Программа «школа россии»: отзывы. программа «школа россии»: концепция, рабочие программы, учебники

Система образования Занкова

В конце 50-х годов Л.В.Занков попытался раскрыть характер связи между построением процесса обучения и развитием учащихся. Его интересовал вопрос о механизмах развития, о подлинных причинах достижения ребенком того или иного уровня развития. Всесильно ли обучение? Влияют ли и внутренние факторы на ход развития? Вот на какие вопросы он пытался найти ответы.

При проведении эксперимента Л.В.Занков широко использовал методы психологического изучения учащихся. Это позволило проводить тщательное изучение эффективности осуществлявшихся педагогических нововведений.

Результаты получились интересными. В итоге:

  • доказано положение о ведущей роли обучения в развитии: изменение построения обучения влечет за собой изменения психического облика школьников;
  • выявлено, что обучение действует не прямолинейно, а преломляясь через внутренние особенности ребенка, через его внутренний мир, в результате чего каждый ребенок под влиянием одной и той же формы обучения достигает своих ступеней развития;
  • введено понятие «общее развитие» как общая цель и показатель эффективности начального обучения; раскрыты линии и способы изучения общего развития школьников; показано, что до сих пор в практике не использовались огромные резервы развития ребенка.

Результатом этой работы стало создание школьной программы для 1 класса.

Задача обучения. Во главу угла в системе Занкова выдвигается задача общего психического развития, которое понимается как развитие ума, воли, чувств детей и рассматривается как надежная основа усвоения знаний, умений, навыков.

Учитель должен переориентироваться в видении ученика, воспринимать его не только как способного или малоспособного к усвоению школьной программы, но и как человека со всеми его переживаниями, желаниями, интересами, человека, пришедшего в школу не только для того, чтобы получить знания, но и для того, чтобы счастливо, полноценно прожить эти годы.

Для этой школьной программы характерно богатое содержание начального образования. «Начальное обучение, — указывал Л. В. Занков, — должно дать учащимся общую кар тину мира на основе ценностей науки, литературы, искусства». Это положение можно рассматривать как принцип отбора содержания образования. Добавим к этому еще и такую основу создания общей картины мира, как получение детьми непосредственных знаний об окружающем мире. Иначе говоря, в содержание образования включаются и теоретические, и эмпирические знания. Мир в красках, формах, звуках вливается в сознание, в духовный мир ребенка.

Богатство содержания образования достигается, во-первых, за счет включения в учебный план (при обычной часовой нагрузке) в качестве отдельных предметов естествознания (с 1 класса), географии (со II класса); во-вторых, за счет обогащения содержания обычных, общепринятых в начальных классах предметов — русского языка, чтения, математики, трудового обучения, предметов эстетического цикла: в-третьих, за счет изменения соотношения значимости так называемых главных и неглавных предметов (музыки, изобразительного искусства, уроков труда). С точки зрения общего развития нет главных и неглавных предметов. И не меньшее значение, чем продвижение учащихся в овладении орфографическими навыками, счетом, чтением имеет овладение изобразительной деятельностью, приобщение к произведениям искусства, развитие ручных умений, умений наблюдать окружающий мир — всем этим подчас питается процесс овладения навыками; в-четвертых, за счет увеличения удельного веса знаний, получаемых детьми под руководством учителя вне стен школы, во время раз личного рода экскурсий; в-пятых, за счет привнесения в ход урока самостоятельных, личных, житейских наблюдений детей (ученикам предоставляется возможность делиться такими наблюдениями с товарищами, это обогащает урок и благотворно влияет на само ощущение детей в школе); в-шестых, важным элементом содержания образования в классах выступает собственное «Я» ребенка, познание, осознание ребенком самого себя.

Песня о школе. Кадры из фильма «Доживем до понедельника»

https://youtube.com/watch?v=videoseries

Что говорят учителя?

Как отметила выше, к сожалению, отзывов о программе «Классическая начальная школа», именуемой сегодня «РИТМом» не так много, и большинство относятся к периоду до 2011 года. Видимо, появившаяся ранее «Школа России», которая послужила базой для разработки «Классической начальной», оказалась более подходящей для образовательного процесса и плотно закрепилась в качестве одной из основных среди традиционных.

Тем не менее, отзывы тех, кто работал по этой программе, не так и плохи и характеризуют её с положительной стороны:

  1. «…прекрасно иллюстрированные «Чтение» и «Литература», хороший подбор текстов и творческих заданий, требующих обращаться, помимо учебника, к детской книге. Есть техники для запоминания, например, слова-рифмы рисунки-опоры, позволяющие учить стихи и пересказывать произведения…»,
  2. «…хорошо знакомый учебник русского языка Рамзаевой, по которому учились ранее…»,
  3. «…замечательный «Окружающий мир» А.Вахрушева: то, что подлежит запоминанию по теме, выделено из общего, большого по объёму, материала, хорошая особенность – раннее изучение основ географии: карт, глобуса, стран и континентов…»,
  4. «…направлена на получение именно российского образования и воспитания гражданина своей страны, во всех учебниках прививают любовь к своему государству:
  • тексты учебника русского языка расширяют знания о родной стране и воспитывают в духе патриотизма;
  • техника преподавания иностранного языка формирует принадлежность к российской языковой культуре;
  • окружающий мир закладывает основы национальных ценностей и общекультурного единства российского государства;
  • изобразительное искусство выстроено на приоритете художественного наследия народов России;
  • музыка приобщает к отечественной музыкальной культуре…»

По общим правилам выживает сильнейший, поэтому, скорее всего, радеющие к классике педагоги остановят свой выбор на «Школе России», но если вдруг вы услышите, что ваш ребёнок будет учиться по программе «Классическая начальная школа» или прозвучит название «РИТМ», для вас это уже не будет «тайной за семью печатями».

Так как разговор сегодня получился серьезный и немного запутанный, предлагаю расслабиться и посмотреть несколько свежих выпусков киножурнала «Ералаш»! Никто не против?

https://youtube.com/watch?v=QIi4jkbReqE

На сегодня разбор «на красном ковре» закончен. Готова выслушать ваши предложения по принятию мер. «Казнить нельзя помиловать» — ставьте запятые!

Удачи вам!

Всегда ваша, Евгения Климкович.

УМК «Школа России»

УМК «Школа России» состоит из следующих завершенных предметных линий учебников, которые включены в федеральный перечень рекомендуемых учебников (приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 N 345):

— Русский язык. Азбука. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др. (1 класс)Русский язык. Канакина В.П., Горецкий В.Г. — Литературное чтение. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. — Математика. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. — Информатика. Семенов А.Л., Рудченко Т.А.  (3-4 классы) — Окружающий мир. Плешаков А.А., Крючкова Е.А.- Изобразительное искусство. Неменская Л.А., Коротеева Е.И., Горяева Н.А., Питерских А.С. и др. — Музыка. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. — Технология. Лутцева Е.А., Зуева Т.П.- Физическая культура. Лях В.И. — Физическая культура. Гимнастика. Винер И.А., Горбулина Н.М., Цыганкова О.Д. (Учебники могут использоваться в составе систем учебников «Школа России» и «Перспектива»). 

Все учебники, вошедшие в новый перечень, переизданы с изменениями и дополнениями. В связи с этим обучение по старым и новым учебникам в одном классе не рекомендуется методистами издательства.

Учебники системы «Школа России», не вошедшие в новый перечень, входили в федеральный перечень рекомендуемых учебников (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253). Поэтому образовательные организации вправе в течение трех лет использовать ранее приобретенные учебники.

Учебники для изучения предметной области Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) в 4 классе (могут использоваться в составе систем учебников «Школа России» и «Перспектива»)

— ОРКСЭ. Основы православной культуры. Кураев А.В. — ОРКСЭ. Основы исламской культуры. Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. — ОРКСЭ. Основы иудейской культуры. Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В. — ОРКСЭ. Основы буддийской культуры. Чимитдоржиев В.Л. — ОРКСЭ. Основы мировых религиозных культур. Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др. — ОРКСЭ. Основы светской этики. Шемшурина А.И.

Изучение иностранных языков по следующим УМК издательства «Просвещение»:

— Английский язык «Английский в фокусе» («Spotlight»). Быкова Н.И., Дули Д., Поспелова М.Д., Эванс В. (1-4 классы)- Английский язык «Звездный английский» («Starlight»). Баранова К.М., Дули Д., Копылова В.В., Мильруд Р.П., Эванс В. (углубленное изучение: 1-4 классы)- Английский язык. Кузовлев В.П., Перегудова Э.Ш., Пастухова С.А., Лапа Н.М., Костина И.П., Дуванова О.В. (2-4 классы) (не включен в новый перечень)- Английский язык. Верещагина И.Н., Бондаренко К.А., Притыкина Т.А., Афанасьева О.В. (углубленное изучение: 2-4 классы) — Английский язык. Алексеев А.А., Смирнова Е.Ю., Э.Хайн и др. (2-4 классы). УМК «Сферы» — Немецкий язык. Бим И.Л., Рыжова Л.И., Фомичева Л.М. (2-4 классы)- Немецкий язык «Вундеркинды Плюс». Захарова О.Л., Цойнер К.Р. (базовое и углубленное изучение: 2-4 классы)- Французский язык «Твой друг французский язык». Кулигина А.С., Кирьянова М.Г. (2-4 классы)- Французский язык «Французский в перспективе». Касаткина Н.М., Белосельская Т.В., Гусева А.В., Береговская Э.М. (углубленное изучение: 2-4 классы)- Испанский язык. Воинова А.А., Бухарова Ю.А., Морено К.В. (2-4 классы) 

Если материал вам понравился, нажмите кнопку вашей социальной сети:

Сходства и отличия программы «Школа России» от программы «Перспектива»

Перспектива Школа России
Общая характеристика УМК «Перспектива» полностью отвечает требованиям ФГОС НОО, относится к традиционной системе обучения. Автор проекта – Л.Г.Петерсон. Руководитель данного УМК – кандидат педагогических наук А.А.Плешаков. В наши дни это один из известнейших и популярнейших комплекс для 1-4 классов.
Основное содержание В основу программы положен деятельностный подход, который объединяет развивающий и классический подходы через развитие учения решать задачи, ставить цели, нести ответственность за результат. Эта программа предполагает подход проблемно-поисковый: создается проблема, находятся доказательства, формулируется вывод, результаты сравниваются с эталоном, выдвигаются предположения. Это должно вызвать у ребенка желание учиться.
Основная идея программы Программа направлена на то, чтобы научить школьника самостоятельно находить новые знания. Лозунг педагога, работающего по этой программе: «Услышал – забыл, увидел – запомнил, выполнил – усвоил!» Программа направлена на максимальное духовно-нравственное развитие учащегося. Создатели УМК говорят о необходимости развития чувства патриотизма, об уважении своего народа, других народов России, их языка, культуры, традиций и обычаев, символики. Так как ребенок должен быть цельной личностью, то и воспитание, и обучение должны иметь равное значение.
Типические свойства программы Можно выделить такие свойства программы.

  1. Комплектность – она состоит в формировании умения работать с учебником, справочником и другим оборудованием.
  2. Инструментальность подразумевает обучение умению пользоваться словарями, справочниками, методическими пособиями.
  3. Интерактивность – наличие в учебниках и учебных пособиях интернет-адресов.
  4. Интеграция – это свойство, которое выражается в том, что в учебных курсах грамотно сочетаются понятия из разных областей.
Перечислим основные свойства программы.

  1. Главным является воспитание.
  2. Характер обучения – личностно-ориентированный, деятельностный.
  3. Умелое сочетание инновационного подхода с традиционным. Если ребенок имеет средние, ничем не выдающиеся способности, то эта программа для него. Кроме того, учитываются возрастные особенности школьника, а материал учебников понятный и доступный для родителей и детей.
Особенности УМК Имеется не только учебник, но хрестоматия и рабочая тетрадь для работы школьника дома. Яркие, хорошо и интересно иллюстрированные учебники, удобный для чтения шрифт.

Таким образом, программы немного похожи между собой, но «Перспектива» все же более сложна и непонятна для школьников и их родителей в сравнении со «Школой России», так как «Перспектива» направлена на поиск ребенком материала. «Перспектива» чрезвычайно близка к традиционной, трудность ее в том, что она предполагает помочь в становлении самостоятельности ребенка через поиск им материалов по новым темам. В учебниках «Школы России» содержатся задания, которые под силу выполнить учащимся с низкими способностями, материал в них дается практически в готовом виде, и время и силы на поиски его в дополнительных источниках тратить нет необходимости.

Система образования Занкова

По ней, например, учатся в школах №35, №70 и еще множестве школ.

В 1995 — 1996 гг. система Л.В. Занкова признана как параллельная государственная система начального обучения.

Цель: общее развитие учащихся, которое понимается как развитие ума, воли, школьников и как надежная основа усвоение ими знаний, умений, и навыков. 

Задачи: Одна из важнейших задач — воспитание у младшего школьника отношения к себе как к ценности. Обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. При этом ставится цель не «подтянуть» слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе «сильным» или «слабым».

Принципы: самостоятельность учащегося, творческое постижение материала. Учитель не выдаёт школьникам истины, а заставляет до них «докапываться» самим. Схема обратная традиционной: сначала даются примеры, а учащиеся сами должны сделать теоретические выводы. Усвоенный материал также закрепляется практическими заданиями. Новые дидактические принципы этой системы — это быстрое освоение материала, высокий уровень трудности, ведущая роль теоретических знаний. Постижение понятий должно происходить в понимании системных взаимосвязей.

Ведется систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и сильных, и слабых. Важным считается осознание школьниками своего процесса учения.

Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: готовность работать в высоком темпе, способность к рефлексии, самостоятельному поиску и усвоению информации, готовность проявить творческий подход при решении поставленной задачи.

Система образования Эльконина-Давыдова

Если Занков учит на большой скорости, то Давыдов следует поговорке «тише едешь — дальше будешь».

Образовательная система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова имеет уже более чем 40-летнию историю существования: сначала в виде разработок и экспериментов, а в 1996 году  Решением Коллегии Министерства образования РФ образовательная система Эльконина-Давыдова была признана одной из трех государственных систем, наравне с традиционной системой  и системой развивающего обучения Л.В.Занкова.

Цель: формирование системы научных понятий, учебной самостоятельности и инициативности. Развитие в ребёнке умения необычно и глубоко мыслить

Задачи:

  • сформировать у  выпускников начальной школы способности к рефлексии, которая в младшем школьном возрасте обнаруживает себя через:

    • знание о своем незнании, умение отличать известное от неизвестного;
    • умение в недоопределенной ситуации указать, каких знаний и умений не хватает для успешного действования;
    • умение рассматривать и оценивать собственные мысли и действия «со стороны», не считая свою точку зрения единственно возможной;
    • умение критично, но не категорично оценивать мысли и действия других людей, обращаясь к их основаниям.
  • развить способностик содержательному анализу и содержательному планированию.

Принципы:

  1. Основной принцип этой системы — научить детей получать знания, искать их самостоятельно, а не заучивать школьные истины.
  2. Предметом усвоения являются  общиеспособы  действия – способы решения класса задач. С них начинается освоение учебного предмета. В дальнейшем общий способ действия конкретизируется применительно к частным случаям. Программа  устроена так, что в каждом последующем разделе конкретизируется и развивается уже освоенный способ действия.
  3. Освоение общего способа начинается с предметно-практического действия. 
  4. Ученическая работа строится как поиск и проба средств решения задачи. Поэтому суждение ученика, отличающееся от общепринятого, рассматривается не как ошибка, а как проба  мысли.

Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: те же, которые были описаны для программы Занкова. Исключение: работать в быстром темпе вряд ли придется

Скорее пригодится основательность, внимание к мелочам, способность обобщать

Обучение грамоте и родному языку: вариант второй

Эту линию представляют рабочие программы по русскому языку для первых-четвёртых классов, составленные В.Г. Горецким, Л.М. Зелениной и Т.Е. Хохловой. Разработанный до мелочей учебно-методический комплекс содержит учебники «Русский язык» для каждого класса, рабочие тетради, сборники проверочных работ, дидактические материалы и рекомендации для учителя.

Как и описанная нами выше первая линия, данный УМК использует пособие «Пишу правильно: орфографический словарь» (Бондаренко А.А., Гуркова И.В.) и «Рабочий словарик» для каждого класса, разработанный А.А. Бондаренко.

Требования к знаниям и умениям, которыми должны овладеть дети в процессе обучения в начальной школе, содержит рабочая программа (4 класс). «Школа России» разработала также критерии и нормы оценки обучающихся. Они довольно подробны и понятны. Это позволит учителю оценивать обучающихся, а детям — понимать полученную отметку.

Образовательные программы для начальной школы

Образовательные программы в начальной школе

1. Программа «Школа России» (под ред. А. Плешакова) – одна из старейших и проверенных временем программ. С советских времен программу не раз усовершенствовали, адаптировали к реалиям нового времени.

Рассчитана на всех детей и позволяет тщательно проработать навыки письма, чтения и счета.

2. Программа «Начальная школа XXI века» (под ред. Н. Ф. Виноградовой). Материал сложный, рассчитан на эрудированных детей. Программа учит самостоятельности, идет большая работа над воспитанием заинтересованности в учебном процессе, умении правильно организовать учебу. Есть много дополнительных материалов и упражнений, направленных на развитие памяти, логики, кругозора, фантазии. Каждый ученик может учиться в выбранном темпе, так как предусмотрены задания разных уровней сложности и разных направленностей.

Основная цель программы: научить ребенка учиться.

3. Программа «Начальная перспективная школа». Особенности: нет необходимости зубрить правила, теоремы и аксиомы. Акцент делается на развитие логики, интеллекта и аналитического мышления. Предусмотрены дополнительные часы по рисованию, музыке, физ.культуре.

Подойдет любому ребенку, вне зависимости от его уровня подготовленности к школе.

4. Программа «Школа 2100» (под ред. А. А. Леонтьева). Это программа завоевывает все больше поклонников. Несомненный плюс программы: непрерывность образования, так как по ней можно заниматься, начиная с 3-летнего возраста и до окончания школы.

Особенность программы: учебный материал дается по максимуму, разнообразно, разноуровнево. Ученик сам выбирает, какой объем знаний будет достаточен. Используется индивидуальный подход к каждому ребенку.

Подходит для всех детей.

5. «Гармония» (под ред. Н. Б. Истомина). Программа подразумевает тесное сотрудничество с родителями. Многие темы предлагается обсуждать вначале дома

Большое внимание уделяется развитию навыков самообразования

Приоритет отдается самостоятельной работе учащихся. Активно задействованы приемы наблюдения, выбора, преобразования и конструирования. Весь материал подается разнопланово, учитывается собственный опыт учащихся, практическая направленность знаний.

Подходит для детей с аналитическим мышлением и склонностью к техническим наукам.

6. «Планета знаний» – ориентирована на развитие творческих способностей. В ходе учения школьники сочиняют сами сказки, ставят спектакли, выполняют проекты, делают презентации.

Дает необходимый минимум знаний, умений и навыков. Все сверх программы – по желанию учащихся.

Подходит для детей с гуманитарным уклоном.

7. Программа начальной школы «Перспектива»

Здесь большое внимание уделяется вопросам воспитания детей как граждан своей страны, становлению нравственных позиций

Многие задания направлены на развитие логики и воображения. Используется огромное количество дополнительного материала, по каждому предмету – несколько пособий. Принцип обучения – диалектический. Подача материала – доступная, хотя порой и скучноватая.

Подходит для всех детей, вне зависимости от их подготовленности к школе.

8. Программа Л. В. Занкова. В систему включено огромное количество материала

Все уроки равнозначны, уделяется огромное внимание развитию логики, аналитического мышления, навыкам самостоятельной работы. Есть факультативы по информатике, экономике, иностранным языкам

Обучение ведется в быстром темпе.

Подходит для детей, хорошо подготовленных к школе.

9. Программа Эльконина – Давыдова. Довольно неоднозначная программа, но очень интересная для детей

Большое внимание уделяется теоретическому мышлению, построению задач, проблемных вопросов и поиску их разрешения. Обучение идет медленно

Из минусов можно отметить лишь расхождение в некоторых изучаемых терминах. Так, например, глаголы авторы учебников называют словами действия, а существительные – словами-предметами. Это создает определенные трудности в старших классах.

Подходит для детей, которым трудно усваивать большой объем информации за короткое время.

В современных образовательных программах, отвечающих требованиям ФГОС, родителям будущих первоклассников, в первую очередь, нужно разобраться самим, а затем уже выбирать учителя начальных классов и УМК, по которому будет учиться ребенок. Как видно из перечисленных пунктов, выбор не маленький.

На нашем сайте представлена коллекция рабочих программ для начальной школы, среднего звена и старших классов. Надеемся, что она поможет вам в работе!

Сочетание традиций и современности

Среди множества программ, предлагаемых для реализации в начальной школе, заметно выделяется работающая на территории нашей страны с 2001 года программа «Школа России». ФГОС потребовал некоторой доработки учебно-методического комплекса, тем самым обновив его и приведя к соответствию самым последним нормативным требованиям. Некоторые педагоги утверждают, что, по сути, она напоминает традиционную разработку, которая сформировалась ещё в советской начальной школе. Отчасти это так, но изменения, произошедшие в последнее время, делают её вполне современной. Сохраняя лучшее из того, что было раньше, авторы добавили получившие проверку в действии инновационные элементы.

Все материалы, которые включает в себя «Школа России», — программа, учебники, рабочие тетради, дидактические пособия и методические рекомендации — подготовлены издательством «Просвещение», на протяжении многих лет традиционно сопровождающим отечественную систему образования. Большое количество сопутствующих программе материалов позволяет учителю без проблем создавать современный урок и тратить при этом гораздо меньше времени на подготовку. Наличие дидактических, справочных материалов и сборников, содержащих проверочные и контрольные работы, позволяет не только учителю, но и родителю быть в курсе уровня подготовки ребёнка по отдельному предмету и по всей программе в целом.

Программа начальной школы «Школа России» сразу получила довольно широкое распространение. По некоторым данным, её использует примерно половина всех учителей, работающих в 1-4 классах, и, согласно отзывам, все они ей довольны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector