Во сколько лет отдавать ребенка в школу: определяем лучший возраст
Содержание:
- Когда стоит подождать со школой лишний год?
- Что необходимо учитывать при поступлении в кадетский корпус?
- Кто поможет сделать выбор
- Возрастные особенности
- Пора или нет
- На что ориентируются, когда принимают решение?
- Как поступить?
- Условия поступления в кадетскую школу
- Как понять, готов ли ребенок к школе?
- Льготы при поступлении в кадетскую школу
- Куда и с какого возраста берут на работу детей
- Распространенные заблуждения родителей
- В каком возрасте идти в первый класс?
- Подготовительный этап к самостоятельным походам в школу
Когда стоит подождать со школой лишний год?
Дети разные. Вроде бы, все понимают, что один растет быстрее, другой медленнее (и может, второй перегонит первого в росте уже года через три), но то, что ребенок может быть психологически не готов к школе в 6 лет, часто воспринимают чуть ли не как умственную неполноценность – а ведь это совершенно не так!!!
Сайт sympaty.net советует: решая, с каких лет отдавать ребенка в школу, постарайся снять материнские «розовые очки» и объективно оценить следующие моменты:
Каким выглядит ребенок на фоне сверстников. Бывает так, что 6-летний ребенок рядом с ровесниками выглядит еще инфантильным малышом, возящим машинку на веревочке и боящимся бабайки в темноте. Это само по себе не страшно – просто таковы его индивидуальные темпы развития, эта разница может совершенно исчезнуть уже к 7-8 годам, а в 10-11 никто о тех временах и не вспомнит!
Как он воспринимает детский коллектив, длительное отсутствие родителей, требования дисциплины и т.д. Если он рыдает в садике без мамы – какая школа? Кстати, именно для этой проверки многие родители отдают ребенка в садик именно в предшкольный год, в 5 лет, чтобы посмотреть – а как оно будет?
Каково состояние его здоровья. Если есть какие-то проблемы, от стрессов и усталости они могут усугубиться. И вообще – как быстро малыш устает, часто ли простужается, как переносит нагрузки (в т.ч. эмоциональные)? А ведь и о детях можно сказать, что «все болезни от нервов» — стресс 1-го школьного года наносит мощный удар по иммунитету, и иногда стоит подождать, чтобы ребенок «перерос» какие-либо проблемы со здоровьем!
Может ли он учиться. То есть, конечно, обучаться и получать новые знания могут все дети с самого маленького возраста
Но готов ли ребенок к планомерному учебному процессу по 4-5 уроков в день, сможет ли он запоминать все, что преподают в классе, и выполнять учебные требования? Самая распространенная проблема первоклашек-шестилеток именно в этом: ребенок устает, его внимание быстро рассеивается, ему тяжело усидеть на месте, ни на что не отвлекаясь, ему действительно нужно и поиграть, и побегать, а может, и поспать днем – и переменок для этого всего явно мало! Иногда лучше качественно подготовить малыша к школе дома, в том режиме, который ему подходит, и отдать ребенка в школу с 7 лет (детсад или домашнее воспитание — эту тему «Красивая и Успешная» тоже обсуждала).
Что необходимо учитывать при поступлении в кадетский корпус?
1. Возраст
принимаются уже с ранних лет
Казалось бы, что может быть проще, чем пункт о возрасте? Но тут уже решать вам, родители, — считаете вы правильным с ранних лет заложить в голову своего дитя мощный фундамент, состоящий из дисциплины, самоорганизованности и ответственности, или же эти качества осознанно внедрятся лишь в подростковом возрасте.
Следует отметить немаловажную деталь — девочки, с некоторых пор, также могут обучаться в кадетском корпусе на общих с мальчиками основаниях. Девочки, окончившие кадетскую школу, отличаются особой выдержкой, стойкостью, ярко выраженным чувством долга и патриотизма, целеустремлённостью, умением нестандартно мыслить и составлять конкуренцию в эрудированности и физической подготовке выпускницам среднеобразовательных школ.
2. Когда начинать готовиться?
начинать готовиться нужно прямо
- ребёнок, чей родитель является военнослужащим;
- ребёнок, чей родитель удостоен ордена (Орден Славы, орден Героя Советского Союза, орден Героя России);
- ребёнок, чей родитель погиб во время несения службы;
- сироты.
3. Сбор медицинских справок
Справку о профессиональной пригодности (086/у) можно получить в поликлинике по месту жительства, пройдя при этом осмотр у следующих специалистов:
- терапевт;
- лор-врач;
- окулист;
- невропатолог;
- хирург;
- эндокринолог.
Кроме этого, обязательным условием является отметка о прохождении флюорографии и ряда анализов. Список анализов рознится в различных медицинских учреждениях, но чаще это анализ мочи, крови, на гепатит и ВИЧ.
Кроме того, следует отметить, что существует ряд заболеваний, которые могут воспрепятствовать успешному поступлению в кадетскую школу. К ним относятся туберкулёз, сахарный диабет, заболевания иммунной системы, болезни крови, кожи, болезни нервной системы и психические расстройства и многие другие. В обязательном порядке, не скрывая, об этом нужно сказать врачу-терапевту во время медицинского осмотра.
4. Уровень физической подготовки и образования
пройти беседу с психологом
В кадетских корпусах существует и музыкальное отделение. Для желающего поступать именно туда, будет необходимо сдать экзамены по русскому языку и сольфеджио.
5. Документы, необходимые для поступления в кадетскую школу
- Заявление на имя директора от родителей;
- Заявление от поступающего;
- Свидетельство о рождении поступающего;
- Копии паспортов обоих родителей;
- Справкаа с места работы обоих родителей (опекунов)
- Копия паспорта поступающего;
- Четыре фотографии 3×4;
- Справка образца 086/у;
- Копия страхового полиса;
- Копия медицинской карты со штампом медицинского учреждения;
- Прививочная карта;
- Автобиография поступающего;
- Сведения об успеваемости в школе и характеристика от учителей.
Сроки начала и окончания приёма документов могут отличаться в различных кадетских школах России, но чаще всего, это промежуток времени между серединой апреля и серединой июня. Стоит обязательно уточнить сроки, а также перечень необходимых документов, в том учебном заведении, куда вы планируете поступать.
Кто поможет сделать выбор
Часто родителям трудно самостоятельно определить, готово ли их шестилетнее чадо к школе. В этом случае лучше обратиться за помощью к специалистам:
- Воспитатель детского сада. Педагог, работающий в группе, всегда сможет сразу выделить наиболее «взрослых», развитых детей, которым вполне можно пойти в школу в шесть лет. Это становится понятно уже в среднем звене. Таких ребят можно порекомендовать перевести в группу постарше за год до их выпуска (из средней сразу в подготовительную).
- Психолог. Специалист поможет оценить эмоциональную зрелость ребёнка, его темперамент, укажет на возможные психические проблемы, даст ценные указания.
- Педагог на курсах подготовки к школе. Даже если родители сомневаются, отдавать ли в будущем году своё чадо в первый класс, можно в любом случае пойти на «подготовку». Занятия покажут, как малыш справляется с обучением. Учитель, работающий там, также поможет семье сделать выбор.
Помочь определиться помогут специалисты — например, воспитатель группы, которую посещает ребёнок
Этот и другие интересные и полезные материалы для родителей есть в Яндекс Дзен.
Каждый ребёнок уникален, и никто не знает его лучше, чем родители. Если малыш хочет в школу, демонстрирует высокие параметры развития, то можно отдать его в первый класс и в 6 лет. Однако иногда взрослым лучше умерить свои амбиции и дать сыну или дочери подольше насладиться беззаботным детством — это бывает необходимо для гармоничного становления личности.
Возрастные особенности
- Если появляется желание отдать ребенка в первый класс в возрасте пяти лет, стоит учитывать плюсы, которые в большей степени сходятся к выгоде взрослых. Ведь, у них появится больше времени на самих себя. Кроме того, у родителей появится возможность похвастаться тем, что ребенок развит не по годам, такой маленький, а уже пошел в первый класс. А вот минусов гораздо больше:
- малыш может быть интеллектуально развит наравне с детьми шести – семи лет, однако, стоит учитывать, что в пятилетнем возрасте он является менее устойчивым эмоционально;
- у ребенка возникнет осознание того, что он самый младший в классе, ему будет некомфортно находиться в этих условиях, появится риск развития комплекса неполноценности, возможно появление неврозов;
- физическое развитие пятилетки будет хуже, чем у остальных детей, он худее, слабее — могут появиться проблемы на уроках физкультуры;
- малыш будет вынужден длительное время сидеть, вследствие этого возможно неправильное развитие внутренних органов и сколиоза (парты неприспособленные для данной возрастной категории);
- карапуз, который рано лишился детства, может потерять интерес к школе.
- Если ребенку шесть лет, его можно отдать в школу, если замечаете, что он:
- хорошо читает, возможно, умеет писать;
- здоров, не считается часто болеющим;
- отсутствуют задержки психического и физического развития;
- социально адаптирован, умеет ориентироваться в окружении;
- владеет нормальной речью, отсутствует заикание;
- характерна низкая тревожность, эмоциональная возбудимость невысокая, адекватная самооценка;
- дорога в школу занимает не больше 20 минут.
- Семь лет — самый оптимальный возраст для обучения в школе:
- Если решаете подождать до восьми лет, то должны учитывать следующее:
Согласно наблюдениям девочки шести лет гораздо проще адаптируются к школьному процессу. С точки зрения половой принадлежности считается, что маленьким принцессам лучше идти в первый класс в шесть с половиной, а мальчикам — ближе к восьми годам. Стоит учитывать и индивидуальные особенности каждого отдельно взятого ребенка, может быть с точностью да наоборот.
Пора или нет
Ребенок может пораньше идти в первый класс, если:
- знает буквы, может учить стихи наизусть;
- четко выговаривает звуки;
- имеет хороший словарный запас (в соответствии с его возрастом);
- речь выразительная, связная;
- придерживается социальных норм, следует правилам, понимает указания, причинно-следственные связи;
- имеет нормальную работоспособность, усидчивый;
- присутствуют навыки самоконтроля;
- ребенок не состоит на учете у психиатра или невролога;
- отсутствуют проблемы с бессонницей, нет гипервозбудимости и головокружений;
- малыш общителен, активен, с легкостью знакомиться с новыми детьми, у него есть друзья;
- ребенок не страдает от хронических недугов, в общем здоров, простуда встречаются не чаще, чем четыре раза в год;
- физическое развитие соответствует возрасту.
Лучше отдать позже, если:
- у ребенка возникают трудности в общении, как со сверстниками, так и с другими людьми;
- он не распознает звуки;
- словарный запас совсем маленький;
- ребенок слишком стеснительный, застенчивый;
- имеет истощенную нервную систему;
- присутствуют неврологические недуги;
- у малыша синдром дефицита внимания, повышенная тревожность, замкнутость, неразвитая мелкая моторика;
- ребенок неразговорчивый, неусидчивый, конфликтный;
- имеет плохие навыки социализации;
- присутствуют хронические заболевания, например, диабет или аденоиды, малыш болеет от десяти до двенадцати раз за год.
Если вы отметили больше проявлений, указывающих на необходимость повременить с поступлением в школу, это не значит, что нужно просто ждать, когда ребенок повзрослеет. Во многом Вам придется приложить усилия для того, чтобы позаботиться об интеллектуальном развитии своего карапуза, психологической и речевой готовности, укреплении состояния здоровья.
Бывает такое, что родители все же не могут определиться с тем, во сколько отдавать своего малыша в первый класс. Тогда можно обратиться за консультацией к воспитателям в детском саду, у них имеется «зоркий взгляд», помогающий выявить детей, которые переросли садик.
На что ориентируются, когда принимают решение?
Есть несколько критериев, определяющих готовность ребенка к школе:
- Умеет читать, писать, считать и вычитать (необязательно), правильно держит карандаш.
- Речь четкая, не запинается, знает и выговаривает все буквы.
- Помнит анкетные данные (свои и родителей), адреса, телефоны, правила дорожного движения и т.д.
- Имеет социальные навыки: здоровается, прощается, умеет извиняться, благодарить и т.п.
- Уверен в себе, самостоятелен.
- Здоров, жизнерадостен и активен.
Основным критерием является умение высидеть урок до конца и не терять к нему интерес в течение 40 минут
Дети до 7 лет сохраняют внимание лишь на протяжении 15 минут. После этого им необходим перерыв, а в школе это невозможно
На подготовительных занятиях дошкольников как раз учат восприятию таких временных промежутков и правильному поведению на уроке. Делается это путем постепенного повышения нагрузок. Но среди шестилеток 10 % все же к школе готовы: они с интересом читают, пишут и считают, просятся сами в школу, что свидетельствует об их моральной готовности к посещению школы.
Если идут за знаниями со слабым здоровьем
У часто болеющих детей ослаблен иммунитет. Они страдают простудами более 10–12 раз в год, имеют хронические заболевания типа аденоидов или тонзиллита. В школе такому малышу будет сложно. Незнакомая обстановка и строгие школьные правила, непривычное школьное питание могут провоцировать у ребенка стресс, что может стать причиной обострений хронических патологий. Лучше еще год подождать и использовать это время для закаливания и оздоровления.
Уровень развития
Если малышу сложно общаться, он замкнут, неусидчив, не умеет себя контролировать, состоит на учёте у невролога, гиперактивен, лучше дать ему еще год до школы и это время активно с ним заниматься. Хорошая речь говорит о школьной зрелости ребенка. Учиться он будет без проблем. Но когда словарный запас малыша скуден, звуки он произносит нечетко, не понимает синонимов, это тоже основание отложить школу еще на год.
Уровень социального развития тоже играет немаловажную роль. Основой служат те навыки социума, что были привиты в детском саду или дома.
Школа – это коллектив, и все в нем разные. Социально развитый ребенок должен уметь быть вежливым, уважительным как со сверстниками, так и с учителями.
Интеллектуальное развитие – также определяющий фактор. В норме потенциальный первоклассник должен:
- хорошо говорить;
- составлять сложные предложения и рассказы по картинкам;
- уметь находить звуки в определенных словах;
- читать со скоростью не менее 7–8 слов за одну минуту;
- писать заглавные буквы;
- знать главные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник);
- различать и знать цвета;
- рассказывать и запоминать стихи и скороговорки;
- раскрашивать картинки в пределах контуров.
Эмоциональная зрелость выражается в способности концентрироваться и быть внимательным, в противном случае ребенок просто «выгорает» во время занятий, и у него могут возникнуть психологические проблемы.
По мнению врачей, первоклассник должен уметь:
- дотянуться пальцами до уха через затылок;
- при пожатии рук отводить большой палец;
- иметь сформированные стопы, колени и суставы;
- легко прыгать на одной ноге;
- ловить и бросать мяч.
Малыш должен иметь навыки общения и корректную самооценку. Если он смущается или, наоборот, дерзит в диалоге, отпугивая сверстников, лучше не давить на него и позволить самому сориентироваться без спешки.
Ребенок должен уметь:
- самостоятельно одеваться;
- посещать общий туалет;
- не теряться в столовой;
- раскладывать ручки и тетради, книги;
- собирать портфель.
Мотивация к обучению
Мотивация – это желание ребенка сидеть за партой, соглашаться почитать или решить пример, не грустить после ухода из садика. Чтобы уточнить мотивацию, достаточно спросить у ребенка, хочет ли он в школу. Если ответ конкретен и содержателен, то все нормально.
Как поступить?
Чтобы ребенок мог поступить в музыкальную школу, родители должны заранее побеспокоиться о подаче заявления.
- Необходимо заполнить специальный бланк и сдать его в приемную комиссию в апреле.
- Затем, в начале июня, пройдут вступительные экзамены, по результатам которых будет принято решение о зачислении ребенка в школу.
На случай если остались свободные места, после 20 августа проводят дополнительный набор учеников.
Вступительные экзамены в музыкальных школах проводят по-разному. В основном, с ребенком проводят собеседование и проверяют его на наличие способностей:
- Музыкальный слух. Будущему ученику предлагают спеть любую песню, чтобы определить отсутствие или наличие у него музыкального слуха. Также могут быть задания: напеть только что сыгранную на инструменте мелодию или определить на слух количество взятых нот.
- Чувство ритма. Проверка ритма обычно представляет собой повторение за педагогом нахлопанных ритмических рисунков. Также иногда просят спеть песенку, отбивая ритм.
- Память. Заданий на проверку качества памяти обычно не проводят, поскольку ребенок может быть невнимателен или растерян. Иногда предлагают пропеть сыгранную мелодию.
Чувство ритма развить сложнее, чем музыкальный слух. Это также учитывается на экзаменах.
Условия поступления в кадетскую школу
Основным условием для поступления в кадетскую школу является добровольное желание ребенка участвовать в обучении военному делу.
Кадеты
Кроме этого, будут рассматриваться следующие критерии:
- Общее состояние здоровья. Ребенку, поступающему в военную школу необходимо пройти комплексный медицинский осмотр, при котором специалисты определяют степень здоровья будущего ученика и устанавливают группу его состояния здоровья. Для успешного поступления необходимо иметь первую или вторую группу.
- К первой группе относятся дети, чье здоровье имеет хороший иммунитет: отсутствуют физические недостатки, низкая вероятность простудных заболеваний и отличная нервная система. Ко второй группе причисляют детей с нормами здоровья, которые не исключают риски развития хронических недомоганий. А также ребят, имеющих склонность к сердечным и сосудистым нарушениям, остро-респираторным заболеваниям. К этой же группе относятся дети, чей вес выше или ниже нормы. Заболеваниями, которые могут стать препятствием к зачислению ребенка в корпус кадетской школы-интерната являются: сахарный диабет, заболевания кожи или крови, туберкулез, психические и нервные расстройства, болезни связанные с иммунной системой организма.
- Физическая подготовка. Это не маловажный фактор при обучении в кадетской школе. Высокие спортивные нормативы требуют выносливости организма к нагрузкам. Для тех, кто решил поступать в кадетское учебное учреждение в старших классах потребуется сдавать следующие нормативы: забег на дистанцию 1 км, бег на 100 метров, подтягивание на турнике. Правила и нормы устанавливает принимающий экзаменатор. Условия экзамена могут отличаться от общепринятых требований — все зависит от запросов учебного учреждения.
- Степень образования будущего ученика. Стоит отметить, что для первоклассников достаточно будет пройти медицинский осмотр и удостовериться, что состояние здоровья ребенка в норме. Для остальных возрастных групп существуют образовательные тесты, соответствующие тому классу, в который, ребенок намерен поступить: письменные задания по русскому языку, решение математических задач, английский или другой иностранный язык — выборочно в некоторых учреждениях. Если учебное заведение имеет музыкальное направление, следует подготовить сольное выступление и сдать экзамен по сольфеджио.
- Чтобы быть зачисленным в ряды учеников школы-интерната для кадетов необходимо иметь высокий бал успеваемости. Дополнительно может назначаться собеседование с преподавателями, руководством школы-интерната: прохождение психологических тестов или анкетирование. На основании всего этого, приемная комиссия устанавливает степень подготовленности абитуриента к дальнейшему обучению в кадетском корпусе. В отдельных случаях, понадобиться характеристика с бывших мест учебы. Не лишним будет наличие особых заслуг: грамоты, дипломы, награды за участие в учебных олимпиадах, поощрения за победы в спортивных состязаниях и прочие знаки отличия. Стоит заметить, что дети, которые являются сиротами не сдают вступительные экзамены. К тому же, каждый месяц им полагается выплата удвоенной стипендии на протяжении всего периода обучения в кадетском учреждении. Кроме этого, преимуществом обладают дети, имеющие льготы согласно специальному реестру.
Как понять, готов ли ребенок к школе?
Психофизиологическая готовность выражается в способности:
удерживать внимание на учебной деятельности (даже не очень интересной);
произвольно запоминать и воспроизводить определенное количество информации;
владеть такими мыслительными операциями, как синтез, анализ, обобщение, классификация и т.д.
Ключевым здесь является слово «произвольно», т.е. целенаправленно, через волевое усилие
В возрасте пяти-шести лет память и внимание непроизвольны, это особенность возраста. Все учебные навыки, полученные ребенком до шести лет, усваиваются через игровую, а не учебную деятельность
Формирование произвольности редко происходит до шести с половиной лет. Именно поэтому существует законодательно закрепленное правило не брать ребенка в школу ранее этого возраста. Исключения допускаются в очень редких случаях, после заключения целой комиссии специалистов: психолога, логопеда, педагога.
И эту комиссию интересуют совсем не знания и умения малыша, а его общая готовность учиться. Люди, работающие в школе, знают: многие дети не могут произвольно усваивать программу не только в шесть с половиной лет, но и в более старшем возрасте.
Разве вам не встречались очень развитые и умные малыши, которые не могут и пяти минут усидеть на месте? Их знания и умения поражают, но в классе такому ребенку работать очень тяжело. Он постоянно отвлекается, играет, поет, сползает под парту и т.д. «Вроде умный, но постоянно отвлекается, поэтому учиться хорошо не может» — так чаще всего в устах учителей звучит заключение о психофизиологической незрелости ребенка.
Мотивационная готовность — это интерес к учебе, желание узнавать что-то новое, учиться и преодолевать трудности даже тогда, когда что-то не получается. Мотивационная готовность выражается в самостоятельном желании ребенка идти в школу, для того чтобы научиться читать, писать и получать новые знания. У детей пяти-шести лет часто наблюдается интерес к внешним школьным атрибутам (портфель, школьная форма, учебники и тетради) или к общению в школе (друзья из детского сада идут в первый класс). Учебная мотивация в этом возрасте — явление очень редкое.
Социально-коммуникативная зрелость обеспечивает малышу успешную адаптацию в коллективе. Она выражается в умении соблюдать нормы поведения в обществе, устанавливать взаимоотношения со взрослыми и со сверстниками, отстаивать свою точку зрения и находить компромиссные решения в сложных конфликтных ситуациях.
Льготы при поступлении в кадетскую школу
В соответствии с приказом No242 от Московского комитета образования, льготами при поступлении в кадетскую школу, ребенок может воспользоваться:
- Когда поступающий абитуриент из малообеспеченной или многодетной семьи.
- Если родители ребенка военнослужащие, погибшие при исполнении служебного долга.
- Будущий ученик имеет военнослужащих родителей, находящихся при исполнении обязанностей в зоне вооруженного конфликта.
- Ребенок является сиротой или лишен опеки родителей.
- Ученик проживает с приемными родителями под их опекой.
- Мальчик — ребенок из неполной семьи, где отсутствует один из родителей.
- При получении одним из военнослужащих родителей, в период несения военной службы, статуса инвалида военных действий.
- А также тот, чьи родители имеют особые заслуги перед государством и награждены почетными званиями или орденами.
Куда и с какого возраста берут на работу детей
Возраст, с которого разрешено трудиться несовершеннолетним, зависит от той сферы, где собирается работать ребенок. Например, в кино или модельном бизнесе заняты даже младенцы в возрасте 1-6 месяцев, при этом труд их оплачивается — гонорар за малыша получают родители.
В других же областях, например, вредном производстве или табачной промышленности, нет места тем, кто не достиг восемнадцатилетия.
С 16 лет до совершеннолетия
Трудовой кодекс четко определяет возраст, с которого работодатель может официально принять в коллектив подростка — это 16 лет (статья 63 Трудового кодекса РФ).
Можно принять и пятнадцатилетнего, если мальчик или девочка уже окончили школу или не могут дальше учиться.
У всех, кто младше 18 лет, рабочая неделя не может быть такой же, как у взрослых. Нормы:
- Статья 91 ТК РФ для здоровых совершеннолетних граждан России устанавливает рабочую неделю продолжительностью 40 часов.
- Для детей с 16 до 18 лет количество трудовых часов сокращается до 36, для подростков моложе 16 лет — до 24.
- Если ребенок в возрасте 16-18 лет еще учится в школе, он не может заниматься профессиональной деятельностью больше 18 часов за пятидневную рабочую неделю.
Кроме ограничения часов, статья 94 Трудового кодекса не позволяет детям трудиться дольше определенного времени за одну смену:
- для всех, кому от 15 до 16 лет — 5 часов;
- от 16 до 18 лет — 7 часов;
- если же ребенок 15-18 лет еще учится в школе или колледже, он не может трудиться более 4 часов подряд.
Основной принцип для работающих подростков — работа не должна мешать ходить в школу, полноценно учиться и отдыхать.
С 14 лет
Трудовой кодекс РФ не запрещает на 100% прием на работу и детей с 14 лет.
Дети в этом возрасте еще не могут самостоятельно подписывать договоры и любые юридические документы, поэтому основным условием является то, что родители не возражают против профессиональной деятельности сына или дочки (ч. 3 ст. 63 ТК РФ).
Кроме того, работа:
- никаким образом не должна мешать учебе, так как все дети в этом возрасте должны учиться в школе;
- не может причинять вреда здоровью, быть тяжелой, опасной.
Начальник или родители помогают молодому профессионалу оформить медицинскую книжку (даже если взрослому на этой же должности она не нужна). Также понадобятся трудовая книжка и свидетельство государственного пенсионного страхования, если оно не было оформлено ранее (ст. 65 ТК РФ).
До 14 лет
Практически во всех сферах деятельности запрещено работать детям, не достигшим четырнадцатилетия. Но в Трудовом кодексе есть исключительное положение (часть 4 ст. 63 ТК РФ), все же определяющее такую возможность. Это касается сфер:
- кино;
- театров;
- цирков;
- концертных организаций.
Работа для талантливых малышей и подростков, снимающихся в кино или танцующих в театре, не должна быть помехой учебе и нарушать гармоничное нравственное и физическое развитие.
Распространенные заблуждения родителей
Ребенок готов к школе, если научился читать. Данные навыки описывают уровень интеллектуального развития детей
Опираясь исключительно на них, вы забываете о важности психологического и эмоционального фактора, о возможном наличии тревоги и отсутствии мотивации. Умные не по годам ребята могут быть попросту не готовы к поступлению в 1-й класс из-за комплекса причин, никак не связанных с их интеллектуальным развитием
Любого ребенка можно подготовить к раннему поступлению в школу. На практике это не так: вы можете вложить в голову определенные знания, но не научите за пару месяцев выстраивать корректные отношения с людьми, не измените его психику. Желание видеть в своем чаде вундеркинда и успевающими за всеми отличника нередко селит в его подсознании тревогу. Излишний прессинг приведет к снижению самооценки – в результате ребенок только пострадает.
Мальчики должны идти в школу раньше девочек. На самом деле это не так. К каждому случаю необходимо подходить индивидуально. Часто наоборот: девочки обладают достаточно развитым интеллектуальным развитием в возрасте 6 – 6.5 лет, тогда как мальчики догоняют их лишь к 7-ми годам. Это связано с психическими и физиологическими особенностями детей.
Чем раньше ребенок идет в школу, тем выше будет его успеваемость. Действительно, некоторые дети уже при поступлении в первый класс демонстрируют существенные отличия от одноклассников. Они проявляются в развитых навыках чтения и письма, в оригинальности при играх, в хорошем уровне физической подготовки. Многое зависит от темперамента – легче всего учебный процесс дается сангвиникам. Однако по мере взросления детей их «стартовые возможности» уравниваются.
Дети не хотят идти в школу из-за лени. На самом деле, они не хотят идти туда из-за отсутствия мотивации. Им не интересно познакомиться с новыми людьми, они не хотят менять существующий распорядок дня на новый. Они часто боятся перемен из-за излишнего прессинга, проблем с коммуникацией или тревоги. Назвать точную причину может только психолог, поэтому при отсутствии мотивации к обучению обязательно обратитесь к специалисту.
Ребенок не готов начать обучение из-за задержки интеллектуального развития. Это далеко не всегда так – неготовность к школе можно связывать с интеллектом только после получения соответствующего диагноза от лечащего врача. Дети развиваются по своему индивидуальному графику, легко догоняют и перегоняют сверстников. Ставить на их умственных способностях крест из-за неготовности обучаться в 6 лет не стоит.
Резюме
В каком возрасте ребенка лучше отдать в школу? Действующее законодательство предусматривает возрастные рамки в диапазоне от 6 лет 6 месяцев до 8 лет. Соответственно большинство детей могут поступить в 1-й класс в один из двух учебных лет. При выборе времени для начала обучения необходимо руководствоваться комплексом факторов.
Ключевые из них – уровень физического, психологического и эмоционального развития. На успеваемость также могут повлиять коммуникативные навыки, темперамент, достигнутая самостоятельность и даже половая принадлежность
Потому перед принятием решения важно получить консультацию у психолога, педиатра и квалифицированного педагога
В каком возрасте идти в первый класс?
Разумеется, если ребенок все это уже умеет, перед родителями встает вопрос: «Может быть, пора в школу? Чему еще его научат в детском саду? Потом перегорит, интерес угаснет, и заставить его учиться будет намного сложнее».
В этой позиции, безусловно, есть резон. Более того, все перечисленные выше навыки среднестатистический ребенок получает именно в первом классе (ведь не все приходят в школу читающими и считающими). «Тогда, может, сразу попробовать во второй класс?» — спрашиваю я. На что некоторые мамы и папы согласно кивают: «Действительно, давайте во второй. Зачем ему сидеть с теми, кто еще не читает?».
Увы, амбиции родителей и их желание видеть в своем ребенке одаренность нередко приводят к самым плачевным последствиям. Умение читать и считать еще не означает, что малыш готов делать это ежедневно в течение целого учебного года с 8.30 до 13.15 в коллективе из 25 детей и под присмотром чужого взрослого. Познавательная готовность — это всего лишь один из факторов, определяющих общую готовность ребенка к школьному обучению.
Подготовительный этап к самостоятельным походам в школу
Это время, когда вы провожаете ребенка в школу. Но не просто ведете за ручку и несете портфель, но и активно обсуждаете с ним дорогу. Проговариваете правила поведения в лифте, на светофоре; что делать, если рядом окажется собака и т.д.
После того, как поймете, что ребенок усвоил ваши рекомендации, то приступайте к обсуждению более сложных ситуаций – что будешь делать, если сел телефон/придираются старшеклассники/подошел чужой человек и сказал, что он от мамы?
Пусть ребенок сначала сам попытается найти выход из ситуации. Потом обсудите варианты: его и предложенный вами.
Можете дать ребенку несколько «взрослых» способов разрешение проблемы. Например, если придираются старшеклассники, то не бойся просить помощи у учителя, не реагируй на угрозы, а вернись в школу и объясни ситуацию педагогам (пусть даже и не своему учителю).
Придумайте пароль для чужого: если он говорит, что от мамы, пусть ребенок просит назвать кодовое слово. Которое должно быть известно только вам с ребенком – подметьте, что его должны знать только вы, одноклассникам не надо о нем говорить.
Также можно сделать карту района, где отметить светофоры, опасные пешеходные переходы и дома повторять маршрут. Иногда в школах такие карты делают для всех первоклашек и вклеивают в дневник.