранней диагностики стоматологических заболеваний у детей, своевременного лечения и предотвращения осложнений

Детский стоматолог оценит состояние полости рта, даст маме необходимые рекомендации по ее уходу и осмотрит уздечку языка, отвечающую за будущую речь ребенка.

Кроме того, малышу дадут направление на:

  • Ультразвуковое исследование органов брюшной полости (комплексное)
  • Ультразвуковое исследование почек
  • Ультразвуковое исследование тазобедренных суставов
  • Эхокардиография
  • Нейросонография
  • Аудиологический скрининг проводится в 1 месяц, если не был сделан ранее.

Кстати, уже с 2020 года в России станут обязательными еще две прививки.

Причины задержки и нарушения речи в дошкольном возрасте

Если ребенок родился здоровым, задержка его речевого развития может возникнуть из-за неправильных действий взрослых во время подготовительного периода: при недостаточном речевом общении с малышом, невнимании к его слуховому восприятию, подражанию звукам и словам взрослого, при несвоевременной выработке интонационной выразительности речи и смысловых связей между словом и предметом.

Прежде чем заговорить, малыш должен натренировать мышцы речевого аппарата. Это происходит, когда он гулит, лепечет, дышит, глотает, сосет грудь, жует. Замечено, что дети, находившиеся на грудном вскармливании, сталкиваются с речевыми трудностями реже искусственников, а те, которых своевременно приобщали к твердой пище, говорят намного четче сверстников, которых чуть ли не до школы пичкали жидкими кашами и протертыми овощами.

Нарушение речи вызывают разные причины: врожденные аномалии центральной нервной системы, коры головного мозга, нёба, языка, дефекты носового дыхания и снижение мышечного тонуса мягкого нёба (такая патология приводит к гнусавости), психическая травма (к примеру, у впечатлительных, склонных к неврозам детей реакция испуга может спровоцировать заикание) и др.

Ребенок, родившийся глухим или потерявший слух в результате болезни в первые недели и месяцы жизни, не научится говорить, пока сурдопедагог (специалист, обучающий глухих детей речи) не обучит его «чтению с губ», не научит произносить отдельные звуки, а затем слова с опорой на тактильное, кинестетическое, а также зрительное восприятие. Такие занятия нужно начинать с трех-четырехлетнего возраста.

Развитие речи и мышления находится в тесной связи с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Дети, работающие с конструктором, занимающиеся оригами, лепкой из пластилина, вышиванием и другими видами рукоделия, умеют, как правило, логически рассуждать

У них достаточно развиты память и внимание

Нередко к задержке речевого развития и нарушениям речи приводит переучивание ребенка-левши все делать правой рукой. Современные мамы знают, что младенцев нельзя пеленать. Всякое ограничение движений младенца тормозит не только формирование двигательных навыков, но и своевременное развитие речевых функций. У правши действия всех подвижных частей тела и особенно пальцев рук, речевого, артикуляционного аппарата (гортани, глотки, языка, губ, мягкого нёба) генетически заложены в левом полушарии головного мозга, у левши — в правом полушарии. Если левше не давать активно работать левой рукой, то у него возникнет пространственная ломка формирования движений: будут стимулироваться движения правой, неосновной руки, а основная, ведущая рука останется без стимуляции. Переучивая малыша держать ложку или карандаш в правой руке, родители тем самым перекладывают врожденные функции его ведущего правого полушария на левое, в котором у него нет «проекционной» базы для тонких движений пальцев и артикуляционного аппарата. В результате развивающаяся на базе слухового восприятия речь «не знает», в каком полушарии ей «осесть». Именно поэтому нередко левши, которых с младенчества усердно заставляли все делать правой рукой, позже начинают говорить, неверно произносят многие звуки, неловки в движениях, не умеют танцевать, лишены музыкального слуха

Но не менее важно, что нарушается эмоционально-волевая сфера ребенка. Известно, что всякое действие вызывает противодействие

Ребенок становится либо упрямым, либо сломленным: слабовольным, мнительным, неуверенным в себе

Начинает фиксировать внимание на своих речевых трудностях, глубоко переживает по пустякам. По этой причине у него может развиться заикание

А его преодолеть трудно. Малышу-левше необходимо давать свободу действий, и он сам научится многое делать обеими руками.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector