Можно ли детям смотреть телевизор? с какого возраста можно смотреть телевизор и видео?

Возможный вред

Бесконтрольное сидение перед телевизором может приводить к проблемам со зрением, неврологическим нарушениям и ряду других последствий

Никогда не используйте телевизор во время приема пищи и в качестве няни.

Не всегда, если ребенок смотрит телевизор, родители задумываются о возможных последствиях данного просмотра

А ведь, это очень важно, так как в будущем это может привести к весьма ощутимому вреду

Ухудшение зрения. Особенно отмечается, если перед экраном оказался ребенок, не достигший трехлетнего возраста. Причина кроется не в физическом повреждении органов зрения, а в усталости и перенапряжении. Частая смена картинок приводит к тому, что маленькому ребенку не удается сфокусироваться на чем-то одном. Возникающее перенапряжение мышц глаз приводит к развитию близорукости. Указывать на уже появившиеся проблемы с глазами могут: желание ребенка близко сидеть перед экраном, частое моргание, прищуривание.
Воздействие на нервную систему

Важно понимать, что у маленьких детей она еще продолжает свое развитие. Малыш способен получить перевозбуждение от просмотра даже позитивной программы или мультфильма, что с течением времени может вылиться в дефицит внимания и гиперактивность уже у школьника

Также неврологами была отмечена взаимосвязь между мерцаниями экрана и возникновением судорог у детей.

Ожирение. Детки, которые вместо того, чтобы проводить время во дворе, бегать с мячом, кататься на велосипеде, играть в «квача» или прыгать на скалочках, все свое время проводят, сидя перед экраном телевизора, ведя малоподвижный образ жизни, со временем ощущают на себе проблемы с обменом веществ, а также накопление излишней массы тела.
Нарушение речи. Дети, которые в особо раннем возрасте (до полутора лет) впервые знакомятся с телепередачами, в шесть раз чаще сталкиваются с проблемами в речевом развитии. По мнению специалистов, обуславливается это отсутствием необходимого времени, которое мама должна посвящать общению с ребенком. Важно понимать, что многие передачи, мультфильмы не несут нужной смысловой нагрузки для взрослеющего карапуза, у ребенка нарушается понимание устной речи.
Снижается или полностью пропадает интерес к чтению. Неудивительно, когда ребенок, идя в первый класс, отказывается читать учебники, так как считает, что информация лучше подается через телевизор, что проще что-то посмотреть, чем сидеть и читать.
Возникают проблемы со сном. Эмоциональное состояние ребенка после просмотра телевизора может приводить даже к ночным кошмарам, или быть причиной излишнего бодрствования. Карапуз будет не высыпаться, станет вести себя капризно.
Последствия для интеллектуального развития. Малыш, который постоянно сидит перед телевизором, теряет способность что-то анализировать, размышлять логически, приходить к определенным выводам.
Просмотр программ, фильмов и мультиков со сценами насилия (а не всегда родителям удается распознать в происходящем на экране негативные сцены для маленького карапуза) может приводить к стрессу, депрессии, агрессивному поведению в будущем.
Подавление естественных навыков и желаний. Малыш, увлеченный просмотром мультфильма, может забыть о том, что ему необходимо пойти в туалет или покушать, попить воды.
Вред, оказываемый на пищеварительную систему. Такое последствие возможно в ситуации, когда малыш привык кушать перед экраном. Ребенок может не ощущать сытости от съеденного, желудочный сок не сможет нормально вырабатываться, ведь карапуз будет полностью увлечен происходящим в мультфильме или передаче.
Риск возникновения действий, которые могут быть опасными для самого малыша. Например, ребенок, смотрящий мультфильм про супергероев, прыгающих с крыш домов, может решить и сам спрыгнуть с какого-то возвышения, не понимая, что это может привести к его травмированию. А воздействие рекламы на детскую психику — вообще отдельный разговор.

Возможные последствия

Телевидение в нашей жизни появилось относительно недавно. С течением времени меняется не только формат передач, качество изображения, но и сам телевизор – от простых ламповых мы пришли в эру жидкокристаллических экранов. В связи с этим у родителей и возникают вопросы, действительно ли голубой экран опасен? Разберемся по порядку.

Зрение. Долгое время офтальмологи говорили о том, что если ребенок много смотрит телевизор, то это ухудшает зрение, способствует развитию близорукости. Особенно опасен он для детей до 3 лет. Но в 2000 году Ли Даффнер, доктор Американской академии офтальмологии, после ряда проведенных исследований доказал, что просмотр телепередач вызывает не физическое повреждение глаз, а их перенапряжение, усталость.

Если телевизор ваш ребенок смотрит боком, достаточно близко садится к экрану, начинает часто моргать или щуриться, то это потому, что проблемы со зрением уже существуют. Затягивать с визитом к врачу за консультацией не стоит.

Речь. В 2008 году Дмитрий Христаксис, профессор Института Сиэтла и Университета Вашингтона, после многолетних исследований доказал, что дети, регулярно просматривающие телевизионные передачи в грудном возрасте, в шесть раз чаще страдают нарушениями развития речи. Связано это вовсе не с тем, какой смысл они несут, так как малыш еще не способен воспринимать и анализировать информацию, а с тем, что теряется связь между мамой и ребенком. То время, которое можно было посвятить игре и беседе, развивая словарный запас малыша, тратится на просмотр видеоряда, который не имеет никакой смысловой нагрузки. Соответственно, нарушается восприятие устной речи.

Нервная система. Незрелая нервная система грудного ребенка, соприкасаясь с телевидением, может отреагировать по-разному. Перевозбуждение, особенно при небольшой температуре или легком недомогании, становится причиной капризов, истерик, неконтролируемых страхов – все это порождает проблемы со сном. А сон для детей, несомненно, важен, он влияет на гармоничное физическое и психологическое развитие. Некоторые неврологи отмечают взаимосвязь судорог у детей и мерцания экрана. Доктор Христаксис отмечает, что просмотр телевизора имеет накопительный и отложенный эффект, проявляться который может уже в школьном возрасте гиперактивностью и дефицитом внимания.

Снижение интереса к чтению. Не стоит удивляться, что ваш первоклассник не проявляет интереса к чтению, если телевизор в доме включен в течение всего дня в фоновом режиме. Взрослый человек способен контролировать поток информации, поступающий на него из жидкокристаллической коробки, способен абстрагироваться от лишних сведений. Маленький человек не способен к таким действиям, он будет смотреть телевизор столько времени, сколько он работает, ведь на это не нужно тратить силы, как при чтении.

Ожирение

Низкая активность всегда сопровождается набором лишнего веса и атрофией мышц, и неважно, 40 лет человеку или 11 месяцев. Пусть лучше ваш грудничок познает границы квартиры, изучает содержимое ящиков, чем будет безвольно сидеть возле телевизора.

Влияние просмотра телевизора на здоровье детей

Излишнее пребывание ребёнка у телевизора оказывает влияние как на его умственное развитие, так и на физическое здоровье.

Воздействие на психику ребёнка

В этом контексте рассматривается влияние исключительно добрых и позитивных передач, даже не говоря о фильмах в жанре ужастиков и передачах со сценами насилия.

Дети в дошкольном и младшем школьном возрасте, как отмечают психологи, не умеют отличить вымысел от реальности, критически отнестись к получаемой информации

Марина Озерова, известный педагог с большим стажем работы, неоднократно исследовала влияние просмотра телевизора на детей и посвятила этому многие публикации. Так, она выделяет сразу несколько негативных моментов, возникающих при длительных просмотрах телепередач:

  1. В первую очередь страдает работа зрительного восприятия. Так, ребёнок не получает осязательной информации об объектах, видимых на экране, а также отсутствуют кинестетические ощущения, что мешает полноценному развитию.
  2. Вместе с тем не накапливается опыт — из-за недостатка полноценных данных об объектах, ребёнок не может фантазировать и создавать собственные образы. Так, если попросить детей нарисовать любимого героя из мультика, то они в точности скопируют персонаж.
  3. Страдает развитие мозга. Казалось бы, многие родители включают познавательные программы для своих малышей именно с целью расширения кругозора и образования ребёнка. Но из-за отсутствия полноценного восприятия и необходимости переработки полученной информации ребёнок не производит новые нейронные связи, а просто запоминает некие шаблоны.
  4. Перегрузка мозга информацией. Из-за поступления большого количества зрительных сведений за короткий промежуток времени мозг начинает посылать сигналы нервной системе о необходимости в перезагрузке, а та, в свою очередь, посылает мозгу нервные импульсы и реакции, внешне проявляющиеся как гиперактивность малыша, энурез, нервный тик.
  5. Привычка к бездеятельному времяпрепровождению. Пассивное удовольствие ребёнка, которое он получает, сидя на диване, создаёт тягу к опасным развлечениям в более зрелом возрасте.
  6. Никто и ничто, в том числе телевизор, компьютер, детский сад, не может заменить общения ребёнка с мамой и папой. Совместные дела, поступки, творчество, родительское слово — только это оставляет прекрасные впечатления и даёт хороший стимул для развития малыша.

Общество родителей, участие в их делах, их слова, поступки и даже мысли — лучшее для воспитания малыша

Многие исследования, проведённые психологами и логопедами, показывают, что избыточный просмотр телевизора приводит к следующему:

  • упрощению речи;
  • преобладанию в лексиконе словесных штампов;
  • снижению способности творчески мыслить и придумывать новые идеи.

Малыш не получает полноценного диалога, а только впитывает сказанное героями с экрана, следовательно, не идёт навыков построения разговора. Значительно уменьшается объём памяти и стремление к развитию путём чтения. Ребёнок предпочитает просмотр мультфильмов классическим сказкам и современным рассказам.

Влияние телевизора на физическое здоровье

Проблемы со здоровьем связаны в первую очередь с малоподвижным образом жизни, недостатком физических нагрузок и неправильной позой у телевизора. Последствия увлечения телевизором:

  • несформированность мышечной массы;
  • нарушение осанки;
  • лишний вес.

Сидя неподвижно по нескольку часов и глядя в одну точку, малыш не только не получает развития своего тела, но и медленно теряет его. Природа требует, чтобы дети были активными, подвижными и любознательными, иначе неизрасходованная энергия превращается в проблемы раннего ожирения.

Малоподвижный образ жизни и неправильная поза при сидении перед телевизором становятся причиной нарушения осанки

Чтобы свести к минимуму неприятные последствия просмотра телевизора ребёнком, стоит соблюдать расстояние от глаз до экрана прибора — в норме оно должно составлять от 1,5 до 2 метров в зависимости от размера диагонали телевизора. Каждые 30 минут нужно делать перерыв и давать глазам передохнуть.

С какого возраста детям можно начинать смотреть телевизор и стоит ли ограничивать время просмотра?

Для некоторых родителей телевизор является настоящим спасением. Потому что он помогает справиться даже с самыми непослушными малышами. Отвлекаясь на просмотр любимого мультика, ребенка легко заставить съесть целую миску полезной каши или супа, а так же побыть в тишине и спокойствии хотя бы несколько минут.

Но по советам психологов, физиологов и окулистов, детям до трех летнего возраста вообще не стоит смотреть телевизор и различные программы на компьютере, телефоне или планшете. Пока идет формирование органов зрения, психики и активно совершенствуется речевой аппарат, лучше не вмешиваться в эти процессы и не мешать естественному развитию ребенка.

И даже с наступлением трех лет, не стоит допускать длительного перенапряжения детского зрения и стоит ограничивать просмотр телевизора до 40-50 минут в день. При этом указанное время является максимально допустимым, а не рекомендованным к каждодневному просмотру.

Безусловно, маленьким детям легче запретить смотреть телевизор. При этом проще не включать его совсем, когда малыш бодрствует. Так он не привыкнет к мультикам и не будет с криками и истериками их требовать. Но каким образом ограничить 2-3 летнего ребенка, когда он уже достаточно смышлён и в состоянии сам нажать на заветную кнопку телевизионного экрана? Тут есть несколько вариантов. Если вы отчаянно настроены, оградить своего подрастающего сына или дочку от пагубного влияния телевидения, то придется и вам самим от него отказаться на время. Для этого достаточно спрятать телевизор в недоступное для ребенка место или полностью отключить питание от него.

Даже если пагубное влияние просмотра телевизора на вашего ребенка не пугает вас, то все же стоит включать мультики дозировано, и придерживаться нескольких правил.

  • Телевизионный экран должен находиться на расстоянии не менее трех метров от глаз ребенка.
  • В комнате должно быть хорошее освещение. Не допускайте просмотр телевизора в темноте.
  • Всегда следите за тематикой мультфильма или телепередач. Избегайте слишком агрессивных или пугающих сюжетов, чтобы не нарушить психику малыша.
  • Непрерывный просмотр телевизора не должен превышать 30 минут. Если ваш ребенок засиделся дольше этого времени, обязательно делайте перерыв со сменой деятельности. К примеру, поиграйте в активные игры или займитесь творчеством.
  • Для детей от 3 до 7 лет не желателен просмотр телевизора более 50 минут в день, в общей сложности.

Каждый родитель сам отвечает за здоровье и воспитание своих детей. И вопрос о просмотре мультиков и передач по телевизору очень важен. Даже если вы решите не запрещать ребенку смотреть его любимые мультфильмы, то пусть они будут добрыми и с позитивным настроем.

Телевизор и ребенок от 3 до 6 лет: малыш примеряет роль экранного героя

Только к 3-4 годам ребенок приходит к пониманию разницы между воображаемым и реальным. Он уже знает, что мультфильм — это неправда, и с удовольствием исследует мир прекрасных принцев, фей и говорящих животных, который будет подпитывать его мечты, фантазии и активно участвовать в играх. Конечно, дети еще не полностью воссоздают цепь событий: то, что они видят, иногда путается с их собственными желаниями и личным опытом. Но в этом возрасте ребенок уже понимает, что он — это он, и осознает свое отличие от остальных, а значит, может притвориться кем-то другим. Имитация становится его любимым занятиям. Он изображает доктора, который делает укол, строгого папу, которого надо слушаться. Дети любят идентифицировать себя с кем-нибудь из героев, чаще всего с тем, чьи переживания им ближе всего

Малышу важно «понарошку» пережить эмоции, с которыми он пока не сталкивался в реальной жизни

Современные дети все чаще идентифицируют себя с выдуманными персонажами и все реже — с реальными людьми. Их воображение в большей степени захвачено миром телевизионных историй. Встает вопрос о том, насколько успешно они смогут приспосабливаться к жизненным ситуациям, воспринимать роли матери и отца, их взаимоотношения с друзьями и межличностные связи вообще.

Наш совет: ограничьте покупку игрушек и вещей с символикой того или иного мультфильма. Чтобы ребенок заинтересовался реальностью, надо привлечь к ней интерес: вместе ходить на прогулки и выставки, покупать игрушки, развивающие воображение. Будьте осторожны с агрессивными, жестокими изображениями, которые могут оказать негативное влияние на психику. Чтобы обезопасить ребенка, их нужно расшифровать, объясняя намерения и ухищрения их создателей. Научив ребенка не принимать на веру все, что показывает телевизор, вы поможете ему не путать чье-то представление о действительности с самой действительностью.

Телевизор и способности к обучению у ребенка

Почему важно продержаться без телевизора хотя бы до 2 лет? «Высаживание» перед телевизором с раннего возраста может аукнуться, например, проблемами с концентрацией внимания. «Часто родители испытывают шок, — рассказывает американский педиатр, вице-президент ассоциации врачей-педиатров в Уилмингтоне Дэвид Хилл, — когда я говорю им, что детские врачи выступают против того, чтобы малыши младше 18 месяцев смотрели телевизор или играли с гаджетами

Исследования показывают, что 92,2% годовалых американцев хоть раз в жизни держали в руках какой-либо электронный девайс, при этом некоторые начали делать это уже в 4 месяца от роду!

Конечно, родители полагают, что их детям это нравится, однако факт в том, что ребенок может пристально смотреть на яркие цвета или движущиеся по экрану фигуры, но его мозг не в состоянии понять ни смысла, ни значения этих действий. Исследования свидетельствуют о том, что просмотр любого видеоконтента в возрасте до 18 месяцев имеет весьма негативные последствия для развития речи, кратковременной памяти и способности к чтению, а также влияет на возникновение проблем со сном и с концентрацией внимания. Все это осложняется еще и тем, что дети учатся только во взаимодействии с другими людьми. И если одна из сторон смотрит в это время телевизор, общение (соответственно, и обучение тоже) прекращается».

Чего еще можно ожидать?

К сожалению, телевизор способен негативно влиять не только на психику и нервную систему малышей. Многие слышали, что вреден он, прежде всего, для детского зрения, которое до года активно совершенствуется (об особенностях зрения новорожденного подробнее читайте здесь).

Даже если учесть, что в первые пару месяцев грудничок не различает далеко расположенных предметов, а тем более не может сосредотачивать взгляд на них, мелькание экрана и постоянная смена кадров улавливаются независимо от того, расположен телевизор перед глазами ребенка или где-то сбоку. Глазные мышцы и зрительные центры головного мозга будут постоянно напрягаться. И на зрение трехмесячного ребенка, который уже может фокусироваться на предмете или изображении, нагрузка только усиливается. Такая перегрузка органов зрения постепенно приведет к появлению близорукости. Особенно если подрастающий карапуз будет смотреть на экран с близкого расстояния.

Как ни парадоксально, но пристрастие к просмотру телепрограмм с раннего возраста может привести к проблемам с лишним весом. Во-первых, поглощенный сюжетом, малыш не отдает себе отчета в том, сколько и чего он съел (особенно этим любят пользоваться сердобольные бабушки, впихивая во внука «под мультик» всевозможные вкусняшки). Во-вторых, глядя на экран, ребенок сидит на месте. А значит – меньше двигается и не расходует потребляемую энергию.

Ну и для полноты картины еще один факт: учеными установлено, что телевизионное излучение способствует замедлению обменных процессов в организме, угнетает защитные функции, снижая иммунитет ребенка.

Например, фильмы, передачи и мультфильмы, в которых…

  • Отсутствует литературная речь, и в большом количестве присутствуют американизмы и жаргонизмы.
  • Учат лицемерию, вранью, злорадству.
  • Главные герои – непонятные и непривлекательные существа со странным поведением.
  • Со злом не борются, а воспевают его.
  • Плохое поведение героев одобряется.
  • Присутствует насмешка над слабыми, старыми или больными персонажами.
  • Герои издеваются над животными, или наносят вред окружающим, или неуважительно относятся к природе и окружающим.
  • Присутствуют сцены насилия, агрессии, порнографии и проч.

Конечно, под запрет – все новостные программы, ток-шоу, взрослые фильмы и передачи, если только это — не научно-познавательный или исторический фильм.

Также под запрет и весь ТВ-контент, который может вызвать агрессию, страх, неадекватное поведение ребенка.

Влияние телевизора на детей

Мнение о вреде просмотра телевизора остается неоднозначным. Перед тем как подвергать ребенка необоснованному риску, молодым родителям необходимо ознакомиться с последствиями от просмотра телевизионного вещания. К таким последствиям можно отнести:

  • Ухудшения зрения. Специалисты в области офтальмологии не рекомендуют просмотр телевизора детям грудного возраста. Этот запрет обусловлен высоким риском формирования близорукости у малыша. Особенно это касается детей, которые смотрят телевизор на близком расстоянии;
  • Недоразвитие речевого аппарата. Длительное нахождение перед телеэкраном со временем приводит к ухудшению словарного запаса у новорожденного. Если грудничок редко слышит материнскую речь, у него формируется риск задержки развития речевого аппарата;
  • Дефицит внимания и гиперактивность. В ходе исследований медицинским специалистам удалось обнаружить взаимосвязь между просмотром телевизора детьми до трех лет и развитием у них так называемого дефицита внимания;
  • Потеря интереса к чтению. Работа телевизора в помещении, где находится новорожденный малыш, в будущем приводит к потере интереса ребенка к чтению;
  • Избыточная масса тела. Постоянное нахождение ребенка возле телеэкрана лишает его возможности вести полноценную жизнь. Такие младенцы склонны к гиподинамии и ожирению;
  • Негативное воздействие на центральную нервную систему. Быстрая смена телевизионных картинок оказывает чрезмерную нагрузку на нервный аппарат малыша. У таких детей чаще развиваются страхи, нарушение сна, ухудшение памяти и восприятия. Нередко специалисты в области неврологии проводят взаимосвязь между ускоренной сменой телевизионной картинки и формированием судорог в младенческом возрасте.

Что можно смотреть детям разного возраста

Итак, с вопросами когда и как разобраться удалось. Теперь следующий, и самый главный — что можно смотреть детям разного возраста по телевизору.

Задумайтесь!

1. Дети сильны в подражании. Такая способность воспроизводить поведение после того, как увидел его всего лишь раз, называется «отсроченной имитацией». Это невероятный навык и развивается он очень быстро. К возрасту 1,5 лет ребенок может воспроизводить событие через четыре месяца после того, как видел его всего лишь раз. Этот навык никогда не утрачивается ребенком и маркетологи в курсе. Вот почему мы так склонны воспроизводить поведение родителей годы спустя.

2. Вторая причина значимости содержания видеоматериалов в том, что наши ожидания и предположения глубоко влияют на наше восприятие реальности. Я надеюсь, раз вы стали родителями, уже имеете представление о том, что очевидные истины очевидны только для конкретного человека или группы людей и восприятие реальности у каждого свое, сформированное на основе опыта, убеждений, генетики и т. д. Т. е. то, чему вы позволите проникнуть в мозг вашего ребенка влияет на его ожидания в отношении окружающего мира, а это, в свою очередь воздействует на его восприятие и на поведение.

Не верьте словам развивающее, для маленьких гениев

и прочее! Группа исследователей из Вашингтонского университета проводила исследование DVD Baby Einstain и естественно результаты были провальные, в последствии компания Disney убрала надпись «развивающий».

Дети, не достигшие 3-летнего возраста

, еще не способны воспринимать сложные сюжетные линии и смысл происходящего на экране. Их привлекает скорее движение и динамичный темп. Идеальный репертуар для этого времени — простые сказки и мультфильмы:Колобок, Теремок,Курочка Ряда, Три Медведя и так далее . Можно выбрать такую схему — сначала прочитать книжку, а затем посмотреть ее «экранизацию». Из современных подойдут Лунтик, Грузовичок Лева, Малышарики. Несмотря на то что многие думают, что в этом возрасте дети не способны к серьезным размышлениям, обсуждать увиденное в ними все равно нужно!

С 3 до 5 лет

у детей наступает период идентификации — они сопоставляют себя с героями мультфильмов, фильмов и телепередач, уведенных на экране, в этом возрасте они способны сопереживать и идентифицировать чувства и эмоции

В это время для родителей особенно важно контролировать, что они смотрят. Насилие, рекламы с глупыми слоганами лучше полностью исключить

Кроме того, после каждого просмотра нужно обсуждать увиденное, только тогда вы будете уверены в том, что малыш правильно воспринял информацию. Репертуар может состоять из добрых и «волшебных» мультиков —Винни-Пух, Ну-Погоди, Золушка и так далее.

С 5 лет суд удаляется

в отношении жестокого вердикта исключить телевизор, некоторые программы улучшают работу мозга. В «репертуар» можно включать сказки и мультфильмы с более глубоким философским смыслом, ведь ребенок уже понимает — «что такое хорошо, а что такое плохо». ПодойдутМаугли, Бэмби, Король Лев, Фиксики и так далее. Кроме того, в телеменю можно включить не слишком сложные для восприятия передачи о животных, городах и странах.

Что запрещается смотреть категорически

Один из самых главных вопросов, который интересует родителей — что делать с рекламой? До 5 лет малышу лучше ее вовсе не показывать. Конечно, его наверняка привлекут динамичные слоганы и ритмичная музыка, однако есть вероятность засорения словарного запаса глупыми фразами типа «не тормози — сникерсни». Мультфильмы для просмотра могут быть записаны на флешки.

Категорически запрещается просмотр мультфильмов и передач, где присуствуют элементы насилия и агрессии. Ребенок может «переложить» такую модель поведения на себя и считать в дальнейшем, что она вполне приемлема в жизни.

Еще один вопрос — это новости. Родители часто смотрят их в присутствии детей, даже не подозревая о том как информационные сюжеты о разных, иногда не слишком приятных, событиях могут травмировать детскую психику и наложить отпечаток на дальнейшее мировосприятие. До 7 лет выпуски новостей категорически не рекомендованы. Если все же их приходится смотреть, взрослые должны обеспечить чувство защищенности, чтобы увиденное на экране не стало причиной панических страхов в жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector