Чтобы глазки были здоровы: зрительная гимнастика в детском саду
Содержание:
- Упражнения для детей школьного возраста
- Разновидности зрительной гимнастики
- Полезная зарядка
- Польза глазной гимнастики
- Особенности гимнастики для глаз для дошкольников
- Причины заболеваний органов зрения
- Разновидности тренировок: общие рекомендации
- Почему ухудшается детское зрение?
- Упражнения для глаз для детей дошкольного возраста
- Упражнения
- Детская гимнастика для глаз
- Упражнения
Упражнения для детей школьного возраста
Для школьников есть другие упражнения для улучшения зрения детей и тренировки мышц глазного дна. Использования других упражнений связано с возросшей нагрузкой на глаза.
1. Зарядка начинается с быстрого моргания в течение 10 секунд для того, чтобы снять напряжение с глаз. Затем, минутный перерыв и еще один подход.
2. Следующее упражнение: нужно зажмуриться и досчитать до пяти. Необходимо сделать это три раза.
3. Выставить перед собой правую руку. Двигать ее влево, затем в противоположную сторону, вверх, вниз. Голова при этом не должна двигаться. Упражнение выполняют три раза.
4. Движение глазами по кругу: медленно нужно нарисовать глазами окружность в левую сторону — 3 раза, затем, в правую.
5. Завершение: плотно закрыть глаза ладонями, но не давить на них, глазами нарисовать все цифры от 0 до 9.
Гимнастика для глаз: комплекс Аветисова
Для школьников также подходит методика Аветисова. Этот комплекс упражнений для глаз используют как для профилактики, так и в лечебных целях — для восстановления зрения. Методика Аветисова построена на трех группах упражнений:
● для улучшения циркуляции крови;
● для укрепления мыщц;
● улучшение аккомодации.
Обратите внимание, что для каждого упражнения указано свое количество повторений
Первая группа — циркуляция крови:
1. Для выполнения первого упражнения нужно присесть, сильно зажмуриться на 5-7 секунд, затем, открыть глаза и расслабиться в течение нескольких секунд. И повторить еще 6-7 раз.
2. Моргание: нужно быстро-быстро моргать минуту, затем закрыть глаза и аккуратно, плотно сжатыми пальцами, мягко надавливать на глазное яблоко, массируя его. Затем упражнение повторяется и глаза массируют круговыми движениями указательными пальцами.
Вторая группа — тренировка мышц
1. Опустите взгляд на пол, затем медленно поднимите на потолок, не двигая головой, затем снова на пол и на потолок. Это упражнение рекомендуется выполнить 10 раз.
2. Аналогично выполняется второе упражнение: взгляд нужно максимально направить направо, затем медленно перевести влево.
3. Ромб: глаза движутся по траектории справа наверх, затем влево и вниз. Десять повторов, затем, 10 раз в другую сторону.
4. По кругу: глазами медленно рисуют круг максимального диаметра сначала в одну сторону, затем в другую. По пять раз в каждую.
Третья группа — приспособление к новым условиям
1. Вытяните вперед руку, поднимите вверх указательный палец, он должен находиться примерно на 30 см от лица. Посмотрите вдаль 2-3 секунды, переведите взгляд на палец на 3-4 секунды. Повторите 12 раз.
2. Встаньте прямо, указательный палец для этого упражнения должен быть прямо перед вашим лицом. Смотрите на кончик пальца и медленно приближайте его к лицу, пока не станет тяжело фокусироваться. Медленно отодвигайте его от лица. Упражнение выполняется 7 раз.
3. Для выполнения этого упражнения нужно вытянуть перед собой левую руку, указательный палец должен смотреть вверх. Смотрите на кончик пальца 5-6 секунд, затем, правой рукой закройте правый глаз. Поменяйте руки и выполните упражнение, прикрывая ладонью левый глаз. Повторите 7-8 раз.
4. Для того, чтобы сделать это упражнение, нужно прикрепить на окно на уровне глаз бумажный круг, диаметром до 5 мм. Для выполнения нужно отойти на расстояние, примерно, 30 см от бумажного круга. Смотрите на круг 3-5 секунд, затем на любой предмет вдалеке за окном. Первое время на упражнение нужно не более 5 минут, затем, 7. Рекомендуется выполнять его не менее трех раз в день.
Разделение комплекса на группы позволяет использовать упражнения при астигматизме и при миопии для восстановления зрения.
Разновидности зрительной гимнастики
За годы исследований появилось множество видов зрительной гимнастики. Чаще всего их разделяют на 3 типа:
- упражнения, которые не требуют дополнительного оборудования или присутствия помощника;
- занятия, сопровождаемые ритмичной музыкой или чтением детских стихов;
- тренировки с использованием инвентаря.
Кроме того, выделяют несколько направлений гимнастики, в разное время разработанных офтальмологами:
- Основоположником глазных тренировок считают У. Бейтса. Он первым выявил положительные изменения зрения после подобных занятий. Цель его методики — удалить стрессовое состояние, перенапряжение. Появился термин «пальминг», обозначающий полное расслабление, а затем повторение движениями глазного яблока контура воображаемого объекта.
- Метод Норбекова предполагает более активный комплекс движений. В нем также предусмотрена фаза расслабления, однако ей предшествует стимулирующее аккомодацию разведение осей глаза. Работают в том числе косые мышцы.
- Жданов внедрил методику, учитывающую особенности работы мышц близоруких и дальнозорких людей. Если первым предлагаются занятия, переключающие зрительный орган из дали на близкие объекты и обратно, то для вторых все упражнения проводят только на близком расстоянии.
- Гимнастика Аветисова направлена на то, чтобы стимулировать кровообращение и улучшить обменные процессы внутри глаза. Происходит постепенное увеличение резерва аккомодации, а мышцы становятся выносливее.
- Нестандартную методику предложил Утехин. Чтобы добиться полного расслабления мышц глаза, он использовал непрозрачные экраны. В них могли быть вставлены слабые линзы или простое стекло для попеременной работы с левой и правой сторонами.
- Розенблюм, Мац и Лохтина сосредоточились на снятии напряжения с аккомодационных мышц. Благодаря им появился простой и удобный тренажер.
- М. Корбет, знаменитая также своими исследованиями в области мимической гимнастики, отстаивала пользу в укреплении глазных мышц изменений фокусного расстояния или положения тела во время чтения или других занятий, требующих напряжения зрения.
Полезная зарядка
Графическое отображение разминки для глаз
Главная польза зрительных упражнений – постоянная тренировка глаз. Гимнастика служит отличной профилактикой сохранения зрения. При помощи упражнений у дошкольников появляются мысли и уверенность в том, что зрение нужно беречь с раннего возраста.
Кроме этого, зарядка помогает улучшить работоспособность глаз, кровоснабжение, предотвращает многие болезни.
При помощи тренировок зрение маленьких детей укрепляется к началу учебы в школе. Глазная зарядка улучшает работу мозга, снижает усталость глаз, тренирует фокусировку взгляда, успокаивает нервы.
Польза глазной гимнастики
Главное значение зрительной гимнастики – тренировка мышц глаз. Гимнастика глаз является хорошим профилактическим средством для сохранения зрения. С помощью нее у дошкольника вырабатывается осознание того, что зрение нужно беречь с самых малых лет, чтобы в будущем не было проблем со здоровьем. Также с помощью глазной гимнастики можно восстановить работоспособность зрительного органа, улучшить его кровоснабжение, препятствовать развитию некоторых заболеваний. К тому же, и усвоение нового материала станет намного легче. С помощью такой гимнастики зрение дошкольника будет готово к предстоящим школьным нагрузкам на глаза.
Глазная гимнастика для дошкольников:
- улучшает функционирование мозга, ускоряет переработку поступающей информации с помощью глаз;
- успокаивает центральную нервную систему;
- снимает усталость с органов зрения;
- имеет профилактическое действие для зрительного органа, замедляет ухудшение зрения.
Если придерживаться всех правил гимнастики для глаз, результаты не заставят себя долго ждать. Зрительные функции окончательно сформировываются к двенадцати годам, поэтому зрительная гимнастика для дошкольников будет как нельзя кстати.
Особенности гимнастики для глаз для дошкольников
Родителям необходимо иметь в виду, что у детей, которые являются недоношенными, а также у детей с ослабленным иммунитетом возрастает вероятность развития близорукости. Чтобы остановить это заболевание, необходимо принимать экстренные меры. Чем раньше начать лечение, тем лучше. Статистика гласит, что у 15% детей это заболевание развивается в младшем и школьном возрасте.
Специалисты говорят, что близорукость является наследственной болезнью. Укрепить мышцы глаз поможет зрительная гимнастика для дошкольников, которая является профилактическим средством. Такую процедуру с малышами стоит проводить в виде игры, так как они очень неусидчивы. Если выполнять упражнения регулярно, можно добиться улучшения и восстановления работоспособности зрения. В это время глазные мышцы отдыхают и расслабляются, что способствует облегчению принятия последующей нагрузки.
Причины заболеваний органов зрения
Зрение у детей может снижаться из-за воздействия разных факторов. Основные из них рассмотрены ниже.
Генетическая предрасположенность
Если у одного из родителей (или обоих) имеет место какая-либо офтальмологическая патология, то резко возрастает вероятность того, что у ребенка рано или поздно проявятся аналогичные проблемы. Поэтому не стоит ждать, когда у него начнет снижаться зрение. Следует посетить офтальмолога, чтобы предотвратить или выявить заболевания на ранней стадии.
Недозированная нагрузка на глаза
Это в наш век смартфонов и гаджетов – одна из самых распространенных причин снижения зрения у детей. В течение всего дня детские глазки подвергаются воздействию телевизора, компьютера, планшета, смартфона и т. п.
Также причиной может стать чтение на чересчур близком расстоянии от книги, при плохом освещении или при длительном отсутствии перерыва. Конечно, в основе этой проблемы лежит халатность родителей, которые по легкомыслию позволяют ребенку бесконтрольно пользоваться гаджетами или часами просиживать перед телевизором.
Детским глазам необходимо отдыхать и лучше, чтобы чередование нагрузок и отдыха было внутри определенного режима дня. Зрительное переутомление на начальных этапах проявляется головной болью, головокружением, нарушением сна, болью и печением в глазах.
Дефицит витаминов
Эта проблема также остро стоит среди большого числа школьников и детей более младшего возраста. Организация здорового детского питания имеет большое влияние на качество зрения и на здоровье в целом.
Ежедневный рацион ребенка должен в оптимальном количестве содержать все витамины и микроэлементы, необходимые для нормального развития детского организма. Если ребенок систематически с продуктами питания недополучает витамины группы A, B, D, а также цинк и железо, то со временем у него могут начаться проблемы со зрением.
Проблема эта сейчас довольно актуальна и связана в основном с тем, что у детей с самого раннего возраста, с попустительства родителей, формируется пристрастие к отнюдь не здоровой пище: разнообразному фастфуду, чипсам, кондитерским изыскам, сладким газированным напиткам и др. Естественно, такая еда не может содержать достаточного количества полезных веществ и витаминов, таких важных в детском возрасте.
Чтение в раннем возрасте
Немало пап и мам, которые всеми средствами стремятся привить своему чаду любовь к книгам в самом раннем возрасте, рассчитывая, что такая склонность малыша обязательно останется с ним на всю оставшуюся жизнь. Цель хорошая, но чаще бывает, что из-за этого ребенок приобретает стойкую зрительную дисфункцию.
Глаза детей раннего возраста (до 4-х лет) устроены так, что долгое чтение без перерыва очень быстро приводит к снижению зрения. В течение этого возрастного периода ребенок усваивает очень много информации, но она должна быть донесена до него в разных формах.
Болезни
Патологии позвоночника, центральной нервной, эндокринной, иммунной и других систем. Как известно, в человеческом организме нет ни одной изолированной системы. Все влияет на все. Поэтому нередки случаи, когда снижение зрения связано с какой-либо органической патологией других органов.
Недостаточный уровень физической активности
Чтобы зрительная система нормально функционировала, необходимо, чтобы клетки и ткани регулярно насыщались достаточным количеством кислорода. Один из основных способов поддерживать уровень кислорода в тканях на достойном уровне – это сохранять физическую активность.
За последние годы уровень физических нагрузок у детей (особенно это касается городских жителей) в разы снизился. Это во многом связано с тем, что привычные подвижные игры не выдержали конкуренции с компьютером и телевизором.
Пренебрежение профилактикой
Когда жалобы ребенка, пускай, на первый взгляд, незначительные, остаются без должного внимания со стороны родителей, болезнь будет прогрессировать.
В большинстве подобных случаев за медицинской помощью обращаются тогда, когда зрение снижено в несколько раз
Поэтому важно при появлении первых симптомов нарушения зрительной функции у ребенка обращаться к офтальмологу
Разновидности тренировок: общие рекомендации
Следует основательно подготовиться перед выполнением упражнений
Существует огромное количество методик и тренировок для сохранения зрения и лечения уже имеющихся заболеваний. Приучать ребенка к гимнастике рекомендуют с двух лет. Гимнастику для глаз для дошкольников делают утром и вечером по 7-8 минут.
Главное упражнение для детей – движение, вращение глазных яблок. Но маленькие дети часто не понимают суть зарядки, поэтому авторы методик советуют делать гимнастику в игровой форме.
Дошкольники будут рады веселым, разнообразным занятиям и с удовольствием начнут делать глазную гимнастику. Дети хорошо понимают ассоциации, поэтому к каждому упражнению желательно придумать движение или действие, им знакомое.
Можно использовать зарядку в стихотворной форме, проявить смекалку и сочинять новые, забавные стихи.
Эти упражнения заключается в том, что ребенок выполняет различные задания, меняя очки каждые две-четыре минуты. Во время таких действий мышцы глаз постоянно напрягаются и затем укрепляются.
Для сохранения эффекта лечения офтальмолог назначает витамины и полноценное питание.
Почему ухудшается детское зрение?
Нельзя однозначно утверждать, что острота зрения у детей падает только из-за какого-то одного фактора, например, из-за частого «общения» с современными компьютерными гаджетами. На ухудшение зрения могут влиять различные причины, на некоторые из которых очень сложно влиять, если причина состоит в наследственности. Рассмотрим основным причины ухудшения зрения у детей.
Наследственный фактор
Если хотя бы у одного из родителей имеется офтальмологическое заболевание, рекомендуется посетить с ребенком врача. Во-первых, доктор назначит профилактику для глаз. Во-вторых, если при обследовании зрения обнаружено заболевание, на ранней стадии сохранить 100-процентное зрение намного легче.
Усиленная нагрузка на глаза
Переутомление в детском саду или даже дома является угрозой для зрительного органа. Ребенок может просто утомлять свои глазки длительным чтением, компьютерными играми, планшет и мобильный телефон с множеством приложений просто притягивают ребенка и он часами может без отрыва смотреть в экран.
Слишком долгое пребывание перед экраном телевизора или компьютера
В современном мире у ребенка с малых лет появляются различные гаджеты. Ребенок может не заметить, что проводит достаточно большое количество времени за просмотром разных мультфильмов, телепередач, а также за игрой всевозможных игр
Поэтому родителям нужно обратить на это внимание
Если малыш начинает тереть глаза и жаловаться на их усталость, стоит оградить его хотя бы на время от таких развлечений. В любом случае, рекомендуется спланировать режим дня для ребенка, где будет отведено ограниченное время на просмотр телевизора или компьютера.
Недостаток витаминов
Это немаловажная причина ухудшения зрения у дошкольников. Если в питании ребенка присутствует не совсем полезная пища, где находится недостаточное количество витаминов, стоит пересмотреть его рацион. Для хорошего зрения необходимы витамины: A, B, D, цинк, железо.
Чтение в раннем возрасте
Многие родители стремятся привить необходимость чтения к ребенку в раннем возрасте. Но это также чревато возникновением заболеваний зрительных функций.
Ребенок до четырех лет не способен долгое время фокусироваться на книге. Вследствие этого, появляется переутомление. А это, в свою очередь, несет за собой, как говорилось выше, риск получить какое-либо заболевание глаз
Поэтому очень важно начинать раннее чтение максимум с 15 минут в день, а также следить за уровнем освещения и расстоянием от глаз ребенка до книги. Можно делать перерывы в чтении
Болезни позвоночника
Организм – это сложная и уникальная система, где все взаимосвязано. Поэтому заболевания глаз могут быть связаны с позвоночником. Необходимо это выявлять на ранних стадиях, чтобы исправить ситуацию как можно скорее.
Недостаток физической нагрузки
Чтобы сохранить отличное зрение, необходимо насыщать ткани глаз кислородом. Сделать это возможно с помощью физической активности.
Отсутствие профилактики
Такое случается, если родители не замечают самые незначительные симптомы ухудшения зрения у ребенка и не приветствуют профилактику заболеваний.
Упражнения для глаз для детей дошкольного возраста
Занятия зрительной гимнастикой следует осуществлять около трех раз в день по 5 минут каждое.
Ниже приведен список упражнений для глаз.
Необходимо наклеить на потолок картонные круги разных цветов большого размера. Затем по десять секунд ребенок должен пристально смотреть на каждый круг по очереди. Двигать необходимо только глазами, голова остается в неподвижном положении. По окончании упражнения следует закрыть веки глаз и повторить заново.
Данное упражнение является подходящим средством для снятия усталости с мышц глаз. Оно подойдет даже для детей в раннем возрасте. Необходимо сильно зажмурить на десять секунд глаза. Затем раскрыть и расслабить. Несмотря на то, что такое задание совсем несложное, оно обладает высокой эффективностью.
Нужно смотреть вверх-вниз с четко зафиксированной головой. Следует повторить четыре раза с перерывом в десять минут. Далее аналогичным образом повторить вправо-влево.
Необходимо нарисовать или прикрепить на потолке какой – либо сложный узор. Ребенок должен глазами пройти по всем очертаниям данного рисунка от начала до конца.
Посмотрев через окно, найти предмет, находящийся на самом дальнем расстоянии от ребенка, затем перевести взгляд на самый ближний
Поочередно останавливать свое внимание то на одном предмете, то на другом.
Стихотворения. Сейчас можно найти огромное количество упражнений для гимнастики глаз дошкольников в форме стихов
Такие задания придадут малышу игровой настрой.
Цветные круги. Данное задание подойдет для детей, которые умеют отличать один цвет от другого. Перед ребенком крепятся разноцветные круги. Затем он должен по очереди переводить взгляд на те круги, которые называет родитель. Голова должна находиться в неподвижном положении.
Упражнения для ежедневного выполнения
Даже в обычную прогулку с малышом можно включить минуты зрительной гимнастики. Упражнения возможно выполнять в любых условиях, не требующих специальных устройств:
- Пересчитать все объекты, которые находятся вокруг, включая людей, животных и т.д.
- Четко «прорисовывать» глазами объекты ровно по их контуру.
- Следить за предметами, которые движутся, закрывая попеременно каждый из глаз.
- Целиться в урну и бросать предметы в нее.
Зрительная гимнастика в дошкольных учреждениях
Воспитателям в ДОУ необходимо включать в разминку зрительную гимнастику. Для этого можно воспользоваться следующими приемами и рекомендациями.
- Использование настенных либо потолочных тренажеров.
- Проведение гимнастики в стишках, словах и т.п.
- Проведение занятий с помощью схем и меток для глаз.
- Проведение развлекательных пятиминуток.
Упражнения
Выполнять гимнастику для глаз для школьников следует не реже 2-3 раз в день. Систематические занятия помогут школьнику снять напряжение и усталость с органа зрения, улучшить кровообращение и укрепить мышцы. В большей части они направлены на профилактику болезней глаз, но могут использоваться в лечении, при отсутствии противопоказаний. Длительность занятий не должна превышать 10 минут. На первоначальном этапе рекомендуется начинать с простых упражнений, постепенно увеличивая нагрузку и вводя новые.
Вся гимнастика проводится в комфортной позе в положении сидя. Если ребенок младшего школьного возраста, их можно сочетать с подвижными играми, тогда процедура не будет утомительной для него, и он с интересом включится в игровой процесс. Детям, посещающим учебные заведения, рекомендуется выполнять комплекс в школе, на любой из перемен. Начинать занятия следует с выполнения каждого из упражнений с 2-3 раз увеличивая число повторений до 6-8 постепенно.
- Жмурки. Ребенок с усилием зажмуривает глаза в течении 3-4 секунд. После чего открывает их на такое же время. Обладает расслабляющим эффектом при этом укрепляет мышцы.
- Моргание. Без напряжения ребенок быстро моргает, легко, не напрягая мышцы век. Длительность до 1 минуты. Улучшается кровообращение и кровоснабжение.
- Светофор. По очереди необходимо закрывать то правый, то левый глазик, изображая мигание светофора. Кроме очевидной пользы для глаз, развиваем координацию и ориентирование.
- Маятник. Взгляд не спеша переводится слева на право и обратно, изображая тиканье маятника. При этом голова не должна менять своего положения.
- Пол-потолок. Не поворачивая головы, смотрим вниз-вверх. В последующем его можно усложнить, соединив с четвёртым.
- Гляделки. Упражнение выполняется в паре. Двое садятся напротив друг друга и пристально смотрят в глаза, кто первый моргнул, закрывает глазки и изображает спящего. После отдыха повторяемся.
- Часики. Медленно, не поворачивая головы делаем круг глазами сначала по часовой стрелке, а затем против.
- Крестики. Глаза рисуем импровизированный крестик переводя взгляд: вправо-вверх, затем влево-вниз и в обратной последовательности.
- Далеко-близко. Упражнение делать можно в комнате, на улице или у окна. Выбирается самый удалённый предмет и ребенку предлагается внимательно его рассмотреть в течении 10-15 секунд, после чего перевести взгляд на очень близкий предмет: палец, игрушку, стол, находящиеся на расстоянии 30 см от глаз.
- Массаж век. Аккуратно, не надавливая пальцами массировать верхнее веко от внутреннего к наружному краю, а нижнее – наоборот. Время выполнения не более 1 минуты.
Для достижения результата и введения подобной гимнастики в привычку, занятия должны быть регулярными и выполнятся по времени. К сожалению, не только дети, но и родители могут забыть про весёлую игру для глазок, тогда в качестве напоминалки, можно использовать органайзер мобильного телефона или другого устройства, а также обычный будильник.
В настоящее время для лечения заболеваний глаз разработано значительное количество методик, которые способны в кратчайшие сроки исправить ситуацию, но многие из них связаны с риском и дают краткосрочный результат. Лечебная гимнастика для глаз относится к традиционному методу лечения и профилактики и рекомендуется для применения в комплексной терапии. Как и любая процедура, зарядку для глаз следует делать после консультации с врачом. Для некоторых упражнений имеются противопоказания. Не применяются гимнастические приёмы при отслоении сетчатки и в период восстановления после операций на глазах.
Глаза наиболее расслаблены, когда смотрят вдаль. Нужно почаще быть на природе, отвлекаться от гаджетов и компьютера — это самая лучшая гимнастика для глаз.
Детская гимнастика для глаз
Близорукость в детском возрасте, помимо наследственных факторов и врожденных патологий, развивается как вариант адаптации глаз к чрезмерной зрительной нагрузке. Функциональные изменения переходят в структурные, позволяя без напряжения видеть те предметы, которые находятся на близком расстоянии от глаз, а вот способность четко видеть отдаленные предметы постепенно ухудшается (см. причины ухудшения зрения у детей и взрослых).
Для предупреждения близорукости и замедления процесса прогрессирования болезни офтальмологи рекомендуют регулярно применять гимнастику. Для детей 3-4 лет достаточно 2 занятий по 3-4 минуты в день. В дальнейшем время тренировки можно увеличивать, но не более чем до 10 минут, чтобы глаза не устали. Для школьников от 6 лет можно использовать первые 7 упражнений, приведенные в начале нашей статьи, а для более старших, от 10 лет – добавлять к комплексу парочку упражнений из второй части этого же комплекса.
Гимнастика для глаз для детей предусматривает движение глазных яблок по всем направлениям. Однако дети не всегда хорошо воспринимают пусть не очень сложные, но все же упражнения. Многие авторы рекомендуют выполнять гимнастику с детьми, объясняя последовательность действий в игровой или стихотворной форме. Дети не будут воспринимать такие занятия, как скучные, быстро запомнят все и с удовольствием начнут выполнять комплекс упражнений.
- Малыши хорошо воспринимают ассоциации. К каждому упражнению следует придумать подходящее действие, знакомое ребятам. Например, часто-часто поморгайте глазками, как бабочка машет крылышками;
- Упражнения в стихах можно найти на просторах интернета, а можно проявить фантазию и каждый раз сочинять для ребят забавные стихотворные рифмы;
- После каждого упражнения хвалите малышей, поощряйте их старания добрыми словами;
- После комплекса упражнений, чтобы снять зрительное напряжение, дети должны сделать гримасы – это весело и очень полезно!
Кошка | Стрекоза |
Вот окошко распахнулось(разводят руки в стороны)Кошка вышла на карниз(идут по кошачьи)
Посмотрела кошка вверх(поднимают глаза вверх) Посмотрела кошка вниз(опускают глаза вниз) Вот налево повернулась(смотрят глазами влево) Проводила взглядом мух(проводят глазами слева направо) Глаза вправо отвела И потом взглянула прямо(смотрят прямо) И закрыла их руками(закрывают их руками) |
Вот какая стрекоза — как горошины глаза(пальцами делают очки)Влево — вправо, назад — вперед(водят глазами вправо-влево)
Ну, совсем как вертолет(делают круговые движения глазами) Мы летаем высоко(смотрят вверх) Мы летаем низко(смотрят вниз) Мы летаем далеко(смотрят вперед) Мы летаем близко(смотрят вниз) |
Гимнастика для глаз для детей носит название офтальмологические паузы и является одним из приемов оздоровления. Гимнастика полезна не только для детей с проблемами зрения – упражнения помогают снять напряжение, укрепить глазные мышцы и усилить кровообращение глаз. Специальных условий для их проведения не требуется, их можно проводить в игровых детских садов, на уроках, а также дома.
Голова ребенка должна быть неподвижна. Такое положение легче сохранять в сидячем положении.
- Поочередно поднимать и опускать глазки, затем смотреть в правую, а потом в левую сторону. Повтор 3 раза;
- Зажмуриться и быть в таком положении 10 секунд;
- Нарисовать глазами воображаемый круг, сначала в одну, потом во вторую сторону;
- Нарисовать глазами воображаемый квадрат, и перемещать взгляд внутри него от по диагоналям;
- Нарисовать носом в воздухе какую-нибудь фигуру (цифру, букву);
- Закрыть глазки и свести их к носу, представить, что нос начинает расти и вытягиваться как у Буратино (около 8 секунд), затем представить, как нос обратно уменьшается (около 8 секунд), открыть глазки;
- Покорчить рожицы (попросить ребенка изобразить какое-нибудь животное).
Упражнения
Упражнений для детей много, статья предлагает самые доступные, эффективные и легкие в исполнении.
Каждый комплекс содержит четыре или пять подходов и проводится не более пяти минут:
Для 3–4 лет
Наиболее эффективными в этом возрасте являются следующие виды упражнений:
- двигаем глазами вверх, затем вниз, вбок и крепко зажмуриваемся на 15 секунд;
- «дорога» — вырезаем из яркой бумаги разные фрукты, обрисовываем контур карандашом, при этом ребенок смотрит за движением карандаша;
- «взлет» — наблюдаем глазами за воображаемой бабочкой, летающей в воздухе по кругу;
- зарядка в стихах:
«Наши часики – глаза,
Бегают сюда – туда.
Бродят вправо, потом влево,
Не затихнут никогда!
На дворе темно – темно,
Быстро всем зажмуриться.
День пришел, и всем опять
Можно глазки открывать.»
Для 5–6 лет
В этом возрасте ребенок готовится к школе, учится читать, писать, считать. Резко возрастает нагрузка на глаза. Поэтому зарядка поможет сохранить зрение, снять напряжение:
- разминка – готовит глаза к зарядке, двигаем сначала закрытыми, потом открытыми глазами в разные стороны, быстро моргаем и зажмуриваемся;
- решетка – предлагаем ребенку смотреть сквозь пальцы, сложенные решеткой, руки при этом двигаем;
- рисунок – подбираем схожие рисунки, дошкольник должен внимательно посмотреть, найти отличия;
- лабиринт – дается картинка с запутанной тропой, ее нужно пройти глазами;
- далеко и близко – сначала ребенок смотрит на конец своего носа, зажмуривает глаза, затем открывает и направляет взгляд на предмет вдали;
- стереокартинки – объемные и красочные изображения привлекают детей, предлагаем внимательно посмотреть и угадать, кто спрятался на картине;
- заключение – отдых, расслабление глаз после тренировки.