Дыхательная гимнастика
Содержание:
- Дыхательная гимнастика после коронавируса
- Рекомендации по проведению
- Показания к занятиям
- Дыхательная гимнастика Стрельниковой (список болезней)
- Типы и виды дыхания
- Виды дыхательной гимнастики, практикуемые в детском саду
- Противопоказания для дыхательной гимнастики
- «Рыдающее дыхание» Вилунаса
- Значение дыхательных практик в йоге
- Упражнения для дыхания для детей ― 6 простых правил
- На что обратить внимание при выполнении дыхательных упражнений
- Урологический комплекс
- Показания для освоения дыхательной гимнастики
- Рекомендации по проведению гимнастики
- Как правильно дышать?
- Противопоказания
- Суть дыхательной гимнастики Стрельниковой и ее принципиальное отличие от других методик?
Дыхательная гимнастика после коронавируса
В июле Минздрав опубликовал временные методические рекомендации по медицинской реабилитации при новой коронавирусной инфекции . Врачи советуют делать легкую гимнастику, начиная из положения лежа, и дополнять ее дыхательными упражнениями. Последние включают в себя чередование глубоких вдохов и выдохов, кратковременную задержку дыхания и выдохи с произношением разных звуков. В рекомендациях сделан упор на тренировку вспомогательной мускулатуры, задействованной при дыхании. Выполнять упражнения нужно в течение трех-четырех недель по два-три раза в день и только в случае, если температура тела не превышает 37,2 градуса.
Дыхательная гимнастика не исключает другие реабилитационные назначения врача: прогулки, восстановительную диету, лекарственную терапию и физиопроцедуры. Часто на фоне коронавируса обостряются хронические заболевания, поэтому восстановительный период будет проходить с учетом особенностей пациента.
Рекомендации по проведению
В детских садах дыхательная гимнастика проводится ежедневно один или два раза в день. Подходящее время для проведения — утренняя прогулка и период после окончания «тихого часа». В школе — на занятиях физкультурой.
Основные рекомендации по проведению для всех возрастных групп:
- Занятия по дыхательной гимнастике бодрят организм, поэтому проводить их перед сном не желательно.
- Выполнять упражнения на голодный желудок может быть опасно — возможны головокружения. При этом сразу после еды проводить гимнастику также не стоит, чтобы избежать проблем с пищеварением. Оптимальное время — через час после приема пищи.
- Проведение гимнастики обязательно происходит на свежем воздухе. Если нет возможности выйти на улицу, необходимо хорошо проветрить помещение.
- В комнате, где проводятся занятия, не должно быть пыли, которую вдохнут дети.
- Желательно, чтобы одежда была свободной и не сдавливала грудную клетку и живот.
- Для детей возраста два-три года подойдет комплекс из одного-трех занятий, протяженностью не более 10-ти минут. В силу возрастных особенностей они не смогут заниматься дольше и могут отвлечься вскоре после начала выполнения.
- Чтобы привлечь к выполнению дошкольников, следует проводить гимнастику в форме игры. Также можно предлагать детям понюхать цветы или угадать, какой запах появился в воздухе.
- Тело во время занятий должно быть расслабленным, мышцы шеи, рук и груди не напряжены.
- При вдохе и выдохе щеки не должны надуваться (исключением являются игровые упражнения для младшего возраста). За этим можно проследить, приложив к ним руки.
Показания к занятиям
Заниматься этой методикой могут люди со следующими проблемами:
- болезни дыхательной системы, в том числе астма, бронхит, гайморит, аденоиды, туберкулез, заложенность носа, кашель;
- храп;
- трудности с речью, в том числе заикание;
- осложнения со связками;
- повышенное давление;
- сложное психологическое состояние;
- для похудения;
- сердечная аритмия.
Тренировка оказывает благоприятное влияние на спину и шею. Гимнастика для детей может быть использована, в качестве лечения и профилактики. Это особенно актуально в сезон простуд: занятия способствуют укреплению иммунитета. Если ребенок будет выполнять упражнения при ОРЗ, то симптомы отступят намного быстрее. Подходит и для детей дошкольного возраста.
Справка! Упражнения Стрельниковой во время беременности не запрещены! Однако в третьем семестре рекомендуется снижать количество выполняемых подходов.
Позитивные отзывы врачей признают этот метод, как лечебный. Главный принцип – регулярность и грамотная техника исполнения. Тренировку можно сочетать с лечением медикаментами или делать в качестве профилактики.
Дыхательная гимнастика Стрельниковой (список болезней)
Дыхательная гимнастика Стрельниковой помогает организму справляться со многими болезнями без лекарств.
1. Насморк, аденоиды, гайморит
Для лечения болезней носа, следует хорошо освоить весь комплекс гимнастики.
2. Бронхит и бронхиальная астма
3. Кожные заболевания (диатез, нейродермит, псориаз)
Тренируя только активный вдох, организм насыщается кислородом на клеточном уровне, способствуя тем самым регенерации кожного покрова. Благодаря этому активизируется и кожное дыхание, положительно воздействующее на весь организм, включая эндокринную систему. Ежедневные занятия активизируют кровообращение в соединительной ткани, ликвидируется закупорка устьев сальных желез, выводится из протоков кожное сало. Может исчезнуть угревая сыпь — хроническое заболевание кожи, особенно часто встречающееся у подростков и юношей в период полового созревания.
4. Невроз, неврит, депрессия
Дыхательная гимнастика способна через полчаса после начала тренировки улучшить ваше состояние и настроение. Упражнения вызывают массу положительных эмоций и прилив сил. Вместе с этим улучшается и общее самочувствие (см. утренняя зарядка).
5. Болезни сердечно-сосудистой системы
Гимнастика Стрельниковой улучшает кровоснабжение и насыщает кислородом сосуды рук и ног. Полезна многим больным, особенно на ранних стадиях заболевания.
6. Головные боли, эпилепсия, инсульт
7. Гипертония, гипотония и вегетососудистая дистония
8. Заикание
Заикающемуся ребенку надо изменить, стереотип дыхания и речи. Этого можно добиться с помощью дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой. Из комплекса надо взять два упражнения: «Насос» и «Обними плечи» — делать их ежедневно с заикающимися детьми 2 раза в день (утром и вечером) до еды или через полтора-два часа после (желательно делать и другие упражнения комплекса).
9. Остеохондроз, сколиоз, травмы головы и позвоночника
Дыхательная гимнастика воздействует на позвоночник изнутри. Межпозвонковые диски получают возможность быстро восстанавливаться, освобождаясь от сжатия позвонками. Гимнастика ликвидирует сдавливание позвоночных артерий и симпатических нервных стволов (исчезают болевой синдром и отеки)
«Насос», «Большой маятник» и упражнения головой, надо выполнять особенно осторожно, без резких движений
10. Лишний вес и табакокурение
Гимнастика Стрельниковой улучшает работу всех центров головного мозга, в том числе и пищевого, что приводит к его само регуляции. Гимнастика активизирует обменные процессы на клеточном уровне, в результате чего число жировых клеток не увеличивается, а существующие быстро «сгорают». Весь комплекс надо выполнять три раза в день (утром, днем и вечером).
* Здесь приведен лишь список болезней. Подробные рекомендации по лечению данных болезней читайте в книге М.Н. Щетинина «Дыхательная гимнастика Стрельниковой ».
Стрельникова Александра Николаевна является автором известной гимнастики, которая помогла не только ей, но и многим людям обрести здоровье. Она была оперной певицей и использовала дыхательные упражнений из будущей гимнастики потому, что потеряла голос. Певица была вынуждена изобрести средство, чтобы вернуть разговорный и певческий голос.
«Дыхательная гимнастика по Стрельниковой (мастер-класс) – это насыщенный качественным материалом фильм, которые расскажет о известной системе оздоровления.
Типы и виды дыхания
Дыхание разделяется на поверхностное, грудное и брюшное. Также оно бывает частым или редким, быстрым или медленным. Смех и икота также являются дыхательными движениями.
Поверхностное дыхание
Называется так потому, что при вдохе воздух наполняет лишь трахеи, бронхи и совсем немного — верхние отделы легких. При этом легкие захватывают мало воздуха, а вот усилий затрачивается несоразмерно много.
Тем не менее, поверхностное дыхание не нужно считать “плохим”. В процессе эволюции оно выработалось как реакция на опасность и стресс. Почувствовав угрозу, мы переходим в режим поверхностного дыхания, что позволяет быстро бегать. Учащается сердцебиение и метаболизм, организм приходит в режим боевой готовности. Но когда мы дышим так постоянно, то вынуждаем организм быть в готовности к опасности, не даем психике успокоиться и расслабиться.
Поверхностное дыхание практикуется в гимнастике, поскольку насыщает организм углекислотой. Вы можете удивиться, но углекислый газ необходим живым существам так же, как кислород. Есть также оздоровительная система, где искусственная гипоксия помогает больным излечивать многие недуги.
Грудное дыхание
Его называют также дыханием силы, поскольку таким образом активизируются все ткани и мышцы. Применяется для подготовки спортсменов, помогает наращивать силу для подъема тяжестей и другой физической работы.
Напрягая мышцы и раздвигая с их помощью подвижных костей грудной клетки, мы расширяем легкие. При этом живот не двигается, он остается незадействованным.
Существует два подвида грудного дыхания — ключичное и реберное. Ключичное осуществляется за счет поднятия ключиц и наполняет воздухом верхние доли легких. Реберное — за счет сокращения межреберных мышц, что помогает наполнить воздухом средние отделы.
Грудное дыхание является базовым для взрослого человека, но не самым правильным.
Легкие состоят из пяти отделений, и в повседневной жизни мы задействуем лишь два верхних, чем сильно вредим своему организму. Мозг и остальные органы тела получают недостаточно кислорода, легкие не вентилируются, а некоторые отделы вообще не используются.
Когда ребенок рождается, то сначала дышит правильно, диафрагмой. Вы можете увидеть, как у младенца поднимается и опускается животик. Вырастая, мы переходим на грудной тип дыхания.
Диафрагмальное (брюшное) дыхание
Брюшное дыхание является самым глубоким, поскольку воздух проникает во все отделения легких. Его называют диафрагмальным, поскольку в этом процессе активно участвует диафрагма — мощная мышца в районе нижней части грудной клетки. Во время вдоха диафрагма опускается вниз, а внешняя стенка брюшной полости подается вперед. Это лучший способ дыхания, который используется, в частности, вокалистами. Таким образом организм максимально насыщается кислородом, легкие вентилируются, из них удаляются слизь и грязь.
Есть такое выражение: “дышать животом”. Конечно, в животе никаких легких нет, и мы им не дышим. Это метафорическое выражение, поскольку при брюшном дыхании задействуются мышцы пресса.
Они работают только на вдохе. Для выдоха достаточно расслабиться, и воздух выходит из легких сам.
Виды дыхательной гимнастики, практикуемые в детском саду
В дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) можно выделить следующие основные виды дыхательной гимнастики.
Игры на дыхание
Педагог не просто предлагает дошкольникам выполнить определённые полезные упражнения, а представляет их в форме увлекательной игры. Вариантов здесь множество. Например, малыши создают свой оркестр — одним «музыкантам» раздаются дудочки, другим — губные гармошки. В результате ребята интересно проводят время, укрепляя при этом своё дыхание.
Дыхательные упражнения легко можно облечь в игровую форму
Активным детям наверняка придётся по душе «Воздушный футбол», в котором, чтобы устроить гол, по мячику нужно не бить, а дуть на него, загоняя в ворота. Маленьким творческим натурам будет интересно сильно подышать на стекло или зеркало, чтобы оно запотело. Затем на поверхности можно нарисовать любую картинку.
Ребёнок может подышать на стекло, а потом нарисовать на нём картинку
Ребята всегда с удовольствием играют в снегопад — кладут на ладошку снежинки из маленьких комочков ваты и сдувают их. Точно так же можно устроить листопад или полёт бумажных бабочек.
Хорошая идея — устроить весёлые соревнования, например, «Чей паровоз громче гудит». Каждый ребёнок получает пустой пузырёк и изо всех сил дует в него, так чтобы был слышен свист. Масса положительных эмоций детям обеспечена.
Воспитатель может заинтриговать ребят — предложить им волшебные коробочки (это могут быть пластмассовые контейнеры от киндер-сюрпризов). Каждая наполнена чем-то особенным: апельсиновыми корочками, сухими мятными листьями, ванилином и пр. Задача дошкольников — определить, что это за аромат: для этого нужно глубоко втягивать воздух носом.
Разнообразные идеи для игр можно реализовать на прогулке. Например, устроить праздник мыльных пузырей. Все дети обожают это занятие, а оно между тем укрепляет органы дыхания.
Выдувание мыльных пузырей подразумевает глубокое дыхание и является замечательным упражнением
Дыхательная гимнастика в стихах
Полезные упражнения хорошо выполнять под чтение забавного стихотворения. В таком случае они напоминают собой весёлую физкультминутку. При этом дыхательные движения чаще всего сочетаются с общеукрепляющими.
Упражнения из комплекса Стрельниковой
Существуют разные комплексы дыхательных упражнений, основанные на совокупности приёмов: глубоком и поверхностном дыхании, его задержке и искусственном затруднении. Но в дошкольных учреждениях наиболее широкое распространение получила гимнастика А. Стрельниковой.
Общая суть гимнастики состоит в том, что при вдохе грудная клетка вовсе не расширяется, а, напротив, сжимается, поскольку одновременно выполняются соответствующие движения — наклоны, повороты и пр. За счёт этого кислород попадает в самые отдалённые области лёгких
Автор методики обращает ключевое внимание исключительно на качество вдохов (они должны быть шумными и резкими), а выдохи считает их естественным последствием
Упражнения Стрельниковой доказали свою эффективность при терапии не только дыхательных заболеваний (у детей, в том числе), но также патологий сердечно-сосудистой и нервной системы, ЖКТ. Положительный результат наблюдается даже при лечении детского заикания, причём в тяжёлых формах). Кроме того, при выполнении комплекса задействуется почти вся мускулатура тела, что способствует формированию у дошкольников правильной осанки, развивает гибкость.
Полный комплекс Стрельниковой включает в себя более десятка упражнений, однако в ДОУ воспитанникам обычно предлагаются 3 базовых:
- «Ладошки». Исходное положение (И. п.) — стоя, руки согнуты в локтях, а сами локти опущены. Производится 4 коротких вдоха, параллельно ребёнок сжимает кисти в кулачок, будто захватывая и удерживая какой-то предмет. Далее перерыв в несколько секунд. Необходимо выполнить 24 подхода.
- «Погончики». И. п. — стоя, руки опущены вдоль тела, а кисти сжаты в кулачки. Выполняется 8 коротких вдохов, в процессе каждого из них кулачки резко разжимаются. Рекомендуется сделать 12 подходов с перерывом в несколько секунд.
- «Насос». И. п. — стоя, в руки можно взять палку. Параллельно с вдохом дошкольники делают пружинистые наклоны, на выдохе же выпрямляются. Серия состоит из 8 вдохов и наклонов, далее перерыв в несколько секунд. Всего 12 подходов.
В детском саду обычно практикуются отдельные базовые упражнения комплекса Стрельниковой
Противопоказания для дыхательной гимнастики
Соблюдайте меры предосторожности, обращайтесь к врачу и не делайте дыхательные упражнения без его контроля, если :
- сохраняется повышенная температура без других симптомов;
- появилась одышка и затрудненное дыхание;
- присутствует боль в груди и учащенное сердцебиение;
- возникли отеки конечностей.
Дыхательную гимнастику стоит прекратить, когда в процессе вы заметили:
- головокружение;
- одышку сильнее обычной;
- боль в груди;
- чрезмерную потливость;
- сильную утомляемость;
- аритмию.
Если вышеперечисленные симптомы не исчезли после прекращения упражнений, сообщите о них лечащему врачу и следуйте его указаниям.
«Рыдающее дыхание» Вилунаса
Выпускник Ленинградского университета, историк, Ю.Г. Вилунас, тяжело заболев, разработал собственную дыхательную систему, с помощью которой смог значительно поправить свое здоровье.
За основу «рыдающего дыхания» Вилунас взял восточную дыхательную гимнастику цигун. Упражнения Вилунаса – единственная разновидность дыхательных практик, где и вдох, и выдох выполняются только ртом. Предполагается, что при этом способе дыхания содержание СО2 растет. Кроме того, усиливается связь между кислородом и гемоглобином, что в целом должно обеспечить максимально полное снабжение организма кислородом. Вилунас выделяет сильное, умеренное и слабое дыхание, каждое из которых применяется при определенных обстоятельствах.
Важно то, что метод Вилунаса не предназначен для длительного применения и также имеет свои противопоказания, как и любая другая методика.
Значение дыхательных практик в йоге
Упражнения на дыхание известны человечеству давно. Ещё в древних ведических текстах говорится, что, установив контроль над дыханием, можно установить контроль над своей жизненной энергией и избавиться от негативных мыслей.
Обычно человек дышит неосознанно. Дыхание — действие, которое не требует нашего неусыпного контроля. Однако те, кто практикуют йогу, учатся даже этот естественный процесс делать особенным, более глубоким и спокойным. Со временем новая техника становится привычкой и меняет восприятие мира практикующего её. В результате в организме уравновешивается баланс кислорода и углекислого газа. При нарушении этого соотношения кислород не может полноценно усвоиться организмом. Кроме этого, при правильном дыхании задействуются различные дыхательные мышцы. Обычно человек дышит, заполняя лёгкие частично. Йога учит наполнять их полностью.
Дыхательные практики из йоги помогают сделать правильное полноценное дыхание привычкой
Упражнения для дыхания для детей ― 6 простых правил
Вы сделаете своему ребенку неоценимую услугу на всю жизнь, если научите его правильно дышать в любых обстоятельствах.
Самое лучшее упражнение можно завуалировать под игру. Упражнение «Цветочек»: попросите ребенка, чтобы он изобразил, как нюхает цветок, а выдох пусть сделает через рот. Это поможет снять напряжение.
Задуй свечку. Сделать очень глубокий и громкий вдох и плавно подуть на свечу, чтобы пламя заколыхалось, но не погасло.
Полное дыхание. Очень медленно вдыхать воздух, чтобы поднимались плечи, надувалась грудная клетка и живот. Немного задержать дыхание. Так же медленно выдыхать, втягивая живот и опуская плечи.
Пропеллер. Стоя, руки разведены в стороны. Сделать вдох, на выдохе (через сомкнутые губы) вращать руки как пропеллер.
Водолазы. Выдох. Резкие два вздоха. Зажать нос и присесть на корточки, как будто ныряете. Задержать дыхание. Выдох.
Еще такое упражнение: очень быстро сделать два вдоха, затем медленно выдохнуть воздух. Эти техники полезны для малышей, если у них нет проблем с дыхательными путями.
На что обратить внимание при выполнении дыхательных упражнений
В зависимости от цели комплекса дыхательных упражнений задаются разные критерии дыхания
О них важно помнить, на них нужно концентрироваться во время практики. . Скорость дыхания.Это определяет, как долго длится ваш вдох и выдох, хотите ли вы задержать дыхание на вдохе или выдохе и как долго.
Скорость дыхания.Это определяет, как долго длится ваш вдох и выдох, хотите ли вы задержать дыхание на вдохе или выдохе и как долго.
Немало важно, как вы дышите – через рот или через нос. Возможно, комплекс упражнений предусматривает попеременное дыхание через рот и нос
Также важно, в каком положении выполняются упражнения. Некоторые необходимо выполнять сидя, некоторые во время активной физической нагрузки, например, бега, наклонов или растяжки
Урологический комплекс
Дополнительные упражнения гимнастики Стрельниковой называются урологическим комплексом. Для получения необходимого эффекта его рекомендуется выполнять в обнаженном виде как мужчинам, так и женщинам.
Тренинг включает в себя 5 упражнений и имеет следующие показания:
- аденома предстательной железы;
- импотенция;
- бесплодие;
- снижение гормональной функции яичников.
За время выполнения каждого задания осуществляется 96 вдохов-сжатий. Вдох-сжатие — это тандем, состоящий из короткого и шумного вдоха и одновременного сжатия мышц ягодиц и ануса.
«Сесть — встать»
ИП: ноги на ширине плеч, руки располагаются вдоль туловища.
Техника: быстрое приседание на корточки с одновременным шумным и коротким вдохом, после — подъем, сопровождающийся сжатием ягодиц и аналогичным вдохом. В сидячем положении спина остается прямая, ладони лежат на разведенных в стороны коленях, пятки незначительно оторваны от пола.
Норма выполнения: по 6 или 3 подхода с перерывами между комплексами в 3-5 секунд.
«Пружина»
ИП: сидя на стуле с прямой расслабленной спиной. Руки согнуты в локтях, ладони направлены от себя.
Техника: схожа с выполнением упражнения «Ладошки». Вместе с руками сжимаются ягодицы и анус.
Норма выполнения: перерыв на 3-5 секунд после каждых 4 вдохов-сжатий.
«Поднятие таза»
ИП: лежа на спине с согнутыми в коленях ногами и руками под головой.
Техника: одновременно с шумным вдохом-сжатием осуществляется быстрый подъем таза вверх, после — плавное опускание с пассивным выдохом.
Норма выполнения: 12 подходов с 3-5-секундными перерывами между ними.
«Метроном»
ИП: лежа на спине с согнутыми в коленях и разведенными в стороны ногами.
Техника: правое колено быстро кладется на пол к левой ноге с одновременным вдохом, возврат в первоначальное положение сопровождается выдохом. Аналогичным образом повторение осуществляется с левой ногой.
Норма выполнения: 12 раз по 8, 6 раз по 16 или 3 раза по 32 с 3-10-секундным перерывом.
«Покачивание»
Это упражнение предназначено только для мужчин.
ИП: стоя с прямой спиной, ноги немного согнуты в коленях и располагаются на ширине плеч, руки вдоль туловища.
Техника: выполняются поступательные движения тазом вперед с одновременным коротким вдохом-сжатием.
Норма выполнения: 12 раз по 8 с отдыхом в 3-5 секунд.
Показания для освоения дыхательной гимнастики
Научившись правильно дышать, можно приступать к освоению одного из комплексов полезных упражнений для дыхания, включив их в ежедневное расписание. Тренировка будет занимать от 15 до 40 минут в день — время, сравнимое с утренней зарядкой и атлетической гимнастикой для укрепления здоровья. Такие занятия особенно рекомендуются людям, которые регулярно испытывают стресс, так как дыхательные техники способствуют расслаблению, успокоению нервной системы, стабилизации эмоционального состояния, нормализации ночного сна.
Дыхательные комплексы для похудения оказывают более мягкое и поэтому отсроченное воздействие по сравнению с силовыми нагрузками и бегом. Сокращение и расслабление диафрагмы является своеобразным массажем, за счет которого уменьшается объем желудка: его стенки сужаются. Через какое-то время человек чувствует, что насыщается меньшим количеством пищи. Кроме этого, улучшая обмен веществ, упражнения способствуют лучшему ее перевариванию и одновременно процессу расщепления жиров в зоне живота и боков. При правильном дыхании подкожные брюшные жировые отложения постепенно разрушаются. Эффект будет зависеть от выбранной техники.
Показаниями к занятиям дыхательной гимнастикой являются:
- заболевания дыхательной системы и ЛОР-органов (бронхит, пневмония, бронхиальная астма; вазомоторный ринит, аденоидит, хронический тонзиллит, осложнения после перенесенного гриппа);
- заболевания сердечно-сосудистой системы (гипертоническая болезнь, склонность к повышенному давлению, вегетососудистая дистония, последствия перенесенного инсульта и инфаркта миокарда, расстройство сердечного ритма, атеросклероз сосудов головного мозга, сердца и конечностей);
- неврологические заболевания (последствия инсультов и травм с двигательными расстройствами, заикание, синдром хронической усталости, депрессия, различные формы невроза, хронические головные боли, мигрени, эпилепсия);
- заболевания пищеварительной системы, щитовидной железы и другие.
Существуют противопоказания, так как любая гимнастика — это нагрузка на организм. Не следует приступать к занятиям при:
- травмах позвоночника;
- сильной близорукости;
- кровотечениях;
- грыжах различной локализации;
- острых стадиях заболеваний сердечно-сосудистой системы, высоком давлении;
- обострениях хронических заболеваний и воспалениях.
При неосложненной беременности некоторые дыхательные упражнения (не сочетающиеся со специфическими позами, наклонами, скручиваниями) допустимы со срока 4–5 месяцев. Перед тем как начать заниматься такой гимнастикой, следует получить консультацию врача.
Рекомендации по проведению гимнастики
Прежде чем приступить к занятиям, нужно хорошо проветрить помещение. Чем позитивнее настроен ребенок, тем больший эффект дадут упражнения. Правила выполнения гимнастики:
- Не следует приступать к занятию после еды. Лучше подождать 40—60 минут, чтобы не навредить пищеварению.
- Голодным заниматься нельзя, это может привести к головокружению.
- Выполнять упражнения следует в расслабленном состоянии.
- Вдох делается только через нос.
- Гимнастику допускается выполнять во второй половине дня, но не перед сном, так как она бодрит, так что ребенка будет трудно уложить.
- Дети 2—3 лет не отличаются выносливостью и усидчивостью, поэтому начинать следует с 1—2 упражнений и постепенно вводить остальные.
- После каждого упражнения не забывайте делать перерыв.
Если во время какого-то упражнения ребенок бледнеет, часто дышит или у него кружится голова, то нужно немедленно прекратить гимнастику. Такое состояние вызвано гипервентиляцией легких. При переутомлении нужно сложить ладони малыша лодочкой и погрузить в них лицо, при этом глубоко и спокойно дыша. Из-за риска гипервентиляции детям-астматикам нужно проходить комплекс упражнений под наблюдением врача, чтобы избежать переутомления, которое плохо сказывается на слабой дыхательной системе.
У гимнастики есть противопоказания:
- Порок сердца — больной орган может не выдержать нагрузки.
- Воспалительные заболевания легких в острой форме. Не нужно дыхательные органы перегружать в этот период.
- Вирусные респираторные инфекции в острой форме. Пока все токсины не выйдут из организма, не нужно разгонять кровоток.
Как правильно дышать?
Хотя дыхание это естественный процесс, некоторые люди могут быть удивлены, узнав, что существуют правильный и неправильный способ дыхания.
Врачи дают следующие рекомендации о том, как правильно дышать.
Используйте нос
Дыхание через нос может замедлить дыхание и заставить легкие работать более эффективно. Это облегчает потребление оксида азота, который помогает с транспортировкой кислорода по всему организму.
При дыхании через нос:
- фильтруются токсины и аллергены из воздуха, тем самым предотвращая их попадание в организм
- воздух становится теплым
- увлажняется слишком сухой воздух
Однако дыхание через рот иногда необходимо, если человек занимается физическими упражнениями или имеет заложенность пазух носа.
Используйте живот
Самый эффективный способ дышать — это “опускать воздух вниз, к животу”. Когда диафрагма опускается вниз, живот расширяется, чтобы наполнить легкие воздухом.
“Дыхание животом” эффективно, поскольку тянет легкие вниз, создавая отрицательное давление внутри грудной клетки. Это приводит к поступлению воздуха в легкие.
Противопоказания
Несмотря на выраженное лечебное и профилактическое действие гимнастики, существует ряд противопоказаний к ее выполнению.
Все ограничения с пояснениями представлены в таблице ниже:
Упражнения | Ограничения на выполнение | Объем ограничения |
«Насос» | Травмы головы и позвоночника | Несильный поклон, пассивный выдох |
Длительно текущие радикулиты и остеохондрозы | ||
Повышенное внутричерепное, внутриглазное и артериальное давление | ||
Мочекаменная болезнь, холецистит | ||
«Обними плечи» | Ишемическая болезнь | Начать выполнение только со второй недели упражнений. Ограничить количество движений до четырех или двух, разграничить выполнение отдыхом по 3 или 5 секунд |
Врожденные пороки сердца | ||
Постинфарктный кардиосклероз | ||
«Большой маятник» | Остеохондроз | Выполнять упражнение с ограничением движений: незначительные поклоны и прогибы вперед — назад |
Травмы позвоночника со смещением межпозвонковых дисков | ||
«Повороты головы», «Ушки», «Маятник головой» | Травмы головы | Запрещены резкие движения головы, возможно выполнение заданий в позиции сидя или лежа |
«Передний шаг» | Заболевания сердца и сосудов | Ограничить подъем ног |
Беременность | ||
Мочекаменная болезнь | ||
Травмы ног и тромбофлебит | Выполнять упражнение только сидя или лежа, ограничивая движения |
Суть дыхательной гимнастики Стрельниковой и ее принципиальное отличие от других методик?
Первое действие новорожденного – вдох. Выдох – результат вдоха. «Какой же смысл тренировать и причину, и следствие? – спрашивает себя Стрельникова и отвечает: – Достаточно тренировать причину, чтобы результат сам собою изменился».
Думая только о вдохе и оставляя выдох, так сказать, на произвол судьбы, Стрельникова создала гимнастику, сохраняющую естественную динамику дыхания и вырабатывающую самый удобный для задержки вдох.
По ее словам, такая тренировка вдоха увеличивает самый важный резерв организма – воздушный, благодаря чему возрастает жизнеспособность организма. «Вот почему результаты нашей гимнастики, – говорит Александра Николаевна, – оказались куда значимее, чем мы ожидали».
Возникает вопрос: какой же вдох удобнее для задержки? По словам Стрельниковой, когда человек ждет какого-то важного события, внимательно за чем-то следит или, например, подкрадывается, прячется, он затаивает дыхание естественным образом. Затаить дыхание – означает придержать запас воздуха, чтобы с его помощью пережить трудные мгновения и приспособиться
Александра Николаевна с матерью стали тренировать вдох мгновенный, ротовой, страстный. Так были найдены соответствующие вспомогательные движения, подсказанные инстинктом. Но ротовой вдох отрабатывается лишь в чистом и теплом воздухе, делать его надо очень точно, иначе горло будет сохнуть. Этот вдох шире и поверхностнее носового
Затаить дыхание – означает придержать запас воздуха, чтобы с его помощью пережить трудные мгновения и приспособиться. Александра Николаевна с матерью стали тренировать вдох мгновенный, ротовой, страстный. Так были найдены соответствующие вспомогательные движения, подсказанные инстинктом. Но ротовой вдох отрабатывается лишь в чистом и теплом воздухе, делать его надо очень точно, иначе горло будет сохнуть. Этот вдох шире и поверхностнее носового.
Носовой вдох глубже, не боится холода и пыли, отлично избавляет от насморка. Поэтому Стрельниковы начали тренировать носовой вдох на фоне тех же движений, что и ротовой, такой же эмоциональный. Это и определило основные постулаты парадоксальной гимнастики.
Эмоциональный вдох – активный и естественный. В естественных условиях нашим пращурам для выживания приходилось наблюдать, прислушиваться и не тянуть вдох, а тревожно принюхиваться. «Без зрения жить можно, – отмечает Александра Николаевна, – без слуха – можно, без дыхания – нельзя! Принюхиваться ежеминутно теперь не нужно, поэтому современные люди ослабили активность вдоха, важнейшей функции организма. Парадоксальная гимнастика легко восстанавливает эту активность именно потому, что вдох в ней – эмоционален».
Итак, гимнастика Стрельниковой тренирует лишь вдох (выдох пассивный, самопроизвольный!), который производится в конце каждого физического движения, когда мышцы работают с наибольшей нагрузкой и когда, согласно традиционным дыхательным методикам, надо делать выдох.
Однако, несмотря на такой парадокс, упражнения не приводят к усталости и одышке, а, наоборот, урежают дыхание. Легочная вентиляция при этом возрастает в 5– 6 раз, но синхронная с вдохами интенсивная физическая нагрузка на многие мышцы удерживает углекислоту в организме на постоянном уровне, близком к физиологической норме.
Энергетический выход такого частого дыхания на фоне физической нагрузки высок. При шумном коротком вдохе носом идет активное насыщение коры головного мозга кислородом: ликвидируется спазм сосудов, исчезают хронические головные боли, улучшается память. Дыхание проводится на фоне движения. При этом сама мускулатура развивается, потому что получает нагрузку. Восстанавливается, как мы теперь говорим, энергетический баланс организма. Дыхание включает спящий процесс саморегуляции.