Автоматизация произношения звуков «р», «рь»
Содержание:
- Почему возникает неправильное произношение
- Причины
- Комплекс упражнений для органов речи
- Скороговорки со звуками Р,РЬ (о людях):
- Автоматизация звука р в простых слогах (ра, ру, ро, ры, рэ, ар, ур и т.д.)
- Двустишья
- Стихи на автоматизацию звука Л:
- Р, РЬ
- Мимическая гимнастика
- Артикуляция звука Х
- Звук (буква) Р
- Автоматизация звука [Х] в середине слов
- Для чего нужны скороговорки
- Рекомендации по автоматизации звука «Р»
- Автоматизация звука Р в скороговорках.
Почему возникает неправильное произношение
Звук Р − сонорный, звонкий, согласный, относится к самым сложным в русском языке. Дети начинают проговаривать его позже остальных. Иногда патология затягивается на долгие годы из-за неправильного подхода к проблеме. Длительное бездействие приводит к ухудшению ситуации, человек с возрастом привыкает говорить «картаво», переучить тяжелее, чем откорректировать в раннем возрасте.
Неправильная артикуляция может возникнуть в результате:
- закрепившейся привычки неверного произношения с детства;
- дефекта речевого аппарата: короткая уздечка, длинный или толстый язык, неправильный прикус, высокий свод нёба;
- гиподинамии артикуляционных органов, когда мышцы работают слабо, у человека не получается поставить их в нужную позицию;
- неправильного восприятия речи, снижения слуха;
- логопедических нарушений (дислалия, алалия, ротацизм и т. д.);
- неправильное расположение зубов.
Определять причины неправильного говорения нужно с детства, чтобы облегчить коррекцию. Проблемами дефекта речевого аппарата занимается ортодонт, стоматолог. Гиподинамия может быть исправлена логопедом, либо в тяжелом случае совместно с неврологом. Когда есть проблема со слухом, включается в работу сурдолог и отоларинголог.
Причины
Чтобы знать, почему у малыша не получается
выговаривать звук,как ис чего начать коррекционную работу нужно иметь представление о возможных причинах:
-
Неправильное речевое дыхание.
Отклонение происходит из-за заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной системы, аденоидов, запущенной формы ринита. Отрегулировать дыхательный ритм во время речи способен логопед.
- Слух. Недостаточно хороший слух оказывает прямое влияние на развитие связной речи. Если дефекты произношения присутствуют до 5 лет, то это свидетельствует о проблемах с фонематическим слухом. Кроха не распознает звуки, поэтому плохо их воспроизводит.
- Слабое развитие артикуляционного аппарата. Чтобы звук произносился правильно необходимо разрабатывать органы речи. Для этого существуют специальные упражнения (артикуляционная гимнастика ). Они помогают ребенку понять вкак расположены органы во время произношения фонемы.
- При короткой уздечке. Дефект ограничивает движения и положение языка , когда ребенок разговаривает. Для устранения отклонения используютпоэтапный комплекс упражнений или убирают проблему операционнымметодом .
- При горловом произношении. Такое воспроизведение фонемы «Р» принято называть картавостью. Дефект отличается сложным процессом постановки правильного воспроизведения буквы. Длякоррекции горлового произношения применяют артикуляционную гимнастику и учат кроху заново выговаривать звук совершенно по другому способу.
- Нарушения тонуса мышц. Дефект называется дизартрия тут. Для подготовки к воспроизведению звука используют логопедический массаж . Упражнения проводит только специалист с помощью специальных инструментов. Чтобы не навредить ребенку сначала определяют в каком состоянии пребывают мышцы (тонус или слабая подвижность). После проводят индивидуальный курс терапии.
Совет: среди причин важную роль играет желание подражать близким. Малыш может повторять за взрослыми неправильно произнесенные звуки, слоги, слова
Поэтому важно, чтобы окружающие люди высказывались при ребенке безошибочно, тогда и он(она) начнет стараться говорить без дефектов
Комплекс упражнений для органов речи
Артикуляционная гимнастика здесь нужна для подготовительного этапа
перед постановкой звука. Она проводится вигровой форме , чтобы как можно больше заинтересовать ребенка.
Не пропустите: Нормы речи у детей старше 3 лет
Задания для улучшения подвижности губ
- Улыбочка. Растянуть губы в улыбке, чтобы был виден верхний и нижний ряд зубов. Выдерживать положение 5 секунд.
- Труба. Вытянуть губы вперед, сделав их колечком.
- Двери. Широко открыть рот. При этом губы растянуть в улыбке.
Задания для подвижности языка
-
Чистим зубы. Имитируя зубную щетку очищать по очереди верхний и нижний ряд зубов.
- Лошадка. Цокать кончиком языка по небу.
- Пулемет. Широко открыть рот. Кончиком языка постукивать за верхними зубами. При этом вслух произносить звук «Д» постепенно ускоряя темп.
Упражнения помогают при слабом языке
, делая его более подвижным.
Здесь представлен далеко не весь комплекс заданий на подвижность речевых органов. Лучшие способы
подбирают наиндивидуальных занятияхдля дошкольников логопеды и выдаютдомашние задания для работы в непринужденной обстановке с близкими.
Скороговорки со звуками Р,РЬ (о людях):
Егор, Егор! Покажи свой дворВот мой двор, зеленый забор.
Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.
Тарара-тарара — поднимайся, детвора!Тарара-тарара – в детский сад идти пора!Туруру-туруру – поднимаем детвору.Тырыры-тырыры – нету дома детворы!
Дал Макар Роману карамельку,А Роман Макару – карандаш
Рома Маше нарвал ромашек.
Брат продал брату паркет из граба.
Красной краскою ЕгорКрасит крышу и забор.
Три сороки–тараторкиТараторили на горке.
В грозу от груза арбузов развалился кузов.
Макару в карман комар попал.Комар у Макара в кармане пропал.Про это сорока в бору рассказала:«В кармане Макара корова пропала».
Ворон Карлсону оторвал карман,Карлсон завёл моторчик и пропал.
На ярмарке Торговый ЯрПродавал товар Макар.
Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.
У КондратаКуртка коротковата.
Дали карапузу кукурузу,А карапуз просит арбуз.
На горе АраратРвет Варвара виноград.
Кавалеры королевы плылиК ней на каравелле.
У корнета нет кларнета.Подари кларнет корнету.
У корнета – кларнет,У нас – контрабас.
На сцене корнет играл на кларнете,В партере сидела дама с лорнетом,Следя за дуэтом корнета с кларнетом.
Карл играл на черном кларнете,А на рояле Лара играла.
У Марфы – нет арфы,У Глафиры – кефира.
Хранитель храма хазар храпел.
У вдовы ВарварыДва вора дрова воровали.Рассердилася вдова – убрала во двор дрова.
Открывай, Варвара, ворота,От Варвариных ворот – поворот.
Открывай, Варвара, ворота,У двора на траве коли дрова.
Открывай, Увар, ворота,Дров несём невпроворот мы.
Карп КарпычУ Карпа КарпычаКарпа купил.
На завтрак у ВарварыКрабы и омары.
Карл у Клары украл кораллы,А Клара у Карла украла кларнет.Если бы Карл у Клары не крал кораллы,То Клара у Карла не крала б кларнет.
Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
Карл у Клары украл доллары,А Клара у Карла – квартальный отчет.
Матрос на корме кормит морских рыбок.На корме, кроме Ромы,Егор и Артем.На корме кроме Марка,Рая и Тамарка.
На горе АраратКараулила Варвара воронят.
На горе АраратКарл с Кларой рвали виноград.
В огороде у Федоры – помидоры.За забором у Федоры – мухоморы.
Автоматизация звука р в простых слогах (ра, ру, ро, ры, рэ, ар, ур и т.д.)
1.Игра в «повторюшки».
Знаешь, кто такие повторюшки? Это такие смешные человечки, у которых очень большие ушки. Вот такие! И поэтому они хорошо слышат и любят всё повторять. Давай попробуем поиграть в повторюшек. Покажи, какие у них ушки боооольшие-пребоооольшие! А теперь повторяй: ра-ра-ра, ру-ру-ру, ры-ры-ры, ро-ро-ро. Можно говорить на разной высоте голоса и разной громкостью, с разной интонацией. Ребенок повторяет за Вами.
2.Автоматизация звука Р в чистоговорках.
В чистоговорках малышу предлагается продолжить фразу и закончить ее словом. Чистоговорки можно придумывать самим. Они не только закрепляют правильное произношение звука, но и развивают чувство ритма и рифмы.
Можно использовать и логопедические песенки с чистоговорками:
Видео. Чистоговорки со слогом ра, ры, ро, ру.
https://youtube.com/watch?v=videoseries
В третьем видео Вы услышите песню из известного детского кинофильма. В ней часто повторяются слоги ра, ры, ру
https://youtube.com/watch?v=videoseries
3. Игра в эхо.
Ребенок повторяет за Вами слоги с р. Сначала это слоги, начинающиеся с р. Затем слоги, заканчивающиеся р :
- Ра-ла-ра-ла-ла
- Ра-ра-ла-ла
- Ла-ра-ра-ла
- Ор-ар-ур
- Юр-ир-ыр и т.д.
Справились с заданиями? Идем дальше.
Двустишья
* * *Шёл Егор через двор, Нёс топор чинить забор. * * *Труба трубит, труба поёт, Трубач по городу идёт.* * *Мы с Тамарой ходим парой, -Санитары мы с Тамарой.* * *Носорог бодает рогом.Не шутите с носорогом.
* * *Крынку Кирилл Крышкой накрыл.
* * *Рыбу ловят Боря с ЛёвойБоря с Лёвой – рыболовы.
* * *Приготовила ЛераЧетыре эклера.
* * *Сколько рогов у пары коров?У пары коров две пары рогов
* * *Мы ходили на бульвар, Там купили красный шар.
Четверостишья
* * *Мышь в углу прогрызла норку,Тащит в норку хлеба корку.Но не лезет корка в норку, Велика для норки корка.* * *У Егора огород,Там есть редька и горох.Рядом огород Федоры –Там на грядке помидоры.* * *На реке поймали ракаИз-за рака вышла драка.Это Лера-забиякаСнова в реку бросил рака.* * *В яркой куртке мухомор Гордо сел на косогор. Нам не нужен мухомор — Не пойдём на косогор.* * *На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора. Два дровосека, два дроворуба На дворе дрова топорами рубят.* * *Рано-рано два баранаЗастучали в ворота:— Тра-та-та! И тра-та-та!* * *В небе гром, гроза. Закрывай глаза. Грома нет, трава блестит, В небе радуга горит. * * *К нам во двор пробрался крот, Роет землю у ворот.Тонна в рот земли войдёт, Если крот раскроет рот.
* * *У Варвары в сарафане Карандаш простой в кармане. Нарисуй, Варвара, речку И кудрявую овечку.
* * *Жует поросенок Морковку спросонок. Барашек баранку Грызет спозаранку.
* * *Под речной корягой рак Не устроится никак. Рак рассержен, рак расстроен Дом у рака не устроен.
* * *- Расскажи скороговорку Про Петра и про Егорку.- Петр карабкается в гору, В гости Петр спешит к Егору.
* * *Краб вскарабкался на трап И пополз по трапу краб.Краб по трапу проползет, С трапа краб не упадет.
* * *За забором Борис Посадил барбарис. Кустик барбариса Перерос Бориса.
* * *Вера в сквер вчера ходила, Вера веер уронила. Разыщите веер в сквере И верните веер Вере.
* * *Расхрабрился воробей: Прыгнул в мартовский ручей. А теперь на брёвнышке Сушит свои перышки.
* * *По дорожке, по тропинке Две подружки, две МаринкиПрошагали, проскакали И вприпрыжку пробежали.
* * *Продают на рынке Рыжики в корзинке.Грузди, сыроежки Продают в тележке.
* * *Сыр сорока раздобыла. Сорок дырок в сыре было.Сыр сорока поклевала: Сыра с дырками не стало.
— Кра! — Кричит ворона. -Кража!Караул! Грабёж! Пропажа!Вор прокрался утром рано!Грош украл он из кармана!Карандаш! Картонку! Пробку!И красивую коробку!- Стой, ворона,не кричи.Не кричи ты,помолчи.Жить не можешь без обмана -У тебя ведь нет кармана.- Как?! — Подпрыгнула ворона,И моргнула удивлённо:- Что ж вы раньше не сказали?!Кар-р-раул! Кар-р-ман укр-р-рали!
Использованный материал:Т.А.Куликовская «Язычок р-р-рычит»
Стихи на автоматизацию звука Л:
Белка
Искала белка дуб с дуплом.Дупло у белок — это дом.
Клоун
Клоун Милу удивил:Он за хвост слона водил.
Голуби
Голубке голубь угодил:Ей платье, платок и панаму купил.В платье над лугом голубка летала –Не только меня она напугала!
Голодный волк
В полнолуние под ёлкойВолк завоет на луну.Нет оленя, белки, тёлки –Плохо, голодно ему.
Молоко
Кипятила Клава молоко.Молоко кипятить нелегко.Внимательно Клава глядит,Когда молоко закипит.
Лайка
Плыла на лодке лайка.У лайки – балалайка.Долго пела лайка мнеО погоде, о луне.
Мила
Мила вымыла ладони,Мила сделала салат.Маме помогала Мила.Мама Милу похвалила.
Луна
Вот откуда эта мгла:Луна на облако легла,А облако как одеялоЛуну окутало, поймало.
Болонка
Болонка лайку удивила:Надела платье, белый бант.Сказала: «У меня талант:Могу я лаять, петь, скакать,Вальс и ламбаду танцевать».
Лыжи
Белая лужайка,Тёплая фуфайка,Я на лыжах побегу –Ты меня поймай-ка!
Молоток
Молоток стучал, стучал,Гвозди в доску загонял.Колотил он с толком –Получилась полка.
Белый
Белый снег, белый мел,Белый заяц тоже бел,А вот белка не бела,Белой даже не была!
Еж и елка
Ёлка с ёжиком похожа:Ёж в иголках, ёлка – тоже.
Булка
Алла долго булку ела,Аппетита не имела.Жучка тихо подошла:Булку цап – и все дела!
Мышка
Мышка весело жила –На пуху в углу спала.Ела мышка хлеб и сало,Но всё мышке было мало!
Веник
Веник пол подметал,Веник очень устал.Он чихнул,Он зевнулИ тихонечко уснул…
Лошадка
Ну и лошадка:Кожа гладка,Чисто умытаС головы до копыта,Овса поела,И снова – за дело!
Птицы
Голубь, гусь и галка –Вот и вся считалка!
Пила
Завизжала пила,Зажужжала, как пчела:«Ж – ж – ж – ж …Л – л – л – л …»Сломалась и стала,Начинай сначала!
Швея
Целый день сегодня шью.Я одела всю семью.Погоди немного, кошка,Будет и тебе одёжка!
Стихи на автоматизацию звука «Л» при помощи мнемодорожек помогут быстрее ввести данный звук в активную речь.
Для того, чтобы заучивания стихов проходили весело и и радовали ребенка придумывайте сюжеты, обыгрывайте, устраивайте физминутки. Заучите стихотворения и используйте их в подвижных играх, при ходьбе, прыжках, в виде считалок и т.д.
Много интересного материала Вы сможете найти по ссылкам ниже.
Вам также будет интересно:
- .
- Артикуляционная гимнастика
- Автоматизация звука Р
- Дифференциация звуков
- Автоматизация свистящих звуков
- Автоматизация шипящих звуков
- Развитие речи
- Обучение грамоте
- Дидактические игры
Желаем всем успехов и позитивного настроения!!!
Р, РЬ
24 Картонную квартиру Раскрашивала Ира: Серебряные двери, Коричневый паркет… А Ирин брат Тарасик Весь коридор раскрасил… Прекрасней той квартиры В картонном мире нет!
25 Раку рак на день рожденья Подарил стихотворенье, Приготовил рак сюрприз — Перламутровый сервиз!
26 Пирамидки и матрёшки, Погремушки, поварёшки, И конструктор, и зверюшки… Зря разбросаны игрушки!
27 Крыса в норке Грызла корки! В парке Мурка Грела шкурку!
28 Пригорюнилась прекрасная принцесса: Трубадур пришёлся сразу ей по сердцу! Но король мечты принцессы разрушает, С трубадуром ей дружить не разрешает!..
29 Раз Егор к Петру пришёл, Разговор произошёл: Рассказал Егору Пётр Про ритмичный рок-н-ролл!
30 У Ромы — кавалерия, У Гриши — артиллерия! Патроны — из гороха, Снаряды — из репья! Здесь барабанный грохот, Преграды из тряпья!.. Гремят, гремят снаряды!.. Героев ждут награды!..
31 Грузовик развозит фрукты, Сыр и прочие продукты, А фургон для зоопарков Возит тигров и гепардов!
32 Мурзик в погреб пробирался… Мурзик-Мурзик! Зря старался! Мурка первая прокралась, С простоквашей разобралась…
33 В театре вечером премьера Про перламутровый ларец… Висят пурпурные портьеры, Чарует роскошью дворец!..
34 Разрешает тренер Гришке Первый круг бежать вприпрыжку… Тренируйся, друг Григорий! — Вратарём ты станешь вскоре!
35 По первой программе — Концерт юмористов! По третьей программе — Рассказ про артистов!
36 Разговаривал с Барбосом Раз эрдельтерьер Трезор. Заводил Трезор с Барбосом Пресерьёзный разговор. Он спросил о том, что завтра Будет грызть Барбос на завтрак. Прорычал Барбос: «Ирррис, Карррамель и «Барррбаррис»!
Мимическая гимнастика
Ещё один немаловажный этап в начале занятия, благодаря которому лицевые мышцы и артикуляционный аппарат ребёнка подготавливаются к дальнейшей работе. Все упражнения выполняются перед зеркалом.
Упражнение «Хомяк и рыбка». Ребёнок сначала сильно надувает щёки, показывая хомяка, после чего вытягивает вперёд губы трубочкой, как рыбка. Движения чередуются не менее 7-8 раз.
«Кошка пьёт молочко». Ребёнок язычком имитирует движения кошки, которая лакает молоко из блюдца.
«Удивлённый Аркаша и рассерженная Маша». Ребёнок сначала высоко поднимает брови, будто в удивлении, а затем их сильно хмурит, будто очень зол.
Упражнения на расслабление губ:
- широко улыбнуться с протяжным и-и-и-и;
- ритмичные движения плотно сомкнутыми губами то к правой, то к левой щеке;
- движения сомкнутыми губами по кругу.
«Волшебник Николка лопатку превращает в иголку» – широкий расслабленный язык выкладывается на нижнюю губу в форме лопатки, а затем весь делается узким с острым кончиком, как иголочка.
Артикуляция звука Х
При произношении звука Х губы нейтральны и принимают положение следующего гласного. Кончик языка опущен и касается нижних резцов. передняя и средняя часть спинки языка опущены, задняя часть спинки языка полностью смыкается с нёбом: по средней линии языка создаётся щель, проходя через которую выдыхаемый воздух производит шум.
Упражнение «Поймай звук». Послушай и хлопни в ладоши(подпрыгни), когда услышишь звук Х. Выполнять по 2-3 раза в день.
1 день — и, х, у, п, о, х, а, н, х, с, п, ф, х, в, л, х, к, х, н, а, о, ф, х.
2 день — а, х, м, и, о, х, т, ю, к, и, с, х, у, ф, х, н, п, р, ха, ну, мо, хо.
3 день — мо, та, хы, су, на, фи, хо, пы, ла, ко, пы, фу, ху, мхо, тна, плы, ихн.
4 день — ты, хо, ны, па, ко, хы, мех, бусы, сом, кот, хата, мак, петух, хобот.
5 день — поход, фантик, веник, меховой, охота, погода, писать, отдыхать.
6 день – хлопок, толчок, глоток, мука, муха, меха, манка, банка, бахча, яхта.
Если ребёнок делает много ошибок, то повторять упражнение до тех пор, пока ошибки не исчезнут.
Слоги
Проговаривай слоги, чётко произнося звук Х (выделяя голосом)
ха – хо — ху аха — охо – уху ах – их – ех — ух
хва – хво — хву хла – хло — хлу
сха — схо — сху рха — рхо — рху
Упражнение «Послушай, запомни, повтори». Развитие слуховой памяти, автоматизация правильного произношения звука Х в слогах. Звук Х проговаривать, «растягивая» его.
1 день
Ха-ха хы-хы ха-хо-хы хы-ха-ху
Хо-хо ху-ху ху-ха-хо ха-хо-хы-ху
2 день
аха – аха оха – оха иха – аха – уха уха – иха – оха
иха – иха уха – уха аха – иха – оха оха – иха — аха
3 день
ах – ах ах – ох ух – ух – ох юх – ах – ох
ох — ух ух – ах ох – их – ах ух – ох – их
4 день
хта – хта хто – хто ахт – охт ухт – ахт — охт
хты — хты хту – хту ихт – ухт ихт – охт — ахт
5 день
хва – хва – хвы ахва – ухва — охва вха – вхо — вхы
хво — хво — хва ихва — ухва — охва вхы – вху — вха
Звук (буква) Р
Стихотворения со звуком
Рак, рыбалка, рыболов, Рыба, речка… сколько слов! Вы скажите как пример Хоть словечко с буквой Р.
Ра-ра-ра, ра-ра-ра На дворе у нас гора. Ру-ру-ру, ру-ру-ру Собирайте детвору.
Ры-ры-ры, ры-ры-ры Покатаемся с горы. Ра-ра-ра, ра-ра-ра Очень рада детвора.
Ра-ра-ра, ра-ра-ра, Рама, рак, гора, нора. Ро-ро-ро, ро-ро-ро, Роза, роща, рот, перо.
Ру-ру-ру, ру-ру-ру, Руки, ружья, кенгуру. Ры-ры-ры, ры-ры-ры, Рыба, рынок, рыжик, рысь.
Рита ручкою писала, Роза краской рисовала: Вот какая радуга, Красотой нас радует!
Рыба с раком подружилась, По соседству поселилась. Рыба плавает вперед, Ну а рак, наоборот.
Рак морской живет в ракушке, Рысь на дубе у опушки, Рыба водится в реке, Рябчик — в травке на лужке.
Скороговорки со звуком
Рос в реке ершонок, Рос, рос, стал ершом, А не вырос.
Тары-бары, растабары! У Варвары куры стары!
Дал Макар Роману карамель, А Роман Макару карандаш.
Рябина-рябиночка, родимая кровиночка
Рубят дроворубы сыры дубы на срубы.
Автоматизация звука [Х] в середине слов
Проговаривать слова по 2-3 раза каждый день. Звук Х в словах выделять голосом, растягивать:
Уха муха папаха эпоха
ольха пряха помеха рубаха
засуха мачеха неряха стряпуха черепаха
хохот, вахта, тахта, шахта, бухта, кухня, пихта, яхта
Проговаривать слова по 2-3 раза. При затруднениях — произносить слова по слогам.
веха бу-хан-ка ахать охапка
муха махать папаха охота
уха макуха утеха о-хот-ник
Михей отдыхать помеха ма-хо-вик
Всегда объясняем все непонятные слова!
Упражнение «Сосчитай до 5-ти» — счёт от 1 до 5 (10) и обратно: охапка, моховик, помеха
Например: одна муха; две (3,4) мухи; пять мух
Проговаривать слова по 2-3 раза каждый день. Звук Х в словах выделять голосом, растягивать:
охать сахар махал знахарь
лихач пахнет ухабы буханка шахматы
ухо уход сухо охота
поход хохот пехота тихоня
охотник ледоход вездеход тихоход
яхта бухта вахта пихта
тахта шахта кухня вихрь
Проговаривать слова по 2-3 раза:
махнуть бухта пухнуть от-дох-нуть
тахта вахта пыхтеть хвоя
пихта хохма яхта хвост
Для чего нужны скороговорки
Сегодня много обучающих методик, интерактивных игрушек и прочих «штучек» для развития. Судя по статистике, нельзя с уверенностью говорить, что они помогают преобладающему количеству детей. У каждого четвертого ребенка фиксируют задержку речевого развития. Как быть и что делать, чтобы ребенок не попал в эту статистику?
Успех в жизни зависит от коммуникативных навыков. Речь — важная составляющая при впечатлении, которое человек оказывает на окружающих. В число недостатков речи входит следующее:
- слишком монотонные или экспрессивные нотки интонации;
- беспрерывная «болтовня»;
- недоразвитая дикция;
- чересчур быстрый или, наоборот, медленный темп речи;
- громкий или тихий голос.
Почти все недостатки речи исправимы.
Необязательно использовать раскрученные методики, разработанные за границей, чтобы устранить недостатки. Несправедливо забытые скороговорки (на букву «р» в нашем случае), способны сослужить добрую службу.
Игры для детей — естественное занятие. Поэтому, изучая в такой форме скороговорки с «р», у родителей появляются шансы на успех занятия. В игре, словесный материал и изучаемый звук, запоминаются сами собой. Ребенок даже не заметит, как автоматизация скороговорки «Р», приведет к приобретению новых нужных навыков. Постепенно они станут частью его речи. Затем лягут в основу быстрого восприятия и развития чтения.
Рекомендации по автоматизации звука «Р»
При проведении занятий важно придерживаться следующих правил:
- приступать к закреплению необходимо после того, как ребенок научится произносить автоматизируемый звук изолированно;
- перед занятиями следует подготовить мышцы речевого аппарата, выполняя артикуляционную гимнастику и дыхательные упражнения;
- нельзя одновременно закреплять звуки, которые фонематически или фонетически близки, и ребенок плохо их различает, например «Р» и «Л»;
- занятие строится по принципу от «простого к сложному», т. е. вначале автоматизируется звук в слогах, затем в словах, потом в предложениях и текстах (речевой материал для автоматизации можно скачать на нашем сайте);
- систематически подходить к коррекции дефекта, оптимальным вариантом будет одна тренировка длительностью в 20 минут ежедневно;
- использовать дидактические игры на автоматизацию и элементы театрализации на занятиях.
Примером использования игрового приема может быть следующее упражнение. Ребенку предлагается рассмотреть картинку. Затем мысленно вместе с персонажем подниматься по ступенькам на горку, произнося при этом слоги. После чего назвать картинки, помещенные на вершине горы, и медленно «спуститься» называя слоги.
Автоматизация звука Р в скороговорках.
Как играть со скороговорками?
Выучите с ребенком скороговорку. А затем поиграйте с ней. Вот игры из моей игровой копилки.
Игра 1. Кто так говорит?
Попробуйте сначала говорить скороговорку очень и очень медленно. Для этого представьте, что эту скороговорку говорит черепаха – ооооочень медленно, отчетливо выговаривая все звуки. А теперь скороговорку говорит Мальвина – побыстрее, но очень отчетливо и назидательным тоном (Помните, как она учила Буратино?) А теперь эту скороговорку скажет Буратино – быстро, торопливо. А теперь представим, что мы едем на машине и говорим быстро, ведь машина быстро едет. Летим на вертолете – еще быстрее. Летим на самолете – очень быстро. А на ракете сможем? Если не получится, возвращаемся к более медленному темпу. Очень-очень быстро, но при этом правильно произнося звук Р. А потом чередуем разные темпы: как черепаха – как самолет — как Мальвина и т.д.. Можно загадать друг другу загадки и отгадывать, кого Вы изображали, когда говорили скороговорку. А потом меняться ролями.
По моим наблюдениям, простое заучивание и произнесение скороговорок не всем детям интересно. А вот такие многократные произнесения скороговорки «от черепахи до ракеты» интересны всем. Обычно дети играют азартно. Причем чем быстрее скорость, тем больше азарта и увлечения игрой. А те, кто добираются до «ракеты» счастливы еще на целую неделю вперед от своего успеха!
Игру можно повторять даже с одной скороговоркой много раз. И это очень полезно. Можно менять персонажей на другие, которые больше нравятся малышу – например, от неторопливого неуклюжего медвежонка до быстрокрылой птички. Главное, чтобы это было интересно. И чтобы всегда выполнялось правило – звук Р должен быть произнесен правильно, чтобы «перейти» на следующую ступень.
Игра 2. Радио.
Покажите ребенку, как регулируется громкость на примере колонок компьютера, магнитофона или плейера (радио уже у многих дома нет, поэтому можно использовать другое название игры) Если мы крутим в одну сторону регулятор, то звук становится всё громче и громче, а потом совсем громкий. А если покрутить регулятор в другую сторону, то он становится все тише и тише, а потом совсем стихает.
А теперь начинаем в спокойном темпе произносить скороговорку, повторяя ее подряд много раз. Вы при этом показываете жестом, как «регулируете громкость радио» и говорите: «Совсем тихо – сделаю погромче – еще громче – совсем громко — ой, потише – еще тише – совсем тихо – ничего не слышно (ребенок шевелит губами, но звука нет) – громче – очень громко». Сначала сделаем задание вместе с малышом. А потом кто-то один будет радио, а другой будет «крутить регулятор» и задавать громкость радио. Потом поменяйтесь ролями.
Из моего опыта.
- Такая игра должна проводиться быстро за 1-2 минуты.
- Эта игра мной применяется еще в одном случае – если надо успокоить плачущего ребенка. Тогда мы начинаем говорить вместе с ним стишок и «регулировать громкость». Малыш очень быстро переключается на игру и забывает о плаче. Можно «регулировать» и громкость его плача от дикого звука «АААА», который кричит малыш до самого тихого и нежного «а», а потом и вовсе умолкнуть. Причем сначала малыш с восторгом будет и то замолкать, то кричать со всех сил это своё «а» (ему наконец «легально» разрешили это сделать! ура!) А потом начнет прислушиваться к своему голосу и регулировать его громкость плавно. Срабатывает отлично, если не применять слишком часто!
Игра 3. Отгадай интонацию.
Скороговорка произносится с разной интонацией: весело, грустно, удивленно, огорченно, сердито, возмущенно, назидательно, строго, сонно. Ведущий произносит скороговорку, остальные отгадывают его настроение.
Автоматизация звука р — творческий процесс, в котором можно и нужно придумывать свои игры, прислушиваясь к интересам ребенка. Желаю Вам успешного сотворчества с Вашим малышом! И дружбы со звуком Р!
Еще о развитии речи детей Вы можете почитать:
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей». Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для
Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для
Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»