Доклад осенние явления в природе
Содержание:
- Экологический календарь
- Как живут подо льдом рыбы и подводные обитатели
- Что такое природные явления
- Осенние изменения в природе
- Зимние явления природы
- Как рассказать об осени интересно?
- Изменения в природе летом
- Запишите названия зимних месяцев в языке народов твоего края, которые связаны с
- Погода
- Лето – созревающий урожай
- Изменения в природе весной
- Окружающий мир даров осени
- Мнемотаблица “Осень”
Экологический календарь
Страница 32 — 33
1. Найди в учебнике и запиши определение.
2. Нарисуй картинку на тему «Наш волшебный Зелёный Дом».
3. Впиши в таблицу даты экологических дней с помощью текста учебника. Придумайте рисунки-символы и нарисуйте их в таблице.
Осенние месяцы
1. В первом столбце прочитай вслух названия осенних месяцев в древнем римском календаре. Сравни их звучание со звучанием современных русских названий осенних месяцев. Запиши русские названия во втором столбце. Устно сделай вывод об их происхождении.
Во 2-м столбце пишем сверху вниз: сентябрь октябрь ноябрь
Узнай у старших и запиши в третий столбец названия осенних месяцев в языках народа твоего края.
В 3-м столбце пишем сверху вниз: ревун грязник листогной
2. Запиши названия осенних месяцев в языке народов твоего края, которые связаны:
а) с явлениями неживой природы: дождезвон, зоревник, грязник, хмурен, ревун.
б) с явлениями живой природы: листогной, листопад.
в) с трудом людей: хлебник, свадебник, капустник, листокос.
3. Велика Россия. Поэтому лето провожают и осень встречают в разное время и не один раз. Запиши даты прихода осени по старинным календарям народов твоего края.
Ответ: лето в России приходит 1 сентября (современная дата прихода осени), 14 сентября (приход осени по старому стилю), 23 сентября (день осеннего равноденствия в Московском государстве считался днем наступления осени). 4. Подписи для рисунка на выбор: золотая осень; унылая пора — очей очарованье; осень в деревне; осенняя Москва; в ожидании зимы.
С. 38-39. Осень в неживой природе.
1. Отметь схему, на которой показано положение солнца осенью. Объясни (устно) свой выбор.
Отмечаем вторую схему. На ней есть признаки осени (дождь, листопад, Солнце идет низко над землей).
Для понимания: Земля вращается вокруг Солнца, при этом ось Земли наклонена всегда одинаково. Когда ось наклонена в строну солнца, оно кажется высоко относительно земли, находится «прямо над головой», лучи его падают «отвесно», это время года называют лето. При повороте Земли вокруг Солнца ось смещается относительно него и Солнце относительно Земли как-будто опускается. Его лучи падают на Землю наклонно. Наступает осень.
2. Составьте список осенних явлений в неживой природе с помощью текста учебника.
Ответ: иней, заморозки, дожди, туман, осеннее равноденствие, ледостав.
3. Запиши дату.
День осеннего равноденствия — 23 сентября
Как живут подо льдом рыбы и подводные обитатели
Температура воды в реках и водоемах с каждым днем понижается, намерзает лед – понятно подводным жителям: наступает по времени года зима. Под слоем льда становится темно и не хватает кислорода. Все обитатели выработали рефлексы, помогающие пережить зимнюю пору.
Наступления зимы ждут все водные обитатели. Все лето накапливают рыбы жир, а зимой экономно его расходуют.
- — Есть такие виды рыб (карп и линь, сом и карась), которые отправляются в это время в зимовальные ямы, где бок о бок греются, находясь в полусонном состоянии.
- — Активные хищники (щука, окунь и судак), образа жизни не меняют и в зимнее время.
Что такое природные явления
Это метеорологические или климатические явления, время от времени происходящие в разных точках Земли.
Примеры:
- дождь;
- снегопад;
- туман;
- радуга;
- белые ночи;
- гроза;
- пожар (лесной, торфяной);
- наводнение;
- снежная лавина и др.
Природные явления случаются вследствие взаимодействия Земли, Солнца и различных полей между собой.
Опасные для человека
Фиксировать в летописях опасные природные феномены начали еще в VIII—X вв., а в XVIII—XIX вв. данная проблема оформилась в научную концепцию.
В 1809 г. Л. Бух представил теорию возникновения гор (быстрый подъем магмы с дальнейшим разрушением вершин).
В плане развития рельефа Э. Кант в 1754 г. выдвинул гипотезу о том, что процессы, которым человек не придает особого значения, нарастают, увеличивается их напряженность, а затем происходят настоящие перевороты в строении рельефа.
Э. де Бомон полагал, что причиной естественных катаклизмов являются процессы понижения температуры и сжатия планеты, которые в момент достижения своего пика получали резкий исход.
В труде «Тысячелетняя летопись необычайных явлений природы» (Е. П. Борисенков, В. М. Пасецкий, 1988 г.) содержится информация о проблемах, связанных с климатическими изменениями, и о природных бедствиях, случавшихся на территории России и Европы. Первоисточник — древнерусские летописи и факты наблюдений X—XIX вв.
Здесь собраны свидетельства о таких разрушительных бедствиях, как:
- пожары;
- смерчи;
- аномальные морозы;
- засухи;
- наводнения;
- морские штормы;
- нашествия саранчи;
- землетрясения и др.
Анализ этих и других проявлений стихии дают возможность выявить цикличность геоморфологических процессов. Периоды катастроф сменялись периодами покоя. Сегодня Земля переживает эпоху покоя.
Результат разгула стихии считается бедствием при разрушениях различных объектов, природных комплексов и гибели людей.
Предотвратить подобные проявления — не в силах человека, но многие из них можно спрогнозировать и принять все возможные меры защиты.
Такие явления, как торнадо, смерчи, паводки, несут разрушения и дестабилизацию жизни, но носят краткосрочный характер. Другие (засухи, торфяные пожары) развиваются постепенно, но могут разыгрываться на огромных территориях и несут опасность для жителей этих мест. Длительность подобных событий может исчисляться годами.
Чаще всего в мире случаются следующие природные бедствия:
- тропические штормы;
- наводнения;
- землетрясения;
- засухи.
Для мониторинга и прогнозирования опасных проявлений были созданы гидрологические и метеорологические службы на национальном уровне. В таких центрах осуществляется изучение серьезных геофизических процессов.
Среди них:
- извержения вулканов;
- цунами;
- загрязнения различного характера и др.
Осенние изменения в природе
Осень – одно из самых красочных времён года. Осень, как и весна, поражает и привлекает нас своим непрерывным изменением – ни один день осени не похож на остальные. Переход от тёплых дней конца лета к первому снегу зимы совершается постепенно в течение осени.
В кажущемся «умирании» осенней природы таятся ростки будущей весны. Осенний период имеет огромное значение для жизни растений и животных. Осень является переходным периодом от лета к зиме.
Листопад
Начало осенней раскраски деревьев можно считать первой приметой осени. Это величественное и красочное явление природы связано с биологическими изменениями, происходящими почти у всех дикорастущих деревьев в холодные периоды года.
Листва опадает и дает возможность таким образом растениям отдохнуть, подготовиться к долгой зимней спячке, когда все жизненные процессы внутри дерева приостанавливаются, а соки перестают циркулировать. Без листьев деревья расходуют намного меньше воды, не скапливают на ветках много снега в период снегопадов.
А значит, и риски механических повреждений снижаются. К тому же, вместе с листьями растения сбрасывают и всевозможных вредителей, которые затем погибают в период, когда настают холода. Можно сказать, что осенние изменения в природе начинаются с листопада. Но это – в живой природе (ведь деревья тоже живые существа, обладающие способностью дышать и расти).
А как проходят осенние изменения в неживой природе, связанные с близким наступление холодов?
Туманы
Бабье лето – период недолгий, обычно заканчивающийся с наступлением октября. Появляются уже первые признаки ненастной погоды.
Туманы, густые, липкие, напоминающие по своему виду молоко, наполняют осеннюю природу сыростью и прелым запахом. По своей сущности туман – густое облако, которое в результате перепада температуры образуется у самой поверхности почвы. Как только потеплеет – туман рассеется. Влага выпадет на пожухлую траву и листву в виде инея.
Иней
К теме осенние изменения в неживой природе относится и такое явление, как иней.
По сути своей – это мелкие частички росы, застывшие в виде снежинок. Они покрывают все поверхности тонким неровным колючим слоем. Это говорит о том, что в атмосфере появились первые заморозки и отрицательная температура.
Ветры и облака
Осенью холодный фронт атмосферы приносит с собой более холодные воздушные массы.
Ветры реагируют на это и меняют свое направление, усиливаются, принося непогоду и осадки. Это время года иногда становится слякотным и протяженным, вызывая осенние изменения в природе.
Ледоход и гололед
В конце ноября, бывает, температура воздуха падает до отрицательных значений. Водная поверхность различных водоемов сковывается первыми корочками льда. Это чаще всего происходит в прудах и озерах, где почти отсутствует течение. Лед не совсем еще окрепший, поэтому ветер и течения относят его, образуя так называемый осенний ледоход. Гололед, покрывающий почву в середине и в конце осени, образуется при легком морозе, который не дает дождю превратиться в снег.
Земля еще не достаточно остыла, чтобы укрыться снежным покрывалом, предвестником сильных морозов.
Зимние явления природы
Зимой выпадает снег, становится холодно. Реки и озера сковываются льдом. Зимой самые длинные ночи и самые короткие дни, рано темнеет. Солнце почти не греет.
Таким образом, характерные для зимы явления неживой природы:
Снегопад — это выпадение снега.
Метель. Это снегопад с ветром. Находиться в метель на улице опасно, это повышает риск переохлаждения. Сильная метель может даже сбить с ног.
Ледостав — это установление на поверхности воды корки из льда. Лед продержится всю зиму до весны, до таяния снегов и весеннего ледохода.
Еще одно природное явление — облака — бывает в любое время года. Облака — это капельки воды, собравшиеся в атмосфере. Вода, испаряясь на земле, превращается в пар, затем, вместе с теплыми потоками воздуха поднимается вверх над землей. Так вода переносится на дальние расстояния, обеспечивается круговорот воды в природе.
Как рассказать об осени интересно?
Наблюдать за изменениями природы не только познавательно, но и интересно для детей. Если проявить смекалку, можно организовать десятки увлекательных занятий и игр по теме. Это и загадки, и стихи об осенней поре, и проба урожая. Для закрепления материала полезно использовать задания с картинками.
Примеры:
-
- Дидактическая игра «признаки осени» с карточками. Для проведения необходимы следующие материалы: силуэт дерева, карточки с признаками разных времен года. Взрослый предлагает найти среди них осенние картинки и прикрепить их к дереву.
- Подвижная игра. Дети делятся на команды по 5-6 человек. Перед каждой командой ставится коробка с осенними и летними картинками. Игроки выстраиваются в шеренги, по одному как можно быстрее находят нужные карточки, бегут и прикрепляют их прищепками к натянутой веревке. Затем передают эстафету следующему игроку из команды – и так пока не сыграют все участники. Группа, которая справилась быстрее, поднимает руки. В конце дети обсуждают развешанные признаки осени и называют новые.
- На прогулке. На улице взрослый просит детей найти и показать признаки наступившей осени. Можно поделиться на 2 команды и обозначать найденные варианты яркими лентами (например, желтой для первой группы детей и красной для второй). Побеждают те игроки, которые отметят большее число правильных признаков.
- Игра «отметь признаки осени». Перед ребенком кладутся карточки с признаками разных времен года. Простым карандашом он помечает только те, которые характерны для осени. Пример:
В России первый признак осени – это еще спешащие на свой первый урок ученики. 1 сентября празднуется День знаний, и все школьники приходят нарядными. Природа обозначает приход осенней поры пожелтением крон берез, вязов, лип, появлением опят на полянках в лесу, парящей в воздухе паутиной. Весь мир вокруг постепенно преображается!
Изменения в природе летом
Летом природа красива и плодотворна. Летнее солнышко создает хорошие условия для жизни животных, растений и микробов
Дождь позволяет растениям и животным пить воду, что очень важно для их выживания
В этом сезоне можно наблюдать такие природные явления, как гроза, радуга, роса и др.
У большинства зверей летом появляется потомство. Лето — это отличное время для животных хорошо питаться и подготовиться к осени.
Лето является сезоном интенсивного размножения птиц. В летнее время они сражаются за территорию, гнездятся, собирают еду, пытаются избегать разных хищников и защищают будущее поколение. К концу лета у птиц вырастают новые перья, которые смогут защитить их холодной зимой. Птицы обычно едят нектар, растения, фрукты, падаль, семена, мелких животных, и даже других мелких птиц. Все это легко можно найти в течение летнего сезона.
Запишите названия зимних месяцев в языке народов твоего края, которые связаны с
1) с явлениями неживой природы;2) с явлениями живой природы;3) с трудом людей.
Названия зимних месяцев на языках разных народов:
Декабрь
Декабрь (от латинского December или decem – десятый месяц года). Славяне этот очень холодный месяц называли «студень», а украинцы — «грудень» (от слова «груда» — загрубевший комок земли). Еще старинные названия декабря: студный, стужайло, холодень, лютовей, лютень, ледостой, ледостав, годопроводец.
Украинский: груденьБелорусский: снежань Болгарский: декемвриЧешский: просинец
Январь
Январь (от латинского – Januarius, в честь бога Януса). Старославянское название «просинец» — означающий возрождение Солнца и появляющейся синевы неба. Малороссы называли январь — «сочень», а украинцы – «сичень». Еще названия: лютовей (как и декабрь), сечень, перелом зимы, перезимье.
Болгарский: просинецУкраинский: сиченьБелорусский: студзень Чешский — леден
Февраль
Февраль (от латинского Februarius, в честь праздника очищения Фебруа). Из-за частых метелей и вьюг февраль в старославянском языке называли «ветродуй» или «лютень». В этом самом холодном месяце зимы крупные морозы называли соответственно — кащеевыми (2 февраля) и велесовыми (11 февраля). В украинском языке февраль носит название «лютий». Еще славянские названия: снежень, бокогрей, кривые дороги, снегосей, крутень, межень.
Украинский: лютий Белорусский: люты Польский: luty
Названия зимних месяцев, связанные с явлениями неживой природы: просинец (просинь в небе), лютень (из-за лютых морозов), снежень (от слова «снег»), студень (от слова «стужа»).
Названия зимних месяцев, связанные с явлениями живой природы: бокогрей (февраль) — в феврале уже больше солнца, в солнечные дни скот выводили погреть бока на солнышке.
Названия зимних месяцев, связанные с трудом людей: сечень (от слова «сечь», рубить, рубили или секли дрова в этот холодный месяц, чтобы обогреться).
Погода
Страница 22 — 23
1. Практическая работа «Термометр».
1) С помощью фотографии и текста рабочей тетради изучите устройство уличного термометра. Покажите и назовите его основные части.
Основные части термометра — стеклянная трубка, наполненная жидкостью, и шкала (пластина с делениями). Каждое деление на шкале обозначает один градус. В середине шкалы ты видишь ноль. Это граница между градусами тепла и градусами мороза. Конец столбика жидкости в трубке термометра указывает на число градусов.
2) Сравните термометры: уличный, комнатный, водный, медицинский. В чем их сходство и различия?
Сходство разных термометрах, то что все они используются для измерения температуры. Различия разных термометрах заключается в сферах их применения, а также в диапазоне температур, нанесенном на шкалу.
3) Прочитайте, как записывают температуру, и выполните упражнения.
Число градусов тепла записывают со знаком «+», а число градусов мороза — со знаком «-«. Вместе слова «градус» ставится маленький кружочек.
Например +10, -10. Если медицинский термометр показывает температуру выше +37, значит человек заболел.
Запиши числами:
десть градусов тепла - +10°C десять градусов мороза - -10°C ноль градусов - 0°C шесть градусов выше нуля - +6°C шесть градусов ниже ноля - -6°C
Запиши словами:
+5°C - пять градусов тепла. -7°C - семь градусов мороза.
4) Пользуясь соответствующими термометрами, определите температуру воздуха, воды, своего тела. Заполните таблицу.
Температура воздуха | Температура воды | Температура тела (отметить галочкой) | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
в классе | на улице | в стакане №1 | в стакане №2 | менее +37°C | +37°C | более +37°C |
+24°C | -15°C | 10°C | 50°C |
5) Запиши определение.
Термометр - это прибор для измерения температуры.
Страница 24 — 25
2. Какие явления погоды изображены на фотографиях? Подпишите.
Дождь |
Гроза |
Град |
Радуга |
Снег |
Туман |
Отметь (закрась кружок) те явления, которые тебе приходилось наблюдать. 3. Для обозначения явлений погоды используются условные знаки. Рассмотри их и научись рисовать.
Обозначения явлений природы
4. Запиши определение с помощью учебника или самостоятельно.
Погода - это сочетание температуры воздуха и осадков, ветра и облачности.
Лето – созревающий урожай
После 21 июня в Северном полушарии начинается уже настоящее лето. Бурно идет развитие всех растений, и для травоядных животных наступает время усиленного питания. Хищники, в свою очередь, активно охотятся на любителей зеленого корма. Все сезонные изменения в природе летом происходят очень быстро. Отличная погода позволяет людям вырастить за летние месяцы столько овощей и фруктов, что их запасов может хватить на очень длительное время. Многолетние растения также набирают основную мощь именно в летние месяцы.
В конце лета начинается сбор созревшего урожая. На многих кустарниках, деревьях и других растениях поспевают плоды. Но летнее производство овощей и фруктов иногда резко сокращается из-за обезвоживания почвы и невозможности предоставить растениям достаточное количество воды.
Летом многие птицы обучают своих птенцов и готовят их к длительному осеннему перелету. Лето и сезонные изменения в природе летом — это замечательная тема для изучения поведения не только птиц, но и многих насекомых, и других представителей животного мира. Обучающая экскурсия «Сезонные изменения в природе» будет очень интересной для детей.
Изменения в природе весной
Весна — это время пробуждение природы. Она приходит после зимы и предшествует лету. Зимний холод отступает, а на смену ему приходит весеннее тепло. Растаявший снег стекает в реки и озера.
Это время года является настоящим праздником для растений, так называемым возрождением. После холодной, суровой зимы, солнце снова пробуждает их к новой жизни.
Цветы на деревьях являются доказательством зарождения нового урожая, который можно получить летом и осенью.
Животные могут с радостью отказаться от вынужденной зимней спячки и голодовки. Зеленая трава и молодые, мягкие листья кустарников привлекают огромное количество изголодавшихся животных.
Это совершенно подходящее время для молодого поколения. Теплой весной у многих представителей фауны появляются маленькие детеныши.
В середине весны домой возвращаются стаи перелетных птиц, которые зимой были вынуждены мигрировать в теплые края.
Окружающий мир даров осени
Осень прекрасное время года, поскольку характеризуется тем, что в этот период уже нет такой духоты и жары как летом, солнышко хоть еще и радует умеренным теплом, но дни все короче, а долгие ночи нескончаемо длинны, темнее и холоднее летних ночей.
В это теплое время в садах и огородах происходит сбор урожая сочных плодовых культур:
- яблоки и груши,
- гранаты и инжир,
- хурма и айва,
- виноград и помидоры,
- лимоны и мандарины.
На полях убирают сезонные овощи с максимальным количеством питательных веществ:
- картофель и кукурузу,
- капусту и тыкву,
- лук и чеснок,
- морковь и свеклу,
- кабачки и баклажаны,
- патиссоны и огурцы,
осуществляют сбор сезонных орехов и ягод,
содержащих максимум витаминов и микроэлементов для укрепления иммунитета:
- кедровые и грецкие орехи,
- буковые орешки и лесной фундук,
- облепиха и шиповник,
- боярышник и бузина,
- калина и кизил,
- барбарис и рябина,
и непременный сбор даров леса – вкуснейших калорийных грибов:
- белые грибы и осенние опята,
- красавцы подосиновики и подберезовики,
- разноцветные сыроежки и строгие моховики,
- волнистые грузди и рыжики,
- симпатичные лисички и маслята,
- пластинчатые рядовки и вешенки,
- тяжелые волнушки и зеленушки.
Как видите, разнообразие даров осени не просто радует, но и поражает, поэтому главной задачей трудолюбивого труженика и сборщика урожая — человека в эту прекрасную пору является грамотная обработка и закладка всего выращенного и собранного урожая на длительное хранение.
В это же хлопотное осеннее время происходит обрезка деревьев и кустарников с опрыскиванием от вредителей, распашка и перекапывание плодородной почвы с внесением органических удобрений, происходит посадка озимых культур и утепление многолетних растений.
На многочисленных прилавках осенних базаров представлен огромный выбор недорогих натурально витаминизированных даров осени из свежих собранных овощей и фруктов, грибов и ягод, регулярное питание которыми так просто создаст устойчивый иммунитет и укрепит до следующего урожая ваше здоровье и самочувствие.
Эта чудесная пора осеннего царства вызывает позитивные эмоции и создает сказочное настроение и многих людей, видимо, поэтому это красивое и богатое время года считается идеальным для молодых любящих сердец, планирующих после окончания осенних работ, добровольное заключение брака.
Мнемотаблица “Осень”
МНЕМОТАБЛИЦЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВВажным аспектом развития ребёнка – является обучение составлению описательных рассказов. Точное, лаконичное и образное описание ребёнком предметов способствует развитию его речи, мышления, памяти, улучшает коммуникативные качества и способности. Важным приёмом формирования умения составлять описательные рассказы – является использование мнемотаблиц. Такие наглядные таблицы или схемы помогают ребёнку видеть чёткий план описательного рассказа. Мнемотаблицы выступают планом-подсказкой, с помощью которого малыш может последовательно рассказать о предмете.Структура мнемотаблицы и работа с нейМнемотаблица состоит из нескольких клеточек, в которых расположены символы и короткие вопросы. Клеточка – это условный пункт плана рассказа. На обороте таблицы представлены объяснения содержания клеточек, т.е. развёрнутый план описательного рассказа. Также приведён примерный описательный рассказ на основе таблицы.Работу по мнемотаблице лучше проводить с использованием настоящих предметов, игрушек или картинных пособий. Таблицу также можно брать с собою на прогулку во двор, парк, лес.Обучение описательному рассказу на основе мнемотаблиц должно проходить постепенно и последовательно, обычно в три этапа.На первом этапе необходимо показать ребёнку схему и объяснить содержание условных знаков. Закрепить знания на первом этапе можно в игровой форме, например с помощью игр «Расшифруй знаки-символы» (Взрослый показывает таблицу, а ребёнок объясняет значение символов), «Исправь ошибку» (Взрослый показывает таблицу и объясняет содержимое клеточек, заведомо пропуская некоторые, а ребёнок должен исправить ошибку), «Покажи правильно символ» (Взрослый показывает предмет и называет любой его признак или свойство. Например: «Это яблоко, оно растёт на плодовом дереве». Ребёнок отыскивает и показывает в таблице соответствующую клеточку).На втором этапе взрослый даёт ребёнку образец описательного рассказа. Описывая предмет, взрослый обязательно должен последовательно показать на схеме клеточки. Пример плана и образец рассказа можно прочитать на обороте таблицы.На третьем этапе ребёнок составляет описательный рассказ с помощью таблицы самостоятельно. Ребёнок выбирает или получает предмет, игрушку, картинку, внимательно рассматривает его и потом начинает свой рассказ. Если взрослый считает необходимым пропустить ту или иную клеточку таблицы, он может прикрыть его листом бумаги. На первых порах, можно предложить малышу передвигать предмет от клеточки к клеточке. Ведь тогда ребёнку намного легче строить свой рассказ. Позднее можно размещать предмет на расстоянии от таблицы, ребёнок будет строить свой рассказ, лишь водя глазами по клеточкам.
ПЛАН РАССКАЗА «ОСЕНЬ»1. Какая погода:– солнце;– небо;– погодные явления (дождь, ветер, …)– температура2. Каков растительный мир:– деревья;– кустарники;– трава, цветы– листья3. Поведение животных:– впадают в спячку или нет;– как готовятся к зиме;– линяют или не линяют;4. Поведение птиц– улетают в тёплые края или остаются;5. Чем заняты люди:– в саду;– в огороде;– в поле;…6. Что одевают люди:– верхняя одежда;– головные уборы;– обувь.
Пример рассказаЯ хочу рассказать о времени года – осени. Осенью солнышко светит ярко, но слабо согревает землю. Небо часто хмурится, облака закрывают солнце. Часто идут дожди и дуют холодные ветры. Становится холодно. Листья на деревьях меняют свой цвет на желтый, красный, оранжевый и багряный. В лесу после дождя появляются грибы. Поздней осенью с деревьев и кустов опадают листья. Вянет трава, засыхают цветы. Животные готовятся к зиме: некоторые, как ежи и медведи, впадают в спячку. А другие, как белки и мышки, запасают на зиму корм. Животные осенью линяют—меняют летний мех на теплый зимний. Прячутся насекомые. Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. Люди на полях и в садах собирают урожай овощей и фруктов. Люди надевают тёплую одежду: плащи, куртки, головные уборы – шапки, платочки, обувь – сапоги и ботинки.
Источник