Занимательные опыты, эксперименты для дошкольников материал на тему
Содержание:
- Экспериментирование в ДОУ по ФГОС
- Доведение до кипения
- Какие опыты можно делать с детьми 5-6 лет в детском саду
- Чем полезны опыты для детей дошкольного возраста?
- Мыльные пузыри на морозе
- Живые дрожжи
- Правила безопасности при проведении детских экспериментов
- Другие увлекательные эксперименты
- Картотека опытов и экспериментов в детском саду
- Изготовление формочек
- Как обустроить лабораторию для детей в детском саду
- Картотека опытов для детей 4-5 лет в детском саду и дома
- Интересные детские опыты для 7-8 лет
- Занимательные опыты для детей 10 лет в домашних условиях
- Физические
- Создание лавы и фонтана
- Простые опыты с водой
Экспериментирование в ДОУ по ФГОС
В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия является экспериментирование в ДОУ.
- Со второй группы раннего возраста (2–3 года) дети начинают принимать участие в совместных с воспитателем опытнических действиях. Пока они представляют собой простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, величину или форму.
- В младшей группе (3–4 года) познавательно-исследовательская деятельность усложняется. Совместно с педагогом, дети учатся проводить эксперименты на примере сенсорных эталонов. Благодаря опытам им становятся понятны ранее скрытые свойства изучаемых объектов.
- Экспериментирование в средней группе (4–5 лет) имеет цель сформировать у детей умения самостоятельно получать сведения о новом объекте. Для опытов активно используются все органы чувств.
- Используя экспериментирование в старшей группе (5–6 лет) нужно стимулировать детей на самостоятельное проведение экспериментальных действий и выявление скрытых свойств явлений и предметов.
- В подготовительной к школе группе (6-7 лет) познавательно-исследовательская деятельность совершенствуется. Приветствуется не только самостоятельная работа, но и выбор оптимального способа ее осуществления.
Экспериментирование в организованной деятельности
В соответствии с общеобразовательной программой «От рождения до школы», опытническая деятельность запланирована во всех возрастных группах детского сада начиная с младшей в области «Ознакомление с миром природы».
В ней запланировано изучение с помощью опытов:
- свойств песка, глины и камня;
- свойств воды в ее различных состояниях;
- температуры.
В других образовательных областях экспериментальная деятельность помогает поддержанию интереса детей к процессу обучения, делает усвоение материала легче, так как легко поддерживает непроизвольное внимание. Например, эксперименты в детском саду во время организованной деятельности представляют собой:
Например, эксперименты в детском саду во время организованной деятельности представляют собой:
- взвешивание тяжелых и легких материалов;
- измерение длины с помощью мерок;
- наблюдение за ростом растений и зависимость этого процесса от освещения, температуры и полива;
- изучение смешивания цветов.
Структура игры-эксперимента в организованной деятельности
В отличие от свободного экспериментирования, где дети действуют по интуитивному пути, игра-эксперимент планируется по определенному плану:
- постановка познавательной задачи (ставится воспитателем);
- выдвижение детьми предположений;
- проверка гипотез;
- фиксация результатов и подведение итогов;
- обсуждение работы.
Экспериментирование в свободной деятельности
Для того чтобы дети могли заниматься опытами самостоятельно, в детском саду должна быть организована специальная предметная среда и пространство для ее развития.
У дошкольников в группе в свободном доступе должна быть специальная зона — уголок экспериментирования, в которой размещаются:
- наборы для опытов с инструкциями-картинками;
- игрушки для исследований – шарики, кубики, мелкие предметы из разных материалов;
- различные природные материалы – песок, вода, глина, скорлупа, шерсть;
- измерительные приборы – весы, мерные емкости, песочные часы, линейки;
- инструменты – пипетки, шпатели, мерные ложки, зубочистки, прозрачные и цветные стекла;
- другая насыщенная предметная среда – зеркало, увеличительное стекло, соль, магниты;
- писчие принадлежности для фиксации результатов.
Доведение до кипения
Взять стакан с водой и поместить его в микроволновую печь до того времени, пока вода практически не закипит.
Сразу в стакан с закипающей водой поместить карандаш, и будет видно, как удивительным образом вода закипает до образования воздушных пузырьков при контакте со сторонним объектом. Кроме карандаша можно поместить в воду что угодно: это может быть и игрушечный динозаврик, и обычная ложка.
Дело в том, что в микроволновке в прозрачном стакане с водой не могут образовываться пузырьки пара, им просто нет места. Почему? Температура стеклянной емкости, в данном случае — стакана, который для микроволн СВЧ прозрачен, намного меньше температуры воды в нем. Следовательно, если пузырьков в воде нет, то она не сможет ни охладиться, ни нагреться.
Но если поместить туда какой-нибудь предмет, он разогревается до температуры воды, при этом позволяя ей охладиться, благодаря теплопроводимости воды, поэтому начинается кипение. Пар высвобождается.
Какие опыты можно делать с детьми 5-6 лет в детском саду
Дети 5-6 лет уже достаточно взрослые, поэтому рекомендуется проводить с ними опыты, которые будут полезными им при подготовке к занятиям в школе. Основной акцент должен делаться на то, что с дошкольниками скоро начнут общаться, как с взрослыми и поэтому можно поиграть с детьми в работников лаборатории.
Уделите основное внимание опытам на наблюдение за живым миром и на познание вещей по типу действия магнита, таяния льда или изучение строения песка или минералов. Может быть, для первого класса такие знания в области физики детям еще не пригодятся, но для общего развития они окажутся очень полезными
В любом случае, воспитателю следует подбирать такие исследования, чтобы заинтересовать всех детей в группе.
Чем полезны опыты для детей дошкольного возраста?
Опыты помогают увидеть и получше рассмотреть этот мир. Если описывать каждое явление словами, ребенку может быть что-то непонятно т.к. он не сможет это явление визуализировать. Также процесс обучения без наглядных пособий скучен и однообразен, Вспомните себя на уроках физики или химии, гораздо интереснее наблюдать за тем, как учитель проводит опыты, чем слушать о формулах и задачах. Так же и для детей визуальное сопровождение какого-либо действия усвоится гораздо лучше, чем простой разговор или объяснение.
Например, представить, что такое магнитное поле, ребенку 5-6 лет практически невозможно. И явление намагничивания или примагничивания двух металлических предметов словами объяснить пытливым умам вряд ли удастся. А если вы объясните малышу свойства магнита, показав его действие практически и дав попробовать сделать это ему самостоятельно, то лишних вопросов точно не останется. Зато появятся другие: уточняющие, наводящие – но это и правильно. Если у детей нет вопросов, значит то, о чем им рассказывают, их не увлекает.
Мыльные пузыри на морозе
Зимой детки любят играть в снежки и лепить снеговиков. Если это дело приедается, тогда ребёнка можно развеселить увлекательным экспериментом с мыльными пузырями. Погоду необходимо выбрать безветренную.
Раствор можно приготовить самостоятельно. Нужно взять немного снега, который должен растаять в небольшом сосуде. Затем в жидкость доливают мыло (или шампунь) и чистый глицерин. Вместо трубочки используют основу ненужной ручки или воронку для переливания жидкостей.
С мыльными пузырями можно совершить разные действия:
- На сильном морозе выдувают пузырь. С разных сторон шара появляются мелкие кристаллы, быстро разрастающиеся и сливающиеся воедино. Когда пузырь полностью замёрзнет, на месте трубочки образуется вмятина. Процесс кристаллизации происходит снизу вверх, так как в зоне трубочки сосредоточено меньше холода. Из-за атмосферного давления верхняя часть шара прогибается.
- Трубочку опускают в мыльный состав и затем вынимают. На нижнем кончике должен остаться столбик раствора длиной 3−4 мм. Конец трубочки прикладывают к руке и он начинает уменьшаться. Потом выдувают пузырь до проявления радужного окраса. Шар с тонкой оболочкой сначала полностью замерзает, а затем сразу лопается. Вода начинает кристаллизироваться в отдельных точках плёнки. Молекулы сближаются друг с другом и располагаются в определённом порядке.
- В две небольшие ёмкости наливают одинаковое количество мыльного раствора. В одну надо добавить 3−4 капли глицерина. Затем из обоих составов выдувают поочерёдно пузыри одинакового размера и располагают их на стекле. Шарик с глицерином замерзает медленнее, чем другой. Реакция говорит о слабых связях между молекулами воды, поэтому кристаллическая решётка этого пузыря быстро разрушается.
С такими опытами дети дошкольного возраста уже будут иметь некоторые познания в физике. А в зимний сезон им точно не будет скучно, когда будет отличная возможность создавать удивительно красивые шарики, похожие на кристаллы.
Живые дрожжи
Малышу также надо пополнить знания в области биологии. Родители могут рассказать ему о дрожжах, являющихся крохотными живыми организмами. После поглощения питательных веществ полезные микробы выделяют углекислый газ, который при смешении с мукой, водой и сахаром увеличивает объём теста, делая его пышнее.
Дрожжи в сухом виде напоминают маленькие неподвижные шарики. Но их можно «оживить». Для этого надо взять кувшин, наполнить его двумя столовыми ложками воды, двумя чайными ложками дрожжей и чайной ложкой сахара. Ингредиенты тщательно перемешивают. Состав выливают в сосуд и натягивают на горлышко воздушный шарик. Ёмкость ставят в миску с тёплой жидкостью. И тут дрожжи «оживают» и начинают есть сахар. Консистенция наполняется пузырьками из выделяющегося углекислого газа, которые затем лопаются, а шарик в дальнейшем надувается.
Правила безопасности при проведении детских экспериментов
Малыши всегда открыты чему-то новому. Химические и физические опыты для детей станут отличным способом исследования и познания окружающего мира. Родители могут использовать самые простые подручные предметы и материалы, с которыми у них получится раскрыть секрет фокусов.
Но перед проведением занимательных опытов малышу надо рассказать о технике безопасности, чтобы избежать несчастных случаев и различных неприятностей. Простые, но важные правила:
Перед началом работы с химическими веществами рабочую поверхность застилают бумагой, плёнкой или другим защитным материалом. После проведённых экспериментов не понадобится уборка, а мебель сохранит первоначальный вид и функциональность.
Во время проведения опытов детки не должны подходить слишком близко к реагентам
Это особенно важно при химических экспериментах, в которых могут участвовать опасные компоненты.
Рекомендуется использовать специальные очки или маски, которые защитят слизистую рта и глаз от попадания на них веществ. Работу следует проводить в удобных перчатках.
В качестве домашней лаборатории можно использовать даже детскую комнату, а предметы для экспериментов можно хранить в коробке в шкафу. Малышей нельзя оставлять одних с исследованиями. Все действия должны проходить под строгим контролем взрослых.
Другие увлекательные эксперименты
Взрослым следует уделять достаточно внимания развитию своих детей. Понимать всё происходящее в окружающем мире помогут различные химические и физические эксперименты.
Занимательные научные опыты для детей:
- Малышам обязательно понравится выращивание домашних кристаллов. Процесс не такой сложный, как кажется, но занимает немало времени. Готовят раствор, перенасыщенный солью, и аккуратно опускают в него проволоку с петелькой. Через какое-то время на ней появятся кристаллики.
- Необходимо взять воздушный шарик и надуть его. На поверхность стола или плоскую тарелку высыпают по чайной ложке молотого перца и соли, которые смешивают друг с другом. Затем нужно потереть надутый шарик о шерстяную материю и поднести его к смешанным веществам. К нему прилипнет весь перец. Дело в том, что шарик от трения о шерстяные вещи приобретает отрицательный заряд, а часть перчинок притягиваются к нему из-за ставшего положительным заряда. В соли электроны передвигаются плохо, поэтому она нейтральна.
- Удивить ребёнка получится экспериментом со спичками. В миску наливают воду. В неё кидают немного спичек, а затем в центр опускают рафинад. Палочки быстро примкнут к сахарку. Потом рафинад убирают, вместо него капают в воду жидкое мыло. Спички поплывут в сторону от центра. Малышу надо объяснить, что рафинад впитывает жидкость, а это создаёт движение к нему. Мыло же растекается в воде, увлекая за собой соломки.
Если ребёнок захочет добавить что-нибудь в интерьер своей комнаты, ему можно предложить сделать лавовую лампу. Для создания декора необходимо найти ненужную стеклянную банку. В сосуд наливают воду, которая должна занимать 2/3 ёмкости. В неё наливают растительное масло, которое будет плавать на поверхности, и высыпают немного пищевого красителя.
Затем берут чайную ложку соли и медленно высыпают содержимое к банку. Масло легче воды, поэтому оно не тонет, а добавленная соль опускается с ним на дно. Когда она разлагается, частички масла поднимаются к поверхности. С пищевым красителем это смотрится эффектно.
Картотека опытов и экспериментов в детском саду
Со временем у каждого воспитателя, который поддерживает метод экспериментирования, накапливается большой опыт по его использованию в разных видах деятельности. Из конспектов следует сформировать картотеку, которая содержит естественно-научные эксперименты для детей на различную тематику. Примеры таких тематик приведем ниже.
Экология:
- строение растений;
- условия, необходимые для жизни растений;
- размножение растений;
- опыты в огороде и цветнике;
- опытническая деятельность по сезонам;
- исследование животных.
Исследовательская деятельность о человеке:
- строение человека;
- физиология;
- гигиена.
Физические опыты в детском саду:
- движение;
- измерение;
- магнетизм.
- вещества и материалы;
- свет и цвет;
- звук.
Опыты на кухне.
Удобство картотеки в том, что она структурирована по возрастам и разделам. Такие каталоги должны находиться в методическом кабинете дошкольного учреждения. Они пополняются новыми темами и замечаниями воспитателей по их объяснению.
Важной целью современного образования является побуждение детей к познавательной активности и стремлению узнавать новое. Эксперименты в детском саду – удачно выбранная форма работы, которая сочетает в себе образовательные требования и учитывает возрастные особенности дошкольников
Изготовление формочек
Вода обладает различными свойствами, поэтому с её помощью можно создать небольшие предметы и даже целые мирки. С богатым воображением малыши могут придумать собственные поделки.
Научить этому поможет следующий эксперимент:
- Надо взять блюдце и налить в него немного воды.
- В жидкость добавляют синие или зелёные краски, чтобы получилось «море».
- Затем надо взять свечку и зажечь её. В первый раз это следует проделывать взрослому. Когда парафин немного расплавится, его подносят к блюдцу, чтобы он попадал в жидкость. С каждой новой каплей в жидкости получаются «островки» разных форм.
- Эти фигурки можно аккуратно соединить между собой или вынуть из воды и приклеить на бумажку с рисунком на морскую тематику.
Родители могут предложить своим маленьким непоседам создать рыбок. Для этого готовят раствор:
- Стакан заливают на четверть холодной водой.
- В неё добавляют сухой желатин в объёме 10 г, который должен немного набухнуть.
- Жидкость нагревают на водяной бане до +50 градусов. Желатин должен полностью раствориться.
- Готовый раствор выливают тонким слоем на плёнку и оставляют высыхать на воздухе.
- Затем из получившегося листа вырезают фигурку в виде рыбы.
Форму помещают на салфетку и немного дышат на неё. Воздух увлажнит студень, который будет увеличиваться в размерах и изгибаться. Вместо рыбок можно сделать морские звёзды, шарики и иные фигурки.
Как обустроить лабораторию для детей в детском саду
Разберем, как можно обустроить лабораторию в детском саду. Главным критерием при создании такого уголка будет являться конечно же безопасность. Все предметы, используемые в опыте должны хорошо прятаться, чтобы каждый эксперимент проходил под надзором воспитателя и самостоятельно дети ничего не могли бы «нахимичить».
Каждый ребенок должен быть обеспечен своим собственным рабочим местом. Каждый раз, когда дети будут экспериментировать, обеспечьте их средствами защиты. Хорошим подспорьем для юных исследователей будет наличие живого уголка в группе или детском саду в целом, где они смогут наблюдать местной живностью и изучать поведение птиц и животных.
Из оборудования нужно приобрести лупы, микроскопы, компасы, термометры, песочные часы, магниты. Все приспособления их этого перечня считаются предметами-помощниками, без которых сложно провести даже самый простой опыт. Сюда же входят различные емкости в виде колб, сосудов, стаканчиков и т.д. Пригодятся салфетки, совочки, ложечки и прочая атрибутика.
Звуковое сопровождение в виде магнитофона или его альтернативы позволит детям слушать звуки живой природы, учиться различать птиц по пению и многое другое. Также неплохо иметь в детсадовской лаборатории различные минералы, образцы почвы, песка и глины, части ракушек без заостренных краев, картон различных цветов с бумагой и куски пластилина.
Все вышеперечисленное даст необходимый минимум для проведения экспериментов с детьми и их дальнейшего развития.
Картотека опытов для детей 4-5 лет в детском саду и дома
Торнадо
Для этого в бутылку или стеклянную банку, налейте воды и добавьте в нее немного жидкости для мытья посуды. Плотно закрутите крышку. Теперь начните вращать бутылку по часовой стрелке. Внутри нее возникнет завихрение из мыльной пены, очень похожее на маленький смерч.
Фокус с водой и трубочкой
Дуешь в бутылку, а вода течёт из трубочки. Занятие полезно для дыхания и координации движений. Чтобы сделать его ещё интереснее, я добавила в стаканчики по капле разных пищевых красителей.
Сода + Уксус
Удивляйте малым, показав значимость даже простых соединений. Такой опыт будет интересно и полезно увидеть карапузам в 3 4 года. Позвольте им самим капнуть уксус. Тогда производителями пены будут именно малыши! А можно сделать вулкан, как мы.
Секретное послание
Кроха или вы окуните ватную палочку в лимонный сок или молоко и напишите/нарисуйте на листе бумаги послание. Такой опыт реально провести в домашних условиях. Осталось только прогладить лист горячим утюгом, чтобы послание стало видимым.
Цветной фейерверк в стакане
Смешиваем растительное масло с пищевыми красителями. Стоит взять разные цвета, так будет красивее. Всю эту массу переливаем в стакан с теплой водой и наблюдаем фейерверк. Кода он утихнет можно бросить шипучую таблетку аспирина.
Пенная радуга
Мы немного о то, как получить много пены, как для слона зубную пасту, говорили в статье с научными опытами. Теперь поговорим о том, как сделать радугу.
По числу пищевых красителей, что у нас есть, возьмем стаканы. В каждый Немного воды, 2 столовых ложки соды, пищевые красители, жидкость для мытья посуды. Размешаем хорошенько. А теперь вливаем в каждый стакан уксус. И радуга взрывается пеной.
Краска на цветах
У свежих белых цветов срезаем краешки стебельков и ставим в воду с красителями. Чуть больше, чем через полчаса каждый цветок начнет окрашиваться в цвет воды.
Вылупление динозавриков из яйца
Смешиваем соду с кондиционером для волос. Вылепляем фигуры по форме яйца. Внутрь каждой фигурки кладем маленького динозаврика. Вылупятся они у нас при помощи уксуса. Устройте «гнездо», разместите яйца и полейте на них уксусом.
Лизун
Лизун из домашних средств – это и опыт, и материал, и игра!
Смешать все ингредиенты: Клей ПВА, Пена для бритья, Бура (глицерин с натрием тетрабората), Пищевой краситель. Подробнее как сделать лизун
При необходимости добавлять или клей, или бур для получения необходимой консистенции.
Как поймать льдинку
В воду опустить кубики льда. Чтобы веревкой поймать один из кубиков, понадобится соль. Сделайте так, чтобы веревка просто касалась льда. Если сверху притрусить лед и веревочку солью, то подтаявший, а потом снова замерший лед «схватится» за льдинку.
Делаем подводную лодку из…
Картошка! Она тяжелее воды, а потому погружается в нее, «ложась на дно». Но, если в емкость с водой добавить соль, картошка всплывет.
Зависший мыльный пузырь
Хотите кроху 5 лет удивить? Тогда насыпьте в банку соду и погасите ее уксусом. Теперь выдуйте в банку пузырь. Он не осядет на дно из-за выделенных реакцией газов.
Кораблик
Если под рукой нет никаких игрушек, которые могут заинтересовать ребенка, а вам нужно его занять, покажите ему забавный эксперимент с водой и бумажным корабликом!
Окрашиваем воду
Самые необычные опыты, когда «из ничего» появляется что-то красивое. Растолочь таблетки ампициллина, добавить дистиллированную воду и встряхнуть, пока все хорошо не смешается. Всыпать соду, добавить сульфат меди. Помешать. Окраска раствора меняется, становясь бурой.
Подопытное – мороженое
А есть ли в продукте белок? Сейчас узнаем! В растаявшее мороженое немного дистиллированной воды. Добавляем соду и сульфат меди. Если в емкости мороженое становится ярко-фиолетовой, значит, белок присутствует.
Опыты с шоколадом
Если шоколад слегка смочить водой, завернуть обратно в фольгу и отправить в холодильник, то через неделю на нем проступит сахар.
Интересные детские опыты для 7-8 лет
«Очищение» колы
Интересные опыты, когда знакомые вещи ведут себя странно. Например, если смешать ¼ колы и 2/3 молока, жидкость посветлеет, а внизу бутылки будет осадок.
Парад бусинок в воде
В прозрачную бутылку залить крутой соляной раствор и в том же объеме изопропиловый спирт. Насыпать мелкий бисер «пони» слоем не больше 1см. сверху насыпать более крупные бисеринки так же в 1см. теперь. Одна часть бисера осядет на дно, другая – всплывет. Если бутылку взболтать, бисеринки все поменяются местами.
Горячий лед
Для ребенка 7 лет этот опыт будет очень любопытен. Добавляем в уксус соду. После окончания реакции раствор ставим на огонь. Примерно через 40 минут вся жидкость выкипела. А на стенках остался кристаллический порошок. Добавляем немного дистиллированной воды и отправляем на водяную баню. Охлаждаем раствор и бросаем в него щепотку соли. Мгновенно все превращается в лед.
Что есть в жевательной резинке
Для малышей в 6 лет занимательно узнавать об их любимых продуктах. Так, резинку можно порезать на кусочки и влить в емкость с ней этиловый спирт 96%). В течение минуты трясти закрытую емкость с резинкой. Потом добавляют соду и медный купорос. Если раствор окрасился в ярко-синий цвет, значит в резинке присутствуют подсластители.
Тушим свечи не дыша
Смешивая соду с раствором лимонной кислоты, мы получаем углекислый газ в стакане. Осталось поднести стакан к горящим свечкам, будто выливая на них невидимый газ, и пламя сразу погаснет.
Занимательные опыты для детей 10 лет в домашних условиях
Красный гвоздь
Самые простые эксперименты на окисление. Для этого и делать ничего не надо. Достаточно опустить гвоздь в раствор медного купороса. И гвоздь станет красным. А вода зеленой.
Синие кристаллы
Налить воды. На водяной бане нагреть воду до 50 градусов и добавить медный купорос. Не забывая помешивать раствор. Когда купорос уже не сможет растворяться в воде, значит пора профильтровать раствор и перелить его в новую посуду, нагретую, чтобы кристалы росли постепенно.
Зеленая яичница
Съедобная и вкусная, но необычная яичница получится, если разбить яйцо, отделить желток от белки и белок смешать с соком краснокочанной капусты. Вылить содержимое на разогретую сковороду. В середине поместить желток и поджарить блюдо.
Помидор-фонарик
Нам понадобится:
— Сера (соскребаем ее со спичек);
— Белизна (бытовая химия);
— Шприц;
— Помидор;
— Перекись.
Соединяем серу и белизну. Когда раствор постоит, образуются 2 слоя. Набираем немного раствора в шприц и обкалываем томат со всех сторон. В самом конце набираем в шприц перекись и делаем укол помидору глубоко внутрь его. Выключаем свет и наслаждаемся.
Вулкан
Химия предоставляет возможность сделать более правдоподобные «вулканы» для деток постарше. Проводить эксперимент стоит на термостойкой поверхности. Дихромат аммония насыпать горкой. В «кратер» наверху горки поместить смоченную в спирте ватку. Поджечь!
Вот и все! Творите, и удивляйте деток! Позаботьтесь о безопасности. И еще, заходите за новой порцией чуда к нам на сайт! А потому приглашаю подписаться и оформит подписку для своих друзей! Пусть и они участвуют в наших беседах!
Все! Пока и до новых встреч!
Физические
Подобные научные эксперименты заинтересуют любознательного кроху, помогут ему получить новые знания:
- о свойствах жидкости;
- об атмосферном давлении;
- о взаимодействии молекул.
Кроме того, под четким родительским руководством он без труда сможет все повторить.
Наполнение бутылки
Следует заранее подготовить инвентарь. Понадобится горячая вода, стеклянная бутылка и миска с холодной водой (для наглядности жидкость следует предварительно подкрасить).
Порядок действий таков:
- Необходимо налить в бутылку горячую воду несколько раз, чтобы емкость как следует прогрелась.
- Полностью вылить горячую жидкость.
- Перевернуть вниз горлышком бутылку и опустить ее в миску с холодной водой.
- Можно будет увидеть, что вода из миски начнет набираться в бутылку.
Почему же так происходит? Благодаря воздействию горячей жидкости бутылка наполнилась теплым воздухом. Остывая, газ сжимается, вследствие чего объем, занимаемый им, уменьшается, образуя в бутылке среду с пониженным давлением. Вода, поступая, восстанавливает равновесие. Этот опыт с водой без проблем можно провести дома.
Со стаканом
Каждый малыш даже в 3-4 года знает, что если перевернуть наполненный водой стакан, жидкость выльется. Однако есть интересный опыт, способный доказать обратное.
Порядок действий:
Налить воды в стакан.
Накрыть его куском картона.
Придерживая лист рукой, осторожно перевернуть конструкцию.
Руку можно убирать.
Удивительно, но вода не выльется – молекулы картоны и жидкости в момент соприкосновения перемешаются. Поэтому лист будет держаться, став своеобразной крышкой. Ребенку также можно рассказать об атмосферном давлении, что оно есть как внутри стакана, так и снаружи, при этом в емкости оно ниже, снаружи – выше. За счет этой разницы вода и не выливается.
Создание лавы и фонтана
Детям нравится всё необычное и эффектное. Они будут рады, если родители научат их делать мини-вулкан. Эксперимент не так сложно проделать. Для него потребуются средства, которые можно отыскать дома:
- Необходимо взять 2 столовые ложки питьевой соды и высыпать их на блюдце.
- Затем берут уксус и льют его в посуду прямо из бутылки.
- Произойдёт бурная реакция нейтрализации: сода начнёт пениться, вскипая большими пузырями. При этом от «вулкана» надо находиться подальше.
- Эффект получится интереснее, если сделать из пластилина конус с отверстиями, установить его на посуде с содой и залить уксус в отверстие сверху. Выплёскивающаяся пена из «вулкана» будет смотреться фантастически.
Во время этого эксперимента происходит взаимодействие щёлочи с кислотой, о среде которых надо подробнее рассказать малышам.
Похожий опыт можно совершить с помощью газированной воды, например, кока-колы. В состав продукта входят раствор ортофосфорной кислоты, сахар и краситель. Жидкость наливают в стеклянный сосуд и добавляют туда фруктовые пастилки «Ментос». Реакция этих средств будет интересной: из ёмкости будет биться настоящий фонтан! Поскольку взаимодействие кока-колы и пастилок сложно контролировать, рекомендуется проводить опыт на улице, в ванной или помещении с максимально свободным пространством, чтобы не испортить мебель и другие вещи. Такой фокус обязательно понравится любителям газировки и сладостей.
Простые опыты с водой
Вода выступает одним из главных компонентов, часто использующихся при проведении детских экспериментов. Самый простой фокус с этим веществом заключается в изменении его цвета. Для опыта берут стеклянный стакан или банку, наливают в ёмкость воду и растворяют в ней таблетку фенолфталеина. Жидкость останется прозрачной. Потом в воду выливают раствор соды, который сделает её ярко-малиновой. Чтобы состав снова стал бесцветным, добавляют лимонную кислоту или уксус.
Из солёной воды можно сделать питьевую:
- Надо взять глубокий тазик с водой, добавить в него 2 столовые ложки соли и размешать их до полного растворения.
- В пластиковый стакан кидают небольшое количество промытой гальки и помещают его в центр таза. Камешки держат пластик, чтобы он не всплывал, но его края должны быть выше поверхности воды.
- Таз закрывают плёнкой, фиксируя её у краёв резинкой или верёвкой.
- В центре, где находится стаканчик, полиэтилен продавливают и в углубление кладут ещё один камешек. Тазик выставляют на солнце.
Со временем в стаканчике будет накапливаться чистая питьевая вода. Объяснение этому довольно простое: жидкость испаряется под солнцем, конденсат оседает на плёнке и стекает в стакан, а соль остаётся в тазике.
Можно проделать интересный опыт с водой и льдом:
- Необходимо взять банку объёмом 3 л и залить её горячей водой на 2−3 см.
- На противень кладут 3−4 кубика льда и ставят его на стеклянную ёмкость.
- Воздух, поднимающийся со дна банки, будет охлаждаться и преобразовываться у горлышка в облако.
Это объясняется тем, что нагревшиеся на дне ёмкости молекулы поднимаются и прижимаются друг к другу из-за холода вверху. Соединяясь, они увеличиваются, утяжеляются и падают в виде дождя.
Девочкам понравится следующий эксперимент. Из бумаги вырезают лотосы с длинными лепестками, которые надо скрутить в трубочку с помощью карандашика. В небольшую ёмкость наливают немного воды и опускают туда цветы. Лотосы сразу начнут «распускаться». Это объясняется тем, что материал промокает и становится тяжёлым, а это заставляет лепестки раскрыться.