Строение речевого аппарата

Кто производит слуховые аппараты

Есть несколько основных производителей слуховых аппаратов, которые предлагают новейшие технологии в области производства слуховых аппаратов.

Производители слуховых аппаратов вкладывают значительные средства в исследования и разработки, чтобы выводить на рынок устройства, которые удовлетворяют различные потребности людей с потерей слуха, а также стремятся предложить слуховые аппараты, удовлетворяющие бюджеты всех пользователей.

Большинство специалистов по слухопротезированию знакомы с продукцией нескольких производителей и располагают расходными материалами и программным обеспечением, которые необходимы для успешной установки устройств. Когда вы посещаете специалиста по слухопротезированию, вы обсуждаете результаты теста слуха, потребности в образе жизни и бюджет. Ваш специалиста по слухопротезированию поможет вам выбрать наиболее подходящего производителя и лучший аппарат, для этого потребуются результаты вашего теста слуха, информация о вашем образе жизни и ваш бюджет.

Как образуются звуки

В наши дни строение речевого аппарата можно считать полностью изученным. Оно позволяет нам понять, каким образом рождается звук, какие устранить возможные проблемы и нарушения голосо-речевого аппарата.

Как же происходит процесс звукопроизношения? Звуки их сочетания зарождаются в результате сокращения мускульных тканей, из которых состоит периферический аппарат речи. Человек, начиная говорить, делает выдох на автомате, неосознанно. Создаваемый поток воздуха из легких проходит в гортань, вследствие чего, возникшие нервные импульсы воздействуют на голосовые связки. Они вибрируют и способствуют образованию звуков, которые складываются в слова и предложения.

Строение речевого аппарата

Голосовой аппарат состоит из двух отделов: центрального и исполнительного. Первый представляет собой головной мозг с его корой, подкорковыми узлами, проводящими путями, ядрами ствола (в первую очередь продолговатого мозга) и соответствующих нервов. А периферический отдел – вся совокупность исполнительных речевых органов, которые включают в себя кости и хрящи, мышцы и связки, а также периферические нервы (чувственные и двигательные). С их помощью осуществляется работа перечисленных органов.

Строение речевого аппарата человека

В свою очередь, исполнительный отдел состоит из трех основных отделов, каждый из которых действует совокупно:

1. Дыхательный отдел

Ни для кого не секрет, что образование дыхания человека является важнейшим физиологическим процессом. Люди дышат рефлекторно, особо не задумываясь об этом. Дыхание осуществляется особыми центрами нервной системы человека, и оно состоит из трех непрерывных и следующих друг за другом фаз:

  • вдох
  • пауза
  • выдох

Человек всегда говорит на выдохе и создаваемый им поток воздушной струи осуществляет одновременно две функции: голосообразующую и артикуляционную. Любое нарушение этого правила искажает звучание речи

Именно поэтому, очень важно уделять время работе над речевым дыханием

К дыхательным органам относятся легкие, бронхи, трахея, межреберные мышцы, а также диафрагма. Именно на нее опираются главные мышцы человека. Диафрагма – эластичная мышца, имеющая форму купола в расслабленном состоянии. Когда она и межреберные мышцы сокращаются, то объем грудной клетки человека увеличивается и происходит вдох. И наоборот, когда они расслабляются – выдох.

2. Голосовой

Существуют три основные характеристики голоса. Это сила, тембр и его высота. В результате колебания голосовых связок человека движение потока воздушной струи при выдохе превращается в колебание частиц воздуха. Далее эти пульсации передаются в окружающую среду и воспринимаются нами как звуки голоса.

В основном, сила голоса зависит от амплитуды (то есть размаха) колебаний голосовых связок. Она регулируется силой воздуха.

Тембр – это звуковая окраска, то есть звуки одинаковой громкости, высоты, но исполненные разными голосами человека. Он определяется формой вибратора, вызывающего колебания.

Высота вашего голоса зависит от того, насколько сильно поток струи воздуха будет оказывать давление на голосовые складки, от степени их натяжения.

1) активные органы

Являются подвижными и способствуют образованию звуков. К ним относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Эти органы речи состоят из мышц, следовательно, их можно тренировать.

Изменение положения органов речи влечет за собой образование сужений и затворов в различных частях артикуляционного аппарата человека. Благодаря чему и определяется тот или иной характер произносимого звука.

Нижняя челюсть человека и мягкое нёбо может опускаться и подниматься. Таким образом, они закрывают и открывают проход в носовую полость. Нижняя челюсть способствует полному развитию ударных гласных, таких как «А», «О», «У», «И», «Ы», «Э».

Язык – главный орган артикуляции, богатый мышцами, которые делают его разительно подвижным. Вследствие чего, он может, как удлиняться, так и укорачиваться, делаться узким и широким, а также может быть выгнутым и плоским.

Губы человека представляют собой подвижное образование. Они активно участвуют и обеспечивают артикуляцию слов и звуков, которым соответствует определенное положение языка. Губы могут менять свою форму и размер, активно обеспечивая артикуляцию гласных звуков в речи.

Мягкое нёбо (нёбная занавеска) лежит вверху ротовой полости и является продолжением твёрдого нёба. Нёбная занавеска, как и нижняя челюсть, может опускаться и подниматься. Таким образом она отделяет глотку от носоглотки. Мягкое нёбо начинается у верхних зубов за альвеолами, оканчивается – маленьким язычком. При произнесении всех звуков, кроме согласных «М» и «Н», нёбная занавеска поднята. Если по каким-либо причинам она бездействует или опущена, то звук у человека получается носовой. Вследствие чего, получается гнусавым и голос. Так как при опущенной нёбной занавеске звуковые волны проходят, в основном, через носовую полость.

2) пассивные органы

Включают в себя неподвижные органы, которые служат точкой опоры для подвижных. К пассивным речевым органам относятся зубы, альвеолы, полость носа, твёрдое нёбо, глотка, гортань. В свою очередь они оказывают наибольшее влияние на технику речи человека.

Конфликт тезиса и понятия «человек» на примере негров

Если мы возьмем времена рабства в Соединенных Штатах Америки, то получим яркий пример конфликта тезиса и понятия. В то время общество не считало негров людьми. Наука, конечно, говорила: чернокожие – это такие же homo sapiens, как и белые. Но ученые вкладывают свой смысл в тезис «человек», для них человеческое существо – вопрос физиологии. Большинство же обычных людей вкладывали в этот тезис различные морально-этические качества. Негры, по мнению общества того времени, не вписывались в эти рамки и нормальным было сказать: «Негр – это не человек». Вот так и произошел конфликт тезиса и понятия между различными сферами.

Центральный аппарат и его строение

Центральный речевой аппарат – это элементы мозга человека. Его составляющие:

  • Мозговая кора (в основном левая ее часть).
  • Узлы под корой.
  • Ядра нервов и ствола.
  • Пути, проводящие сигналы.

Речь, как и все остальные проявления работы высшей нервной системы, развивается благодаря рефлексам. Эти рефлексы неразрывно связаны с работой мозга. Его некоторые отделы играют особую, главную роль в воспроизведении речи. Среди них: височная часть, лобная доля, теменная область и затылочная, относящиеся к левому полушарию. У правшей эту роль выполняет полушарие правой части мозга.

Нижние, они же лобные, извилины играют основную роль при создании устной речи. Извилины в области висков – слуховая часть, воспринимающая все звуковые раздражения. Благодаря ей можно слышать чужую речь. В процессе понимания звуков основную работу выполняет теменная область коры человеческого мозга. А затылочная часть отвечает за зрительную часть и восприятие речи в виде письма. У детей она активна при наблюдении артикуляции старших, приводит к развитию устной речи.

От подкорковых ядер зависит характерный окрас голоса.

С периферическими элементами системы мозг взаимодействует при помощи:

  • Путей центростремительных.
  • Путей центробежных.

Центробежные пути связывают кору с мышцами, которые регулируют работу периферического отдела. Начало центробежный путь берет в коре головного мозга. Мозг посылает по этим путям сигналы ко всем периферическим органам, производящим звуки.

Ответные сигналы к центральному отделу проходят по центростремительным путям. Их начало расположено в барорецепторах и проприорецепторах, находящихся внутри мышц, а также сухожилий и суставных поверхностях.

Центральный и периферический отделы неразрывно связаны и дисфункция одного неизбежно приведет к нарушению работы другого. Они составляют единую систему речевого аппарата, благодаря которому организм способен производить звуки. Артикуляционный отдел, как элемент периферической части, играет обособленную роль в постановке правильной и красивой речи.

Анатомия речи

Голосовой аппарат − это совокупность анатомических структур, обеспечивающих образование голоса и речи. В его устройстве принято выделять два больших отдела: периферический и центральный. Центральный отдел представлен головным мозгом, в частности, корой больших полушарий, рядом подкорковых узлов и проводящими путями, связывающими их вместе. Помимо того, туда относят ядра черепно-мозговых нервов, которые участвуют при звукообразовании. Анатомия периферического голосового аппарата включает костные, хрящевые и мышечные образования, связочный аппарат и периферические нервы, которые воспринимают или передают какую-либо информацию к органам артикуляции.

Периферический отдел разделяют на три функциональных отдела, выполняющих различные задачи: дыхательный, голосовой и артикуляционный. При нарушении работы любого из них возникают нарушения речи.

Дыхательный отдел

Основной звукообразующий фактор − воздух, проходящий через дыхательные пути. В связи с этим, вокалисты всегда тренируют правильное дыхание, позволяющее улучшить акустику голоса. Дыхательные движения осуществляются рефлекторно, как правило, в обычной жизни человек не думает, когда ему делать вдох или выдох. Механизм регуляции связан с дыхательным центром в продолговатом мозге.

К дыхательному отделу относят оба легких, трахеобронхиальное дерево, диафрагму и межреберные мышцы. Движения последних приводят к расширению грудной клетки во время вдоха и ее сужению при выдохе. Диафрагма участвует в брюшном типе дыхания, осуществляемом преимущественно за счет ее растяжения.

Образование звуков и слов происходит во время выдоха. Проходящий через голосовой и артикуляционный отдел воздух заставляет колебаться их структуры. Если у человека имеются заболевания легких, то звучание речи искажается.

Голосовой отдел

В фониатрии выделяют три характеристики голоса любого человека: тембр, высоту и силу. Все они создаются в момент вибрации голосовых связок при прохождении через них воздуха. Амплитуда колебания определяет силу голоса. Чем сильнее колебание, тем выше звук. Тембр определяют голосовой окраской, специфичной для каждого конкретного человека. Натяжение складок и степень давления на них воздуха создают определенную высоту голоса.

Звукопроизносящий отдел

Устройство артикуляционной части голосового аппарата включает в себя анатомические образования, которые находятся в ротовой полости: нижнюю челюсть, язык, мягкое нёбо и губы. Движения указанными структурами осуществляются с помощью мышц. При нарушениях их работы у человека возможны различные речевые дефекты. Логопедические упражнения и массаж позволяют тренировать мышцы, улучшая речь.

Язык является основным артикуляционным органом. Его основой являются поперечно-полосатые мышцы, обеспечивающие движения и изменение формы. Во время разговора он может становиться длиннее, короче, а также изменять свою ширину. В строении языка выделяют три части: корень, фиксированный к дну ротовой полости, спинку и кончик.

Нижняя и верхняя губа − подвижные структуры. Участвуют в произношении практически всех звуков, так как определяют скорость выхода потока воздуха из ротовой полости. Благодаря мимическим мышцам могут менять свою форму, что также играет важную роль в физиологии речи у людей. Нижняя челюсть располагается в нижней части черепа и обладает ограниченной амплитудой движения. Участвует в произношении ударных гласных: «О», «У», «И» и ряда других.

Мягкое небо образует верхнюю границу ротовой полости и плотно связано с твердым небом. Благодаря развитым мышечным волокнам может приподниматься и опускаться вниз. Анатомически разделяет ротовую полость от носовой части глотки. На конце имеет небольшой язычок. При произношении согласных «Н» и «М» небная занавеска опущена. Все другие звуки произносятся с опущенным мягким небом. При нарушении движений голос приобретает гнусавость, что связано с направлением потока воздуха в носовую полость.

К артикуляционному аппарату относят и ряд пассивных структур: зубные ряды, носовую полость, твердое небо и глотку. Они участвуют в звукопроизношении, выступая точками опоры для языка и мягкого неба.

Артикуляция в общении индивидов[править]

На иллюстративном материале — в нумерованном графическом фотоизображении, указываются артикуляционные точки органов и частей тела человека, участвующих в звуковой коммуникации и имитировании со следующими пояснительными параметрами:

1. Верхняя экзо-губа — наружний край верхней губы; 2. Нижняя экзо-губа — наружний край нижней губы; 3. Верхняя эндо-губа — внутренний край верхней губы; 4. Нижняя эндо-губа — внутренний край нижней губы; 5. Передние зубы верхней челюсти; 6. Соединение дёсен с верхними зубами в области шейки зуба внутренней стороны коронки, направленной к полости рта и переходящая в переднюю часть альвеольного гребня или альвеольного бугра твёрдого нёба в области нёбного шва с поперечными нёбными складками, участвующими в образовании альвеольных согласных звуков; 7. Задняя часть альвеольного гребня; 8. Передняя часть впадины твёрдого нёба, переходящая в основную ровную поверхность твёрдого нёба; 9. Верхняя, центральная стенка полости рта — основная поверхность твёрдого нёба; 10. Мягкое нёбо; 11. Язычок гортани с нёбными занавесками и нёбо-язычными и нёбо-глоточными дужками; 12. Полость носа; 13. Задняя стенка глотки; 14. Гортань, переходящая в трахею, бронхи и лёгкие; 15. Голосовые связки и ложные голосовые складки гортани; 16. Надгортанная часть или область глотки; 17. Корень языка; 18. Задняя поверхность языка; 19. Коренные зубы; 20. Основная поверхность языка; 21. Верхняя часть кончика языка; 22. Кончик языка; 23. Нижняя часть кончика языка; 24. Соединение дёсен с передними зубами в области шейки зуба нижней челюсти внутренней стороны коронки зуба, направленной к языку в полости рта; 25. Передние зубы нижней челюсти; 26. Гортань глотки, переходящая в пищевод; 27. Нижняя челюсть.

Основная составляющая органов речиправить

О́рганы речи делятся на:

  • Дыхательные о́рганы речи (о́рганы дыхания, — лёгкие с бронхами и трахеей), — создающие необходимую для звукообразования струю воздуха;
  • Звукообразовательные о́рганы речи, — непосредственно участвующие в звукообразовании;
    • Активные (подвижные) о́рганы речи, — способные менять объём и форму речевого тракта и создавать в нём препятствия для выдыхаемого воздуха.
      • Гортань.
        • Перстневидный, щитовидный хрящ.
        • Пара пирамидальных или черпаловидных хрящей.
        • Пара мышечных складок.
          • Нижние, — истинные голосовые связки.
          • Верхние, — ложные голосовые связки.
      • Глотка, — которая может сужаться и расширяться.
      • Язык, используемый при образовании различных звуков речи.
      • Губы, способные выполнять различные артикуляции.
      • Нёбная занавеска с маленьким язычком, которая, поднимаясь, закрывает ход в нос и отделяет носовую полость от глотки; при опускании она оставляет проход в эту полость открытым.
      • Нижняя челюсть.
    • Пассивные (неподвижные) о́рганы речи, — лишённые способности изменения формы речевого тракта.
      • Зубы (зубы верхней челюсти и зубы нижней челюсти).
      • Твёрдое нёбо.
      • Полость носа.

Функциональные особенности органов речиправить

Манипуляцией активных частей, — о́рганов речи и общения, — осуществляется некое давление, полный — плотный, или — частичный контакт лёгкого касания, — сближение и сужение, или — удаление и расширение, проходов — в совокупности с пассивными частями о́рганов речи и между ними, а также — во взаимодействиях между собой, — создаются условия ограниченного и препятственного или беспрепятственного движения потоков выдыхаемой струи воздуха, при котором — в местах преграды образуются вибрации различной частоты, становящиеся источником звуковых колебаний и тональности, а также — шу́ма, необходимых для образования гласных и согласных в произносимых буквах, слогах, словах и предложениях. Благодаря колебаниям нижних — истинных голосовых связок, под воздействием выдыхаемого воздуха возникает тон, именуемый голосом. Пассивными функциями в формировании речи области рта являются зубы, твёрдое и мягкое нёба, с которыми в различных местах соприкасаются активные части о́рганов речи и общения: — кончик, боковая и/или верхняя поверхность языка, верхняя и/или нижняя губа. Полость носа служит резонатором, который — будучи включённым в процесс общения и имитации, сообщает звуку носовой характер различной высоты и тональности. Нижняя челюсть выполняет манипуляционные функции в формирования открытых гласных звуков и некоторых согласных, с участием в звукообразовании зубов (как в звуках, — «А», или — «З»).

Нёбо.

Нёбо представляет собой перегородку между ротовой (оральной от англ. oral) и носовой (назальной от англ. nasal) полостями. Оно состоит из двух частей: твердого нёба (палатум от лат. palatum) и мягкого нёба (велум от лат. velum). Твердое нёбо — это куполообразное костное образование, обрамленное верхней челюстью. На границе между деснами и твердым нёбом находится ряд небольших бугорков — так называемые альвеолы (от лат. alveoli). Мягкое нёбо — это мышечное образование, задняя подвижная часть которого называется нёбной занавеской. Нёбная занавеска заканчивается маленьким язычком (увулой от лат. uvula), который можно наблюдать в зеркале. В результате действия мышц мягкое нёбо поднимается или опускается. В первом случае нёбная занавеска перекрывает проход в носовую полость, во втором случае проход в носовую полость открыт. Увула может выступать как отдельный активный артикулятор, контактирующий с задней частью языка.

Фонетически ориентированное членение нёба на компоненты представлено на рисунке  0.3.

Нёбо (с прилегающей спереди частью) делится на три основные артикуляционные зоны: зубно-альвеолярную, палатальную и велярную. Внутри них соответственно выделяются подзоны: зубная (или дентальная от лат. dentes), альвеолярная и постальвеолярная; препалатальная и палатальная; велярная и поствелярная (или увулярная). Существует тесная взаимосвязь между активной артикуляцией языка и ее нёбной ориентацией: лопатка или кончик языка может контактировать с зубной и альвеолярной зонами, средняя часть языка — с палатальной зоной, а задняя — с велярной. Следует отметить, что контакт задней части языка с увулой обычно предполагает ее прижатие к задней стенке глотки, т. е. соответствующие звуки можно квалифицировать либо как увулярные, либо как верхнефарингальные. Классификация язычных звуков может быть ориентирована как на активный орган (например, апикальный), так и на пассивный (дентальный), иногда используется комбинированная характеристика (апико-дентальный).

 Рисунок 0.3. Артикуляционные зоны нёба

Этапы формирования речи

Дыхательный отдел голосового аппарата ответственен за подачу воздуха, голосовой образует голос, функция артикуляционного — создание резонанса, необходимого для отчетливого звучания и громкости. Произнесение слова состоит из нескольких этапов. Сначала происходит отбор команд в коре головного мозга, то есть формирование определенной артикуляционной программы. Последующие стадии:

Реализация подготовленной программы в исполнительном отделе голосового аппарата. Участие принимают органы дыхания и резонаторная система. Именно они помогают произносить определенные фонемы.
Чтобы не возникало ошибок при произнесении, необходим кинестетический контроль, который позволяет сделать правку до момента произнесения фонемы.
В момент звучания звука осуществляется слуховой контроль, позволяющий человеку понять допущенную ошибку и исправить ее.

Проводящие пути образуют проводниковый отдел. Нервные пути подразделяются на два вида: центробежные (передают информацию от ЦНС к мышцам, связкам и сухожилиям) и центростремительные (информация движется в обратном направлении — от мышц, сухожилий и связок к ЦНС). Во втором случае пути называют также чувствительными.

Классификация согласных звуков.

Классификация согласных более сложная, потому что согласных в языках
мира больше, чем гласных. Шумный — сонорный. В составе согласных звуков любого языка выделяются
два больших класса согласных: шумные, то есть звуки, в образовании которых
главную роль играет шум, и сонорные, то есть звуки, при образовании
которых главную роль играет голос, возникающий при вибрации голосовых
связок.Различие согласных по характеру преграды и способу ее преодоления.
Согласные различаются в зависимости от того, какого рода преграды образуют
органы речи для воздушного потока, идущего из легких. Если органы речи
оказываются сомкнутыми, то воздушная струя размыкает их. В результате
возникают смычные, или взрывные согласные. В тех же случаях,
когда органы речи не сомкнуты, а только сближены, между ними остается
щель. В эту щель проходит воздушная струя, образуется характерное трение
воздуха, а возникающие при этом шуме согласные звуки получают название
щелевых (от слова щель), или фрикативных (от латинского названия
fricare — «тереть», так как воздух как бы трется о щель в
неплотно сближенных органах речи). В различных языках имеются еще такие
согласные звуки, которые соединяют в себе особенности взрывных с особенностями
согласных щелевых. Подобные согласные как бы начинаются с взрывного
элемента и оканчиваются элементом щелевым. Называются они аффрикатами.
Русская аффриката ц состоит из взрывной т и щелевой с, аффриката ч —
из взрывного т и щелевого ш. Аффрикаты встречаются в английском языке
(Georg), в немецком (deutsch) и многих других языках.
По способу образования преграды выделяют также дрожащие согласные звуки,
при образовании которых преграда образуется периодическим сближением
активного органа речи с пассивным до возникновения очень слабой смычки,
которая тут же разрывается выходящей из легких струей воздуха.
Если первый ряд различий в области согласных определяется характером
преград, стоящих на пути воздушного потока, идущего из легких, то второй
ряд различий связан с деятельностью активных органов речи — языка
и губ. Соответственно этому ряду различий согласные делятся на язычные
и губные. Когда в язычных артикуляциях участвует передняя часть языка,
возникают переднеязычные согласные. Возможны также среднеязычные и заднеязычные
согласные.
Дробление производится и дальше: среди переднеязычных согласных различают
зубные, например, т и альвеолярные например ш). При артикуляции среднеязычных
согласных средняя часть спинки языка поднимается и сближается с твердым
небом (например, немецкий так называемый Ich-Laut в словах типа ich,
Recht). При артикуляции заднеязычных звуков задняя часть языка сближается
смягким небом. К заднеязычным относятся руские к, г, х. Кроме язычных,
к этой же группе согласных относят и согласные губные, которые в свою
очередь делятся на губно-губные (билабиальные, например, русское п)
или губно-зубные, напрмер, в). Различие между губно-губными и губно-зубными
легко обнаружить экспериментально: для этого нужно лишь поочередно произнести
несколько раз русские звуки п и в.
Третий ряд различий в системе согласных звуков создается так называемой
палатализацией (от латинского палатум — твердое небо). Палатализация,
или мягкость — это результат поднятия средней и передней части языка
к твердому небу. Палатализироваться, или смягчаться могут любые согласные,
кроме среднеязычных. Наличие палатализованных согласных — это яркая
особенность русской фонетики.

Строение речевого аппарата

Определение 1

Строение речевого аппарата — это структура органов порождения речи.

Звуки создаются при прохождении воздуха через речевой аппарат. Возникает речь, которая и является результатом работы аппарата. К аппарату речи принадлежит весь дыхательный тракт и все органы вдоль него – от губ к легким. Следует добавить, что образование звуков является, так сказать, побочным продуктом деятельности органов, предназначенных для дыхания и принятия пищи. Потребность в этом «побочном продукте» видоизменила и усовершенствовала соответствующие органы.

Речевой аппарат состоит из трех групп органов, из трех отделов.

Отдел первый. Дыхательные органы, нижний отдел речевого аппарата, включают легкие и дыхательное горло (трахею).

Нижняя часть трахеи разделяется на два бронха, которые идут в легкие, разветвляясь на более мелкие трубки, которые заканчиваются альвеолярными ходами.

Процесс дыхания осуществляется мышцами диафрагмы и ребер. При вдыхании мышцы сокращаются, поднимая ребра и опуская диафрагму. Объем легких увеличивается и происходит вдох.

При выдыхании мышцы ослабляются, объем легких уменьшается и воздух выжимается из них через дыхательный тракт. Образуется воздушная струя, которая служит материалом для творения звука в верхних отделах речевого аппарата.

Отдел второй. Гортань представляет собой верхнюю, расширенную часть трахеи. Каркасом для речевого аппарата служат хрящи, выполняющие охранную функцию:

  • перстневидный (снизу);
  • щитовидный (сверху).

На внутренних стенках щитовидного хряща размещены две эластичные голосовые связки. Напряженные голосовые связки под давлением воздуха вибрируют и образуют голос разной силы и высоты. Расслабленные голосовые связки не имеют такой возможности.

Итак, основная функция гортани заключается в голосообразовании. Голосовые связки могут образовывать и шепот, если при прохождении воздуха они сомкнуты, но остается небольшая щель между пирамидальными хрящами, протискиваясь сквозь которую, воздух образует шум, характерный для шипящих звуков.

Звук, исходящий непосредственно из гортани, являясь еще нечленораздельным – это один звук, а не разные звуки. Он напоминает «тесто», из которого должны быть «вылеплены» разные отдельные звуки. Впрочем, некоторые звуковые вариации берут начало и в самой гортани: шепот (воздушная струя проходит преимущественно между черпаловидными хрящами); фальцет (неестественно высокий голос, при котором напряженные голосовые связки расходятся только в передней части); гортанные или ларингальные звуки.

Отдел третий. Надгортанные полости. Они состоят из:

  1. глотки;
  2. ротовой полости;
  3. носовой полости.

Замечание 1

Вместе они называются еще надставной трубой. Полость глотки (гр. «фаринкс», откуда и термин — фарингальные звуки) размещена сразу же над гортанью. Верхняя ее часть называется носоглоткой, а средняя – зевом.

Полость глотки соединяется с ротовой, а выше – с носовой полостью. Все три полости являются резонаторами звуков. Ротовая полость представляет собой важнейший резонатор. Неизменная носовая полость используется при создании лишь небольшого количества носовых звуков – в русском языке – согласных и .

При образовании носовых звуков носовая полость подключается лишь как дополнительный резонатор к двум другим полостям. Ротовая же полость, благодаря своей большой сменности, является местом создания господствующего большинства звуков всех языков, используясь и как резонатор, и как источник разнообразных шумов.

Замечание 2

Все органы речи делятся на активные, которые являются подвижными, и пассивные – неспособные к перемещениям.

К активным органам речи относятся легкие, голосовые связки, язык, мягкое небо, язычок и губы. В некоторых случаях активной становится также задняя стенка зева. В частности, она является активной при образовании русского фарингального звука г (голова, голос).

К пассивным органам относятся в частности зубы, носовая полость, альвеолы, твердое небо.

Как физическое явление звук речи образуется в результате колебания голосовых связок и взаимодействия надгортанных органов и полостей под действием струи выдыхаемого воздуха. Реже звуки могут произноситься на базе струи вдыхаемого воздуха. В связи с этим все звуки речи делятся на экспираты (возникают на выдохе) и икспираты (возникают на вдохе).

Замечание 3

Экспираты характерны для всех языков, а инспираты образуются только в отдельных.

Определение фонетики, различные разделы фонетики

Фонетика — это раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка.
К ней относятся все звуковые средства языка, то есть не только звуки
и их комбинации, но и ударение и интонация.

В зависимости от того объема материала, который является предметом
непосредственного исследования фонетистов, различаются общая фонетика
и сопоставительная фонетика и частная фонетика отдельных языков. Общая
фонетика исследует закономерности, характерные для звуковой стороны
любого языка. Сопоставительная фонетика занимается выявлением
общего и особенного в звуковой стороне двух или нескольких сопоставляемых
или сравниваемых языков. Фонетика отдельных языков изучает особенности
звуковой стороны отдельного языка в возможно более полном объеме.
В свою очередь в фонетике отдельных языков различаются историческая
фонетика и описательная фонетика. Историческая фонетика конкретного
языка изучает историю звуковых средств данного языка в той мере, в какой
она отражена в памятниках письменности на этом языке, диалектной речи
и т.д. Описательная фонетика исследует звуковые средства отдельного
языка в определенный период его истории или в современном состоянии.
В фонетике выделяются такие частные дисциплины, как артикуляционная
фонетика, акустическая фонетика, перцептивная фонетика, функциональная
фонетика, или фонология, акцентология, или учение о словесном ударении,
интонология, или учение об интонации. Артикуляционная фонетика исследует
деятельность человеческого речевого аппарата, в результате которой производятся
звуки. Акустическая фонетика исследует чисто физические особенности

(характеристики, параметры) звуков речи на отдельных языках. Перцептивная
фонетика рассматривает особенности восприятия звуков речи человеческим
органом слуха.
Функциональная фонетика, или фонология, изучает функции, которые звуки
речи выполняют в составе звучаний, образующих материальную, воспринимаемую
сторону значащих единиц языка: морфем, слов и их форм. Таким образом,
между терминами фонетика и фонология нельзя ставить знак равенства:
фонология — это лишь часть фонетики, частная дисциплина, которая изучает
функции, которые звуки речи, фонемы.
В кругу остальных языковедческих единиц — грамматики, лексикологии —
фонетика занимает равноправное с ними положение как самостоятельная
наука. Она взаимодействует прежде всего с грамматикой. Это взаимодействие
обусловлено тем, что одни и те же звуковые особенности звуковой формы
языковых явлений оказываются существенными не только для звуковой стороны
языка, но и для некоторых участков его грамматического строя. Например,
определенные виды чередований оказываются морфологизованными, то есть
используются при образовании разных форм одних и тех же слов или разных
слов от одних и тех же корневых морфем. (ср. в русском языке: будить
— бужу, водить — вожу, друг- дружок или в немецком языке: sprechen-sprach,
stechen-stach.
Подобные морфологизованные чередования звуков изучаются возникшей на
стыке фонетики и морфологии дисциплиной, называемой морфонологией. Как
для фонетики, так и для синтаксиса весьма существенны правила фразовой
интонации конкретных языков, так как каждое конкретное предложение характеризуется
определенным интонационным оформлением. Поэтому данные, полученные в
собственно интонологических исследованиях, находят самое непосредственное
применение в работах по описательному синтаксису.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector