Как научить ребёнка делить слова на слоги: самые быстрые и эффективные способы

Содержание:

Виды слогов русского языка по месту расположения и структуре

Чтобы освоить правило деления на слоги, необходимо знать, какие его виды существуют в том или ином изучаемом языке. В русском языке виды слогов выделяются по месту расположения в слове, по структуре слога, по отношению к ударению и звучности (тону).

Так, по месту расположения слоги разделяются на: начальные, срединные и конечные.

По структуре слоги разделяются на виды:

1) Открытый – оканчивается на гласный звук. Например, слово «Ка-те-ри-на» состоит из четырех слогов, все они заканчиваются на гласные звуки, поэтому все эти слоги открытые.

2) Закрытый – оканчивается на согласный звук. К примеру в слове «Мар-га-ри-та» четыре гласных, а значит, и четыре слога. Первый оканчивается на согласный «р» и является закрытым, все остальные — на гласные и являются открытыми.

Стоит заметить, что в русском языке львиную долю составляют открытые слоги, благодаря чему речь очень приятно звучит. В тоже время закрытых в русском языке немало.

В зависимости от того, какая буква стоит в начале слога, выделяют прикрытые (с согласной) и неприкрытые (с гласной) виды. К примеру, слово «ар-буз», в данном случае первый слог является неприкрытым, а второй прикрытым.

оПЮБХКЮ ДЕКЕМХЪ МЮ ЯКНЦХ

яХЯРЕЛЮ НАПЮГНБЮМХЪ ЯХКЭМН ХГЛЕМХКЮЯЭ ГЮ ОНЯКЕДМХЕ ЦНДШ. оНЪБХКХЯЭ ДПСЦХЕ РПЕАНБЮМХЪ Х Й ЬЙНКЭМНИ ОПНЦПЮЛЛЕ.

оПЮБХКЮ ДЕКЕМХЪ ЯКНБ МЮ ЯКНЦХ МЕЯЙНКЭЙН ОНЛЕМЪКХЯЭ Я РЕУ ОНП, ЙНЦДЮ ЯНБПЕЛЕММШЕ ПНДХРЕКХ 80-У Х 90-У ЦНДНБ ПНФДЕМХЪ НАСВЮКХЯЭ Б МЮВЮКЭМНИ ЬЙНКЕ.

1. яКНЦ МЮВХМЮЕРЯЪ Я ЯНЦКЮЯМНЦН ГБСЙЮ, ЕЯКХ Б М╦Л МЕЯЙНКЭЙН АСЙБ. оПХЛЕПШ: йюп-рх-мю, рбн-пнц, онд-ярюб-йю. хЯЙКЧВЕМХЕЛ ЪБКЪЕРЯЪ АСЙБЮ и. е╦ НРМНЯЪР Й ОПЕДШДСЫЕЛС ЯКНЦС: пюи-нм, пеи-йю, люи-йю.

2. гБНМЙХЕ ЯНМНПМШЕ ЯНЦКЮЯМШЕ Х и НРМНЯЪРЯЪ Й ОЕПБНЛС ЯКНЦС ОПХ ДЕКЕМХХ: цюк-йю, яйюк-йю, рсл-аю.

3. цКСУХЕ, ГБНМЙХЕ МЕЯНМНПМШЕ Х ЬХОЪЫХЕ ГБСЙХ НРМНЯЪРЯЪ ЙН БРНПНЛС ЯКНЦС: ью-ойю, ьх-ьйю, лх-ьйю.

4. дБНИМШЕ ЯНЦКЮЯМШЕ ОЕПЕУНДЪР БН БРНПНИ ЯКНЦ: рнп-феяр-бе-ммши, дкх-ммши, ю-ййс-пюр-мши. нДМЮЙН ДКЪ ОЕПЕМНЯЮ ЯРЮПНЕ ОПЮБХКН ДЕКЕМХЪ ЯНУПЮМХКНЯЭ: рнпфеярбем-мши, дкхм-мши, юй-йспюрмши.

дНЬЙНКЭМХЙЮЛ, НАСВЮЧЫХЛЯЪ ВРЕМХЧ, МЕ МЮДН ОНДПНАМН ПЮГЗЪЯМЪРЭ ЩРХ ОПЮБХКЮ.

пЕЦСКЪПМШЕ СОПЮФМЕМХЪ ДНЛЮ Б ЯНВЕРЮМХХ Я ГЮМЪРХЪЛХ Б ДЕРЯЙНЛ ЯЮДС НАКЕЦВЮР Б ДЮКЭМЕИЬЕЛ ЬЙНКЭМНЕ НАСВЕМХЕ.

яОПЮБНВМН:

лЮРЕПХЮКШ ОНДЦНРНБКЕМШ тЕДЕПЮКЭМШЛ НАПЮГНБЮРЕКЭМШЛ ЯЕПБХЯНЛ ╚хМоПН╩ ╝ (кХЖЕМГХЪ лХМНАПМЮСЙХ 22к01 ╧ 0002491). цНРНБХЛ ДЕРЕИ Й ЬЙНКЕ ОН БЯЕИ пНЯЯХХ Б 40+ ЖЕМРПЮУ Х НМКЮИМ, Б РНЛ ВХЯКЕ Б Ц. гЮМЪРХЪ Б бЮЬЕЛ ЦНПНДЕ.

аЕЯОКЮРМЮЪ ЦНПЪВЮЪ КХМХЪ: 8 800 250 62 49 (Я 6 ДН 14 ОН лЯЙ).

яКЕДХРЕ ГЮ НАМНБКЕМХЪЛХ Б ЯНЖХЮКЭМШУ ЯЕРЪУ:

  • ╚бЙНМРЮЙРЕ╩:
  • ╚нДМНЙКЮЯЯМХЙХ╩:
  • ╚хМЯРЮЦПЮЛ╩:
  • ╚YouTube╩:

яЕИВЮЯ Б РЕЙСЫЕЛ ПЮГДЕКЕ ╚вРЕМХЕ ОН ЯКНЦЮЛ╩ РЮЙФЕ ВХРЮЧР

Задания на перенос слов 1 класс

1. Спиши. Раздели слова на слоги.

Чудесный день! В море дельфин. Ольга любит дельфинов. Хорошо с ними играть!

Слово хорошо раздели для переноса всеми возможными способами.

Наступил апрель. По реке плывут льдины. Стали петь птицы. Небо высокое и голубое.

Слово высокое раздели для переноса всеми возможными способами.

К доктору пришли больные. Это были медведь, чайка и маленький олень. Доктор стал их лечить.

Слово маленький раздели для переноса всеми возможными способами.

Коля и Миша играют. У Коли конь. Он большой. У Миши олень. Он маленький. Мальчикам весело.

Слово мальчикам раздели для переноса всеми возможными способами.

Пришла зима. Выпал пушистый снег. Хороши белые снежинки. У Миши санки. А у Клавы лыжи. Они идут в парк.

Слово снежинки раздели для переноса всеми возможными способами.

Мальчик и девочка часто бегают в лес. Там они ищут шишки, рвут щавель. В лесу весело поют птички. В дупле живёт ручная белка.

Слово девочка раздели для переноса всеми возможными способами.

Дети часто ходили в рощу. Весной там цвели душистые ландыши. А летом дети видели пушистый хвост лисы. Сегодня им встретился заяц. У него длинные уши.

Слово душистые раздели для переноса всеми возможными способами.

В глубине еловой густой кроны сидела на гнезде ворона. Она таилась от других птиц. Ворона была тише воды, ниже травы. Она боялась оставить гнездо и остудить на утреннем морозе яйца.

Слово таилась раздели для переноса всеми возможными способами.

2. Перепиши, разделяя слова на слоги и для переноса.

Школа, ящерица, дружба, читайте, чайка, ручейки, улица, курица, девочка, муравей, маяк, слушайте, юла, птичка, принесла, клетка, комната, растение, окно, заяц, узоры, яблоко, урожай, увидели.

4. Подчеркни слова, которые нельзя перенести.

  • Якорь, книга, шёл, кошка, майка, узор, аист, дуб, строитель, зверь, тетрадь, стул,яма, чиж, олень.
  • Учитель, плед, ложка, ежи, вилка, ёлочка, карандаш, ужин, май, усы, слой, уж, азбука, мёд.
  • Чайка, мост, яблоко, цветы, юла, океан, Оля, ягода, куст, Алёна, поезда, пост, Ирина, душ, лей.
  • Юля, мяч, Игорь, луч, лес, улей, клён, чай, Марина, брат, слойка, стройка, лейка, ёжик, отец.

5. Раздели слоги для переноса всеми возможными способами.

  • Карандаш______________________________
  • Петрушка______________________________
  • Пушинка_______________________________
  • Кукуруза_______________________________
  • Лужайка_______________________________
  • Заморозки______________________________
  • Каракатица_____________________________
  • Макароны______________________________
  • Сильные_______________________________
  • Пожалуйста____________________________
  • Строитель______________________________
  • Океан__________________________________
  • Увидела________________________________

5.  Раздели слова на слоги на группы по числу слогов.

Ночной, ель, большой, деревня, ясень, вершина, спина, страна, паруса,  уголь, волна, площадка, крольчата, смельчак, день, сторожка, селёдка, голубка, бежит, дрожит, тень, чайник, конь, арка, солнышко, январь.

7. Измени слова так, чтобы их можно было перенести.

  • Клён______________________________
  • Столб_____________________________
  • Лист______________________________
  • Пень______________________________
  • Гриб______________________________
  • Стол______________________________
  • Крот______________________________
  • Дуб_______________________________
  • Мышь_____________________________
  • Конь______________________________
  • Кот_______________________________
  • Куст______________________________
  • Страх_____________________________
  • Мак_______________________________
  • Снег______________________________
  • Дед_______________________________
  • Лёд_______________________________
  • Мороз_____________________________

Ударные и безударные слоги

Ударный слог – это слог, на гласную которого падает ударение, то есть гласная стоит в сильной позиции. На безударные слоги ударение не падает.

А безударные слоги, в свою очередь, делятся на два типа по отношению к ударному слогу: заударные и предударные. Нетрудно догадаться, что предударные стоят перед ударным слогом, заударные, соответственно, – после. Их также делят на предударные/заударные слоги разного порядка по отношению к ударному. Первый предударный или заударный находится ближе всего к ударяемому, второй по порядку стоит за первым заударным и предударным, и так далее.

Возьмем к примеру слово че-ре-до-ва-ни-е, где все слоги, стоит заметить, являются открытыми. Ударным будет четвертый слог -ва-, первым предударным – слог -до-, вторым – -ре-, третьим – че-. А вот первым заударным будет -ни-, вторым – -е.

Переходим от простого к сложному

Когда ребенок освоит азы, начинайте усложнять задания. При этом продолжайте проводить занятия в игровой форме.

Предложите ребенку несколько слов, которые отличаются только одной буквой. Пусть он определит, в чем различие между ними. Например, слова: «мыло» и «мило», «дом» и «дым».

Выберите десяток слов, состоящих из двух слогов. На каждый слог потребуется по одной карточке. Перемешайте листочки и попросить ребенка составить из них слова. Подойдут существительные «рама», «мама», «папа», «дача», «рука», «нога», «лицо», «мыло», «тело», «мясо».

Научите ребенка делать перенос по слогам. Для этого выпишите на листок несколько двухсложных слов в столбик. Пусть ребенок проведет черту после каждой гласной, а затем произнесет вслух, делая небольшие паузы на месте слогораздела.

Возьмите два листа с одинаковым текстом. Пусть это будет сказка или небольшой детский стишок. Попросите ребенка следить за словами, пока вы читаете. Через какое-то время делайте паузу и спрашивайте ребенка, где вы остановились.

Читайте с малышом небольшие сказки по ролям.

Для занятий любого рода выбирайте забавные детские тексты, вызывающие интерес у ребенка. Это могут быть стихи, сказки, небольшие статьи о животных. Просите пересказать прочитанное. Это поможет развить память и речь малыша.

Учим русский язык Полезные справочные и занимательные материалы по русскому языку

 Фонетический слог — это один гласный звук или гласный в сочетании с одним или несколькими согласными звуками, которые в процессе говорения произносятся одним толчком выдыхаемого воздуха.

Необходимо различать  фонетический слог и слог для переноса слова.

Деление слова на слоги — это характеристика звучащей речи.  По составу слог может состоять из одного, двух или более звуков.  В речевом потоке мы слышим именно слоги, из которых складываются слова, поэтому фонетический слог (слог) — это наименьшая единица произнесения слова, а звук — кратчайшая единица речи.

В состав слога обязательно входит гласный звук, поэтому в слове столько слогов, сколько гласных: го-ло-ва, о-го-род —  по 3 слога.

Для малышей!Чтобы определить количество слогов в слове, надо приложить раскрытую ладошку под подбородок и четко произнести слово.   На гласных подбородок ударит по ладошке. Посчитайте количество таких ударов и узнаете количество слогов.

Ударные и безударные слоги

В словах, состоящих из двух и более слогов, один слог обычно является ударным, а остальные — безударными.

Ударные слоги произносятся с большей силой и большей длительностью, чем безударные.

В русском языке ударение подвижное. Оно может стоять на любом слоге слова (в начале слова, в середине или в конце слова) и может перемещаться при изменение формы слова: вой-нА — вОй-ны, тра-вА — трА-вы.

Слова могут состоять

  • из одного слога — односложные слова: лес, вес, ум, ель ;
  • из  двух и более слогов — многосложные слова: ре|ка (2 слога — 2 гласные) , под|бе|ре|зо|вик (5 слогов) и т.д.

Деление на фонетические слоги

осуществляется по закону восходящей звучности (т.е. слышимости звука на расстоянии):    неначальный слог  всегда строится от менее звучного звука  к более звучному.  В порядке увеличения звучности (содержанию голоса или тона) звуки распределяются  так:

  1. глухие (состоят из шума) и звонкие ( состоят из шума и тона) — шумные
  2. сонорные (преобладание тона над шумом)
  3. гласные (голос без шума)  звуки.

Сонорные звуки являются более звучными, чем шумные, поэтому слогораздел может проходить после сонорного перед шумным. Например:

карман —  132232 ,где каждая цифра обозначает номер звучности (1 — шумные, 2 — сонорные, 3 — гласные) Слогораздел может  проходить между цифрами  3 и 2 или между двумя сонорными 22: ка-рман (13-2232) , кар-ман (132-232);вра-жда (123-113), во-лна (13-223) или вол-на (132-23), ве-сна (13-123)

В неначальных закрытых слогах начало всегда строится по принципу восходящей звучности, напр.: воль-ный (132-232).

Начальный слог может начинаться с любого согласного ( ра-порт), с сочетания двух согласных ( ста-ло, враг), с сочетания трех согласных ( стра-на), а также с гласного ( о-боз).  Начальный слог может завершаться гласным, а также любым сонорным при допустимом делении на слоги, когда слогораздел проходит между сонорными: о-браз, до-ска, нор-ма, воль-но.

Таким образом  при сочетании нескольких согласных между двумя гласными в середине слова слогораздел (граница между слогами) проходит

  •  после перед любой другой согласной:  сай-а, вой-на  — слог, оканчивающийся на й — закрытый;
  • после сонорных звуков (непарных звонких Л, М, Н, Р — , , , , , , , ) перед следующим шумным (глухим или парным звонким звуком): кол|ба , лам|па ;
  • в остальных случаях  слогораздел проходит после гласного звука,  перед стечением согласных:  молоко , сестра , весна , волна.

Фонетический слог и слог для переноса слова

Необходимо различать  фонетический слог и слог для переноса слова  (см. правила переноса слов).  Они могут не  совпадать,  хотя в большинстве случаев слова переносятся по слогам:  ре-ка, боль-ной,  вой-на.

Несовпадения фонетического слога и слога для переноса возникает по следующим причинам:

При переносе нельзя оставлять на строке или переносить на следующую строку одну букву,но фонетический слог существует юла й’у-лА не переносится
идея и-д’э-й’а не переносится
Одинаковые согласные при переносе разбиваются, а в фонетическом слоге дают один долгий согласный звук касса ка-с:а кас-са
При переносе учитывается морфемное строение слова лесной л’и-сной’ лес-ной (лес — корень)
разбить ра-зб’ит’ раз-бить (раз-приставка)
 отличия при стечении согласных пёстрый п’о-стрый’ пё-стрый, пёс-трый, пёст-рый

Список использованной литературы

  • Баранов М.Т. Русский язык: справочные материалы: пособике для учащихся общеобразоват. учреждений , М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В.Прудникова; под ред. Н.М. Шанского – 11 изд. – М.: Просвещение, 2009
  • Литневская Е.И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. – МГУ, Москва, 2000, ISBN 5-211-05119-x.
  • Русская грамматика; под ред. Н.Ю.Шведовой и др.- м.: Наука, 1980

Деление на слоги и деление для переноса

Разбор слова по слогам и деление для переноса – разные вещи. Переносится слово по преимуществу по морфемам; если есть удвоенные, одна буква остается на строке, а вторая переносится. При делении на слоги удвоенные неизменно оказываются в одном слоге. При переносе надо только следить за тем, чтобы не оставить и не перенести меньше слога или всего одну букву.

Приведем пример.

Деление на слоги: бе – ссо- нный; а – ка – ци – я

Деление для переноса: бес – сон – ный; ака – ция.

Что мы узнали?

Деление на слоги и деление для переноса – разные вещи. Принято делить на слоги так, чтобы последний звук в слоге был гласный или сонорный согласный (в том случае, если за сонорной следует другая согласная). Если в слове есть удвоенные согласные, они всегда оказываются в одном слоге.

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 5

    Найдите ошибочное утверждение

    • В слове может быть один слог.
    • В каждом слоге только один гласный.
    • В каждом слоге только один согласный
    • Слог может состоять из одного звука.

Начать тест(новая вкладка)

Как определить, сколько слогов в слове? В слове столько слогов, сколько в нем гласных

Примеры слов с одним слогом:
звук, волк, класс, гусь, ёж, слон, жук, ель, зверь, змей, стол, гриб, лист, дверь, стул, дом, лось, речь, пень, зубр, кот, край.Примеры слов с двумя слогами:
ответ, гласный, медведь, яма, аист, урок, язык, заяц, зайцев, якорь, ёжик, осень, юла, орех, змея, лиса, ястреб, друзья, чайник, белка, оса, длинный, удар, русский, окно, Юра, арбуз, чайка, утюг, ива, ёлка, тетрадь, морковь, огонь, утка, коньки, ухо, школа, пчела, муха, июнь, ящик, вьюга, иней, мальчик, стакан, деньки, сказка, метель, Юля, Яша, олень, солнце, семья.Слова, в которых 3 слога:
учитель, огурец, урожай, ягода, какие, яблоко, овощи, воробей, согласный, попугай, ученик, ударный, деревья, карандаш, Мария, азбука, бабочка, линия, кастрюля, Россия, большая, прописи, аллея, ёлочка.Слов с четырьмя слогами:
обезьяна, велосипед, акация.Слова, в которых 5 слогов:
ударение, математика, литература, белоголовый.

Правила переноса слов русского языка

Казалось бы, правила деления на слоги и для переноса должны быть одинаковыми, однако очень часто это не так. Дело в том, деление для переноса основывается на других принципах, хотя многие из них и схожи с принципами слогоделения.

Главным отличием является нарушение принципа «количество гласных = количество слогов», так как при делении слова для переноса, нельзя отрывать одну букву, в том числе «ь», «й», «ъ» или гласную. Например, если делить по слогам слово «На-та-ли-я», то выйдет четыре слога, однако если переносить получается только три слога «На-та-лия».

Когда в слове стоят подряд несколько согласных, разделять их можно на свой вкус: как «те-ксту-ра», так и «тек-сту-ра».

Слова-аббревиатуры («НИИНУИНУ») переносить запрещено, а вот сложные слова, состоящие из нескольких основ, можно разделять по основам («спец-оде-жда»).

При совпадении двух одинаковых согласных, находящихся между двумя гласными, они разделяются («бе-зи-мян-ный»). Если же одна из парных согласных — часть корня, а другая — часть суффикса, тогда их оставляют вместе: «клас-сы», однако «класс-ный».

Согласную на конце корня перед суффиксом не стоит отрывать, хотя это правило не является строгим: «воронеж-ский».

Последнюю согласную приставки запрещено от нее отрывать: «под-нести». В случае, когда корень начинается на гласную – отделяется сама приставка («без-отказный»), так как от корня нельзя отрывать первую гласную, а также «ы» перед корнем, после приставки («разы-скать»).

Этапы обучения чтению

Чтобы освоение материала проходило легко и эффективно, стоит знать основные этапы обучения чтению. Торопливость и несвоевременность в этом вопросе не приведут к быстрым результатам, а скорее надолго отобьют желание учиться у ребенка

Также важно знать, какое место в обучении чтению занимает слогоделение

Рассмотрите следующие этапы:

  1. звуковой (приобретение навыков выделять в слове звуки и называть их);
  2. буквенный (изучение букв);
  3. слогоделение (деление слов на слоги, определение слогов на слух, сложение их в слова);
  4. чтение слов по отдельности, в словосочетаниях и предложениях.

гЮВЕЛ ДЕКХРЭ ЯКНБЮ МЮ ЯКНЦХ

дЕКЕМХЕ ЯКНБ МЮ ЯКНЦХ НАКЕЦВЮЕР НАСВЕМХЕ ВРЕМХЧ. дЮФЕ БГПНЯКШЕ, ЙНЦДЮ МЮРЮКЙХБЮЧРЯЪ МЮ МЕГМЮЙНЛНЕ ЯКНБН, ЛШЯКЕММН ВХРЮЧР ЕЦН ОН ЯКНЦЮЛ. дЕКЕМХЕ ЯКНБ МЮ ЯКНЦХ ДКЪ ДНЬЙНКЭМХЙНБ – ЯОНЯНА КСВЬЕ ОНМЪРЭ ТНМЕРХВЕЯЙСЧ ЯРПСЙРСПС ПЕВХ. щРНР МЮБШЙ ОНЛНФЕР Б ДЮКЭМЕИЬЕЛ ДЕКЮРЭ ТНМЕРХВЕЯЙХИ ЮМЮКХГ ЯКНБ МЮ СПНЙЮУ ПСЯЯЙНЦН ЪГШЙЮ.

дЕКЕМХЕ МЮ ЯКНЦХ РЮЙФЕ МСФМН МЮ СПНЙЮУ ПСЯЯЙНЦН Б РЕЛЕ «оЕПЕМНЯ ЯКНБ». дЕРХ, ОКНУН СЯБНХБЬХЕ ЯКНЦХ, ЯРЮКЙХБЮЧРЯЪ Я НЬХАЙЮЛХ, ЙНЦДЮ НЯРЮБКЪЧР МЮ ЯРПНВЙЕ ЯРЕВЕМХЕ ЯНЦКЮЯМШУ.

яКНЦ ЛНФЕР ЯНЯРНЪРЭ ХГ ЦКЮЯМНЦН КХАН ЦКЮЯМНЦН Х НДМНЦН ХКХ МЕЯЙНКЭЙХУ ЯНЦКЮЯМШУ.

вРНАШ НАСВХРЭ ПЕА╦МЙЮ ДЕКЕМХЧ МЮ ЯКНЦХ, МСФМН ХЯОНКЭГНБЮРЭ МЮЦКЪДМШЕ ЛЕРНДШ: ЙЮПРНВЙХ ЯН ЯКНЦЮЛХ, ДХДЮЙРХВЕЯЙХЕ ХЦПШ Х РПЕМЮФ╦ПШ.

дНЬЙНКЭМХЙЮЛ НВЕМЭ МПЮБЪРЯЪ ГЮМЪРХЪ Я ЦЕПНЪЛХ ЛСКЭРТХКЭЛНБ Х ЯЙЮГНВМШЛХ ОЕПЯНМЮФЮЛХ. еЯКХ ГЮДЮМХЪ АСДЕР ДЮБЮРЭ МЕ ПНДХРЕКЭ, Ю яБХМЙЮ оЕООЮ, ГЮМЪРХЪ АСДСР ОПНУНДХРЭ НФХБК╦ММЕЕ.

Письменные задания

Дети постарше могут активно работать не только на слух, но и с написанными словами. Для начала объясните им, что сколько в слове гласных, столько и звуков. Предложите выделить все гласные и сосчитать слоги. Если все получается, можно перейти к делению слова.

Помните, что здесь великолепные результаты достигаются регулярными занятиями. Дети должны довести деление на слоги до автоматизма, тогда оно не будет вызывать у них никаких затруднений.

Если у ребенка что-то не получается, постарайтесь не ругать его и просто смените занятие или вообще отложите освоение новой темы на другое время. Возможно, малыш еще не готов к получению новых знаний и умений.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Первые шаги

Многие родители делают ошибку, заставляя детей зазубривать именно названия букв, а не то, как они в реальности произносятся.

Ни один учитель не скажет «спасибо» за такую дошкольную подготовку. Дело в том, что чаще всего детям с подобными знаниями гораздо сложнее научиться читать по слогам, чем даже тем, кто еще ни разу не знакомился с алфавитом.

Следующий шаг – обучение соединению букв в слоги. Здесь необходимо сразу демонстрировать, как произносится связка, а не отдельные звуки. Пусть ребенок прочувствует, как выдыхается воздух, какой эффект при этом получается, какими разными могут быть слоги: состоят из одной буквы, другие из нескольких.

Как объяснить ребенку, что такое слог? Это довольно сложно. Постарайтесь донести до него, что это один либо соединение звуков, для произнесения которых требуется один толчок воздуха, то есть своего рода выдох через рот.

Лучшее объяснение – собственный пример. Старайтесь использовать активную артикуляцию, чтобы дети могли наблюдать за движением губ, повторять их за вами. Произносите слоги вместе, придумайте или найдите интересные стишки из слогов или песенки. Пусть учеба будет увлекательной игрой.

Деление на слоги для дошкольников

Карточки со слогами

Удобно использовать большую кассу слогов. В кармашки вставляют необходимые буквы, получая в результате слоги. Карточки можно приобрести в комплекте, а можно изготовить самим. Особый интерес у малыша вызовут карточки, изготовленные совместно. Деление слова на слоги для дошкольников усваивается легче, если грамотно и интересно организовать занятия.

Упражнения с карточками

1. Взрослый показывает слог БА, предлагает ребёнку прочитать и ответить на вопрос, слово ли это. Это не слово, поскольку ничего не обозначает. Затем берётся слог РАН. Его также читают и выясняют, что словом эта конструкция не является. Далее взрослый кладёт рядом слоги БА и РАН. Малыш читает слоги, и получается слово «баран». Полезно дополнить задание соответствующей картинкой.

2. Ребёнку выдают нечётное количество слогов на карточках — так, чтобы минимум четыре из них могли соединиться в слова. Начинать стоит с пяти карточек. Пример — НЕ, БО, КОШ, КА, РУ. Сначала дошкольник читает слоги. Потом взрослый берёт слог, с которого начинается любое из слов, и предлагает подобрать слогу «потерявшегося друга».

3. Взрослый заранее готовит несколько слов. Он называет начало слова, ребёнок должен найти продолжение на карточках. Начинать надо с двух-трёх слогов, чтобы малыш не запутался. Обратный вариант — взрослый показывает слог на карточке, а дошкольник додумывает окончание.

4. Взрослый выкладывает два слова при помощи слогов, причем слоги перепутаны: КОШ-БА, РЫ-КА. Ребёнку предлагается вернуть «заблудившиеся» слоги в свои слова.

Дидактические игры

1. Взрослый пишет на листочке слоги, короткие слова и сочетания согласных (ПРС, ПА, КОТ, КИ, КИТ, КОШ и т. д.). Малышу предлагается найти слоги и закрасить их зелёным карандашом. Чтобы разнообразить игру, можно предложить найти слова.

2. Игра с мячиком. Взрослый называет слог — РУ — и бросает мячик. Ребёнок ловит и придумывает продолжение.

3. На полосках бумаги написать слова. Дошкольник читает их, затем вместе со взрослым делит на слоги. После слово разрезается ножницами по слогам. Вариант задания — собрать из нарезанных слогов слова обратно.

4. Отхлопывание слогов. Это известный и действенный метод для обучения слогоделению. На каждый слог нужно хлопать в ладони или топать ногой. Для активных детей можно делить слова на слоги с помощью прыжков. Также может прыгать любимая игрушка или мячик.

5. Взрослый называет слово из одного слога: кот, сом, шар, лист. Ребенок должен назвать слово в уменьшительно-ласкательной форме: котик, шарик, листик. При этом нужно определять количество слогов в слове с помощью ладони под подбородком или отхлопывания.

Игры на слоговую структуру слова для детей вызывают повышенный интерес и способствуют закреплению материала.

Тренажёры

Существуют программы, адаптированные под дошкольников и младших школьников, для тренировки навыка деления на слоги. Их можно приобрести в магазинах, некоторые скачать. Самыми простыми можно пользоваться в режиме онлайн.

Задания в тренажёрах обычно похожи на упражнения с карточками. Слоги можно двигать мышкой, составлять из них слова, выбирать между слогом и словом и т. д.

Тренажёры лучше не использовать на начальном этапе обучения. Уместнее включить их в занятия, когда ребёнок будет чётко понимать принцип деления на слоги.

Детям очень нравятся интерактивные задания на компьютере. Многие современные школьные учебники оснащены диском с заданиями. Можно брать оттуда простые упражнения, посильные для дошкольников.

Тренажёр «Делим слова на слоги для детей» поможет разнообразить занятия с дошкольником и закрепить полученные знания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector