Какие бывают расстройства речи. основные симптомы и причины заболевания
Содержание:
Прогноз и профилактика
При возникновении изменений в произножении, важно своевременно обратиться к врачу. Если вовремя заметить проблему и начать ее устранение, можно добиться хороших результатов
При регулярных занятиях с логопедом и соблюдении рекомендаций врача возможно нормализовать речь.
В таком случае ребенок не будет ничем отличаться от окружающих и проходить обучение в обыкновенной общеобразовательной школе.
Если заболевание обусловлено совокупностью сложных заболеваний, прогноз менее благоприятный. В таких случаях речевую функцию можно скорректировать, но полностью устранить проблему не удастся. Как, например, при алалии.
Логопед поможет исправить произношение звуков и разнообразит словарный запас, но особенность речи у алалика останется на всю жизнь. Ребенок будет не совсем правильно строить фразы и предложения, допускать ошибки в образовании грамматических форм и т.д.
При наличии сложных заболеваний, не поддающихся полному излечению, ребенок должен посещать специализированные образовательные учреждения. К ним относятся коррекционные детские сады, школы, реабилитационные центры. Наблюдение у невролога обязательно.
О профилактике стоит позаботиться во время беременности. Будущая мама должна оберегать свой организм от проникновения инфекций, непредвиденных травм
Во время родов важно соблюдать рекомендации врача, чтобы избежать травм при родоразрешении
Родившегося ребенка с младенчества нужно оберегать от травм, нейроинфекций и воздействия токсических средств.
Оцени-ка страничку!
Методы лечения
При обнаружении речевых нарушений необходимо корректировать состояние ребенка, со временем их проявления только усилятся. Дефекты речи подразделяются на ОНР, фонетические и фонетико-фонематические. Диагностикой отклонения занимаются медицинские специалисты и педагоги. Если первичной является умственная отсталость вследствие тяжелых заболеваний неврологического характера, ребенку могут оформить инвалидность.
Наиболее положительных результатов удается добиться при раннем выявлении проблемы у детей дошкольного возраста. В основе терапии всегда лежит комплексный подход: прием медикаментов, физиотерапевтические процедуры, занятия у логопеда и дефектолога
Наиболее эффективны лазеро- и магнитотерапия, кинезиологические упражнения улучшают внимание и память, способствуя гармонизации процессов в головном мозге
В зависимости от степени тяжести проявлений нарушения речи и наличия сопутствующих патологий дети обучаются по обычной школьной программе или в специальных учреждениях. В общеобразовательных заведениях обучение проводится по двум направлениям: в первом обучаются дети с тяжелыми нарушениями развития речи, во втором с выраженным заиканием. Для коррекции патологий программа начальной школы составляется отдельно, в дальнейшем переходят на общее обучение. В процессе терапии необходимо регулярно посещать логопеда.
Тяжелое нарушение речи у детей лечится по определенной схеме:
- развивают дыхание и голос;
- учат различать между собой звуки;
- тренируют мышцы;
- закрепляют правильное звукопроизношение;
- формируют коммуникативные навыки.
Этого добиваются с помощью проведения дыхательной гимнастики по Стрельниковой, развития мелкой моторики на уроках по рисованию, складыванию мозаики. Наглядный метод обучения помогает легче усвоить материал. Также связную речь развивают с помощью логопедических дидактических игр. Педагог разучивает с детьми информацию в виде стихотворения, сопровождая свое действие движениями рук. Кроме того, в процессе обучения у ребенка увеличивается словарный запас, уменьшается скованность при общении. Танцевальные движения и отработка мимики способствуют стимуляции координации.
На дому родители должны обеспечить ребенку полноценное питание, нормализовать его режим дня. Недостаточно просто занятий по логопедии, ему нужно общение с друзьями, полезной будет культурная программа.
Терапия конкретных видов расстройства
Способы терапии отличаются в зависимости от характеристики отклонения. Чтобы вылечить заикание, необходимо создать комфортную и спокойную обстановку. Нельзя делать на этом дефекте акцент, ребенку нужна психологическая поддержка. Старайтесь его не торопить, пусть говорит громко и четко.
При диагностированной сенсорной алалии ребенка, напротив, ограждают от чрезмерного общения с окружающими, исключают просмотр телевизора. Только после наступления «зрительного голода» логопед может приступать к коррекционной работе. Дизартрия лечится с помощью развития моторики, необходимо следить за режимом ребенка. Двигательная активность формируется посредством поощрения малыша к самообслуживанию (он должен самостоятельно одеваться, причесываться, есть).
Нарушение тембра голоса и звукопроизношения называют закрытой ринолалией. Она вызвана дефектами носовой перегородки, после устранения которых исчезает дефект речи. Открытая форма возникает из-за расщелин твердого и мягкого неба. Для ее лечения проводят операцию восстановления, также потребуются логопедические занятия.
Занимаясь с ребенком в домашних условиях, помните о том, что многое зависит от вашего положительного настроя. Вы должны заверить ребенка в успехе лечения и помочь ему избавиться от комплексов. В дошкольном возрасте шансы успешной коррекции выше, в сравнении со старшими детьми.
Признаки отклонений
Надо отметить, что более тяжелые случаи нарушения речи, возникающие при слабоумии и некоторых психологических отклонениях в организме, независимо от возраста больного, могут спровоцировать немоту
Поэтому очень важно своевременно распознать первичные признаки, чтобы не позволить прогрессировать недугу
Основные симптомы:
- Несоответствие языковой нормы возрасту говорящего человека.
- Дистрофия спастическая проявляется непроизвольными вибрациями голосовых связок больного. В этом случае отклонения в речи могут сопровождаться такими начальными признаками, как хрипота, сдавленный голос или звучание речи с придыханием.
- При афазии человек совершенно не умеет грамотно и быстро выражать свои мысли. У больного имеются проблемы с восприятием речи окружающих людей. Человек, страдающий отклонениями в речи, очень долго формулирует свои мысли и выражает их в словах. Слова и звуки, которые он произносит, получаются неправильными и невнятными.
- Слишком быстрый темп речи, или, наоборот, слишком заторможенный, может стать свидетельством нарушений функций в речевом аппарате больного. Это может быть следствием сложного психического заболевания; ТНР, вызванного патологиями мозга; инфекционных болезней или дегенеративных состояний.
- Еще один синдром недуга – нарушение тембра голоса. Любое изменение функций или формы голосовых связок может спровоцировать изменение в артикуляции и произношение отдельных звуков, а так же привести к непринужденности речи при произношении.
- Вследствие слабости речевого аппарата и голосовых мышц, появляются такие признаки, как заторможенность речи и «проглатывание» звуков.
- Проблемы могут проявляться в форме экспрессивной речи – быстрое и частое повторение одних и тех же слов, повышенная речевая активность, несвойственная для нормального человека, нарушение синтаксической структуры словосочетаний и плавности произношения.
- Гнусавость, заикание, невозможность выговорить слово или фразу, повторное произношение звуков – основные признаки отклонений в речи.
Надо отметить, что интеллектуально-мнестические функции, которые представляют собой различные формы расстройства психики, носят деградирующий характер. Зачастую при такой форме расстройства поражаются клетки мозга, что негативно сказывается на речевой функции больного. В результате таких сложных патологий, как инфаркт или инсульт мозга, у взрослого пациента, со временем, может развиться тяжелое нарушение функций речи, вплоть, до полного онемения
Поэтому так важно при малейшем проявлении симптомов, своевременно обращаться к специалисту за консультацией
1 Описание
По определению, экспрессивная речь — это процесс произнесения вслух звуков и слов. Это высказывание слов при помощи движений языка и губ. Темпы ее формирования зависят от того, насколько активно общаются с ребенком его близкие, занимаются с ним.
Следует отличать нарушение экспрессивной речи от моторной афазии — нарушения уже сформированной речи.
Выраженная форма данного нарушения проявляет себя до наступления трехлетнего возраста. Отсутствуют отдельные словообразования, простые предложения, фразы. Позже признаки становятся более характерными:
- ограниченный словарный запас;
- пропуск приставок в словах;
- нечеткие окончания в словах;
- множественные синтаксические ошибки;
- при пересказе может полностью отсутствовать последовательность изложения.
Понимание речи больным при данном расстройстве не нарушено. Использование невербальных знаков, движений и жестов абсолютно адекватно. Воспроизведение звуков не затруднено. Желание общаться с окружающими у ребенка сохраняется. Эмоции направлены вовне. Присутствуют компенсаторные эмоциональные реакции при общении со сверстниками, поведенческие расстройства и невнимательность. В качестве сопутствующих нарушений фиксируется функциональная диарея, нарушение координации.
Виды расстройств у детей
Невнятная речь у ребенка связана с различными недугами. К основным из них относят:
- Внешнее оформление высказывания – это расстройства произношения.
- Внутреннее оформление – системное расстройство речи.
У детей речевым дефектом может считаться отсутствие каких-либо признаков развития, которые характерны для конкретного возраста:
в первый месяц жизни – крик при каком-либо неудобстве;
к четвертому месяцу – отсутствие реакции малыша на обращение к нему;
к пятому – шестому месяцу – не произносит отдельные сочетания звуков и не следит за предметами, на которые указывают взрослые;
к седьмому месяцу – не привлекает к себе внимание произношением звуков;
к девятому месяцу не произносит простые слоги;
к десятому месяцу не произносит слоги и не отвечает на жесты (кивки, махание рукой на прощение);
к году — полутора лет жизни не выполняет простых просьб и не произносит простые слова (мама, папа, дай);
ко второму году жизни не может осмысленно говорить.
Но не стоит воспринимать эти задержки слишком серьезно, все детки развиваются по-разному. Если вы замечаете небольшое отставание в этом нет ничего страшного, просто следите за этим.
Чтобы точно установить характер патологии, нужно обратиться к врачу. Такими нарушениями занимаются следующие специалисты:
- невропатолог (определит состояние головного мозга малыша, исключит патологии центральной нервной системы);
- отоларинголог (выявит нарушения слуха ребенка при их наличии);
- психолог (необходим детский специалист: он определит состояние психики ребенка).
Если предыдущие специалисты не выявили отклонений, развитием речевого аппарата малыша должен заняться логопед.
Причины нарушений
Чаще всего проблемы со звукопроизношением у детей возникают вследствие следующих факторов:
- генетические нарушения (поздняя речь у одного из родителей, неправильный прикус, аномалии зубов, нёба, заикание, неправильное функционирование мозговых центров, ответственных за устную коммуникацию);
- болезни, которые были у ребенка в первые годы жизни (инфекционные и бактериальные инфекции, травмы горла, нёба или полости рта, травмы головы, воспаление ушей);
- травмы, полученные при родах (удушение, малый вес ребёнка при рождении, травмы из-за узкого таза матери или медицинских инструментов);
- внутриутробные отклонения (гипоксия, инфекционные болезни, которая мать перенесла при беременности, травмы, резус-конфликт ребенка и матери, недонашивание или перенашивание ребенка, угроза прерывания беременности, вредные привычки, прием лекарственных средств, стрессы).
Повлиять может и социально-бытовая среда, в которой находится ребенок. Если с малышом родители не общаются, речь может развиваться очень медленно.
У ребенка может наблюдаться сразу несколько видов отклонений устной речи. Среди них:
- неправильная интонация;
- проблемы голосообразования;
- нечеткость произношения звуков;
- неправильное формирование темпа речи.
Если у ребенка нет психических отклонений, которые нужно устранять с помощью специалистов, у него могут развиваться такие нарушения коммуникации (при условии, что малыш понимает речь):
- тахилалия – неоправданно быстрая речь;
- брадилалия – патологически медленное произношение;
- дисфония – ухудшение голосовых качеств вследствие патологии связок;
- алалия – расстройство речи вследствие нарушений в работе головного мозга;
- афазия – утрата возможности произношения слов при уже сформированной речи;
- ринолалия – нарушение произношения звуков из-за анатомических особенностей;
- дислалия – нарушение коммуникации при нормальном слухе и отсутствии отклонений в строении головного мозга.
Если коммуникационные дефекты вызваны анатомическими или психическими отклонениями, может потребоваться оперативное вмешательство или длительное лечение медикаментозными средствами. В таких случаях логопедические упражнения для восстановления речи также используются.
Дефекты произношения могут возникнуть не только в детстве, когда аппарат речи только развивается: из-за некоторых болезней и травм коммуникационные навыки взрослых также могут ухудшиться
Важно вовремя определить характер патологии и устранить ее: тогда последующее восстановление будет проходить намного проще и быстрее
Дифференциальный диагноз
Дифференциальный диагноз расстройства развития артикуляции включает три стадии: во-первых, необходимо определить, что нарушение артикуляции является достаточно серьезным, чтобы считаться патологическим, и исключает нормальное нарушение произношения у маленьких детей; во-вторых, следует отметить отсутствие физической патологии, которая могла бы обусловить нарушение произношения и исключить дизартрию, нарушения слуха или умственную отсталость; в-третьих, надо установить, что экспрессивный язык выражен в пределах нормы и исключить расстройство развития языка и первазивные расстройства развития. Приблизительно можно руководствоваться тем, что 3-летний ребенок в норме правильно произносит м. н, б, п, в, ф, г, х, т, к, д;, а нормальный 5-летний ребенок правильно произносит все звуки.
Для исключения факторов физического характера, которые могли бы обусловить некоторые типы нарушения артикуляции, надо произвести неврологический, структурный и аудиометрический методы обследования.
Дети с дизартрией, у которых расстройство артикуляции обусловлено структурной или неврологической патологией, отличаются от детей с расстройством развития артикуляции в том, что дизартрия крайне трудно поддается коррекции, а иногда и не поддается совсем. Бессмысленная болтовня, медленное и некоординированное двигательное поведение, нарушение жевания и глотания, а также стесненное и замедленное высовывание и втягивание языка являются признаками дизартрии. Малая скорость речи является другим признаком дизартрии.
Правила исправления речи
Квалифицированный учитель логопед, изучив анамнез и заключение других специалистов, подбирает оптимальный ход занятий, соответствующий случаю лингвистический материал. Принципы работы основаны на:
- личностном ориентировании;
- создании благоприятной эмоциональной обстановки;
- создании положительной мотивации;
- взаимодействии с родителями.
Без последнего невозможна полноценная, эффективная коррекция произношения. Родители должны следовать рекомендациям логопеда, выполнять упражнения.
В некоторых случаях специалист просит опекунов ребенка присутствовать на занятиях, чтобы они смогли выполнять простые упражнения в домашних условиях. Поскольку двух занятий в неделю с логопедом может быть недостаточно.
Создание благоприятной обстановки и мотивации не менее важны. Проблемы могут быть вызваны психологическими проблемами, преодоление которых ложится на плечи логопеда.
Личностное ориентирование включает в себя:
- признание самобытности ребенка;
- создание ситуаций, в которых бы ребенок мог реализовывать свой собственный жизненный опыт;
- обучение, построенное на ситуациях, в которых воспитанник хочет и может учиться.
Необходимое количество занятий в начале работы определить невозможно. Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка и скорости усвоения навыков и умений.
Мутизм
Этиология мутизма сложная — молчание развивается как у людей с сохранным мозгом и аппаратом речи, так и при многих поражениях мозга.
Иногда мутизм обусловлен атрофией зоны Брока или другими поражениями мозга, которые обнаруживаются не сразу. Акинетический мутизм развивается при утрате всех произвольных движений, в том числе речевых. Такой мутизм описан при коме, СПИДе, нейролептическом синдроме. Это состояние, при котором человек пристально смотрит в глаза собеседника, но не может ни пошевелиться, но произнести хотя бы один звук. Подобное состояние наблюдается в остром периоде тяжелой черепно-мозговой травмы, когда не только нарушена речь, но и сознание вкупе с прочими произвольными функциями.
Часто причиной мутизма становятся психические болезни, особенно истерия, глубокая депрессия, кататония (особые двигательные нарушения, когда человек похож на восковую куклу) при эндогенных больших психозах. Истерический мутизм случается чаще у женщин, сопровождается демонстративным поведением, направленным на достижение своих целей.
Технология и методы обучения учащихся
Вместе с требованиями общего типа перед школой становятся и более углубленные задачи для помощи детям с нарушениями речи. Среди них:
- коррекция устной и письменной речи;
- в процессе устранения дефектов учитывать психическое развитие каждого ребенка;
- профессиональная подготовка.
Учебный процесс предусматривает выделение значительного времени посвященного трудовой деятельности школьников. Благодаря такому подходу решается несколько задач одновременно. В первую очередь адаптация детей с отклонениями в социуме, формирование личности и подготовка к жизни вне школьного учреждения. Этот аспект предусматривает и физическое развитие детей с ТНР.
Образование детей с особыми потребностями
Под эту категорию попадают дети с нарушением:
- слуха;
- зрения;
- речи;
- опорно-двигательной системы.
Методика обучения включает:
- выявление различных патологий в развитии;
- после постановление диагноза сразу оказать психологическую и педагогическую поддержку;
- создать специальную программу по реабилитации;
- выявить особенности развития и создать план самообразования;
- задействовать родных и окружение ребенка в процесс восстановления;
Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.
Обучение детей с особыми потребностями осуществляется в специальных школах и интернатах.
Технология компенсаторного образования
Статистические данные указывают, что более 20% детей имеют различные отставания. Если вовремя не начать устранение дефектов ребенок потеряет адаптацию в учебном процессе.
- тактильные ощущения;
- слух (при условии, что отсутствуют нарушения);
- зрение (если не выявлены проблемы);
- двигательная функция.
Успех по устранению дефектов речи напрямую зависит от состояния перечисленных систем и умения ими пользоваться.
Не менее важным для детей с ТНР выступает педагогическая работа, направленная на:
- добровольное обучение;
- адаптированное содержание учебного материала;
- дополнительные занятия;
- задействование в процессе обучения компенсаторные возможности ребенка;
- темп подачи материала в зависимости от скорости усвоения.
Основными элементами успешной реабилитации считаются лояльное и понимающие отношение к учащимся.
Общая характеристика заболевания
Наивысшая функция – речь, она неразрывно связана со способностью чувствовать, запоминать и мыслить. Человек может правильно произносить звуки только при нормальной работе головного мозга. Также в этом процессе участвуют артикуляционный аппарат (губы, зубы, гортань, язык) и дыхательная система.
Формирование этой функции производится благодаря двум механизмам. На основе этого выделяют две речевые разновидности – импрессивная и экспрессивная. Каждая из них имеет свои особенности и клиническую картину нарушений. Импрессивная речь определяет способность человека воспринимать услышанные слова, осознавать прочитанные фразы. Головной мозг моментально анализирует все звуковые составляющие сказанного слова, благодаря чему происходит его понимание.
Расстройства речи по этому типу связаны с нарушениями зрительных и слуховых анализаторов, а также патологиями головного мозга. Такие пациенты могут прослушать отдельную фразу, но не понять ее смысл. Обращенные к ним слова игнорируются, при воспроизведении подобных фраз происходит подмена звуков. Как результат – больного перестают понимать окружающие. Он сам оказывается дезориентированным в окружающем его обществе.
Экспрессивная речь обуславливает возможность разговаривать, самостоятельно писать слова, формировать предложения. Расстройство речи этой формы проявляется скудным словарным запасом пациента. Произношение звуков происходит с определенными нарушениями, он не может правильно строить предложения, составлять логические связки из слов и фраз. Это патология связана с психологическими проблемами личности, нарушениями органов артикуляционного аппарата и головного мозга.
Афазия
Афазии относят к патологиям, при которых общение нарушено из-за поражения речевых центров. Это нарушение речи характеризуется следующими признаками:
- трудности с пониманием услышанного текста;
- проблемы с произношением звуков, слов и построением предложений;
- нарушение письменной речи из-за неправильного формирования слов.
Последний симптом часто отмечается у детей. Это связано с отсутствием автоматизированного письма. Ребёнок прокручивает в голове нужное слово, где оно уже формируется неправильно. В результате на бумагу оно передаётся уже в искажённой форме.
Отсутствие письма у взрослых пациентов сочетается с поражением правой стороны тела, включая руку. Часто такая картина возникает на фоне инсульта. Но этот навык может сохраняться у левшей. Общению на бумаге может препятствовать и нарушенное восприятие текста — больные не понимают написанного.
Классификацию афазий проводят в соответствии с ведущим признаком, который считается первичным у данного больного. При моторном типе пациенты первично перестают правильно произносить слова и звуки. Они могут быть полностью немы, выдавать искажённые слоги или заменять их по причине артикуляционной слабости и отсутствия координации движений. В речи возникают длительные паузы, во время которых человек пытается найти правильное положение языка и губ, чтобы сформировать нужный звук.
При локализации патологии в нижнетеменной зоне коры головного мозга возникает афферентная моторная афазия. В результате пациенты заменяют звуки или путают их порядок в словах. Это связано с нарушенной передачей импульса от нейронов на артикуляционный аппарат.
Эфферентная моторная афазия характеризуется тем, что пациент не может сформировать из звуков серию. При этом отдельно он их произносит без труда. Патологический очаг при этом заболевании находится в премоторной части коры мозга.
При амнестической афазии главным признаком считается забывание отдельных слов. При этом пациент может охарактеризовать предмет и помнит основной признак или функцию. В памяти больных дольше сохраняются хорошо знакомые простые слова, употребление которых происходит ежедневно. Такие люди часто не могут подобрать обобщение для группы предметов и воспринимают метафоры буквально.
Поражение средней височной зоны коры левого полушария головного мозга вызывает акустико-мнестическую афазию. При этом заболевании ухудшается память на только что озвученную речь. Человек не может вспомнить, что ему сказали, но не забывает информацию, полученную ранее.
Динамическая афазия подразумевает нарушение у пациента формирования речи. Больной долго составляет предложения, из-за чего снижается темп разговора. При этом он может нормально произносить звуки и слоги. Такие пациенты не используют в общении сложные предложения и фразы, так как им трудно их построить. Это состояние обусловлено патологией префронтальной части коры левой половины головного мозга, где локализованы нейроны, отвечающие за грамматику.
При семантической афазии пациенты плохо понимают логику составления предложений и изменения слов в соответствии с падежом без контекста. При этом они могут знать значение термина, но не уметь его правильно истолковать из-за особенностей формирования окончания. Такое состояние обусловлено патологией корковой зоны, локализованной на стыке височной, теменной и затылочной области.
Лечение афазии тесно сопряжено с коррекцией неврологических нарушений. После снятия острой симптоматики можно приступать к логопедическим занятиям. Их проводит как специалист, так и родственники больного. Причём второе предпочтительнее из-за психологического комфорта пациента.