Ребенка обижают в школе: что делать родителям
Содержание:
- Как понять, что у детей конфликты со сверстниками
- Каким должно быть поведение родителей, если ребенка обижают в школе?
- Что делать родителям
- Кого чаще всего обижают в школе?
- Как должен вести себя учитель, чтобы буллинга не возникло?
- Почему одни дети смеются над другими?
- Возможные мотивы серийного обидчика
- В зоне опасности те, кто слышит: «У тебя ничего не получится!»
- Как помочь ребенку, если его обижают
- Ребенка обижают одноклассники: 7 советов
Как понять, что у детей конфликты со сверстниками
Чтобы помочь и прекратить аморальные выходки одноклассников, вы должны как можно быстрее заметить тревожные сигналы. Да, бывают и ситуации, когда ребёнок сам говорит маме или папе о выходках сверстников. Но бывает это очень редко, ведь в большинстве случаев обидчики просто-напросто запугивают свою жертву.
Задиры постоянно запугивают других ребят, чтобы те не рассказали об их выходках родителям
Именно поэтому родителям крайне важно изучить основные признаки того, что их ребёнка обижают другие дети. Итак, о чём же идёт речь?. 1
Подавленное настроение
1. Подавленное настроение
Понаблюдайте за своим ребёнком и обратите внимание на его настроение. Если он стал пассивным, угрюмым, замкнутым и малообщительны, наверняка в его жизни есть какие-то проблемы
В скором времени у него могут начать проявляться признаки нервозности, поэтому постарайтесь предпринять какие-либо меры как можно раньше.
2. Ярко выраженное желание не идти в школу
Когда ребёнок ищет любую причину и прибегает к совершенно непонятным отговоркам, чтобы пропустить уроки, знайте, всё это далеко не банальная лень. В обязательном порядке выясните, в чём проблема, а не просто заставляйте его идти на учёбу.
3. Постоянное появление признаков физического насилия
Если вы обнаружили на теле синяки или ссадины, сразу бейте тревогу и выясняйте, что случилось. Скорее всего, ребёнок не захочет отвечать на ваши вопросы, ведь задиры наверняка запугали его. В таком случае обращайтесь сначала к классному руководителю и директору школы, а далее в правоохранительные органы и требуйте от них выяснения обстоятельств, при которых ребёнок был избит.
Если вы обнаружили на теле ребёнка синяки или ссадины, сразу бейте тревогу и выясняйте, что случилось
Каким должно быть поведение родителей, если ребенка обижают в школе?
Я хорошо представляю, какая буря эмоций накрыла вас, когда вы об этом узнали. Поэтому предлагаю такой алгоритм действий:
Первый шаг. Возьмите себя в руки, эмоции в этом случае плохой советчик.
Не нагружайте ребенка дополнительно своими негативными чувствами, ему и своих переживаний хватает. Если вам нужно время, чтобы овладеть собой, возьмите его и действуйте рационально.
Чтобы не «нарубить дров» на этом этапе, внимательно изучите, как НЕ надо поддерживать детей в моей статье: «3 ошибки, как не надо поддерживать ребенка»
Второй шаг. Поговорите откровенно со своим школьником.
Сначала скажите ему о том, что вы ему сочувствуете, поддерживаете и обязательно поможете. Подробно расспросите ребенка, кто его обижает, каким образом, как часто. Это поможет составить план ваших последующих действий.
Третий шаг. Никогда не говорите ребенку, что он сам виноват.
Нередко бывает, что учителя осуждают жалобщиков, и дети боятся оказаться ябедами. И даже, когда им реально нужна помощь взрослого, они молчат и терпят, соблюдая этот сомнительный «кодекс чести».
Объясните своему ребенку, что он может и всегда должен пожаловаться на тех, кто его обижает в школе. Это не значит, что он «ябеда», ничего зазорного в этом нет. Вы тоже просите кого-нибудь помочь, если не можете справиться с чем-то самостоятельно. Таким образом вы поддержите контакт с ребенком, ваши доверительные отношения – залог того, что о конфликтных ситуациях вы будете узнавать первой.
Четвертый шаг. Формируйте модель уверенного поведения.
Я уверена, что прежде всего нужно воспитать в своем ребенке чувство уверенности и умение постоять за себя, тогда у него больше шансов не стать жертвой агрессора.
Желаемый результат можно получить, если обидчику младшего школьного возраста твердо сказать: «Прекрати! Еще раз так сделаешь, я скажу маме, а она позвонит твоим родителям!» или «Имей ввиду, еще раз будет такое, скажу учительнице!» Но, пригрозив обидчику, надо довести дело до конца. Если он не одумается, нужно обязательно сообщить об этом родителям и учительнице.
Предлагаю выступить в ролях «режиссера» и «актера», это хороший способ выработать нужные навыки:
- Простое упражнение: посмотри, какой цвет глаз у этого человека? Прямой уверенный взгляд не раз поможет вашему ребенку и во взрослой жизни.
- Тренируйте мимику перед зеркалом. Пусть ребенок сделает сердитое и веселое, печальное и смелое лицо. Спросите у него, каким будет выражение его лица, когда он станет говорить с другом, а какое с обидчиком?
- Расскажите ребенку, что поднятая голова, уверенное выражение лица, прямой взгляд, твердый голос бывают гораздо важнее, чем те слова, которые он будет говорить нападчику.
- И тем не менее в конфликтной ситуации нет времени на экспромты, поэтому сделайте домашние заготовки. Придумайте несколько фраз, которые ваш ребенок может сказать своему обидчику. И не забудьте, прежде, чем показать спектакль зрителям, режиссер много репетирует с актером!
В моем детстве распространенным ответом тем, кто дразнился, было: «кто обзывается, тот сам так называется».
Важно, чтобы реплика не была оскорбительной, потому что это может только раззадорить буллера. Что называется, дальше – больше
Во все времена надежным щитом было предупреждение – «Я скажу старшему брату, (папе, дяде). Знаешь, кто он? Боксер! Он тебе даст!» Возможно, кто-то из соседских детей постарше учится в вашей школе. Попросите этого старшеклассника несколько раз на переменах зайти в класс вашего ребенка и спросить: «Ну, как ты тут? Никто не обижает? Если что, я рядом».
Шаг пятый. Хвалите ребенка за успехи.
Если ему удалось мирно отстоять себя, похвалите его. Если нет – продолжайте тренировки.
Если это не помогло, надо идти в школу.
Что делать родителям
Не стоит игнорировать наличие проблемы и полагать, что дети сами все решат. Одни родители просто не имеют сил и желания заниматься школьными делами своих отпрысков, другие боятся навредить. Однако тактика невмешательства здесь совершенно неуместна, ведь именно безнаказанность множит агрессию школьных тиранов. Вот, что можно предпринять:
- Заручитесь поддержкой учителя и директора. В начальной школе достаточно попросить педагогов поговорить с задирами. Для малышей учителя – большой авторитет, поэтому ослушаться их рискуют единицы. С подростками справиться значительно сложнее. Однако угроза отчисления, исходящая от директора, может принести свои плоды.
- Выберите вместе кружок. Дополнительные занятия способны развить в ребенке те качества, которых ему недостает, и повысить самооценку. Если школьник отличается хрупким телосложением, а в физкультуре не показывает особых результатов, то стоит подумать о спортивной секции. Для скромных и необщительных ребят больше подойдет театральный или вокальный кружок.
- Обсудите проблему с родителями. Обычно в классе всегда есть парочка заводил, которые настраивают весь коллектив против одного. Обязательно следует донести до их родителей информацию о плохом поведении. Нередко это становится для них настоящим сюрпризом, ведь дома такие дети могут быть образцом послушания. Если же причина агрессии в неудовлетворительной семейной атмосфере, то разговор с взрослыми результата не даст.
- Обращайтесь в правоохранительные органы. В случае, когда ваш ребенок становится объектом физического насилия, а родители обидчиков и учителя бессильны или попросту не желают вникать в суть проблемы, нужно принимать серьезные меры. Поверьте, даже обычный разговор с полицейским для детей даром не пройдет. Страх перед настоящей взрослой ответственностью придержит пыл задиры. Если вашего ребенка побили, то стоит зафиксировать этот факт в больнице и донести до участкового.
Школьные издевательства всегда имеют последствия: кому-то они помогают закалить характер, другим ломают психику на всю жизнь. Нередко именно конфликты со сверстниками становятся поводом для подросткового суицида. Помните, что даже старшеклассники являются детьми, которые требуют родительской поддержки и защиты.
Кого чаще всего обижают в школе?
Как ни странно это может прозвучать, но мы сами, родители, можем стать причиной того, что нашего ребенка могут обижать в школе. Все зависит от того, как мы воспитываем своих детей, как относимся к их неудачам, успехам, как обращаемся в семье с ними.
Чаще всего насмешкам и издевательствам со стороны других детей могут стать дети с нетипичной внешностью, иной национальности, имеющие врожденные или приобретенные дефекты внешности, прыщи, шрамы, имеющие проблемы с зубами, слишком худые или наоборот, склонные к полноте.
Если ваш ребенок по натуре лидер, то и он может подвергаться насмешкам, если по каким-то причинам ему пришлось сменить коллектив. Скорее всего, по законам «естественного отбора» ему придется «биться за место под солнцем», или уступить другому лидеру. Это достаточно сложно, особенно, если учесть, что у новичков, как правило, в новом коллективе еще нет друзей и нет поддержки.
Всеобщей травле подвергаются дети из неблагополучных семей, из малообеспеченных семей, которые внешне выделяются из общего фона школьного коллектива. Такие дети чаще начинают испытывать на себе насмешки и издевательства в несколько старшем возрасте, когда ровесники начинают конкурировать между собой и стараться выделиться внешне на общем фоне.
Как правило, в качестве изгоев выбираются именно неряшливые и бедно одетые дети.
Особенности темперамента и воспитания также могут стать причиной того, что ребенка будут обижать в классе. Например, скромные, тихие, неуверенные в себе дети часто становятся предметом для насмешек. Эту же категорию можно отнести и медлительных, рассеянных флегматиков, болезненных детей, худощавых и нескладных. Однако агрессивные холерики также не являются исключением из этого правила. Дети в неуравновешенной психикой сами по себе склонны провоцировать конфликты с одноклассниками. Любой «смешок» в их сторону расценивается в глобальном масштабе и конфликт становится неизбежным.
Если подобное поведение входит в привычку всего коллектива, то ребенок-холерик становится своеобразным «местным клоуном» и доводить его до «белого каления» одноклассникам просто доставляет удовольствие.
Ну и конечно же, нельзя сбрасывать со счетов другие мелкие поводы для начала детской травли в коллективе: неблагозвучная фамилия, проявление неуклюжести на глазах класса, неудачное признание в чувствах и прочее.
Во все времена детям рекомендовалось много читать. Как ни странно, но именно чтение может помочь некоторым образом решить проблему. Читая, ребенок нарабатывает словарный запас, учится поведенческим основам у персонажей книг, пытается проживать их жизни, примеряя их на себя.
Начитанный ребенок всегда сможет подобрать нужные слова в неловкой ситуации, чтобы выйти из нее достойно и не стать при этом предметом для насмешек и издевок.
Как должен вести себя учитель, чтобы буллинга не возникло?
Часто учителя в силу незнания не понимают, что в их классе есть буллинг, происходящее воспринимают как игру, шутку или конфликт. Поэтому мы рекомендуем убедиться в том, педагог владеет этой темой, готов услышать детей и вмешаться в ситуацию. Учитель должен уметь предупреждать, вовремя замечать проявления агрессии или насилия и знать, как в этом случае поступать.
Лучше всего, если учитель с самого начала оговаривает с учениками правила поведения в классе. Идеальная ситуация — совместное с детьми создание правил поведения и последствий за нарушения. Например, если кто-то грубо вклинился в очередь в столовую, выгнав кого-то из учеников, то обидчик должен восстановить ценность обиженного, сделать так, чтобы обиженный ученик принял от него извинения.
Учитель не должен сравнивать детей или выделять кого-то на фоне остальных. Противопоставление одного ученика другим может стать триггером для развития буллинга.
Естественно, недопустимы агрессия и физические наказания со стороны учителя, ведь избавиться от насилия при помощи агрессии невозможно. Ни в коем случае учитель не может навязывать ученикам собственные убеждения (религиозные, политические и т.д.) или выделять детей, которые отличаются от других по каким-либо признакам.
Почему одни дети смеются над другими?
Представим такую ситуацию. Вот хочешь ты сесть на стул, уже вроде как приседаешь, вдруг отвлекаешься на что-то и — бах! — промахиваешься мимо сиденья и приземляешься на пол. И все вокруг как давай смеяться, аж за животы схватились. Но над тобой ли они смеются? В это сложно поверить, но, скорее всего, нет!
Они смеются над ситуацией.
Помнишь, в разных комедийных фильмах есть сцены, когда герои бегут и вдруг неуклюже падают. Или в дерево впечатываются, или через забор перелезть не могут. Нам, зрителям, смешно? Конечно, очень смешно! В жизни все точно так же: нам весело, когда кто-то попадает в комичную ситуацию. Но мы же никого не хотим своим смехом обидеть, верно?
Как поступить в таком случае?
Во-первых, конечно, не принимать смех на свой счет и не обижаться. Понимаю, что это довольно сложно, но попробовать стоит. Вспомни в этот момент, что, как мы с тобой говорили, смеются не над тобой, а над ситуацией.
А во-вторых, громко и звонко захохотать вместе со всеми. Дружно можно не только играть, но и смеяться — это снимет возникшую неловкость, а в памяти останутся только положительные эмоции.
Возможные мотивы серийного обидчика
Чтобы с чем-то или кем-то эффективно бороться, нужно сначала узнать о «противниках» побольше. Поговорите с ребенком и попытайтесь понять — почему? Почему он обижает других детей?
«Все так делают»
Не ваше чадо положило начало травле. Конфликт сформировался без его непосредственного участия. Однако потом ребенок, не особенно задумываясь, присоединился к «развлечениям» сверстников, задирая жертву словами или действиями. Так было проще, чем принимать какое-то иное решение, противопоставлять себя коллективу, проявлять инициативу.
Ребенок, который оправдывает свои поступки фразой «Все так делают!», обычно не очень дружит с ситуациями, требующими самостоятельного принятия решения. Не имеет своего мнения, предпочитает просто подчиняться другим людям — родителям, учителям, неформальным лидерам из числа сверстников.
«Пусть лучше он, чем я»
Такой мотив часто встречается у детей, которых в прошлом самих травили. Казалось бы — после того, как ты побывал на месте жертвы, должно стать совершенно очевидно, что так себя вести нельзя.
Но страх снова оказаться в эпицентре оскорблений и насмешек иногда становится настолько силен, что ребенок готов на все, чтобы этого не случилось. Например, самостоятельно побыстрее найти другого козла отпущения. Чтобы над ним смеялись, его вещи портили. «Пусть лучше он, чем я».
«Он сам виноват!»
Обвинение жертвы, потому что она «неправильно» себя ведет или выглядит, явление не новое. Взрослые нередко позволяют себе заявлять, что чересчур короткая юбка оправдывает насильника, а оставленный на видном месте кошелек — вора. Считают себя вправе осуждать и выносить приговор. Такие суждения можно услышать по телевизору, от соседа по лестничной клетке… Да где угодно.
Неудивительно, что дети тоже иногда так делают, они ведь учатся именно на примере взрослых. Говорят, что их сверстник сам виноват и третируют его, наказывают за «неподобающее» поведение. У них, конечно, пока в ходу детские методы. Обзывательства, тычки, и дразнилки. Но суть от этого не меняется.
Глядя на то, как непросто бывает умному состоявшемуся дяденьке объяснить, почему влазить в жизнь другого человека со своим деятельным осуждением не стоит, как-то даже руки опускаются. Если уж не получается со взрослыми, то как это растолковывать ребенку?
Как ни странно, это как раз тот случай, когда дети оказываются более понятливыми, чем мы ожидаем. Их взгляды на мир пока не успели закостенеть.
«Это весело»
Страшно, когда чадо, правда, не понимает, что люди вокруг — точно такие же, как и он сам. Тоже чувствуют боль, страх, отчаяние. И их нельзя третировать просто для того, чтобы посмотреть на реакцию.
Хотя если вы видите, что у вашего ребенка с эмпатией совсем все плохо, не занимайтесь самодеятельностью. Обратитесь к детскому психологу.
«Он первый начал!»
«Во-первых, это не я. Во-вторых, все так и было. А в-третьих, он первый начал!» Вот триада, которой маленький ребенок способен оправдать любой свой проступок. Воспринимать такие заявления всерьез сложно.
Однако если чадо искренне чувствует себя пострадавшей стороной, стоит отнестись к этому утверждению с вниманием. Это говорит о том, что ребенок оказался вовлечен в конфликт, из которого не нашел приемлемого выхода
И решил прибегнуть к крайнему средству — прямой агрессии.
Может быть, малыш и сам догадывается, как ему следовало поступать. Но он не смог справиться с гневом, и все-таки повел себя неправильно. Значит, пришла пора рассказать ребенку о паре-тройке методов борьбы со слишком сильными эмоциями. Ну или отдать его в спортивную секцию, чтобы он выплескивал негатив там.
Дети еще только учатся искусству социального взаимодействия, и иногда допускают ошибки. В этом нет ничего непоправимого. Скорее всего, они научатся — особенно, если вы им немного поможете.
29.03.2019
Подготовила Надежда Лукашова
о детях от 4 до 7 лет, о детях от 7 до 10 лет, ребенок и родители
В зоне опасности те, кто слышит: «У тебя ничего не получится!»
В такой ситуации огромная ответственность ложится в первую очередь на родителей. От их общения с ребенком и тех посланий, которые ему дают, зависит, насколько он может быть устойчивым и сильным эмоционально.
Если родители говорят: «У тебя ничего не получится!», «Ты как всегда!» – у ребенка на подсознательном уровне закладывается неуверенность в собственных силах. Дети, которые росли на этих фразах, зачастую и попадают в зону опасности в школе.
Родители еще до того, как ребенок пойдет в школу, должны приучить его рассказывать им, как прошел день. Cпрашивать, как у него дела, с кем он дружит, может, кто-то обижает. Ребенок должен понимать, что разговор с родителями – это безопасно, что родители всегда на его стороне и он без страха может рассказать о своих проблемах.
Как помочь ребенку, если его обижают
Начните с разговора. Обвинять в слабости и неспособности общаться, высмеивать, преуменьшать ситуацию — большая ошибка. В следующий раз, ребенок не отреагирует на просьбу рассказать о сложившихся обстоятельствах.
Внимательно слушайте — полученная информация поможет определить, насколько серьезно положение и предпринять соответствующие меры. Возможно, в начале беседы ребенок будет замкнутым или раздражительным, скорее всего, обидчик запугал строгим запретом на сообщение об издевательствах.
Обеспечьте чувство безопасности, объясните, что помощь требуется всем, кто так или иначе, участвует в конфликте. Не обвиняйте притеснителя или себя, подумайте над тем, как это исправить.
Ни один ребенок не виноват в том, что он стал жертвой издевательств.
Каждый человек имеет право быть чувствительным и слабым.
Никто не имеет права вредить человеку, применять действия унижающие личность.
Научите противодействовать агрессии в школе. Разработайте план ответов обидчику, которые остановили бы его или дали понять, что жертва способна постоять за себя. Практикуйте сложную обстановку в виде игры, проинформируйте ребенка, в каких ситуациях он должен немедленно обращаться к взрослым.
Если это вербальные послания — злое выражение лица, неприличные жесты, лучше показать безразличие.
Так, агрессор поймет, что послания не производят желаемого эффекта, и он потеряет интерес. Словесные угрозы, шантаж и унижения, можно также игнорировать, но если они не прекращаются или дополняются физическими действиями, без реагирования не обойтись.
Избиение, толкания, плевки, грабеж, уничтожение или повреждение имущества — требуют строжайшего наказания. Физическая агрессия усугубляется неспособностью ответить на провокацию, плач или внезапный побег стимулирует атакующего унижать ради забавы.
Здесь не спасут оговорки вроде «тебе, что делать нечего» или «отстань от меня», поэтому требуется немедленное вмешательство взрослого.
Однако, не рекомендуются такой способ, как жалоба родителям обидчика, в первую очередь, о проблеме должны узнать сотрудники образования и школьный психолог. Предоставьте борьбу с юным «преступником» школе, не забывайте о том, что агрессивное поведение, результат многих факторов — неврологические отклонения, неблагополучная или неполная семья, недостаток внимания и пр.
Помощь в данном случае требуется и вашему малышу и юному «негодяю». Вы не должны использовать насилие против агрессора (иногда отчаянные родители действуют таким образом), также не стоит агрессивно относиться к школьным работникам.
Что предпринять, если ребенка обижают в школе:
- вести учет всех насильственных ситуаций, о которых рассказывает пострадавший
- сообщить полиции, если малыш избит или ограблен
- встретиться с классным руководителем, рассказать о ситуации и спросить, какие действия будут предприняты. Заявить о готовности к сотрудничеству
- запомнить договоренность с учителем и его решение
- связаться с преподавателем несколько раз, если издевательства в школе продолжаются
- когда меры педагога не дают результатов, назначить встречу с директором, описать обстоятельство и предпринятые меры
- если агрессия ухудшается (способы директора и педагога не эффективны), обратиться в орган осуществляющий надзор за образовательными учреждениями с просьбой расследовать дело ребенка и оценить деятельность школы в решении проблем насилия
- уведомить регионального уполномоченного по правам детей, если все перечисленное выше, не решило конфликт.
Кроме того, найдите хорошего психолога, который восстановит ребенку самооценку и научит правильно общаться с недоброжелателями. Проверьте, есть ли другие родители с подобной проблемой, объединитесь ради ее решения общими усилиями.
Вариант перевода в другую школу не самый лучший, неприятные люди встречаются и в востребованных частных заведениях, в крайнем случае, рассмотрите перевод в другой класс.
Ликвидируйте насмешки не только составленным планом диалогов для всех инцидентов.
Если над учеником смеются, что он плохо одевается — приобретите новую одежду или позвольте выбирать то, что диктует мода (для социального мира молодежи, это очень важно)
Плохо учится? Уделите внимание знаниям, займитесь с ребенком самостоятельно, найдите пояснения в интернете или наймите репетитора. Дразнят из-за очков? Подберите с модной оправой или формой
Спросите ребенка, что изменило бы отношение одноклассников, например, занятия спортом. Ищите выход вместе, станьте надежным другом, это наилучший способ содействовать в разрешении любых конфликтов.
Ребенка обижают одноклассники: 7 советов
Для некоторых младших школьников одной из серьезных проблем становится неприятие их одноклассниками в силу различных объективных и субъективных причин. Такая отверженность имеет массу негативных последствий: дети начинают хуже учиться, плохо вести себя в школе. Часто впадают в депрессии, нередко развивается комплекс неполноценности.
Обычно отвергнутыми оказываются чересчур агрессивные или же, напротив, слишком застенчивые и чувствительные дети. Часто это гиперопекаемые мальчики — с одной стороны, и девочки, которых не любят матери, с другой. Мальчики, которых мамы слишком оберегают, как правило, не могут похвастаться подвижностью, независимостью, умением идти на риск и адекватно воспринимать насмешки, то есть всеми теми качествами, которые вызывают уважение со стороны сверстников. У девочек же, отвергаемых в семье, плохо развиты социальные навыки сопереживания, сотрудничества, участия.
Первое, что может родитель (прежде всего мама) сделать, чтобы помочь своему ребенку, столкнувшемуся с проблемой неприятия, — изменить свое к нему отношение, а также вселить в него чувство уверенности в себе и способствовать развитию необходимых навыков общения.
Необходимо показать ребенку, что его проблемы вам небезразличны, что вы искренне сопереживаете ему. Можете сказать: «Представляю, как тебе неприятно» или «Естественно, тебя это очень злит». Неплохо будет, если вы вспомните (или придумаете) схожую историю из вашего детства: «Меня тоже не все любили в школе».
Обязательно спросите у ребенка, кто его унижает, один или несколько человек, давно ли это началось, как он себя ведет в этих ситуациях
Ответы на эти вопросы помогут вам лучше скорректировать поведение сына или дочери и решить, есть ли необходимость в посторонней помощи (в лице учителя или психолога).
С осторожностью следует рассматривать и вариант разговора с родителями детей, с которыми конфликтует ваш сын или дочь, хотя в ряде случаев, когда дело касается безопасности, это просто необходимо
Однако если речь идет об ученике младших классов, можно обратиться к учителю с просьбой время от времени хвалить его: другие обязательно обратят на это внимание и, возможно, изменят свое отношение к вашему ребенку, ведь для детей этого возраста авторитет педагога очень велик.
Ребенок может быть агрессивным или излишне застенчивым, но вряд ли сверстники будут его отвергать, если он сможет их заинтересовать чем-то, выходящим за рамки школьной программы. Поэтому еще одним способом решения проблемы отверженности может стать запись в секцию или кружок
Зачастую это помогает улучшить отношение одноклассников к ребенку и даже вызвать их уважение
Кроме того, у ребенка увеличивается круг общения, появляются новые друзья со схожими интересами, отношения с которыми могут в значительной степени сгладить травму отвержения в школе или во дворе.
Помните, что, обучив ребенка всего 2–3 эффективно работающим фразам, которые он мог бы использовать в горячей ситуации, вы значительно расширяете его навыки общения и увеличиваете способность противостоять обидчику.
Выяснив, что из себя представляет систематически повторяющаяся (а часто это именно так) травмирующая ситуация, придумайте вместе эти 2–3 волшебные фразы и отрепетируйте их в ролевой игре так, чтобы ребенок произносил их уверенно, даже несмотря на волнение и накал страстей.
- «Пойдем, расскажешь об этом поподробнее моим друзьям, они очень просили». Друзья — это старшеклассники, которых вы попросили взять шефство над сыном или дочкой. Выбирайте общительных отличников, пользующихся популярностью у сверстников. Если у вас получится — заодно решите и проблему с успеваемостью, если таковая имеется: ребенок будет их копировать, и вы не узнаете его через пару месяцев.
- Иногда отвержение связано с элементарным отсутствием у ребенка базовых навыков общения. Понаблюдав за тем, как он общается со сверстниками, вы сможете, действуя все тем же методом 2–3 фраз, научить ребенка знакомиться, присоединяться к группе играющих детей, поддерживать беседу и вообще вести себя так, чтобы к нему тянулись другие дети.
Много ли детей умеют поддерживать своих товарищей по игре, говоря, например: «Отличный бросок!», или «Вот это классно!», или «Как ты этому научился?!»? У детей, которые привыкли это делать, нет отбоя от друзей — такой источник укрепления самооценки встретишь редко. Почему бы и вашему ребенку не овладеть этими простыми приемами?