Выразительно-изобразительные средства в литературе
Содержание:
- Лексические средства выразительности
- Что мы узнали?
- Тест по теме
- Главное — не переборщить
- Многозначность
- Метафора
- Тропы и фигуры
- Функции
- Гипербола. Литота. Ирония
- Метонимия
- Метафоры
- Изобразительные средства фонетики
- Синтаксис в помощь художественной выразительности
- Эпитет
- Каламбур. Градация. Антитеза
- Омонимы
- Синтаксические средства выразительности в языке
- Поэтические приемы
- Объяснение и примеры
- Олицетворение и сравнение
- Фонетические средства
- Аллитерация, ассонанс и другие
- Виды изобразительно-выразительных средств
- Тропы — словесные обороты
- Объяснение и примеры
- Стилистические фигуры
- Синтаксические приемы
- Синекдоха
- Гипербола
- Сравнение
- Определения
- Фразеологические обороты
- Синонимы
Лексические средства выразительности
В литературе основными средствами выразительности являются тропы (изобразительно-выразительные средства). К ним относятся эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, метонимия, синекдоха, оксюморон, гиперболы, литоты, перифразы и др.
Рис. 1. Изобразительно-выразительные средства.
Образно-выразительные средства всегда связаны с использованием слов и выражений в переносном значении.
Снежная любовь, костер рябины, живая природа, задумается радость, шаткая стабильность, мальчик с пальчик – эти и другие примеры средств выразительности демонстрируют связь с определенным образом.
Что мы узнали?
Средства выразительности – это языковые и речевые средства, которые обеспечивают полноценное восприятие речи адресатом. Они помогают сделать речь яркой и эмоциональной, способствуют привлечению внимания к высказыванию. В художественных текстах средства выразительности раскрывают авторский замысел, авторское отношение к высказыванию и авторский стиль, способствуют созданию образа, точно и красочно передают конкретную мысль. Все выразительные средства делятся на фонетические, лексические, словообразовательные, морфологические и синтаксические.
Тест по теме
Вопрос 1 из 5
Укажите неверное высказывание.
Выразительные средства помогают наиболее точно и тонко передать мысль
Выразительные средства помогают привлечь внимание к высказыванию
Выразительные средства помогают придать изложению однозначный и сухой вид
Выразительные средства помогают раскрыть авторский замысел
Начать тест(новая вкладка)
Главное — не переборщить
Если воспринимать окружающую информацию через призму языковых средств выразительности, можно прийти к выводу, что даже разговорная речь обращается к ним достаточно часто. Не обязательно знать, как называется изобразительно-выразительное средство языка, чтобы использовать его в речи. Скорее, это происходит неумышленно, незаметно. Другое дело, когда в средствах массовой информации потоком льются различные фигуры речи, к месту и не совсем. Злоупотребление тропами, стилистическими приемами, другими средствами выразительности делает речь тяжело воспринимаемой, перенасыщенной. Особенно грешит этим публицистика и реклама, видимо потому, что пользуется силой языка преднамеренно, для воздействия на аудиторию. Поэт в порыве творческого процесса не задумывается, какое изобразительно-выразительное средство использовать, это спонтанный, «эмоциональный» процесс.
Многозначность
Использование слов может быть не только в их прямом значении. Основной языковой элемент языка нередко применяют в переносном смысле. Например, прямое лексическое значение слова «вой» означает «протяжный крик определенных видов животных».
Вторичный или переносный смысл слову придает применение его в несколько другом ракурсе. Например, вой ветра. В переносных значениях нередко употребляют названия животных. Так, зайцем называют безбилетного пассажира, а зайчишкой – труса. Если человек неуклюж, то он сравнивается со слоном или медведем, если хитер, то с лисой, а если глуп, то с бараном.
элементы речи
Метафора
Метафора — троп; образное выражение; скрытое сравнение.
Обычно выражается через существительное или глагол.
Для удобства понимания, советуем преобразовывать предложенное выражение с существительным в сравнение ( Золотые, зрелые плоды — плоды, как золото), так Вы точно определите метафору. Если сравнение (именно с существительным) не удается, значит Вы ошиблись.
Функции метафоры
- усиление образности;
- создание особой выразительности.
Примеры: |
---|
«Бурлящий котел мироздания» (мироздание как бурлящий котел); «И солнца желтые мечи Пронзали полдня первый час» (лучи солнца как желтые мечи); «Лес полон тишины. И желтых листьев. Покинули природу птичьи стаи:концертный зал остался без артистов» (лес как концертный зал); «Сегодня прошёл замечательный дождик – Серебряный гвоздик с алмазною шляпкой» (дождик как гвоздик) |
Тропы и фигуры
Выразительно-изобразительные средства языка – это разнообразные тропы и фигуры речи. Слово «троп» в переводе с греческого означает «оборот», то есть это какое-то выражение или слово, употребленное в переносном значении. Троп как изобразительно-выразительное средство в литературе автор использует для большей образности. Эпитеты, метафоры, олицетворения, гиперболы и другие художественные приемы относятся к тропам. Фигуры речи – это речевые обороты, усиливающие эмоциональный тон произведения. Антитеза, эпифора, инверсия и многие другие – это изобразительные средства в литературе, относящиеся к стилистическому приему под общим наименованием «фигуры речи». Теперь рассмотрим их подробнее.
Функции
Художественно-выразительные средства помогают сделать речь яркой и эмоциональной. Они способствуют привлечению внимания к высказыванию. В художественных текстах средства выразительности помогают в раскрытии авторского замысла и авторского отношения к высказыванию. Они способствуют созданию необходимого образа. Также они необходимы для того, чтобы наиболее точно и тонко передать конкретную мысль.
Помимо этого, происходит более красочная передача информации, так как при описании используются оттенки значений.
Совокупность средств выразительности помогает в передаче авторского стиля.
Гипербола. Литота. Ирония
Выразительные изобразительные средства в литературе – это еще и гипербола, литота, ирония. Первое и второе относятся к категории преувеличения-преуменьшения. Гиперболой можно назвать описание богатыря Микулы Селяниновича, который одной рукой «повыдернул» из земли соху, которую вся «хоробрая дружинушка» Вольги Святославовича не могла сдвинуть с места. Литота, напротив, делает образ смехотворно маленьким, когда о миниатюрной собачке говорят, что она «не более наперстка». Ирония же, которая дословно звучит в переводе как «притворство», призвана называть предмет не тем, каким он кажется. Это тонкая насмешка, в которой буквальный смысл спрятан под противоположным утверждением. Например, вот ироничное обращение к косноязычному человеку: «Что же ты, Цицерон, двух слов связать не можешь?» Ироничный смысл обращения таится в том, что Цицерон был блестящим оратором.
Метонимия
Очень интересное изобразительное средство языка – метонимия. В переводе с греческого – переименование. В этом случае имя одного объекта переносится на другой, и рождается новый образ. Великая сбывшаяся мечта Петра Первого обо всех флагах, которые будут «в гости к нам» из Пушкинского «Медного Всадника» — это пример метонимии. Слово «флаги» заменяет в данном случае понятия «страны, государства». Метонимию охотно используют в средствах массовой информации и в разговорной речи: «Белым домом», например, зовут не здание, а его обитателей. Когда мы говорим «прошли зубы», мы имеем в виду, что исчезла зубная боль.
Синекдоха в переводе – соотношение. Это тоже перенос значения, но только по количественному признаку: «немец двинулся в атаку» (имеются в виду немецкие полки), «не залетает сюда птица, не идет сюда зверь» (речь, конечно же, о многих зверях и птицах).
Метафоры
В русском языке выделяют изобразительно-выразительные средства, которые употребляют в переносном значении на основе их сходства. Например, снег, который лег на ветви деревьев, писатель может сравнить с пушистым белым полушубком.
История появления метафоры началась еще в далекой древности, когда человек объяснял непонятные для него явления окружающего мира, ссылаясь на собственные переживания и чувства. Он сравнивал солнце с живым существом, говоря, что оно встает утром и идет в течение дня по небу. Заря для древних людей разгоралась. Хотя при этом пламени не было. Звезды глядели с неба, как чьи-то глаза. Другими словами, человек известные ему свойства переносил на многие неодушевленные предметы. Сейчас мы это и называем метафорой. В переводе с греческого это понятие означает «перенесение». Эти изобразительные средства языка возникают благодаря творческому воображению человека. Например, лист бумаги, зеленая молодежь, змеящаяся дорога, замести следы, пресмыкаться.
Примером наиболее примелькавшихся метафор могут послужить такие выражения, как крылья мельницы, проглотить обиду, кислая улыбка, зубья пилы и т. д.
Образование метафор происходит по принципу олицетворения. Эти изобразительные средства языка наиболее близки к сравнениям. Переносные значения слов и выражений, повторенные множество раз, становятся штампами, теряя свою свежесть и привлекательность. Это знают мастера слова, создавая множество новых метафор. При этом они умело пользуются богатством нашего языка. В литературных произведениях можно встретить такие выражения, как бисер тумана, запах счастья и т. д.
В художественном творчестве применяются также развернутые метафоры или метаморфические образы. Например: увядший куст моей головы.
Метафоры — это изобразительно-выразительные средства, которые воздействуют на воображение человека и заставляют его пережить чувства, вложенные автором в свое произведение.
Изобразительные средства фонетики
Тропы — это лишь часть арсенала художественных средств выразительности. То, что призвано воздействовать конкретно на наш слух, называется фонетическими изобразительно-выразительными средствами языка. Однажды вникнув в суть фонетической составляющей художественности языка, на многие вещи начинаешь смотреть другими глазами. Приходит понимание игры слов в стихах школьной программы, изученных когда-то «через силу», раскрывается поэтика и красота слога.
Рассматривать примеры употребления фонетических средств выразительности лучше всего, опираясь на классическую русскую литературу, это самый богатый источник аллитерации и ассонанса, а также других видов звукописи. Но было бы неправильно думать, что примеры изобразительно-выразительных средств языка не встречаются в современном искусстве. Реклама, публицистика, песни и стихи современных исполнителей, пословицы, поговорки, скороговорки — все это отличная база для поиска фигур речи и тропов, просто нужно учится их слышать и видеть.
Синтаксис в помощь художественной выразительности
Инверсия (перестановка, переворачивание) – это обратный или нестандартный порядок слов в предложении. В прозе употребляется для смыслового выделения какой-либо части предложения. В стихотворной форме бывает необходима для создания рифмы, акцентирования внимания на самых важных моментах. У Марины Цветаевой в стихотворении «Попытка ревности» инверсия передает эмоциональный надрыв:
А. С. Пушкин считал инверсию едва ли не главнейшим средством поэтической выразительности, его стихи в большинстве инверсионны, оттого так музыкальны, выразительны, просты.
Риторический вопрос в художественном тексте это такой, который не требует ответа.
В лирике Марины Цветаевой излюбленными приемами были риторический вопрос и риторическое восклицание:
Эпитет
Наравне с метафорой очень часто в художественных произведениях можно встретить и другой вид изобразительно-выразительного средства. Речь идет об эпитете. Это средство речи представляет собой образный элемент, обладающий особой выразительностью и передающий чувства автора к изображаемому им предмету. Обычно, эпитет является прилагательным, которое употребляется в переносном смысле. Например: черная тоска, веселый ветер, яркий талант. Не каждое определение может быть отнесено к эпитетам. Так, определенную смысловую и эмоциональную нагрузку несет в себе выражение «железные нервы». Однако это не относится к словосочетанию «железная кровать».
Иногда эпитет выражается существительным (ветер-бродяга), наречием (смотреть жадно), причастием, глаголом или числительным. В фольклоре существуют определенные устойчивые сочетания слов. Например, красна девица, а также добрый молодец и т. д. Все они являются эпитетами.
Каламбур. Градация. Антитеза
Среди стилистических фигур можно упомянуть еще каламбур, градацию, антитезу.
Каламбур, французский по происхождению термин, подразумевает остроумное обыгрывание разных значений слова. Например, в анекдоте: «Натянул лук и отправился на маскарад в костюме Чиполлино».
Градация – это постановка однородных членов по усилению или ослаблению их эмоционального накала: вошел, увидел, завладел.
Антитеза – это резкое ошеломительное противопоставление, как у Пушкина в «Маленьких трагедиях», когда он описывает стол, за которым недавно пировали, а теперь на нем стоит гроб. Прием антитезы усиливает мрачный метафорический смысл повествования.
Вот основные изобразительные средства, которыми мастер пользуется, чтобы подарить своим читателям эффектный, рельефный и красочный мир слова.
Омонимы
Изобразительно-выразительные средства русского языка не ограничены только многозначностью слов. Существует и определенная группа омонимов. К ним относят слова, которые аналогичны по звучанию и при этом обладают различным лексическим значением. Например, слово «ключ» может означать «родник» или «отмычка».
Омонимы — изобразительно-выразительные средства русского языка, которые подразделяют на разные типы. Среди них омографы, омофоны и омоформы. Все они служат богатыми источниками выразительности речи. Такие изобразительно-выразительные средства в стихотворении являются ярким средством звуковой игры.
Синтаксические средства выразительности в языке
Эпифора и анафора, инверсия, парцелляция и ряд других синтаксических средств помогают мастеру словесного искусства насыщать свои произведения выразительностью, создавая индивидуальный стиль, характер, ритм.
Одни синтаксические приемы усиливают выразительность речи, выделяют логически то, что хочет подчеркнуть автор. Другие придают повествованию динамичность, напряженность или, наоборот, заставляют остановиться и задуматься, перечитать и прочувствовать. У многих писателей и поэтов есть свой индивидуальный стиль, основанный именно на синтаксисе. Достаточно вспомнить А. Блока:
или А. Ахматову:
Индивидуальный авторский стиль состоит, конечно же, не только из синтаксиса, тут целый набор всех составляющих: смысловых, языковых, а также ритмики и видения реальности. И все же важную роль играет то, какие изобразительно-выразительные средства языка предпочитает художник слова.
Поэтические приемы
Эпитет в поэзии, как правило, употребляется для того, чтобы сделать акцент на одном из свойств описываемого предмета, процесса или действия.
Этот термин имеет греческое происхождение и буквально обозначает «приложенное». По своей сути эпитет является определением предмета, действия, процесса, события и т.д., выраженным в художественной форме. Грамматически эпитет чаще всего представляет собой прилагательное, однако в его качестве могут использоваться и другие части речи, например, числительные, существительные и даже глаголы. В зависимости от расположения эпитеты разделяют на препозиционные, постпозиционные и дислокационные.
Объяснение и примеры
Для усиления восприятия в литературном произведении используются различные средства выразительности, в частности — тропы.
Речь персонажа
Чтобы автор мог передать речь другого человека (пусть и гипотетического — своего персонажа), нужно обогатить его высказывания приёмами и выражениями, предположительно характерными именно для данного человека.
Пример
Дед Щукарь из романа М. А. Шолохова «Поднятая целина» регулярно употребляет в речи афоризмы — как народные, так и выдуманные им самим. Проблему составляет и необходимость передачи мыслей героев. Одним из средств решения этой сложности является риторический вопрос.
Пример
Когда Владимир Ленский («Евгений Онегин» А. С. Пушкина) произносит: «Куда, куда вы удалились, Весны моей златые дни?» — он, конечно, не предполагает ответа на этот вопрос, который, по сути, выражает скорбь в связи с уходящей молодостью.
Поэтический язык
Особенно остро необходимы выразительные средства языка в поэтической речи: лирика характеризуется повышенной эмоциональностью и высокими требованиями к ритму и созвучию. Именно поэтому мы легко находим анафоры, аллитерации и ассонансы в поэтических произведениях.
Пример
Наиболее распространёнными в лирике анафорами считаются те, в которых повторяется начало поэтической строки («Черноглазую девицу, / Черногривого коня!» из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Узник» — повтор «черно»). Звукоимитацию событий жизни весьма эффективно можно осуществлять с помощью аллитерации (фраза «Задрожало зеркало затона» в стихотворении С. А. Есенина «С добрым утром!» имитирует дрожание с помощью повторения звуков «з» и «р»).
А придать поэтическому тексту напевность помогает ассонанс (например, повторение протяжного «а» — «О, весна без конца и без краю…» в одноимённом стихотворении А. А. Блока).
Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, аллегории и гиперболы составляют преимущественную ткань поэтического текста. А если нужно подчеркнуть что-то из ряда вон выходящее, сочетающее в себе противоположности, применяется такой приём, как оксюморон.
Пример
Анна Ахматова в стихотворении «Царскосельская статуя» употребила выражение «ей весело грустить»: печальная статуя выглядит радостно благодаря солнцу и окружающему её Царскосельскому саду.
Олицетворение и сравнение
Живописными тропами являются сравнение и олицетворение. Эти изобразительные средства в литературе создают особую поэтику, апеллирующую к культурной эрудиции читателя. Сравнение – наиболее часто употребляемый прием, когда клубящийся вихрь снежинок у оконного стекла сравнивается, например, с роем мошкары, слетающейся на свет (Б. Пастернак). Или, как у Иосифа Бродского, ястреб в небе реет «как квадратный корень». При олицетворении неживые предметы приобретают волей художника «живые» свойства. Это «дыхание кастрюли», от которого «кожанка становится теплой», у Евтушенко или маленький «клененочек» у Есенина, который «сосет» «зеленое вымя» взрослого дерева, возле которого он вырос. А вспомним Пастернаковскую метель, которая «лепит» на оконном стекле «кружки и стрелы»!
Фонетические средства
Звуковые приемы в русском языке – наименьшая группа литературных фигур речи. Это специальное употребление слов с повторением определенных звуков или фонетических групп с целью изображения художественных образов. Обычно такие образные средства языка
используют поэты в стихотворных произведениях, или писатели в лирических отступлениях, при описании пейзажей. Авторы применяют повторяющиеся звуки для передачи громовых раскатов или шуршания листьев.
Аллитерация — повтор ряда согласных, создающих звуковые эффекты, которые усиливают образность описываемого явления. Например: «В шёлковом шелесте снежного шума». Нагнетание звуков С, Ш и Щ создает эффект подражания свисту ветра.
Ассонанс — повтор гласных звуков с целью создания выразительного художественного образа: «Марш, марш — машем флагом// Маршируем на парад». Гласный «а» повторяется для создания эмоциональной полноты чувств, уникального ощущения всеобщей радости и открытости.
Звукоподражание — подбор слов, сочетающих определенный набор звуков, который создает фонетический эффект: вой ветра, шелест травы и другие характерные природные звуки.
Средства выразительности в русском языке, тропы
Использование слов речевой выразительности
Аллитерация, ассонанс и другие
Аллитерация — повторение одинаковых согласных или их сочетаний в стихотворении, что придает стиху звуковую выразительность, яркость, оригинальность. К примеру, звук у Владимира Маяковского в «Облаке в штанах»:
или тут же:
А вот и пример современный нам. У певицы Юты («Падать»):
Ассонанс — особым образом организованное повторение согласных звуков (чаще в стихотворном тексте), что придает стиху музыкальность, гармоничность, песенность. Мастерски созданный фонетический прием может передать атмосферу, обстановку, душевное состояние и даже окружающие звуки. Тщательно проработанный ассонанс у Владимира Маяковского несет оттенок текучей безнадежности:
У Владимира Владимировича в любом стихотворении изобразительно-выразительные средства фонетического характера сочетаются с тропами и синтаксическими фигурами. Это авторская уникальность.
Каламбурные рифмы — это построенные на схожести звучания сочетания слов и звуков.
Виды изобразительно-выразительных средств
-
Тропы (слова с переносным значением): аллегория, гипербола, литота, метафора, метонимия, оксюморон,
олицетворение, перифраз, синекдоха, сравнение, эпитет. -
Стилистические фигуры речи: анафора, эпифора, параллелизм, антитеза, бессоюзие, многосоюзие,
градация, инверсия, парцелляция, эллипсис, риторические конструкции. - Звукопись: аллитерация, ассонанс.
- Лексические средства: архаизмы, неологизмы, окказионализмы,диалектизмы, варваризмы, экзотизмы и др.
- Строфика, размер, ритм.
В этой статье мы расскажем Вам о тропах и о том, какие задания могут быть с ними связаны.
Тропы — словесные обороты
Ярче и выразительнее, интереснее и насыщеннее делают речь тропы. Это слова и их сочетания, употребляемые в переносном смысле, отчего и появляется та самая выразительность текста. Тропы помогают передавать различные оттенки эмоций, воссоздавать правдивые образы и картины в сознании читающего, при их помощи мастера слова вызывают определенные ассоциации в сознании читателя.
Наряду с синтаксическими средствами языка, тропы (относящиеся к лексическим средствам) являются достаточно мощным оружием в литературной сфере
Стоит уделить внимание тому факту, что многие тропы перебрались из литературного языка в разговорную речь. Мы настолько привыкли к ним, что перестали замечать непрямое значение таких слов, отчего они утратили свою выразительность
Нередкое явление: тропы настолько «избиты» разговорной речью, что становятся штампами и клише. Привычными и заезженными стали некогда выразительные словосочетания «черное золото», «блестящий ум», «золотые руки».
Объяснение и примеры
Для усиления восприятия в литературном произведении используются различные средства выразительности, в частности — тропы.
Речь персонажа
Чтобы автор мог передать речь другого человека (пусть и гипотетического — своего персонажа), нужно обогатить его высказывания приёмами и выражениями, предположительно характерными именно для данного человека.
Пример
Дед Щукарь из романа М. А. Шолохова «Поднятая целина» регулярно употребляет в речи афоризмы — как народные, так и выдуманные им самим.
Проблему составляет и необходимость передачи мыслей героев. Одним из средств решения этой сложности является риторический вопрос.
Пример
Когда Владимир Ленский («Евгений Онегин» А. С. Пушкина) произносит: «Куда, куда вы удалились, Весны моей златые дни?» — он, конечно, не предполагает ответа на этот вопрос, который, по сути, выражает скорбь в связи с уходящей молодостью.
Поэтический язык
Особенно остро необходимы выразительные средства языка в поэтической речи: лирика характеризуется повышенной эмоциональностью и высокими требованиями к ритму и созвучию. Именно поэтому мы легко находим анафоры, аллитерации и ассонансы в поэтических произведениях.
Пример
Наиболее распространёнными в лирике анафорами считаются те, в которых повторяется начало поэтической строки («Черноглазую девицу, / Черногривого коня!» из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Узник» — повтор «черно»).
Звукоимитацию событий жизни весьма эффективно можно осуществлять с помощью аллитерации (фраза «Задрожало зеркало затона» в стихотворении С. А. Есенина «С добрым утром!» имитирует дрожание с помощью повторения звуков «з» и «р»).
А придать поэтическому тексту напевность помогает ассонанс (например, повторение протяжного «а» — «О, весна без конца и без краю…» в одноимённом стихотворении А. А. Блока).
Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, аллегории и гиперболы составляют преимущественную ткань поэтического текста. А если нужно подчеркнуть что-то из ряда вон выходящее, сочетающее в себе противоположности, применяется такой приём, как оксюморон.
Пример
Анна Ахматова в стихотворении «Царскосельская статуя» употребила выражение «ей весело грустить»: печальная статуя выглядит радостно благодаря солнцу и окружающему её Царскосельскому саду.
Стилистические фигуры
Риторическое восклицание – построение речи, при котором в форме восклицания, в повышенной эмоциональной форме утверждается то или иное понятие.
(п) «Да это просто колдовство!»
Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа.
(п) «Какое лето, что за лето?»
Риторическое обращение – обращение, носящее условный характер, сообщающее поэтической речи нужную интонацию.
Кольцо строфы –звуковой повтор располагающийся в начале и в конце данной словесной единицы — строки, строфы и т.д.
(п) «Ласково закрыла мгла»; «Гром небес и пушек гром»
Многосоюзие – такое построение предложения, когда все или почти все однородные члены связаны между собой одним и тем же союзом
Бессоюзие – пропуск союзов между однородными членами, придающий худ. речи компактность, динамичность.
Эллипсис – пропуск в речи какого-нибудь легко подразумеваемого слова, члена предложения.
Параллелизм – сопутствие параллельных явлений, действий, параллельность.
Эпифора – повтор слова или сочетания слов. Одинаковые концовки смежных стихотворных строк.
(п) «Деточка, все мы немного лошади!
Каждый из нас по-своему лошадь…»
Анафора – единоначатие, повторение одних и тех созвучий, слов, словосочетаний в начале нескольких стихотворных строк или в прозаической фразе.
(п) «Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку…»
Инверсия – преднамеренное изменение порядка слов в предложении, что придает фразе особую выразительность.
(п) «Не ветер, вея с высоты,
Листов коснулся ночью лунной…»
Градация – использование средств художественной выразительности, последовательно усиливающих или ослабляющих образ.
(п) «Не жалею, не зову, не плачу…»
Антитеза – противопоставление.
(п) «Они сошлись: вода и камень,
Стихи и проза, лед и пламень…»
Синекдоха – перенесение значения на основе сближения части и целого, использование ед.ч. вместо мн.ч.
(п) «И слышно было до рассвета, как ликовал француз…»
Ассонанс – повторение в стихе однородных гласных звуков,
(п) «ночами без улыбки вырос сын»
Аллитерация – повтора или созвучия гласных
(п) «Где роща ржуща ружей ржет»
Рефрен – точно повторяемые стихи текста (как правило, его последние строки)
Реминисценция – художественном произведении (преимущественно поэтическом) отдельные черты, навеянные невольным или преднамеренным заимствованием образов или ритмико-синтаксических ходов из другого произведения (чужого, иногда своего).
(п) «Я пережил и многое и многих»
Всё для учебы » Русский язык » Изобразительные средства выразительности: инверсия, аллегория, аллитерация…
Синтаксические приемы
Синтаксические фигуры речи – обороты, используемые автором с целью лучше донести нужную информацию или общий смысл текста, иногда для придания отрывку эмоциональной окраски. Вот какие бывают синтаксические средства
выразительности:
- Антитеза — синтаксическое средство выразительности, основанное на противопоставлении. «Преступление и наказание». Позволяет подчеркнуть значение одного слова при помощи другого, противоположного по значению.
- Градации — средства выразительности, применяющие синонимичные слова, расположенные по принципу нарастания и угасания признака или качества в русском языке. Например, звезды светили, горели, сияли. Такая лексическая цепочка выделяет главное понятийное значение каждого слова – «светить».
- Оксюморон — прямо противоположные слова, находящиеся рядом. Например, выражение «пламенный лед» образно и ярко создает противоречивый характер героя.
- Инверсии— синтаксические средства выразительности, основанные на необычном построении предложения. Например, вместо «он пел» написано «пел он». В начало предложения выносится слово, которое автор хочет выделить.
- Парцелляция — намеренное деление одного предложения на несколько частей. Например, Рядом Иван. Стоит, смотрит. Во второе предложение обычно выносится действие, качество или признак, принимающие на себя авторский акцент.
Важно!
Этиобразные средства представители ряда научных школ относят к стилистическим. Причина замены термина кроется во влиянии, оказываемом выразительными средствами данной группы именно на стиль текста, хотя и посредством синтаксических конструкций.
Синекдоха
Синекдоха — троп; образное выражение; замена единственного числа множественным и наоборот; название части вместо целого.
Синекдоха — разновидность метонимии.
Функции синекдохи
- насыщенность речи путем избежания повтора;
- усиление образности;
- демонстрация автором своего умения в выборе ассоциаций/ демонстрация своего мастерства
Примеры: |
---|
«Работая локтем, мы бежали» (локтем вместо локтями); «Мы все глядим в Наполеоны» (все хотим быть известны, как Наполеон); «Воды Струились тихо. Жук жужжал..» (жук вместо жуки); «И слышно было до рассвета, Как ликовал француз» (ликовали французы, а не один француз). |
Гипербола
Среди изобразительно-выразительных элементов языка выделяют художественные преувеличения. Их называют гиперболами. К таким средствам прибегают в тех случаях, когда на читателя или слушателя хотят произвести очень сильное впечатление. Такой прием характерен для произведений, созданных устным народным творчеством. Это свидетельствует о существовании гиперболы в далекие времена. Например, в сказках и былинах богатырь скачет на своем коне ниже облаков, выше леса, а его свист способен склонить к земле могучие деревья. В таких произведениях все вырастает до внушительных размеров, что свидетельствует о любовании народной силой. Гипербола производит сильное впечатление на слушателей. Используется она и в настоящее время. Нередко в своей речи мы говорим, что нам море по колено или о том, что какую-либо новость знает уже весь город.
Сравнение
Среди изобразительно-выразительных средств языка существует специальный прием, основанный на сопоставлении двух явлений. При этом он позволяет пояснить одно явление через другое. Наиболее часто это выразительное средство языка оформляется в форме сравнительных оборотов, обогащенных союзами что, как будто, точно, словно и как. Например: как спелые яблоки, сидят на ветке снегири.
Передача сравнения может быть осуществлена и другими средствами. Например, существительным в творительном падеже с глаголом. Например: багровым костром лежал закат. Для сравнения может быть применено сочетание существительного со сравнительной формой прилагательного — правда дороже, чем золото.
Определения
- Троп — риторическая фигура, которая используется, чтобы усилить образность языка художественного произведения.
- Риторический вопрос — фигура речи, представляющая собой вопрос, не требующий ответа.
- Афоризм — краткая меткая характеристика, бытующая в речи как устойчивое выражение.
- Инверсия — нарушение порядка слов, принятого в разговорной речи.
- Анафора — единоначалие, повторение схожих звуков в начале поэтической строки или предложения.
- Эпифора — повторение звуковых сочетаний или слов. Противоположность анафоры.
- Аллитерация — повторение одинаковых или похожих согласных с целью ритмизации речи.
- Ассонанс — повторение одинаковых или похожих гласных с целью гармонизации речи.
- Эпитет — определение при слове, подчёркивающее те или иные его свойства и придающее образность.
- Сравнение — художественный приём, основанный на сопоставлении различных явлений, лиц или предметов по признаку сходства.
- Метафора — слово либо словосочетание, употребляемое в переносном значении. В основе метафоры — скрытое сравнение на основании общности признака.
- Олицетворение — наделение неживого объекта признаками живого.
- Метонимия — использование названия одного предмета в качестве характеристики другого (перенос по смежности).
- Гипербола — поэтическое преувеличение.
- Аллегория — художественная презентация отвлечённых идей в качестве вещественных символов или людей.
- Оксюморон — сочетание слов со взаимоисключающими значениями.
Фразеологические обороты
Фразеологические выражения – это лексические языковые средства, чья выразительность определяется:
- Образным значением фразеологизмов, иногда с мифологической подоплекой (ахиллесова пята).
- Принадлежностью каждого к категории высоких устойчивых выражений (кануть в Лету), либо разговорных оборотов (развесить уши). Это могут быть языковые средства, имеющие положительную эмоциональную окраску (золотые руки — нагрузка одобрительного значения), или с негативную экспрессивную оценку (мелкая сошка — оттенок пренебрежительного отношения к человеку).
Фразеологизмы употребляют
, чтобы:
- сделать ударение на наглядности и образности текста;
- выстроить необходимую стилистическую тональность (просторечности или возвышенности), предварительно оценив языковые особенности текста;
- выразить авторское отношение к сообщаемой информации.
Образная выразительность фразеологических оборотов усиливается по причине их преобразования из общеизвестных в индивидуально-авторские: светить во всю Ивановскую. Особая группа — это афоризмы (крылатые выражения). Например, счастливые часов не наблюдают.
К афоризмам можно отнести и произведения народного творчества: пословицы, поговорки.
Эти художественные средства применяют в литературе довольно часто.
Внимание!
Фразеологизмы как изобразительно- выразительные литературные средства не могут быть использованы в официально-деловом стиле.
Синонимы
Изобразительно-выразительные средства речи могут быть усилены посредством употребления синонимов. К таким языковым элементам относят слова, которые обозначают одно понятие. При этом синонимы различаются между собой стилистической окраской или смысловыми оттенками. Роль изобразительно-выразительных средств заключена в создании красоты и выразительности речи. Человек, не владеющий синонимическим богатством языка, не может построить образную и яркую фразу. Бедность лексики часто приводит к тому, что в речи повторяются одни и те же слова, а также возникают тавтологии.
Русский язык обладает огромным арсеналом, включающим в себя выразительные средства, композиции и приемы. Описать существующую палитру красок живой речи, а также ее многоцветность просто немыслимо. Для этого, кроме определений, понадобится перенести в сознание слушателя и всю радугу переживаний и чувств, которые охватывают рассказчика.
Например, лошадь. Назвать ее можно конем, клячей, кобыленком, пегасом и т. д. Все будет зависеть от оценки ее достоинств и отношения к ней (ироничного, серьезного или шутливого). Множество синонимов имеет и слово «деньги». Можно сказать: лимоны и бабки, купюры и штуки.
Изобразительно-выразительные средства обязательно должны быть в арсенале человека. При этом необходимо владеть искусством, позволяющим свободно играть синонимами. Любому культурному индивиду следует знать, когда сказать «пес», а когда «собака» и т. д.