Как научить ребёнка считать?
Содержание:
- Состав числа: объяснение и карточки
- В каком возрасте появляется навык счёта чисел?
- Подготовка к обучению устному счету
- Как научить считать в пределах 20
- Состав числа: закрепление
- В каком возрасте нужно учить ребенка считать в уме?
- Что должен уметь ребенок перед обучением
- Простые и доступные методики обучения
- Обучение устному счету путем заучивания таблиц
- Решение примеров столбиком
- Как научить ребенка считать примеры в пределах 10
- Знакомимся с отношениями и математическими действиями
- Как научить ребенка считать до 10, до 20, до 100?
- Как научить ребенка сложению и вычитанию?
- Основы обучения
- Состав чисел от 1 до 10 тренажер распечатать
- Что еще стоит знать
- Подключаем арифметические игры
Состав числа: объяснение и карточки
Когда мы просто складываем разные числа, результат может получиться любой. Но когда мы выясняем состав какого-то числа, то как бы идём в обратном направлении — от результата, который известен заранее (например, 8). Мы учим определённые пары слагаемых — у каждого числа они свои, — чтобы получался именно этот результат.
Я предлагаю действовать в таком порядке.
- Объяснить наглядно, как при одной и той же сумме одно слагаемое может увеличиваться, а второе — уменьшаться. Очень удобно это делать на предметах, которых всегда фиксированное и привычное глазу количество: отлично подходят коробки из-под яиц (10), прозрачные упаковки печенья или конфет (обычно 6, 8, 12), строчки календаря (7), упаковки акварели, пластилина и т.п.
- Ребёнок обязательно должен записать в тетрадь (или на листочек) все возможные варианты состава числа, проговорить их вслух, найти и соединить примеры с одинаковыми слагаемыми (7+1 и 1+7, например).
- Очень советую сделать для закрепления состава числа карточки вида
7 + 1 = 8
6 + 2 = 8
5 + 3 = 8
4 + 4 = 8
Отдельную карточку на каждый пример. Зачем? Карточки составом числа дают нам много возможностей для заучивания комбинаций. Например:
- Раскладываем карточки по порядку.
- Просим ребёнка все их назвать.
- Переворачиваем, кладём карточки лицевой стороной вниз.
- Просим ребёнка их припомнить.
- Открываем, проверяем, хвалим!
Сделать столько раз, сколько понадобится, чтобы ребёнок назвал их все. Заниматься можно буквально по нескольку минут, между делом.
В каком возрасте появляется навык счёта чисел?
Прежде чем браться всерьёз за изучение первых приемов счёта, необходимо знать, в каком возрасте ребенок будет готов к занятиям и сможет оптимально воспринимать новую для него информацию в такой непростой дисциплине.
– До 3 лет. Психологи и педагоги раннего развития утверждают, что мозг двухлетнего ребенка уже способен запоминать счёт. В 2-3 года малыш осознает элементарный порядковый счёт, который подразумевает показывание пальчиком на предметы и считание их по порядку – одно яблоко, два яблоки и т.п.
– 3-4 года. По достижению трех лет ребенок уже осознанно подходит к процессу счёта. Он может посчитать, сколько конфет необходимо для всех членов семьи, отнимать лишнее, складывать малые группы предметов.
– 4-5 лет. В 4 года малыш уже на наглядных материалах может выполнять несложные приемы счёта. Ближе к 5 годам можно учить ребенка считать в уме. Пятилеткам уже, как правило, не интересно считать в пределах 10. Настало самое время научить ребенка считать до 20. Мозг подросшего чада уже способен осмысливать абстрактные понятия. Счёт в уме под силу освоить дошкольнику, и проще познакомиться с ним сейчас, чем в начальной школе.
– 5-7 лет. В этом возрасте ребенок уже в силах начать учить понятия десяток. Как только ваш будущий ученик поймет, где нужно прибавлять “цать”, то очень быстро он освоит дальнейший счёт. Не за горами 1 класс. До школы желательно научить ребенка считать до 100, чтобы ему было легче усваивать математический материал. Более того, в возрасте 7 лет ребенок уже будет совершать мелкие покупки и вместе со счетом нужно научить считать деньги, чтобы первоклассник знал, сколько ему после покупки мороженого положено сдачи.
Подготовка к обучению устному счету
Подготовка к устному счету должна начинаться с первых шагов в изучении математики. Знакомя ребенка с числами, обязательно нужно приучить его к тому, что каждое число обозначает группу с определенным количеством предметов. Недостаточно посчитать, например, до трех и показать ребенку цифру 3. Обязательно предложите ему показать три пальца, положить перед собой три конфеты или нарисовать три кружочка. Если есть возможность, свяжите число с известными ребенку сказочными героями или другими понятиями:
- 3 — три поросенка;
- 4 — черепашки — ниндзя;
- 5 — пальцев на руке;
- 6 — героев сказки «Репка»;
- 7 — гномов и т.д.
У ребенка должны сформироваться четкие образы, привязанные к каждому числу. На этом этапе очень полезно играть с детьми в математическое домино. Постепенно у них в памяти запечатлеются картинки с точечками, которые соотносятся с соответствующими числами.
Также можно практиковать изучение чисел с помощью коробки с кубиками. Такая коробка должна быть разделена на 10 ячеек, которые расположены в два ряда. Знакомясь с каждым числом, ребенок будет заполнять нужное количество ячеек и запоминать соответствующие комбинации. Польза от этих игр с кубиками еще и в том, что ребенок будет подсознательно замечать и запоминать, сколько еще нужно кубиков для дополнения числа до 10
Это очень важное умение для устного счета!
Как вариант, можно использовать для такого упражнения детали конструктора Лего или применить принцип пирамидок из методики Зайцева. Главным результатом всех описанных способов знакомства с числами должна стать их узнаваемость. Нужно добиться, чтобы ребенок при взгляде на комбинацию предметов сразу (без пересчета) мог назвать их количество и соответствующее число.
Как научить считать в пределах 20
Педагоги, родители подают рекомендации, предлагают проверенные алгоритмы, благодаря которым маленький ученик постигнет, что такое десятки, как усвоить более сложные понятия. Всегда испытывайте, запомнил ли «юный математик» пройденный материал, не перескакивайте, даже если на изучение удалится не 2–3 дня, а неделя.
С чего приступить
Алгоритм:
- выучите названия чисел второго десятка;
- понадобится два комплекта кубиков. Предметы должны быть одинаковые;
- ребёнок должен выложить в ряд 10 предметов, обязательно слева направо;
- скажите, что 10 – это десяток, он называется «дцать»;
- на первоначальный ряд кубиков положите ещё один. Получилось – 11 или один плюс «дцать» = одиннадцать;
- возложите два, затем три, четыре кубика на «дцать». Получилось: три – на – дцать, четыр – на – дцать и так дальше;
- пусть маленький ученик сам ставит кубики, прибавляет знакомую цифру к десятку;
- дитя чётко запомнил схему построения чисел от 11 до 19? Переходите к вытекающему этапу.
Как образуется сотня
Алгоритм:
- большинство деток, хорошо освоивших образование чисел до 20, быстро понимают, как сделать два, три, четыре десятка до сотни;
- начин упражнения то же: выложите 10 кубиков, скажите, что это десяток или «дцать»;
- рядышком поставьте такой же ряд из десяти кубиков, получилось два ряда. Название: два плюс «дцать» = двадцать, три плюс «дцать» = тридцать;
- 40 (сорок) и 90 (девяносто) покиньте на потом, скажите: у этих круглых чисел другое название. Покажите, что у десятка вечно «0» на конце, потому число круглое, к нему прибавляются цифры 1, 5, 8 и так дальше;
- 50, 60, 70, 80 – ещё проще запомнить. Спросите, сколько десятков в числе 50. Верно, пять. Пусть детки назовут первую цифру, прибавят слово «десят» – выйдет ПЯТЬДЕСЯТ. Когда ученик понял принцип, спросите: «Сколько десятков ты отыскал в 60, 70 и 80?» Конечно, шесть, семь, восемь. Так получатся новоиспеченные названия: ШЕСТЬДЕСЯТ, СЕМЬДЕСЯТ, ВОСЕМЬДЕСЯТ.
Счёт до 20 без перехода сквозь десяток
Алгоритм:
- вновь достаньте те же кубики;
- пусть ребёнок выстроит ряд из десяти штук;
- поставьте сверху (обязательно слева направо) ещё два кубика. Вышло 12;
- рядом по тому же принципу постройте число 15;
- объясните маленькому ученику, как скоро сложить 12 и 15. Прибавьте 1 + 1 десяток, получилось 2 десятка или ДВАДЦАТЬ;
- добавьте единицы: 2 + 5 = 7. Теперь есть ДВАДЦАТЬ и СЕМЬ, вместе – ДВАДЦАТЬ СЕМЬ;
- подкрепите объяснение кубиками. Пускай ребёнок пересчитает, действительно ли 27 кубиков на столе;
- закрепите задание, дайте попробовать разные варианты, пока «юный математик» не постигнет принцип;
- сложение освоено? Приступайте к вычитанию: принцип тот же;
- через десяток переходите лишь после полного понимания материала с любыми числами от 10 до 100.
Рекомендация! К началу обучения ребёнок должен чётко понимать, где десятки, а где – колы в двузначном числе, чётко знать понятия «лево – право».
Правила счёта с переходом сквозь десяток
Используйте таблицу, в которой показан состав числа. Детки должны соображать, как получить цифры разными способами. Например, 8 = 3 + 5, 4 + 4, 6 + 2, 7 + 1, 8+ 0. Без навыков скорого счёта, сложения/вычитания от 0 до 10 нельзя переходить к более сложным упражнениям.
Задача родителей: разъяснить, что одно из чисел нужно разложить на два, чтобы получить 10, затем добавить остаток. Правило легко понять на примере.
Смотрите:
- задача: отыскать, сколько будет 18 + 6;
- 18 – это 10 и 8;
- запишите по-новому (10 + 8) + 6;
- спросите, сколько от 6 не хватает до десятка, чтобы добавить к 8;
- правильно, 2 (пригодится таблица «Состав числа);
- теперь запишите 6 как 2 и 4. Вышло: 10 + 8 + 2 + 4 или 10 + 10 + 4. Два десятка плюс четыре единицы равно ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ;
- когда дитя запомнит сложение, так же объясните вычитание;
- всегда держите под рукой таблицу «Состав числа». Детки будут меньше теряться, несложнее ориентироваться.
Постоянно проводите «тренировку между делом», чтоб лучше запомнился состав числа. Проговаривайте пуще, подключайте ребёнка, пусть оканчивает фразу: «На столе слева стоит 3 тарелки, я устанавливаю справа ещё 3 тарелки. Сколько всего предметов? Правильно, 6». Покажите иной способ: «Я поставлю слева 2 тарелки, справа – 4 тарелки, вновь вышло 6 тарелок» и так далее (1 + 5).
Состав числа: закрепление
А теперь будем тренировать запоминание. Точнее, припоминание. Теперь наши задания направлены на то, чтобы ребёнок припоминал нужные примеры.
Задание 1. Я делаю так — даю листок с примерами, где есть и те примеры, которые мы сейчас учим, и другие. Инструкция для ребёнка: «Найди все примеры, которые мы сейчас учили, и запиши правильный ответ. На другие примеры сейчас не обращай внимания».
(Некоторые прилежные дети начинают всё равно решать все примеры. Поэтому я стараюсь подбирать такие «ненужные» примеры, которые они должны были уже освоить.)
Самое главное — наблюдать за ребёнком в процесс работы: он припоминает примеры (те, которые мы сейчас заучиваем) или заново считает? Если считает — ничего не получилось! Либо ребёнок их ещё не запомнил (тогда надо вернуться к пункту 3), либо не понимает, чего мы сейчас от него хотим. Нам нужно именно это: найти знакомые примеры!
Задание надо выполнить хотя бы 3- раза (не сразу, с интервалами, в один день не более двух раз через промежуток времени).
Задание 2. Снова даём ребёнку листок с примерами, где есть и те, которые мы «учили», и на состав других чисел. И просто просим решать примеры. Не подсказываем, что некоторые примеры он уже «помнит».
Наблюдаем. Делаем выводы: если вспоминает «наши» примеры и сразу пишет в них ответы — ура, получилось! Если нет — возвращаемся к пункту 3.
В каком возрасте нужно учить ребенка считать в уме?
Специалисты утверждают, что занятия нужно начинать как можно раньше — с того возраста, когда ребенок научился говорить и стал проявлять интерес к счету. Обычно этот момент приходится на период с трех до пяти лет.
Важно не упустить периода, когда интерес к цифрам и счету появится, поскольку, если не заметить оптимальное время начала тренировок, чуть позже будет довольно сложно вовлечь кроху в процесс занятий. Несколько правил, которые помогут родителя научить ребенка считать:
Несколько правил, которые помогут родителя научить ребенка считать:
- занятия должны быть систематическими, то есть, ежедневными;
- подача материала — исключительно в игровой форме и при наличии желания упражняться у ребенка;
- задачи должны быть посильными для малыша, а наращивание сложности — постепенным (когда ясно, что предыдущий этап освоен и закреплен);
- если видимого интереса у ребенка нет, помогут игры. Одним не нравится считать кубики, зато они с удовольствием будут делать это, прыгая по ступенькам. Главное — найти то, что нравится конкретному малышу;
- закрепление материала в повседневной жизни. На прогулке можно считать деревья, машины и прочее;
- попутно полезно обучать ребенка таким понятиям, как «больше», «меньше» и «равно».
Также важно установить правильную продолжительность занятий. Для детей младшего возраста лучше упражняться 2-3 раза в день по 10 минут, чем один раз полчаса.
Что должен уметь ребенок перед обучением
Осваивать устный счет лучше с 5-6 лет. Желательно, чтобы первоклассник уже умел вычитать и складывать. Перед тем как приступать к занятиям, он должен освоить такие навыки:
- Порядковый счет до 10 и больше. Перечисляйте любые предметы, окружающие вас. Числа должны ассоциироваться с количеством. Неплохой вариант научить дошкольника считать – игра в прятки и считалочки.
- Графическое изображение цифр. Ребенок не только ассоциирует числа с количеством – он должен знать, как их обозначают. Как правило, дети запоминают цифры быстро по наглядным примерам. Первое время малыши могут изображать их зеркально, с лишними или недостающими элементами. Просите ребенка называть номера кабинетов, номерами машин. Играйте с кубиками, числовыми мозаиками.
- Раскладывание цифр в порядке убывания-возрастания. Одновременно с этим малыш изучает понятия «больше-меньше-равно» и другие сравнительные характеристики, учится объединять предметы, убирать лишнее, продолжать ряд. Все это он должен уметь примерно в 4 года. Очень эффективны картинки, где нужно соединять рисунок по точкам.
Простые и доступные методики обучения
Существует множество эффективных методов, помогающих родителям понять, как научить ребенка составу числа до 10. Есть возможность выбрать для домашних занятий наиболее подходящую.
- Для облегчения подготовки к домашним занятиям можно приобрести материалы для дидактических игр, книги, обучающие предметы, мультики. Все они способствуют легкому обучению числам, составу числа, запоминанию и правильному применению. Все задания представлены в этих пособиях, родителям не надо ничего придумывать.
- Чтобы повторять школьные темы, можно воспользоваться наглядными примерами. Рекомендуется остаться с учеником в комнате вдвоем и спросить, сколько находится человек в помещении. Когда он скажет, что два, можно попросить других домочадцев по очереди входить в комнату. Пусть ребенок посчитает два плюс один и научится понимать, из чего состоит число три. Таким образом действовать дальше. Малыш должен видеть, как все происходит, почему меняются числа и как их можно складывать или вычитать.
- Для дошколят хорошо использовать игру со счетом шагов. К примеру, мама и дети отправились на прогулку. Нужно отмерять шагами расстояние и считать их по порядку. А затем возвращаться и считать шаги в обратной последовательности. Ребята быстро освоят это задание, а оно и является составом числа.
- Даже бытовые ситуации помогут выучить с ребенком состав числа. Например, попросить малыша накрыть стол к обеду, поставить 5 тарелок, столько же ложек, разложить по два куска хлеба. Если ребенок испытывает затруднения со счетом, нужно обязательно помочь ему сориентироваться, объяснить, почему нужно именно столько предметов.
- Счетные палочки помогут даже самым маленьким членам семьи научиться счету в пределах 10. Для этого следует положить на стол одну палочку, а затем попросить добавить определенное количество палочек, чтобы получилось пять. Примеры нужно постоянно усложнять, тренироваться не только увеличивать числа, но и уменьшать их.
Обучение устному счету путем заучивания таблиц
В школе главным способом, как научиться быстро считать в уме, считается заучивание таблиц. Причем подразумевается, что ребенок должен сделать это самостоятельно под контролем родителей. Обычно на уроке учитель только знакомит детей с принципом построения таблицы и выполняет с детьми всего несколько тренировочных упражнений на ее применение.
Есть много способов, заучить таблицы. Практически половину примеров в таблицах на сложение и умножение дети запоминают автоматически после ознакомления с переместительным законом.
Также можно использовать стишки и попевки. Самый известный пример для такого случая — строчки песни «Дважды два четыре, это всем известно в целом мире». Хороший материал можно найти, ознакомившись с методикой Николая Зайцева или программой «Песнезнайка».
Еще одной интересной методикой ознакомления с таблицами является применение приемов эйдетики. На их основе можно придумывать сказки или картинки с использованием образов — чисел.
Чтобы закрепить знание таблиц можно детям предлагать:
- раскраски;
- компьютерные математические игры — тренажеры;
- мультимедийные презентации;
- тесты.
Без знания соответствующих таблиц у ребенка вряд ли получится научиться делить числа в уме. Постоянные упражнения в применении таблиц значительно улучшают скорость получения результатов при выполнении вычислений в уме.
Решение примеров столбиком
Переходить к решению примеров в столбик нужно только после знакомства с разрядами числа: единицами, десятками, сотнями и тысячами. Как правило, происходит это уже в школе (1-й и 2-й класс).
Первое тренировочное упражнение – записывать различные числа под строками соответствующего разряда. Например, под 15 записать 7. Так, 7 должна стоять под 5, а не 1. В дальнейшем числа необходимо увеличивать.
Складываются числа в столбик у ребенка гораздо легче, нежели вычитаются. Важные моменты, которые стоит помнить при обучении:
- сложение следует выполнять исключительно под правильным разрядом (контролируется правильная запись примера);
- подробно объяснить переход единицы (или нескольких единиц) в разряд десятков. Например, при сложении 29 и 8 единица перейдет в разряд десятка и прибавится к 2, в результате образовав число 37.
К сведению! После освоения сложения в столбик нужно переходить к вычитанию. Никаких дополнительных навыков здесь не потребуется, лишь большая внимательность и терпение со стороны родителей. Как правило, с вычитанием малыши справляются хуже.
В вычитании появляется такое понятие, как занятие числа у другого, более старшего разряда. Стоит довести до автоматизма, что брать число можно лишь у большего разряда.
Чтобы быстро обучить ребенка счету в столбик, нужно запомнить 3 главных правила:
- Нельзя торопить малыша. Для успешного освоения правил подсчета необходимо время. Каждый ребенок индивидуален, и темп обучения у всех разный.
- Не нужно излишне нагружать мозг ребенка. Информация должна быть дозированной, с достаточным временем на переваривание и отдых.
- Правильные ответы всегда нужно хвалить и поощрять. Таким образом, у малыша появится стимул стараться больше и заниматься усерднее.
Ребенок считает, графическая запись
Научить дошкольника считать в уме и столбиком не так уж и сложно. Подойдя к данному вопросу с ответственностью и терпением, при регулярных тренировках можно достичь хороших результатов
Важно помнить, что процесс обучения должен проходить в игровой форме, тогда и новые знания будут укладываться в голове малыша гораздо лучше
Как научить ребенка считать примеры в пределах 10
Дети оценивают наше поведение и если мы постоянно будем отмахиваться, мол, некогда, потом что-нибудь посчитаем, то малыш может подумать, что счет — это не такая уж и важная процедура! Ему останется повернуться обратно к своим давно изученным игрушечкам.
Или уткнуться в экран гаджета.
Я уже писала о том, как привить детям любовь к чтению ребенку. Если вы ее пропустили, то обязательно туда загляните. Эта информация поможет вам удерживать интерес ребенка к знаниям.
Надо, чтобы ребенок понял, что счет — это часть нашей жизни! Постепенно усложняйте его кругозор в мире.
Создавайте ситуации, где дети начнут задумываться, анализировать происходящее.
Покупаете игрушку или какую-нибудь вкусняшку — отдаете за это деньги, которые надо не только знать, но и уметь считать, вдруг на завтра их уже не останется!
А что если начать копить на то, чего больше всего хочется? О том, как научить ребенка считать деньги и, по-большому счету, дать экономическое воспитание я писала! Вы ее уже прочли эту важную статью? Воспользовались советами?
Ну, а как же быть с крохами? Им копилку не сунешь в руки — бессмысленно!
Придумайте какие-нибудь игрушечные приспособления, чтобы на них было изображено несколько предметов.
«А сколько машин остановилось на светофоре? Сколько косичек заплетем сегодня: две или одну?» — вот какие вопросы постоянно должны звучать в адрес вашего ребенка!
А также не упускайте из виду самые обыкновенные считалочки!
Воспользуйтесь специальными развивающими роликами для детей, которыми пестрит интернет.
«Да это настоящая выручалочка!» — скажут многие. А вот тут-то и кроется опасность для дальнейшего детского развития! Одно дело, когда они смотрят мультик минут 10-15, а другое, когда вы оставляете ребенка наедине с монитором на несколько часов! Потом они вообще не отрываются от экрана!
А что такого?
Поэтому как бы не было тяжело, уделяйте побольше времени на живое общение с ребенком, пусть ваше времяпрепровождение превратится в своеобразный квест!
Игры должны проходить с пользой. Пусть игрушки будут с изображением чисел. А если строить башню из кубиков, то обязательно надо посчитать, сколько элементов понадобится для того, чтобы она была высокой.
Затем введите за правило измерять рост. Это еще один наглядный пример, который вызовет интерес у маленьких. Ростомер должен быть в каждой детской комнате!
А как любят они на своих пальчиках показывать свой возраст!
Занимайтесь с маленьким не больше 10 минут, чтобы ему не наскучила учеба!
Знакомимся с отношениями и математическими действиями
Не менее важно сформировать у ребенка понятие об отношениях «больше», «меньше», «столько же». Это нужно делать только на основе практических действий с предметами
У ребенка в возрасте 5 – 7 лет почти не развито абстрактное и логическое мышление, поэтому он поймет только то, что вы объясните на наглядном примере.
Для сравнивания групп предметов рекомендуется учить ребенка составлять пары — один предмет из первой группы соответствует одному предмету со второй и т.д. Он должен понять, что нужно сравнивать по количеству элементов, а не их размеру. Можно специально подбирать такие задания, в которых больших по объему предметов будет меньшее количество, чем тех, что помельче. В дальнейшем уже можно будет объяснить ребенку, что большее число в числовом ряду стоит дальше, чем меньшее.
Обязательно предлагайте ребенку выполнять с предметами определенные действия и смотреть на результат, делать выводы. Например, попросите положить перед собой 5 кружочков. Затем положите еще несколько. Спросите у ребенка, что изменилось и почему? Вы должны подвести его к выводу, что кружочков стало больше, потому что вы добавили кружочки. Аналогично объясните, что когда предметы убирают, то их становится меньше.
Подобные упражнения нужно проводить практически на каждом занятии, меняя действия (что-то съели, кто-то прилетел, принес и т.п.). Ребенок должен научиться понимать математическую суть обычных действий.
Через некоторое время нужно будет поменять подход. Теперь вы должны предлагать ребенку задания, в которых ему самому нужно будет сделать так, чтобы предметов стало больше или меньше. Спрашивайте, в результате каких еще действий количество предметов будет увеличиваться или уменьшаться.
Эта работа является подготовкой для ознакомления с действиями прибавления и вычитания. Когда вы увидите, что ребенок хорошо усвоил суть действий, пора познакомить его со знаками «плюс» и «минус». Обычно это делают на основе сказки. Придумайте любую историю, в которой есть большой и толстый герой Плюс, который любит, чтобы ему дарили подарки (или приходили в гости и т.п.). Обязательно придумайте его образ и нарисуйте.
Ваша задача добиться, чтобы ребенок усвоил, что знак «+» обозначает действие сложения, когда предметы добавляются и их становиться больше. Аналогично проводиться ознакомление со знаком «-» и действием вычитание. Взрослым, кажется, что это легко и просто усвоить, но некоторые дети довольно долго путают знаки «+» и «-» и не знают, какие действия им нужно выполнять, поэтому допускают ошибку. В таком случае нужно практиковать использование непосредственно в примерах изображение большого жирного знака «+» и мелкого знака «-».
Как научить ребенка считать до 10, до 20, до 100?
Учить ребенка счету следует поэтапно. Первый этап является базовым и довольно продолжительным. Его цель – научить ребенка считать до 10. На следующем этапе осваивается счет до 20, а затем уже до 100. Такое разделение логично и позволяет легче усваивать материал.
Обучение счету до 10
На данном этапе важно учитывать, что счет бывает порядковым и количественным, то есть отвечает вопросам «который по счету» и «сколько». Необходимо осваивать оба направления
Количественный счет хорошо изучать с помощью различных предметов. Это могут быть игрушки, продукты питания, посуда и столовые приборы, люди на улице и любые окружающие предметы – машины, деревья, облака на неба. Использовать можно все, что заинтересует ребенка.
Для изучения порядкового счета обычно используют пальцы и скороговорки.
Обучение счету до 20
Изучения счета до 20 имеет свои особенности, так как названия чисел новые, а действия при сложении и вычитании выполняются с переходом через десяток
На этом этапе важно сначала объяснить ребенку, что такое десяток. Затем надо усвоить, что числа от 11 до 19 по составу представлены десятком и еще одним числом, а 20 – это два десятка
Когда ребенок освоит счет до 20, необходимо также научить считать его в обратном порядке и называть соседние числа
Важно осваивать также понятие больше-меньше
Обучение счету до 100
Этот этап обучения обычно проходит быстро и легко
Ребенку важно объяснить алгоритм счета – к каждому десятку прибавляются цифры от 1 до 9, затем начинается следующий десяток. На этом этапе ребенок должен хорошо усвоить состав числа, различать десятки и единицы
Как научить ребенка сложению и вычитанию?
Существуют разные методики обучения детей сложению и вычитанию. Легче обучать ребенка на наглядном материале – пальцах, палочках, линейке. Такая визуализация хорошо воспринимается ребенком, но некоторые специалисты против подобных методов, считая их способствованием лени. Использование наглядного материала может вызывать затруднения в дальнейшем обучении, так как некоторых детей трудно переучить счету в уме.
Для обучения сложению и вычитанию можно использовать деньги. На начальном этапе нужно запастись монетками по 1, 2, 5 рублей либо сделать их самостоятельно – в таком случае номинал монеток может быть любым (только целые числа). Этот вариант привлекателен также тем, что связан с реальной жизнью – ребенка нужно учить пользоваться деньгами, считать сдачу.
Для обучения сложению и вычитанию важно научить ребенка раскладывать числа, то есть знать состав числа (например, 4 – это 1+3, 2+2, 3+1). Этот момент особенно важен при вычитании и операциях с числами больше 10
Обучение счету – процесс довольно долгий и требующих большого количества внимания и терпения со стороны родителей. Учить ребенка надо правильно, регулярно уделяя занятиям время, но не перегружая его. Обучение можно проводить везде – по дороге в магазин, детский сад, на прогулке. Правильно организованный процесс дает отличные результаты.
Основы обучения
Обычно, когда малышам показывают, например, 4-5 больших мячей и 8-10 маленьких мячиков, на вопрос: где много и где мало, они дают «исчерпывающий» ответ: много там, где они большие, а мало там, где они маленькие.
Как показывает практика, ребенку сложно овладеть понятием числа, натуральным рядом чисел, пока не будут достаточно развиты его количественные представления:
уточнены понятия: «много», «мало», «немного», «несколько», и умело применяемы мальчиками-девочками в составляемых предложениях;
введены в активный словарь дошкольника слова: «было», «стало», «осталось», «вместе», «всего»;
обращено детское внимание на слова: «столько же», «поровну», «одинаково».
Знакомство будущего ученика с подобными понятиями полезно сопровождать вопросами, отвечая на которые маленькому математику придется апеллировать нужными терминами:
-
Сколько звезд на небе? Много или мало?
-
Сколько цветов в вазе на столе? А это так же много?
-
Сколько конфет в подарке от Деда Мороза? (Много) Сколько мама разрешит кушать? (Несколько)
Основу ознакомления ребенка с числом и математическими действиями составляют манипуляции со всевозможными наборами предметов:
-
Учим выделять предметные комплексы из обычной жизни. Малыш должен перечислить, какие предметы находятся в этом комплексе.
-
Обязательно умение указывать принцип, который объединяет предметы, составляющие этот комплекс.
Например, достаем корзинку с детскими игрушками и даем задания:
-
назвать из них каждую игрушку;
-
выбрать из всех только машинки или только зверушек;
-
конкретизировать увиденное, посмотрев, какие яблоки лежат на столе (например, показать при этом несколько зеленых яблок или несколько яблок поменьше).
Работая по рисунку с изображением птиц, полезно учить детей называть одним словом пернатых, входящих в каждую из групп.
Например:
-
маленькие птички и большая птица;
-
синицы и дятел.
В дальнейших упражнениях особое внимание нужно уделить осознанию малышом слов «каждый», «все», «некоторые» и практическому использованию ребенком этих понятий в речи
Состав чисел от 1 до 10 тренажер распечатать
Потренеруйте детей для успешного закрепления состава числа от 1 до 10:
Состав числа 1 домик тренажер
□ | 1
Состав числа 2 домик тренажер
- □ | 1
- □ | 2
Состав числа 3 домик тренажер
- □ | 1
- □ | 2
- □ | 3
Состав числа 4 домик тренажер
- □ | 1
- □ | 2
- □ | 3
- □ | 4
Состав числа 5 домик тренажер
- □ | 1
- □ | 2
- □ | 3
- □ | 4
- □ | 5
Состав числа 6 домик тренажер
- □ | 1
- □ | 2
- □ | 3
- □ | 4
- □ | 5
- □ | 6
Состав числа 7 домик тренажер
- □ | 1
- □ | 2
- □ | 3
- □ | 4
- □ | 5
- □ | 6
- □ | 7
Состав числа 8 домик тренажер
- □ | 1
- □ | 2
- □ | 3
- □ | 4
- □ | 5
- □ | 6
- □ | 7
- □ | 8
Состав числа 9 домик тренажер
- □ | 1
- □ | 2
- □ | 3
- □ | 4
- □ | 5
- □ | 6
- □ | 7
- □ | 8
- □ | 9
Состав числа 10 домик тренажер
- □ | 1
- □ | 2
- □ | 3
- □ | 4
- □ | 5
- □ | 6
- □ | 7
- □ | 8
- □ | 9
- □ | 10
Подписывайтесь на блог автора сайта@mama7ya.ru
Тренажер состава чисел от 1 до 10 можно распечатать и проверять скорость заполнения и правильность вставленных цифр в пустые окошки.
Что еще стоит знать
Как бы стыдно мне не было, но к своим 30 годам я поняла, что очень плохо считаю в уме элементарные числа и трачу на это много времени. Этот недостаток я решила исправить и нашла на просторах интернета инструменты, которые помогли мне научиться считать в уме.
В арифметике существуют ключевые закономерности, которые необходимо довести до автоматизма.
Умножение на 9. Быстро умножить любое число на 9 можно следующим образом: сначала умножьте это число на 10 (просто добавьте 0 в конце), а затем вычтите из результата само число. Например 89*9=890-89=801. Эту операцию необходимо довести до автоматизма.
Умножение на 2
Для устного счета очень важно уметь быстро умножать любое число на 2. Для умножения на 2 не круглых чисел попробуйте округлить их до ближайших более удобных
Так 139*2 проще считать, если сначала умножить 140*2 (140*2=280). а потом вычесть 1*2=2 (именно 1 нужно прибавить к 139, чтобы получить 140) Итого: 140*2-1*2=278
Деление на 2. Для устного счета также важно уметь быстро делить любое число на 2. Несмотря на то, что многим умножение и деление на 2 дается достаточно просто, в сложных случаях также пытайтесь округлять числа. Например, чтобы разделить 198 на 2, нужно сначала разделить 200 (это 198+2) на 2 и отнять 1 (1 мы получили, разделив прибавленные 2 на 2) Итого: 198/2=200/2-2/2=100-1=99.
Деление и умножение на 4 и 8. Деление (или умножение) на 4 и 8 являются двукратным или трехкратным делением (или умножением ) на 2. Производить эти операции удобно последовательно. Например, 46*4=46*2*2=922*2=184
Умножение на 5. Умножать на 5 очень просто. Умножение на 5 и деление на 2 — это практически одно и то же. Так 88*5=440, а 88/2=44, поэтому всегда умножайте число на 5, поделив число на 2 и умножив его на 10.
Умножение на однозначные числа. Чтобы быстро считать в уме, полезно уметь умножать двузначные и трехзначные числа на однозначные. Для этого нужно умножать дву- или трехзначное чило поразрядно. Например, умножим 83*7. Для этого сначала умножим 8 на 7 (и допишем 0, так как 8 — разряд десятков) и прибавим к этому числу произведение 3 и 7. Таким образом, 83*7=80*7+3*7=560+21=581. Возьмем более сложный пример 236*3. Итак, умножаем сложное число на 3 поразрядно: 200*3+30*3+6*3=600+90+18=708.
Определение диапазонов. Чтобы не запутаться в алгоритмах и по ошибке выдать совсем неверный ответ, важно уметь строить примерный диапазон ответов. Так умножение однозначных чисел друг на друга, может дать результат не более 90 (9*9=81), двузначных — не более 10 000 (99*99 =9801), Трехзначных не более — 1 000 000 (999*999=998001)
Деление 1000 на 2,4,8,16. И наконец, полезно знать деление чисел, кратных 10 на числа, кратные двум:
100=2*500=4*250=8*125=16*62,5
Подключаем арифметические игры
Постепенно усложняйте задания, пользуясь специальными счетными палочками, магнитами, мозаиками, карточками и другими развивающими игрушками. Однако дети любят не только покупные материалы, но и головоломки, сделанные своими руками.
Смастерите вместе несколько самодельных игр и отработайте простые математические действия. Для этого не нужны дорогостоящие материалы: достаточно воспользоваться цветным картоном, красками, монетами, старыми вещами или игрушками.
Так, из пляжных ракушек можно сделать свои счеты: нарисуйте на ватмане несколько больших аквариумов и попросите ребенка «положить внутрь» определенное количество ракушек. Позже научите ребенка складывать и вычитать предметы в аквариумах.
Похожую игру можно смастерить из капсул от киндеров и пустого яичного лотка. Пронумеруйте маркером ячейки лотка и обе крышечки капсул и предложите малышу игры на сложение и сочетание. Игра универсальна, поскольку ребенок самостоятельно может собирать и разбирать разные части киндера, постепенно усложняя игру.
Подсказываем еще один популярный метод. Закрепите на панели конструктора мелкие детали с наклеенными цифрами и попробуйте вместе посчитать сумму, разницу или умножение. В качестве конструктора подойдут мелкие детали лего: их легко сочетать в больших количествах, а сложные фигурки с крепежами заменят наклейки с цифрами.