Хорошие манеры, или 13 главных правил этикета за столом для ребёнка

Правила поведения за столом вне дома

Кроме дома и детского сада ребенок время от времени оказывается с родителями в гостях.

Даже если обстановка там неформальная, и нет наблюдающих воспитателей, за поведением в чужом доме все равно нужно следить.

Обязательно нужно здороваться с хозяевами, не напрашиваться на еду, не просить что-то у хозяев и тем более не устраивать истерик. Нужно спокойно дожидаться приглашения, если оно предполагается, брать то, что дают, за все благодарить. Наоборот, родителям стоит приучать чадо к тому, что в гости не приходят с пустыми руками, а приносят что-то от себя в знак уважения. Хотя бы маленький «презент».

Тем более неприлично устраивать беспорядок – разбрасывать конфетные фантики, хлебные крошки. Недопустимо комментировать качество еды, даже если подано нелюбимое блюдо. Не надо кривиться и говорить «фу».

Это касается также тех случаев, когда в принимающей гостей семье есть дети, которые сидят за общим столом и не могут похвастаться хорошими манерами.

Еще ребенок должен понимать, что недопустимо вмешиваться в разговоры взрослых – перебивать их, перекрикивать, чтобы привлечь внимание родителей, делать им замечания. Он должен вести себя уважительно по отношению к старшим

Тем более, что в свое время взрослые сами с удовольствием вступают с ребенком в общение. Особенно, если он уже достаточно подрос для того, чтобы поддержать разговор, и ведет себя вежливо.

Перед уходом нельзя выпрашивать понравившиеся сладости и особенно тайком тянуть их со стола. Но прилично будет взять, если хозяева предложат сами.

Речевой этикет детей дошкольного возраста

Прививать ребенку правила поведения необходимо в первый год его жизни. Малыш, который еще не умеет разговаривать, на интуитивном уровне уже понимает то, что ему хотя сказать взрослые – благодаря интонации, мимике, жестам. Хорошо, когда родители перед трапезой желают крохе приятного аппетита, благодарят за протянутую в ответ игрушку, здороваются с ним после его пробуждения и т. д.

С двухгодовалого возраста и вплоть до 4-х лет ребенок начинает активно изучать окружающий мир. Именно в этот промежуток времени рекомендуется бросить все силы на знакомство его с этикетными правилами. Лучше всего информация усваивается в игровой форме. Можно инсценировать ситуацию, связанную с телефонным разговором, привлечь к участию кукол, устроить званый ужин, назначив ребенка гостеприимным хозяином.

Речевой этикет детям этого возраста будет проще освоить благодаря сказкам и стихам, тесно связанным с культурой речи, вежливостью. Задача взрослых – объяснять непонятные слова и фразы, а также постараться добиться максимально яркого и правильного восприятия крохой художественного произведения (путем интонации, тембра голоса и прочих художественных приемов).

Полезно также смотреть поучительные мультфильмы. В любой мультяшной картине есть как отрицательные, так и положительные герои

Важно поинтересоваться, насколько хорошо малыш понял смысл телеистории, какие персонажи поступили плохо, а кто из них оказался самым добрым и справедливым

Такие «упражнения» помогают детям лучше оценивать персонажей книг и мультфильмов, понимать главную идею, которую попытался донести до слушателей автор. Кроме того, у детей формируется желание подражать главным героям, перенять их нравственные поступки, правила поведения и манеру общения.

Правила поведения детей за столом

Все мы помним, как наши мамы изо дня в день, как молитву, произносили за столом эти слова: «Не чавкай!», «Не ёрзай!», «Не балуйся с едой!», «Не говори с набитым ртом!», «Тщательно пережевывай!». Вы же научились этому, значит и ваши дети должны знать и соблюдать эти правила.

  • Осанка прямая, локти на стол не ставим, но кисти рук обязательно должны быть на столе, а не под ним.
  • Нельзя кричать, петь за столом, много разговаривать (а тем более с набитым ртом).
  • Нельзя лезть руками в тарелку и играть с едой.
  • Хлеб брать только руками.
  • Нельзя чавкать и громко хлебать, нужно набирать в ложку немного пищи, чтобы можно было прожевать её с закрытым ртом.
  • Кушать нужно, не торопясь, тщательно пережевывая пищу. Выплевывать, а тем более плеваться едой строго запрещается, и такие моменты должны пресекаться сразу.
  • Нужно съедать всю еду, которая лежит в тарелке. Это правило ребенок может выполнить лишь в том случае, если мама положила ему правильную порцию, то есть столько, сколько может съесть малыш. Лучше положить меньше и потом дать ребенку добавку, чем приучать его к перееданию.
  • Запачканные ротик и ручки нужно вытирать салфеткой после каждого приема пищи.
  • После каждой трапезы обязательно нужно сказать «Спасибо» тому, кто эту еду купил и приготовил.
  • Оставаться за столом нужно до тех пор, пока все не закончат трапезу и не встанут из-за стола. Если ребенку скучно слушать взрослые разговоры, он может уйти, лишь предварительно спросив у родителей разрешения.

Гномик.ру рекомендует компанию Холод Групп

Мастерская по ремонту холодильников Атлант

Профессионально ремонтируем холодильники Атлант + любые другие производители. Опыт более 5 лет. Бесплатный выезд мастера и диагностика! Используйте промокод: Гномик.ру и получите гарантированную скидку 10%

Работаем по Москве и области.

Звоните: +7 (495) 222-13-94

Правила вежливости при разговоре

Взрослым следует объяснить ребенку, что вежливым нужно быть всегда, даже во время простого разговора. Вежливая беседа может помочь малышу завести новых друзей и вызвать уважение со стороны взрослых. Для этого нужно соблюдать определенные правила во время разговора:

  • если вы заняты делом, а к вам обращаются, нужно отложить на время дела и ответить на вопрос;
  • нельзя перебивать – вежливые люди всегда до конца слушают то, что говорит собеседник;
  • во время разговора нельзя обсуждать и обзывать других людей;
  • долгие разговоры – утомительны, поэтому не стоит быть чрезмерно болтливым;
  • вежливый человек всегда дает возможность собеседнику рассказать о чем-либо, высказать свое мнение;
  • нужно быть доброжелательным и внимательным;
  • не стоит слишком сильно жестикулировать во время разговора.

Чтобы закрепить навыки вежливого общения воспитатель обыгрывает с детьми различные ситуации. Кроме таких игр, педагог обсуждает с детьми поведение сказочных персонажей, героев рассказов, спрашивает, правильно ли они себя ведут, и как поступил бы вежливый человек

Посредством беседы воспитатель объясняет детям объясняют важность соблюдения этикета во время разговора не только в детском саду, но и дома, и в гостях

Как нельзя себя вести

  • В столовой нельзя есть стоя, сидя на столе или подоконнике.
  • Нельзя выносить еду, кроме пирожков, печенья и другой выпечки.
  • Не разрешается ходить в столовую на уроках, пропуская обязательные занятия.
  • Нельзя задерживаться на переменах и опаздывать на уроки.
  • Нежелательно оставлять грязную посуду после себя на столе.
  • Нельзя класть на поверхность столов портфели, сумки, тетради, книжки и другие школьные принадлежности.
  • Не нужно громко разговаривать во время еды, отвлекая других, чавкать, громко дуть на еду.
  • Нельзя класть на стол локти, есть руками, кидаться хлебом.
  • Некрасиво говорить с набитым ртом и громко возмущаться плохим качеством блюд.
  • Нельзя бегать, прыгать, шуметь и кричать, повара могут сварить невкусный обед.

Культурные и воспитанные дети – это радость не только для родителей, но и для всех окружающих.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Зачем нам нужны правила за столом

Соблюдение правил и этикет за столом не являются прерогативой определенной социальной группы людей. Оно не имеет ничего общего с уровнем достатка или социальным статусом семьи. « Мы из простых, из рабочих. Зачем нам все эти скатерти, салфетки, вилочки и ножики? Зачем это все моему ребенку? » – педагогам детского сада порой приходится слышать что-то подобное

Важно понимать, что культура питания и поведения – не капризы, не желание «выпендриться» перед окружающими. Дело в том, что соблюдение определенных правил этикета за столом имеет смысл и несет конкретную пользу для детей

Рассмотрим некоторые из них:

  1. Мытье рук перед едой защищает организм от попадания болезнетворных бактерий вместе с едой;
  2. Сервировка стола с использованием чистой скатерти и одноразовых салфеток защищает продукты от соприкосновения с покрытием обеденного стола;
  3. Требование «не вертеться» и не разговаривать во время приема пищи – профилактика серьезных инцидентов за столом (ребенок может подавиться);
  4. Просьба «не торопиться», сидеть прямо и тщательно пережевывать пищу есть ни что иное, как помощь желудку переварить съеденное быстро и легко;
  5. Салфетка, постеленная на колено (или на груди) защитит одежду от загрязнения.

Правила поведения на перемене в школе

Особо хотелось бы выделить использование специальных столовых приборов во время трапезы. Многие до сих пор считают, что это есть ничто иное, как нарочитое поведение высшего класса, с целью показать свои умения и знания в этой области. Все совсем не так. Чтобы умело пользоваться приборами, не надо быть представителем определенной группы. Использование приборов призвано не измучить, а облегчить действия трапезничающего. Мясо гораздо удобнее есть, порезав на кусочки (а не кусать целиком с вилки), рыбу удобно разделать специальной вилкой, а десерт вкушать маленькой ложечкой или вилочкой. Правда же?

Виды этикета детей

Прежде чем начать учить ребенка этикету, необходимо понять самим и объяснить ему, что же это слово обозначает.

Этикет – это правила поведения в обществе, то есть, общения с окружающими людьми. Данные правила учат ребенка хорошим манерам и воспитанности.

Учить правила хорошего тона нужно с детства.

Хорошие манеры – это умения ребенка или взрослого:

  • вести себя при общении с другими людьми
  • позиционировать себя

А также:

  • характерная походка
  • речь (не только употребляемые при разговоре слова, но также громкость и интонация)
  • жесты и мимика
  • прочее

Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок вел себя хорошо. Но, к сожалению, не каждый понимает, что это «хорошо» означает. Чтобы научить малыша хорошим манерам, мама и папа сами должны быть знакомы с моральными и нравственными ценностями.

Ведь примером для подражания и единственным авторитетом для ребенка в раннем детстве и дошкольном возрасте являются мама и папа. Эти люди должны, в первую очередь, сами обладать спасительными качествами, а именно, быть:

  • вежливыми
  • сдержанными
  • скромными
  • отзывчивыми
  • рациональными
  • участливыми
  • ненавязчивыми
  • опрятными
  • аккуратными

В зависимости от специфики общения, различают определенные виды этикета:

  • речевой (правила вербального общения с окружающими)
  • столовый (правила общения во время еды)
  • выходной (правила поведения в общественных местах для отдыха, например, театре или кино)
  • семейный (правила общения между членами семьи, в том числе, старшими и младшими)
  • телефонный (сегодня к данному виду целесообразно отнести правила общения не только при разговорное по телефону, но и при переписке по смс, электронной почте, прочее)
  • гостевой (правила поведения в гостях)
  • пассажирский (правила поведения в транспорте)
  • учебный (правила общения с воспитателями, учителями, одногруппниками и одноклассниками во время учебного процесса)
    профессиональный
  • спортивный
  • свадебный
  • траурный
  • военный
  • религиозный
  • дипломатический
  • корпоративный

По возрасту актуально учить ребенка первым восьми видам.

Правила ведения беседы для детей и подростков

Этикет для детей предполагает и умение вести беседу. Важен это зрительный контакт – невежливо отвлекаться во время беседы. Непременно должна прозвучать фраза «Как ваши дела?». И стоит не только задать вопрос, но и внимательно выслушать ответ.

Еще одно правило хорошего тона – активное слушание. Этот простой навык очень влияет на то, как человека воспринимают остальные. Запоминание имен и деталей разговора подразумевает уважение к собеседнику.

Вежливый диалог предполагает еще несколько навыков:

  • не вмешиваться в беседу, если двое человек общаются наедине;
  • не стоит шептаться – окружающие могут подумать, что про них говорят нехорошие вещи или пренебрегают ими;
  • отвечать на заданные вопросы;
  • обходится без хвастовства, чтобы не унижать собеседника;
  • не жаловаться – негативные эмоции отталкивают других;
  • не использовать жаргонные и грубые слова.

Маленькие дети иногда прячутся за взрослыми, не желая вступать в разговор. Заставлять не нужно – малышу не хватает «сценария разговора». Нужно выбрать один из советов и поработать над его совершенствованием. Затем перейти к следующему шагу – медленно и постепенно.

Посещаем театр

Начав брать ребёнка в театр или на концерты, лучше сразу начать объяснять ему правила поведения в подобных местах.

Доступно расскажите ребёнку, как нужно выглядеть и как вести себя:

  1. В культурные места ходят нарядно одетым. Джинсы, кроссовки и спортивный костюм — это одежда для прогулок и игр. Собираясь в театр, мальчикам лучше одеть брюки и рубашку, а девочкам — нарядное платье. Входя в театр, нужно снять головной убор.
  2. В театр не принято опаздывать. Лучше прийти заранее, чтобы снять верхнюю одежду и сдать её в гардероб, привести в порядок свой внешний вид, занять место, указанное в билете. По правилам театров, после третьего звонка в зрительный зал не пускают.
  3. Если место находится посередине ряда, лучше занять его заранее, чтобы не причинить неудобство сидящим вокруг. Если всё же так получилось — нужно проходить на своё место лицом к людям, не забывая извиняться за беспокойство.
  4. Во время спектакля или представления не принято разговаривать. Лучше спокойно смотреть, а делиться впечатлениями — в антракте.
  5. Во время представления не едят и не пьют. Для этого существуют антракт и буфет.
  6. Некрасиво во время спектакля шелестеть бумажками от конфет и батончиков и бросать их куда попало, пить громко сок через трубочку. Нельзя приклеивать жвачку к креслам в зрительном зале, портить их, обдирать обивку и вымазывать ногами. Учите ребёнка ценить и уважать труд других людей.
  7. Если простужен — лучше остаться дома. Кашель или насморк будут только отвлекать и зрителей, и исполнителей.
  8. Подпевать артистам не принято. Люди ведь пришли на концерт не для того, чтобы слушать пение других зрителей.
  9. Нельзя протягивать ноги в проход.
  10. Не нужно шуметь.

Помните, что если ваш ребёнок дерзко и вызывающе себя ведёт в театре, то рискуете стать объектом неодобрения окружающих. А чтобы не краснеть за поведение вашего чада — лучше вовремя объяснить правила поведения в храме культуры.

Что делать, если ребёнок не соблюдает правила этикета, поступает всё время по-своему, сколько ему не повторяй? Бывает и такое, ведь все дети — разные. Родители стараются воспитать из ребёнка хорошего человека, а он ведёт себя вовсе не так, как им хочется, не слушается. В этом случае родителям следует запастись терпением и настаивать на своём, пытаясь найти новые действенные и приемлемые формы воспитания ребёнка. Решение обязательно найдётся и вам всё-таки удастся привить маленькому непоседе самые элементарные правила поведения в обществе.

Ребёнок, как губка, быстро впитывает всё, что видит. Именно поэтому родители должны вести себя внимательно, культурно, подавая лучший пример поведения

Важно не только объяснять правила этикета, но и беспрекословно соблюдать их самим. Глядя на вас, ребёнок будет перенимать лучшую манеру поведения и легко приобретать хорошие привычки

Помните, что родители – главные люди в жизни ребёнка, на которых он стремится равняться.

Вежливость – ключ к успеху

Ну кому нравятся грубияны, разве что очень узкому кругу людей, которые пытаются выделиться оригинальностью. Вежливый человек, наоборот, будет желанным собеседником в любой компании. Именно поэтому, вам стоит учить малыша вежливости с первых дней жизни.

Важно
Показывайте все на своем примере, если вы будете говорить малышу «спасибо» и «пожалуйста», у него войдет такое обращение в норму, и он будет отвечать взаимностью.

Старайтесь весь процесс обучения превратить из рутинного заучивания вежливых фраз (доброе утро, извините, благодарю и др.) в увлекательную игру. За каждое вежливое слово – вознаграждение, если забыл – штраф! Само собой, награждать и карать стоит не рублем, а действием. За выполненную норму слов можно разрешить подольше погулять или посмотреть «лишний» мультфильм. Штраф взимать приседаниями или уборкой. Только учтите –  взрослые также должны штрафоваться . Создайте список слов вежливости и разместите его на холодильнике, вот увидите, как через короткий промежуток времени их употребление войдет в привычку.

Еще один «пакет» норм поведения:

  • Всегда представляться, когда звонишь кому-то;
  • Обязательно стучать в дверь перед ее открытием;
  • Не перебивать собеседника;
  • Не разговаривать при посторонних на непонятном языке;
  • Не шептаться;
  • Не поворачиваться к собеседнику спиной.

Нормы этикета за столом

Этот раздел обучения может оказаться самым сложным, так как даже многие взрослые забывают о нормах приличия за столом, что уж говорить о детях, которые видят во взрослых предмет подражания

Важно самим выучить перечень обязанностей и запретов за столом и не забывать повторять о них малышу

Обязательно:

  • Корректно использовать столовые приборы;
  • Мыть руки перед едой;
  • Брать ровно столько, чтобы утолить голод;
  • Использовать салфетки, не заменяя их брюками, гардинами или руками;
  • Благодарить за блюдо и компанию.

Не следует:

  • Есть с открытым ртом, издавая неприятные звуки;
  • Играть за столом;
  • Разговаривать с набитым ртом;
  • Критиковать еду;
  • Плевать, ковыряться во рту и выкладывать части блюда на стол.

Обучение на личном примере

Простых разговоров зачастую бывает мало,  важно обучать ребенка подавая пример . Если отец не уступает бабушке место в метро или плюет себе под ноги, то с большой вероятностью подросток будет вести себя также и никакие уговоры матери не подействуют

Кроме того, на школьников большое влияние оказывает круг общения. Если вам кажется, что подросток попал не в лучшую компанию, постарайтесь, как можно мягче указать ему на это. Лучше всего показать на каком-нибудь живом примере, как некрасиво смотрятся определенные поступки. Затем нужно объяснить, что такие случаи могут оказать негативное влияние на его будущее.

Если ребенок с пеленок понимает, что такое хорошо, а что не очень, он обязательно прислушается к вашим словам. Не запускайте воспитание до критической отметки, когда сделать какие-либо изменения может оказаться поздно. Чаще показывайте развивающие мультфильмы с поучительным сюжетом и старайтесь развить у сына или дочери любознательность. Так у него не будет времени отвлекаться на всякие ненужные шалости. И помните, первый помощник учителя – терпение!



Правила поведения детей за столом

Приучать ребенка к столовому этикету нужно начинать с самого раннего возраста. Вначале это может выглядеть как игра. Впоследствии, полученные навыки пригодятся и во взрослой жизни.

Ребенок должен знать, что:

  • За столом нельзя раскачиваться на стуле, играть с едой и приборами.
  • Нельзя тянуться через весь стол за желаемым блюдом, а нужно попросить, чтобы его передали.
  • Есть нужно беззвучно.
  • Во время еды не играют с игрушками и не смотрят мультики.
  • Класть в тарелку нужно столько, сколько можешь съесть (это касается детей постарше, которые сами накладывают еду на тарелку).
  • Не положено выходить из-за стола до окончания обеда. Если ребенку необходимо уйти раньше, он должен тихо спросить разрешения старших.

Официальный прием, банкет

Официальный прием – это не просто застолье. Здесь решаются важные вопросы, люди находят будущих партнёров и сотрудников. И от того, насколько человек знает и соблюдает банкетный этикет,  зависит как сложится о нем мнение окружающих.

Вот несколько простых правил столового этикета, которые нужно знать и соблюдать:

  • Нельзя класть локти на стол.
  • Во время еды не наклоняются к тарелке, а подносят ложку или вилку ко рту.
  • На горячую пищу не положено дуть.
  • Хлеб отламывают от кусочка понемногу. Нельзя обмакивать кусок хлеба в соус.
  • Макароны, вермишель, пудинг, желе, рыбу, котлеты едят с помощью вилки.
  • Прежде чем запить еду, нужно прожевать и вытереть губы салфеткой.
  • Прежде чем налить себе напиток предлагают сидящим рядом.
  • Уходить с банкета до его окончания не следует. При наличии уважительной причины, можно покинуть застолье в перерывах между речами.
  • Незнакомые люди должны представиться друг другу.
  • Одежда должна быть официальной: для мужчин смокинг или строгий темный костюм, для женщин – классическое платье.
  • После еды вилку и ложку кладут на тарелку параллельно.
  • На официальном приёме или банкете обсуждение дел начинается после окончания еды.

Речевой — Вежливо говорить и благодарить

Младшие школьники, как и дошкольники, должны изучать правила общения с людьми, для этого, в случае необходимости, следует напоминать им о правилах речевого этикета, изложенных в разделе выше, закреплять их. Также существуют и правила общения с людьми, которые следует соблюдать абсолютно всем. Этим правилам следует учить детей с самого раннего детства. Еще совсем малыши должны знать, что:

  1. При встрече следует приветствовать знакомых;
  2. Ко взрослым следует обращаться на «Вы»;
  3. Запрещается перебивать взрослых, вмешиваться в их разговор и комментировать услышанное;
  4. Перед расставанием следует прощаться;
  5. Следует благодарить за оказанную услугу, подаренный подарок и т.д.
  6. В случае проступка следует просить прощения;
  7. Запрещается обзываться, оскорблять других детей;
  8. Запрещается использовать слова-паразиты;
  9. Запрещается ябедничать;
  10. Во время разговора необходимо давать возможность высказаться всем присутствующим, не перебивать их;
  11. Если собеседник начинает вести себя неподобающим образом, следует сделать ему замечание, но не уподобляться ему;
  12. В разговоре запрещается обсуждать других людей, критиковать их.

История и культура питания

Правила поведения за столом появились, наверное, раньше самого стола. Придумали их вовсе не коммунисты в своей уникальной организации школ и детских садов. Первые упоминания о столовом этикете появились в древнем мире. Упоминания об этом есть в текстах древних Шумеров. В них говорится о том, что человек должен быть высокоморальным и соблюдать этические нормы – это то, что даровано человеку богами и отличает людей от животных. Несоблюдение правил поведения, по мнению древних шумеров – приводит к негативу в его жизни.

Прием пищи – процесс наиважнейший. Его всегда окружали всяческие ритуалы и правила, строго регламентирующие кто, когда, где, что ест. Первые правила были нераздельно связаны с семейной иерархией, организацией быта, способом приготовления пищи, да и с самой пищей. Нарушать правила во время еды считалось чем-то непростительным, постыдным и осуждалось (а, порой, каралось) во все времена, у любой культуры. Менялась жизнь, быт человека – с ним вместе менялись правила. Семейные обряды потеснились и уступили место культуре и эстетике питания. Правила поведения за столом все чаще основываются на светской этике, нежели на религиозных и национальных традициях.

В театре

Начиная с 3–5 лет, малыша можно приобщать к культурным событиям: водить в театр, на концерты, торжественные мероприятия и праздники под открытым небом. Перед походом ребенку следует объяснить, как принято вести себя в подобных местах и зачем это делать:

  • Выбрать наряд, соответствующий событию.
  • Во избежание опоздания выехать пораньше, запланировав время на переодевание, приведение себя в порядок и посещение гардероба.
  • Если билеты куплены на места, располагающиеся в центре ряда, лучше разместиться заранее, чтобы не мешать другим зрителям.
  • Головные уборы, особенно объемные и высокие, необходимо снять.
  • Неприлично шуметь, разговаривать, в том числе по телефону, принимать пищу.
  • Носителям инфекции, передающейся воздушно-капельным путем, лучше сдать билеты и остаться дома.
  • Сорить и портить предметы интерьера – моветон и признак отсутствия совести.
  • Подпевать актерам и певцам не нужно. Это мешает другим зрителям.

Праздник в кафе, ресторане

Если вас пригласили в ресторан или кафе, обязательно повторите правила столового этикета. Наверняка, хозяевам не захочется в другой раз звать того, кто не умеет себя вести за столом.

Вот основные правила, которые должен знать каждый:

  • Сидеть за столом нужно прямо, не облокачиваясь на спинку стула и не нависая над тарелкой.
  • Сумку или портфель ставят около стула.
  • Начинать еду можно тогда, когда заказ принесли каждому гостю.
  • На горячую еду не дуют, а ждут, пока остынет.
  • Не вежливо разговаривать по телефону за столом. Если нужно ответить на срочный звонок, следует извиниться и выйти.
  • Нарезку из общей тарелки кладут на свою.
  • Если уронили на пол прибор, нужно попросить официанта заменить его.
  • Замечания по поводу качества блюд или обслуживания говорят метрдотелю. Некрасиво высказывать во время обеда претензии официанту.
  • Естественно, нельзя говорить с набитым ртом и чавкать. Некрасиво разговаривать за столом по телефону. Не переживайте, если вы уронили на пол столовый прибор или случайно разбили бокал.

Ход занятия:

1. Дети входят в зал под музыкальное сопровождение. Здороваются с гостями. Встают в круг.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отправится на родину столового этикета. А что такое этикет? (ответы детей). Этикет – это правила поведения, принятые в обществе. Что такое столовый этикет? (ответы детей). Столовый этикет – правила поведения за столом. Ребята, столовый этикет зародился в Италии, значит эту страну по праву можно назвать Родиной культуры поведения за столом. Я вас приглашаю в один из городов Италии (слайд – город Италии).

2. Дети садятся на стулья.

3.Воспитатель: Давным – давно люди не знали правил поведения за столом (слайд, пищу ели руками, громко чавкали, измазанные жиром бороды и руки вытирали о себя. Зрелище это было неприятное и если бы мы оказались на таком пиршестве, у нас пропал бы всякий аппетит. Но прошло время и люди научились (слайд) пользоваться вилкой, ложкой, ножом и салфеткой. В наше время существуют определенные правила поведения за столом. Ребята, а вы знаете правила поведения за столом? Давайте их вспомним. (Ответы детей)

1).Известно с детства это всем:

Когда я ем, я глух и нем.

2). Не вытирай свой рот рукой-

Салфетка есть перед тобой.

3). Чтобы что-то резать, нож

В руку правую берешь,

Вилку в руку левую,

Сидишь королевою.

4). Ложка в чашке – не пропеллер,

Не спеша помешивай.

Чтобы люди не смотрели

На тебя насмешливо.

5). Чтоб не грохнуться случайно

На пол в час веселья,

Ты на стуле не качайся-

Это не качели.

6). Не вертись, спокойно кушай.

И не чавкай, словно хрюша.

7). Облизывать не стоит пальцы,

Которые за все хватальцы.

Учитесь ЭТИКЕТУ,детки:

Для рук положены салфетки.

8). Кто дома есть научится,

В гостях не будет мучиться.

Правила столового этикета вы знаете, а чтобы их закрепить, мы с вами поиграем. Сейчас проверим, знаете ли вы, какое блюдо чем едят?

(Слайд)

Чем едят курицу?

(Слайд)

Чем едят пельмени?

(Слайд)

Чем едят вишню?

(Слайд)

Это клубника со сливками. Чем же ее едят?

Еще одна игра (слайд). Вам нужно расставить блюда по порядку приема пищи. С чего мы начинаем прием пищи?

Давайте проверим (слайд)

Правильно. Молодцы ребята.

Как должны располагаться столовые приборы при сервировке стола? (Слайд). С какой стороны должна лежать вилка? (С левой). Столовая ложка и нож? (С правой). Где должна лежать чайная ложка? (Над тарелкой). Давайте проверим, как правильно должны располагаться столовые приборы. (Слайд)

Еще одна игра «Расположи правильно столовые приборы после приема пищи» (слайд)

Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей.

Ребята, а вы знаете, как можно красиво накрыть стол для гостей?

Если мы с гостями будем пить чай, какой сервиз мы на стол поставим? (Слайд)

Если будем пить кофе? (слайд)

Что можно приготовить для гостей к чаю или кофе? (ответы)

Можно приготовить для гостей необычные бутерброды. Называются они канапе. (Канапе — слайд). Канапе переводится как «крошечный». Канапе – это маленькие бутерброды, состоящие из нескольких слоев разных продуктов, которые нанизываются на шпажку и подаются к чаю или кофе.

Пальчиковая игра

Раз, два, три, четыре

(сжимаем и разжимаем кулачки)

Мы посуду перемыли :

(трем ладошки, «моем» посуду)

Чайник, чашку, ковшик, ложку,

И большую поварёжку!

(загибаем пальчики)

Только чашку мы разбили.

Поварежку разломили.

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

(разгибаем пальчики)

Так мы маме помогали.

4. Давайте накрывать стол. Но сначала мы должны надеть фартуки и головные уборы. (Дети надевают форму). А теперь давайте протрем руки влажными салфетками. (Дети протирают руки х/б салфетками).

5. Андрей мне поможет накрыть праздничную скатерть, а вы разложите салфетки и расставьте салфетницы., чашки, блюдца

6. Предлагаю приступить к приготовлению канапе. У нас есть для этого все необходимое. Какие продукты можно использовать? Подумайте и решите, из каких продуктов вы будете делать свое канапе. Приступаем.

7. А теперь давайте их унесем на стол для гостей на общем блюде и поставим в центр стола.

Какой красивый стол мы накрыли для наших гостей. Уважаемые гости приглашаем вас попробовать наши канапе.

Подойдите ко мне, ребята.

Рефлексия.

Что такое столовый этикет?

В какой стране зародился этикет?

Как называются бутерброды, которые мы с вами готовили?

Что было сложно?

Давайте попрощаемся с гостями и пройдем в группу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector