Артикуляционная гимнастика в детском саду. картотека артикуляционных упражнений консультация по логопедии

Содержание:

Общие рекомендации

Родители должны помнить, что продуктивность гимнастики зависит от того, насколько занятия интересны ребёнку. Исключено принуждение, угрозы и навязчивость. Чтобы артикуляционная гимнастика для малышей была интересной, необходимо показывать картинки, выполнять всё в форме игры.

Помните о следующих правилах:

В первый раз выполнять упражнения перед зеркалом: это необходимо для зрительного контроля положения губ, движений язычка

Поскольку ребёнок ещё не осознаёт, как именно он должен лежать, в каком состоянии должны быть щёки и губ, ему важно видеть такое положение.
Цикл занятий начинают с простых упражнений и постепенно переходят к более сложным. Есть приблизительные сроки, сколько приблизительно занимает времени одно новое упражнение, но ориентировать нужно на индивидуальный темп ребёнка: кто-то понимает, как делать быстрее, а кому-то необходимо больше времени.
Занятие строится по такой схеме: ребёнок должен повторить старое упражнение самостоятельно, потом можно дальше работать по плану.
Упражнения необходимо повторять циклами дважды в день, посвящая им по 5-10 минут.
Каждому возрасту соответствуют свои требования: для детей 3-4 лет приоритет на освоение основных мышц языка, губ, 5-летние дети должны выполнять упражнения плавно и чётко, а 6-7 летние ребята — держать стабильный темп, легко заниматься статическими упражнениями.

Чтобы было веселее, организовывается артикуляционная гимнастика под музыку. Для детей двух лет это отличный способ связать приятный стимул с полезными действиями для произношения звуков согласно возрастной норме.

Организация занятий

Необходимо тщательно подготовиться к проведению уроков. Составить план тренировок с постепенным увеличением нагрузки. Приготовиться к тому, что понадобятся зеркала – большие и маленькие. Необходимо будет приобрести средства корректировки положения органов во рту – медицинские детские шпателя. Можно использовать ложку или собственный палец, обёрнутый в стерильную салфетку. Плюс ко всему приготовить пузырёк со спиртосодержащей жидкостью, для дезинфекции предметов, которые будут фиксировать положение языка во рту.

Главные этапы обучения

Проводить занятия следует при соблюдении определённых правил.

1.Упражнения выполняем два-три раза в день. Протяжённость тренировки около пяти минут.

2.Движения артикуляционных органов повторяем по 4-5 раз.

3.Усложнять тренировки нужно постепенно, не перегружая напряжение мышц.

4.Вначале отработать статические позиции языка в данных упражнениях. Достаточно 10-15 секунд по времени на каждое положение.

5.Затем эти позиции соединить с движениями других органов артикуляционного аппарата и подключить дыхательный отдел организма.

6.Связать положение или тренировку мышц с каким-либо персонажем из сказки, предметом из жизни (обезьянка, лопаточка, мостик). Ввести ребёнка в игру.

7.Новое упражнение вводить только после закрепления предыдущего.

8.Необходимо, чтобы ребёнок при выполнении данной гимнастики сидел на стуле, чтобы концентрация энергии была в верхней части организма.

9.Малыш должен сидеть перед зеркалом, чтобы видеть свою артикуляцию и запоминать правильные движения.

Подсказки и вмешательства

Качественное выполнение упражнений во многом зависит от педагога. Для того, чтобы понятно объяснить выполняемое движение, необходимо уметь показывать «невидимое». Взрослый перед началом занятий сам поэтапно должен отработать урок, придумать интересную игровую постановку. И уже затем в процессе тренировки учитель аккуратно вмешивается в ход занятия с помощью детского шпателя или собственного пальца, двигая язык в нужную часть полости рта. В достижении необходимой цели поможет комплекс артикуляционной гимнастики заднеязычных звуков.

Шагаем к цели

С помощью данной гимнастики, отрабатывается правильное произношение букв «к», «х» и «г». Нас интересует «к». Его сложнее произнести с точки зрения мышц языка. Перейдём непосредственно к описанию упражнений для постановки данного звука.

Комплекс артикуляционной гимнастики для щек и губ

Для развития речи нужно не только тренировать язык

Чтобы увеличить буквенный охват, важно уделять дополнительное внимание губам и щекам. Базовые упражнения артикуляционной гимнастики:

  • Малыш покусывает, похлопывает и растирает щеки так, будто бы их только что потрепал мороз.
  • «Сытый хомячок». Ребенок надувает щеки, а потом выпускает из них воздух. Когда выполнение этого упражнения не будет вызывать особых проблем, его стоит усложнить. Попросите малыша надувать щеки поочередно.
  • «Креветка». Предложите крохе с усилием втянуть щеки. Не забудьте продемонстрировать пример.
  • «Сдутый шарик». Малыш надувает щеки, а потом легонько хлопает по ним ладошками, чтобы с шумом выпустить воздух.

Для развития артикуляционного аппарата родителям нужно постоянно заниматься с ребенком

Вышеперечисленными упражнениями можно занять внимание малыша, когда вы стоите в очереди к терапевту, едете в общественном транспорте или идете домой с дошкольного учреждения. На прогулке просите ребенка повторить звуки, которые он слышит: песню на звонке, звук проезжающего мотоцикла, лай собаки и так далее

Если кратковременная логопедическая гимнастика выполняется регулярно, ваше сокровище быстрее научится связной и осмысленной речи. Показывайте все упражнения на собственном примере и не ругайте ребенка в момент неудачи, чтобы не отбить охоту следовать вашим указаниям. Если вы начнете заниматься с двухлетним малышом, то уже к 4 годикам он сможет внятно и четко рассказывать все стихи на утренниках.

Способность говорить – это великолепное умение, дарованное человеку. Чтобы малыш внятно произносил слова, нужно прилагать усилия и не жалеть времени на развитие грамотной речи

Поддержка и внимание родителей – это то, без чего гармоничное развитие личности просто невозможно. Терпеливое наставничество и регулярное повторение упражнений для тренировки языка и всего артикуляционного аппарата позволят малышу радовать родителей своими успехами.

С малых лет малыш с помощью взрослого может выполнять задания для тренировки речи

При этом очень важно соблюдать «золотую средину»: относиться к упражнениям серьезно, но, в то же время, не требовать от крохи невозможного

Когда ребенку удастся совладать с устной речью, пора переходить к письменной. Например, узнать, как научиться писать без ошибок.

Основы терапии

Длительность лечения всегда индивидуальна: постановка произношения звуков может занять 1-6 мес. В ходе выполнения упражнений с логопедом необходимо соблюдать несколько правил:

  • постепенно усложнять задачу;
  • проводить занятия для детей в игровой форме;
  • не допускать переутомления во время сеанса;
  • использовать зеркало в качестве основного предмета отработки информации.

Цель артикуляционной гимнастики в логопедии заключается в доведении до автоматизма выполнения упражнений по произношению фонем. На первом занятии педагог расскажет о предназначении и технике выполнения конкретного упражнения

Затем он продемонстрирует правильную артикуляцию звука, объяснив, на какие моменты нужно особенно обратить внимание. Если это упражнение ребенок затрудняется выполнить, логопед может использовать шпатель или зонд

Очень важно, чтобы движения были точными и правильными, симметричными, плавными и в достаточном объеме. После проведения сеанса задание необходимо закреплять на дому

Артикуляция считается усвоенной успешно, если она выполняется без ошибок и не нуждается в зрительном контроле

После проведения сеанса задание необходимо закреплять на дому. Артикуляция считается усвоенной успешно, если она выполняется без ошибок и не нуждается в зрительном контроле.

Рекомендации по проведению занятий

  1. Сначала обучайте детей легким упражнениям, затем сложным.
  2. Выполняйте упражнения сидя.
  3. Проводите занятия ежедневно по 5-10 минут, лучше 2 раза в сутки утром и вечером.
  4. Логопедические занятия не эффективно проводить в многочисленной группе. Занимайтесь индивидуально или с 2-3 учениками.
  5. На уроке сидите к ребенку лицом или пред зеркалом. Ваша мимика будет для малыша ориентиром и примером.
  6. После постановки звука, закрепите занятие упражнениями на автоматизацию звука. Используйте произношение в слогах (ЛА-ЛА, Ло-ЛА и другие варианты), детское лото, стихи, чтение слов и составление текстов.
  7. Чтение и письмо на слух рекомендуется использовать для логопедической работы с детьми от 7-8 лет, когда школьник хорошо знаком с буквами. С детьми дошкольного возраста обходитесь карточками, повторением речевого материала за взрослым.
  8. Не забывайте подбадривать малыша во время занятия, чтобы он не не потерял интерес к урокам, не пал духом.
  9. Детям дошкольного возраста предлагайте передохнуть от упражнений каждые 3-5 минут. Но свободное окошко используйте с пользой: сделайте пальчиковую гимнастику, заштрихуйте картинки из логопедической раскраски.

Коррекция дефектного произношения звука с помощью артикуляционной гимнастики занимает 1-3 месяца. Наберитесь терпения и занимайтесь регулярно, только в этом случае занятия будут эффективны.

Артикуляционная гимнастика для звука Л

Она является основным этапом постановки звука Л, осуществляемой поэтапно. Занятия, в зависимости от возраста пациента, длятся от 15 до 25 минут.

  1. Разминка. Двигать языком, подражая цоканью лошадиных копыт. Также эффективно упражнение «Парус»: язык поднимается во рту вертикально, удерживается в таком положении 10 секунд, с каждым занятием время удержания увеличивается (максимальное время – 40 секунд). Разминка укрепляет и делает подвижнее языковые мышцы.
  2. От «Ы». Проводится игра «Пароходик». Рот растягивается в улыбке, язык упирается в зубы. Нужно прикусить расслабленный конец языка и произнести «ы-ы-ы» или «у-у-у». Получится «л-л-л».
  3. Постановка от мягкого звука «Л». Детям произносить мягкую фонему легче, чем твёрдую. Ведь губные мышцы не так сильно напрягаются.
  4. От «А». Нужно улыбнуться и, прикусывая расслабленный язык, произнести протяжный «А». Выйдет «ал-ал-ал». Далее должна быть отработка «ала-ала-ала», а на последнем этапе «ла-ла-ла».
  5. От «В». Нужно научить дошкольника не двигать нижней губой. Он должен держать нижнюю губу в опущенном состоянии 5 секунд, затем вернуть в исходное положение к верхней губе. Если пациент самостоятельно не справляется с заданием, то необходимо ему помочь: подставить под губу палец, двигать им вверх-вниз.

Виды артикуляционной гимнастики

С малых лет родителям стоит уделять внимание развитию речи ребенка, а именно – выполнению артикуляционной гимнастики. Логопедические тренировки бывают статическими и динамическими

Первая группа занятий предполагает, что язык «застывает» в одном положении. При выполнении динамических упражнений задействованы все органы речевого аппарата. Только регулярное и правильное повторение артикуляционной гимнастики для детей возымеет эффект.

Статические упражнения:

«Птенчик» – ребенок широко открывает ротик, как птенец, которому мама положит туда угощение. Язык в расслабленном положении лежит в ротовой полости.
«Лопатка» – малыш широко открывает ротик и укладывает на нижнюю губу язык в расслабленном состоянии

Важно следить за тем, чтобы при выполнении этого упражнения в действиях ребенка не было напряжения.
«Чашечка» – малыш широко открывает ротик и приподнимает боковые края языка так, чтобы они не касались зубов.
«Трубочка» – ребенок смыкает губы и максимально вытягивает их перед собой.
«Гриб» – маленький ученик прислоняет язык к небу и открывает рот как можно шире.
«Горка» – малыш широко открывает рот. Кончик языка должен упираться в нижние резцы.

При выполнении статических упражнений важно не только зафиксировать орган речевого аппарата в правильном положении. Занятую позу нужно удерживать 5-10 секунд

Выполнение динамических упражнений сопровождается счетом. Взрослый должен следить за тем, чтобы малыш вовремя менял положение языка и других речевых органов и справлялся с заданиями без сложностей.

  • «Часики» – ребенок приоткрывает рот и демонстрирует свою улыбку, а затем делает язык узким и пытается дотянуться его кончиком до уголка рта.
  • «Качели» – малыш открывает ротик и тянется языком к подбородку и носу.
  • «Конфета» – ребенок смыкает губы и поочередно утыкается языком в левую и правую щеку. Со стороны это должно выглядеть так, будто бы он прячет леденец. Обязательно покажите ребенку правильное положение языка.
  • «Лошадка» – малыш прислоняет язык к небу, громко и отчетливо цокая.
  • «Маляр» – ребенок широко открывает рот и широким кончиком языка, будто кистью, водит слева направо от верхних резцов к мягкому небу.

Эти простые упражнения взрослые могут выполнять со своими крохами где угодно, даже без помощи логопеда. Но если какое-то задание вызывает у малыша сложности, то от консультации специалиста отказываться не стоит.

Артикуляционные упражнения будут интересны и детям, которым только исполнилось 2 годика, и детсадовцам 4-х лет, и дошкольникам в 5.

Автоматизация звука

Доведение чистого произношения звука до автоматизма – сложный и трудоемкий процесс тренировок. Когда звук поставлен, ребенок может успешно произносить его отдельно, но и пропускать в словах или слогах. Лучше начать с отработки мягкого звука , а именно – слогов -лю-, -ля-, -ли-, -ле-. Как только слоги будут даваться ребенку легко, переходите к словам с этими слогами, например: олень, лиса, поля и т. д.

После словесной тренировки переходите к чистоговоркам, таким как:

  • ля-ля-ля – летние поля;
  • лю-лю-лю – молока налью;
  • ли-ли-ли – мы лису нашли.

Чистоговорки сменяются скороговорками.

  • Еле-еле Лена ела, есть из лени не хотела.
  • Великану малы Валины валенки.

Затем начинайте осваивать артикуляцию обратного типа: слоги –аль-, -яль-, -ель- и т. д. Схема тренировки остается прежней за одним исключением: на этом этапе нужно тщательно контролировать положение языка на деснах или зубах.

Твердый звук дается детками сложнее. Методика ничем не отличается от той, что используется с мягким звуком, но количество подходов и повторений логопедических упражнений придется увеличить в несколько раз.

Комплексы упражнений

Артикуляция малышей во время артикуляционной гимнастики значительно улучшается, если делать привязку по упражнениям не только к возрасту, а ещё и к тем частям речевого аппарата, которые нуждаются в нагрузке или расслаблении. Предлагаем их список, который сгруппирован по тому, работу каких мышц они активизируют.

Комплекс для развития мышц губ

  1. Попеременное чередование широкой улыбки с вытягиванием губ в хоботок.
  2. Раскрыть рот и втягивать губы внутрь так, будто они хотят обхватить и спрятать под собой зубы.
  3. Завести верхнюю губу под нижние зубы, что похоже на оскал.
  4. Завести нижнюю губу под зубы верхней челюсти.
  5. Пофыркать губами так, как это делают лошадки.

Комплекс для развития мышц языка

  1. Кончиком языка облизывать губы, проводя им то за часовой стрелкой, то против.
  2. Высунуть изо рта широкий язык и немного «пожевать» его, произнося «мя-мя…», «бя-бя…».
  3. Высовывать изо рта язык как можно дальше, одновременно чередуя его то «лопатой», то «жалом».
  4. Чередовать поднятия и опускания кончика языка то к верхнему нёбу, то к нижней челюсти.
  5. Делать из языка «чашечку» сначала во рту, а потом стараться высунуть её наружу.
  6. Упражнение «гармошка»: кончик языка упереть в верхнее нёбо около передних зубов и в таком положении открывать-закрывать рот.

Комплекс для развития мышц щек

  1. Надувать и сдувать щёки.
  2. Попеременно надувать то левую, то правую щеку.
  3. Выдувать мыльные пузыри, дуть в трубочку.
  4. Хлопать себе по надутым хомячьим щекам.
  5. Втягивать щёки настолько сильно, насколько это можно так, чтобы от этого губы складывались, как у рыбки.

Упражнения

«Язычок – борец»

Укрепляем мускулатуру языка.

Взрослый садится перед лицом ребёнка и объясняет ему правила игры, в которой язычок будет бороться с посторонним предметом во рту. Пусть посторонним предметом будет чистая ложечка, к ней малыш уже привык. Предмет упирается в верхнюю часть кончика языка и начинается «борьба». При этом рот должен быть достаточно открыт, чтобы язык был виден. Наш «борец» пытается вытолкнуть «чужака» со своей территории.

Преподаватель старается увидеть выгнутую спинку языка, стремящуюся к нёбу. При этом необходимо добиться того, что бы приподнялся корень языка. Данное упражнение следует делать в несколько ступеней, которые должны быть разделены во времени. Не перегрузите мускулатуру язычка, иначе потом придётся долго отдыхать. Задача взрослого — добиться нужного положения «борца» во рту малыша – подняться должна не только середина, но и корень язычка. В последующих уроках надо закреплять положение языка, чтобы ребёнок запоминал.

«Массаж»

Расслабляем мышцы языка, увеличивая кровоснабжение.

Приоткрыть рот, улыбнуться. Двигать язычок по нижней губе вперёд-назад, покусывая его зубками.

«Самомассаж»

Научится расслаблять распластанный на губе язык.

Улыбнуться, подать язык вперёд, приоткрыть рот. Язик слабо прижать к нижней губе. Пошлёпать язычок губами – на выдохе получится «пя–пя–пя». Данное упражнение ещё называют так — «наказать непослушный язычок».

«Блинчик»

Учимся удерживать язык в расслабленном состоянии.

Рот открыт. Язычок лежит и «отдыхает» на нижней губе. В таком состоянии улыбнуться, затем убрать улыбку с лица. Далее чередуем и меняем мимику лица.

«Мостик»

Учимся выгибать и удерживать язык дугой к твёрдому нёбу, тем самым развиваем мускулатуру язычка.

Открыть рот, упереть язычок остриём в передние нижние зубки и выгнуть горкой. Шпателем помочь малышу сделать дугообразный мостик во рту. Второе название этого упражнения — «горка».

«Мостик смело соберём и очень быстро разберём»

Связываем упражнения напряжения и расслабления.

Приоткрыть рот, упереть язык в нижние передние зубки и выгнуть горкой. Зафиксировать, а затем расслабить его – уронить вниз. Затем попеременно эти движения повторяем.

«Лопаточка»

Расслабляем мышцы языка.

Улыбнуться, приоткрыть рот и положить расслабленный язычок передним краем на нижнюю губу. Отдыхаем несколько секунд.

«Ветер дует с горки»

Учимся гнать воздух по языку. Включаем в работу дыхательный аппарат.

Открыть рот и сделать «горку». Вдохнуть и выдохнуть, направляя воздух по язычку наружу

Сосредоточить внимание малыша на «переход» вдоха к выдоху. В этот момент мягкое нёбо приподнимается и закрывает ход воздуху в полость носа

Получается кряхтящий выдох. Мы начинаем ловить звук «к».

«Катание с горки»

Укрепляем мышцы языка. Активизируем работу мягкого нёба вместе с дыхательными органами.

На ладошку взрослого или ребёнка кладётся шарик, сделанный из ваты или бумаги. Малыш открывает рот и делает «мостик». Но наш язычок на мостике ещё и «борец», край языка отодвигается от передних зубок, язычок готовится к толчку. Затем вдыхаем и резко выдыхаем воздух, так, чтобы подвинуть шарик на ладошке. На «границе» вдоха-выдоха активно начинают работать мышцы мягкого нёба. Звук «к» должен «вылететь» изо рта.

Первые звуки «к» будут «напряжёнными». Если слышимость буквы будет недостаточная, то следует попросить ребёнка покашлять в процессе выполнения таких упражнений, как «мостик» и «язычок – борец». Впоследствии с ходом занятий ребёнок задействует работу своего мозга и поймёт, как ему надо активизировать мышцы во рту и буква «к» будет выговариваться спокойно

Особое внимание следует обратить на чередование упражнений по напряжению и расслаблению мышц. Уважаемые родители, не торопитесь и не ускоряйте процесс

Берегите мышцы языка малыша от перегрузок, и результат не заставит долго ждать.

Что учесть при выборе для начинающих детей?

При выборе скейта для начинающего спортсмена не стоит гнаться за внешней красотой и оригинальным дизайном.

Скейтборд должен иметь максимально простую и удобную форму, размер, соответствующий возрасту и росту ребенка, быть выполненным из качественных материалов.

Скейт можно собрать самостоятельно, приобретая необходимые детали по отдельности, но начинающему ребенку лучше всего купить готовую доску. Предпочтение стоит отдать маркам известных, проверенных производителей. Они будут дороже пластиковых аналогов, но зато будет твердая уверенность в их качестве, надежности и безопасности для ребенка.

Динамические упражнения

Пятачок

Цель: учить выполнять точные движения губами под счет, тренировать мышцы губ.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.

  1. На счет «один» вытянуть сомкнутые губы вперед «хоботком», повернуть «хоботок» влево, на счет «два» – повернуть вправо, на счет «три» – поднять в вверх, на счет «четыре» – опустить вниз. Затем вернуться в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 5 – 6 раз.
  2. Под счет «одни», «два», «три», «четыре» вытянуть губы вперед «хоботком», выполнять круговые движения по траектории влево – вверх – вправо – вниз. Затем вернуться в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 5 – 6 раз.

Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

Подражаем поросенку,

Сложим губки пяточком,

Раз, два, три, четыре,

Пяточком мы покрутили.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение – кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, 4 пальца сомкнуты с большим пальцем (рис. 7).

  1. На счет «один» повернуть кисть влево, на счет «два» – повернуть вправо, на счет «три» – поднять в вверх, на счет «четыре» – опустить вниз. Затем вернуться в исходное положение, удерживать под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 5 – 6 раз.
  2. Под счет «одни», «два», «три», «четыре» выполнять круговые движения кистью руки по траектории влево – вверх – вправо – вниз. Затем вернуть кисть в исходное положение, удерживать под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 5 – 6 раз.

Рекомендации.

При выполнении артикуляционного упражнения необходимо следить, чтобы губы не размыкались. Голова не должна наклоняться или опускаться вниз. Движения кистью или кистями рук обязательно выполнять синхронно с движениями губ.

Кролик

Цель: учить выполнять легкий массаж нижней губы верхними зубами.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.

Улыбнуться, открыть рот и покусывать верхними передними зубами нижнюю губу под счет от 1 до 10. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 4 – 5 раз.

Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

Любит грызть пушистый кролик

И капусту, и морковь.

Кролику морковку дали

И за ушком потрепали.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение – кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, 4 пальца сомкнуты с верхней фалангой большого пальца (рис. 8).

Под счет от 1 до 10 соединять 4 согнутых пальца с верхней фалангой большого пальца, имитируя покусывание. Затем вернуть кисть в исходное положение, удерживать под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 4 – 5 раз.

Рекомендации.

Упражнение необходимо выполнять ритмично, следить за синхронными движениями пальцев руки.

Логопедические занятия: закрепление произношения

Логопедические занятия в игровой форме, вызывают у детей большой интерес. В итоге удаётся быстрее достичь положительных результатов. Наиболее часто применяются следующие игры:

1. «Дорожка». На бумажном листе чертится дорожка от написанной буквы к нарисованному предмету, в названии которого имеется эта буква. Пациент двигает пальцем от буквы по линии к рисунку, произнося проблемный согласный, в конце пути называет нарисованный предмет.

2. «Лиса и колобки». Вырезается фигурка лисы и 10 колобков. Логопед просит пациента назвать определенное слово. Если задание выполняется успешно, то колобок убегает от лисы, если нет, то лиса съедает очередной колобок.

3. Предметные карточки. На карточках изображены предметы, в названии которых имеется проблемный согласный. Дошкольнику предлагается назвать изображённый предмет.

4. Логопедические карточки со звуком Л.

Механический способ постановки

В логопедии практикуется постановка звука Л механическим способом. Применяются следующие действия:

  • дошкольник сгибается, вытягивает вперед голову, напрягает шейно-плечевой пояс, в этом положении тела пытается протягивать согласный;
  • логопед кладёт указательные пальцы на шею пациента, безымянные располагает с лёгким надавливанием в области углов челюстей, при этом пациент старается произнести фонему;
  • при губно-зубном произношении дошкольнику необходимо выдвинуть губы вперёд, задержать их в таком положении при выходе воздуха;
  • при носовом произношении логопед должен научить пациента выдвигать язык к зубам, чтобы воздух выходил вдоль боков речевого органа через углы губ;
  • механический вариант тренировки подразумевает использование зонда №4 (Постановка звука Л осуществляется с помощью логопедического массажа зондами, путём закрепления положения языка, при котором воздух выходит боковыми струями).

Артикуляция звука

Для правильного произношения важна четкая работа мускулатуры языка, степень подвижности подъязычной связки

Важно следить за тем, чтобы ребенок не упирал язычок в зубы, не менял , на другие фонемы

Твердый

Кончик тела язычка должен быть узким. Орган поднимается к небу и смыкается у основания верхних резцов, альвеол. Средняя часть спинки опущена, боковые края не прикасаются к челюсти. Cоздается проход для выдыхаемой струи воздуха. Язык по форме похож на седло.

Мягкий

Кончик языка так же поднят к небу, прижат к нему кончиком. Средняя часть спинки приподнята, передняя напряжена. Место смычки языка и неба более широкое, чем при произношении твердого варианта звука. При фонации спинка продвигается немного вперед. Звук образуется голосом.

Буква или звук?

Перед первым логопедическим занятием тщательно изучите теоретический материал, ознакомьтесь с основными предпосылками возникновения дефекта, методиками постановки звука и видами упражнений для закрепления успеха.

Пробелы в знаниях  родителей – основная причина неэффективности занятий. В  первую очередь, запомните, что логопед учит выговаривать не букву а звук .  Звуки речи на письме обозначаются буквами. Букву можно лишь написать, но не произнести или услышать. Несколько различных звуков могут обозначаться одной буквой при написании. В русском языке звуков больше, чем букв.  Называя звук буквой, вы даете ребенку неправильное представление о русской фонетической базе.

Советы родителям

  • Чем чаще выполняются упражнения, тем быстрее происходит коррекция работы частей артикуляционного аппарата.
  • Если занятия у логопеда дополнять упражнениями дома, то получение результата ускоряется.
  • Когда в самом начале коррекционной работы малыш противится гимнастике, начинайте делать упражнения в его присутствии перед зеркалом. Это выглядит достаточно весело — настолько, что ребёнок сам захочет присоединиться к вам.
  • Помните, что малыши чутки к похвале. Пускай после занятий ребёнок показывает то, что у него начало получаться, другим членам семьи, а те должны активно демонстрировать свой восторг и радость его успехам.

Другие способы развития речевого аппарата

Доказано, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и мелкую моторику рук, расположены по соседству. Между задержкой речевого развития и плохой координацией детских пальчиков наблюдается прямая зависимость.  Развивая речь ребенка, вы стимулируете механизмы развития мелкой моторики, и наоборот. Таким образом, для устранения трудностей в артикуляции звуков необходимо играть с малышом в пальчиковые игры. Методические пособия богаты примерами домашних заданий по логопедии на основе пальчиковых игр для детей младшего дошкольного возраста:

  • лепка из пластилина или глины;
  • рисование, разукрашивание, творческая работа с рисунками;
  • игры с камешками, бусинами, шариками;
  • нанизывание бусин или пуговиц на нитку;
  • завязывание узлов на веревке;
  • застегивание пуговиц, крючков, молний;
  • конструирование;
  • собирание паззлов;
  • складывание кубиков и пирамидок;
  • игры с водой и песком;
  • аппликация.

Подобные игры имеют свои особенности проведения.

  • Сочетание игр и упражнений для развития речи. Игры не проводятся молча. Каждое действие озвучивается и проговаривается.
  • Регулярные тренировки. Пальчиковым играм должно быть отведено отдельное время в распорядке дня ребенка.
  • Важна энергичность движений и максимальная двигательная нагрузка на детские пальчики.
  • Непродолжительность занятий.

Игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук, также помогают детям научиться понимать содержание стихов, различать ритм речи.  Формирование тонких движений детских пальчиков способствует созреванию зрительно-моторной координации, готовности руки к письму.

Занятия не будут иметь успеха без максимального включения родителей в процесс обучения. Научитесь заново вместе с ребенком произносить сложные звуки. Подключите фантазию, чтобы заинтересовать его. Превратите обычное упражнение в веселую забаву, и результат не заставит долго ждать!

Логопедам

Успех занятий зависит от трёх факторов:

  • правильной диагностики нарушений произношения звуков;
  • строгой последовательности нарастания сложности упражнений;
  • воевременной коррекции положений языка и губ с помощью массажа или инструментов, если у ребёнка не получается скопировать их правильное размещения.

Занятия, которые проходят с яркой эмоциональной окраской, имеют хороший отклик работоспособности у малышей. Помните, что для них это, прежде всего, игра, а придание её коррекционного смысла — ваша задача.

Автоматизация звука Л

Сформированное произношение нужно закрепить, постоянно его произносить. Если дошкольник не умеет читать, то произношение закрепляется путём повторения за родителями.

Сначала произносятся слоги, в которых согласный стоит перед гласным: ла, ло, ле, ли. Затем, где первым идёт гласный: ол, ал, ел, ил. После чего переходят на проговаривание слов, где согласный находится в начале, середине и конце, где идёт смягчение фонемы и сочетание её с другими согласными.

Далее отрабатывают произношение словосочетаний и фраз, где в каждом слове или в большинстве слов присутствуют слоги:

  • прямые – ла, лу, ло, лэ, лы;
  • обратные – ал, ол, ул, ыл, ел, юл, ял, ил;
  • с соединёнными согласными – кла, сла, бла, вла, пла, шла, гла, фла (аналогично с гласными «у», «о» и «ы»).

Постановка звука Л твёрдого занимает немало времени. Обычно приходится проговаривать с детьми одни и те же слова и фразы в течение нескольких дней.

Когда в словах и фразах фонема отработана хорошо, можно переходить к стишкам, чистоговоркам и скороговоркам, потешкам, загадкам.

В интернете и книжных магазинах можно найти разнообразный логопедический материал. Тексты нужно проговаривать неторопливо и чётко, не искажая звуки. Если произношение ошибочное, предложение повторяется заново.

Если на начальном этапе закрепляющих занятий пациент повторяет слоги, слова, фразы за логопедом, то далее он должен самостоятельно вспоминать и проговаривать слова и предложения. А специалист только даёт задания:

  • перечислить названия животных, включающие прорабатываемую фонему;
  • названия растений;
  • названия продуктов питания;
  • названия предметов обихода.

Если произношение твёрдой фонемы затруднено, то можно начинать закрепляющие занятия с мягких слогов:

  • прямых – ля, лю, ле, ли;
  • обратных – яль, юль, аль, оль, ель, уль, ыль;
  • с соединёнными согласными – пли, пле, плю, пля (аналогично с согласными «с», «ф», «к», «г»).

Далее мягкая фонема, как и твёрдая, закрепляется в словах, фразах, предложениях. Применяются чистоговорки и скороговорки, стихи и загадки. Чистоговорки родители могут сочинять сами вместе с детьми.

Артикуляционная гимнастика для детей старше 7 лет

Детям такого возраста понравятся занятия с использованием разнообразных продуктов и предметов:

  • втягивать спагетти или мармеладку в форме трубочки ртом, сложив губы в дудочку;
  • положить съедобную соломку на верхнюю губу и изобразить человека с усами, подняв её к носу;
  • вытягивается язык и туда кладётся съедобная соломинка, а ребёнок должен как можно дольше удержать её, не уронив с языка — как эквилибрист палку;
  • язык выгибается чашечкой и туда кладётся конфета;
  • облизать чупа-чупс с разных сторон.

Также для артикуляционной гимнастики в этом возрасте используют картинки. Хоть это уже ребята, которые могут выполнять упражнения осознанно, но элементы игры действуют дополнительным мотиватором.

Ламбдацизм и параламбдацизм – что это такое?

Этот термин подразумевает неправильное произношение твёрдого и мягкого Л. Причём сюда включается не только искажённое звучание, но и отсутствие фонемы в произносимых словах. Ламбдацизм бывает:

  • двугубным – слышится гласный «у» (не «лошадь», а «уошадь»);
  • носовым – корень языка утыкается в мягкое нёбо, воздушный поток идёт в нос, в итоге звучит «нг» (не «лужа», а «нгужа»);
  • межзубным – конец языка оказывается в пространстве меж зубов;
  • с отсутствием произношения (не «лейка», а «ейка»).

Также существует параламбдацизм, когда правильное произношение заменяется неправильным. Обычно заменяют на:

  • «Г» («пол» — «пог»);
  • «В» («лыжи» — «выжи»);
  • «Ё» («лодка» — «ёдка»);
  • «Д» («лопата» — «допата»);
  • «Ль» («как дела» — «как деля»).

Причины неправильного произношения

Произношение может быть неправильным или несформированным, потому что:

  • ребёнок ещё слишком мал для проговаривания, просто пропускает фонему, говорит не «лиса», а «иса» (осваивание звука «Л» происходит примерно в 4 года, постановка с распознаванием твёрдости и мягкости – в 6 лет);
  • язык поставлен неправильно (межзубное произношение выходит чётким, но искажённым);
  • язык опущен (двугубное произношение типично для англичан, часто наблюдается у детей, воспитывающихся в межнациональных семьях);
  • язык расслаблен, а нижняя губа активно двигается (выходит «В»).

В вышеописанных случаях артикуляция нарушена из-за дефекта расположения языка во рту. Также дефект произношения бывает следствием того, что формируется искажённый воздушный поток из-за неправильного положения конца или середины языка:

  • двигаются при звукоформировании губы, а не язык;
  • конец речевого органа опускается, а не упирается в верхние резцы;
  • середина языка выгибается вверх, а конец опускается (в норме должно быть наоборот).

Чтобы исправить описанные дефекты артикуляционного аппарата, достаточно нескольких сеансов с логопедом. Но если причина искажённого произношения – дизартрия, вызванная патологиями нервной системы, то предстоит системное и многоэтапное исправление.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector