Vii международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся старт в науке

Важная информация о ГТО

Комплекс ГТО в России знают еще с 30 годов прошлого столетия, правда, он был незаслуженно забыт на рубеже нулевых, но вновь возрожден по инициативе Президента в 2013 году. Главная его цель — популяризировать спорт среди населения страны. Приобщение начинается с юного возраста, а верхней возрастной планки попросту не существует.

  • Суть программы заключается в регулярном прохождении комплекса спортивных испытаний, в награду за которые участник получает фирменный значок: золотой, серебряный или бронзовый.
  • Регулярные тренировки для сдачи параметров ГТО приводят к выработке здоровых привычек и повышают осознание необходимости заниматься спортом.
  • Теперь каждая школа обязана осуществлять качественную подготовку учащихся к сдаче данных тестов.
  • Нормативы по физре для 1 класса не сильно отличаются от параметров Комплекса 1 ступени, что говорит о том, что последние стали ориентиром для утвержденных планов по развитию спортивной школьной подготовки.

Мы считаем, что каждый ученик 1 класса, ответственно относящийся к школьным занятиям физкультурой, вполне может претендовать на успешную сдачу нормативов Комплекса!

Для улучшения становой тяги делайте глубокие приседания

Чтобы много поднимать в становой, нужна не только мощная спина, но и сильные ноги.

Наилучшим упражнением для развития силы ног, конечно же, являются полные приседания. А некоторые варианты дают особую нагрузку верху спины и мышцам кора, что только помогает в тяге.

Для увеличения результата в становой я рекомендую фронтальные приседания и приседы с паузой с безопасным грифом (автор имеет в виду «safetybar», гриф с поперечными рукоятками для приседаний — прим. Зожника), обычный гриф тоже пойдет, но с этим эффективнее.

Эти варианты приседаний и максимально нагружают ноги, и заставляют напрячься пресс и верх спины.

Как часто школьники получают травмы

Виктор Овчаров категорически не согласен с тем, что между необходимостью получать отметки и несчастными случаями есть взаимосвязь.

— Были у нас, к сожалению, смертельные случаи на физкультуре и раньше. Медицинская диагностика показала, что педагоги непричастны к последствиям, повлекшим смерть ребенка. Чаще всего это или ошибка в установлении диагноза, или некачественное, формальное проведение медобследования. В итоге учителю приносят справку об основной группе здоровья и вводят его в заблуждение.

Очень давно, рассказывает специалист, случались трагедии, когда отчасти были виноваты и учителя. Причины лежали на поверхности.

— Лет 15 назад девочке-выпускнице стало плохо на уроке физкультуры, спасти ее не смогли. Но мать сразу же написала заявление на то, что она не имеет претензий ни к школе, ни к учителю физкультуры. Оказалось, что у ученицы был врожденный порок сердца. Девочка очень хотела поступать в БГУ на престижный факультет, а там недопустимо было иметь «зачтено» в спецмедгруппе. Мама уговорила учителя, чтобы он с ней занимался, как с обычными детьми, и поставил ей отметку.

Фото: Reuters

Если группа здоровья определена правильно, риск для ребенка получить тяжелую травму минимален, заверил Виктор Овчаров. Школьники из спецмедгруппы занимаются отдельно от других ребят по щадящей программе, лечебная группа вообще не ходит на уроки физкультуры — ребятами занимаются врачи.

Что касается травматизма в целом — ушибов, растяжений, вывихов, переломов — их на уроках физкультуры в республике происходит около 300 в год. Застраховаться от них не может ни один учитель, подчеркивает Виктор Овчаров, поскольку физкультура — это изначально самый травмоопасный предмет в школе. Причем еще 8−10 лет назад травматичность была вдвое выше. Тогда специалисты ужесточили контроль за проведением занятий, ввели теорию и обучение страховке и самостраховке, убрали из программы травмоопасные упражнения.

Сегодня к травмам зачастую приводит неправильная экипировка школьника. Типичный пример — выполнение челночного бега в обуви на скользкой подошве. Разбитый нос в этом случае — ответственность пап и мам. К сожалению, родителей обычно мало тревожит, как проходят занятия по физкультуре в течение года, вздыхает Светлана Хвалова. Большинство интересует только конечный результат — отметка, в то время как главное на физкультуре — привить у ребенка интерес к спорту, отмечает учитель.

Зачем вообще нужны отметки

Светлана Хвалова убеждена, что отметка очень хорошо стимулирует школьников. «Мы посадим детей на скамейку, если уберем отметку. Они просто перестанут стараться», — считает учитель. Среди ее воспитанников все по-разному относятся к отметкам. Кто-то жалуется на то, что учителя «пытаются оценить их здоровье», а кто-то, наоборот, радуется, что может с помощью физкультуры «легко повысить балл аттестата».

Около 10 лет назад Виктор Овчаров руководил научным экспериментом по безотметочному обучению на базе Стародорожской школы № 1. Результаты тогда были сплошь положительные. Вопрос посещаемости уроков физкультуры исчез сам собой, нормативы дети сдавали даже немного лучше, чем те, кто занимался с выставлением отметок. Объективных минусов обнаружено не было

Специалист предполагает, что этот опыт тогда не приняли во внимание, потому что школа готовилась к переходу на 12-летнее обучение — было не до этого

Сегодня в рабочей группе по разработке учебных программ нет сторонников безотметочного обучения. «В отдельно взятой одной школе на уровне эксперимента это можно организовать. Но при современной правовой базе никто не пойдет на то, чтобы вычленять из системы какой-то один предмет и противопоставлять его другим».

В России подобный эксперимент проводился в 2004 году. По словам Виктора Овчарова, результат был отрицательным. В США в некоторых штатах запрещено сравнивать показатели учащихся между собой, при этом отметки по физкультуре ставятся.

Учебные нормативы по физкультуре в 1-4 классах и примерные показатели уровня физической подготовленности учащихся

  • .

Физкультура в школе должна быть направлена на общее физическое развитие учащихся, главная задача преподавателя научить детей:

  • передвигаться различными способами (ходьба, бег, прыжки) в различных условиях (обязательно следует подсчитать — какой пульс во время бега считается нормальным, что бы не нагружать организм чрезмерными тренировками);
  • выполнять общеразвивающие упражнения (с предметами и без предметов) для развития основных физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости, координации и выносливости);
  • осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения ежедневной утренней гимнастики, корригирующих упражнений и закаливающих процедур;
  • преодоление безопасными способами естественных и искусственных препятствий;
  • соблюдения правил и норм поведения в индивидуальной и коллективной деятельности;
  • наблюдения за собственным физическим развитием и физической подготовленностью.

В начальной школе исключительно важное значение имеет организация и проведение «Дней здоровья», внеклассной работы по типу «Веселых стартов и эстафет», проведение таких праздников будет хорошо влиять на физическую подготовку учащихся и большой процент детей будет укладываться в учебные нормативы по физкультуре в 1-4 классах которые утверждены министерством образования. Посмотрите на хороший пример «веселых эстафет » от 1 «А» класса школы №6

https://youtube.com/watch?v=AglmQpY8L4Y

Все занятия по физкультуре должны проводиться в спортивных залах, приспособленных помещениях, на свежем воздухе при соблюдении санитарно-гигиенических требований

Посмотрите на хороший пример «веселых эстафет » от 1 «А» класса школы №6

https://youtube.com/watch?v=AglmQpY8L4Y

Все занятия по физкультуре должны проводиться в спортивных залах, приспособленных помещениях, на свежем воздухе при соблюдении санитарно-гигиенических требований.

В целях контроля в 1 – 4 классах проводится два раза в год (в сентябре и мае) учет двигательных возможностей и подготовленности учащихся по бегу на 30 м, прыжкам в длину и с места, метанию на дальность.

Оценка по предмету «Физическая культура» определяется в зависимости от степени овладения учащимися двигательными умениями (качество) и результатом,  на самом деле все очень индивидуально. На преподавателе физкультуры лежит ответственность, он должен помочь отстающим детям улучшить их учебные нормативы по физкультуре, делать это нужно постепенно и планомерно.

ГТО на 5 ступени – реально ли сдать новичку?

Юноши и девушки, которые впервые решают попробовать свои силы в испытаниях ГТО, с удивлением обнаруживают, что сильно не дотягивают по своим нормативам с требованиями программы. Тем более, что ученики 10 классов попадают под категорию сдающих новую, 5 ступень Комплекса – а это серьезное испытание для новичков.

Однако, попробовать все равно стоит, тем более, что в этом году можно лишь начать систематические тренировки, а сдачу самих тестов ГТО запланировать на будущий.
Обратите внимание: тесты ГТО на 5 ступени особенно сложны для девушек, тем более для тех, кто не уделяет физкультуре в обычной жизни должного внимания.
Пусть дамам не нужно готовиться к службе в армии, но им следует тщательно следить за своим организмом, чтобы в будущем родить здоровых детей.
Подготовка к ГТО – это отличный способ поддерживать физическую форму на уровне.

Итак, давайте рассмотрим таблицу нормативов ГТО на 5 ступени и школьные нормативы по физкультуре за 10 класс в 2019 учебном году, сравним значения, а после, сделаем выводы:

№ п/п Виды испытаний (тесты) Возраст 16-17 лет
Юноши Девушки
Обязательные испытания (тесты)
1. Бег на 30 м 4,9 4,7 4,4 5,7 5,5 5,0
или бег на 60 м 8,8 8,5 8,0 10,5 10,1 9,3
или бег на 100 м 14,6 14,3 13,4 17,6 17,2 16,0
2. Бег на 2 км (мин., сек.) 12.0 11,20 9,50
или на 3 км (мин., сек.) 15,00 14,30 12,40
3. Подтягивание из виса на высокой перекладине (кол-во раз) 9 11 14
или подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (кол-во раз) 11 13 19
или рывок гири 16 кг 15 18 33
или сгибание и разгибание рук упоре лежа на полу (кол-во раз) 27 31 42 9 11 16
4. Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи — см) +6 +8 +13 +7 +9 +16
Испытания (тесты) по выбору
5. Челночный бег 3*10 м 7,9 7,6 6,9 8,9 8,7 7,9
6. Прыжок в длину с разбега (см) 375 385 440 285 300 345
или прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) 195 210 230 160 170 185
7. Поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз 1 мин.) 36 40 50 33 36 44
8. Метание спортивного снаряда: весом 700 г 27 29 35
весом 500 г 13 16 20
9. Бег на лыжах на 3 км 20,00 19,00 17,00
Бег на лыжах на 5 км 27,30 26,10 24,00
или кросс на 3 км по пересеченной местности* 19,00 18,00 16,30
или кросс на 5 км по пересеченной местности* 26,30 25,30 23,30
10 Плавание на 50 м 1,15 1,05 0,50 1,28 1,18 1,02
11. Стрельба из пневматической винтовки из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку, дистанция — 10 м (очки) 15 20 25 15 20 25
или из электронного оружия или из пневматической винтовки с диоптрическим прицелом 18 25 30 18 25 30
12. Туристический поход с проверкой туристических навыков на дистанцию 10 км
13. Самозащита без оружия (очки) 15-20 21-25 26-30 15-20 21-25 26-30
Кол-во видов испытаний видов (тестов) в возрастной группе 13
Кол-во испытаний (тестов), которые необходимо выполнить для получения знака отличия Комплекса** 7 8 9 7 8 9
* Для бесснежных районов страны
** При выполнении нормативов для получения знаков отличия Комплекса обязательны испытания (тесты) на силу, быстроту, гибкость и выносливость.

Участнику предлагается выбрать 9 из 13 упражнений для получения золотого значка, 8 из 13 – для серебряного, 7 из 13 – для бронзового. В первой таблице приведены 4 обязательных к сдаче дисциплины, во второй – 9 выборочных.

Приседания у штангистов

И так – практически каждый опытный спортсмен, ставит на первое место по значимости – приседания со штангой на плечах. Для начала подробно рассмотрим — как данное упражнение выполняют штангисты? Спортсмены этого типа, выполняют приседания прежде всего для увеличения силы ног. А именно оно им нужно для выполнения рывка и толчка. Ведь мощь ног очень нужна при подъеме, когда спортсмен находится в положении глубокого приседа. Чем больше сила ног, тем больше энергии останется для распределения силы на руки, плечи и спину.

Также, штангисты выполняют это упражнение быстро, для них задачей является развить взрывную силу, она им поможет лучше выполнить рывок и подрыв штанги. Поэтому, тренировка ног штангистов проходит в взрывном темпе.

Когда у штангистов начинается соревновательный процесс, для помощи в выполнении упражнения разрешается воспользоваться экипировкой, а именно наколенниками. Поэтому и сам тренировочный процесс, спортсмены выполняют в наколенниках, тем более что они ни какое влияние не оказывают на технику выполнения. Тяжелая атлетика.

Вес снаряда у штангистов не максимален, тренировку они проводят 80% от максимальной силы. Поэтому тренировка с использованием приседаний, у штангистов другая, нежели у лифтеров.

Техника выполнения приседаний у штангистов

  • Имеет значение куда спортсмен кладет гриф, он должен быть в верхней части трапеции, ведь подъем осуществляется с ровной спиной, именно положение грифа влияет на этот фактор.
  • Расположение ног на ширине плеч, носки должны немного смотреть в стороны, именно такая стойка максимально поможет выполнить рывок и толчок штанги от груди, хорошо будет сбалансированно равновесие.
  • Еще один фактор, атлет приседает максимально низко, а в конце немного отталкивается. Темп тоже не обычный, он либо средний, либо интенсивный. Ведь тренировка организма должна происходить в рывковом порядке. Рывок и толчок также делаются резко. Это не бодибилдинг чтобы плавно прокачивать мышцу, при этом чувствуя ее! При амортизации, а именно отталкивании с нижнего положения, колени испытывают хорошую нагрузку. Травмоопасным это не является, ведь максимальным весом, атлеты на тренировке не пользуются.

Во время выполнения приседаний, важным фактором является то – что центр тяжести проходит через середину стопы, именно этого нужно придерживаться при рывке и толчке.

Почему нельзя выбирать занятия по желанию

Разрешить школьникам заниматься на физкультуре тем, что нравится, пока невозможно, считают разработчики программы. «Вообще это прекрасная мысль! — поддерживает Виктор Овчаров и сразу же выступает против. — Во-первых, это будет развивать ребенка очень односторонне. А во-вторых, это нереально с точки зрения организации уроков».

Светлана Хвалова соглашается с коллегой. «Один ребенок может сказать, что хочет заниматься волейболом, второй — баскетболом, третий — настольным теннисом. Как можно натянуть в спортивном зале волейбольную сетку и одновременно играть в баскетбол?».

Учитель напоминает, что во многих школах сегодня залы переполнены, а учителей физкультуры не хватает. Предоставить учащимся право выбора сегодня могут единичные школы, к примеру, лицей № 1 Минска. Там ребята приходят на урок и расходятся по нескольким группам, к разным учителям, рассказывает Хвалова. «Это шикарно, это насущно, но мало где применимо». По словам специалиста, в свое время в Беларуси даже создавалась инициативная группа с предложением разрешить учащимся 10−11 классов заниматься физкультурой по своему сценарию. Но идея разбилась о материальные возможности школы.

«А вы представьте, что вы с сельским учителем разговариваете, который один на всю школу? — вступает Овчаров. —  Чем конкретнее программа, тем легче учителю от этой базы переходить на те виды деятельности, к которым больше тянутся дети».

Детям, кстати, в большинстве своем нравятся игровые виды спорта, рассказывают специалисты. А вот на занятия по легкой атлетике школьники чаще всего приходят через силу, особенно им не нравится кроссовая подготовка. Но это не значит, что нужно идти на поводу у желания школьников и исключать из программы тренирующий выносливость бег, отмечает Виктор Овчаров. По его мнению, в неприязни к физкультуре нужно винить не программу, а отдельных непрофессиональных учителей.

— Грубая ошибка некоторых начинающих учителей заключается в том, что они сразу ставят детей на старт и заставляют бежать, вместо того, чтобы учить, как бежать, как сохранять темп, как поставить дыхание, чтобы от бега получать удовольствие, а не отрицательный эмоциональный всплеск. Понятно, что после этого ребята часто могут сказать: да ну ее, эту физкультуру, я не бегал и бегать не буду! Тут вопрос в учителях.

Стали ли дети быстрее, выше, сильнее

Любопытно сравнить сегодняшние нормативы с советскими, когда физкультура была в особом почете.

Возьмем учащихся выпускных классов. В далеком 1987 году, чтобы получить пятерку в беге на 100 метров, юношам нужно было выбежать из 14,2 секунды. Сегодня таких скоростных качеств отличникам будет недостаточно: ту же дистанцию надо пробегать в 13,8 секунды. Но для средних баллов норматив изменился в пользу современных ребят: с 14,5 до 14,8 секунды. Минимальный результат тоже стал мягче: было 15,0 секунды, стало 15,7.

В советское время девушкам-отличницам нужно было пробежать кросс 2000 метров за 10 с половиной минут. В наши дни любительницам высоких баллов придется пробежать эту дистанцию немного быстрее — за 10 минут и 17 секунд. Зато средних результатов, как и в случае с предыдущим нормативом, достичь стало легче.

Советские юноши могли подтянуться 12 раз и получить пятерку. Сегодня десятка дается школьникам гораздо сложнее — минимум 16 подтягиваний. Средняя отметка в прошлом ставилась за 10 подтягиваний, сегодня посредственным результатом считается 8 раз. Программа-минимум в прошлом — те же 8 подтягиваний, у современных ребят в этой графе значится цифра 1 — всего одно подтягивание.

Контрольные упражнения 1987 2012−2015
Бег 100 метров (юноши)

максимальный — 14,2
средний — 14,5
минимальный — 15,0

максимальный — 13,8
средний — 14,8
минимальный — 15,7
Бег 100 метров (девушки) максимальный — 16,0
средний — 16,5
минимальный — 17,0
максимальный — 15,2
средний — 16,6
минимальный — 17,3
Кросс 2000 метров (девушки) максимальный — 10,30
средний — 12,10
минимальный — 13,10
максимальный — 10,17
средний — 12,30
минимальный — 13,31
Подтягивание в висе максимальный — 12
средний — 10
минимальный — 8
максимальный — 16
средний — 8
минимальный — 1

Несложно заметить, что со временем изменилось отношение к максимальным результатам — они должны быть действительно выдающимися. Зато средние показатели разработчикам пришлось смягчить, чтобы они были по зубам большинству современных школьников. Физическая подготовка юного белоруса в среднем стала незначительно хуже по сравнению с советскими временами.

Откуда взялись учебные нормативы

Перечень нормативов, которые сдают сегодня школьники, белорусские разработчики также взяли не из воздуха. Существует система контрольных упражнений «Еврофит» — ей пользуются европейские страны и Всемирная организация здравоохранения. Белорусские ребята подтверждают уровень своей физической подготовленности по тестовым упражнениям из европейского списка.

Сама шкала, по которой учителя ставят отметки за норматив, разрабатывается на научной основе. Создается временный научный коллектив, в который входят опытные учителя-практики и ученые, определяются экспериментальные регионы и школы. Так, в последний раз масштабный эксперимент проводился в 2003-2005 годах на базе более 30 районов республики.

В начале и в конце учебного года девочки и мальчики, девушки и юноши разных возрастов выполняли одни и те же тестовые упражнения. Полученные результаты для каждого класса выстраивали по убыванию в вертикаль. Верхние 10% — это результат на десятку, от 80 до 90% — на девятку и так далее. Доказательством того, что таблицы составлены правильно, должно быть преимущество средних результатов. Так, за прошлый год в середине оказались более 82% учащихся, высокий результат — у 14% и крайне низкий — всего у 4%.

Сам принцип формирования оценочной шкалы говорит о том, что школьники не могут поголовно сдавать нормативы на «отлично», как того хотят родители. «А к нашему предмету почему-то превратное отношение, подумаешь „физ-ра“! Почему там семь? А когда по физике семерку принесет, так еще и похвалят: ой, молодец! По физкультуре все хотят иметь почему-то не ниже девятки», — возмущается Виктор Овчаров.

Нормативы позволяют судить о том, в чем хорошо подготовлены современные ребята. Так, из года в год девочки неплохо сдают поднимание туловища на время, наклон вперед, демонстрирующий гибкость. Мальчишки, как правило, хорошо пробегают короткие дистанции. А вот прыжки в длину с разбега и кроссовый бег современным ребятам даются сложно — эти упражнения требуют длительной целенаправленной подготовки.

Кому подойдет такой вид приседаний

Рекомендуется спортсменам с проблемами в коленных суставах и поясничном отделе позвоночника или тем, у кого недостаточная гибкость в голеностопе и при классическом приседе отрываются пятки от пола.

Упражнение пользуется популярностью у женщин в фитнес-центрах желающим исправить недостатки внутренней поверхности бедер и ягодиц.

В каких видах спорта используется

Приседание с широкой постановкой ног до параллели используется атлетами, которым нужно проработать приводящие мышцы бедер, но не перегружать колени и поясницу.

  • Хоккей. Особенно вратари
  • Конькобежный спорт
  • Горнолыжный спорт
  • Водные лыжи
  • Борьба
  • Пауэрлифтинг
  • Бодибилдинг
  • Полноконтактные виды каратэ

Для концентрации на работающих мышцах и развития взрывного движения в тренировках используется приседание «на ящик», приседание с резиной или цепями.

Имеют ли нормативы значение для итоговой отметки

Сравнение результатов в динамике — одна из причин, для чего нужны школьные нормативы, поясняют специалисты. Они не понимают родительских волнений по поводу плохой отметки за челночный бег или прыжок в длину — это всего лишь показатель подготовленности, не более того.

Немногие родители знают, что в 5−8 классах нормативы вообще не учитываются при выставлении четвертных отметок. Ребята выполняют положенные упражнения для контроля собственных навыков, но отметки получают за теоретические знания, технику выполнения упражнений и домашние задания. И только начиная с 9 класса нормативы становятся одним из четырех компонентов для выставления итоговой отметки за четверть и за год. Неспортивным отличникам специалисты напоминают, что даже «шестерка» по физкультуре не исключает получения ни золотой, ни серебряной медали.

Если подросток не допущен к выполнению хотя бы одного из нормативов (подготовительная группа здоровья), его четвертная отметка также не зависит от тестовых упражнений. Выходит, что реальное значение нормативные цифры имеют только для старшеклассников основной группы здоровья (по неофициальным данным, сегодня в Беларуси без ограничений физкультурой занимаются всего около 70% школьников).

В 2012 году разработчики учебной программы внедрили систему альтернативных упражнений, что также смягчило напряженность вокруг нормативов. Вместо бега на длинные дистанции сейчас школьникам в качестве альтернативы предлагается ходьба на время — ее очень любят и ученики, и учителя. Каждый может справиться с этим упражнением, освобождений не бывает. Челночный бег сегодня по желанию можно заменить на прыжки через скакалку — и школьники охотно этим пользуются. Вместо прыжка в длину с места теперь девочки могут бросать мяч из положения сидя.

Нельзя забывать и о лояльности педагогов, которые редко ставят выполнение норматива во главу угла.

— У меня, например, такой подход, — делится опытом Светлана Хвалова. — Дети сдают норматив, и я выставляю результат такой, какой он есть, — и двойки, и тройки в том числе. Через некоторое время мы повторно выполняем это упражнение, и я смотрю на динамику, хотя бы на доли секунды. То есть ребенок может по-прежнему находиться в диапазоне двойки, но если у него есть динамика, я ставлю рядом хорошую отметку, таким образом компенсирую изначально плохую подготовленность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector