Как отучить ребенка «зависать в гаджетах». проверенный способ от отца троих детей

Зависимость от телефона и интернета: последствия и вред

На мобильном телефоне можно действительно помешаться, тогда он будет наносить вам все больше и больше вреда. Это уже доказали ученые и психологи. Тело и психика человека не подготовлены к круглосуточному нахождению в интернете.

Вред для организма

У тех, кто много сидит в смартфоне, развивается бессонница. Это доказывают многочисленные социологические опросы. Цвет экрана гаджета влияет на циркадные ритмы, а вибрация или уведомления могут разбудить посреди ночи. Если вы ждете реакции на какое-то свое действие в интернете, то вечером тоже не сможете нормально заснуть.

Также у взрослых и детей снижается продуктивность от постоянного нахождения в гаджетах

Организм теряет силы, внимание рассеивается. По-настоящему погрузиться в работу становится почти невозможно

В дальнейшем привычка разделять со смартфоном жизнь укореняется в голове настолько, что полностью погрузиться в дела не получается физически.

Развитие зависимости от телефона приводит к изменениям в мозге. Наша «тормозная» система начинает работать некорректно, из-за перемен химического состава вещества мы дольше справляемся с задачами. Все это вполне может привести к появлению хронической тревоги и беспокойства.

Влияние зависимости от телефона на психику

Психологи отмечают, что от частого нахождения в интернете люди теряют способность к эмпатии. Общение в телефоне лишает нас возможности сопереживать, потому что мы не слышим интонации, не видим лица говорящего. Также доказано что если в поле зрения находится смартфон, то личное общение будет более поверхностным. Человек понимает, что есть возможность отвлечься при надобности, поэтому выбирает не погружаться полностью в реальный разговор.

Также люди теряют умения присутствовать в реальной жизни – ухудшаются навыки коммуникации, может появиться страх реальных контактов. Ведь в среднем мы проводим в интернете или в телефоне около восьми часов в сутки. Это очень много.

Вред соцсетей для эмоционального здоровья

В соцсетях мы часто выражаем свое мнение по различным вопросам. Можно ругаться по поводу политики, некачественных услуг и новостей. Это помогает выпустить пар, но также превращает ленту в бесконечный поток негатива. Это вызывает стрессовые состояния и напряжение.

Также от постоянного пребывания в соцсетях страдает качество живого общения. Люди теряют социальные навыки. Уже не так просто что-то спросить в магазине, речь становится беднее. К тому же от соцсетей снижается настроение. Подтверждающее этот факт исследование провели австрийские ученые в 2014 году. Люди 20 минут сидели в Facebook и потом чувствовали себе хуже, чем до просмотра френдленты.

Но самое главное – сильнейшее влияние соцсетей на самооценку. Фотографии вечно счастливых и обязательно успешных одноклассников и знакомых вызывают много негативных эмоций. Посты в соцсетях редко имеют отношение к реальности, но многим кажется, что их жизнь намного хуже, чем у окружающих. Это приводит к гонке за иллюзорной успешностью, потребностью демонстрировать свою “счастливую” жизнь, постоянно доказывать свой “статус” себе и окружающим.

Как побороть

Приучить подростка к тому, что нужно выключать мобильник во время активного отдыха

Не разрешайте подростку носить с собой телефон, когда он передвигается по квартире.
Не допускайте того, чтобы ребенок брал с собой мобильник, когда ложиться спать, клал его под подушку.
Пусть все новости подросток узнает при личном общении с друзьями, мобильник использует только в редких случаях, когда нужно узнать что-то срочное, например, спросить, какие уроки задавали.
На время активного отдыха, например игры с мячом, нужно, чтобы телефон был отключен, позволял расслабиться.
Почаще отправляться с ребенком в какие-то путешествия в места, где отсутствует мобильная связь.
Если подростку жизненно необходимо быть постоянно на связи, важно, чтобы он делал перерывы на активный отдых.

https://youtube.com/watch?v=WnNKGASDIss

Популярное

Медработники призывают положить конец коронавирусной тирании
2008
О масках и перчатках, если не слушать шоуменов и политиков
1969
Хочется «жечь напалмом» виновных в диверсии
1798
COVID-19: Правда врачей, а не чиновников
1567
Матрица или послание посвящённым? В Атланте «матрично застрелили» одного из отцов-основателей США, автора Декларации независимости 1776 года?
1331
Маски бесполезны: Учёные раскрыли «самую большую ложь» о COVID-19
1245
COVID-19 как глобальная спецоперация
1240
Пландемия под диктовку или Как с потрохами продали Россию западным консалтинговым монстрам
1215
Как дышится в наморднике под лапой?!
1194
Запретная история России -1. Период античности
1121
Горбачев. Зачем понадобился?
1084
Каких событий ждёт Дональд Трамп до 20 января 2021 года?
1067
Китай выдвинул предложения по мировому устройству после пандемии
1046
Как готовили эту диверсию
1041
Как нам головы отрезают «Это должен прочитать и знать каждый православный и каждый русский»
1037
Ссученные патриоты и ментовское озверение
978
Психологическая оборона. Борьба за историю — борьба за будущее
973
«Чёрная знать» — заказчики и организаторы «перестройки»-развала СССР
956
Версия глобального исторического процесса
942
Конституция или маскарад?
932
Контакт с «тонким миром»
929
25 лет КОБ в Госдуме России
866

Другие крайности

Однажды мне позвонила старая знакомая и разразилась долгим и подробным текстом на тему «Как жить дальше?». Мол, «этот оболтус» ничего в жизни не добьется, потому что кроме «компа» ему ничего не надо. Он там проводит все свое свободное время и слышать ничего не желает. Речь шла о ее 13-летнем сыне. Мое воображение сразу нарисовало самые мрачные образы, и я пообещала заехать на днях и поговорить с подростком.

Миша меня встретил унылым подобием улыбки. Было видно, как он измучен постоянными упреками и даже истериками со стороны мамы. Я подошла к столу и, к удивлению, обнаружила на нем книги по программированию и графическому дизайну. Нескольких вопросов хватило, чтобы понять – ребенок не играет за компьютером. Он за ним работает. С большим трудом мне удалось убедить его хоть немного сократить время пребывания за монитором, а подругу — оставить подростка в покое. Сейчас Миша учится в университете, скоро станет программистом. Уже является получателем президентской стипендии и завсегдатаем всевозможных IT – мероприятий и слетов всероссийского масштаба.

Вывод – не спешите навешивать на ребенка ярлыки «игроман», «зависимый», «больной»… Вникните, разберитесь в том, чего хочет и о чем мечтает ваш ребенок. Есть у него зависимость или нет – вы поймете довольно быстро, а испорченные отношения и разорванный контакт с подростком доставят еще немало хлопот. Главное – любить ребенка, принимать его со всеми его странностями и увлечениями. Но при этом от любви не слепнуть и вовремя разглядеть симптомы надвигающейся беды. Если компьютеры уже начали «поглощать» личность вашего сына или дочери, не стесняйтесь просить о помощи специалистов.

Посмотрите следующие видео GuberniaTV и Первого канала о компьютерной зависимости у детей.

Аппетит как повод для беспокойства

То есть в гаджетах не заключено никакого «сущностного зла»? Нельзя сказать: «Без гаджетов мир был бы лучше, воспитывать детей было бы проще»?

— Есть два полярных мнения: что гаджеты — это зло, и что это — окно в современный мир. Истина где-то посередине. 

Иногда родители так боятся зависимости ребенка от цифровых приспособлений, что начинают рассматривать его под микроскопом, контролировать, выхватывать: «Он опять с телефоном, и сейчас опять с телефоном». Это еще не говорит о зависимости ребенка, скорее — о страхах родителей. Когда ко мне приходят с вопросом, как уберечь сына или дочь от гаджетов, в 99 случаях из 100 — это про то, как выстроены отношения в семье. 

О серьезной цифровой зависимости можно говорить, когда страдает физиологическая норма, появляются проблемы со сном, с едой, зрением. И тут, помимо психолога и терапевта, нужен, наверное, психиатр. 

Можно еще одну историю, снова про подругу? Ее сын, подросток, был страстный геймер, играл до четырех утра и засыпал возле компьютера, положив голову на стол. Мама, конечно, была в большой тревоге, но не имела сил противостоять. Сейчас мальчик блестяще окончил первый курс химфака, для души учит латынь и древнегреческий, слушает подкасты по истории и литературе, любит классическую музыку, играет на пианино. Может быть, геймерство и тяга к гаджетам были важным этапом становления?

— Ну конечно, засыпать головой на столе не полезно ни детям, ни взрослым. Другой вопрос, что бегство от реальности у подростков было всегда, но проявлялось в чем-то другом. Когда не было гаджетов, родители точно так же запрещали нам читать с фонариком под одеялом. 

Эмоциональное состояние подростка — отдельная большая тема. Теперь, когда у каждого есть гаджет, иногда не один, возникают дополнительные опасения. Но если родитель давно, начиная с детского возраста своего ребенка, включен во все остальные сферы его жизни, то к подростковому возрасту, как бы ни трансформировались процессы коммуникации, точки соприкосновения остаются. 

Все подростки сейчас существуют на грани реальной и виртуальной жизни. Причем виртуальное общение со сверстниками у них выстроено лучше.

Давайте разделять, где это особенности возраста и становления личности, а где это мешает существовать и самому ребенку, и его семье.

Так в какой момент начинать беспокоиться? Бессонница, отсутствие аппетита?

Дети живут в мире экранов. Не отбирайте у них смартфоны, а сделайте их своими помощниками

— Или повышенный аппетит — такое тоже бывает. Но вообще, стандартизованных диагностических инструментов, которые позволили бы отличить норму от зависимости, в России пока не существует

У российских психиатров разработаны кое-какие вопросы, на которые должен ответить подросток (важно, чтобы это была именно самодиагностика, а не восприятие взрослого, который волнуется и наблюдает со стороны), но все еще нет универсального механизма. 

Когда я проводила исследование для своей диссертации, то брала зарубежный опросник, делала экспертный перевод и пробовала давать подросткам. Но это все частная история.

— Иными словами, когда нам кажется, что ребенок увлечен гаджетами сверх меры, мы основываемся на своих ощущениях?

— В целом да. Поэтому я и говорю, что нужно в первую очередь ориентироваться на физиологическую норму. Понятно, что тут тоже все индивидуально, нужно делать поправку на психоэмоциональное состояние подростка, но это хоть какой-то объективный критерий. Надо же нам провести реальную грань, за которой надо начинать беспокоиться.

— А если падает школьная успеваемость? Нам часто кажется, что это виноваты гаджеты.

— Здесь я не всегда проводила бы прямую параллель. Более того, начиная со среднего школьного возраста, многие дети учатся благодаря гаджетам. А в последние 3,5 месяца вообще все образование ушло в онлайн. Это тот инструмент, благодаря которому подростки так или иначе продолжали учиться (ну или делали вид, что продолжают учиться).

Гаджетозависимость у детей и подростков

Как ни странно, но родители чаще всего сами «подсаживают» детей на гаджеты, отмечают хабаровские психологи. Количество обращений к специалистам по поводу зависимости детей увеличивается с каждым годом.

— Не всегда у взрослых есть время поговорить с ребенком, поиграть с ним или почитать. Иногда и нет желания. Проще дать ребенку телефон — яркие движущиеся картинки надолго займут малыша. Бывают ситуации, когда телефон или планшет действительно выручает, например, когда нужно подождать в очереди прием к врачу. Но бесконтрольные игры очень быстро перерастают в зависимость, — рассказывает психолог Дарья Панкратова.

Детям до трех лет «в телефоне» делать нечего. Фото Pandaland.kz

При этом, по словам эксперта, в каждом возрасте есть свои особенности общения с цифровыми устройствами.

Если речь идет о малышах до трех лет, то тут специалисты категоричны — гаджет в руки не давать! Планшет — это самая худшая игрушка для трехлетки. Кубики, машинки, куклы и конструкторы — как бы банально это не звучало в современном мире, но это остается самым лучшим и полезным развлечением для таких маленьких детей.

— В гаджете просто нет необходимости. Детям в этом возрасте интересен окружающий мир сам по себе. Завлечь двух-трехлетнего малыша очень просто — потрогать траву во дворе, рассмотреть из чего сделан стол, за которым вы сидите. Им интересно все! Потому что дети только начинают получать жизненный опыт и понимать, как устроен мир, — объясняет психолог. — Живое общение ни в коем случае нельзя заменять на гаджет, даже с развивающей игрой. Мне приходилось видеть, как такие малыши даже на прогулке не расстаются с телефоном. Пока его сверстники на детской площадке строят замки из песка, он проходит очередной уровень компьютерной игры.

Детей-дошкольников уже никак не оградить от телефонов, планшетов, компьютеров. Ребенок с ними уже знаком и видит, как родители увлеченно погружаются в электронный мир. Ему хочется тоже. Однако иметь свой собственный телефон детям в этом возрасте еще рано. Чтобы держать ситуацию под контролем, родителям лучше давать поиграть свой аппарат. А для связи с сыном или дочкой лучше воспользоваться умными часами. На них не поиграешь, можно только позвонить.

— Когда ребенок видит, что мама и папа пришли с работы и уткнулись в свои гаджеты, почему малыш должен поступать иначе? — объясняет наша собеседница. — Ему нужно общение, развлечения. Все это начинает заменять планшет. А чтобы у ребенка не возникало потребности в электронном мире, нужно культивировать семейные традиции. Вместе проводить время

Но тут важно не количество, а качество внимания, которое вы уделяете детям. Пусть это будет всего лишь час, проведенный вечером с ребенком, но он будет наполнен близостью и доверием, и это лучше, чем целый день находится рядом, но при этом каждый занят своими делами

Как избавиться от телефонной зависимости

Сотовые незаменимы, они действительно меняют нашу жизнь, и даже могут её спасти, если человек оказался в опасности. Но нельзя позволять маленькой коробочке подчинить свою жизнь. Если вы, чувствуете, что зависите от смартфона, предпримите эти шаги по избавлению от этого прямо сейчас, начните лечение аддикции самостоятельно. Лечить нездоровую привязанность сложно — но необходимо.

1. Проанализируйте, насколько нужен телефон?

Для начала перестаньте носить его с собой по дому, на работе, не бойтесь выйти в магазин у дома без телефона, поверьте за 15-20 минут ничего не случится. Вообще.

2. Никогда не спите с телефоном под «подушкой»

Оставьте его заряжаться как можно дальше от кровати, лучше всего в другой комнате. Да, в телефоне есть будильник: купите себе самый дешёвый обычный.

3. Поставьте ограничение

Во многих моделях смартфонах есть функция блокировки экрана, используйте её. Одна из функций — ограничение времени игр, развлекательных приложений — это поможет в лечении, вы лишите себя стимулов, и тяга к экрану начнёт ослабевать.

4. Отключите уведомления и поставьте телефон на беззвучный режим

Это поможет бороться с навязчивым желанием откликаться на каждый писк умной коробочки.

5. Регулярно проводите «уборку»

Компонуйте приложения удобно, чтобы не увязать, пока ищите нужное. Регулярно удаляйте те приложения, которыми не пользуетесь

6. Отдыхайте от гаджетов

Старайтесь устраивать себе дни, а лучше недели информационного детокса. Это лечение называется — серотониновое голодание , и позволяет вашему мозгу вспомнить простые доступные удовольствия — созерцание природы, наслаждение от вкусной еды, добрых разговоров с близкими и т.д.

7. Используйте техники концентрации

Каждый раз, когда вы листаете ленту соцсетей или бездумно переключаете приложения телефона, возвращайте себя в «здесь и сейчас». Может быть у вас уже наступил дедлайн и пора немедленно приступать к работе, или вы собирались заняться спортом, но вместо этого вот уже 20 минут читаете комментарии?

Включите взрослого, верните себя в настоящее, сознайте момент и тогда вы сможете сделать осознанный выбор, а не идти на поводу у аддикции.

Врага нужно знать в лицо

Родителям, чьи дети чрезмерно увлечены Интернетом и играми, нужно обязательно знать, какие игры вызывают самую сильную зависимость и калечат психику.

В этом списке, по мнению специалистов, The Sims, хоррор Five Nights at Freddy’s, Second Life, Prototype, Left 4 Dead 2, Fallout 3, Splatterhouse и World of Warcraft. В последнее время дети и подростки с головой уходят в «World of Tanks».

«Танки» не столь кровавы, как «Splatterhouse», где оторванные конечности, содранная с врагов кожа — это норма, а не изуверство, но есть в них свои нюансы. Игра в «Танки» требует денежных вложений – ведь технику нужно улучшать («прокачивать»). Где ребенок возьмет деньги? Правильно, у родителей. А если не дадут, то может украсть и у посторонних, поскольку желание иметь самый крутой танк в этот момент сильнее здравого смысла. Я видела взрослых мужчин, которые большую часть своих доходов «вкладывают» в танки, не задумываясь о том, что у них семьи, дети, обязательства. Что же говорить о подростках? Не пожалейте времени, поинтересуйтесь, во что играет ваш ребенок, попробуйте сыграть сами, максимально узнайте врага в лицо.

О кодексе безопасности в социальной сети смотрите в Школе доктора Комаровсмкого.

Было бы несправедливо все без исключения компьютерные игры записать во вредоносные. Безусловно, есть обучающие игры, развивающие логику, мышление, память.

Так, мой старший сын в свое время изучал английский алфавит. Ему в этом помогал Винни-Пух из игры с пометкой 3+. Когда я заметила, что сынок в 3 классе вместо уроков сосредоточенно уничтожает из дробовика очередную партию окровавленных зомби в «Left 4 Dead», а на вопрос, куда пойдем в выходной, отвечал: «А можно я дома останусь?», вопрос был поставлен ребром – или сейчас, или никогда. Сын к тому моменту, к слову, весил под 70 кило, страдал первой стадии, и ни в какие секции ходить не хотел в принципе. Стоило отвернуться, как он хватал свою тарелку с ужином и шел есть за компьютер. В качестве подарка к праздникам просил новую игру или очередной диск с продолжением игры…

Так я привела его в кадетскую школу, где он надел военную форму, научился бегать и подтягиваться, прыгать с парашютом и разбирать автомат Калашникова. Поначалу, капризничал, конечно, неимоверно, страдал и сетовал. Когда в пятом классе он заявил, что будет военным, мы почти и не удивились. Сейчас ему 17. Он с отличием заканчивает Ставропольское президентское кадетское училище. Изучает три иностранных языка. Этим летом намерен поступать в высшее военное училище. Его мечта — стать разведчиком.

Ровесников, которые свободное время проводят за компьютерными играми, называет не очень печатным словом и удивляется, как он сам мог столько времени сидеть за компьютером. Сейчас я благодарна судьбе, что смогла вовремя разглядеть симптомы начала зависимости, и быстро ее блокировать. Сейчас приглядываюсь к среднему сынишке. Пока о зависимости речи не идет, но я всегда наготове.

Что делать?

Если сказать кратко, ответ однозначен. Займите детей реальным делом. Да так, чтобы они вспоминали об электронных устройствах только тогда, когда надо уроки делать.

А если чуть подробнее, то отучать (в той мере, сколько это потребно) от техники надо спокойно и взвешенно. Тогда конфликтов не будет.

Итак!

Пересмотрите свои отношения с ребенком. И речь не только о совместном выполнении уроков (это – по умолчанию). И даже не о посещении бабушки, посещении кинотеатра или прогулке по ближайшему парку.

Кроме еды, одежды, игрушек, нечастых походов куда-то (для галочки), ребенку нужны вы и ваша любовь к ним. Объективно проверьте себя и ответьте честно:

  • остаетесь ли с ним дома вдвоем, и что чувствуете при этом;
  • как общаетесь, и общаетесь ли;
  • есть ли между вами доверие;
  • рассказываете ли о своем настроении и переживаниях;
  • обращаетесь ли за советом и помощью;
  • не оскорбляете ли словом и делом;
  • все ли в порядке у вас дома (отношения в семье);
  • есть ли у вас авторитет и т.д.

Ведь если ребенок сидит все время в смартфоне, отношения с вами, наверное, нарушены. Ему одиноко, грустно. Он уверен, что вы его, незначимого и несостоятельного, не любите.

Чего не скажешь о его верном электронном друге. Он в любой момент впускает ребенка в увлекательнейший мир, где его ценят, хвалят, где он — герой.

Выстраивайте свои отношения по-новому. Не отбирайте технику. Мудро найдите адекватную ей замену. Ведь, отобрав, вы озлобляете ребенка, лишаете его удовольствия и разных возможностей, которые ему обеспечивают спокойствие в опасном для него мире. Вы – враг номер один.

  • Если уж отобрали, то найдите адекватную замену! Ваш ребенок имеет способности. Вы знаете, ЧТО в реальности его может отвлечь. Это может быть что угодно – катание на лыжах, велосипед, ролики, футбол, плавание, рисование, фотография и многое другое. Познакомьте его с настоящими героями нашей страны. Откройте интересный мир физии и химии, живописи, кино, театра, природы и т.д. Не пожалейте времени, чтобы повысить самоуважение ребенка!
  • Присмотритесь внимательно, что больше ищет ваше чадо в инете. Игры ли только, знакомства и дружбу. Или что-то полезное, развивающее? Сделайте выводы. Деликатно подыщите нужные программы. Гаджет тут объединит вас и принесет несомненную пользу.
  • Доверяйте ему делать взрослые дела. В том числе это могут быть небольшие сначала покупки, совместная уборка, стирка, готовка – а почему нет!
  • Наконец, найдите с ним совместный интерес к его виртуальным игрушкам.

Научитесь вживую общаться. Психологи советуют отключать телефоны по приходе домой. Расскажите или прочитайте ребенку о том, как основатель «Яблока» Стив Джобс потребовал, чтобы его дети нечасто пользовались техникой. Михалковы-Кончаловские, попадая домой, отключают любую связь, кроме стационарной. Таких примеров намного больше. Стоит поискать в инете или пообщаться с родителями одноклассников.

Станьте для ребенка примером. Ведь вы и сейчас сидите с гаджетом в руках? Глядя на нас, наши дети точно так начинают зависать в телефоне по любому поводу. И уж потом, когда на них никто не обращает внимания, втягиваются и зависят от смартфонов не по-детски.

Договаривайтесь. Как долго можно ребенку смотреть мультики или играть, делать другие дела виртуальные? Психологи рекомендуют смотреть на возраст.

  • Например, малышам до 5 лет отведите минут 5-15 в день — он скоро привыкнет, и не станет просить больше.
  • 5-6-летке хватит и полчаса в день.
  • Школьникам можно дать 1-1.5. Правда, с учетом перехода на цифру, временной промежуток придется расшить. Насколько? Это покажет опыт.

Установите примерно такой режим и введите дни без гаджетов. Такая, как и любая другая система приведет к привыканию. Но к полезному – к строго отведенному по договоренности времени.

Но надо помнить и о воспитании в детях ответственности. Расскажите чаду, что нарушения и пустые обещания плохо влияют на его здоровье, жизнь и ваши с ним отношения.

Не грозите, не запрещайте, не ругайте, не отбирайте устройства. Поддержите ребенка. Ведь он болен. Ищите любые методы исцеления.

Разнообразьте круг его интересов и занятий, увлекая спортом, турпоездками, разными видами технического творчества и искусства, мопедом или велосипедом. Сейчас так много разных возможностей!

Если нарушен сон, есть избыточная нервозность и возбужденность, побеседуйте со специалистом. В комплексное лечение от киберзависимости обычно включают и витаминно-минеральные комплексы.

Словом, боритесь за ребенка. Но мудро. Станьте для него первым другом. Результат будет.

Как игры на планшете снижают иммунитет и нарушают развитие мозга

Мы еще только начали изучать, как гаджеты влияют на детей, но даже первые результаты вызывают беспокойство. Согласно одному исследованию, в котором участвовали около 2500 детей, достаточно смотреть телевизор всего лишь час в день, чтобы риск развития проблем с концентрацией внимания увеличился почти на 10%.

Самая большая опасность заключается в том, что некоторые типы компьютерных игр могут стимулировать выброс адреналина. Обычно это происходит, когда человек испытывает страх, стресс или чем-то сильно захвачен: слышит громкий звук, видит вспышку света, болеет за любимую футбольную команду или играет в компьютерную игру, где его персонаж может умереть. Выброс адреналина связан с восприятием угрозы — она не обязательно должна быть реальной. Получается, что волнение, которое ваш ребенок испытывает во время онлайн-игры, скорее всего, вызовет выброс адреналина.

Адреналин дает нам дополнительную энергию, чтобы справиться со стрессовой ситуацией. Одна из главных функций надпочечников, производящих этот гормон, — мгновенно переводить тело в режим «бей или беги». Сердцебиение учащается, чувства обостряются, и высвобождается энергия для мгновенного реагирования, поэтому мы можем убежать от опасности или атаковать врага.

Проблема в том, что всякий раз, когда выбрасывается адреналин, тело высвобождает кортизол, также известный как «гормон стресса»: он повышает кровяное давление и сахар в крови, а также ослабляет иммунную систему. Ежедневный стресс, который может быть вызван играми на компьютере или планшете, ведет к выработке большого количества кортизола. Со временем высокий уровень кортизола может разрушить мышцы или кости, нарушить пищеварение и остановить выработку жизненно важных гормонов.

Кортизол также влияет на настроение, повышая уровень тревожности. Проводя слишком много времени перед светящимся экраном, наши дети находятся под угрозой химической атаки собственного тела. Примерно так же стресс влияет на людей, «сгорающих» на работе.

Кортизол особенно вреден для маленьких детей, потому что они пока не могут справляться с эффектами, вызванными этим гормоном. Мозг ребенка в этот период все еще развивается, он пластичен, и при формировании нейронных связей для приобретения новых навыков переизбыток кортизола и длительный стресс особенно вредны. Кроме того, постоянный высокий уровень кортизола повышает давление, грозит развитием диабета и нарушением гормонального баланса.

Если от игры на планшете у ребенка учащается сердцебиение, поднимается температура, он сильно потеет, ерзает, кричит и тяжело дышит, играя на компьютере, — все это признаки сильного эмоционального возбуждения и повышенного выделения адреналина. Вам стоит ограничить доступ к таким играм. Подобная реакция вряд ли возникнет при просмотре телевизора или канала на YouTube (разве что во время спортивных соревнований). Но она вполне может появиться во время игры, в которой персонажи дерутся и теряют жизни.

Как оторвать детей от гаджетов: достойная замена

У ребенка, в отличие от взрослого, нет внутренних целей и задач. Произвольность появляется после шести лет. Поэтому малышу незачем покупать устройства для просмотра мультиков или игр до школы. Но у него должны быть мячи разного размера, скакалки, лыжи, коньки, санки, музыкальные инструменты, кисточки с красками и т. д.

Ему нравятся яркие движущиеся картинки и возможность управлять рисованными объектами в программах на компьютере или других электронных устройствах: там он свободен и очень похож на взрослого.

Желать, чтобы ребенок сам себя ограничивал в этом возрасте, просто бессмысленно.

Лучше, чтобы он играл в футбол или катался на коньках, общался со сверстниками, которым тоже некогда тратить время на компьютерные игры, создавал мультфильмы в соответствующей студии и т. д. Все это достойная замена электронным игрушкам.

Но если вы хотите облегчить себе жизнь и отдыхать, пока ваш малыш играет с гаджетом, оторвать его от этой игрушки будет ой как не просто! Будьте готовы, что вам придется отрывать устройство от ребенка с кровью. Вы можете договариваться, что он будет играть 15 или 20 минут, но время для малыша течет иным образом, чем для вас. У него впереди вечность. Это ваш вечер стремительно сокращается, подобно шагреневой коже. Вот почему вы просто сотрясаете воздух, когда говорите ребенку о времени. В его возрасте время — слишком абстрактное понятие. А играть весело, ощущения достоверны, и навык вырабатывается быстро, засасывая ребенка, как в трясину, в тот увлекательный мир, где нет ответственности и обязанностей перед родителями.

Даже двухлетний ребенок может помочь накрыть на стол, полить цветы, покормить кошку. Ощущая поддержку со стороны взрослых, он с превеликим удовольствием и гордостью может выполнить множество простейших поручений.

Конечно, вы можете надеть на него наушники и поставить сказку. В этом случае его фантазия будет работать, и он сам будет рисовать в своем воображении сказочных героев. Вы также можете включить программу «Спокойной ночи, малыши» или поставить мультфильмы. Но, закрываясь от ребенка гаджетами, вы лишь вредите и ему, и себе.

Вот один из примеров. Мама привела старшего ребенка на занятия в «Центр творчества юных» и осталась ждать его с младшим двухлетним ребенком. Она вяжет, в ушах наушники. Ребенок смотрит мультфильм на планшете. У них есть фантастическая возможность пообщаться, но мать предпочитает отгородиться от малыша. Ее можно понять: она сильно устает. Но увидеть мир глазами ребенка можно лишь очень ограниченное время: он быстро вырастет, и уже нельзя будет восполнить отсутствие общения. Правда, можно начать обижаться на него, что он не интересуется близкими.

Зависимость от гаджетов стала самой настоящей проблемой современных детей. А ведь только сейчас, пока ребенок находится в дошкольном возрасте, ему очень нужны родители. Потом он уйдет к друзьям, а спустя еще какое-то время создаст собственную семью. Одним лишь усталым мамам кажется, что дети растут долго.

Если вы все-таки прибегаете к услугам гаджетов, то лучше научить ребенка следить за временем либо с помощью того же гаджета, либо по будильнику. Когда малыш будет знать, что нельзя увеличить время игры или просмотра мультика путем плача и просьб «ну еще чуть-чуть», а сам станет каждый раз смотреть на часы и планировать свое время, то у вас будет меньше проблем.

Когда ребенок освоит грамоту, научите его пользоваться электронной энциклопедией, покажите сайты о космосе с красочными картинками, страницы о зверушках и растениях. Возможно, это заинтересует его больше, чем игры (что, впрочем, маловероятно).

Далее представлены советы психологов, как отучить ребенка от гаджетов.

Третий этап. Дарим коня

Теперь, вооружившись знанием, подарите вашего Троянского коня. Начните при ребенке говорить об игре, начните демонстрировать свою экспертность в ней

Так вы привлечете к себе его внимание. Вы увидите, как удивительно быстро начнет меняться отношение к вам

Вы создаете общее эмоциональное поле. В нем вы делитесь впечатлениями, эмоциями, информацией.

Если вам удастся достичь большого успеха в игре, вы станете авторитетом в глазах ребенка, гуру! Он станет вас уважать и восхищаться вами, поначалу — как игроком. Далее можно помочь ему достичь большего в игре, например, подсказать, как пройти тот или иной уровень или купить в игре недостающих участников, оружие и т.д. Постоянно держите в уме задачу третьего этапа — установление контакта, создание общего эмоционального поля.

Все, теперь вы, может быть, впервые в жизни находитесь в одном мире со своим ребенком. Насладитесь этим моментом, потому что дальше придется работать. В процессе игры вы можете много нового узнать от ребенка, выведать (в хорошем смысле) все, что вас интересовало.

Как не стоит действовать?

Первое, что приходит на ум большинству родителей, установка программы «Родительский контроль» на устройства, которыми пользуется ребенок или подросток. Оно защищает от скачивания нежелательных приложений, закрывает доступ к «взрослым» сайтам, ограничивает время в Сети. Однако, чем старше ребенок, тем сложнее ему будет смириться с фактом тотального контроля со стороны взрослых. К тому же современные дети настолько продвинутые пользователи гаджетов и ПК, что обойти «Родительский контроль» многим труда не составит.

Еще одна неверная тактика — запреты и отъем телефона. Отбирать у ребенка гаджет — не выход. Напротив, это побудит подростка врать, выкручиваться, хитрить. Доверие в семье пошатнется и, возможно, будет даже утрачено. Подростки нуждаются в телефоне каждый день, чтобы держать связь со сверстниками, друзьями. Про современных детей говорят так: родился «с телефоном в руках», поэтому общаться с подростком посредством силы — идея плохая. Вместо этого установите некоторые правила, которым будут следовать все члены семьи, включая взрослых.

Почему дети увлекаются компьютерными играми?

Каждый человек, даже не честолюбивый, мечтает о любви и уважении, успешности, достатке, власти. Особенно остры эти желания в переходном возрасте, когда подрастающий ребенок хочет доказать свою ценность себе и окружающему миру. В жизни не каждому удается доказать свои незаурядные интеллектуальные способности учебой, силу и ловкость – спортивными рекордами, талант – созданием настоящих шедевров, лидерские качества – в реальном общении со сверстниками.

Виртуальная реальность предоставляет возможность почувствовать себя героем, умелым воином или полководцем, разбойником, пренебрегающим общепринятыми нормами и завоевывающим богатство и любовь самой смелой и ловкой из всех красавиц мира, архитектором, возводящим города или какой-либо другой выдающейся личностью. Возможность почувствовать себя самостоятельным, уйдя ото всех в виртуальный мир, где не страшно совершать ошибки, пробовать разные пути тоже весьма привлекательна.

Рекомендуем ознакомиться: Как правильно воспитывать детей морально

Скромный, застенчивый ребенок может испытывать эмоциональный голод, так как ему не хватает общения со сверстниками. Играя на компьютере или приставке, он может пережить страх, огорчение, возбуждение от битвы, сладость победы – и все это, не выходя из дома.

Многие из современных компьютерных игр предполагают возможность общения между игроками. Подростки, которые плохо идут на контакт со сверстниками в реальном мире, намного легче находят контакт с другими игроками – такими же, как и они. Это повышает их способность к социальной адаптации, самооценку.

Если закрутить гайки? Давление на подростка

Не стоит бить тревогу, если изо дня в день вы наблюдаете удручающую на ваш взгляд картину под названием «ребенок живет в своем телефоне». Часто родители принимают радикальные меры и получают ещё более серьезные проблемы.

Первый способ давления на подростка – удалить его аккаунт в социальные сети. Уж теперь-то он не будет часами висеть в чатах! Однако через какое-то время родители выясняют, что у их ребенка теперь не один, а несколько скрытых аккаунтов под вымышленными именами.

Второй способ – отнять телефон. Результат – девиантное поведение. В итоге взрослые, приходя к выводу: смартфон – не только место, куда как в черную дыру утекает время, предназначенное для учебы. Смартфон – это ещё и короткий поводок, на котором гуляет их внезапно выросший ребенок. Поэтому ни удалять аккаунт ребенка, ни отирать у него телефон не нужно.

Но что делать, если проблема принимает серьезный оборот? Станьте советчиком. Наблюдайте и мягко направляйте этот виртуальный серфинг. Пусть ребенок делится с вами, что нового сегодня он вынес из виртуальной реальности. Если ничего полезного, на ваш взгляд, значит для него Интернет пока ещё не площадка для познания мира, а основная среда общения. Здесь находятся все его сверстники, дети отыгрывают социальные роли, часто надевая разные маски. Нельзя их насильно вырывать отсюда, иначе ребенок рискует превратиться в «белую ворону».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector