Речевой аппарат: как проходит формирование звуков речи
Содержание:
- Артикуляция в общении индивидов[править]
- Строение речевого аппарата
- Особенности строения системы речи
- Формирование голоса
- Артикуляционный аппарат и его роль
- Основные свойства акустических речевых сигналов
- Артикуляция
- Структурные компоненты речи
- Конфликт тезиса и понятия «человек» на примере негров
- Недостатки в произношении
- Строение речевого аппарата
- Презентация на тему: » Центральный речевой аппарат Корковые центры Подкорковые узлы Проводящие пути Ядра соответствующих нервов.» — Транскрипт:
- Нижняя челюсть.
- Этапы формирования речи
- Диагностика проблемы с речевым аппаратом
Артикуляция в общении индивидов[править]
На иллюстративном материале — в нумерованном графическом фотоизображении, указываются артикуляционные точки органов и частей тела человека, участвующих в звуковой коммуникации и имитировании со следующими пояснительными параметрами:
-
1. Верхняя экзо-губа — наружний край верхней губы; 2. Нижняя экзо-губа — наружний край нижней губы; 3. Верхняя эндо-губа — внутренний край верхней губы; 4. Нижняя эндо-губа — внутренний край нижней губы; 5. Передние зубы верхней челюсти; 6. Соединение дёсен с верхними зубами в области шейки зуба внутренней стороны коронки, направленной к полости рта и переходящая в переднюю часть альвеольного гребня или альвеольного бугра твёрдого нёба в области нёбного шва с поперечными нёбными складками, участвующими в образовании альвеольных согласных звуков; 7. Задняя часть альвеольного гребня; 8. Передняя часть впадины твёрдого нёба, переходящая в основную ровную поверхность твёрдого нёба; 9. Верхняя, центральная стенка полости рта — основная поверхность твёрдого нёба; 10. Мягкое нёбо; 11. Язычок гортани с нёбными занавесками и нёбо-язычными и нёбо-глоточными дужками; 12. Полость носа; 13. Задняя стенка глотки; 14. Гортань, переходящая в трахею, бронхи и лёгкие; 15. Голосовые связки и ложные голосовые складки гортани; 16. Надгортанная часть или область глотки; 17. Корень языка; 18. Задняя поверхность языка; 19. Коренные зубы; 20. Основная поверхность языка; 21. Верхняя часть кончика языка; 22. Кончик языка; 23. Нижняя часть кончика языка; 24. Соединение дёсен с передними зубами в области шейки зуба нижней челюсти внутренней стороны коронки зуба, направленной к языку в полости рта; 25. Передние зубы нижней челюсти; 26. Гортань глотки, переходящая в пищевод; 27. Нижняя челюсть.
Основная составляющая органов речиправить
О́рганы речи делятся на:
- Дыхательные о́рганы речи (о́рганы дыхания, — лёгкие с бронхами и трахеей), — создающие необходимую для звукообразования струю воздуха;
- Звукообразовательные о́рганы речи, — непосредственно участвующие в звукообразовании;
- Активные (подвижные) о́рганы речи, — способные менять объём и форму речевого тракта и создавать в нём препятствия для выдыхаемого воздуха.
- Гортань.
- Перстневидный, щитовидный хрящ.
- Пара пирамидальных или черпаловидных хрящей.
- Пара мышечных складок.
- Нижние, — истинные голосовые связки.
- Верхние, — ложные голосовые связки.
- Глотка, — которая может сужаться и расширяться.
- Язык, используемый при образовании различных звуков речи.
- Губы, способные выполнять различные артикуляции.
- Нёбная занавеска с маленьким язычком, которая, поднимаясь, закрывает ход в нос и отделяет носовую полость от глотки; при опускании она оставляет проход в эту полость открытым.
- Нижняя челюсть.
- Гортань.
- Пассивные (неподвижные) о́рганы речи, — лишённые способности изменения формы речевого тракта.
- Зубы (зубы верхней челюсти и зубы нижней челюсти).
- Твёрдое нёбо.
- Полость носа.
- Активные (подвижные) о́рганы речи, — способные менять объём и форму речевого тракта и создавать в нём препятствия для выдыхаемого воздуха.
Функциональные особенности органов речиправить
Манипуляцией активных частей, — о́рганов речи и общения, — осуществляется некое давление, полный — плотный, или — частичный контакт лёгкого касания, — сближение и сужение, или — удаление и расширение, проходов — в совокупности с пассивными частями о́рганов речи и между ними, а также — во взаимодействиях между собой, — создаются условия ограниченного и препятственного или беспрепятственного движения потоков выдыхаемой струи воздуха, при котором — в местах преграды образуются вибрации различной частоты, становящиеся источником звуковых колебаний и тональности, а также — шу́ма, необходимых для образования гласных и согласных в произносимых буквах, слогах, словах и предложениях. Благодаря колебаниям нижних — истинных голосовых связок, под воздействием выдыхаемого воздуха возникает тон, именуемый голосом. Пассивными функциями в формировании речи области рта являются зубы, твёрдое и мягкое нёба, с которыми в различных местах соприкасаются активные части о́рганов речи и общения: — кончик, боковая и/или верхняя поверхность языка, верхняя и/или нижняя губа. Полость носа служит резонатором, который — будучи включённым в процесс общения и имитации, сообщает звуку носовой характер различной высоты и тональности. Нижняя челюсть выполняет манипуляционные функции в формирования открытых гласных звуков и некоторых согласных, с участием в звукообразовании зубов (как в звуках, — «А», или — «З»).
Строение речевого аппарата
Определение 1
Строение речевого аппарата — это структура органов порождения речи.
Звуки создаются при прохождении воздуха через речевой аппарат. Возникает речь, которая и является результатом работы аппарата. К аппарату речи принадлежит весь дыхательный тракт и все органы вдоль него – от губ к легким. Следует добавить, что образование звуков является, так сказать, побочным продуктом деятельности органов, предназначенных для дыхания и принятия пищи. Потребность в этом «побочном продукте» видоизменила и усовершенствовала соответствующие органы.
Речевой аппарат состоит из трех групп органов, из трех отделов.
Отдел первый. Дыхательные органы, нижний отдел речевого аппарата, включают легкие и дыхательное горло (трахею).
Нижняя часть трахеи разделяется на два бронха, которые идут в легкие, разветвляясь на более мелкие трубки, которые заканчиваются альвеолярными ходами.
Процесс дыхания осуществляется мышцами диафрагмы и ребер. При вдыхании мышцы сокращаются, поднимая ребра и опуская диафрагму. Объем легких увеличивается и происходит вдох.
При выдыхании мышцы ослабляются, объем легких уменьшается и воздух выжимается из них через дыхательный тракт. Образуется воздушная струя, которая служит материалом для творения звука в верхних отделах речевого аппарата.
Отдел второй. Гортань представляет собой верхнюю, расширенную часть трахеи. Каркасом для речевого аппарата служат хрящи, выполняющие охранную функцию:
- перстневидный (снизу);
- щитовидный (сверху).
На внутренних стенках щитовидного хряща размещены две эластичные голосовые связки. Напряженные голосовые связки под давлением воздуха вибрируют и образуют голос разной силы и высоты. Расслабленные голосовые связки не имеют такой возможности.
Итак, основная функция гортани заключается в голосообразовании. Голосовые связки могут образовывать и шепот, если при прохождении воздуха они сомкнуты, но остается небольшая щель между пирамидальными хрящами, протискиваясь сквозь которую, воздух образует шум, характерный для шипящих звуков.
Звук, исходящий непосредственно из гортани, являясь еще нечленораздельным – это один звук, а не разные звуки. Он напоминает «тесто», из которого должны быть «вылеплены» разные отдельные звуки. Впрочем, некоторые звуковые вариации берут начало и в самой гортани: шепот (воздушная струя проходит преимущественно между черпаловидными хрящами); фальцет (неестественно высокий голос, при котором напряженные голосовые связки расходятся только в передней части); гортанные или ларингальные звуки.
Отдел третий. Надгортанные полости. Они состоят из:
- глотки;
- ротовой полости;
- носовой полости.
Замечание 1
Вместе они называются еще надставной трубой. Полость глотки (гр. «фаринкс», откуда и термин — фарингальные звуки) размещена сразу же над гортанью. Верхняя ее часть называется носоглоткой, а средняя – зевом.
Полость глотки соединяется с ротовой, а выше – с носовой полостью. Все три полости являются резонаторами звуков. Ротовая полость представляет собой важнейший резонатор. Неизменная носовая полость используется при создании лишь небольшого количества носовых звуков – в русском языке – согласных и .
При образовании носовых звуков носовая полость подключается лишь как дополнительный резонатор к двум другим полостям. Ротовая же полость, благодаря своей большой сменности, является местом создания господствующего большинства звуков всех языков, используясь и как резонатор, и как источник разнообразных шумов.
Замечание 2
Все органы речи делятся на активные, которые являются подвижными, и пассивные – неспособные к перемещениям.
К активным органам речи относятся легкие, голосовые связки, язык, мягкое небо, язычок и губы. В некоторых случаях активной становится также задняя стенка зева. В частности, она является активной при образовании русского фарингального звука г (голова, голос).
К пассивным органам относятся в частности зубы, носовая полость, альвеолы, твердое небо.
Как физическое явление звук речи образуется в результате колебания голосовых связок и взаимодействия надгортанных органов и полостей под действием струи выдыхаемого воздуха. Реже звуки могут произноситься на базе струи вдыхаемого воздуха. В связи с этим все звуки речи делятся на экспираты (возникают на выдохе) и икспираты (возникают на вдохе).
Замечание 3
Экспираты характерны для всех языков, а инспираты образуются только в отдельных.
Особенности строения системы речи
Строение речевого аппарата – своеобразная система, в которой задействованы многие органы человека. Она включает органы дыхания, активные и пассивные составляющие речи, элементы головного мозга. Дыхательные органы играют важную роль, звуки не могут образовываться без выдоха. При сокращении диафрагмы взаимодействующей с межреберными мышцами, на которые опираются легкие, происходит вдох, при расслаблении – выдох. В итоге издается звук.
Пассивные органы не имеют особой подвижности. К ним относятся: челюстная область, носовая полость, гортанный орган, нёбо (твёрдое), глотка и альвеолы. Они являются опорной структурой для активных органов.
Активные элементы производят звук и производят одну из основных функций речи. Они представлены: областью губ, всеми частями языка, голосовыми связки, нёбом (мягким), надгортанником. Голосовые связки представлены двумя мускулистыми пучками, которые производят звуки при сокращении и расслаблении.
Головной мозг человека подает сигналы остальным органам и контролирует всю их работу, направляя речь согласно воле говорящего.
Строение речевого аппарата человека:
- Мозг
- Носоглотка
- Твёрдое небо и мягкое небо.
- Губы.
- Язык.
- Резцы.
- Область глотки.
- Гортань, надгортанник.
- Трахея.
- Бронх с правой стороны и легкое.
- Диафрагма.
- Позвоночник.
- Пищевод.
Перечисленные органы относятся к двум отделам, образующим речевой аппарат. Это центральный отдел периферический.
Формирование голоса
Любой язык в мире имеет свой набор звуков которые образуют речь народа в целом. Смысл звуков можно определить только в целых предложениях. Вот такое звучание называют ученые фонемой языка и народа. Каждый звук отличается по артикуляции, то есть по тому как образовываются слова в языке. Также присутствуют различия в звуках, они могут иметь различную интонацию, а также тембр.
Любой голос это очень тяжелый труд целого комплекса речевого аппарата человека. В обрамление звука вносят свой вклад 3 его отдела:
- энергетический или дыхательный отдел это бронхи, легкие и все, что необходимо для выдыхания воздуха;
- генераторный или голосовой отдел это часть которая работает на образование голоса;
- звукообразовательный, иначе резонаторный – полость ротоглотки и носа.
Нормальная речь может быть только в связке, а их работу корректирует и регулирует центральный орган регуляции речи. Все это может означать, что совершенно все части речевого аппарата управляются центральной нервной системой. Также управление ее распространяется и на периферическую часть речи:
- функция которая отвечает за правильное дыхание производит также регуляцию громкости речи;
- общее функционирование ротовой полости, также и отвечает за произношение гласных, а также согласных звуков;
- носовая часть в свою очередь отвечает за согласные звуки.
Для образования связной речи наш организм применяет центральный речевой аппарат. Даже глотка и челюсть вовлечены в процесс образования речи, что уже говорить про губы или язык. Поток воздуха идет через весь человеческий организм, не минуя не единого органа и в итоге образовывается речь. Воздух идет и обязательно проходит голосовые связки. Если они в не рабочем состоянии то, воздух свободно выходит и не образовывает не каких звуков. Когда они находятся в напряжении то, воздух проходя сквозь них образовывает специальные вибрации и как итог звуки. В итоге голосовые связки формируют звуки, а гортань и губы составляют из набора звуков определенные слова и предложения.
Артикуляционный аппарат и его роль
Структура артикуляционного аппарата построена на основе следующих элементов:
- Область губ;
- Составляющие языка;
- Мягкое и твердое небо;
- Челюстной отдел;
- Гортанная область;
- Голосовые складки;
- Носоглотку;
- Резонаторы.
Все эти органы состоят из отдельных мышц, которые можно тренировать, работая тем самым над своей речью. Челюсти (нижняя и верхняя) при опущении и поднятии закрывают или открывают путь в полость носа. От этого зависит произношение некоторых гласных звуков. Форма и строение челюстей отражаются на произносимых звуках. Деформации этой части отдела приводят к нарушениям речи.
Главный элемент артикуляционного аппарата — язык. Он очень подвижен благодаря многочисленным мышцам
Это позволяет ему делаться более узким или широким, длинным или коротким, плоским или выгнутым, что важно для речи
В структуре языка есть уздечка, значительно влияющая на произношение. При короткой уздечке нарушается воспроизведение глазных звуков. Но этот дефект легко устраним в современной логопедии.
- Губы играют роль при артикуляции звуков, помогая своей подвижность принимать языку конкретное расположение. При изменении размера и форм губ обеспечивается артикуляционное создание гласных звуков.
- Мягкое нёбо, продолжающее твёрдое, может опускаться или подниматься, обеспечивая отделение носоглотки от глотки. Оно в поднятом положении при образовании всех звуков, за исключением «Н» и «М». Если функционирование нёбной занавески нарушено, происходит искажение звуков, голос получается гнусавым, «носовым».
- Твёрдое небо — это компонент язычно-небного затвора. От его вида и формы зависит сила напряжения, требуемая от языка при создании звуков. Конфигурации этого отдела артикуляционной системы бывают разными. В зависимости от их разновидностей формируются некоторые составляющие человеческого голоса.
- От резонаторных полостей зависит громкость и четкость издаваемых звуков. Резонаторы находятся в надставной трубе. Это пространство над гортанью, представленное полостью ротовой и носовой, а также глоткой. Благодаря тому, что у человека ротоглотка — это одна полость, есть возможность создавать разные звуки. Трубка, которую образуют эти органы, называется надставной. Она играет основополагающую функцию резонатора. Меняя объем и форму, надставная труба участвует в создании резонанса, в итоге часть звуковых обертонов заглушается, часть – усиливается. В результате формируется речевой тембр.
Основные свойства акустических речевых сигналов
Из повседневного
опыта нам известно, что голоса разных
людей отличаются по «высоте». У мужчин,
например, они приблизительно на октаву
ниже, чем у женщин. Более того, высота
звучания речи и в еще большей степени
пения может сильно меняться у одного и
того же человека. Если спеть «ла-ла-ла»
на какой-нибудь мотив, гласный звук «а»
ясно выделяется в каждом слоге, хотя
высота его при пении может меняться. И,
напротив, если сохранять высоту тона,
но изменять гласные в последовательных
слогах (на «е», «о», «и», «у»), слушатель
прекрасно это заметит. Таким образом,
акустические сигналы, производимые
речью или пением и анализируемые слуховой
системой, должны обладать по крайней
мере, двумя независимыми параметрами,
один из которых обеспечивает информацию
о высоте звука, а другой — о фонемном
составе, например, передавая характеристики
звука «а». Так на самом деле и есть. Эти
два параметра обеспечиваются двумя
фундаментально различными механизмами.
Контролирующий высоту звука называется
фонацией и локализован в гортани; его
физическая основа — колебания голосовых
связок. Механизм, определяющий фонемную
структуру, называется артикуляцией.
Его физическая основа резонанс ротовой
полости (в некоторых случаях и носоглоточной
области). То, что два этих механизма
действительно различны, хорошо заметно
при шепоте. У него вообще нет высоты
тона, поскольку фонация отсутствует и
происходит только артикуляция.
Артикуляция
Образованные
голосовыми связками звуковые
волны преобразуются в звуки речи в
надставной
трубе речевого
аппарата (часть речевого аппарата,
расположенная над
голосовыми связками).
В
надставной трубе выделяются три основных
полости, которые,
по сути, являются резонансными полостями:
носовая,
ротовая и глоточная. Основную
роль в образовании звуков
играет ротовая полость (Mundraum).
В
зависимости от
того, какое положение занимают подвижные
органы ротовой
полости: язык, губы, мягкое небо, нижняя
челюсть, меняется
и форма ротового резонатора, а вместе
с ней и окраска звука.
Каждому звуку соответствует своя особая
форма ротового
резонатора.
Важнейшим
органом всей артикуляционной системы
является
язык.
Тело
языка состоит из кончика, спинки и корня.
Спинка языка, в свою очередь, членится
на переднюю, среднюю
и заднюю спинку. Кончик языка — это его
наиболее подвижная
часть. Язык может производить горизонтальные
движения, то есть выдвигаться вперед и
отодвигаться назад. В вертикальном
направлении весь язык и его отдельные
части могут подниматься к небу на
различные уровни вплоть до образования
щелей и смычек. Положение языка в полости
рта придает ротовому резонатору
определенную форму и объем и создает
новые условия резонанса.
Губы
—
это круговая мышца рта. Сокращение этой
мышцы
приводит к сжатию губ. Округляясь,
растягиваясь или выдвигаясь вперед,
губы изменяют форму полости рта, участвуя
тем самым в реализации различных звуков.
Губы могут также создавать различные
преграды (препятствия) для потока воздуха
и участвовать в образовании некоторых
согласных звуков.
Зубы
также
являются местом образования некоторых
звуков. Особую роль в образовании
немецких согласных играют такназываемые
альвеолы. Это
зубные лунки, находящиеся над верхними
зубами. При контакте кончика языка к
альвеолам образуются немецкие
переднеязычные согласные (t,
d,
n,
l,
r
).
Мягкое
небо является
продолжением твердого
неба и
состоит из дугообразных мышц с маленьким
и чрезвычайно подвижным отростком, так
называемым маленьким язычком (увулой).
Мягкое небо и маленький язычок образуют
небную
занавеску.
Небная
занавеска
может принимать вертикальное и
горизонтальное положение, то есть
опускаться и подниматься и
закрывать или открывать проход воздуха
в носовую полость.
При артикуляции гласных и носовых
согласных
мягкое небо оставляет больший или
меньший проход в носовую
полость. В зависимости от величины этого
прохода звук приобретает носовой
оттенок. Маленький язычок (увула) может
также дрожать под напором выдыхаемого
воздуха, образуя при этом немецкий
язычковый вибрант .
Носовая
полость представляет
собой костную коробку, которая не меняет
своей формы. Она открывается в глотку
отверстиями, которые называются хоанами.
Звуковая волна попадает в полость носа
при опущенной небной занавеске и получает
там своеобразную окраску.
Не
менее важную роль в немецком языке
играет чрезвычайно подвижная нижняя
челюсть.
Она может опускаться, подниматься и
выдвигаться вперед. Нижняя челюсть
формирует раствор рта и оказывает
большое влияние на качество артикулируемых
звуков и общее звучание голоса.
Глотка
представляет
собой полость, напоминающую трубку,
нижний конец которой граничит с гортанью,
а верхний
— с носовой полостью. Мускулы глотки
могут сокращаться и тогда полость глотки
сужается.
Дыхание,
голосообразование и артикуляция
функционируют
в тесной связи друг с другом. Это
необходимо учитывать
при работе над произношением.
Структурные компоненты речи
За речевую функцию отвечают:
- Центр сенсорной речи — восприятие звуков речи, базирующееся на звукоразличительной системе языка, за данный процесс отвечает зона Вернике в левом полушарии мозга.
- Центр моторной речи — за него отвечает зона Брока, благодаря ей возможно воспроизведение звуков, слов и фраз.
В связи с этим, в клинической психологии существует понятие импрессивной речи, иначе говоря, понимание и представление устной и письменной речи. Также существует понятие экспрессивной речи — та, которая произносится вслух с сопровождением определенного темпа, ритма, эмоций.
В процессе формирования речи каждый человек должен иметь четкое представление о следующих подсистемах родного языка:
- фонетика (какие могут быть слоги, звукосочетания, правильное их строение и сочетание);
- синтаксис (понимание того как именно происходит взаимосвязи и комбинаций между словами);
- лексика (знание словарного состава языка)
- семантика (способность понимать смыл слов задолго до получения навыков произношения);
- прагматика (отношения между знаковыми системами и теми, кто их использует).
Под фонологической составляющей языка подразумевается знание смыслоразличительных единиц языка(фонем). Физически звуки речи можно разделить на шумы (согласные) и тоны (гласные). В основе любого языка лежит определенный различительный признак, если изменить один из них, то смысл слова кардинально изменится. К основным смыслоразличительным признакам следует отнести глухость и звонкость, мягкость и твердость, а также ударность и безударность. Именно эти признаки выступают основой фонем системы языка. Каждый язык предполагает разное количество смыслоразличительных единиц, как правило, от 11 до 141.
Русский язык предполагает использование 42 фонем, в частности, 6 гласных и 36 согласных.
Конфликт тезиса и понятия «человек» на примере негров
Если мы возьмем времена рабства в Соединенных Штатах Америки, то получим яркий пример конфликта тезиса и понятия. В то время общество не считало негров людьми. Наука, конечно, говорила: чернокожие – это такие же homo sapiens, как и белые. Но ученые вкладывают свой смысл в тезис «человек», для них человеческое существо – вопрос физиологии. Большинство же обычных людей вкладывали в этот тезис различные морально-этические качества. Негры, по мнению общества того времени, не вписывались в эти рамки и нормальным было сказать: «Негр – это не человек». Вот так и произошел конфликт тезиса и понятия между различными сферами.
Недостатки в произношении
Сложности в правильном произношении во много зависят от несформированности голосового аппарата. Болезненное состояние отдельных частей артикуляционного аппарата отражается на четкости звукопроизношения и на правильности резонирования
Поэтому так важно, чтобы все органы, принимающие участие в образовании звуков речи, работали правильно и согласованно
Причин может быть много – это достаточно сложный механизм организма. Поэтому подходить к проблеме следует индивидуально. Однако стоит выделить отдельные причины, которые делают голосовой аппарат человека несовершенным:
1) неправильное использование аппарата речи
2) дефекты строения органов и тканей
3) расстройства некоторых участков нервной системы, отвечающие за процесс формирования и образования звуков
Не стоит откладывать исправление дефектов речи и их лечение на потом, в случае если они вам диагностированы. Зачастую человек с подобными нарушениями не только плохо говорит, но также испытывает трудности с пережевыванием пищи, дыханием и так далее. Устранив недостатки в речи, вы не только улучшите свое произношение, но и избавитесь от целого ряда возникающих неудобств, неприятных ощущений.
Не откладывайте устранение дефектов речи — так вы избавитесь от неудобств
Строение речевого аппарата
Голосовой аппарат состоит из двух отделов: центрального и исполнительного. Первый представляет собой головной мозг с его корой, подкорковыми узлами, проводящими путями, ядрами ствола (в первую очередь продолговатого мозга) и соответствующих нервов. А периферический отдел – вся совокупность исполнительных речевых органов, которые включают в себя кости и хрящи, мышцы и связки, а также периферические нервы (чувственные и двигательные). С их помощью осуществляется работа перечисленных органов.
Строение речевого аппарата человека
В свою очередь, исполнительный отдел состоит из трех основных отделов, каждый из которых действует совокупно:
1. Дыхательный отдел
Ни для кого не секрет, что образование дыхания человека является важнейшим физиологическим процессом. Люди дышат рефлекторно, особо не задумываясь об этом. Дыхание осуществляется особыми центрами нервной системы человека, и оно состоит из трех непрерывных и следующих друг за другом фаз:
- вдох
- пауза
- выдох
Человек всегда говорит на выдохе и создаваемый им поток воздушной струи осуществляет одновременно две функции: голосообразующую и артикуляционную. Любое нарушение этого правила искажает звучание речи
Именно поэтому, очень важно уделять время работе над речевым дыханием
К дыхательным органам относятся легкие, бронхи, трахея, межреберные мышцы, а также диафрагма. Именно на нее опираются главные мышцы человека. Диафрагма – эластичная мышца, имеющая форму купола в расслабленном состоянии. Когда она и межреберные мышцы сокращаются, то объем грудной клетки человека увеличивается и происходит вдох. И наоборот, когда они расслабляются – выдох.
2. Голосовой
Существуют три основные характеристики голоса. Это сила, тембр и его высота. В результате колебания голосовых связок человека движение потока воздушной струи при выдохе превращается в колебание частиц воздуха. Далее эти пульсации передаются в окружающую среду и воспринимаются нами как звуки голоса.
В основном, сила голоса зависит от амплитуды (то есть размаха) колебаний голосовых связок. Она регулируется силой воздуха.
Тембр – это звуковая окраска, то есть звуки одинаковой громкости, высоты, но исполненные разными голосами человека. Он определяется формой вибратора, вызывающего колебания.
Высота вашего голоса зависит от того, насколько сильно поток струи воздуха будет оказывать давление на голосовые складки, от степени их натяжения.
1) активные органы
Являются подвижными и способствуют образованию звуков. К ним относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Эти органы речи состоят из мышц, следовательно, их можно тренировать.
Изменение положения органов речи влечет за собой образование сужений и затворов в различных частях артикуляционного аппарата человека. Благодаря чему и определяется тот или иной характер произносимого звука.
Нижняя челюсть человека и мягкое нёбо может опускаться и подниматься. Таким образом, они закрывают и открывают проход в носовую полость. Нижняя челюсть способствует полному развитию ударных гласных, таких как «А», «О», «У», «И», «Ы», «Э».
Язык – главный орган артикуляции, богатый мышцами, которые делают его разительно подвижным. Вследствие чего, он может, как удлиняться, так и укорачиваться, делаться узким и широким, а также может быть выгнутым и плоским.
Губы человека представляют собой подвижное образование. Они активно участвуют и обеспечивают артикуляцию слов и звуков, которым соответствует определенное положение языка. Губы могут менять свою форму и размер, активно обеспечивая артикуляцию гласных звуков в речи.
Мягкое нёбо (нёбная занавеска) лежит вверху ротовой полости и является продолжением твёрдого нёба. Нёбная занавеска, как и нижняя челюсть, может опускаться и подниматься. Таким образом она отделяет глотку от носоглотки. Мягкое нёбо начинается у верхних зубов за альвеолами, оканчивается – маленьким язычком. При произнесении всех звуков, кроме согласных «М» и «Н», нёбная занавеска поднята. Если по каким-либо причинам она бездействует или опущена, то звук у человека получается носовой. Вследствие чего, получается гнусавым и голос. Так как при опущенной нёбной занавеске звуковые волны проходят, в основном, через носовую полость.
2) пассивные органы
Включают в себя неподвижные органы, которые служат точкой опоры для подвижных. К пассивным речевым органам относятся зубы, альвеолы, полость носа, твёрдое нёбо, глотка, гортань. В свою очередь они оказывают наибольшее влияние на технику речи человека.
Презентация на тему: » Центральный речевой аппарат Корковые центры Подкорковые узлы Проводящие пути Ядра соответствующих нервов.» — Транскрипт:
3
Центральный речевой аппарат Корковые центры Подкорковые узлы Проводящие пути Ядра соответствующих нервов
4
Ядра черепно — мозговых нервов Периферический речевой аппарат (двигательные нервы) Периферический речевой аппарат (двигательные нервы) Пирамидные пути Пирамидные пути Пирамидные Возникновение голоса и характерных речевых шумов
5
Периферический речевой аппарат Органы ротовой полости Нос Глотка Гортань Трахея Бронхи Легкие Грудная клетка Диафрагма
6
Главные части периферического речевого аппарата: Выполняет резонаторную функцию – усиливает или ослабляет обертоны, придающие голосу звонкость Энергетическая (дыхательная) Резонаторная (звукообразующая) Легкие с системой дыхательных мышц и проводящие дыхательные пути (бронхи, трахея) Обеспечивает силу звучания голоса Полость рта Генераторная (голосообразующая) Гортань с голосовыми связками и мышцами Обеспечивает высоту и силу голоса Обеспечивает образование гласных и согласных звуков и их дифференциацию по способу и месту артикуляции носа и дыхательная частьголосообразующая и звукообразующая части
7
Дыхательный аппарат Грудная клетка трахея легкие бронхи Типы дыхания : положение грудной клетки, передней стенки живота и диафрагмы: во время спокойного вдоха; во время вдоха при реберном дыхании; во время вдоха при диафрагмальном дыхании; ……… во время вдоха при ключичном дыхании
8
Вертикальный разрез гортани: 1 – надгортанник; 2 – черепало-надгортанная складка; 3 – щитовидный хрящ; 4 – ложная голосовая связка; 5 – морганиев желудочек; 6 — истинная голосовая связка; 7 – перстневидный хрящ; 8 – трахея. Вертикальный разрез гортани: 1 – надгортанник; 2 – черепало-надгортанная складка; 3 – щитовидный хрящ; 4 – ложная голосовая связка; 5 – морганиев желудочек; 6 — истинная голосовая связка; 7 – перстневидный хрящ; 8 – трахея. Голосовая щель: а – во время звучания: 1 – надгортанник; 2 – голосовые связки; 3 – голосовая щель замкнута; Голосовая щель: а – во время звучания: 1 – надгортанник; 2 – голосовые связки; 3 – голосовая щель замкнута; а б б – при спокойном дыхании: 1 –надгортанник; 2 – голосовые связки; расходятся под углом; 3 – голосовая щель раскрыта для свободного тока воздуха. б – при спокойном дыхании: 1 –надгортанник; 2 – голосовые связки; расходятся под углом; 3 – голосовая щель раскрыта для свободного тока воздуха.
9
Органы речевого аппарата язык Маленький язычок Мягкое небо Твердое небо Альвеолы Зубы Губы Нижняя челюсть Основания зубов
10
ЯЗЫК Передняя часть языка 1 Передняя часть языка 2 Средняя часть языка 2 Средняя часть языка 3 Задняя часть языка 3 Задняя часть языка 4 Корень языка 4 Корень языка 5 Кончик языка 5 Кончик языка
Нижняя челюсть.
Вертикальные движения нижней челюсти, как предполагается, находятся в тесной координации с движениями языка: при подъеме языка челюсть поднимается, а при его опускании — опускается. Однако в общем случае эти артикуляционные параметры независимы, и, возможно, раствор рта (положение нижней челюсти относительно верхней) и подъем языка (его вертикальное положение относительно нёба) могут использоваться как независимые артикуляционные характеристики. Нужно учесть также, что двигательные возможности нижней челюсти позволяют ей смещаться как параллельно верхней, так и под углом к ней. Кроме того, челюсть может смещаться в горизонтальной плоскости.
Этапы формирования речи
Дыхательный отдел голосового аппарата ответственен за подачу воздуха, голосовой образует голос, функция артикуляционного — создание резонанса, необходимого для отчетливого звучания и громкости. Произнесение слова состоит из нескольких этапов. Сначала происходит отбор команд в коре головного мозга, то есть формирование определенной артикуляционной программы. Последующие стадии:
Реализация подготовленной программы в исполнительном отделе голосового аппарата. Участие принимают органы дыхания и резонаторная система. Именно они помогают произносить определенные фонемы.
Чтобы не возникало ошибок при произнесении, необходим кинестетический контроль, который позволяет сделать правку до момента произнесения фонемы.
В момент звучания звука осуществляется слуховой контроль, позволяющий человеку понять допущенную ошибку и исправить ее.
Проводящие пути образуют проводниковый отдел. Нервные пути подразделяются на два вида: центробежные (передают информацию от ЦНС к мышцам, связкам и сухожилиям) и центростремительные (информация движется в обратном направлении — от мышц, сухожилий и связок к ЦНС). Во втором случае пути называют также чувствительными.
Диагностика проблемы с речевым аппаратом
Как человек учит родной язык зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Некоторые быстро схватывают, некоторым данное дело дается немного сложнее. Но рани или поздно под воздействием общества речевой аппарат ребенка приходит в общепринятую норму. Тут стоит понимать, что когда отклонения появляются нужно ввести человека к доктору. Некоторые вводят к логопеду своего ребенка по каждому пустяку. Другие наоборот даже при явной проблеме не думают вести его к компетентному специалисту. И те и другие поступают неправильно.
Проблемы с речью начинаются когда тот или ной отдел речевого аппарата человека дает сбой или работает неправильно. Для полноценной работы речи человека все части аппарата должны работать как единое целое.
На расстройство речевого аппарата может повлиять множество внешних и внутренних факторов. Все же можно выделить основные три причины развития дефектов речи:
- использование органов речевого аппарата не по прямому назначению;
- разрушение органов на клеточном уровне речевого аппарата;
- больная или не полноценная нервная система человек.
Под задержкой речевого развития (ЗРР) можно понимать слишком скудный словарный запас, а также не умение им управлять. Если голосовые функции человека не работают полноценно то, это в бедующем может привести к тому, что человек будет плохо воспринимать речь в звуковом так и написанном виде.
Если вы заметили данные симптомы у своего ребенка, его нужно срочно ввести к врачу. Только после полнейшего обследования он сможет назначить полноценное лечение.
После прочтения данной статьи вы уже знаете строение речевого аппарата человека. Вы прекрасно понимаете, как он функционирует, а также его основные принципы. Вы заметите, если речевой аппарат вашего ребенка работает не полноценно и сможете его отвести к врачу вовремя.