Развитие ребенка в 1 год и 3 месяца: навыки, умения, режим дня

Содержание:

Эффективная мазь от аллергии на коже для детей: обзор самых действенных лекарственных средств

Что должен уметь годовалый малыш?

Многие родители беспокоятся о том, чтобы их малыш развивался правильно. Полезно знать, что должен уметь ребенок в годик. Но нужно учитывать, что все дети разные. Поэтому к концу 11 месяцев они могут прийти с отличительными показателями.

На то, что может делать годовалый ребенок, влияют такие факторы:

  • психоэмоциональное состояние;
  • наличие врожденных или приобретенных патологий психики, опорно-двигательной, сердечной системы;
  • индивидуальные особенности организма;
  • отношения родителей, атмосфера в семье;
  • генетическая предрасположенность к раннему или позднему развитию;
  • особенности питания;
  • наличие условий для развития;
  • как часто и правильно ли занимаются родители с малышом.

Все умения можно поделить на три категории:

  1. физические показатели;
  2. психоэмоциональные;
  3. психомоторные навыки.

Физические показатели

В год кроха имеет немало двигательных навыков. Несмотря на индивидуальные особенности каждого ребенка, ВОЗ отмечает, что к 12 месяцам малыш должен прийти с определенными физическими показателями.

В год ребенок должен уметь:

  • стоять, держась за руку взрослого;
  • сидеть;
  • ползать;
  • ходить вдоль опоры;
  • забираться на диваны, стулья, прочие предметы мебели;
  • шагать по лестнице с поддержкой взрослого;
  • нажимать на игрушки, которые издают звук;
  • спускаться с кровати, дивана;
  • катать коляску;
  • приседать;
  • вставать на ноги из любого положения.

Иногда дети пропускают стадию ползанья. К таким малышам относятся те, которые рано встали на ножки и выбрали для себя взрослый способ передвижения (ходьбу). Они очень подвижны, активны, быстро развиваются в физическом плане. К году они могут уже ходить без помощи родителей.

Психоэмоциональные навыки

Нервная система годовалых детей становится более крепкой. К 12 месяцам у малышей наблюдаются различные психоэмоциональные навыки.

Для ребенка в 1 год свойственны такие способности:

  • проявление чувств к родителям, игрушкам;
  • боязнь незнакомых людей;
  • реагирование на появление новой игрушки;
  • выражение радости при виде тети, бабушки, дедушки, других знакомых людей;
  • указывание на предметы, которые перечисляет взрослый;
  • возмущение на запреты, строгий тон родителей;
  • узнавание членов семьи на фотографии;
  • подражание действиям взрослых людей;
  • обнимание, целование родителей;
  • проявление интереса к книжкам (перелистывание страниц, разглядывание рисунков);
  • рассматривание своего отражения в зеркале;
  • подражание звукам, издаваемым транспортом, животными;
  • реагирование на свое имя;
  • копирование интонации взрослых.

К 12 месяцам дети обычно произносят около 10 слов, пытаются общаться с другими малышами. В этом возрасте уже хорошо проявляются личностные качества: уравновешенность, спокойствие, усидчивость, активность.

Дети в год умеют выполнять несложные просьбы: например, «покажи кошку», «дай игрушку», «где глазки». Они танцуют и подпевают, когда слышат музыку, которая им нравится.

Малыши в 12 месяцев умеют хлопать в ладоши, хорошо понимают слова «нельзя», «нет»

Они способны на несколько минут сконцентрировать внимание на мультфильме, книжке

Приведенные навыки и умения специалисты относят к обязательным. Заботливые родители могут ускорить психоэмоциональное развитие своего малыша.

Психомоторные навыки

Годовалые дети продолжают активно познавать мир. Им интересно, что находится в шкафу, как устроена игрушка. Они приобретают ряд психомоторных навыков.

Дети в 12 месяцев должны уметь:

  • собирать и разбирать пирамидку из 2-3 колец;
  • снимать с кастрюль и коробок крышки;
  • составлять башню из двух кубиков;
  • проталкивать небольшие предметы в отверстия;
  • класть в коробку какой-то предмет;
  • пить из чашки;
  • есть с ложки;
  • закрывать коробку крышкой;
  • держать взрослого за руку;
  • причесывать куклу;
  • перекладывать игрушку из одной руки в другую;
  • возить машинку;
  • стучать палкой по предметам;
  • бросать и ловить мяч;
  • открывать и закрывать двери шкафов, выдвигать и задвигать ящики;
  • брать большим и указательным пальцами маленькие предметы.

Многие годовалые малыши играют со своей одеждой, ботинками. Маленькие предметы позволяют развивать мелкую моторику, а большие – крупную.

Питание

Кормить ребенка в возрасте 1 года 3 месяцев нужно четыре раза в день: завтраком, обедом, полдником и ужином. В этом возрасте ребенок может кушать все: овощи, фрукты, супы, мясо, то есть все, кроме продуктов, вызывающих аллергию и сладостей. Рацион следует разнообразить, каждый день должно быть включено мясо или рыба обязательно. Во время перекусов можно давать фрукты и овощи, это обеспечит организм ребенка необходимыми витаминами.

Между едой перерыв должен быть часа 3-4. Не нужно запихивать еду в ребенка насильно, этот факт только испортит ему настроение, и он откажется от пищи. Сохраните нервы и себе, и малышу. А режим дня должен быть устроен таким образом, чтобы ребенок после сна кушал, бодрствовал и спал, а уже после сна снова кушал. Такой режим дня обеспечит оптимальный комфорт ребенку: после сна он с аппетитом поест, после чего сможет спокойно играть.

В возрасте 1 года ребенка нужно приучать кушать ложкой самостоятельно, пусть он будет делать это неумело, весь измажется в каше, но он станет понимать и учиться. Сначала он научится есть каши и твердую пищу, а потом уже и супчики

Взрослым важно помогать кушать ему второй ложечкой, но из его рук ложку не стоит забирать, пусть привыкает и учится. В режим дня ребенка обязательно должны входить прогулки на свежем воздухе, желательно 2 раза: после обеда и после полдника

На улице ребенок может пообщаться с другими детьми, поиграть в песке, что способствует развитию. Он лучше и быстрее будет воспринимать и изучать мир вокруг. К тому же ребенку необходимо получать витамин Д, который он получит, гуляя на солнышке (обязательно одевайте головной убор, иначе может случится солнечный удар).

В 1 год 3 месяца ребенку можно проводить гигиенические купания 2-3 раза в неделю. Но просто посидеть в ванне, поиграть с игрушками нужно каждый день, за полчаса-час до сна. Оптимальная температура воды для купания составляет 33-36 градусов. В 1 год 3 месяца можно уже начинать закаливания, плавно снижая температуру на 1 градус раз в 5 дней. Это очень повысит иммунитет ребенку.

Необходимо надевать одежду на ребенка по размеру, чтобы она была не мала, иначе будет давить, из-за чего малыш может капризничать и вредничать. Внимательно относитесь к выбору как одежды, так и обуви. В возрасте от 1 года до 3 лет ребенок учится правильно ходить, а обувь должна фиксировать ножку ребенка, чтобы у него не развивалось плоскостопие и косолапость

Это очень важно исправить именно в возрасте до 3 лет, пока суставы ребенка подвижны

В этом возрасте в режим дня нужно включить гигиенические процедуры: мыть руки перед едой, кушать ложечкой, вытирать после еды рот и руки, садится на горшок. Но к последнему приучать ребенка желательно в летнее время года. Доктор Комаровский советует начинать приобщать малышей в возрасте от 1 года 6 месяцев до 2 лет 6 месяцев, когда у детей есть осознание их нужд и потребностей. Поэтому если ребенок в 1 год 3 месяца еще не ходит на горшок, не паникуйте, всему свое время. У всех свой режим дня, свое время развития и свои способности. Ребенок должен учиться самостоятельности и организованности, тогда у вас не возникнет никаких проблем, когда он пойдет в садик.

Режим дня по часам:

  1. 7:30 – завтрак.
  2. 10:00 – первый дневной сон.
  3. 12:00-12:30 – обед.
  4. 13:30-14:30 – прогулка.
  5. 15:00 – второй дневной сон.
  6. 16:30 – полдник.
  7. 17:00-18:00 – прогулка.
  8. 20:00 – ужин.
  9. 20:30-21:00 – отбой.

Домашние игры

Многие мамы не знают, чем занять ребенка дома, а ведь существует множество способов с пользой провести время. Приобретите в детском магазине пальчиковые краски и учите малыша рисовать. Обычно это занятие увлекает малышей надолго, правда, потом маме придется отстирывать одежду и отмывать от красок мебель, поэтому заранее подумайте, где и в каком виде ребенку лучше рисовать.

Если ребенок в 1 год и 3 месяца еще не лепил из теста, самое время познакомить его с этим замечательным материалом. Лучше всего купить специальное детское тесто для лепки, оно яркое и пластичное, но можно обойтись и подручными материалами, изготовив тесто из муки и воды. Тесто отлично развивает мелкую моторику, а использовать его можно несколькими способами. Так, из теста можно лепить фигурки животных, а можно слепить колбаску, дать малышу детский ножик и показать, как разрезать ее на кусочки. Можно также приобрести специальный альбом для теста, где на каждой страничке будут свои задания. Например, отрывать маленькие кусочки теста, скатывать из них шарики и клеить на нарисованную яблоню, как будто бы это яблочки.

Мини игры поиск предметов

Лимфоциты

Лимфоциты – наиболее многочисленные после нейтрофилов лейкоциты. Эти лейкоциты принимают важнейшее участие в формировании гуморального (с помощью антител) иммунитета.  
возраст Показатель
1-3 дня 15 — 35 %
4-14 дней 22 — 55 %
От 14 дня  до 12 месяцев 45 — 70 %
от 1 до 2 лет 37 — 60 %
от 2 до 5 лет 33 — 55 %
от 6 до 7 лет 30 — 50 %
от 8 до 9 лет 30 — 50 %
от 9 до 11 лет 30 — 46 %
от 12 до 15 лет 30 — 45 %
Старше 16 лет 20 — 40 %
  • Вирусные заболевания: инфекционный мононуклеоз, вирусный гепатит,  герпес, краснуха
  • Токсоплазмоз
  • ОРВИ
  • Болезни крови: острый лимфолейкоз, лимфосаркома, болезнь тяжелых цепей — болезнь Франклина;
  • Отравление тетрахлорэтаном, свинцом, мышьяком, угарным газом
  • Применение  препаратов:  леводопа, фенитоин, вальпроевая кислота,
  • Использование наркотических препаратов
  • Лейкоз

Причины понижения лимфоцитов (лимфопения)

  • Туберкулез
  • Лимфогранулематоз
  • Системная красная волчанка
  • Апластическая анемия
  • Почечная недостаточность
  • Злокачественные опухоли
  • СПИД
  • Лучевая терапия;
  • Химиотерапия
  • Использование стероидных препаратов

Срок годности

Советы родителям

Ребенок в 1 год и 3 месяца очень активен и стремится к самостоятельности. Помогать и поддерживать малыша, слегка корректируя его действия и подсказывая – вот самая главная задача родителей.

Несколько советов:

  • Приучайте малыша к самостоятельности. Запаситесь терпением и поддержите желания малыша самостоятельно принимать пищу. Главное, подсказывать и показывать, как правильно держать ложку или чашку, сколько еды положить в рот.
  • Разговаривайте с ребенком постоянно. Рассказывайте ему на прогулках о людях и животных, домах, зданиях и автомобилях. Малыш усваивает каждое услышанное от родителей слово.
  • Не забывайте хвалить малыша за каждый, даже самый крошечный успех, и малыш порадует вас и окружающих.

Игры

Для развития физической активности малыша можно предложить ему следующий игровой комплекс. Поставьте перед ним коробку с игрушками, попросите заглянуть туда и выбрать, к примеру, мягкого медвежонка. После того как малыш отыщет искомый предмет, попросите его принести игрушку вам. Помимо этой игры, с маленьким ребёнком в 1 год 3 месяца, можно сыграть в “Копилку”, развив таким образом логику и мелкую моторику. Если в хозяйстве есть копилка, прекрасно. Если нет, можно сделать её самостоятельно. Принцип игры прост: попросите чадо протолкнуть в копилку любой найденный им и подходящий для этого предмет. Для облегчения задачи предложите ему зернышко кофе, монетку, закладку для книги, кубик и так далее.

Примерный режим дня и питание ребенка в три месяца

Ниже приведен примерный распорядок дня грудного ребенка по часам, который родители могут корректировать в соответствии с нуждами и потребностями малыша и остальных членов семьи.


При необходимости можно вносить изменения в этот режим, предварительно проконсультировавшись с педиатром. Врач осмотрит ребенка, поможет установить особенности его развития и потребностей и даст рекомендации по составлению графика кормлений, прогулок и отдыха.

Режим дня трехмесячного ребенка на искусственном или грудном вскармливании

Каких-либо серьезных изменений в графике питания в этот период не происходит, но если грудному ребенку уже исполнилось 3 месяца, на грудном вскармливании необходимо выдерживать интервал между кормлениями не менее 3 часов. Если малыш находится на искусственном вскармливании, лучше увеличить этот промежуток до 3,5 часов, но только в том случае, если малыш съедает всю порцию смеси за одно кормление. Детям, находящимся на смешанном вскармливании, можно давать грудь по требованию, но не ранее, чем через 2 часа после предыдущего прикладывания.

Это необходимо для правильной работы пищеварительной системы и легкого усвоения белка, который входит в состав искусственных молочных смесей. Игнорирование этой рекомендации может привести к пищеварительным расстройствам, например, обильному срыгиванию или кишечным коликам

Перед тем как кормить малыша грудью, важно выяснить причину его плача, так как в большинстве случаев она не связана с голодом

Плач и беспокойство в 3 месяца могут быть вызваны следующими причинами:

  • усталость;
  • слишком низкая или высокая температура воздуха в помещении;
  • тесная или неудобная одежда;
  • испуг.

Ночные кормления в этом возрасте сохраняются и должны осуществляться по требованию.

Нужен ли прикорм


Если малыш в качестве питания получает только материнское молоко, он не нуждается в дополнительном прикорме и допаивании. Исключение составляют случаи, когда малыш находится на улице в очень жаркую и душную погоду – в этой ситуации можно предложить ему немного кипяченой воды из бутылочки. Несмотря на то, что в продаже можно найти много детского питания с маркировкой «с 3 месяцев», педиатры не советуют начинать прикорм в таком раннем возрасте

Меню ребенка в 3 месяца на искусственном или смешанном вскармливании

  • Сколько должен съедать смеси или грудного молока ребенок
  • Как определить наедается ли ребенок грудным молоком или смесь
  • Как выбрать лучшую смесь для ребенка

Карусель: три в ряд

Таблица навыков ребенка в 3 месяца

Развитие ребенка на конец 3-го месяца жизни индивидуальное. Поэтому не нужно переживать, если что-то из этого списка еще не проявилось. Об этом говорят все педиатры, включая доктора Комаровского. Каждый успех 3-месячного младенца должен считаться его персональным достижением. Родители должны сравнивать малыша с ним вчерашним, а не другими детьми. Эта полезная привычка поможет родителям наладить доверительные отношения с сыном или дочерью, когда они станут старше. В норме трехмесячный ребенок умеет приблизительно это следующее.

Довольный трехмесячный ребенок

Навыки ребенка 3 мес.

Двигательные навыки 1. Переворачивание со спины на живот;
2. Поднятие головы и держание головки;
3. Координация движений;
4. Хватательный рефлекс.
Физические особенности трехмесячных детей Средняя прибавка за третий месяц в весе – 600-900 граммов, роста – 2-3 сантиметра. Точные цифры будут отличаться.
Связь с окружающим миром 1. Агуканье;
2. Игра интонациями.

Двигательные навыки

В трехмесячном возрасте ребенок еще очень много спит, начинает формироваться четкий режим дня. Спит малыш этого возраста около 15-18 часов. Сам сон более глубокий, по сравнению с новорожденностью.

Довольный ребенок трогает ноги

В этом возрасте необходимо уделить особое внимание прогулкам на свежем воздухе, потому что для крохи это возможность отдохнуть и изучить окружающий мир

Важно! Общая продолжительность прогулки в летнее время составляет 2-3 часа. Зимой не рекомендуется выходить на улицу больше, чем на час

Зимой не рекомендуется выходить на улицу больше, чем на час

Важно! Общая продолжительность прогулки в летнее время составляет 2-3 часа. Зимой не рекомендуется выходить на улицу больше, чем на час

Физические особенности трехмесячного ребенка

Если исполнилось 3 месяца мальчику, то для него нормальными показателями роста считаются значения от 57,3 до 66,5. Оптимум находится посередине. Вес колеблется от 4,5 до 7,5 кг. Окружность головы мальчика находится в пределах от 38,1 до 42,9 сантиметров.

Если исполнилось 3 месяца девочке, значения несколько меньше: рост – 55,6-64 см, вес – 4,3-7,1 кг, окружность головы – 37,1-42,0 см.

Здесь главные критерии – внешняя пропорциональность тела ребенка, а также его сон, аппетит и настроение. Если эти параметры в порядке, то волноваться не следует. Питание является немаловажным фактором развития крохи.

Связь с окружающим миром

В трехмесячном возрасте ребенок хорошо понимает эмоции. В этом мама может убедиться самостоятельно. Для этого следует сыграть с чадом в одну игру. Мама садится возле кроватки ребенка так, чтобы малыш не мог ее увидеть, при этом она сама должна видеть лицо своего сына или дочери

Все предметы, которые могут овладеть вниманием ребенка, убираются

Трехмесячная девочка

Далее нужно начать петь грустную мелодию. Обычно в таком случае малыш перестает играть, замирает, в дальнейшем может даже заплакать. Потом нужно сразу поменять песню на веселую, его настроение быстро улучшится. Так с ребенком можно поиграться несколько минут. Это упражнение также помогает развить музыкальный слух малыша (при условии, что родитель хорошо поет).

Во время прогулки с малышом очень важно обращать его внимание на яркие или необычные предметы. Необходимо утолять его информационный голод и в детской кроватке, давая ему то, что можно разглядывать с интересом. Как вариант – повесить двигающиеся игрушки над ней

Как вариант – повесить двигающиеся игрушки над ней.

Маша и Медведь отвечают на вопросы

Физическое развитие

Согласно данным ВОЗ, при правильном физическом развитии ребенка:

  • Рост мальчиков составляет 76,6–81,7 см, а рост девочек – 74,8–80,2 см;
  • Вес мальчиков колеблется от 9,2 до 11,5 кг, а вес девочек – от 8,5 до 10,9 кг;
  • Окружность головы у мальчиков варьируется от 45,5 до 48,1 см, а у девочек – от 44,3 до 47,0 см.

Важно: Приведенные выше показатели не учитывают наследственный фактор, поэтому если рост и вес малыша не соответствует средним данным, но ребенок, по мнению специалистов здоров, беспокоиться не нужно. В год и три месяца малыш уже стремится к самостоятельности и обладает определенными навыками

Кроха:

В год и три месяца малыш уже стремится к самостоятельности и обладает определенными навыками. Кроха:

  1. Не просто ползает на четвереньках, но и легко в этом положении преодолевает препятствия в виде ступенек. При необходимости малыш ползет как рак, попой вперед.
  2. Шагает по ступенькам, держась за родительскую руку, а по ровной поверхности ходит без поддержки.
  3. Активно перемещается по квартире, используя и совмещая все доступные ему способы передвижения.
  4. Взбирается на диваны, стулья и другую не очень высокую мебель.
  5. Прекрасно сидит на высоком детском стуле и пробует сам слазить с него.
  6. Открывает все незаблокированные дверцы мебели и извлекает оттуда содержимое.
  7. С переменным успехом пользуется расческой, зубной щеткой, ложкой и другими подобными предметами, хорошо справляется с детской чашкой.
  8. Способен кушать самостоятельно (качество процесса зависит от характера и пищевых пристрастий карапуза).
  9. Помогает себя одевать – ищет рукой рукав, ставит в обувь ножку.
  10. Хорошо бросает мяч руками, катает его, пробует пинать (попадания чередуются с промахами).

На детской площадке кроха пока еще не может полноценно взаимодействовать с другими детьми, поэтому малыш либо увлеченно возится со своими игрушками при участии мамы, либо наблюдает за игрой других детей и эпизодически пробует перетянуть к себе чужое имущество.

Полезные советы и ответы на вопросы

Как кормить ребенка в 1,3 года

Набор продуктов, обеспечивающих полноценное питание детей после года:

  • Мясо — предпочтительны нежирные сорта, например, телятина или говядина. Очень полезна печень. А вот с колбасами и сосисками лучше повременить.
  • Молочные продукты необходимы для растущего и стремительно развивающегося детского организма, но в особенности полезны кисломолочные — кефир, йогурт. Можно готовить вареники с творогом и сметаной, творожные запеканки.
  • Из сыров необходимо выбирать сливочные сорта, проверять отсутствие вредных добавок.
  • В рыбе содержатся витамины и легкоперевариваемые белки. Ее можно давать до двух раз в неделю. А вот икра не рекомендуется, ввиду ее чрезмерной жирности.
  • Яйца также содержат определенное количество полезных веществ. Но в то же время этот продукт является сильным аллергеном, поэтому использование его для приготовления омлетов, запеканок должно быть строго нормированным.
  • Каши из овсяной, гречневой, пшенной, ячневой круп очень полезны для растущего организма. А вот макароны, изобилующие углеводами, следует ограничить.
  • Овощи и фрукты, если отсутствует аллергия, можно включать в питание детей после года самые разнообразные.
  • Хлеб лучше давать из муки ржаной или грубого помола. Так вы обеспечите своего малыша необходимыми витаминами и не нарушите пищеварение.
  • Растительное и сливочное масло обеспечат растущий организм нужными жирами и витаминами.

Полезно знать

Приведем примерное меню ребенка после года на один день

  • Завтрак: блюдо из овощей или каша — 150 г; омлет — 50 г; сок или молоко в количестве 100 мл (можно и меньше, в зависимости от потребностей крохи).
  • Обед: суп — 50 г; рыбное или мясное блюдо по 50 г; крупа или пюре 70 г; фруктовый сок примерно 100 мл.
  • Полдник: кисель или молоко 150–200 мл; печенье; фрукты 80–120 г.
  • Ужин: каша, овощное блюдо или творожная запеканка в количестве 150 г;кефир 100 мл.

Приучение к горшку

Правила приучения к горшку

Полезно знать

  • Малыш только что перенес заболевание или болен.
  • Семья сменила место жительства.
  • Появился еще один ребенок.
  • В семье имеют место быть конфликты, ссоры.

Полезно знать

Этапы обучения

Полезно знатьНо родителям стоит руководствоваться теми же принципами

  • Заинтересовать малыша ярким горшком и процессами мочеиспускания и дефекации.
  • Не высказывать отвращения к содержимому горшка.
  • Не ругать малыша, если его постигают «катастрофы». «Дело-то житейское!» — как говорил Карлсон.

Полезно знать

Как играть с ребенком в 1 год 3 месяца

  • Для совершенствования навыка самостоятельной ходьбы, можно стимулировать малыша яркой игрушкой. Когда малыш встанет на ножки (он может держаться при этом за какой-нибудь предмет), поманите его яркой игрушкой, протяните ему руку, пусть он попытается сделать самостоятельно несколько шагов.
  • Держась за обруч можно приседать вместе с ребенком. При этом интереснее это делать по команде.
  • Для укрепления опорно-двигательного аппарата малыша очень полезно делать с ним различные гимнастические упражнения, чтобы они доставляли малышу радость делайте их в игровой форме. В этом возрасте необходимы следующие упражнения: приседания, сгибание и разгибание туловища, проползание под препятствием и через препятствие, залезание на возвышенный предмет, хождение по ограниченной поверхности (доске), перешагивание через препятствие.
  • Малышам в этом возрасте нравится катать мяч, бросать его в обруч или корзину.

Знакомство с матрешкамиКартинки и игрушкиПерчаточные куклы

Речь малыша

В возрасте 1 года 3 месяцев ребенок знает близких людей и называет их по именам (нечетко, коверкая буквы и слоги, но уже вполне осознанно); понимает наименования игрушек, предметов одежды, действий.

Зачастую, пытаясь повторить за взрослым новое слово, он произносит первый слог, проглатывая оставшуюся часть. Это связано с не сформированным речевым аппаратом. Но понимание, стремление к обучению и умение соотносить предметы и явления с их названиями уже ярко выражено.

Сейчас основная задача в плане речевого развития ребенка – работа над артикуляцией. Необходимо постоянно говорить, рассказывать стишки, петь песенки – рано или поздно малыш научится выговаривать, внимательно наблюдая и копируя движения губ и языка. В подобной подражательно – игровой форме и происходит становление речи.

Как меняется питание и сон

К счастью для матери, в семье начинает появляться некий режим дня. Трехмесячные дети все еще основное время проводят за двумя занятиями – питанием и сном. Но со вторым вырисовывается какая-то определенность, малыш ночью спит больше, чем днем, а часы сна и бодрствования становятся, более ли менее, одинаковыми изо дня в день.

Особенности сна ребенка 3-х месяцев

Что качается вопроса, сколько должны спасть трехмесячные дети – эта цифра до сих пор велика, нормой считается 16-17 часов в сутки. Причем более половины сна (9-10 часов) должно приходится на ночное время суток, а оставшееся — распределяется на 3-4 дневных отдыха, как минимум два – во время прогулки. Если малыш плохо засыпает, стал нервный, часто кричит как резанный, но при этом трет глазки, то, во-первых, пересмотрите свое меню, возможно, вы съели что-то, что вызывает у малыша дискомфорт при пищеварении, а может ему просто неудобно в спать в одежде. Во-вторых, старайтесь больше гулять на свежем воздухе, чтобы малыш мог спать во время прогулки, читайте ребенку детские книги и не забывайте о благотворном влиянии музыки на развитие ребенка.

Ньюансы питания

Питание детей – один из самых волнующих родителей вопросов, так как младенец не в состоянии сказать, голоден он или сыт. Здесь ничего не меняется, как и предыдущих двух месяцах жизни малыша: если малыш находится на грудном вскармливании – кормить его следует по требованию, если же ребенок искусственник – то стоит следовать рекомендациям изготовителей конкретной смеси

Очень важно правильно выбрать продукт. При выборе смесей, ориентируйтесь на отзывы о продукте, цену, качество, состав и то, подходит ли она по возрасту ребенка

После кормления, после 30-40 минут вы можете предложить малышу пить.

Ваша первостепенная задача, при грудном вскармливании сохранить лактацию как можно дольше, постоянно прикладывая ребенка к груди. Даже, несмотря на излишнюю беспокойность ребенка во время кормления грудью или отсутствие приливов, старайтесь не паниковать и отказаться от докорма ребенка смесью. Помните, что этот критический период необходимо просто пережить, и длится он может всего несколько дней. Педиатры рекомендуют максимально отложить все домашние дела, доверив их вашим помощникам, и посвятить всю себя своему малышу и налаживанию грудного питания, предотвратив раннее введение прикорма и переход на искусственное кормление.

Что умеет ребенок в 3 месяца

Чтобы понимать, что вам делать с малышом, для начала узнайте, как он может реагировать на ваши действия. При этом помните, что если ваш ребенок еще не делает того, что «должен» — это не повод паниковать. Данные очень приблизительные, а темпы развития у всех разные. Обычно серьезные отклонения сочетаются с другими тревожными симптомами.

Итак, около 3 месяцев ребенок может демонстрировать:

  1. Оживление – реакция на смену выражения лица, интонации, появление/исчезновение родителей в поле зрения. Малыш может улыбаться, раскрывать шире глаза, вертеть головой, вздрагивать, раскидывать ручки в стороны или смыкать ладошки;
  2. Хватание – кроха уже может координировать свои движения и хватать игрушку, протянутую ему и даже тянуть ее в рот;
  3. Поднимать голову, лежа на животе, опираясь, главным образом, на предплечья;
  4. Следить взглядом за человеком или предметом;
  5. Различать звуки и издавать свои – «ааа», «ооо», «ууу», поворачивать голову на источник звука;
  6. Толкаться ножками – если держать ребенка вертикально за подмышки и опереть ножками на твердую поверхность, он начнет отталкиваться, как бы прыгая;
  7. Переворачиваться на бок со спины или с живота на спинку. Со спины на живот научится переворачиваться попозже, около 4-5 месяцев (читайте статью по теме: Когда ребенок начинает переворачиваться?>>>).

Получается, что можно развлекать младенца разными способами. А подробно о развитии малыша в этом возрасте вы можете узнать из статьи Что должен уметь ребенок в 3 месяца>>>.

Вопрос

Здравствуйте! Мой сын, 2г 4мес, не разговаривает, из настоящих слов – только мама и папа. При этом речь он понимает, сам же объясняется с помощью жестов и звуков (например, хочет спать: показывает на себя пальчиком и закрывает глазки; сломал машинку: говорит дррр пам). Он не молчун, в течение дня от него поступает много жестов/звуков, он многое помнит и рассказывает своим методом. Недавно начал ходить в детский сад, но сейчас много болеет, поэтому фактически посещает сад мало. В остальном развитие нормальное, сравниваю его рисунки и поделки в детском саду с поделками других детей – не хуже; цвета различает, пазлы собирает и т.д….

Подскажите, показан нам прием у невролога и скорее всего медикаментозное лечение? Год назад по назначению педиатра 1,5 мес пропили пантокальцин, переносили его очень плохо, хотя и вводили постепенно. Эффекта не заметили. Обращались так же с задержкой развития речи. Спасибо.

Занятия и игры ребенка в 1 год и 8 месяцев

Для гармоничного развития любому ребенку необходимы игрушки. Но просто купить чаду интерактивного зайчика, который будет издавать звуки, конечно, недостаточно. С детьми обязательно надо играть и в процессе игры обучать.

«Положи на место». Эта игра подойдет детям, которые не могут долго сидеть на одном месте, так как она требуют постоянного движения. Необходимо взять несколько предметов, которые обычно лежат в совершенно конкретном месте (пульт от телевизора на столике, подушки на диване и т. д.), собрать эти предметы на полу и попросить малыша разложить все по местам. И мальчикам, и девочкам будет приятно это сделать, так как такое занятие похоже на уборку — на «взрослое» дело, к которому стремятся ребятишки.

«Боулинг». Такое занятие потребует реквизита: мяча средних размеров и нескольких любых довольно легких предметов (подойдут пустые пластиковые бутылки), которые надо поставить в ряд. Отойдите на несколько шагов от этих предметов и покатите мяч на них, а потом попросите кроху сделать то же самое. Если катать у него получается хорошо, пусть попробует бросить мяч и попасть в «кегли».

«Гаражи и машинки». Надо взять несколько коробок разной величины и несколько разных машинок. Поставить коробки рядом друг с другом, а потом дать малышу машинки и попросить поставить их в гараж нужного размера (большую — в большой, маленькую — в маленький). Позже задание усложняется тем, что машинки надо прокатить по определенной траектории, преодолев простую «полосу препятствий».

«Сказка на магните». Это занятие для усидчивых деток. Потребуется металлическая доска и несколько магнитов с изображением животных. Надо прочитать ребенку сказку.

Итак, сказка: «Репка» или «Колобок», а потом надо выстроить из магнитиков цепочку, согласно той последовательности, в которой животные появляются в тексте. Потом малыш должен повторить это сам. Позже можно попробовать прочитать какую-то неизвестную сказку — пусть кроха попробует самостоятельно сообразить, как правильно встроить цепочку.

«Приготовим обед»

Важно, чтобы у ребятишек была возможность пользоваться какими-то взрослыми вещами. Поэтому для такой игры стоит выделить чаду большую кастрюлю, пару ложек, пластиковые глубокие тарелки и половник

В разных мешочках или коробках надо дать малышу крупы, горох, фасоль и т. п. Показать, как это можно ложкой положить в кастрюлю и смешать, а потом разложить по тарелкам. Задача ребенка — повторить ваши действия и «приготовить обед» самостоятельно.

Не только развивающие занятия полезны для детей в год 8 месяцев, просто игрушки тоже очень важны:

  • пирамидки;
  • кубики;
  • пазлы;
  • пупсы больших размеров, похожие на младенцев;
  • наборы пластиковых, деревянных или матерчатых фигурок овощей и фруктов;
  • игрушки для ванны: уточки, кораблики и т. п.;
  • ведерко, совок и формочки для игр с песком;
  • материалы для творчества: пластилин, краски (можно пальчиковые, но не все дети их любят), фломастеры, бумага и т. д.;
  • игрушки, издающие звуки — свисток, резиновые пищалки, фигурки с кнопочками, нажав на которые можно услышать самые разнообразные звуки (мычание коровы, вой сирены, голос человека и т. п.).

Не надо забывать о том, что ребенок в 1 год 8 месяцев еще совсем маленький, и его нужно учить всему, даже играм. Поэтому оставлять его один на один с игрушками, тем более если там имеются какие-то мелкие детали, нельзя.

Календарь развития ребенка от 1 до 2 лет по месяцам

  • 1 год 1 месяц
  • 1 год 2 месяца
  • 1 год 3 месяца
  • 1 год 4 месяца
  • 1 год 5 месяцев
  • 1 год 6 месяцев
  • 1 год 7 месяцев
  • 1 год 8 месяцев
  • 1 год 9 месяцев
  • 1 год 10 месяцев
  • 1 год 11 месяцев
  • 2 года

Психическое и эмоциональное развитие ребенка в 1 год 3 месяца

Ребенок в 1 год и 3 месяца любит подражать взрослым. Он повторяет их действия, повадки и даже речь. Малыш произносит простейшие слова, например, «мама», «папа», «дай». Речь кроха дополняет мимикой, интонацией и жестами. Понимает, что ему говорят взрослые, выполняет их требования.

Ребенок упрощает сложные для него слова, например, говорит не «трактор», а «катол».

В этом возрасте еще сохраняется сильная взаимосвязь с матерью. Если кроха потеряет ее из вида, окажется в окружении незнакомых людей, то сильно испугается.

Малыш проявляет самостоятельность, пытается познавать мир сам, без помощи взрослых. При неумении возрастает эмоциональное напряжение. Если у ребенка что-то не получается, он тут же заходится плачем. Проявляет упрямство, пытается всеми силами достичь цели.

К этому возрасту ребенок учится манипулировать родителями, поэтому необходимо устанавливать границы, меры дозволенного. Кроха в 1,3 года понимает слово «нет» и «нельзя». Отсутствие реакции – попытка испытать терпение родителей, посмотреть, что будет за непослушание.

Ребенок в 1,3 года активный и эмоциональный. Он не стесняется показывать свои эмоции – заливается смехом, когда счастлив, и громко плачет, если у него заберут игрушку.

Что умеет

Согласно календарю развития, ребенок в 1 год 3 месяца:

  • знает свое и имена близких людей, названия одежды, действий, некоторых бытовых предметов;
  • выполняет 1–2 поручения, например, может помахать «пока» или похлопать в ладоши;
  • по просьбе показывает части тела;
  • собирает пирамидку, строит башню или дом из кубиков;
  • выкладывает предметы из коробки и кладет обратно;
  • проявляет интерес не только к игрушкам, но и к предметам, которые есть в доме;
  • произносит слова, имитирует звуки, например, может «мяукать», «лаять», имитировать работу мотора авто;
  • лепечет, пищит, смеется во время игр;
  • проявляет чувства, например, бежит целовать маму после разлуки или злится, если заставляют делать то, что он не хочет;
  • торопится одеться, когда говорят о прогулке, может принести одежду, поднимает руки, ноги.

В 1,3 года появляется глубокая сосредоточенность, внимательность, однако ухудшается усидчивость. Ребенок может заиграться на 15–20 минут, а затем начинает бегать.

Как развивать

В год и 3 месяца необходимо развивать речь и моторику рук, поскольку они взаимосвязаны. С ребенком нужно постоянно разговаривать, рассказывать об окружающих предметах, не только произносить названия, но также говорить о свойствах, объеме, цвете. Малыш в 1,3 года должен распознавать цвета, находить пару, понимать форму, размер.

Развивающие игры:

  • складывать пирамидку;
  • строить башни из кубиков;
  • перекатывать мяч друг к другу;
  • играть с конструктором, состоящим из больших деталей;
  • складывать мягкие пазлы;
  • находить пару (по цвету, по форме).

Полезное видео о развитии ребенка от года до двух

Ребенку нужно читать книги, рассказывать сказки, стишки.
Нельзя запрещать играть с кухонными принадлежностями, вещами

Однако важно приучить кроху к порядку, чтобы он обратно складывал предметы, которые достал из шкафа

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector