Уровни общего недоразвития речи у детей: онр 1, 2, 3, 4
Содержание:
Диагностика
Определить ОНР 3 уровня у ребенка 3 лет сложно. Обычно диагноз устанавливается на ПМПК в возрасте 4-5 лет, когда задержки развития речи выражены более ярко. Но работа консилиума обязательно строиться на дифференцированном подходе
Важно учитывать наличие заболеваний у ребенка, например, тугоухость, ЗРР, олигофрению
В процессе диагностики комиссия из психиатра, невролога, логопеда и воспитателя ДОУ может использовать следующие методы исследования всех сторон развития речи ребенка:
- Ответы на вопросы.
Ребенок может выполнять задания по картинки, описывая ее, или отвечать на вопросы специалистов напрямую.
- Выполнение задания по инструкции.
Проверяется понимание речи, словарный запас, уровень развития моторики, если задание направлено на действие руками.
- Проговаривание скороговорок, чистоговорок.
Диагностируются артикуляционные умения.
- Проверка кругозора, уровня развития интеллекта.
Педагоги задают вопросы о времени года, дне недели, возрасте ребенка, родителей, месте его проживания, просят классифицировать предметы, убрать лишнее. Такие тесты необходимы для оценки уровня общего развития ребенка и исключения умственных задержек.
- Задания на проверку устной речи.
Дошкольника могут попросить рассказать сказку или описать вчерашний день в саду
В момент говорения, логопеды, неврологи обращают внимание на особенности слоговой структуры слов, которые употребляет малыш, сложность предложений и фраз, способность сохранять последовательность повествования
Заседание ПМПК — необходимая процедура для помещения ребенка в специализированную логопедическую группу детского сада, составления индивидуальной программы занятий по лечению ОНР. Диагностика проводится в присутствии родителя или опекуна. С собой желательно иметь характеристику из ДОУ или от логопеда.
Родителям рекомендуют посетить невролога, психиатра в поликлинике, чтобы установить причину недоразвития речи, получить медикаментозное лечение и другую терапевтическую помощь. При наличии показаний может потребоваться дополнительное аппаратное исследование: МРТ мозга, ЭЭГ.
Диагностические мероприятия
Начинается исследование с ознакомления с заключением докторов узкой специализации:
- педиатра;
- отоларинголога;
- психиатра;
- невролога;
- окулиста.
Проводится собеседование с родителями для выяснения специфики развития речевых навыков в раннем возрасте. Диагностика артикуляции заключается в определении уровня формирования лексических, грамматических и фонетических элементов языка. Исследуется:
- степень связности речи: умение составить описание по картинке, пересказать услышанное, рассказать о себе, своей семье;
- степень развития грамматических составляющих: правильность согласования членов предложения, изменение по падежам, правильность употребления времен глаголов, построение развернутого предложения;
- объем лексического словаря, умение дифференцировать слова с предметом или действием, которые оно означает.
Дальнейшие диагностические мероприятия включают обследование фонетической составляющей языка:
- структура и функционирование речевого аппарата;
- произношения фонем;
- восприятие слогов и их количества;
- способность к звукоанализу и звукопроизношению.
Проверяется слухоречевая память, правильность формирования психических процессов. По результатам обследования вербальных и невербальных процессов составляется логопедическое заключение, в котором обозначается стадия речевого развития ребенка, клиническая форма выявленного расстройства, сопутствующее заболевание.
В соответствии с тяжестью диагностированного нарушения логопед дает рекомендации, как его исправлять. Рекомендуется направлять:
- Детей с ОНР 1 и 2 уровня в специализированные дошкольные заведения для пациентов с ТНР (тяжелыми речевыми нарушениями), предполагающими присоединение таких диагнозов, как афазия, алалия, заикание, дизартрия.
- С ОНР 3-4 уровня в логопедические группы, направленные на коррекцию речевых нарушений, в обычных детских садах.
- При наличии 3 уровня ОНР и заикания – в специализированный детский сад с ТНР или в логопедическую группу по коррекции заикания.
Сегодня вследствие дефицита мест в специализированных дошкольных учреждениях для ТНР в обычных садах создаются комбинированные логопедические группы, в которые направляют детей с ФФНР, алалией, заиканием, дизартрией, аутизмом и разными степенями ОНР. Однако коррекционная работа с разными речевыми расстройствами требует применения специализированных техник, упражнений и методик. Поэтому общая групповая работа в подобных группах оказывается малоэффективной.
Коррекционная работа
Посещение логопеда необходимо произвести, если к трем-четырем годам у малыша не происходит формирование речи. В таком случае диагностика, подробная характеристика и коррекция ОНР формируется не одним специалистом.
С помощью невропатолога определяется причина. При необходимости проведения лечения или назначения витаминов, специалист может назначить специальные препараты, которые окажут стимулирующее действие на речевые центры и нервную систему ребенка. Чаще всего рекомендуется пройти МРТ головного мозга. В некоторых случаях врачу будет достаточно проведения беседы с родителями.
После того, как была проведена консультация с невропатологом, необходимо посетить логопеда. Чаще всего специалист определяет ребенка в специальную группу, но при определенных обстоятельствах могут использоваться индивидуальные занятия.
Главной целью коррекционной работы является развитие активной речи, улучшение ее понимания, а также формирование фраз и их верное звукопроизношение. В качестве подкрепления некоторые логопеды обращаются к родителям с просьбой о проведении дополнительных занятий в кругу семьи, ведь два-три занятия в неделю может быть недостаточно.
В качестве примера можно привести простое упражнение, в котором ребенку необходимо произносить определенные слова нараспев, а родители после этого должны ответить ему таким же способом. Это упражнение не только поможет избавиться от речевых дефектов, но и сблизит семью.
Основные направления коррекционной работы:
- улучшение произношения трудных слов для ребенка в протяжной манере, для лучшего звучания всех букв и звуков;
- необходимость в распределении слов на группы, которые объединяются в зависимости от тематики, например, при демонстрации картинки с домашними животными ребенок должен четко назвать всех. Такой подход помогает детям осуществлять систематизацию;
- сравнительные формы разных форм, которые принадлежат одной части речи, например, мы гуляли: по парку, по полю, по саду и так далее;
- такой же подход с глаголом, например, мама рисовала — мама рисует -мама нарисует;
- отработка понимания разницы между единственным и множественным числом;
- улучшение восприятия разницы между глухими и звонкими звуками.
В манере общения детей со взрослыми и со своими сверстниками существует огромная разница. И если при разговоре со взрослым человеком малыш может чувствовать себя зажато, то при беседе с ребенком он будет более спокоен и открыт, особенно если у них будут совпадать интересы.
Однако, при достаточно большом развитии дефекта в начале коррекционной работы применяются индивидуальные занятия, которые со временем перетекают в групповые, тем самым медленно подготавливая ребенка ко входу в социум.
Лечение и коррекция
На сегодняшний день в логопедии накоплен достаточный опыт в области лечения и коррекции ОНР 3 уровня. Для эффективного устранения подобных нарушений речи у дошкольников педагоги и родители должны поставить перед началом курса занятий конкретные задачи, ориентируясь на те симптомы, которые наблюдаются у ребенка.
Принципы коррекции:
Необходимо обогащать словарный запас дошкольника.
Ребенок должен научиться употреблять причастия, наречия, прилагательные, сложные предлоги.
Устранение аграмматизма.
Нужно уделить внимание соблюдению грамматических норм языка, согласованию слов по числу, падежу, роду. Развитие мелкой моторики
Развитие мелкой моторики.
Логопед может использовать рисование, лепку. В процессе таких занятий ребенок подготавливается к письму, активизирует речевые отделы мозга.
Повышение уровня понимания чужой речи.
Педагог может использовать инструкции, чтение, игры
Важно, чтобы ребенок внимательно слушал обращенную к нему речь и реагировал на нее ответами, действием
Развитие внимания, памяти, концентрации.
Детям с речевыми нарушениями сложно концентрироваться, запоминать стихотворения, у них кратковременная память.
Развитие коммуникативных навыков.
Дошкольники с ОНР 3 уровня очень стеснительные, им сложно находить контакт со сверстниками из-за речевого дефекта, страха выражать свои мысли вслух. Уроки направлены на выравнивание самооценки, преодоление фобий и дезадаптации в обществе. Для этих целей лучше всего подходят групповые занятия.
В таблице указан примерный план работы с дошкольником, его можно корректировать и расширять собственными наработками. Рекомендуем логопедам заполнять индивидуальную карту на каждого воспитанника и отмечать в ней результативность коррекционной работы.
Задачи | Методы коррекции, упражнения | Варианты игр |
---|---|---|
Формирование слухового внимания | Используйте речевые и неречевые звуки, расширяйте словарный запас ребенка с помощью изучения одной темы в течение недели. | «Отгадай, что звучит», (музыкальный инструмент, дождь, ветер и др.), «Эхо», Узнай по описанию овощ, транспорт, игрушку». |
Развитие зрительного внимания | Используйте картинки, предметы для запоминания ряда, убирайте или прячьте один-два, просите восстановить цепочку. | «Делай, как я» (движения, выкладка по образцу), «Чего не стало». |
Расширение словарного запаса | Ребенок должен больше узнавать и говорить. Используйте темы с учетом календаря. Подробно описывайте предмет, пересказывайте тексты, отвечайте на вопросы по картинкам, играйте куклами в сюжетные игры. | «Признаки времен года» (можно угадывать по картинкам, одежде на куклах), «Животные», «Профессии», «Что, где растет», «Из чего приготовим суп», «Магазин». |
Развитие коммуникативных навыков (групповые занятия). | Контролируйте, как общаются между собой дети на заданную тему. Просите задать вопросы, ответить на них, предложить варианты игр. | «Кто я?» (знакомство детей), «Я скажу, а ты продолжи», «У на вчера…(рассказ о семье или событии), «Я хочу быть» (профессии). |
Коррекция грамматических нарушений в речи | Составление фраз, предложений с учетом категории числа, падежа и рода слов. | «Какой он(а)? (описывайте фрукты, овощи, животных, людей — лимон кислый, желтый, овальный…), «Кто что делает? (мама пришла, приехала, спела, помыла, папа пришел, приехал, помыл). |
Отработка навыков словообразования | Прибавляйте к словам суффиксы, приставки, подыскивайте однокоренные. | «Маленький-большой (слон-слоник), «Скажи ласково (вода-водичка, карандаш-карандашик). «Прибавь приставку» (шел-пошел, пришел, ушел). |
Развитие мелкой моторики | Используйте лепку, рисование, штриховку, раскрашивание, прописи. | «Нарисуй по образцу», «Обведи кружочки», «Кукольный театр» (лепка). |
Развитие артикуляционного дыхания, контроль за интонацией, высотой голоса. | В качестве разминки используйте артикуляционную гимнастику, песни, подвижные игры с декламацией стихотворений. | «Кто громче (тише)», «Что чувствуешь (отработка выражений эмоций с помощью радостных, грустных восклицаний). |
Общее недоразвитие речи становится серьезной проблемой для ребенка и родителей в школе, если своевременно не обратиться за помощью к логопеду. Для окончательного исправления дефектов речи такого уровня потребуется 1-2 года, поэтому затягивать с посещением врача в поликлинике, переводом ребенка в спецгруппу ДОУ крайне нежелательно.
Симптомы общего недоразвития речи
При ОНР ребенок начинает говорить поздно. Первые слова можно услышать только на 3-4 году, а иногда и еще позже. Характерно понижение активности речи – она малопонятна, неправильно оформлена в фонетическом и грамматическом смысле.
Неполноценная речевая деятельность отрицательно сказывается на других способностях и навыках – внимании, памяти, мыслительных операциях, познавательной деятельности. Пациенты с ОНР часто отличаются плохо развитой моторикой и координацией движений.
Клинические особенности патологии связаны со степенью развития речи. Первый уровень ОНР отличается отсутствием фразовой речи. Дети общаются с помощью лепета и предложений из одного слова, подкрепляя их мимико-жестикулярным языком, который нельзя понять в отдельности.
Для патологии этого уровня характерна резкая ограниченность запаса слов. Обычно прибегают к отдельным обиходными словам и звуковым комплексам, подражают звукам. ОНР отрицательно отражается также на импрессивной речи, поэтому многие слова и грамматические категории ребенку недоступны.
Для патологии 1 уровня характерны также следующие особенности:
- грубо нарушенный слоговый состав слова – воспроизводится только звукокомплекс из 1-2 слогов;
- неразборчивое звукопроизношение;
- невозможность произношения многих звуков (неустойчивость в произношении);
- зачаточный уровень фонематических процессов – грубое расстройство фонетического слуха, фонематический анализ не доступен.
ОНР 2 уровня также подразумевает использование жестов и лепет, но вкупе с простыми предложениями в 2-3 слова. Наблюдаются также следующие особенности:
- бедность и однотипность высказываний;
- качественный и количественный состав словаря отклонен от нормы – непонятны значения многих слов, на фоне чего происходит их замена доступными словами;
- проблемы с грамматическим строем речи – неправильное применение падежей, предлогов, грамматических чисел, затруднения с согласованием основных грамматических категорий;
- многочисленные искажения в произношении звуков, замены и смешения фонем;
- выраженное нарушение способности восприятия звукового состава слов;
- недоступность звукового анализа и синтеза.
Для ОНР 3 уровня характерна развернутость фразовой речи, но сложные предложения строятся с трудом, потому они мало применяются. Выделяют также следующие особенности:
- сложные грамматические формы и логические связи понимаются и усваиваются трудно;
- словарный запас достаточно объемный – используется большинство частей речи, но предпочтение отдается существительным и глаголам;
- предметы называются неточно;
- грамматический строй речи ошибочен – это затрагивает предлоги, окончания в соответствии с падежом, ударения, согласованность частей речи;
- нарушение (менее выражено) произношения звуков и восприятия звуковой структуры слова.
ОНР 4 уровня характеризуется специфическими проблемами в произношении звуков и повторении слов, имеющих сложную слоговую структуру. Такая степень патологии выражается и другими особенностями:
- низкий уровень восприятия звуковой структуры слов;
- ошибки при образовании и изменении слов;
- достаточно богатый запас слов, но знание и понимание значений некоторых из них отсутствует;
- затруднено построение логической цепочки событий – пропуск главных моментов, повтор уже сказанного, остановка на второстепенных элементах.
Характеристику патологии и описание симптоматики каждого ее уровня дает логопед Светлана Зябликова:
Причины
Грубые дефекты речи характеризуются полиэтиологической природой. Основная роль в их развитии принадлежит биологическим факторам: осложнения беременности, последствия тяжелых родов, инфекционные заболевания, перенесенные в раннем детстве черепно-мозговые травмы, нейроинфекции и родовые травмы. Многие дети с ОНР 2 уровня наблюдаются у невролога по поводу перинатальной энцефалопатии, в возрасте от 2 до 3 лет им выставляется диагноз «задержка речевого развития». Логопедическое заключение может звучать как алалия, дизартрия, афазия, ринолалия.
Иногда у ребенка обнаруженные тяжелые речевые проблемы, не связаны с ранним органическим поражением центральной нервной системы, в этом случае ОНР 2 уровня может возникать на фоне неблагоприятных условий воспитания и обучения ребенка и обусловлены, например, госпитализмом, педагогической запущенностью, проживанием с глухонемыми родителями, социальной изоляцией и другими формами депривации либо сензитивными периодами речевого онтогенеза. В таких случаях речевая недостаточность объясняется нехваткой эмоционального и вербального общения, сенсорных стимулов, неблагополучной речевой средой, в которой воспитывается ребенок.
Характеристика
Дети с ОНР 1 уровня до 2-3 лет почти не отличаются от сверстников по психологическому портрету. Родители не замечают речевых дефектов, списывая лепетание и скомканность фраз на возрастные особенности малыша.
Когда ребенок вынужден социализироваться, выйти из круга семьи, проблема становится более явной. У дошкольника обнаруживаются трудности с общением, по мере взросления тормозятся умственные способности, подготовка к первому классу и обучение в школе проходят с трудом. Если малыш с раннего возраста относится к речевому дефекту критично, то замыкается в себе, может стать агрессивным и нелюдимым. Самостоятельная изоляция от общения усугубляет психологическое состояние ребенка.
Таким образом, дошкольники с 1-м уровнем ОНР могут характеризоваться, с точки зрения психологии, так:
- Повышенная тревожность.
- Заниженная самооценка.
- Остро воспринимают неудачу, хотя стремятся достичь успеха в любом деле.
- Выразить гнев, радость, обиду им легче мимикой и жестами, чем длинными высказываниями.
- Страдает интерактивная функция при построении общения.
- Сосредоточенность взрослых на недостатке речи у малыша усиливает страхи ребенка, поэтому в присутствии незнакомых людей, требовательных педагогов и родителей они напряжены, не могут полноценно уловить содержание учебного материла.
- Эмоциональные переживания устойчивы, интенсивны.
Характеристика ОНР
Геморрой в 79% случаев убивает пациента
В анамнезе детей с ОНР часто выявляется внутриутробная гипоксия, резус-конфликт, родовые травмы, асфиксия; в раннем детстве – черепно-мозговые травмы, частые инфекции, хронические заболевания. Неблагоприятная речевая среда, дефицит внимания и общения еще больше тормозят течение речевого развития.
Для всех детей с ОНР характерно позднее появление первых слов – к 3-4, иногда – к 5 годам. Речевая активность детей снижена; речь имеет неправильное звуковое и грамматическое оформление, малопонятна
Вследствие неполноценной речевой деятельности страдает память, внимание, познавательная деятельность, мыслительные операции. Детям с ОНР присуще недостаточное развитие координации движений; общей, тонкой и речевой моторики
У детей с ОНР 1 уровня фразовая речь не сформирована. В общении дети пользуются лепетными словами, однословными предложениями, дополненными мимикой и жестами, смысл которых вне ситуации непонятен. Словарный запас у детей с ОНР 1 уровня резко ограничен; в основном включает отдельные звуковые комплексы, звукоподражания и некоторые обиходные слова. При ОНР 1 уровня также страдает импрессивная речь: дети не понимают значения многих слов и грамматических категорий. Имеет место грубое нарушение слоговой структуры слова: чаще дети воспроизводят только звукокомплексы, состоящие из одного-двух слогов. Артикуляция нечеткая, произношение звуков неустойчивое, многие из них оказываются недоступными для произношения. Фонематические процессы у детей с ОНР 1 уровня носят зачаточный характер: фонематический слух грубо нарушен, для ребенка неясна и невыполнима задача фонематического анализа слова.
В речи детей с ОНР 2 уровня, наряду с лепетом и жестами, появляются простые предложения, состоящие из 2-3 слов. Однако, высказывания бедны и однотипны по содержанию; чаще выражают предметы и действия. При ОНР 2 уровня отмечается значительное отставание качественного и количественного состава словаря от возрастной нормы: дети не знают значения многих слов, заменяя их похожими по смыслу. Грамматический строй речи не сформирован: дети не правильно употребляют падежные формы, испытывают трудности в согласовании частей речи, употреблении единственного и множественного числа, предлогов и т. д. У детей с ОНР 2 уровня по-прежнему редуцируется произношение слов с простой и сложной слоговой структурой, стечением согласных. Звукопроизношение характеризуется множественными искажениями, заменами и смешениями звуков. Фонематическое восприятие при ОНР 2 уровня отличается выраженной недостаточностью; к звуковому анализу и синтезу дети не готовы.
Дети с ОНР 3 уровня пользуются развернутой фразовой речью, но в речи используют преимущественно простые предложения, затрудняясь в построении сложных. Понимание речи приближено к норме, затруднения составляет понимание и усвоение сложных грамматических форм (причастных и деепричастных оборотов) и логических связей (пространственных, временных, причинно-следственных отношений). Объем словарного запаса у детей с ОНР 3 уровня значительно увеличивается: дети употребляют в речи практически все части речи (в большей степени – существительные и глаголы, в меньшей – прилагательные и наречия); типично неточное употребление названий предметов. Дети допускают ошибки в использовании предлогов, согласовании частей речи, употреблении падежных окончаний и ударений. Звуконаполняемость и слоговая структура слов страдает только в трудных случаях. При ОНР 3 уровня звукопроизношение и фонематическое восприятие по-прежнему нарушены, но в меньшей степени.
При ОНР 4 уровня дети испытывают специфические затруднения в звукопроизношении и повторении слов со сложным слоговым составом, имеют низкий уровень фонематического восприятия, допускают ошибки при словообразовании и словоизменении. Словарь у детей с ОНР 4 уровня достаточно разнообразен, однако дети не всегда точно знают и понимают значение редко встречающихся слов, антонимов и синонимов, пословиц и поговорок и т. д. В самостоятельной речи дети с ОНР 4 уровня испытывают трудности в логическом изложении событий, часто пропускают главное и «застревают» на второстепенных деталях, повторяют ранее сказанное.
Симптомы ОНР 2 уровня
Речь развивается с опозданием, первые самостоятельные фразы появляются к 3-4 годам или позднее. Предложения короткие, простые, состоят из 2-3 слов, чаще обозначающих обиходные предметы и действия. Союзы, предлоги, прилагательные при построении высказывания употребляются редко. Наряду с фразой ребенок продолжает пользоваться жестами и аморфными словами. Существенно улучшается понимание речи. Словарь становится более разнообразным, но по-прежнему отстает от возрастной нормы. При ОНР 2-го уровня дети не знают названий частей тела, цветов, деталей предметов, обобщающих понятий. Навык словообразования и словоизменения не сформирован, падежные формы употребляются неправильно, отсутствует согласованность членов предложения, не дифференцируется единственное и множественное число.
Нарушен слоговой образ слова: наблюдается перестановка и сокращение слогов, элизии согласных при их стечении. Недостаточность фонематического восприятия проявляется неспособностью ребенка выделить нужный звук и определить его позицию в слове, подобрать слово с заданным звуком. В спонтанной речи имеются многочисленные звукопроизносительные дефекты: смешения, искажения фонем, замены согласных (аффрикат, мягких/твердых, глухих/звонких, шипящих/свистящих). Изолированный звук при этом может произноситься нормативно. Таким образом, при второй степени ОНР используемые речевые средства остаются значительно искаженными.
Дети с речевым недоразвитием, как правило, имеют некоторые отклонения в моторной и психической сферах. У них часто выявляется несформированный пальцевый праксис, неуклюжесть движений, плохая координация. Возможны нарушения речевой моторики вследствие недифференцированности артикуляционных поз и изменений тонуса мускулатуры органов речи. Особенности протекания психических процессов заключаются в снижении слухо-речевой памяти, слабости внимания, недостаточном развитии вербально-логического мышления. Из-за этого дети неохотно вовлекаются в игровую и учебную деятельность, часто отвлекаются, быстро утомляются, делают массу ошибок при выполнении разного рода заданий.