Развивающие пособия: кубики дьенеша и палочки кюизенера
Содержание:
- На какой возраст рассчитаны?
- Как проходят занятия по системе Дьенеша
- Игры с блоками Дьенеша
- Почему так полезны эти развивающие методики?
- Суть методики
- Как работать с блоками Дьенеша
- Как сделать своими руками?
- История создания
- Методика
- Блоки Дьенеша в младшей группе: система работы с детьми
- Ход игры:Кто первый из трёх команд соберёт круг по порядку от 1 до 8.
- Ещё больше игр
- Игры с блоками Дьенеша для старшей группы
На какой возраст рассчитаны?
Блоки Дьенеша приносят пользу детям от двух до десяти лет. Как правило, эту методику применяют в дошкольных образовательных учреждениях и начальных классах школ.
Для самых маленьких (от двух лет) можно предложить простые упражнения, например «давай покормим зверей». Для этого можно использовать детали, которые послужат заменой каких-либо предметов (в данном случае – корма для животных).
Детям средней детсадовской группы (4–5 лет) можно предложить выстраивать разнообразные картинки с помощью цветных элементов набора. Они могут либо использовать уже имеющиеся схемы, либо привлечь к этому свое воображением.
В подготовительной группе детского сада прекрасно способствуют улучшению математических навыков. Дети учатся считать и начинают понимать, что означают понятия «больше» и «меньше».
В начальной школе педагоги успешно пользуются блоками Дьенеша при корректировке усвоения того материала, который ребята не смогли понять на уроке. Дорабатывают «шероховатости» и устраняют недопонимания, как бы играя в блоки и палочки. Также данная методика максимально позволяет задействовать логические подходы к осмыслению и помогает закрепить полученную информацию.
Основываясь на блоках Дьенеша, специалисты разработали для всех возрастных групп соответствующие комплексы занятий и уроков исходя из особенностей каждой из них.
Как проходят занятия по системе Дьенеша
Занятия по методике Дьенеша включают в себя:
- игры с так называемыми блоками Дьенеша, среди которых имеются задания для детей самых разных возрастных категорий. Например, для детей младшего возраста (около 3-х лет) идеально подойдет игра «такой – не такой» (перед ребенком раскладывают фигуры разных форм, цветов и размеров, среди которых ему нужно найти «такие или не такие» фигуры, в соответствии с показанным взрослым примером). Для детей постарше можно выбрать игру в переводчика, в ходе которой нужно не просто найти такую или не такую фигуру, но и объяснить чем одна фигура отличается от другой.
- игры с обручами – позволяют освоить и закрепить навыки пространственной ориентации. Для этого родители кладут на пол два (и более) обруча разного цвета таким образом, чтобы они пересеклись (как олимпийские кольца). Ребенку необходимо положить фигурку заданного формата внутри синего.. вне красного… вне синего и красного обруча. Чем больше обручей, тем больше может быть вариантов заданий.
- сказочная страна Руритания – в ней живут озорные близнецы Элис и Брюс, вместе с которыми дети имеют возможность принять участие в увлекательных историях и окунуться в мир геометрии и алгебры.
В процессе занятий малыши в легкой игровой форме изучают геометрические формы и параметры предметов, приобретают навыки сравнения и анализа разносторонней информации, создают математические модели, логические цепочки и ряды, а также учатся принимать необходимые решения.
Игры с блоками Дьенеша
Блоки Дьенеша для самых маленьких (младшая группа)
Игра 1. Рассматриваем и запоминаем основные геометрические фигуры. Строим из фигур сказочных персонажей.
Конечно же, можно просто показать фигуру и сказать: «Смотри, Аня, это круг, а это квадрат…». Но запоминание такой информации будет сложным и неинтересным для ребенка. Как сделать этот процесс более продуктивным и увлекательным, как превратить обучение в игру? На помощь приходят пособия для игр с блоками Дьенеша для самых маленьких.
В них ребенку предлагается выложить из геометрических фигур какого-нибудь сказочного персонажа. По сути — провести настоящую игру.
— Аня, ты только посмотри, кто к нам идет. По извилистой тропинке возвращался еж домой. Нес поклажу он на спинке и довольный, и смешной. Ой, посмотри какие на спинке у него колючки. На какую фигуру они похожи?
— Они похожи на треугольники — отвечает Аня.
— Молодец! Колючки как настоящие треугольники. Давай сделаем ежику настоящие колючки, острые-острые. Возьмем наши треугольники и положим их вместо колючек. Только будем внимательными. У ежика есть большие и маленькие колючки, мы с тобой возьмем большие и маленькие треугольники.
— Здорово получилось!
Или вот такая история…
— Аня, посмотри, какая милая ворона с вороненком к нам сегодня прилетели. Каррр! — кричит ворона, — каррр! Улетаю на базаррр! Воронята, не деритесь! И меня в гнезде дождитесь!
— Аня, а давай мы сегодня с тобой отгадаем веселые загадки? Слушай внимательно. Первый мой вопрос простой: что пробьет туман густой? Чьи волшебные лучи освещают путь в ночи? На машине их две пары. Догадались? Это… (фары).
Это самые простые игры с логическими блоками Дьенеша. Играть в них можно уже с двух лет.
Для игр такого типа мне пригодились следующие пособия:
- Блоки Дьенеша для малышей «Маленькие логики»
- Блоки Дьенеша для малышей «Маленькие логики 2»
- Блоки Дьенеша для самых маленьких (2-3 года)
- Блоки Дьенеша для самых маленьких 2 (2-4 года)
Сначала мы очень долго играли в игры такого типа с Аней. Блоки Дьенеша, конечно же, были незаменимыми помощниками в каждой игре. С помощью этих игр Аня отлично выучила все фигуры, полюбила их, научилась их распознавать.
Игры с блоками Дьенеша для средней группы
Игра 2. Отгадываем геометрические фигуры с помощью знаков-символов. «Расколдовываем» сказочных персонажей.
Потом мы стали играть в более сложные и серьезные игры с логическими блоками Дьенеша. От этих игр я в полном восторге! Это игры, позволяющие развивать логическое мышление ребенка.
Итак, мы стали постепенно вводить в игру знаки-символы, с помощью которых можно отгадать геометрические фигуры.
Со всеми знаками-символами Аня познакомилась достаточно быстро. Но процесс был постепенным.
Знаки-символы можно вырезать из пособия «Демонстрационный материал (для детей 2-7 лет)» или сделать самостоятельно.
Теперь Ане необходимо было не просто положить фигуру на альбом, а с помощью знаков-символов расшифровать спрятанную фигуру.
— Аня, ты только посмотри, злой волшебник заколдовал крокодила. Нам надо помочь бедняге. Волшебник оставил для нас хитрые подсказки.
Игра 3. Ищем спрятанный клад.
Для игр такого типа мне пригодились пособия:
- «Лепим нелепицы. Серия Блоки Дьенеша с 4-х лет»
- «Спасатели приходят на помощь. Серия Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет)»
Когда Аня отгадала и построила всех сказочных персонажей, мы придумали новую игру — «Найди спрятанный клад». Я выкладываю фигуры в ряд. Под одну из фигур прячу наклейку. Далее показываю Ане знаки-символы. С помощью этих знаков Аня отгадывает фигуру, поднимает ее и находит спрятанную наклейку. Восторгу нет предела!
Игры с Блоками Дьенеша для старшей группы
Игра 4. Поиск затонувшего клада.
Моей старшей дочери Маше 7 лет. Она учится в первом классе. Но и для нее логические блоки Дьенеша — отличная игра, развивающая логическое мышление и даже основы математики.
Для игры с Марией я приобрела пособие «Поиск затонувшего клада». В нем предлагается сначала решить математические примеры, а затем с помощью полученных ответов расшифровать спрятанные фигуры по знакам-символам.
Также для детей старшего возраста можно использовать пособия:
- «Спасатели приходят на помощь. Серия Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет)»
- «Поиск затонувшего клада. Серия Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет)»
- «Праздник в стране Блоков. Серия Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет)»
Почему так полезны эти развивающие методики?
«Я гуманитарий», — можно часто услышать от уже взрослых людей, которые не сильны в математике. Зачастую проблема кроется не в способностях, а в том, что их мало знакомили с этой наукой в раннем возрасте. Математика вполне может быть интересным, увлекательным и веселым занятием.
Венгерский педагог Золтан Пал Дьенеш и бельгийский учитель Джордж Кюизенер развеяли стереотип о людях-техниках и гуманитариях, разработав свои авторские методики раннего обучения
Они представляет собой набор логических блоков, которые позволяют творчески подойти к изучению математической науки, развить внимание и логические способности
Кубики Дьенеша и блоки Кюизенера помогают малышам в игровой форме познакомиться с цветами, геометрическими фигурами, их размерами, понять, что такое «каждый», «через два», что больше или меньше. Эти развивающие пособия увлекут маленьких непосед и даже заинтересуют взрослых.
Суть методики
Дьенеш разработал методику обучения математике и показал нам на многочисленных примерах, что это довольно интересная и занимательная наука, и задействует в своем развитии еще много чего полезного.
Благодаря многолетней практике среди детей дошкольного возраста, Дьенеш преподносит нам уникальные методические пособия для обучения. Его метод имеет 6 ступеней.
На пути развития математических способностей параллельно затрагивается и раскрывается творческий и интеллектуальный потенциал ребенка, а порой и родитель, играя с малышом сам того не замечая, увлекается игрой.
Каждый этап несет в себе определенную нагрузку и без предыдущего не перейдешь на следующий.
Здесь вы не встретите занудных тетрадей и скучных учебников, везде присутствует игра, веселые рисунки, необычные загадочные схемы и символы, которые так и хочется разгадать. Итак,
Ознакомительный этап. Когда ребенок впервые увидел и начал знакомиться с обучающим материалом. Мама дает ребенку самое простое задание и не старается помогать ребенку, он должен постараться сам решить задачу. Как правило, малыши не стараются здесь задумываться и быстро делают, как получится или вообще не получится.
После этого начинается второй этап обучения. Здесь мама должна попытаться в доступной для ребенка форме объяснить новые немного усложненные задания
Важно, чтобы ребенок понял, что от него требуется, в этом заключается суть обучения.
Третий этап можно назвать сравнением. Здесь ребенок учится сравнивать и ему предлагаются примерно одинаковые задачи, но для их решения можно и нужно использовать разные материалы.
На четвертом этапе задания усложняются, но от этого становится только интереснее, ведь этого и добивался автор
Он рекомендует на данной стадии применять таблицы, карты. Здесь знакомимся и разбираем состав числа и новые математические понятия.
Пятый этап еще интереснее. Переходим к обучению символам, как специальных математических, так и выдумываем сами или вместе с мамой, а еще веселее подключить всю семью.
На шестом этапе нас ждет нобелевская премия и мы узнаем, что такое теорема и аксиома. Учимся анализировать, делать выводы из собственных заключений.
Задачей для родителей изучить методику самим и как можно активнее заинтересовать ребенка.
Самостоятельно ему играть будет не интересно, но это опять же мое мнение. У меня ребенок сам не играет даже по альбомам. Не было такого, чтобы он сел и стал самостоятельно что-то раскладывать. Ему не интересно и скучно. Я всегда играю с ним. И стараюсь максимально его увлечь и тогда вижу результат, у него получаются лучше те задания, которые делали ранее.
Как работать с блоками Дьенеша
Занятия проходят в несколько этапов. Дьенеш разработал свою методику с учетом психологических аспектов детей младшего возраста, поэтому не нужно бояться того, что она будет слишком сложной для мышления дошкольника. Выделяют такие стадии развития математических способностей:
- Свободная игра. Цель – научить кроху решать незнакомые задачи методом «проб и ошибок», пробуя разные варианты.
- Малыш плавно переходит на игру по определенным правилам. По ходу занятий происходит ознакомление с базовой информацией, например, «какие фигуры одинаковые».
- Обсуждение, сравнение содержания математических игр. Нужно подбирать разные варианты со смежными правилами, но отличающимися игровыми материалами.
- Знакомство с содержанием чисел. Рекомендуется использовать карты, диаграммы, таблицы.
- Последний этап – самый длительный и подойдет для старших дошкольников. На нем следует предлагать разные карточки с определением правил, которое помогает прийти к конкретным логическим выводам. Постепенно к малышу станут знакомы такие понятия, как теорема и аксиома.
Логические блоки
Сами фигурки – основа методики Дьенеша. С ними предусмотрено множество увлекательных дидактических игр для детей разных возрастов. Главное предназначение блоков Дьенеша – научить ребенка понимать свойства предметов. С их помощью он научится отличать и объединять объекты, делать их классификацию. Наличие картинок и специальных альбомов существенно разнообразит количество игр, которые вы сможете предложить дошкольнику.
Карточки
Для занятий применяются изображения, на которых содержится символическая информация о свойствах фигуры. Это выглядит так:
- Цвет обозначается пятном.
- Размер – это силуэт домика. Маленький обозначается одноэтажным строением, большой – многоэтажным.
- Контуры геометрических фигур соответствуют форме.
- Толщина – два изображения человечков. Первый – толстый, второй – худой.
- В комплекте Дьенеша есть карточки с отрицанием. К примеру, перечеркнутый крест-накрест многоэтажный дом означает, что нужная фигура «не большая», то есть, маленькая.
Комплекты карточек можно использовать не только вместе с блоками Дьенеша, но и для самостоятельных игр. Работа с ними развивает логику, навык расшифровки информации по символам. Сначала ребенку следует давать самые простые игровые задания для знакомства с карточками Дьенеша, а потом постепенно усложнять их. Комплект изображений способен существенно разнообразить занятия, сделать их значительно интереснее.
Альбомы
Таких пособий понадобится приобрести несколько, для каждого возрастного диапазона. Выбирать их следует по уровню развития ребенка, а не по тому, сколько ему лет в данный момент. Иногда в 3 года у малыша развитие пятилетнего, а бывает и наоборот. В альбомах представлены разные игры с фигурками Дьенеша, схемы-рисунки, по которым можно их складывать. Задания вы можете самостоятельно усложнять, вносить в них разнообразия, ориентируясь на реакцию ребенка.
Как сделать своими руками?
Логические блоки Дьенеша можно приобрести в магазинах, скачать из интернета и распечатать, а можно сделать своими руками. Но с решением этой задачи должен помочь справиться кто-нибудь из мужской половины семейства (без их рук, инструментов и умений не обойтись).
Мы не станем подробно описывать рукодельные способы создания блоков Дьенеша в домашних условиях (точный пошаговый алгоритм действий и размеры деталей вы без труда найдете в интернете). Скажем только, что для одного из вариантов изготовления блоков может понадобиться следующий нехитрый набор: деревянный брус (или старые деревянные кубики), лобзик, наждачная бумага, акварельные краски синего, желтого и красного цветов, карандаш, линейка и циркуль. Найти такие вещи мужчинам не составит труда. Зато этот процесс может принести много радости вам и вашим детям. А информацию о том, как самостоятельно создать специальный альбом и освоить несколько игр, вы тоже сможете найти в интернет-пространстве.
История создания
Интересно взглянуть на некоторые факты биографии венгерского педагога, математика и исследователя детской психологии Золтана Дьенеша. Именно он подарил детям всех стран прекрасный способ развить и осмыслить математическую сторону реальной действительности. Он очень хотел создать что-то такое, что сделает освоение точной математической науки комфортным, интересным и занимательным. В итоге он достиг своей цели и разработал прекрасную методику, которая является весьма популярной среди педагогов и родителей.
Процесс обучения не должен быть скучным, считал Золтан Дьенеш
Когда ребенку что-то долго объясняют, ему надо внимательно слушать, затем постараться повторить услышанное, тогда он, как правило, теряет интерес и не может долго сохранять стойкое внимание
Исследуя особенности развития умственных способностей у детей-дошкольников, Дьенеш сделал важное умозаключение: дети неплохо справляются с освоением чисел и простой арифметикой, но они крайне слабы в осознании абстракций. Ребенок ищет ответ, зачастую используя уже известный ему шаблон (схему)
Но поиск не всегда оказывается удачным. На основе этого факта Дьенеш придумал способ, позволяющий ознакомиться со сложными абстрактными категориями в доступной визуальной форме. Такой подход является важной составляющей подготовки к дальнейшему обучению ребенка в школе. Но ко всему прочему приносит ребятам массу удовольствия в процессе освоения логики.
Методика
Логические блоки Дьенеша предназначены для обучения математике в игровой форме. Занятия с ними способствуют развитию памяти, внимания, воображения, речи. У ребенка появляются умения классифицировать материал, сравнивать, анализировать аналитическую информацию. Оптимальный возраст для начала занятий – 3-3 года. Работа с логическими блоками Дьенеша научит кроху:
- Выявлять свойства объектов, называть их, объяснять, в чем состоят различия и сходства, подкреплять свои рассуждения доводами.
- Логически мыслить.
- Лучше разговаривать.
- Понимать, что такое цвет, толщина, форма и разный размер.
- Осознавать пространство.
- Самостоятельно решать задачи учебного и практического плана.
- Настойчиво идти к достижению цели, справляться с трудностями, проявлять инициативу.
- Выполнять мыслительные операции.
- Развивать воображение, творческие и интеллектуальные способности, фантазию , навыки моделирования и конструирования.
Блоки Дьенеша в младшей группе: система работы с детьми
Для детей 3-4 лет блоки являются эталонами формы и цвета. Манипулируя с ними ребенок выясняет, что каждая фигура имеет цвет, форму, размер и толщину. Дети должны подобрать такую же фигуру по цвету, как у воспитателя (по форме, размеру).
В середине года можно задавать два свойства для искомой фигуры. Например: «Найди жёлтую большую фигуру, красную треугольную, маленькую квадратную и т.д.». Играя с блоками можно решить следующие задачи:
- Познакомить детей с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
- Развивать умение выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие.
- Обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трём).
- Объяснять сходство и различие объектов, обосновывать свои рассуждения.
- Развивать пространственные представления.
- Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.
- Развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них.
- Развивать словесно-логическое мышление.
Игра «Что изменилось»
Перед детьми выкладывают 3-5 фигур. Затем предлагают детям запомнить фигуры и закрыть глаза. Воспитатель убирает одну фигуру и предлагает детям ответить, что изменилось. Можно не убирать фигуру, а поменять местами или одну убрать, а другую добавить.
Игра «Третий лишний»
Выложите три фигуры, две из которых объединены одним признаком. Попросите ребёнка ответить и объяснить, какая фигура лишняя.
Игра «Раздели фигуры»
Игра направлена на умение выделять фигуру с заданным признаком из других. В гости к детям приходят Сова и Ёжик.
Сове нужно дать только круглые фигуры, а Ёжику только большие (только синие и только прямоугольные, только квадратные и только красные и т.д.).
Игра «Найди клад»
Блоки Дьенеша в младшей группе можно использовать и для такой игры: на полу разложить несколько фигур. Когда дети закроют глаза, воспитатель прячет монетку под одну из них. Дети должны узнать, под какой фигурой клад, задавая вопросы: «Клад под жёлтой фигурой? Клад под большой фигурой?». Постепенно вариантов фигур останется меньше, и внимательные малыши смогут найти клад.
Игра «Второй ряд»
Выложите 5-7 фигур в ряд и предложите малышам выложить второй ряд так, чтобы под каждой фигурой оказалась фигура другого цвета (или формы, или размера).
Во второй половине года в младшей группе можно познакомить детей со знаками (каточками), обозначающими свойства фигур: цвет, форма, размер и толщина и организовывать более интересные игры.
Игра «Разложи на группы»
Педагог предлагает детям разделить фигуры, опираясь на соответствующую карточку-признак: в одну группу синие, в другую большие, в третью треугольный и т.д.
Игра «Помоги ёжику добраться до дома» («Выложи дорожку»)
Ребёнку предлагают выложить дорожку так, чтобы рядом оказались фигуры одного цвета, или рядом оказались фигуры разной формы (одного размера и т.д., варианты по усмотрению). Для игры понадобятся специальные схемы, по которым дети будут выкладывать дорожку для ёжика. Например, сначала нужно положить красную фигуру, потом жёлтую, потом синюю, потом жёлтую, потом красную и т.д. по стрелке. Более сложный вариант, в котором необходимо учитывать сразу два признака: сначала положить синюю треугольную фигуру, потом красную квадратную, потом синюю круглую, потом жёлтую прямоугольную и т.д.
Блоки Дьенеша в младшей группе можно использовать как элемент образовательной деятельности, а так же для индивидуальной работы с малышами для развития математических представлений.
Предлагаю вам скачать архив с карточками для игр с малышами, в который входят набор карточек-символов и картинки для игры «Помоги ёжику добраться до дома». В архиве так же есть карточки для работы с детьми более старшего возраста, которые пополнят математический уголок в младшей группе.
Надеюсь, материал оказался Вам полезен, и в следующей статье мы разберём игры с блоками Дьенеша в средней группе.
Не забывайте делиться и оставлять свои комментарии.
Ход игры:Кто первый из трёх команд соберёт круг по порядку от 1 до 8.
Если в сыре много дыр,
Значит вкусным он и был,
Если в нём одна дыра,
Значит вкусным был вчера.
«Посадим красивую клумбу»
Материал: набор блоков Дьенеша, 3 обруча (красного,жёлтого,синего) цвета, карточки с обозначениями признаков фигур и отрицанием признаков.
Ход игры: В одном обруче размещаются 48 фигур блоков Дьенеша – это рассада.
На другом краю зала размещаются три обруча так, чтобы они пересекали друг друга.В каждый обруч кладется карточка с обозначением признака: цвет, форма, величина. Дети берут по одному блоку и «сажают в ту «клумбу», карточка на которой соответствует признаку этого блока, если у блока совпадают два признака, то его помещают в пересечение 2 обручей, а если совпали все три признака, то в пересечение 3 обручей. Если же фигура не соответствует ни одному признаку, то её помещают вне обручей. За каждый правильно размещенный блок ребенок получает очко, выигрывает тот, кто наберет больше очков.
Вот и посмотрели мы с вами работу с логическими блоками Дьенеша. Скажите мне пожалуйста, где мы можем использовать эти блоки, в каких играх?
1) В подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов).
2) Как настольно-печатные игры (Изготовление карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломка»).
3)В сюжетно-ролевых иргах: «Магазин» (деньги обозначаются блоками, цены на товарах обозначаются кодовыми карточками). «Почта» (адрес на посылке, письме, открытке обозначается блоками, адрес на домике – кодовыми карточками, аналогично: «Поезд»(билеты, места).
Вариативность игр и блоками обеспечивает возможность использовать их практически в любой режимный момент. А так же позволяет реализовать индивидуальный подход за счет усложнения или упрощения заданий. Логические блоки Дьенеша, как вы видите, предполагают бесчисленное множество игр, которое можно придумывать и самим. Конструирование, моделирование, счет, развитие памяти и речи, воображения, способность совершать логические операции — все это позволяют развивать чудесные блоки Дьенеша.
Для проведения различных игр,нами используется различная методическая литература:
1. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие / авт. -сост. О. В. Толстикова. О. В. Савельева. Т. В. Иванова и др. –Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». 2014
2. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. (Под ред. А. А. Столяра, М., «Просвещение», 1988);
3. Формирование умения решать логические задачи в старшем дошкольном возрасте. Носова Е. А. (из сб. «Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду», Л. ,1990).
4. Николаева Е. П. Формирование предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников. – СПб «Детство — Пресс», 2014
5. «Логика и математика для дошкольников. Методическое издание Е. А. Носова; Р. Л. Непомнящая (Библиотека программы «Детство», «Санкт-Петербург», «Акцидент» 2000
6. Давайте вместе поиграем. Игры с логическими блоками Дьенеша. — СПб «Детство — Пресс»
Заключительная часть.
— Скажите, уважаемые коллеги, полезен ли был для вас предоставленный мастер – класс. Думаю, что мои методы и приемы пригодятся вам в работе, не смотря на то, что данная тема сложная для понимания детей, а значит, требует от нас творческого подхода в преподнесении материала. Желаю вам творческих успехов в работе!
Ещё больше игр
Наряду с блоками, можно использовать пособие «Давайте вместе поиграем», которое продолжает и углубляет работу по системе Дьенеша. В него входят:
- карточки с условными изображениями признаков фигур или отрицанием их свойств, 11 подтверждающих признак (круглый), и 11 – отрицающих (не красный). Помогают в освоении таких абстрактных для детей понятий, как знаки.
- 9 групп фигур, каждая из которых состоит из 24 штук;
- логические кубики – 5 с обозначениями свойств и один с цифрами, формируют у ребёнка такие навыки, как кодирование и декодирование.
Используя вместе с комплектом карточек логические блоки, можно составить около 20 различных сюжетов игры. Вот лишь некоторые из них.
Игра «В магазине»
В наборе также имеются листы, с нарисованными игрушками из игровых фигур. Малышу даются «деньги» (блоки), на которые он может приобрести себе игрушки. Но сделать это можно таким образом, чтобы у имеющегося блока и фигур на изображении был хотя бы один общий признак. К примеру, за красный треугольник можно приобрести домик или зверюшку с треугольными ушами.
«Логический поезд»
В приложении даётся несколько поездов, каждый имеет свой цвет, присвоенный номер и четыре вагончика. Дети кладут над своими вагонами карточки, с указанным алгоритмом изменения признаков фигур и подбирают соответствующие блоки. Например, если можно поменять форму и цвет, то красный круглый груз станет жёлтым квадратным.
Иные системы развития :
- Методика Макото Шичида
- Счетные палочки кюизенера
Среди листов с заданиями в наборе «Давайте вместе поиграем» есть и такие, которые представляют собой алгоритмы. С ними можно играть в «архитекторов», создавая проект детской площадки или нарядить по схеме ёлочку.
Игры с блоками Дьенеша для старшей группы
Когда ребенок подрастет, упражнения для малышей он сможет щелкать, как семечки, и задания придется усложнить. Методика Дьенеша для дошкольников рассчитана на малышей 5-6 лет. Упражнения более сложные, активно используются не только сами кубики, но и карточки, игровые альбомы. Задания направлены на развитие у взрослого ребенка логического мышления, умения объяснить принятое решение. Изучите несколько игр для примера, на основании которых можно придумать еще массу упражнений.
Поиск
Дайте ребенку любую фигурку Дьенеша или предложите выбрать самостоятельно. Затем он из общей массы блоков достанет все те, которые совпадают с первой по одному заданному свойству. Когда он хорошо усвоит игру, усложните ее. Пусть малыш подбирает блоки, у которых два одинаковых свойства со взятой изначально. Потом можно еще усложнить игру. Ребенок должен выбирать те блоки, у которых нет ни единого смежного свойства с первым.
Домино
Эта игра подойдет даже для нескольких детишек. Правила:
- Каждый игрок получает равное количество блоков. Определяется очередность участников.
- Первый делает ход любой фигурой.
- Второй кладет блок, у которого одно свойство совпадает.
- Если подходящей фигуры нет, участник пропускает ход.
- Выигрывает тот, кто первым выложит все свои блоки.
- Игру можно усложнить, меняя правила про свойства выкладываемых фигур. К примеру, нужно отвечать блоком, у которого два подобных признака и т.д.
Найди лишнее
Следующая игра поможет детям научиться группировать объемные геометрические фигуры по различным признакам. Правила:
- Выложите перед ребенком три фигуры. Одна из них не должна иметь ни одного общего свойства с остальными.
- Пусть ребенок вычислит, какой блок лишний, и объяснит, почему, как он пришел к такому выводу.
- Усложните задание. Выложите 6 блоков. Малыш должен удалить два лишних.
Найди пару
Эта игра понравится детишкам, которые уже хорошо освоили все простенькие задания. Правила:
- Перед ребенком разложите несколько фигур в ряд.
- Предложите к каждой подобрать парную по определенному свойству.
- Усложните задание. Пусть малыш попробует подобрать пару не по одному, а по двум или трем свойствам.
- Можете изначально взять, например, 10 парных элементов. Сложите их в пакет. Пусть ребенок сам выстроит пары, выкладывая фигуры Дьенеша в два горизонтальных ряда.
Художники
Для игры вам потребуется несколько больших листов цветного картона. Они выполнять роль эскизов картин. Для составления композиции нужны дополнительные картонные детали. Игра учит анализировать форму объектов, сравнивать их, развивает творческие и художественные способности. Правила:
- По эскизам малыши должны «писать» картину.
- Заготовку они выбирают сами. На ней изображено схематически, где какие блоки должны находиться. Тонкие будут только обведены по контуру, а толстые – полностью закрашены.
- Пусть дети на правильные места «эскиза» подберут недостающие блоки и детали, вырезанные из картона.
Магазин
Для этого задания вам необходимы карточки с изображением предметов, которые будут выполнять роль товара, и логические элементы. Игра «Магазин» развивает память, умение рассуждать, обосновывать свой выбор, выявлять и абстрагировать свойства. Правила:
- Дошкольник приходит в магазин, в ассортименте которого множество товаров-карточек. У него три фигуры, выполняющие функцию денег. За каждую можно приобрести один товар.
- Малышу нужно купить тот объект, у которого не меньше одного свойства совпадает в фигурой-денежкой.
- Постепенно можете усложнять игру, предлагая новые правила.
Украсим елку
Следующая игра способствует развитию навыков порядкового счета, чтения схемы. Для нее вам понадобится изображение елки и 15 карточек с символами, блоки. Правила:
- Елку следует украсить бусами в пять рядов. В каждом будет по три бусинки.
- Цифра на карточке – порядковый номер положения нити сверху вниз. Закрашенный на ней кружок показывает, какой по счету должна идти бусина, а внизу указано, какой элемент ее изобразит.
- Пусть малыш развесит первый ряд бус, а затем все нижние, четко следуя схеме на карточке.