Шизофрения у ребенка: симптомы, диагностика и лечение

Причины возникновения

Частота проявления шизофрении в детском возрасте – 1 случай на 10 000 детей, что отражает достаточно широкую распространенность патологии. Заболевание встречается у мальчиков чаще, чем у девочек, однако, причины подобного распределения случаев болезни не ясно

Важно отметить, что количество случаев ранней детской шизофрении в действительности может быть выше, так как доктора не всегда выставляют данный диагноз, приводящей к стигме

Однозначные причины возникновения заболевания не известны, не смотря на большое количество проводимых научных исследований. Точно известно, что болезнь имеет генетические предпосылки, в связи с этим, у родителей, чьи дети больны шизофренией, имеются гены, ассоциированные с патологией.

Доктора выделяют ряд факторов окружающей среды, которые могут выступать триггерами:

  • инфекции у женщины до беременности и во время ее течения;
  • перинатальные негативные состояния (гипоксия, использование лекарственных средств и пр.).

Генетическая предрасположенность подтверждена тем, что имеется большое количество зарегистрированных случаев развития болезни у близких родственников

Важно понимать, что наличие «неправильных» генов – не обязательно приводит к развитию психического расстройства, так как генетическая информация проявляется только при наличии неблагоприятных воздействий извне. Большое значение имеет психологический климат в семье и отношения с близкими людьми и друзьями

Формы

Исходом любой из форм шизофрении являются необратимые дефекты психики: эмоциональное оскудение, абулия, разорванное мышление и речь, выраженное слабоумие.

Параноидная

У детей редко встречается параноидная форма шизофрении, чаще у юношей и взрослых. Но если в возрасте 10-12 лет диагностируется параноидная шизофрения, то её проявления будут выражаться страхами, бредом, манией преследования, философической интоксикацией. Ребенок внезапно может стать чрезвычайно враждебным, злобным, особенно по отношению к близким, отказаться от еды, довести себя до анорексии. Ему всюду чудится заговор, будто его хотят отравить или сделать еще что-то ужасное.

Кататоническая

Характеризуется двигательными патологиями – кататоническим возбуждением, которое выражается в однообразных движениях и манипуляциях с вещами, неестественной подвижности – взмахи руками и т.д. Двигательная активность периодически переходит в состояние ступора, сильного мышечного напряжения, застывания в неловкой позе, неподвижности. Ребенок замкнут и отрешен от реального мира, страдает депрессией, негативизмом, отказывается есть, разговаривать, забивается в угол, не реагирует на вопросы.

Гебефреническая

Чаще всего наблюдают у подростков школьного возраста, юношей. Сначала ребенок становится рассеянным, страдает бессонницей и острыми головными болями. Основным признаком данной формы является дурашливое поведение, немотивированная веселость и возбуждение. Ребенок совершает однообразные нелепые поступки, становится чудаковатым, кривляется и гримасничает. Иногда галлюцинирует, придумывает бредовые идеи, словно хочет развеселить окружающих.

Простая

Простая форма шизофрении часто возникает у детей, реже – в юности.  Ребенок стремительно теряет интерес к обучению, становится вялым, безразличным, замкнутым. Снижается уровень интеллекта, прогрессирует паранойя, галлюцинации. Ребенок становится агрессивным, особенно если его принуждают ходить в школу, стремится уйти из дома, бесцельно скитается где попало, совершает асоциальные поступки.

Интересно почитать: как преодолеть мутизм у детей

Привитая

Развивается у детей, в подростковом возрасте, если были какие-либо травмы головы или поражения мозга, ставшие причиной зпр. Данная форма прививается на подходящую почву, поражая детей, которые в прошлом проявляли приступы капризного упрямства, были замкнутыми, раздражительными, возможно они перенесли неизвестное заболевание, интоксикацию.

Симптомы и признаки детской шизофрении

Данная болезнь развивается постепенно, внезапность ей не присуща. У больных отмечаются различные нарушения, которые предшествуют возникновению патопсихологических симптомов. Данное заболевание провоцирует серьезные негативные последствия в общем развитии и успеваемости ребенка в школе. Для установки диагноза симптомы заболевания должны отмечаться непрерывно в течение полугода. После их возникновения у ребенка наблюдается неспособность к достижению необходимого уровня результатов в учебной или личностной сфере.

Для диагностирования шизофрении минимум два из нижеперечисленных признака должны отмечаться в течение одного месяца:

— кататония (неподвижность, ступор);

— бред;

— дезорганизованное поведение и речь;

— эмоциональная подавленность;

— галлюцинации;

— безволие;

— алогия.

Если отмечается бред или же галлюцинации, при которых ребенок слышит голоса и у него возникают образы, то одного из симптомов для установки диагноза достаточно.

До семи лет зачастую проявляются нарушения логического мышления, а вот галлюцинации и бред наблюдаются редко и они трудны в диагностировании. Если они отмечаются, то имеют в отличие от похожей симптоматики у взрослых менее сложную структуру и включают детскую тематику. Иногда трудно провести грань между бредом и фантазиями, которые были вызваны детской игрой воображения. Следует учитывать, что дети не ощущают и не испытывают дискомфорта дезорганизующего характера психотических симптомов и при их возникновении на ранней стадии шизофрении дети не отличают их от естественных нормальных переживаний.

Итак, детская шизофрения отмечается в следующих проявлениях:

— бред, который выражается в беспорядочном мышлении, а также твердых убеждениях, ухудшающих интерпретацию реальности;

— галлюцинации — расстройства восприятия, когда ребенок видит, слышит, воспринимает нечто, чего в реальности не существует и не присутствует именно на данный момент. Самый распространенный симптом, наблюдающийся у детей — слуховые галлюцинации, которые возникают в 80% случаев у личностей, достигших 11 лет.

У 60% детей-шизофреников отмечают расстройства мышления, зрительные галлюцинации (слуховые, командные, диалоговые, религиозные, комментирующие, преследующие, зрительные, тактильные, соматические), бред (превращения в животных, бред преследования, бред величия, бред отношений, соматический бред, расстройство мышления).

Отмечают сопутствующие патологические процессы и симптомы, характерные для данной болезни: слуховые расстройства, депрессия, поведенческие проблемы, суицидальные наклонности.

ПАТОПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОЙ ШИЗОФРЕНИИ

Наиболее существенным изменением познавательной деятельности при шизофрении является нарушение избирательности в структуре широкого круга познавательных процессов.

У детей с благоприятно протекающей шизофренией отсутствуют ролевые игры, они не играют в сюжетные игры, не принимают социальных ролей, не воспроизводят в играх ситуации, отражающие реальные межличностные отношения (семейные, профессиональные). Содержание их игр в одиночку необычно.

Увлечения их односторонни (прослушивают одни и те же мелодии, читают одни и те же сюжеты), продукты их творчества однообразны. Увлечения оторваны от реальности, бессодержательны: сочинения бессмысленных стихов, вычерчивание маршрутов транспорта в вымышленных городах. Увлечения могут быть результатом рано проявившегося интереса к цифрам, шахматам, музыке. Круг интересов ограничен развитием односторонних способностей, которые могут достигать достаточно высокого уровня.

У детей раннего возраста отмечается глубокий познавательный дефицит за счет патологии речи или из-за недоразвития репрезентативной и символической систем. Обнаруживается тяжелое нарушение социального приспособления.

Отмечается также особая неравномерность нарушения интеллектуальной деятельности: трудности выполнения заданий наглядно-конкретного характера при достаточной сохранности вербального мышления и склонности этих больных к вербальным суждениям.

Затруднено овладение орудийными функциями предметов, т. е. у них страдает та сторона психического развития, которая в первую очередь связана с развитием социальных контактов и с усвоением социального опыта.

Асинхронно формируются различные сферы психической деятельности у детей, больных шизофренией: гипертрофировано развитие абстрактных понятий и их недостаточное организующее влияние на формирование перцептивных обобщений.

Дети, больные шизофренией, стойко опережают здоровых сверстников на всех возрастных этапах по уровню развития обобщения. Неравномерно развивается операционная сторона восприятия. Имеются определенные затруднения в оперировании предметными изображениями при сохранном оперировании более формальными геометрическими изображениями. Страдают те стороны предметного восприятия, которые формируются под воздействием предметной практики.

Избирательность мышления (актуализация знаний) на всех возрастных этапах значительно хуже, чем у здоровых детей. У больных формирование избирательности восприятия улучшается с возрастом, однако отстает от такового у здоровых. У больных шизофренией по сравнению со здоровыми детьми меньшая избирательность познавательной деятельности. У них менее устойчивый характер связей и отношений, лежащих в основе формирования обобщенных образцов-эталонов, общих представлений и понятий.

Существует связь между «формализмом» и необычностью мышления, характерной для больных шизофренией. Суть формального подхода к анализу действительности состоит в игнорировании фактора значимости, в отсутствии иерархии, в рядополо-женности свойств и отношений. Формальное понятие внутренне родственно псевдопонятию и комплексу. Любой формально общий признак может быть положен в основу обобщения предметов. Крайний вариант — «вербальный комплекс», когда предметы объединяются по чисто словесной общности и при этом не учитывается, что одно и то же слово может иметь разные значения и обозначать разные признаки (плащ и ночь обобщаются на том основании, что «могут быть длинными»). Такой формальный подход позволяет сближать далекие, разнородные объекты и понятия, что создает впечатление необычности, оригинальности, чудаковатости мышления. Эти закономерности позволяют объяснить «формальную» сохранность интеллекта, склонность к схематизму, формально-отвлеченному мышлению, возможность выполнения довольно сложных видов мыслительных задач, требующих ориентировки в реальных жизненных отношениях, неадекватность обобщений и суждений, основывающихся на необычных, малозначимых, латентных свойствах и отношениях.

Как распознать шизофрению у ребенка?

На ранних стадиях родители нередко испытывают затруднение с определением диагноза в домашних условиях. Поскольку изменения происходят постепенно, долгое время симптоматика может игнорироваться.

Симптомы шизофрении у детей дошкольного возраста

Нет единого ответа, как проявляется шизофрения у детей. Симптомы могут появляться не сразу все, иметь различную степень выраженности.

Изредка заметить проявления патологии можно в младенческом возрасте. Грудничок плохо спит, бурно реагирует на звуковые и световые раздражители, часто плачет. За погремушками и другими предметами не следит, может фокусировать взгляд, глядеть подолгу туда, где ничего нет. Характерны задержки речи, развития мелкой моторики.

Игровая деятельность формируется неправильно. Игры однообразны, ребенок использует одни и те же игрушки, совершает повторяющиеся действия. Наблюдается отсутствие привязанности к родителям и другим взрослым (бабушки, дедушки, родственники, няня), затрудненные отношения с другими людьми.

Характерным симптомом является агрессия. Наблюдается она с раннего возраста, может присутствовать во младенчестве. Дети двигаются медленно, неуклюжи, часто устраивают истерики. Симптомы быстро прогрессируют, к 3-4 годам болезнь может заметить даже посторонний человек.

Признаки шизофрении у подростков

В подростковом возрасте расстройство психики проявляется в отстраненности от коллектива. Больные дети неохотно общаются, плохо идут на контакт с ровесниками, не интересуются внеучебными мероприятиями, не склонны посещать секции, кружки. Наблюдается стремление к одиночеству. Развивается эмоциональное безразличие, эмоций становится меньше, они менее яркие, чем у здоровых детей.

Учатся дети с диагнозом плохо. Склонны полагать, что делают все хуже остальных, подозревать окружающих в плохом отношении. Прежние интересы сменяются новыми, маниакальными.

Возникают нарушения восприятия. Могут появляться слуховые, реже — визуальные галлюцинации, бредовые идеи. Возникают затруднения в различении действительности и снов, фантазий.

Добавляется кататоническая симптоматика. Длительный ступор может чередоваться с повышенной двигательной активностью, возбуждением, совершением большого количества бессмысленных движений. Возможно бесцельное топтание на одном месте.

Как лечится шизофрения у детей

Конечно, лечение может назначить только специалист. Никакого самолечения быть не может! Есть поддерживающая терапия, которую назначит врач. Позже она приведет к ремиссии – временному улучшению психического состояния ребенка. Ремиссия может длиться от нескольких недель до нескольких лет, в зависимости от благоприятных или неблагоприятных внешних факторов.

Что делать родителям? Однозначного ответа нет на этот вопрос. Только одна истина неоспорима: стоит любить своего ребенка и принимать его таким, какой он есть. Одна из проблем современного общества – нетерпимость к психически больным, антигуманное отношение к ним. Одновременно есть страх и недоверие общественности к психоневрологическим учреждениям, в частности к врачам-психиатрам.

Главным лейтмотивом медицинской психиатрической помощи является принудительные действия по такой категории пациентов.

К сожалению в обществе существуют негативные стереотипы относительно психиатрической службы. Но несмотря на это государство предоставляет в полной мере помощь всем, кто нуждается в этом, особенно детям. В любой развитой стране мира действует закон о психиатрической помощи. Такой закон регламентирует правила оказания помощи психически больным пациентам, защищает их права, четко определяет правила госпитализации больных в психиатрические учреждения.

Государство гарантирует обеспечение психиатрической помощи и социальной защиты психически больным. Оно определяет конфиденциальность сведений о состоянии психического здоровья. Государство всячески способствует сохранению психического здоровья нации, поскольку это одна из первоочередных задач, стоящих перед ним, ведь социальное значение охраны психического здоровья невозможно переоценить.

Установление диагноза

Для маленького пациента очень важно как можно раньше установить диагноз. Хотя шизофрения относится к неизлечимым болезням, но своевременная корректировка поведения ребенка поможет исключить нежелательные последствия, ярко выраженные психические отклонения, то есть появляется возможность максимально сохранить его социальный статус

К тому же установить правильный диагноз легче в дошкольном возрасте или в начальных классах после длительных стационарных обследований.

У детей раннего возраста диагностировать такое заболевание очень сложно и тому есть объективные причины:

  1. Трудно разграничить индивидуальные особенности поведения и патологические отклонения. Каждый ребенок своеобразный и его нельзя «втискивать» или подгонять под общепринятые нормы;
  2. Другие психические заболевания имеют пограничные или похожие признаки, однако требуют разного подхода и разного лечения;
  3. О болезненном восприятии окружения можно узнать только со слов самого больного ребенка, другого способа нет. Однако не все дети, особенно дошкольного возраста, могут внятно пояснить свое состояние, видения и ощущения при этом, поэтому трудно создать общую картину с соответствующими симптомами, характерными именно для шизофрении.

Все методы и способы проводимых исследований не могут дать четкий ответ на наличие или отсутствие заболевания. Они лишь устанавливают признаки, которые могут быть присущи другим психическим расстройствам, поэтому диагноз постоянно, несколько раз меняется, назначенное лечение не даёт должного эффекта, а состояние больного продолжает ухудшаться.

Сложно отличить шизофрению от других психических расстройств, например, аутизма. Они имеют много схожих симптомов и одинаковое развитие. Различие состоит только в возрасте проявления болезни. Для шизофрении этот период обусловлен от трех до четырех лет, но полностью болезнь формируется в более позднем возрасте.

При этом психическое состояние больного постепенно ухудшается. Аутиста можно распознать к двум года его жизни. В этом возрасте ребенок резко деградирует. Однако этот процесс пусть медленный и тяжелый, но обратимый. При установлении диагноза большое значение имеют наблюдения родителей больного ребенка, которые проводят с ним много времени и сумеют донести до доктора нужную информацию.

Это существенный момент, так как ребенок в этом возрасте не сможет сам рассказать о своем состоянии, а доктор лишен возможности постоянного общения с больным. Однако в некоторых случаях родители делают вид, что никакой проблемы нет. Нетипичное поведение ребенка и его видения списывают на детские фантазии и выдумки.

Бывает, что они сознательно, чтобы сохранить видимое семейное благополучие, скрывают факт болезни от посторонних, ошибочно утешая себя тем, что в роду все были здоровы и нет необходимости обращаться к специалистам.

Поступая таким образом, они способствуют развитию болезни и затягивают процесс выздоровления, а в некоторых случаях причиняют необратимый вред психическому состоянию своего ребенка.

Первичные проявления болезни

В большинстве случаев первые признаки шизофрении у женщин могут наблюдаться в 25-летнем возрасте, а признаки шизофрении у мужчин – на пять лет раньше. Кроме того, у вторых, уже к 30 годам четко проявляются первые симптомы. Если вскользь рассматривать признаки шизофрении у подростков, то стоит первично выделить агрессивность и асоциальность.

У женщин шизофрения развивается значительно медленнее и не так заметнее.

К данному заболеванию приводит не только наследственность. Причиной проявления болезни может оказаться ситуация шизофренического типа, вера в ее правдивость, что и создаст благоприятный фон для ее развития.

Общеизвестно, что уже на начальной стадии шизофрения характеризуется такими двумя основными симптомами, как галлюцинации и бред, что характерно для обоих полов.

Проявляются при шизофрении и второстепенные признаки, которые могут носить яркую выраженность: тяжелый эмоциональный фон и депрессия. Однако распространены они только, как признаки шизофрении у женщин.

Описываемые проявления могут присутствовать годами, прежде чем обнаружится их продуктивная симптоматика. В случае с вялотекущим заболеванием со стороны женщин, агрессия проявляется в меньшей степени. Тем не менее, они:

  • раздражительны;
  • неприветливы к окружающим;
  • избегают любых социальных контактов;
  • резко выделяются своим поведением.

Если рассматривать признаки шизофрении у мужчин, то картина будет несколько иной. У них симптоматика более заметна, особенно во внешнем проявлении:

  • бред преследования;
  • неряшливый вид;
  • отсутствие желания следить за собой.

Относительно такого заболевания как шизофрения очень трудно прогнозировать, на какой именно стадии будут четко выражаться те или иные ее признаки.

https://youtube.com/watch?v=ImaQVCpagtc

Варианты заболевания

В детском возрасте шизофрения может иметь различные варианты течения, определяющие основные клинические проявления и прогноз для пациента. Форм болезни три:

  1. Непрерывно-прогредиентный вариант – характеризуется злокачественным течением. У ребенка наблюдается быстрое развитие слабоумия и кататонии. Тяжелые психические нарушения развиваются в течение 2-4 лет, приводя к выраженной олигофрении.
  2. При непрерывно вялотекущем течении, развитие болезни длительно. В течение 3-7 лет у подростков формируются расстройства в эмоционально-волевой сфере, возникают невротические состояния и другие нарушения. Слабоумие и проблемы с когнитивными навыками выявляются через 10-11 лет течения патологии.
  3. При приступообразной малопрогредиентной форме особенностью течения являются волнообразные периоды обострений и ремиссий. Приступы характеризуются появлением маниакально-депрессивного расстройства, навязчивыми состояниями, нарушениями чувствительности и ориентации в собственной личности. Вне острого периода у больных сохраняются неврозы, приносящие дискомфорт. У некоторых детей течение благоприятное с единичными приступами в течение года.

Выявление конкретной формы и стадии заболевания играет важную роль в подборе правильного лечения, в том числе, психотерапии.

Причины возникновения

Исследования по установлению причин развития шизофрении все еще ведутся, и нельзя сказать наверняка, какие именно предпосылки влияют на ее возникновение, но длительное наблюдение за пациентами и изучение их ДНК позволили выделить несколько причин:

  1. Генетические особенности. Порядка 40% шизофреников имеют родственников, в анамнезе которых есть это либо другие психические отклонения. Если близкий родственник ребенка имеет шизофрению, вероятность, что она передастся ему, составляет 10%.
  2. Неблагоприятные социально-бытовые условия и специфика воспитания. Дети, растущие в семьях алкоголиков, наркоманов, чаще имеют серьезные проблемы с психическим здоровьем. Также большое значение имеет атмосфера, царящая в семье. Наиболее опасными с точки зрения вероятности развития шизофрении у детей являются семьи, где родители токсичны в той или иной степени.

    Если родители бьют, унижают, оскорбляют или игнорируют детей, используют их в криминальных сферах, стремятся чрезмерно их контролировать, требуют от них безусловного подчинения, то такая семья однозначно является токсичной.

  3. Сильные психоэмоциональные потрясения. В зависимости от личностных особенностей ребенка, в качестве сильного потрясения могут выступить многие события, даже такие, которые для большинства детей травматичными не будут. Примеры: смерть родственников, друзей, домашних животных, попадание в ДТП, острый эпизод, связанный с прилюдным унижением, изнасилование или другие действия сексуального характера, побои.
  4. Наркомания, алкоголизм. Подросток крайне подвержен влиянию сверстников и других людей, которые его окружают, при этом родители в этот круг доверия входят редко. Если ребенок попадет в неблагоприятную среду, у него может сформироваться алкогольная либо наркотическая зависимость. Особенно повышают вероятность развития шизофрении галлюциногенные наркотики.
  5. Нарушения, возникшие в период формирования плода и при родах. Перенесенные во время беременности инфекционные болезни (гепатит, корь, цитомегаловирус) увеличивают риск развития нарушений в работе головного мозга ребенка. Также вероятность повышается, если мать принимала в период вынашивания препараты, которые негативно воздействуют на плод, употребляла большое количество алкоголя, подвергалась воздействию токсических веществ, включая наркотики.
  6. Шизоидный тип личности. Дети с этой акцентуацией замкнуты, стремятся оградиться от окружающих, часто сообщают, что им неинтересно общаться с ними. Также им сложно понимать эмоциональные переживания других людей. Погружены в фантазии и увлечения, немногословны.

Также в группе риска находятся подростки, которые:

  1. Живут в крупных городах. Городские жители страдают шизофренией и другими психическими заболеваниями намного чаще, чем деревенские. Возможно, это связано с чрезмерно напряженным, полным стрессов ритмом жизни в городах.
  2. Принадлежат к мужскому полу. У мужчин шизофрения в среднем развивается раньше, чем у женщин, поэтому большинство подростков с этим заболеванием — мальчики.

    Но при этом шизофрения с одинаковой вероятностью может развиться у человека любого пола, и, если взять случайную группу людей старше 35 лет, среди них будет примерно одинаковое количество шизофреников обоих полов.

  3. Родились зимой либо весной. Исследователи до сих пор не нашли этому объяснение.

Однако даже совпадение по нескольким пунктам не гарантирует, что у ребенка возникнет шизофрения.

О причинах возникновения шизофрении у детей и подростков в этом ролике:

https://youtube.com/watch?v=bY3YYfWK_5c

https://youtube.com/watch?v=bY3YYfWK_5c

Как диагностировать раннюю детскую шизофрению

Галлюцинации у маленьких детей можно определить в основном по наблюдению за их поведением, например, избегающим. Это и есть первые симптомы шизофрении с детства.

Бредовые идеи начинают формироваться с 10–15 лет, причем наиболее характерен бред чужих родителей. До этого возраста отмечаются лишь сверхценные идеи, например, чистоты, порядка, ритуальный порядок выполнения действий.

Приступы шизофрении у детей могут начинаться со странных перевоплощений в играх, когда ребенок хочет быть только отрицательным персонажем, мечтает о социально осуждаемых действиях, застревает в этом воплощении и с трудом из него выходит. Особенно должны настораживать игры в неодушевленные предметы, оговоры и самооговоры.

Признаки шизофрении у детей постарше уже больше похожи таковые у взрослых. В пубертат часто встречается гебоидный синдром, который характеризуется многократным усилением патологических влечений (алкоголь, наркотические вещества, бродяжничество, асоциальность), половой расторможенностью, снижением эмоциональной привязанности, чувства совести и ответственности.

Однозначно решить, ребенок болен шизофренией или нет, может только детский врач психиатр после клинического, лабораторного и инструментального обследования. После первичной врачебной беседы для подтверждения диагноза и дифференциальной диагностики доктор может назначить патопсихологическое исследование, тестирование интеллекта и эмоциональных сфер, инструментальные методы исследования (ЭЭГ, КТ, МРТ — методы нейровизуализации), а также консультации врачей других специальностей для исключения неврологической патологии или их сочетания.

К современным методам диагностики относится Нейротест. Это лабораторное исследование (берется проба крови), которое показывает, повышен ли уровень определенных биологических веществ в головном мозге. Положительный результат говорит в пользу шизофренического процесса. Подробнее о диагностике детской шизофрении.

Как начинается шизофрения

В других случаях болезнь возникает неожиданно, на фоне перенесенного стресса. Так случилось, например, со знаменитым танцовщиком и хореографом Вацлавом Нижинским. Болезнь возникла под влиянием тяжелых жизненных обстоятельств, тяжело протекала на протяжении многих лет, а потом на фоне радостных переживаний внезапно отступила.

Случай из жизни: мальчик, гордость школы, поступил на мехмат МГУ, начал учиться – и вдруг заболел с утратой трудоспособности. Нарушения мышления, концентрации внимания, невозможность продолжать учебу.

«Особый драматизм шизофрении заключается в том, что начало болезни чаще всего приходится на период обретения независимости от родителей, появления романтических отношений, планирования образования и начала профессиональной карьеры» De Lisi L.E. 1992

Пациентка с шизофренией, спрыгнувшая с балкона 7 этажа и чудом оставшаяся в живых, признается, что много раз пыталась говорить с мамой о своём состоянии, но не находила понимания и поддержки. Возможно, родные думали, что девочка просто фантазирует, когда она говорила: «Я не понимаю, что я – это я». Девочку мучили странные мысли: «Как можно радоваться, если потом мы все умрем?» Она любила подолгу предаваться таким размышлениям, лежа на полу.

Одна из основных проблем – отсутствие знаний у родных и знакомых, окружающих заболевшего человека

Если бы близкие люди вовремя обратили внимание на тревожные симптомы и обратились к врачу, многих трагедий можно было бы избежать

  • Позитивные – галлюцинации, бред, умственные и двигательные расстройства.
  • Негативные – потеря мотивации, апатия, скудность речи, асоциальность.
  • Когнитивные – расстройства мышления, восприятия, памяти и внимания.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector