Какие бывают средства выразительности речи

Содержание:

Тропы

Тропы — упо­треб­ле­ние сло­ва в пере­нос­ном значении.

Перечень тро­пов Значение тер­ми­на Пример
Аллегория Иносказание. Троп, заклю­ча­ю­щий­ся в ино­ска­за­тель­ном изоб­ра­же­нии отвле­чен­но­го поня­тия при помо­щи кон­крет­но­го, жиз­нен­но­го обра­за. Например, в бас­нях и сказ­ках хит­рость пока­зы­ва­ет­ся в обра­зе лисы, жад­ность – волка. Прекрасен цар­ско­сель­ский сад,Где льва сра­зив, почил орел России мощнойНа лоне мира и отрад. (лев – Швеция) (А. Пушкин)
Гипербола Средство худо­же­ствен­но­го изоб­ра­же­ния, осно­ван­ное на преувеличении.

Глаза гро­мад­ные, как про­жек­то­ры (В.Маяковский)

Шаровары шири­ною с Чёрное море (Н.Гоголь)

Гротеск Предельное пре­уве­ли­че­ние, при­да­ю­щее обра­зу фан­та­сти­че­ский характер. Градоначальник с фар­ши­ро­ван­ной голо­вой у Салтыкова-Щедрина.
Ирония Осмеяние, содер­жа­щее в себе оцен­ку того, что осме­и­ва­ет­ся. Признаком иро­нии явля­ет­ся двой­ной смысл, где истин­ным будет не пря­мо выска­зан­ный, а про­ти­во­по­лож­ный ему, подразумеваемый.

Откуда, умная, бре­дёшь ты голо­ва? (И. Крылов).

Граф Хвостов,Поэт, люби­мый небесами,Уж пел бес­смерт­ны­ми стихамиНесчастье Невских бере­гов… (А.Пушкин)

Литота Средство худо­же­ствен­но­го изоб­ра­же­ния, осно­ван­ное на пре­умень­ше­нии (в про­ти­во­по­лож­ность гиперболе). Талии никак не тол­ще буты­лоч­ной шей­ки (Н. Гоголь).
Метафора

Скрытое срав­не­ние. Вид тро­па, в кото­ром отдель­ные сло­ва или выра­же­ния сбли­жа­ют­ся по сход­ству их зна­че­ний или по кон­трасту. Иногда всё сти­хо­тво­ре­ние пред­став­ля­ет собой раз­вёр­ну­тый поэ­ти­че­ский образ.

Со сно­пом волос тво­их овсяныхОтоснилась ты мне навсе­гда. (С. Есенин.)Сонное озе­ро горо­да (А. Блок).Сугробов белые теля­та (Б. Ахмадулина)
Метонимия Вид тро­па, в кото­ром сбли­жа­ют­ся сло­ва по смеж­но­сти обо­зна­ча­е­мых ими поня­тий. Явление или пред­мет изоб­ра­жа­ют­ся с помо­щью дру­гих слов или поня­тий. Например, назва­ние про­фес­сии заме­не­но назва­ни­ем ору­дия дея­тель­но­сти, а так­же назва­ние сосу­да — на его содер­жи­мое, чело­ве­ка — на его внеш­ность, насе­лён­но­го пунк­та — на назва­ние жите­лей, орга­ни­за­ции — на сотруд­ни­ков, фами­лии авто­ра — на назва­ние произведения.

Когда же берег ада Навек меня возь­мёт, Когда навек уснёт Перо, моя отра­да… (А.Пушкин.)

На сереб­ре, на золо­те едал.

Ну, ску­шай еще таре­лоч­ку, сынок.

Олицетворение Такое изоб­ра­же­ние неоду­шев­лён­ных пред­ме­тов, при кото­ром они наде­ля­ют­ся свой­ства­ми живых существ даром речи, спо­соб­но­стью мыс­лить и чувствовать. О чём ты воешь, ветр ночной, О чём так сету­ешь безумно? (Ф. Тютчев.)Утешится без­молв­ная печаль,И рез­вая заду­ма­ет­ся радость… (А.С.Пушкин)
Перифраз (или перифраза) Один из тро­пов, в кото­ром назва­ние пред­ме­та, чело­ве­ка, явле­ния заме­ня­ет­ся ука­за­ни­ем на его наи­бо­лее харак­тер­ные при­зна­ки, уси­ли­ва­ю­щие изоб­ра­зи­тель­ность речи. «Царь зве­рей» (лев), «люди в белых хала­тах» (вра­чи), «рыжая плу­тов­ка» (лиса)
Синекдоха Вид мето­ни­мии, состо­я­щий в пере­не­се­нии зна­че­ния одно­го пред­ме­та на дру­гой по при­зна­ку коли­че­ствен­но­го меж­ду ними отно­ше­ния: часть вме­сто цело­го; целое в зна­че­нии части; един­ствен­ное чис­ло в зна­че­нии обще­го; заме­на чис­ла мно­же­ством; заме­на видо­во­го поня­тия родовым.

Все фла­ги в гости будут к нам. (А. Пушкин.)

Швед, рус­ский колет, рубит, режет.

Мы все гля­дим в Напoлео­ны.

Эпитет Образное опре­де­ле­ние; сло­во, опре­де­ля­ю­щее пред­мет и под­чёр­ки­ва­ю­щее его свойства. Но люб­лю я, вес­на золо­тая,Твой сплош­ной, чуд­но сме­шан­ный шум… (Н.Некрасов)Отговорила роща золо­тая Берёзовым весё­лым языком.
Сравнение Приём, осно­ван­ный на сопо­став­ле­нии явле­ния или поня­тия с дру­гим явлением.

Лёд неокреп­ший на реч­ке сту­дё­ной слов­но как таю­щий сахар лежит. (Н. Некрасов.)

Да, есть сло­ва, что жгут, как пла­мя. (А.Твардовский)

Тест «Средства художественной выразительности»

Чтобы проверить себя на усвоение материала, пройдите небольшой тест.

Прочитайте следующий отрывок:

«Там война пахла бензином и копотью, горелым железом и порохом, она скрежетала гусеницами, строчила из пулемётов и падала в снег, и снова поднималась под огнем…»

Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке из романа К.Симонова?

Швед, русский – колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

А.Пушкин

Какие приемы использует автор, чтобы передать напряжение боя? Определите, какую роль в стихотворении играет буква «р» и звукосочетания с ней?

Ответ на тест дан в конце статьи.

Выразительный язык – это, прежде всего внутренний образ, возникающий при чтении книги, прослушивании устного выступления, презентации. Для управления образами нужны изобразительные приемы. В великом и могучем русском их достаточно. Используйте их, и в вашем речевом рисунке слушатель или читатель найдет свой образ.

Ответ на тест

К.Симонов. Олицетворение войны в отрывке. Метонимия: воющие солдаты, техника, поле боя – автор идейно соединяет их в обобщенный образ войны. Используемые приемы выразительного языка – многосоюзие, синтаксический повтор, параллелизм. Через такое сочетание стилистических приемов при чтении создается оживший, насыщенный образ войны.

А.Пушкин. В стихотворении отсутствуют союзы в первых строках. Таким способом передано напряжение, насыщенность баталии. В фонетическом рисунке сцены особую роль играет звук «р» в разных сочетаниях. При чтении возникает рокочуще-рычащий фон, идейно передающий шум битвы.

Если отвечая на тест, вы не смогли дать правильных ответов, не огорчайтесь. Просто перечитайте статью.

Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая

Стихотворение «Зимнее утро»

Средства выразительности стихотворения «Зимнее утро» радуют своим разнообразием. Это произведение – образец лучшей пейзажной лирики.

Приемы, которые А.С. Пушкин использует для достижения особого настроения – это в первую очередь антитеза. Противопоставление мрачного вчера и прекрасного сегодня выделяет обе картины природы – холодной снежной бури и прекрасного утра – в отдельные полотна. Читатель будто видит и шум вьюги, и ослепительный снег.

Особые положительные эпитеты «прелестный», «великолепный», «чудесный» подчеркивают настроение автора и передают его нам. Присутствует в поэзии также олицетворение. Вьюга здесь «злится», а мгла по хмурому небу «носилась».

Звукопись

Само название говорит нам о том, что этот прием используется, когда нужно усилить звуковой эффект в речи. Картинка, которую рисует нам писатель, дополняется звуком. Это достигается повторением гласных или согласных звуков. Есть два вида звукописи – аллитерация и ассонанс.

Аллитерация – повторение согласных звуков.

ГРохочет эхо по ГоРам,

Как ГРом ГРемящий по ГРомам.

(М. Державин).

На паРад идет отРяд,

БаРаБанщик очень Рад!

БаРаБанит, БаРаБанит

ПолтоРа часа подРяд!

(А. Барто)

Ассонанс – повторение гласных звуков.

ВзложУ на тетивУ тУгУю,

ПослУшный лУк согнУ в дУгУ,

А там пошлЮ наУдалУю,

И горе нашемУ врагУ!

(А.С. Пушкин).

Фигуры речи

В литературе используются также стилистические фигуры. Основные виды их отображает таблица:

Повтор В начале, конце, на стыке предложений Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы

Антитеза Противопоставление. Часто используются антонимы. Волос длинный – ум короткий
Градация Расположение синонимов в порядке нарастания или ослабления Тлеть, гореть, пылать, взрываться
Оксюморон Соединение противоречий Живой труп, честный вор.
Инверсия Изменения порядка слов Пришел он поздно (Он поздно пришел).
Параллелизм Сравнение в форме сопоставления Ветер зашевелил темные ветки. Страх зашевелился в нем снова.
Эллипсис Пропуск подразумевающегося слова За шапку и в дверь (схватился, вышел).
Парцелляция Разделение единого по смыслу предложения на отдельные И думаю я снова. О тебе.
Многосоюзие Соединение через повторяющиеся союзы И я, и ты, и все мы вместе
Бессоюзие Исключение союзов Ты, я, он, она – вместе целая страна.
Риторическое восклицание, вопрос, обращение. Используются для усиления чувств Какое лето!

Кто, если не мы?

Слушай, страна!

Умолчание Прерывание речи в расчете на догадку, для воспроизведения сильного волнения Мой бедный брат…казнь…Завтра на рассвете!
Эмоционально-оценочная лексика Слова, выражающие отношение, а также прямая оценка автора Прихвостень, голубка, балбес, лизоблюд.

Объяснение и примеры

Для усиления восприятия в литературном произведении используются различные средства выразительности, в частности — тропы.

Речь персонажа

Чтобы автор мог передать речь другого человека (пусть и гипотетического — своего персонажа), нужно обогатить его высказывания приёмами и выражениями, предположительно характерными именно для данного человека.

Пример

Дед Щукарь из романа М. А. Шолохова «Поднятая целина» регулярно употребляет в речи афоризмы — как народные, так и выдуманные им самим. Проблему составляет и необходимость передачи мыслей героев. Одним из средств решения этой сложности является риторический вопрос.

Пример

Когда Владимир Ленский («Евгений Онегин» А. С. Пушкина) произносит: «Куда, куда вы удалились, Весны моей златые дни?» — он, конечно, не предполагает ответа на этот вопрос, который, по сути, выражает скорбь в связи с уходящей молодостью.

Поэтический язык

Особенно остро необходимы выразительные средства языка в поэтической речи: лирика характеризуется повышенной эмоциональностью и высокими требованиями к ритму и созвучию. Именно поэтому мы легко находим анафоры, аллитерации и ассонансы в поэтических произведениях.

Пример

Наиболее распространёнными в лирике анафорами считаются те, в которых повторяется начало поэтической строки («Черноглазую девицу, / Черногривого коня!» из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Узник» — повтор «черно»). Звукоимитацию событий жизни весьма эффективно можно осуществлять с помощью аллитерации (фраза «Задрожало зеркало затона» в стихотворении С. А. Есенина «С добрым утром!» имитирует дрожание с помощью повторения звуков «з» и «р»).

А придать поэтическому тексту напевность помогает ассонанс (например, повторение протяжного «а» — «О, весна без конца и без краю…» в одноимённом стихотворении А. А. Блока).

Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, аллегории и гиперболы составляют преимущественную ткань поэтического текста. А если нужно подчеркнуть что-то из ряда вон выходящее, сочетающее в себе противоположности, применяется такой приём, как оксюморон.

Пример

Анна Ахматова в стихотворении «Царскосельская статуя» употребила выражение «ей весело грустить»: печальная статуя выглядит радостно благодаря солнцу и окружающему её Царскосельскому саду.

Зву́копись

Звукопись является средством звуковой выразительности речи.

…Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши (К.Д. Бальмонт)

Аллитера́ция – повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность. На аллитерации построены многие пословицы, поговорки и скороговорки: мели, Емеля, твоя неделя; купи кипу пик; лавировал, лавировал да не вылавировал.

Ассонанс – повторение гласных звуков для придания звуковой выразительности стихотворной (в основном) речи.

У наших ушки на макушке!


Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки — Французы тут как тут.

(М.Ю. Лермонтов)

Фонетические средства

Обычно такие образные средства языка используют поэты в стихотворных произведениях, или писатели в лирических отступлениях, при описании пейзажей. Авторы применяют повторяющиеся звуки для передачи громовых раскатов или шуршания листьев.

Аллитерация — повтор ряда согласных, создающих звуковые эффекты, которые усиливают образность описываемого явления. Например: «В шёлковом шелесте снежного шума». Нагнетание звуков С, Ш и Щ создает эффект подражания свисту ветра.

Ассонанс — повтор гласных звуков с целью создания выразительного художественного образа: «Марш, марш — машем флагом// Маршируем на парад». Гласный «а» повторяется для создания эмоциональной полноты чувств, уникального ощущения всеобщей радости и открытости.

Звукоподражание — подбор слов, сочетающих определенный набор звуков, который создает фонетический эффект: вой ветра, шелест травы и другие характерные природные звуки.

Средства выразительности в русском языке, тропы

Использование слов речевой выразительности

31 декабря — Виктор, Владимир, Вольдемар, Георгий, Егор, Иван, Илья, Марк, Мартин, Михаил, Модест, Мокей, Николай, Севастьян, Семен, Сергей, Теодор, Федор, Фока.

Лексика

Тропы – оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении. Тропы основаны на внутреннем сближении, сопоставлении двух явлений, из которых одно поясняет другое.

Метафора – скрытое сравнение одного предмета или явления с другим на основе сходства признаков.

(п) «Скачет конь, простору много,

Валит снег и стелит шаль»

Сравнение – сопоставление одного предмета с другим по принципу их сходства.

(п) «Анчар, как грозный часовой ,

Стоит один во всей Вселенной»

Олицетворение – разновидность метафоры, перенесение человеческих качеств на неодушевленные предметы, явления, животных, наделение их мыслями речью.

(п) «Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы»

Гипербола – преувеличение.

(п) «Разрывает рот зевота шире Мексиканского залива»

Метонимия – замена прямого названия предмета или явления другим, имеющим причинную связь с первым.

(п) «Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ…»

Перифраз – схож с метонимией, часто потребляется в качестве характеристики.

(п) «Киса, мы еще увидим небо в алмазах» (разбогатеем)

Ирония – один из способов выражения авторской позиции, скептическое, насмешливое отношение автора к изображаемому.

Аллегория – воплощение отвлеченного понятия, явления или идеи в конкретном образе.

(п) В басне Крылова «Стрекоза» – аллегория легкомыслия.

Литота – преуменьшение.

(п) «…в больших рукавицах, а сам с ноготок!»

Сарказм – разновидность комического, способ проявления авторской позиции в произведении, язвительная насмешка.

(п) « За все тебя благодарю я:

За тайные мучения страстей…отраву поцелуев…

За все, чем я обманут был»

Гротеск – сочетание контрастного, фантастического с реальным. Широко используется в сатирических целях.

(п) В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» автор использовал гротеск, где смешное неотделимо от ужасного, в представлении, устроенном Воландом в варьете.

Эпитет – образное определение, которое эмоционально характеризует предмет или явление.

(п) «Рейн лежал перед нами весь серебряный…»

Оксюморон – стилистическая фигура, сочетание противоположных по смыслу, контрастных слов, создающих неожиданный образ.

(п) «жар холодных чисел», «сладкий яд», «Живой труп», «Мертвые души».

https://uchim.org/russkij-yazyk/izobrazitelnye-sredstva-yazyka — uchim.org

Тропы

Тропы – это использование слов и фраз в переносном значении. Тропы делают речь более образной, оживляют и обогащают ее. Некоторые тропы и их примеры в литературном творчестве перечислены ниже.

Эпитет – художественное определение. Используя его, автор придает слову дополнительную эмоциональную окраску, свою оценку. Чтобы понять, чем отличается эпитет от обыденного определения, нужно уловить при чтении, придает ли определение новый оттенок слову? Вот несложный тест. Сравните: поздняя осень – золотая осень, ранняя весна – юная весна, тихий ветерок – нежный ветерок.

Олицетворение – перенесение признаков живых существ на неодушевлённые предметы, природу: «Мрачные скалы сурово глядели…».

Сравнение – прямое сопоставление одного предмета, явления с другим. «Ночь хмурая, как зверь…»(Тютчев).

Метафора – перенос значения одного слова, предмета, явления на другое. Выявление сходства, неявное сравнение.

«В саду горит костёр рябины красной…»(Есенин). Кисти рябины напоминают поэту пламя костра.

Метонимия – переименование. Перенесение свойства, значения с одного предмета на другой по принципу смежности. «Который в фетрах, давай на спор» (Высоцкий). В фетрах (материал) – в фетровой шляпе.

Синекдоха – разновидность метонимии. Перенесение значение одного слова на другое по признаку количественной связи: единственное – множественное, часть – целое. «Мы все глядим в Наполеоны» (Пушкин).

Ирония – употребление слова или выражения в перевернутом смысле, насмешливом. Например, обращение к Ослу в басне Крылова: «Отколе, умная, бредёшь ты, голова?»

Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение. Оно может касаться размера, значения, силы, других качеств. Литота – напротив, непомерное преуменьшение. Гипербола часто используется писателями, журналистами, а литота гораздо реже. Примеры. Гипербола: «В сто сорок солнц закат пылал» (В.В.Маяковский). Литота: «мужичок с ноготок».

Аллегория – конкретное изображение, сцена, образ, предмет, который наглядно представляет отвлеченную идею. Роль аллегории – навести на подтекст, вынудить искать скрытый смысл при чтении. Широко используется в басне.

Алогизм – намеренное нарушение логических связей в целях иронии. «Был тот помещик глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое». (Салтыков-Щедрин). Автор намеренно смешивает в перечислении логически разнородные понятия.

Гротеск – особый прием, соединение гиперболы и метафоры, фантастическое сюрреалистическое описание. Выдающимся мастером русского гротеска был Н.Гоголь. На использовании этого приема построена его повесть «Нос». Особое впечатление при чтении этого произведения производит сочетание абсурдного с обыденным.

Перифраза, или перифраз

Описание, или описательное предложение, в переводе с греческого — оборот, употребляемый вместо слова или сочетания слов, — это перифраза. Например, Пушкин пишет «Петра творенье», и все понимают, что он имел в виду Петербург. Перифраза нам позволяет следующее:

  • обозначить главные признаки того предмета, который мы изображаем;
  • избежать повторов (тавтологии);
  • ярко оценить изображаемое;
  • придать тексту возвышенную патетику, пафос.

Перифразы непозволительны только в деловом и официальном стиле, в остальных же встречаются сколько угодно. В разговорной речи чаще всего соседствует с иронией, сливая воедино два этих средства художественной выразительности. Русский язык обогащается от слияния разных тропов.

Олицетворение

Олицетворение — троп; образное выражение; наделение неодушевленных предметов свойствами одушевленных  (способностью мыслить, говорить, чувствовать и действовать).

Функции олицетворения

  • усиление образности;
  • создание выразительности;
  • отражение авторской позиции через выбор ассоциативных рядов.
Примеры:
«Впервые луна эти цепи и трепет
…Лепит никем не лепленный бюст»;
«Весна, я с улицы, где тополь удивлен,
Где даль пугается, где дом упасть боится,»;
«И улицы старинной ПрагиМолчат, одна другой извилистей,
Но заиграют, как овраги.»
«Лицом поворотясь на юг,Сосна на солнце жмурится».

Борная кислота на ватку и в ухо. Борная кислота в растворе и порошке: инструкция по использованию для лечения ушей и при прыщах

Борная кислота является веществом, широко применяющимся в медицине и быту. Область её использования разнообразна: для лечения многих заболеваний, в борьбе с вредными насекомыми, в косметологии и других отраслях.Особенно часто применяется средство для лечения отитов и при возникновении прыщей на теле.

Состав лекарства

В составе препарата имеется активный компонент – кислота борная в дозировке 300 миллиграмм.Также в растворе содержится 70-процентный этиловый спирт как вспомогательный компонент.В состав мази входит вазелин.

Лекарственная форма

Выпускается в нескольких лекарственных формах:

  • порошок для наружного использования;
  • мазь;
  • раствор водный или на спирте.

Раствор является прозрачным и бесцветным, имеет характерный спиртовой запах.

Фармакологическое воздействие

Относится средство к антисептическим препаратам, поскольку предотвращает развитие и размножение патогенных микроорганизмов (вирусов, бактерий, грибка). Такой принцип действия достигается за счет процесса денатурации, при которой нарушается структура молекул белка, и коагуляции.Средство оказывает согревающее действие при инфекционных заболеваниях. Обеспечивает подсушивание кожных покровов, помогает восстановить слух после отоларингологических заболеваний.

Абсорбация происходит через раны, поврежденные кожные покровы, слизистые.Активное вещество способно к накоплению в тканях и органах. Выведение происходит очень медленно.

Показания к использованию

Показаниями к применению Борной кислоты являются такие патологические состояния:

  • пиодермия;
  • мокрая экзема;
  • карбункул;
  • дерматиты;
  • фурункул;
  • опрелость;
  • кандидоз.

Также лекарство в растворе используется в отоларингологии при лечении острого или хронического отита среднего или наружного уха, если барабанная перепонка не повреждена.

В некоторых случаях применяется при педикулезе и в комплексной терапии чесотки.

Противопоказания

Существуют некоторые ограничения к использованию препарата. К таким противопоказаниям относятся:

  • почечная недостаточность;
  • гиперчувствительность к веществам препарата;
  • период вынашивания ребенка;
  • грудное вскармливание;
  • дерматологические заболевания в острой форме;
  • перфорация барабанной перепонки.

При наличии противопоказаний применяются аналоги медикаментозного средства.

Побочные явления

В некоторых случаях могут развиваться побочные реакции при использовании борной кислоты. В основном возникают аллергические явления.Также при использовании для лечения отита возможно развитие таких реакций:

  • гиперимия кожных покровов возле уха;
  • ощущение жжения в ушах;
  • зуд в слуховом проходе.

Иногда могут развиваться диспепсические расстройства: рвота, тошнота, запор или диарея, болезненности в животе.В редких случаях появляются головные боли, учащение пульса, понижение диуреза.

Инструкция по применению

Чтобы достичь желаемого эффекта от использования средства, необходимо знать, как правильно его использовать

Важно помнить, что активное вещество опасно при превышении дозировки или длительном его использовании

Как развести Борную кислоту

Кислотный раствор полностью готов к использованию, а вот порошок нужно разводить.Разводить препарат в лечебных целях необходимо следующим образом: воду кипятят и охлаждают до сорока градусов. Для получения 3-процентного раствора два грамма средства разводят в 70 миллилитрах воды, пока кристаллы не растворятся полностью.

Использование для лечения ушей

Определяют такие способы использования лекарства для лечения заболеваний ушей:

  • закладывание ватной турунды  в уши;
  • промывание ушей;
  • компрессы;
  • закапывание.

Для лечения отита в острой или хронической форме необходимо несколько капель нанести на турунду из ваты и ввести её неглубоко в ухо. Процедуру выполняют трижды в день.Длительность применения борной кислоты для ушей становит от трёх до пяти суток.Препарат используют не только при отитах, а при ощущении заложенности и боли в слуховых проходах. Для лечения не только применяют турунды с веществом, но и делают закапывание. Не разрешается делать эти процедуры, если болезнь ушей сопровождается патологическими выделениями, например, сукровицей или гноем.Перед выполнением процедуры больному очищают ушные проходы от серы.

Взрослому можно капать борную кислоту в ухо. Для этого с помощью пипетки необходимо ввести несколько капель в каждый слуховой проход.

Применение от прыщей

В косметологии известно подсушивающее и обеззараживающее свойство препарата. Именно поэтому средство часто применяется в борьбе с прыщами.

Применяется с этой целью раствор на спирте. Им с помощью ватной палочки обрабатывают проблемные участки.

Лучше всего процедуру выполнять в утренние или вечерние часы. Используют до исчезновения прыщей. После применения смазывают кожные покровы увлажняющими кремами.

Противопоказанием может быть сухой тип кожи у больного, поскольку возможно иссушение кожных покровов.

Звуковые средства выразительности

Средство Значение тер­ми­на Пример
Аллитерация Приём уси­ле­ния изоб­ра­зи­тель­но­сти путём повто­ре­ния соглас­ных звуков.

Свищет ветер, сереб­ря­ный ветерВ шёлко­вом шеле­сте снежного шума… (С. Есенин)

Шипе­нье пени­стых бока­лов И пунша пла­мень голубой…

Альтернация Чередование зву­ков. Мена зву­ков, зани­ма­ю­щих одно и то же место в мор­фе­ме в раз­ных слу­ча­ях ее употребления. Касательная – кос­нуть­ся, забли­стать – блеснуть.
Ассонанс Приём уси­ле­ния изоб­ра­зи­тель­но­сти путём повто­ре­ния глас­ных звуков. Мело, мело по всей землеВо все пределы.Свеча горела на столе,Свеча горела… (Б. Пастернак)
Звукопись Приём уси­ле­ния изоб­ра­зи­тель­но­сти тек­ста путём тако­го постро­е­ния фраз, строк, кото­рое соот­вет­ство­ва­ло бы вос­про­из­во­ди­мой картине. Трое суток было слыш­но, как в доро­ге скуч­ной, долгой Перестукивали сты­ки: на восток, восток, восток… (П. Антокольский вос­про­из­во­дит звук вагон­ных колёс.)
Звукоподражание Подражание с помо­щью зву­ков язы­ка зву­кам живой и нежи­вой природы. Когда гре­мел мазур­ки гром… (А. Пушкин.)

Средства выразительности в стихотворении «Листья» Тютчева

Чтобы лучше закрепить тему, мы рассмотрим конкретные стихотворения и на их примере постараемся разобраться, что являют собой приемы выразительности.

Эта поэтическая попытка писателя понять смысл жизни, оплакать ее скоротечность – настоящий шедевр пейзажной лирики. Она – это как бы монолог листьев, что грустят о своей судьбе и так незаметно пролетевшем лете.

Здесь множество средств выразительности. Это и олицетворение (листья говорят, размышляют, автор представляет их читателю живыми существами), и антитеза (листья противопоставляют себя хвое), и сравнение («иголками ежа» они называют иголки сосен). Здесь же мы можем увидеть и приемы аллитерации (звуки «ж», «ч», «ш»).

Игра с временными формами глаголов помогает автору достигнуть эффекта динамики, движения. Благодаря этому приему читатель практически ощущает быстротечность времени и движения листьев. Ну и как любое стихотворение, «Листья» не обошлось без использования эпитетов. Их здесь очень много, они красочные и живые.

Обратите внимание на размер стихотворения. Всего в четырех небольших строках поэт использует множество средств выразительности и поднимает несколько философских вопросов

Всегда будьте внимательны при чтении поэзии, и будете приятно удивлены тем, как много всего говорит нам автор.

Синекдоха

Синекдоха — троп; образное выражение; замена единственного числа множественным и наоборот; название части вместо целого.

Синекдоха — разновидность метонимии.

Функции синекдохи

  • насыщенность речи путем избежания повтора;
  • усиление образности;
  • демонстрация автором своего умения в выборе ассоциаций/ демонстрация своего мастерства
Примеры:
«Работая локтем, мы бежали» (локтем вместо локтями);
«Мы все глядим в Наполеоны» (все хотим быть известны, как Наполеон);
«Воды
Струились тихо. Жук жужжал..» (жук вместо жуки);
«И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз» (ликовали французы, а не один француз).

Инверсия

Это изменение традиционного, нейтрального порядка слов. Например, в русском языке как нейтральная воспринимается последовательность: сначала подлежащее, затем сказуемое. Если же этого требует авторский замысел, писатель или поэт могут поменять их местами. Посмотрим на отрывок из стихотворения А. С. Пушкина:

Роняет лес багряный свой убор, Сребрит мороз увянувшее поле,

Проглянет день, как будто поневоле,

И скроется за край окружных гор.

В этом отрывке мы наблюдаем в первых трех строках инверсию (начала сказуемое, затем подлежащее) и синтаксический параллелизм.

В русском языке свободный порядок слов; но это не значит, что любой порядок слов нейтрален.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector