Симптомы гиперактивности у ребенка, коррекция, рекомендации для взрослых
Содержание:
Лечение СДВГ
Дети. Большинство специалистов считают, что синдром дефицита внимания является заболеванием неизлечимым. Невзирая на это, есть и те, кто уверен, что это миф, и предлагают для лечения СДВГ определенные меры.
Лечение СДВГ предполагает применение кратковременной и долговременной лекарственной терапии и коррекцию поведения при помощи психотерапии. Основными лекарствами в этом случае служат психостимуляторы наподобие Декстроамфетамина-амфетамина, Лиздексамфетамина и Метилфенидата, воздействующих на нейромедиаторы с целью нормализации внимания и снижения гиперактивности. Нередко используются и антидепрессанты, но их действие происходит гораздо медленнее.
Взрослые
Множество взрослых, у которых в детстве не выявили СДВГ, не понимают, что именно данный недуг является причиной большинства их трудностей в жизни, проблем со вниманием и усвоением нового материала, сложностей во взаимоотношениях с окружающими людьми
Основные симптомы СДВГ у ребенка
- Повышенная речевая и двигательная активность. Малыш чрезмерно болтлив, постоянно издает нечленораздельные звуки (хмыкает, хрюкает, покашливает, тяжело и громко вздыхает), говорит резко, прерывисто и часто заикается. Ребенок не может спокойно усидеть на месте даже в короткий промежуток времени — он крутится на стуле, совершает непроизвольные движениями плечами, кистями рук и стопами ног, хлопает в ладоши.
- Импульсивность поведения. Ребенок беспричинно совершает хаотичные движения, постоянно пытается куда-то убежать, залезть, запрыгнуть, а также плохо и мало спит. Во время школьного урока дети с СДВГ часто встают со своего места и бесцельно ходят по классу, отвечают на вопросы учителя, не задумываясь и не дослушав до конца.
- Дефицит внимания — отсутствие возможности сконцентрироваться на чем-либо, как следствие — плохая успеваемость в школе. Гиперактивные дети не в состоянии совершать цепочку из последовательно идущих действий, соблюдать правила, придерживаться инструкций, они не владеют навыками самоорганизации.
- Неуравновешенность, вспыльчивость и агрессивное поведение в отношении окружающих людей из-за запоздалого эмоционального развития в возрасте 5-6 лет.
- Нервный тик (подергивание мышц лица и тела, мигание глазами), головные боли, наличие беспричинных страхов и фобий.
Насторожить родителей должна небольшая задержка в развитии у малыша 1-3 лет речи, наличие неловкости и неуклюжести на фоне ровесников, которые уже овладели положенными для этого возраста моторными навыками. Из-за известного периода развития детей, именуемого кризисом 3-х лет, особенности поведения малыша списываются на нигилизм, строптивость и негативизм переломного возрастного момента. Однако часто расторможенность и неуправляемость являются симптомами гиперактивности и СДВГ. При наличии нервного тика самым ранним нарушением является постоянное откашливание, не спровоцированное физиологическим дискомфортом и болями в горле. Непроизвольные, регулярно повторяющиеся движения мышц лица и тела со временем становятся более сложными — ребенок начинает постоянно теребить нос, поправлять челку, похлопывать себя по животу или дуть на ладони.
У детей может наблюдаться гиперактивность без СДВГ. Такой малыш часто суетлив, легкомысленен, многословен, желает все время находиться в центре внимания. Эти черты характера и поведения провоцируют тягу к авантюрам и неоправданному риску, что приводит к созданию опасных для жизни и здоровья ситуации.
Синдром дефицита внимания не всегда сопровождается гиперактивностью. В этом случае у детей не наблюдается явно выраженного поведенческого расстройства, однако ребенок с таким диагнозом не слушает собеседника, не реагирует на замечания, не может сосредоточиться и выполнить задание, быстро забывает смысл услышанного.
Advertisement
Какие заболевания могут сопровождать СДВГ?
У некоторых детей выявляются другие заболевания, которые сопутствуют этому расстройству. Они включают:
- Расстройства развития учебных навыков, которые приводят к тому, что успеваемость у ребенка значительно ниже, чем у сверстников.
- Вызывающее оппозиционное расстройство, которое проявляется умышленным непослушанием, враждебным и даже буйным поведением.
- Эмоциональные расстройства, когда ребенок чувствует упадок сил, становится нервным, плаксивым. У беспокойного ребенка может пропадать желание играть с другими детьми. Такой ребенок может быть слишком несамостоятельным.
- Тики так же могут сопутствовать СДВГ. Проявление тиков разнообразно: подергивание мышц лица, длительное сопение или подергивание головой и т. д. Иногда при сильных тиках могут возникать внезапные выкрикивания, что нарушает социальную адаптацию ребенка.
- Так же у ребенка может быть выявлена задержка психоречевого развития или психического развития (ЗПРР или ЗПР)
«Иерихонская труба»
Я окончила школу с серебряной медалью и поступила в медицинский. Самой сложной в вузе была анатомия — там просто нужно учить «попой»: сидишь и учишь. Я могу запоминать что-то, если вижу в этом логику, а здесь всё иначе: ищи её не ищи, но если кость называется так, а не иначе, с этим ничего не сделаешь. Я могла сидеть над учебником час, два, даже не перевернув страницу. Конечно, были двойки — и очень много. Но я хотела стать врачом, и это победило — я не могла сдаться.
Сейчас я работаю стоматологом-ортодонтом. Наверное, именно стоматологом я бы так долго не проработала: это очень рутинная работа и смерть для человека с СДВГ. В моей же работе каждый случай разный, постоянно трудно и сложно, мозг работает на полную. Так как по большей части я работаю с детьми — исправляю прикус, ставлю брекеты, — я получаю двойное удовольствие. Когда у меня на приёме гиперактивный ребёнок, всё получается именно потому, что я его понимаю. Дети с СДВГ очень благодарные и крутые — к ним сначала сложно найти подход, но они старательно выполняют рекомендации, если в них поверить и им довериться.
Мне повезло, я уже достаточно долго работаю на одном месте. Очень этим горжусь: стараюсь преодолевать трудности, не менять работу, а делать лучше. Руководство знает о моём диагнозе, говорят: «Да, Юлия у нас импульсивна и эмоциональна». Главврач называет меня «труба иерихонская».
Причины формирования
Наука до сих пор не может дать точного ответа на вопрос, как возникают те или иные психические расстройства. С синдромом дефицита внимания дело обстоит так же. Однако данных, собранных в ходе различных исследований, хватило для того, чтобы сделать некоторые предположения относительно причин развития СДВГ:
- патология может развиваться под воздействием ряда биологических факторов. Прежде всего к ним относятся негативные процессы, развивающиеся на фоне органических поражений мозга и ЦНС. Достоверно известно, что синдром передается по наследству. Генные мутации приводят к сбою обменных процессов в головном мозге человека. Изменить работу нейромедиаторных систем также могут некоторые лекарства и химические вещества;
- сказаться на работе головного мозга могут его органические поражения. Чаще всего к развитию синдрома приводят патологические процессы, происходящие во внутриутробном периоде. Если плод испытывал недостаток в кислороде (гипоксия) или беременность была отягощена другими факторами, то вероятность развития СДВГ у ребенка возрастает в несколько раз. В группу риска входят дети, рожденные слишком молодыми женщинами (до 20 лет) или роженицами старше 40 лет. Негативно сказывается употребление будущей мамой алкоголя, табакокурение и прием некоторых лекарственных препаратов;
- семейные факторы также сказываются на психическом и психологическом здоровье ребенка. Спровоцировать развитие синдрома или усугубить состояние ребенка могут постоянные скандалы в семье, наличие родственников, страдающих алкоголизмом, криминальное окружение. Низкое социальное положение, сочетающееся с другим факторами, может стать причиной не только СДВГ, но и более серьезных проблем с психикой.
Есть ряд факторов, не оказывающих прямого влияния на развитие синдрома, но они могут усугубить ситуацию при наличии других предпосылок. Например, неблагоприятная окружающая среда может стать причиной того, что в детский организм попадут тяжелые металлы и их соединения. К второстепенным факторам можно отнести несбалансированное питание (недостаток витаминов и других полезных веществ).
Несмотря на то, что чаще в группу риска попадают дети из семей с низким социальным положением, синдром встречается в самых разных слоях общества. Согласно статистике, СДВГ встречается одинаково часто на всех континентах, среди представителей всех национальностей и рас. Но одна закономерность все же была выявлена: данному расстройству больше подвержены мальчики, чем девочки (3:1).
Типы СДВГ
Высококвалифицированные специалисты практикуют индивидуальный подход к лечению синдрома. Это связано, прежде всего, с тем, что для успешного выздоровления требуется устранить причины патологии. На сегодняшний день выявлено несколько типов данного расстройства, требующих разного подхода к проведению терапии:
- классический вид связан с нарушениями в работе коры лобных долей. В этом случае будут проявляться классические СДВГ симптомы, это и неустойчивость внимания, и рассеянность, и дезориентация и т.д. Для достижения устойчивых результатов может быть применена медикаментозная терапия, способная повысить уровень дофамина в головном мозге. Пациентам рекомендуется снизить употребление в пищу простых углеводов, а продукты с высоким содержанием белка ввести в рацион;
- невнимательный тип. Основные симптомы СДВГ будут дополнены склонностью зацикливаться на себе, упадком сил, отстраненностью и отсутствием мотивации. Данная разновидность расстройства обычно диагностируется в старшем возрасте, чаще встречается у девочек. Развитие невнимательного типа СДВГ обусловлено снижением мозговой активности в мозжечке и лобной коре;
- синдром дефицита внимания с чрезмерной фиксацией. Классические СДВГ симптомы в этом случае сочетаются со склонностью зацикливаться на мыслях негативного содержания, навязчивым поведением. Больные с таким типом заболневания чрезмерно обидчивы и беспокойны, часто спорят и идут наперекор наставникам;
- при нарушениях в работе височных долей СДВГ симптомы будут включать в себя повышенную вспыльчивость. Больной может испытывать чувство тревоги, его мучают головные боли и дискомфорт в области живота. Характерно появление мрачных мыслей, проблемы с памятью, затруднения при чтении текстов, а также неправильная интерпретация замечаний, обращенных к больному;
- лимбический тип. Первичные СДВГ симптомы сопровождаются меланхолией, желанием оградиться от окружающих, пониженной самооценкой, расстройствами сна и отсутствием аппетита. Для лечения этого типа синдрома нельзя применять стимуляторы, так как они могут привести к развитию депрессии.
Также основные симптомы рсстройства могут сопровождать вспышки гнева и капризность, желание всегда быть в оппозиции и повышенная болтливость, гиперчувствительность к громким звукам и яркому свету, а также поспешность мышления.
Типы СДВГ
Существует три основных типа СДВГ, которые различаются в зависимости от симптомов:
- СДВГ комбинированного типа — это наиболее распространенный тип СДВГ. Человек проявляет импульсивное и гиперактивное поведение, легко отвлекается и не может сосредоточиться.
- СДВГ импульсивного / гиперактивного типа — это наименее распространенный тип. Человек проявляет признаки гиперактивности и постоянно двигается. У него нет признаков невнимательности.
- СДВГ с невнимательностью — люди с этим типом СДВГ не проявляют признаков гиперактивности и импульсивности. Вместо этого человек легко отвлекается и ему тяжело сосредоточиться. В основном “невнимательный тип” — это тип, который часто упоминается как СДВ, поскольку термин не содержит слова «гиперактивность». Расстройство было описано как СДВ до того, как в 1987 году было добавлено слово «гиперактивность». По существу, СДВ теперь является устаревшим названием СДВГ.
Когда-то считалось, что дети с СДВГ перерастут в подростковом возрасте, так как гиперактивность часто снижается по мере взросления. Однако взрослые также могут иметь признаки СДВГ, и зачастую они даже не догадываются об этом. Хотя гиперактивность встречается реже у взрослых людей с СДВГ, часто другие симптомы могут ухудшиться. К ним относятся:
- Импульсивное поведение;
- Плохая концентрация;
- Рискованное поведение.
Существуют ключевые признаки СДВГ, которые можно разделить на три основных типа.
Невнимательность. Признаки невнимательности включают:
- Невозможность сосредоточиться на задачах и действиях;
- Быстро становится скучно;
- Человек не слушает, когда ему говорят;
- С трудом следует инструкциям;
- Демонстрирует признаки забывчивости и делает простые ошибки;
- Проблемы с организацией и планированием;
- Часто теряет вещи.
Импульсивность. Признаки импульсивности включают:
- Человек с трудом дожидается своей очереди;
- Часто прерывает других людей;
- Выкрикивает ответы, не дожидаясь вопроса;
- Проблемы, связанные с эмоциями, могут привести к гневу;
- Не понимает последствий своих действий.
Гиперактивность. Симптомы гиперактивности включают:
- Человек постоянно ерзает на месте;
- С трудом сидит на одном месте;
- Постоянно говорит;
- Много двигается.
Зачастую детям не диагностируют СДВГ, пока они не пойдут в школу. Фактически детям не диагностируют расстройство, пока им не исполнится 4 года, так как признаки невнимательности, импульсивности и гиперактивности не всегда означают, что у ребенка СДВГ. Некоторые условия, психологические состояния или жизненные события могут вызывать подобные симптомы, например:
- Проблемы с чтением, письмом и речью;
- Травматические переживания, такие как переезд из дома или школы, издевательства, развод родителей или смерть близкого человека;
- Психологические расстройства, такие как тревога или депрессия;
- Поведенческие расстройства;
- Медицинские проблемы, включая проблемы со сном, эпилепсию и проблемы с щитовидной железой.
Признаки и симптомы, диагностика СДВГ
Гипервозбудимость и нехватка внимания проявляются по-разному. Существует даже специальный классификатор, по которому можно разбить больных на группы:
- в диагнозе превалирует невнимательность;
- в поведении больше импульсивности;
- комбинированный тип.
К последней группе относят больных, у которых сильно выражена симптоматика 2-х первых типов. Чтобы поставить диагноз СДВГ, психология предлагает перечень признаков, по которым определяют каждый тип.
Критерии для диагностирования СДВГ
Тип | Симптоматика |
---|---|
Невнимательность | Ребенок: • не учитывает детали или постоянно делает ошибки; • трудно сосредотачивается на игровой деятельности или при выполнении задания; • не слушает, когда с ним ведут беседу; • не следует указаниям и не в состоянии довести до конца начатое; • отличается неорганизованностью; • не любит, а порой избегает заданий, требующих умственного напряжения; • постоянно отвлекается на сторонние стимулы; • в повседневных ситуациях забывчив и часто теряет игрушки, школьные принадлежности, инструменты |
Гиперактивность | Ребенок: • постоянно ерзает на стуле, в стопах и кистях наблюдается беспокойное движение; • не может оставаться на месте во время урока и часто бродит по классу; • лазает по предметам, бегает там, где это неприемлемо; • находится в постоянном движении; • не в меру болтлив; • не способен тихо заниматься делами или играть |
Импульсивность | Ребенок: • вмешивается в беседы, часто прерывает говорящего; • пристает к другим или мешает им выполнять дела; • с трудом ждет своей очереди; • не задумываясь, отвечает на вопрос, порой не дослушав его до конца |
Так проявляется гиперактивность
Обратите внимание! Если хотя бы часть симптомов присутствует и наблюдается на протяжении полугода, можно говорить о том, что это синдром гиперактивности и отсутствия внимания
Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка
Описанную симптоматику у детей до 3-х лет не всегда учитывают. Но стоит ребенку пойти в садик, затем в школу, сразу наблюдаются отличия в поведении. В каждой возрастной группе присутствуют свои особенности нервных нарушений.
СДВГ у детей
Возраст | Особенности |
---|---|
Дошкольный | Проявляется беспокойством, непослушанием, вспышками беспричинной злости или гнева. Ребенок не любит подчиняться правилам игры, не способен сконцентрироваться и завершить начатое. Наблюдается чрезмерная активная моторика. Ребенок не умеет определять опасность и способен резко выбежать на дорогу или залезть на большую высоту. Своим поведением вызывает раздражение у взрослых и детей. Из-за этого отказывается общаться, игнорирует дружбу и ведет себя замкнуто, иногда и агрессивно |
Начальная школа | Синдром проявляется замкнутостью или, наоборот, импульсивными реакциями. Из-за неспособности влиться в трудовой процесс школьник не успевает в учебе, с усилием осваивает задания. Одноклассники не принимают его в свою компанию, насмехаются, иногда проявляют открытую неприязнь. Это делает ребенка еще более замкнутым. На данном фоне закладываются первые «кирпичики» антисоциальных наклонностей и агрессивного поведения |
Старшеклассники | Если своевременно не была проведена коррекция расстройства, СДВГ в подростковом возрасте характеризуется еще большей агрессивностью, отказом подчиняться законам и общепринятым моделям поведения. Больные данной возрастной группы часто становятся зависимыми от наркотиков, алкоголя, никотина. Им свойственны противоправные действия, связанные с опасностью для окружающих и себя лично |
Отсутствие внимания
Диагностировать синдром желательно в раннем возрасте, чтобы успеть сгладить проблему. Когда ребенок достигнет подросткового периода, что-то изменить будет сложно, придется «пожинать плоды упущенных возможностей».
СДВГ у взрослого человека
У взрослых гиперактивность не может развиться на ровном месте. Если она проявилась, значит, в детстве уже наблюдались признаки, но на них либо не обратили внимания, либо не правильно истолковали. Детская болезнь у половины страдающих СДВГ сохраняется до зрелости и проявляется такими симптомами:
- возникают сложности с выполнением поставленных задач;
- управляющие функции нарушены;
- наблюдаются трудности с концентрацией внимания;
- человек тяжело входит в контакт и не способен поддерживать отношения;
- ему присущи перепады настроения и нетерпеливость.
СДВГ у взрослых
Если детям свойственна гиперактивность двигательная, то сдвг у взрослых выражен суетливостью и беспокойством. Они не способны получить образование, освоить большинство трудовых навыков. Поэтому больные попадают в группу риска по безработице. Среди них много нарушителей правопорядка, участников ДТП, наркоманов.
Комментарий эксперта
Коновалова Ольга Вячеславовна, семейный психолог:
«Дети, имеющие диагноз СДВГ, необычные, поэтому требуют к себе особенного отношения. Уже само название синдрома указывает на то, что таким детям действительно необходимо больше внимания, чем остальным. С ними нужно больше заниматься, и, соответственно, вкладывать в них больше сил. Они часто вызывают раздражение у воспитателей и учителей, так как не вписываются в стандарты и требуют индивидуального подхода. А поскольку педагоги не всегда готовы это принять и стать более гибкими, то они пытаются сломать этих детей и своими криками сделать их такими, «как все». Эффект получается противоположный: вместо послушания возникает агрессия, что усугубляет ситуацию, усиливает непослушание и, как следствие, нелюбовь к школе и нежелание учиться. Тем не менее, эти дети обладают пытливым умом и высокой познавательной активностью. Им все интересно. У них обычно хорошая память, и, несмотря на то, что они вертятся во время урока, все слышат и запоминают.
Чаще всего СДВГ вызвано недостаточным развитием стволовых структур головного мозга, которые отвечают за энергообеспечение вышестоящих отделов, тем самым, способствуя их развитию. Если «ствол» дисфункционален, то вышестоящим структурам не хватает энергии для полного развития. Чаще всего страдают переднелобные отделы мозга, которые отвечают за контроль поведения.
Когда мы выполняем какое-то задание, например, пишем, в этот момент задействовано большое число мозговых структур. Процесс интенсивный, поэтому через 15-20 минут мозг устает, что вполне нормально и закономерно. Затем включаются подкорковые структуры, которые подают импульсы к утомившимся отделам, и те снова включаются в работу
Так вот, у гиперактивных детей этого не происходит – после утомления, внимание рассеивается, и они начинают отвлекаться. Исправить ситуацию можно с помощью двигательной активности – это своеобразная компенсация, способ отдохнуть, разгрузить утомленный мозг
Через некоторое время мозговые структуры опять включаются в работу, хотя у детей с СДВГ им нужно чуть больше времени, чем у обычных.
Если взрослые будут знать все эти особенности, такой ребенок станет благодарным помощником воспитателю и учителю.
Рекомендации родителям, чьим детям поставлен диагноз СДВГ:
1) Понаблюдайте за ребенком и отметьте, через какое время он начинает отвлекаться. В этот момент ему нужно сменить вид деятельности – с решения задач на чтение, с чтения на работу руками и т. д. Можно использовать дыхательные упражнения (по Стрельниковой), которые способствуют насыщению крови кислородом, а значит, улучшают питание мозга.
2) Три-четыре раза в год следует проводить массаж воротниковой зоны. Это улучшает приток крови к головному мозгу.
3) Замечательно, если ребенок будет ходить в бассейн. Вода, с одной стороны, успокаивает, а с другой – тонизирует. Кроме того, плавание способствует улучшению координации движений.
4) Не пытайтесь окриками заставить ребенка сидеть спокойно – получите обратный эффект, восстановите его против себя, потеряете доверие. Попробуйте поиграть вместе с ним или выполнить какие-либо упражнения совместно, это доставит радость как ему, так и вам.
5) Очень важны занятия с нейропсихологом, поскольку это помогает отследить динамику и вовремя внести коррективы.
И главное – любите своего ребенка! Ведь он у вас – уникальный».
Причины возникновение синдрома
Ученые многих стран занимаются проблемами СДВГ, но до сих пор не имеют единого мнения о том, что является истинной причиной, вызывающей нервное расстройство. Существует несколько факторов, приводящих к органическим нарушениям, их можно разбить на группы.
Генетика
Гиперактивный ребенок может унаследовать диагноз от одного из родителей. В каждом человеке заложены предпосылки данной проблемы. Генетики доказали, что в хромосомном наборе присутствует 1 ген – переносчик дофамина. Этот нейромедиатор синтезируется в мозгу человека и накапливается в гипоталамусе.
Еще 2 гена служат рецепторами. Чтобы развился описываемый синдром, необходимы соответствующие условия. Под воздействием среды генетические предпосылки могут ослабнуть или, наоборот, проявиться в полной мере. Поэтому один ребенок вырастает спокойным, другой – гиперактивным.
Окружающая среда
Человек живет, окруженный целым комплексом условий. Все они оказывают влияние на его развитие и здоровье. Одной из причин, из-за которых способен проявляться СДВГ, выступают экологические стресс-факторы:
- микробиологический – инфекционные заболевания, спровоцированные патогенными организмами;
- физический – ультразвуковые излучения, радиоактивность, шумы;
- химический – интоксикации под воздействием природных или искусственных веществ.
Важно! Плохая экологическая обстановка негативно влияет как на здоровье беременной женщины и вынашиваемый ею плод, так и на маленьких детей. Любой из факторов может спровоцировать расстройство нервной системы
Воздействие общества
Чтобы рецепторы подтолкнули нейромедиатор на активность, достаточно негативного влияния ближайшего окружения. Не все группы людей придерживаются моральных норм поведения. Беременная, в пренатальный период позволяющая себе употребление алкоголя, наркотиков, курение, рискует родить малыша с признаками недостатка внимания.
Риски пренатального периода
К нарушению нормальной работы мозга может привести неправильное питание в первые годы жизни ребенка. Одним из факторов СДВГ считается нездоровая обстановка дома. Недалекие родители гиперактивного малыша, не вникнув в проблему, криками и физическим наказанием оказывают негативное воздействие на нервную систему, давая болезни развиться в полную силу.
Недопонимают гипервозбудимых и в детском коллективе. Неправильно воспринимают импульсивное поведение не только сверстники, но и некоторые воспитатели и учителя. В результате на ребенка вешаются ярлыки, и он частенько становится изгоем. Из обидчивости формируется агрессивность.