Классификации дефектов зубных рядов по кеннеди и гаврилову, причины возникновения патологий и профилактика
Содержание:
- Методы лечения дефектов зубных рядов – восстановление и выправление
- Дефекты зубных рядов. Классификация по Кеннеди, классификация по Гаврилову
- Классы и подклассы Бетельмана
- По Кеннеди и Гаврилову
- По Кеннеди и Гаврилову
- Классификация Жулева
- Причины дефектов зубных рядов – какую роль играет наследственность или плохая гигиена полости рта?
- Вопрос 4 Резервные силы пародонта: определение, их характеристика
Методы лечения дефектов зубных рядов – восстановление и выправление
Исходя из класса/группы данного заболевания, лечение также будет различаться:
- При отсутствии дистальной опоры идеальным решением будет установка имплантов (по каждому на один зуб). Это поможет уберечь здоровые зубы от чрезмерной нагрузки и окажет положительный эффект на способности в аспекте жевания. Если же у пациента имеются противопоказания к указанной процедуре, либо у него недостаточно средств на установку имплантов, врачи делают выбор в пользу бюльгельного протеза.
- Если нет боковых жевательных зубов, но замыкающие коронки имеются, может применяться несколько видов восстановления зубного ряда:
- Несъемный мост с опорой на здоровые коронки. Отрицательным моментом является усиленное давление на опорные зубы. Однако этот способ лечения — наиболее оптимальный в плане денег.
- Использование съемного бюльгельного протеза. Не самая комфортная конструкция для пациента, а если восстанавливается односторонний изъян, следует ожидать эффекта опрокидывания.
- Восстановления посредством внедрения имплантов. Здесь учитывается состояние кости челюсти. При ее атрофировании требуется предварительно провести наращивание.
- Обширные дефекты зубной дуги лучше всего восстанавливать при помощи нейлоновых зубных протезов. Они не вызывают аллергии, не заметны при разговоре, и снимать их нужно лишь для чистки.
- Отсутствие передних зубов актуально восполнять керамическими зубными протезами.
- Комплексные дефекты устраняются в индивидуальном порядке. Здесь будет учитываться состояние челюсти, материальные возможности пациента, наличие сопутствующих заболеваний.
Дефекты зубных рядов. Классификация по Кеннеди, классификация по Гаврилову
Любой из способов классификации облегчает ортодонту изучение частичной утраты зубов, упрощает ведение документации, позволяет врачам обозначать проблему во время работы. Однако распространенная классификация не способна дать указаний по выбору конструкции, не может отразить конкретную картину нарушений, вида прикуса, здоровья тканей.
Благодаря систематизации ускоряется, уточняется определение дефекта, проясняется выбор направления лечения. Если не учитывать характер патологии, можно навредить функциональности зубов неправильным протезированием.
Тогда нагрузки распределяются неравномерно, ткани и зубы перегружаются, провоцируя появление осложнений. Чтобы исключить развитие событий ортодонты систематизировали патологии, разделив их по классам, подклассам.
Параметры, позволяющие причислить дефект к определенной группе:
- недостатки структуры единиц челюсти, идущих после клыков,
- аномалии строения резцов, клыков,
- патологии задней либо передней части дуги,
- проблемы с крайними зубами ряда.
Самые распространенные виды систематизации – по Бетельману, Кеннеди, Гаврилову. Названы по фамилии изобретателей. Не сильно популярные способы – по Жулеву, Эйхнеру, Оксману.
Симптомы наличия дефектов
Классификация дефектов по Кеннеди говорит о том, что проблема возникает в результате потери зуба или его развития. Признаки зависят от многих факторов:
- точного места расположения могут быть боковые или передние зубы на нижней или верхней челюсти);
- параметров изъяна;
- вида дефекта (может быть включенным или концевым);
- структуры прикуса;
- возраста пациента;
- состояния десен и присутствующих зубов;
- времени с момента потери зубов до начала лечения;
- причины появления дефекта.
Чтобы выявить дефект, необходимо прийти на прием к зубному врачу, который проведет осмотр и определит проблему. Основными жалобами со стороны пациентов, которые заставляют людей идти к врачу, являются:
- нарушения прикуса;
- отсутствие возможности полноценно пережевывать пищу;
- деформация челюстной кости;
- в некоторых случаях нарушения дикции.
Устранение дефекта зависит от группы заболевания, для чего нужно использовать определенную схему, и чаще всего используется классификация по Кеннеди. Перед протезированием или имплантацией дантист обязательно проводит профессиональную чистку зубов, во время которой устраняет кариес и ликвидирует любые воспалительные процессы.
Промежутки в зубных рядах
Дефектом зубной дуги считается – нарушения целостности ряда, в котором недостает от одного до 13 зубов. Определяют три разновидности дефектов, по возрастанию:
- небольшие дефекты характеризуются отсутствием до трех зубов кряду;
- средние дефекты — потеря от трех до шести зубов в ряду;
- большими считается нехватка более шести штук;
Включенным – называют промежуток, в ряду локализованных с обеих сторон сохранившимися зубами.
Классы и подклассы Бетельмана
Дантист Бетельман предложил свой способ определения необходимых для установки протезов при тех или иных дефектах. Он поделил все зубочелюстные отклонения на две большие группы, каждая из которых в свою очередь состоит из двух подклассов.
Выглядит классификация по Бетельману следующим образом:
-
Первый класс
– имеются дефекты зубных рядов с одним либо же несколькими концевыми дефектами. Это значит, что проблемные зубы находятся на концах рядов. Соответственно, здесь есть два подкласса: 1 подкласс – в ряду присутствует только односторонний концевой дефект, 2 подкласс – у больного наблюдается двухсторонние концевые дефекты. -
Второй класс
– наблюдаются включенные дефекты, один или несколько. Включенные значит, что концевые зубы на месте, а вот те, которые находятся в других частях ряда, отсутствуют. 1 подкласс 2-го класса обозначает наличие одного или нескольких включенных дефектов, при которых отсутствует не больше трех соседних зубов; 2 подкласс включает дефекты, при которых есть одно или несколько повреждений протяженностью на 3 и больше зубных едениц.
Такой подход более простой, чем у того же Кеннеди, но хорошо систематизирует типовые отклонения в строении зубочелюстной системы.
По Кеннеди и Гаврилову
II класс по Кеннеди — 1 по Гаврилову
Поскольку дистальная опора отсутствует изготовить несъемный мостовидный протез невозможно, его попросту не к чему фиксировать. Предложенные ранее консольные конструкции с нависающей искусственной коронкой не выдержали проверки временем. Служат они недолго и, кроме того, приводят к расшатыванию и выпадению опоры.
Возможны следующие варианты ортопедического лечения:
- частичный пластиночный съемный протез недостаточно хорошо фиксируется и опрокидывается во время жевания, так как нагрузка приходится на одну сторону пластинки;
- бюгельный протез за счет наличия литых кламмеров и металлической дуги окидывается в меньшей степени и менее агрессивно действует на опорные зубы;
- протезирование на имплантатах по принципу один зуб – один имплантат подразумевает изготовление несъемной конструкции. При этом полностью восстанавливается эффективность жевания и не возникает дополнительной нагрузки на сохранившиеся зубы. При отсутствии специальных противопоказаний это – методика выбора.
I класс по Кеннеди — 2 по Гаврилову
Используют те же варианты протезирования, что и в предыдущем случае. Двусторонние концевые дефекты отличаются тем, что в этом случае фиксация и функция съемных протезов лучше за счет равномерного распределения нагркзки по двум сторонам. При выборе несъемной конструкции бюгельный протез предпочтителен, особенно на верхней челюсти. Наличие металлической дуги позволяет уменьшить величину пластинки и оставить открытым небо.
Несъемное протезирование возможно при условии использования имплантатов. Если зубы были утрачены давно и лечение не проводилось костной ткани может быть недостаточно, однако в этом случае ее можно нарастить с помощью специальной операции. При хороших гигиенических навыках и отсутствии противопоказаний эффективность протезирования на имплантатах и в этом случае превосходит таковую при съемном протезировании.
III класс по Кеннеди — 3 по Гаврилову
Возможно восстановление дефекта как съемными, так и несъемными конструкциями:
- мост с опорой на зубы, ограничивающие дефект – бюджетный вариант. Преимущество – конструкция несъемная, недостаток – повышенная нагрузка на опорные зубы. Заболевания пародонта и подвижность оставшихся зубов способны существенно сузить показания к такому лечению.
- съемный бюгельный протез – жизнеспособный вариант протезирования, однако не вполне комфортный. Во-первых, конструкция съемная, во-вторых, — при одностороннем дефекте сработает эффект опрокидывания.
- установка имплантатов вновь лидирует по уровню комфорта и физиологичности. Нет нагрузки на опорные зубы, не требуется их обтачивание с удалением здоровых тканей, функция жевания полностью восстанавливается.
III класс по Кеннеди — 4 по Гаврилову
Варианты те же, но бюгельные протезы в отношении удобства носки и восстановления функции догоняют несъемные конструкции из-за двустороннего равномерного распределения нагрузки.
IV класс по Кеннеди — 5 класс по Гаврилову
Съёмные и мостовидные протезы вполне могут восстановить функцию утраченных зубов, но для того, чтобы их фиксация была адекватной, придется использовать кламмеры, которые будут отчетливо видны на зубах. А ведь в переднем участке нужна эстетика. Мостовидные протезы при достаточно прочной опоре в функциональном плане удовлетворительны, но также могут скомпрометировать эстетику, особенно при атрофии альвеолярного отростка, когда между шейкой искусственного зуба и десной образуется существенный зазор.
Имплантаты помогают полностью восстановить жевательную эффективность и эстетику передних зубов. Это единственная локализация, при которой одномоментная с удалением зуба установка имплантата предпочтительна. При этом создаются оптимальные условия для заживления, не происходит потеря десны и костной ткани. Эстетический результат таких конструкций – вне конкуренции.
6 класс по Гаврилову
При комбинированных дефектах планирование строго индивидуально. Этот вариант в классификации Кеннеди не отражен.
7 класс по Гаврилову
Эта разновидность дефектов зубных рядов в классификации по Кеннеди относят к двусторонним концевым в то время как клинические проявления и план лечения в этих двух случаях могут радикально отличаться. Одиночно стоящие зубы ранее предлагалось использовать как опору для фиксации съемного протеза, особенно на нижней челюсти, где условия для этого, мягко говоря, оставляют желать лучшего. С появлением имплантации необходимость правдами и неправдами сохранять последний зуб отпала. Протезирование при одиночно стоящих зубах, как и на полностью беззубых челюстях с помощью проводится с помощью имплантатов.
По Кеннеди и Гаврилову
II класс по Кеннеди — 1 по Гаврилову
Поскольку дистальная опора отсутствует изготовить несъемный мостовидный протез невозможно, его попросту не к чему фиксировать. Предложенные ранее консольные конструкции с нависающей искусственной коронкой не выдержали проверки временем. Служат они недолго и, кроме того, приводят к расшатыванию и выпадению опоры.
Возможны следующие варианты ортопедического лечения:
- частичный пластиночный съемный протез недостаточно хорошо фиксируется и опрокидывается во время жевания, так как нагрузка приходится на одну сторону пластинки;
- бюгельный протез за счет наличия литых кламмеров и металлической дуги окидывается в меньшей степени и менее агрессивно действует на опорные зубы;
- протезирование на имплантатах по принципу один зуб – один имплантат подразумевает изготовление несъемной конструкции. При этом полностью восстанавливается эффективность жевания и не возникает дополнительной нагрузки на сохранившиеся зубы. При отсутствии специальных противопоказаний это – методика выбора.
Исправление глубокого прикуса
Используют те же варианты протезирования, что и в предыдущем случае. Двусторонние концевые дефекты отличаются тем, что в этом случае фиксация и функция съемных протезов лучше за счет равномерного распределения нагркзки по двум сторонам. При выборе несъемной конструкции бюгельный протез предпочтителен, особенно на верхней челюсти. Наличие металлической дуги позволяет уменьшить величину пластинки и оставить открытым небо.
Несъемное протезирование возможно при условии использования имплантатов. Если зубы были утрачены давно и лечение не проводилось костной ткани может быть недостаточно, однако в этом случае ее можно нарастить с помощью специальной операции. При хороших гигиенических навыках и отсутствии противопоказаний эффективность протезирования на имплантатах и в этом случае превосходит таковую при съемном протезировании.
III класс по Кеннеди — 3 по Гаврилову
Возможно восстановление дефекта как съемными, так и несъемными конструкциями:
- мост с опорой на зубы, ограничивающие дефект – бюджетный вариант. Преимущество – конструкция несъемная, недостаток – повышенная нагрузка на опорные зубы. Заболевания пародонта и подвижность оставшихся зубов способны существенно сузить показания к такому лечению.
- съемный бюгельный протез – жизнеспособный вариант протезирования, однако не вполне комфортный. Во-первых, конструкция съемная, во-вторых, — при одностороннем дефекте сработает эффект опрокидывания.
- установка имплантатов вновь лидирует по уровню комфорта и физиологичности. Нет нагрузки на опорные зубы, не требуется их обтачивание с удалением здоровых тканей, функция жевания полностью восстанавливается.
III класс по Кеннеди — 4 по Гаврилову
Варианты те же, но бюгельные протезы в отношении удобства носки и восстановления функции догоняют несъемные конструкции из-за двустороннего равномерного распределения нагрузки.
IV класс по Кеннеди — 5 класс по Гаврилову
Съёмные и мостовидные протезы вполне могут восстановить функцию утраченных зубов, но для того, чтобы их фиксация была адекватной, придется использовать кламмеры, которые будут отчетливо видны на зубах. А ведь в переднем участке нужна эстетика. Мостовидные протезы при достаточно прочной опоре в функциональном плане удовлетворительны, но также могут скомпрометировать эстетику, особенно при атрофии альвеолярного отростка, когда между шейкой искусственного зуба и десной образуется существенный зазор.
Классификация Жулева
Е.Н. Жулев – профессор, представитель медицинской академии Н. Новгорода. Систематизацию зубочелюстных проблем Жулев представит в 1989 г. Суть сводится к распределению патологий на 5 групп (классов):
- Ямки, впадинки, полости в фиссурах.
- Ямки на резцах, полости в фиссурах.
- Полости на поверхности резцов и боковых зубов.
- Полости в придесневой, пришеечной области.
- Комбинированные аномалии, включающие признаки, указанные выше.
- 1 класс — потеря жевательных зубов с обеих сторон. Основная конструкция протеза — лабильное крепление. От основного бюгеля отходят ответвления для укрепления на них искусственных зубов, восстанавливающих зубной ряд.
- 2 класс — односторонний дефект зубного ряда при потере дистальной опоры. Основная конструкция протеза — палатинальная фиксация протеза со стороны челюсти с сохранившимися зубами и лабильное крепление протеза на стороне дефекта зубного ряда.
- 3 класс — односторонний дефект при наличии дистальной опоры. Основная конструкция протеза — съемный мостовидный протез на опорных кламмерах.
- 4 класс — дефекты во фронтальном участке зубного ряда. Конструкция протеза — съемный мостовидный протез с опорными кламмерами.
Подробно классификация Кеннеди:
классификация зубных рядов с дефектами — включает четыре класса.
К первому относятся зубные ряды с двусторонними концевыми дефектами, ко второму — зубные ряды с односторонними концевыми дефектами, к третьему — зубные ряды с односторонним включенным дефектом в боковом отделе, к четвертому — зубные ряды с включенными дефектами переднего отдела. Если зубной ряд имеет несколько изъянов, относящихся к разным классам, его относят к меньшему по порядку классу (1923).
Определение оптимальных методов рентгенологического обследования при миофасциальном болевом синдроме челюстно-лицевой области и представление алгоритма рентгенологического исследования пациентов для диагностики данной патологии.
1. Ортопантомография. По данным литературы в настоящее время ортопантомография рассматривается как основной вид рентгенологического исследования при любых видах патологии зубочелюстной системы. Значимым свойством данного метода является быстрота и простота получения важных данных, позволяющих ускорить диагностический процесс, низкие дозы облучения. В большинстве случаев ортопантомография оказывается единственным видом рентгенографии, исчерпывающим все диагностические задачи
При изучении снимков необходимо обратить внимание в первую очередь:
— на межрезцовое соотношение верхней и нижней челюстей;
— на характер межчелюстных контактов, т.е. соотношение зубов верхней и нижней челюстей;
— на равномерность смыкания зубов справа и слева;
— на наличие адентии (вторичного или первичного происхождения);
— на наличие протезов и качества их исполнения;
— на состояние тканей пародонта;
— на наличие структурных изменений в альвеолярной кости верхней и нижней челюсти (остеопороз, атрофия, наличие системных заболеваний, опухолевых процессов и т.д.)
— на состояние зубов и наличие периапикальных костных изменений.
Нередко ортопантомография дает обзорную информацию и требует дополнительных видов съемки, но в этом случае ограничивается их число.
Нарушение
эстетической
нормы
и
речи
при
частичной
потере
зубов
Потеря
зубов нарушает эстетические нормы, что
выражается в изменении внешнего вида
лица, особенно если отсутствуют передние
зубы. При этом наблюдается западение
верхней или нижней губы, разбрызгивание
слюны при разговоре.
Отсутствие
боковых зубов также отражается на
конфигурации лица. У пожилых людей в
связи с изменением тонуса щечных мышц
западают щеки. При понижении межальвеолярной
высоты и уменьшении нижней трети лица
становятся более выраженными носогубные
и подбородочная складки. Углы
рта
при этом опускаются, и человек кажется
старше своего возраста.
Возможно
развитие ангуяярного хейлита
Зубы
—
это не только орган жевания, одновременно
они принимают участие в образовании
звуков. Поэтому потеря их приводит к
нарушению речи. Особенно выражено
нарушение речи при утрате передних
зубов. Оно выражается в нечетком
произношении звуков, шепелявости.
Произношение звуков может измениться
и при потере боковых зубов, поскольку
последние также принимают участие в
образовании звуков, ограничивая
пространство для прохождения воздуха.
Лица, профессия которых связана с
ораторской деятельностью, жалуются
на появление свиста, который неожиданно
врывается в речь и нарушает ее ритм и
музыкальность. Правда, подобные нарушения
встречаются редко и не у всех людей с
потерей боковых зубов.
Причины дефектов зубных рядов – какую роль играет наследственность или плохая гигиена полости рта?
Спровоцировать рассматриваемый недуг могут различные факторы:
- Врожденные аномалии. Сюда, в первую очередь, относят , которая может развиться на фоне болезни матери во время вынашивания ребенка. Отсутствие зачатков зубов, сверхкомплектные зубы, диастема, погрешности в структуре эмали могут также передаваться по наследству.
- Вредные привычки. Длительное использование пустышки, искусственное скармливание, сосание пальцев негативно влияют на формирование прикуса. Тем же, кто любит раскусывать орешки, фисташки следует помнить об опасности раскола коронки, повреждении корня.
- Кариес. На запущенных стадиях данной патологии пациенты способны утратить сразу несколько зубов. Поэтому гигиена полости рта, регулярное посещение дантиста, своевременное лечение кариозных зубов играет важную роль для сохранности зубного ряда целым.
- Септические явления, что образовались под воздействием гнойных воспалений. Зуб при подобных реакциях следует немедленно удалять, а привести к подобному результату может , периодонтит, киста и некоторые другие стоматологические недуги.
- Травмы. Утрата зубов по причине драки, падения особо актуальна для мальчиков в возрасте 6-9 лет. В этот период у детей происходит смена зубов: сильный удар способен спровоцировать повреждение корня, что вызовет остановку его развития в будущем.
- Некоторые детские болезни (рахит, пневмония, ОРВИ) , которые диагностируются на этапе формирования зубов. Подобные патологии негативно воздействуют на структуру центральных резцов.
- Новообразования в пародонте , которые требуют удаления зубов. Они могут возникнуть вследствие погрешностей в работе щитовидной железы, жкт, сердца и дыхательной системы, при гиповитаминозах.
Вопрос 4 Резервные силы пародонта: определение, их характеристика
по
данным
клинического
и
рентгенологического
обследования
.
Развитие
функциональной
перегрузки
пародонта
,
жевательных
мышц
,
височно
—
нижнечелюстного
сустава
при
частичной
потере
зубов
Резервные
силы
пародонта
— разность между максимальной нагрузкой,
которую может выдержать пародонт и
нагрузкой, которую пародонт обычно
испытывает при жевании.
Наиболее
точное определение резервных сил
пародонта дает Е.И. Гаврилов (1966), обозначая
их как способность пародонта
приспосабливаться к изменению
функционального напряжения. Такая
трактовка вытекает из биологического
представления о взаимообусловленности
формы и функции и явлений компенсации,
определяемых суммой факторов: общим
состоянием организма, состоянием
пародонта зубов, психосоматическими
факторами и др.
С
возрастом резервные силы уменьшаются.
С этой точки зрения уплощение жевательной
поверхности зубов за счет стирания
бугров является благоприятным
фактором, поскольку делает жевательные
движения нижней челюсти более плавными
и снижает действие вредных для пародонта
боковых нагрузок.
Общие
и местные заболевания также могут влиять
на запас резервных сил.
Максимальными
резервные силы пародонта будут у
соматически здорового молодого
человека, у которого при клиническом
обследовании полости рта не будет
выявлено патологии прикуса, дефектов
зубных рядов и заболеваний пародонта,
а на рентгенограмме не будут определяться
очаги разрушения костной ткани и
атрофия костной стенки альвеолы.
Оценить
резервные силы пародонта можно с помощью
гнатодинамомет-ра. Он определяет
максимальную нагрузку, которую может
выдержать пародонт зубов, а нагрузка
при жевании известна (при пережевывании
твердой пищи на резцы действует сила
5-10 кг, на клыки — 15 кг, на премоляры —
13-18 кг, на моляры 20-30 кг).
Как
только появляется дефект зубного ряда,
возникают условия для необычной
нагрузки на зубы, пограничные с дефектом.
Это состояние можно назвать травматогенной
окклюзией.
Нарушение
нормальной деятельности сустава при
частичной потере зубов можно связать
с изменением условия распределения
жевательного давления, понижением
межальвеолярной высоты, и наконец, с
появлением необычных экскурсий
нижней челюсти в связи с деформацией
окклюзионной поверхности зубных рядов.
В
норме моляры и премоляры принимают на
себя основное жевательное давление
и осуществляют боковую защиту сустава.
С потерей боковой защиты вся сила
мышечных сокращений приходится на
передние зубы и суставы, вызьшая их
перегрузку. Снижение межальвеолярной
высоты вызывает изменение положения
головки нижней челюсти при центра!гьной
окклюзии: она отходит от основания
суставного бугорка к задней стенке
суставной впадины. Суставной диск в
этом случае встречается с необычной
для него функциональной нагрузкой.
При
деформациях зубных рядов нарушаются
привычные экскурсии нижней
Ответы
на экзаменационные вопросы
П
часть
челюсти.
При взаимном вертикальном перемещении
зубов возникает блокада передних
движений нижней челюсти. На первый план
выступают шарнирные движения, а челюсть
в начале открывания рта смещается в
сторону, где имеется блокада. В других
случаях при боковой окклюзии множественные
контакты. В том и другом случае в конечном
счете возникает перенапряжение сустава.
Компенсаторная
перестройка сустава при его функциональной
перегрузке, по-видимому, возможна
лишь в определенных рамках и при
определенном состоянии самих тканей
сустава. Когда кончаются приспособительные. реакции и начинается патология, сказать
трудно.
функциональная
перегрузка жевательных мышц развивается
из-за необходимости более длительного
пережевывания пищи, а также из-за
дисталь-ного смещения нижней челюсти
и необходимости совершать необычные
движения челюстью. Больные могут
жаловаться на затрудненное и длительное
пережевывание пищи, утомляемость
жевательных мышц.
Ортопедическое лечение врач планирует индивидуально для каждого пациента, учитывая количество и место расположения отсутствующих зубов, состояние пародонта и уровень здоровья. Но все же есть общие закономерности выбора конструкции протеза в зависимости от протяженности и локализации дефекта. Для записи в карту и профессионального общения стоматологов удобнее использовать условное обозначение клинической ситуации, а не полное ее описание. Классификация дефектов зубных рядову прощает алгоритм выбора плана лечения и заполнение документации.