Артикуляционная гимнастика детям в 2-3 года, примеры упражнений

Содержание:

Рекомендации врачей

Комплексы для развития артикуляционных навыков не сложные, просмотрев однажды положения губ, языка, можно самостоятельно заниматься с детьми. О чем необходимо помнить:

  1. Упражнения на звуки следует подобрать с учетом дефектов речи у ребенка и трудностей, которые сохраняются в речи.
  2. Выбирать задания в соответствии с возрастом, постепенно увеличивая сложность и количество повторов.
  3. Заниматься тренировками речевых функций следует, сидя в удобной позе.
  4. Убрать все отвлекающие вещи – игрушки, телевизор; попросить друзей и родственников не мешать.
  5. Не позволять ребенку гримасничать – играть глазами, двигать телом. Должны напрягаться только тренируемые мышцы. Иначе сформируется привычка к ужимкам во время разговора.
  6. Необходимо добиться симметричности действий. Правая и левая часть речевого аппарата должны развиваться одинаково.
  7. Перед новым заданием нужно показать верное исполнение и убедиться, что действие выполняется правильно.

Из-за недостаточной развитости мышц все действия будут требовать от детей определенных усилий. Артикуляционная гимнастика, начатая в 4-5 лет, поможет ребенку легче научиться составлять предложения, а потом и писать.

Как заниматься артикуляционной гимнастикой

Занятия по артикуляции нужно проводить в сидячем положении, чтобы ребенок сидел прямо и имел возможность в любой момент расслабить тело, руки и ноги. Квалифицированные специалисты рекомендуют начинать зарядку с упражнений для губ.

Важно! Малыш должен хорошо видеть лицо родителя или логопеда, а также свое лицо, чтобы осуществлять самостоятельный контроль за правильностью выполнения упражнений. Для этих целей желательно пользоваться настенным или ручным зеркалом

В педагогике существует несколько основных правил, как проводить уроки по артикуляционной гимнастике. К основным из них относят следующие:

  • С помощью игровых приемов воспитатель должен рассказать ребенку о предстоящих занятиях, а также показать выполнение каждого упражнения на своем примере.
  • Если малышу трудно выполнить какое-то движение, ему нужно помочь, используя для этого чистый палец, шпатель или чайную ложку.
  • Чтобы дошкольник определил для себя правильное положение языка, нужно намазать его верхнюю губу медом, вареньем или еще чем-нибудь сладким. Ребенок инстинктивно оближет губу, и его язык ляжет так, как нужно.

Логопед или воспитатель, который проводит образовательную артикуляторную зарядку, должен обязательно следить за тем, как дети выполняют движения

Особое внимание нужно уделять плавности, точности, устойчивости и темпу выполнения. Движения абсолютно каждого органа артикуляции должны быть симметричными по отношению к левой и правой стороне лица, иначе никакого результата от таких уроков не будет

https://youtube.com/watch?v=cRs4IBNLUqg

Гимнастика для языка детям

С помощью гимнастики для языка не только укрепляются его мышцы, но и отрабатываются правильные движения. Благодаря урокам по артикуляции малыш готовит свой язык, чтобы правильно произносить звуки, вырабатывает умение владеть языком и изменять его положение.

Логопеды выделяют несколько эффективных и наиболее популярных игр для улучшения звукопроизношения, а именно «Птичку», «Горку» и «Качели». Выполняя «Птичку», ребенок должен высунуть язык, после чего полностью расслабить его, пошлепать им себя по губам и положить на нижнюю губу. Держать в таком положении не менее 20 сек. Во время «Горки» и «Качелей» малыш должен поочередно касаться языком своего носа и подбородка.

Упражнение «Качели»

Упражнения для постановки различных звуков

В языке есть звуки, произношение которых требует хорошо развитого разговорного аппарата. Всем известен пример труднопроизносимого звука «р», которым многие дети овладевают только к школе. Для других ребят есть сложности в произнесении звука «ш» или «л». Для овладения этими трудными звуками созданы свои виды упражнений по артикуляции.

Звонкие и шипящие

Тренировки для произношения этой группы начинают в 3-4 года. Полезны следующие действия:

  1. щелчки языком;
  2. покусывание языка;
  3. сдувание перышка с носа вверх;
  4. придать языку форму раковины;
  5. прикасаться к языку верхней губой.

Полезны статические упражнения на удерживание улыбки и складывание губ трубочкой.

«Р» и «Л»

Эти звуки даются детям труднее всего. Некоторые сохраняют невнятное звучание на всю жизнь. Артикуляционная гимнастика для детей помогает в 4-5 лет подготовиться к правильному произношению и помочь логопеду, при необходимости, исправить дефект.

Покраска потолка. Языком водят по небу, не отрывая его от поверхности, имитация движения кисти.

Очень вкусно. Облизывать языком верхнюю губу, нижняя должна открывать ряд зубов.

Упражнения для формирования определенных артикуляционных укладов

К 4-5 годам у детей сформировано произношение практически всех групп звуков. Трудности возникают с сонорными. Их артикуляция самая сложная, особенно Р и Рь. Если проблема в том, что язык не может занимать верхнее положение, то может быть искажено произношение шипящих.

В комплекс включают следующие основные позы:

  • «Улыбка»;
  • «Заборчик»;
  • все базовые задания для языка.

У шипящих и сонорных артикуляция немного похожа – язык занимает верхнее положение за зубами и есть сильная направленная воздушная струя. Поэтому при подборе заданий делают акцент именно на этих особенностях.

Для языка

Сначала должен быть нормализован его мышечный тонус. Иначе не получится удерживать правильное положение для произношения этих фонем.

«Чашечка» − это базовое положение языка для шипящих. В его основе «Блинчик» с поднятыми передним и боковыми краями. Удерживают «чашечку» 3-5 сек.

«Грибок» − рот открыт, переднюю часть широкого языка нужно присосать к небу

Это упражнение не только помогает сформировать умение поднимать язык, но и растягивает подъязычную уздечку, что важно для произношения сонорных звуков

«Гармошка» − в основе «Грибок». Только теперь нужно медленно поднимать и опускать нижнюю челюсть, растягивая подъязычную уздечку – «ножку» гриба.

«Лошадка» − рот открыт, ребенка просят поцокать кончиком языка как лошадка. Нижняя челюсть при выполнении «Лошадки» остается неподвижной.

«Барабан» − улыбнуться и начать медленно произносить Д-Д-Д, постепенно ускоряя темп. Но звук должен быть четким.

«Индюк» − губы растянуты в улыбке. Широким языком, не отрывая его от верхней губы, делать поглаживающие движения, к которым добавляют произношение сочетания БЛ.

Кроме тренировки мышц языка, в комплекс артикуляционной гимнастики для детей 4-5 лет включают упражнения на выработку сильного направленного выдоха.

Дыхательные задания

К вышеописанному комплексу добавляют задания, в которых язык занимает верхнее положение. На кончик носа кладут маленький кусок ватки или перо. Язык в положении «Чашечка» и ребенку нужно сдуть предмет с носа. Данное задание помогает сформировать сильный направленный выдох.

Рекомендации по выполнению

Чтобы результат был заметным, выполнять комплекс нужно каждый день. Лучше всего – 2 раза, продолжительность не должна превышать 10-15 мин. Во время гимнастики наблюдайте за состоянием ребенка: если вы заметили, что он устал, то занятие нужно остановить и дать ему отдохнуть.

Занятие проводят перед зеркалом. Сначала взрослый показывает образец, затем выполняет движения вместе с ребенком, а потом малыш повторяет все самостоятельно. Каждое задание повторяют 3-5 раз. За любой успех хвалите малыша и не показывайте расстройство, если у него что-то не получилось.

В комплекс должны быть включены базовые упражнения для губ, нижней, челюсти и языка. После них переходят к гимнастике, предназначенной для создания определенных артикуляционных укладов и сильного направленного выдоха.

Проводят зарядку для язычка с учетом возрастных особенностей ребенка. Для детей 4-5 лет продолжительность занятия должна составлять 10 мин. Задания лучше проговаривать в форме стихов – так будет проще запомнить последовательность движений. Используют также картинки, чтобы малыш понимал, какое положение органы артикуляции занимают в этом задании. Выполняя все перечисленные рекомендации, занятия артикуляционной гимнастикой будут результативными.

Методика проведения артикуляционной гимнастики

Артикуляционная зарядка проводится в группах, подгруппах и индивидуально. На групповых занятиях гимнастика для детей включает больше упражнений для языка и мимических мышц.

Обратите внимание! Подгрупповые занятия направлены на развитие дыхательных органов. На индивидуальных же занятиях прорабатываются все артикуляционные упражнения и логопедические способы постановки звуков

Весь комплекс заданий делится на:

  • Статические – формируют основные позиции артикуляторного аппарата;
  • Динамические – отвечают за координацию переключения основных позиций в непрерывном потоке речи.

Методика артикуляционной гимнастики состоит из:

  • Знакомства дошкольника со словесной инструкцией выполнения каждого упражнения;
  • Образца выполнения — демонстрирует воспитатель, либо показывается наглядный материал (картинки, презентации, видео).

Обратите внимание! В зависимости от возрастной группы, к детям предъявляются некоторые требования. В младшей группе малышам достаточно знать основные упражнения и уметь хоть как-то их выполнять

В средней группе при выполнении упражнения язык ребенка не должен дрожать. Движения малыша ртом четче по сравнению с младшим возрастом. В старшей и подготовительной группе дети уже хорошо держат статические позиции и уверенно переключаются в процессе динамических упражнений

В младшей группе малышам достаточно знать основные упражнения и уметь хоть как-то их выполнять. В средней группе при выполнении упражнения язык ребенка не должен дрожать. Движения малыша ртом четче по сравнению с младшим возрастом. В старшей и подготовительной группе дети уже хорошо держат статические позиции и уверенно переключаются в процессе динамических упражнений.

Дети выполняют артикуляционную гимнастику

Результаты и рекомендации

Основой правильного звукопроизношения является слаженная работа органов артикуляции

Чтобы дошкольник мог произносить простые и сложные звуки, важно тренировать гибкость и силу языка, губ. Этому способствует артикуляционная гимнастика

Своевременные занятия с малышом облегчат произношение, и он самостоятельно начнет говорить чисто и внятно. Если у него проблемы со звукопроизношением, такие упражнения значительно сократят время тренировки мышц и коррекции дефектов.

Вялое звукопроизношение также отлично корректируется гимнастикой, результатом занятий будет правильная, четкая и красивая речь. Упражнения, подобранные в порядке возрастания сложности, помогут сформировать важные навыки подвижности артикуляционного аппарата, отработки положения языка, губ. Во время занятий улучшается кровообращение в этих органах, что способствует их большей подвижности и правильному положению. Работу над артикуляцией можно начинать и раньше, но это нужно делать правильно!

Разновидности артикуляционной гимнастики для детей 6-7 лет

Разнообразные артикуляционные упражнения для 6-7-летних детей делятся на 5 видов, подходящих для определенного органа артикуляции.

Упражнения для губ

  • Улыбка без зубов.
  • Улыбка-заборчик, с зубами.
  • Волчонок – улыбнуться и слегка приоткрыть рот, чтобы были видны и нижние, и верхние зубы.
  • Трубочка – губы вытягиваются вперед, но зубы при этом сомкнуты.
  • Окошко – выполняется также как и трубочка, но с приоткрытым ртом.
  • Трубадур – вытянув губы в трубочку, нужно пошевелить ими вправо и влево.
  • Чмоканье.
  • Статическое удержание губами карандаша или трубочки.

Упражнения для губ и щек

  • Шарик – надуть обе щеки одновременно.
  • Перекатывание шарика – надувать поочередно то одну, то другую щеку.
  • Шарик сдувается – втянуть щеки как можно сильнее.

Упражнения для языка

  • Лопатка – широкий распластанный язык статично лежит на нижней губе.
  • Иголочка – узкий язычок находится посередине открытого рта.
  • Наказать непослушный язычок – высунуть и положить на нижнюю губу, при этом потихоньку покусывать его верхними зубами.
  • Качели – широко открыть рот и двигать языком вверх-вниз.
  • Маятник – принцип тот же, что и у предыдущего упражнения, но направление движения влево-вправо.
  • Лошадка – поцокать.
  • Варенье – облизать языком сначала верхнюю губу, затем нижнюю.
  • Маляр – «покрасить» сначала нижние зубы с внутренней стороны, затем верхние.
  • Горочка – упереть язык в нижние зубы, а середину прижать к верхнему небу.
  • Чашечка – язычок прижат к верхним зубам, середина прогибается вниз, образуя форму чашечки.
  • Пулемет – улыбнуться, кончик языка прижать к верхним зубам, и на выдохе произносить «д-д-д».

https://youtube.com/watch?v=cRs4IBNLUqg

Упражнения на отработку звуков

Упражнения на артикуляцию определенных звуков для детей строятся в комплексе.

Обратите внимание! Сначала идут статичные и динамичные базовые упражнения – Шарик, Улыбка, Трубочка. Затем те задания, которые способствуют постановке и автоматизации звуков:

Затем те задания, которые способствуют постановке и автоматизации звуков:

  • Свистящие (с, з) – Лопатка, Наказать непослушный язычок, Маляр.
  • Шипящие (ж, ш, щ, ч) – Варенье, Чашечка, Фокус.
  • Сонорные (л) – Наказать непослушный язычок, Лошадка, Качели.
  • Сонорные (р) – Маляр, Пулемет, Иголочка.

Упражнения на развитие правильного дыхания

  • Буря в стакане. Дать ребенку стакан с водой и трубочку. Попросить подуть в трубочку, чтобы в воде образовывались пузыри.
  • Снежинка или снежный ком. Соорудить из бумаги снежный комочек или небольшую снежинку и сдуть ее со стола.
  • Фокус. На кончик носа положить небольшой кусочек ваты и попросить ребенка сдуть его, направив воздушную струю наверх.
  • Протяжно пропеть гласные звуки «А», «О», «У», «И».

Упражнение «Надуть щеки»

Упражнения и приемы для постановки звука Р у детей

Упражнение «Повтори за мной». Предложите ребёнку взять в руки зеркало, смотреть на свой язычок и «порычать» как тигр. Следует контролировать вибрацию передней части языка

Важно, не допустить формирование горлового произношения звука. В случае использования подражательного метода, родителям помогут видеозаписи логопедических занятий, которыми насыщен интернет

Причины, по которым может не получится полноценный звук, это слабость воздушной струи и неправильное положение языка во рту. В таком случае необходимо вводить упражнения на формирование воздушной струи и комплексы артикуляционной гимнастики для верхнеязычных звуковых укладов. Предложите ребёнку выполнить упражнение «парус» — язычок упирается за верхние зубы, рот улыбается. Упражнение «лошадка» — цоканье языком без движений нижней челюсти. Упражнение «грибок» — присасывание широкого язычка к твёрдому нёбу, удерживание на протяжении 5 секунд. Для формирования направленной воздушной струи подойдут упражнения с губной гармошкой, надувание шариков, сдувание комочка ваты со стола, водные игры в ванной «надуй паруса» (с игрушечным корабликом).

Упражнение «Пулемёт». Предложите ребёнку «порычать» с закрытым ртом. Если у него получается произнести правильный, не горловой звук , значит есть возможность сформировать полноценный уклад. При этом слышится глухое рычание. Попросите ребёнка произносить звук, постепенно открывая рот. Следите, чтобы язычок устанавливался за верхние, а не за нижние зубы. Основной трудностью будет сформировать верхнюю позицию языка. На помощь придёт та же артикуляционная гимнастика.

Успешная постановка звука не окончательный этап работы. Следует закрепить получившийся успех. Сначала звук закрепляется в свободном, раскатистом рычании, далее в слогах, словах и фразах. После закрепления твердого варианта можно переходить к работе над мягким звуком , так как он требует более тонких мышечных движений. Работа над мягким вариантом также начинается с постановки изолированного «мягкого рычания», далее звук закрепляется в свободной речи.

Постановка звука при замене (параротацизме). В данном случае звук заменяется на более простые звуки, доступные ребёнку: , . Такой дефект хорошо различается на слух не только специалистами, но и другими людьми. Родители легко могут вычислить данную форму нарушения. Как привило, методика работы в данном случае не отличается от постановки при пропуске звука. Так как замена и пропуск относятся к простым формам нарушения. Постановка начинается с формирования уклада звука и формирования воздушной струи. Можно в дополнении использовать упражнения для шипящих групп звуков: «чашечка», «качели», «маляр». Постепенно сформированный звук вытеснит заменяемый его звук и встанет в речь. Следующие этапы работы будут включать закрепление звука и введение его в речь.

Описание базовых упражнений

Начинают комплекс с основных заданий. Их цель − подготовка органов артикуляции к воспроизведению более сложных укладов. Если у детей появляются затруднения с их выполнением, то стоит на них остановиться, чтобы не закреплять неправильное положение при их дальнейшем выполнении.

Для губ

Перечисленные упражнения – статичные, которые потом комбинируют, чтобы улучшить динамическую составляющую. Удерживают предлагаемые позы в течение 5-10 секунд:

  • «Улыбка» − это базовое положение при произношении свистящих, И, Й. Малыш улыбается так, чтобы были видны сомкнутые зубы.
  • «Трубочка» − такое положение губы занимают при проговаривании У. Их вытягивают максимально вперед. При выполнении следите за тем, чтобы не выдвигалась одновременно вперед нижняя челюсть.
  • «Окошечко» − упражнение необходимо при отработке произношения О. Губы округлены, язык находится внизу.
  • «Забор» − на этом задании делают акцент при коррекции шипящих звуков. Губы слегка выдвинуты вперед и по форме напоминают квадрат, зубы сомкнуты, язык внизу. При выполнении их не нужно слишком сильно выдвигать вперед, а нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.

Несмотря на то что это задания на статику (удержание), их можно сочетать для тренировки переключения движений. Детей просят выполнить сначала одно упражнение (например, «Улыбку») и сразу за ним другое, то есть не удерживая позы. Тренировка переключаемости движений важна для правильного звукопроизношения, потому что во время проговаривания слов малыш должен уметь быстро подбирать нужное положение органов артикуляции.

Для верхней и нижней челюсти

При сложных речевых расстройствах могут быть нарушения подвижности челюсти. Упражнения помогают нормализовать ее работу.

  • Ребенок выдвигает нижнюю челюсть вперед, как при произношении Ы, и отводит назад.
  • Малыш двигает челюстью влево и вправо. Движения не должны быть резкими, слишком интенсивными, иначе можно травмировать нижнюю челюсть.
  • Широко открыть и закрыть рот несколько раз.
  • Локти поставить на твердую поверхность, кисти рук расположены под подбородком. Широко открывайте рот, при этом кисти оказывают сопротивление.

Все вышеперечисленные упражнения нужно выполнять аккуратно, чтобы не травмировать челюсть.

Для языка

Чаще всего у детей в возрасте 4-5 лет имеются нарушения в работе языка. Это или неправильный мышечный тонус, или его ограниченность в движениях. Иногда артикуляционной гимнастики бывает недостаточно, и логопед назначает массаж.

  • «Блинчик», или «Лопаточка», − рот открывают не сильно широко, на нижнюю губу помещают широкий язык. И в положении «блинчика» его удерживают 3-5 сек.
  • «Иголочка» − узкий язык вытягивают максимально далеко в течение 3-5 сек.

Вышеперечисленные упражнения – статичные, они обязательно входят в комплекс при коррекции свистящих и шипящих звуков. Но есть задания, направленные на повышение качества динамической составляющей.

  • «Часы» − движения языка напоминают качание маятника часов: раскачивания влево-вправо, несколько раз в каждую сторону. Губы растянуты в улыбке.
  • «Качели» − уголки губ растянуты в улыбке, только язык поднимают и опускают.

Во время выполнения «Часиков» и «Качелей» язык делают узким, а челюсть остается неподвижной. Тогда они будут выполнены правильно.

Как проверить подвижность органов артикуляционного аппарата у ребенка?

Подвижность органов артикуляционного аппарата необходима для произношения звуков родного языка. Существуют базовые движения, которые нужны для произношения всех звуков родного языка. Именно об этих движениях мы сейчас и поговорим.

Сначала нужно выяснить, может ли ребенок сделать их по отдельности, а затем – может ли плавно, быстро и легко переключиться от одного движения на другое, ему противоположное.

Ниже даны основные, базовые упражнения артикуляционной гимнастики, в которых можно тренировать подвижность органов артикуляционного аппарата. Проведя данные упражнения с ребенком, Вы также сможете проверить и оценить, насколько развит у него артикуляционный аппарат.

Общие рекомендации

Родители должны помнить, что продуктивность гимнастики зависит от того, насколько занятия интересны ребёнку. Исключено принуждение, угрозы и навязчивость. Чтобы артикуляционная гимнастика для малышей была интересной, необходимо показывать картинки, выполнять всё в форме игры.

Помните о следующих правилах:

В первый раз выполнять упражнения перед зеркалом: это необходимо для зрительного контроля положения губ, движений язычка

Поскольку ребёнок ещё не осознаёт, как именно он должен лежать, в каком состоянии должны быть щёки и губ, ему важно видеть такое положение.
Цикл занятий начинают с простых упражнений и постепенно переходят к более сложным. Есть приблизительные сроки, сколько приблизительно занимает времени одно новое упражнение, но ориентировать нужно на индивидуальный темп ребёнка: кто-то понимает, как делать быстрее, а кому-то необходимо больше времени.
Занятие строится по такой схеме: ребёнок должен повторить старое упражнение самостоятельно, потом можно дальше работать по плану.
Упражнения необходимо повторять циклами дважды в день, посвящая им по 5-10 минут.
Каждому возрасту соответствуют свои требования: для детей 3-4 лет приоритет на освоение основных мышц языка, губ, 5-летние дети должны выполнять упражнения плавно и чётко, а 6-7 летние ребята — держать стабильный темп, легко заниматься статическими упражнениями.

Чтобы было веселее, организовывается артикуляционная гимнастика под музыку. Для детей двух лет это отличный способ связать приятный стимул с полезными действиями для произношения звуков согласно возрастной норме.

Что это такое?

Артикуляционной гимнастикой называется такой комплекс, который направлен на развитие и укрепление мышц речевого аппарата ребенка. Сюда относятся некоторые мимические мышцы, язык, голосовые связки, губы, мышцы щек, шеи. Упражнения артикуляционного комплекса относятся к лечебно-профилактической гимнастике, поскольку помогают и при наличии определенных проблем с речью, и для профилактики возникновения таких проблем. Цель такой гимнастики — укрепление мышц, придание им определенной ловкости, силы, ведь только слаженная работа всех мышц и связок, участвующих в процессе произношения ребенком звуков, гарантирует четкое и разборчивое произношение.

Артикуляционные комплексы помогают улучшить кровоснабжение таких мышц, тренируют определенные навыки удерживания речевых положений мышц, снижается мышечный «зажим», блоки, что важно при заикании. Увеличивается скорость произношения и чистота звуков

Упражнения в составе такой гимнастики могут быть статическими, направленными на умение удерживать определенное мышечное положение, например, при произношении особо трудного для ребенка звука, а также динамическими.

Динамический вид упражнений нацелен на доведение правильной постановки до автоматизма и основан на постоянном повторении и закреплении. Для каждого ребенка в идеале подбирается свой коррекционный логопедический курс, который позволяет исправить определенный дефект, свойственный конкретному маленькому пациенту.

Виды упражнений

Артикуляционные упражнения бывают статические (язык неподвижно фиксируется в определённом положении) и динамические (участвуют все органы речевого аппарата).

Статические упражнения

При их выполнении важно не только показать положение языка, но и удержать позу около 7 – 10 секунд. «Лопатка»

Широко открываем рот, «укладываем» расслабленный язычок на нижнюю губу

«Лопатка». Широко открываем рот, «укладываем» расслабленный язычок на нижнюю губу.

«Грибочек». Присасываем к нёбу язык и насколько возможно открываем рот.

«Хоботок». Сомкнутые губы максимально вытягиваем вперед «трубочкой» и удерживаем в течение 5 – 10 секунд.

Динамические упражнения

Выполнение упражнений происходит под счет, где ритмично меняется положение органов речи.

«Часики». Приоткрываем рот и улыбаемся. Делаем язычок узким, его кончиком тянемся к уголкам рта.

«Качели». Открываем рот и тянемся язычком то к подбородку, то к носу.

«Где конфетка». Губы сомкнуты, поочередно упираемся языком в каждую щеку.

«Лошадка». Фиксируем язычок, как в упражнении «грибочек», и сильно цокаем.

Как видно, движения очень просты, и выполнять их можно даже без логопеда.

Рекомендуем ознакомиться:

Развитие речи ребенка в 1,5 года

Как делать гимнастику правильно

Если мама приняла решение заняться гимнастикой со своим малышом, то это правильное решение

Но важно подойти к делу серьезно — например, упражнения для малышей, которым уже больше месяца точно не подойдут тем, кому ещё только пару недель

Если говорить про легкую зарядку, то её можно выполнить почти всем малышам (за исключением тех, у кого имеются серьезные патологии). Особенно опасны врожденные неврологические симптомы, тогда нужно пройти серьезное лечение. Не стоит забывать о том, что только врач может дать верные рекомендации по поводу того, когда лучше начинать заниматься с малышом физическими упражнениями, чтобы они принесли максимальную пользу

При этом обязательно принимаются во внимание особенности физического развития ребенка

Прослышав о том, что зарядка для новорожденных детей полезна, многие родители впадают в крайность, начиная заниматься с ребенком уже с первых дней после его рождения. Делать этого не стоит. Самый оптимальный вариант — начать заниматься со второй недели после появления малыша на свет

При этом важно соблюдать правило — все выполняемые упражнения должны быть максимально плавными, торопиться в этом плане не стоит, никаких резких движений и значительной физической нагрузки допускать нельзя. Не стоит забывать о том, что олимпийских рекордов добиваться не стоит, главная задача — укрепить физические и психическое состояние ребенка

Если ребенку несколько месяцев от рождения, то все упражнения надо выполнять минут за 10-15 до того, как его планируется кормить. Можно не сомневаться тогда в том, что проблем с аппетитом у него точно не будет. Все упражнения должны иметь по 3-5 подходов и гимнастика должна выполняться ежедневно! Только с таким подходом к делу, эффект от физической нагрузки будет максимально эффективным. Скоро такие действия войдут в привычку как для мамы, так и для ребенка.

Важно соблюдать температурный режим в помещении, в котором осуществляются занятия. Никакого перегревания и замерзания малыша допускать нельзя

Если малышу ещё не исполнился месяц, то подходящая температура в помещении составляет 21 градус. Перед тем, как выполнять физические упражнения, помещение необходимо проветрить.

Когда делается зарядка, с ребенком надо постоянно поддерживать контакт, разговаривать с ним, петь весёлые песенки. Ни в коем случае нельзя ругаться, повышать голос, если у него что-то не получается. Не надо побуждать ребенка выполнять те упражнения, которые ему в силу развития выполнять пока трудно. Ребенок не должен быть перегружен, если он плохо себя чувствует и в категоричной форме отказывается от занятия, настаивать не стоит, никакой пользы от этого точно не будет.

Упражнения

Гимнастику для новорожденных можно проводить с первых дней, но лучше начать на 8-14 день жизни. Конечно, ни о каких непосильных нагрузках речь не идет. Это могут быть поглаживания конечностей, спины и живота. Движения плавные, никакого давления, направление от стоп к бедрам, от пальцев рук к плечам. Затем можно переходить к сгибанию и разгибанию конечностей.

Классическая гимнастика для новорожденных

Этот вид гимнастики является наиболее подходящим для месячного ребенка. Комплекс выглядит так:

  • Массаж конечностей, ягодиц, спинки и живота.
  • В положении лежа на спине надавить по центру ладошки, а затем посередине стоп младенца.
  • Вкладывать свой большой палец в ладошку малыша, чтобы усовершенствовать хватательные рефлексы.
  • Положить кроху на живот, подставлять под стопы свою ладонь, чтобы он опирался на нее.

Этот комплекс гимнастики подойдет до возраста 2 месяца. Затем его можно расширять.

Для малышей 2-3 месяца вводятся такие упражнения:

  • Лежа на спине, взять малыша за ручки, развести их в стороны, а затем скрестить на грудке.
  • Положение аналогичное, выполнять боксирующие движения, но не резкие.
  • Взять за ручки, поочередно выпрямлять одну конечность, а вторую сгибать в локте. Аналогично делать сгибания и разгибания ножек.
  • Отведение согнутых в коленях нижних конечностей в стороны, затем выпрямить их и соединить вместе.

В 3 или 4 месяца, когда малыш будет уверенно держать голову, можно попробовать упражнение «пловец». Держать кроху на весу, головкой вниз, поддерживая за живот и ноги. В 5 месяцев можно попробовать упражнение, которое стимулирует перевороты со спины на живот. Рядом нужно положить игрушку, а затем необходимо поддерживать кроху за грудь и за ножки, чтобы он перевернулся.

Комплекс гимнастики для возраста 6-8 месяцев:

  • Сгибание и разгибание конечностей, держась за опору. Если раньше кроха держался за палец мамы, то теперь упражнение усложняется.
  • Аналогично, держась за опору, пытаться приподнять малыша в положение сидя. Затем аккуратно опустить его.
  • Лежа на спине, поднимать ножки ребенка вверх, чтобы между туловищем образовался угол 90˚.
  • Уложить на живот, приподнять за руки вверх, чтобы туловище оторвалось от поверхности, малыш немного прогнет спинку и самопроизвольно поднимет ножки.
  • Помогать встать на четвереньки.

В 9 месяцев можно стимулировать хождение. Это может быть вис на руках, с упором на колени или на стопы.

Динамическая гимнастика для новорожденных

Это комплекс активных упражнений, который, по сути, для новорожденных является стрессом. Динамическая гимнастика для грудничков разрешена с 1 месяца. Нагрузку должен определять специалист, поскольку родителям это не под силу. Длительность первых занятий не более 10 мин.

Упражнения:

  • Подтягивание малыша за руки к себе, в положении лежа на спине.
  • Поднятие за 2 руки младенца в воздух, медленное опускание его в исходное положение.
  • Удерживая за кисти рук, приподнять малыша. Затем одну конечность отпустить, чтобы весь вес младенца перешел на вторую.
  • Держа за руки в воздухе, раскачивать кроху вперед-назад, вправо-влево.
  • Переворачивать со спины на живот младенца в воздухе, держа за одну нижнюю и верхнюю конечность.
  • Поднять малыша в висе за руки, а затем развести конечности в стороны.
  • Покачать ребенка в воздухе, удерживая за руку и ногу.

Более сложные упражнения родителям должен показать специалист. Динамическую гимнастику стоит сочетать с классической.

Гимнастика для новорожденных на фитболе

Тренировка на фитболе может выглядеть так:

  • Покачивания, лежа на животе. Необходимо поддерживать ребенка за спинку.
  • Положение лежа на животе, держать кроху за ноги. Выполнять покачивания мячом вперед и назад, чтобы ребенок был головкой вниз.
  • Положение лежа на спине. Уложив свой указательный палец в ладонь младенца, откатывать мяч вперед и назад, при этом разводить ручки крохи в стороны, а затем сводить их. Аналогично повторить, лежа на животе.
  • Покатать младенца на мяче, уложив набок.

С 5-6 месяцев можно пробовать приподнятие тела с положения лежа на спине, а ближе к 7 месяцам ползанье с использованием фитбола. Упражнение выполняется так – ребенок лежит на животе, держать его за ноги. Откатывая мяч вперед, малыш должен дотронуться руками пола и попробовать проползти вперед.

Зачем нужна артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика для детей 2-3 лет необходима, так как укрепляет мышцы, стимулирует полноценные, правильные движения основными органами, участвующими в говорении (губы, язык, челюсти). Неверно мнение, что занятия нужны только детям с нарушениями в речи. В возрасте 2 лет начинается активное пополнение словарного запаса малыша. Он учится воспроизводить новые звуки, слова. Двух- или трехлетний кроха не может произносить правильно некоторые звуки (р, л, щ, ш), что является нормой. Систематическая артикуляционная гимнастика помогает малышу раньше освоить сложные звуки, слова, стимулирует говорение.

Цель упражнений на развитие артикуляции:

  • усилить кровообращение в органах, участвующих в говорении;
  • тренировать четкость произношения звуков;
  • развивать гибкость языка, губ, щек, челюстей;
  • подготовить артикуляционный аппарат к произношению отдельных, сложных звуков;
  • обогатить словарный запас детей и кругозор.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector