С какой скоростью должны читать дети в первом классе
Содержание:
- Как научить ребёнка быстро читать?
- Как проверить технику чтения самостоятельно
- Подготовка
- Техника развития скорочтения «Сбор урожая»
- Замеряем скорость чтения
- Навыки чтения учеников первого класса
- Техника чтения или как правильно читать
- Преимущества быстрого чтения
- Как научиться читать быстро? Правильно используйте руки!
- Тексты для контрольного чтения
- Разминка «2–3–5»
- С какого возраста можно обучать скорочтению детей?
- Три привычки при чтении, которые вы можете ослабить
- Как тренировать технику чтения
- Рекомендации специалистов при обучении чтению
- Гистафен
- Скорочтение для взрослых: топ книг, которые помогут научиться быстро читать
- Тексты для проверки техники чтения
Как научить ребёнка быстро читать?
Не стоит заставлять ребёнка читать. Постарайтесь вызвать у него искренний интерес к этому занятию. Для этого создайте дружественную, позитивную атмосферу и читайте с ребёнком примерно по 20 минут каждый день. Начните чтение столбиков слов в три-четыре буквы. Это может быть таблица на листе формата А5, с 20−24 шрифтом.
Читайте отрывки текста, объем которого будет на 20 слов больше скорости чтения ребёнка. Пусть ребёнок прочитывает отрывок три раза подряд. Выбирайте отрывки из рассказов Носова, Драгунского, Успенского. Они написаны естественным и живым языком, поэтому воспринимать текст будет проще.
Переходя к более длинным текстам, предложите ребёнку прочитать отрывок вслух и пересказать. Для детей, читающих в пределах 50 слов в минуту, достаточно одной-двух страниц. При более высокой скорости чтения, постепенно увеличивайте объем текста.
Помните, что искренний интерес к книгам улучшает навык чтения более естественно. Ранее мы рассказывали, как увлечь ребёнка чтением . Пользуйтесь нашими практическими советами.
Как проверить технику чтения самостоятельно
Если вы решили провести проверку самостоятельно, то следует приготовить часы с секундной стрелкой или включить секундомер на телефоне. Также следует подобрать специальный текст. Его содержание должно быть незнакомо ребенку, но понятно для него. Например, ребенку, учащемуся во 2 классе не следует давать во время проверки описание настройки кофеварочной машины или статью из газеты о политике. Предложения должны быть простыми, без лишних вводных слов и оборотов и без множества знаков препинания. Желательно отсутствие картинок и сам текст расположить на одной странице. Все это необходимо для того, чтоб ребенок мог спокойно читать написанное не отвлекаясь на переворачивание листков и разглядывание картинок.
Перед проверкой следует успокоить ребенка, помочь настроиться ему на предстоящее чтение. Во время проверки техники чтения нельзя перебивать ребенка, исправлять ошибки в словах. Ребенок, обучающийся в 1 классе, читая может водить пальцем по строчке.
Хочу обратить еще внимание на такую деталь – засекать время следует не с момента команды «читай», а именно тогда, когда ребенок начал читать. Многие дети долго собираются с силами, поэтому время может быть упущено, и результат окажется не точным
По окончании чтения можно разобрать слова, произнесенные неправильно или вызвавшие затруднение. Можно прочитать их еще раз. Затем следует задать ребенку несколько вопросов, для выяснения осмысленности и запоминания, прочитанного текста.
Если результаты проверки оказались неудовлетворительными, то не стоит ругать ребенка. Необходимо проанализировать полученные результаты и наметить план по устранению ошибок в будущем. Для этого есть специальные упражнения.
Как улучшить показатели техники чтения.
Есть ли возможность исправить показатели техники чтения и улучшить ее результат? Конечно. Причем научить ребенка быстро читать можно в любом возрасте. Для этого необходимо выяснить причину отрицательных результатов и затем — проведение регулярных занятий.
Упражнения должны затрагивать не только чтение, но и развитие внимательности, артикуляционного аппарата, физические упражнения. Необходимо также синхронизировать деятельность полушарий головного мозга. В каждом конкретном случае можно подобрать свой набор упражнений.
Общими же рекомендациями будут:
- регулярное чтение с ребенком (совместные чтения, чтение вслух);
- проведение зрительных диктантов (ребенку показывается на листочке предложение, которое он изучает в течение одной минуты, затем предложение закрывается, а ребенок его записывает на своем листочке);
- так называемое «жужжащее чтение» (чтение текста вполголоса в течение 5 минут);
- изучение и проговаривание скороговорок.
Подготовка
Чтобы научиться быстро читать в домашних условиях, нужно подготовиться. Остальное за нас сделает наш головной компьютер. Мозг привык работать быстро. Если вы сейчас быстро прочитаете этот текст, вы поймете, о чем речь.
Получилось? У меня тоже! Если не задумываться над каждой буквой отдельно, большой отрывок текста можно “проглотить”, даже если слова и буквы в нем запутанные.
Еще можете попробовать прочитать текст на этой картинке, где нет некоторых букв вообще, они заменены, но мозг все-равно считывает текст, и вы понимаете смысл.
Скорочтение перепутанных букв
Вы решились развивать у себя скорочтение, но с чего начать? Я советую начать со статистики, чтобы через время видеть, чего вы достигли. Статистика – это тест, который покажет вам, как быстро вы читаете.
После прохождения теста пора начинать развивать скорость чтения и понимания информации. Да, вот в этом вся и загвоздка. Читать быстро можно, но вот чтобы запоминать прочитанное, уже нужно тренироваться.
Кстати, о детях. Научить первоклассника скорочтению довольно сложно, но уже девочку или мальчика в 9 – 10 лет можно натренировать быстро и с пониманием усваивать информацию. В этом помогают разные техники, в частности таблица слогов.
Техника развития скорочтения «Сбор урожая»
Этот приём также описан в книге Павла Палагина.
Когда вы прочли интересный параграф с полезной информацией и принялись за следующий, это не означает, что знания перешли из книги к вам. Ваш мозг запоминает следующее: «Полезная информация в книге. Если надо будет вспомнить её, то придётся перечитать книгу».
Чтобы информация стала частью вас и перешла в долговременную память, нужно сделать паузу, представить суть прочитанного и проговорить про себя основные моменты.
Три шага техники быстрочтения «Сбор урожая»:
- Стоп. Как только вы дочитали законченный смысловой блок до конца, остановите процесс чтения, отведите глаза от текста и сделайте короткую паузу.
- Суть. Представьте основу прочитанного текста в виде образа, схемы, ситуации и тому подобного. У вас в голове должны возникнуть главные аспекты новой информации и тот смысл, который они несут.
- Проговаривание основы. Постарайтесь ёмко и коротко описать своими словами суть текста, которую вы представили себе. Чем короче, тем лучше.
При этом во время самого чтения важно избегать артикуляции (проговаривания текста). Для этого можно плотно сжимать губы и прикусывать язык
А ещё больше «урожая» можно собрать, вооружившись текстовыделителем и отмечая важные моменты в тексте (не больше 10 слов на одну мысль).
Замеряем скорость чтения
4. Проверка СКОРОЧТЕНИЯ за 3 минуты!
Тест на определение скорости вашего чтения стоит несколько особняком от трех предыдущих. Как-никак, результат по итогам его прохождения будет зависеть в основном не от глубины вашей памяти, но от скорости работы вашего мозга и от техник, к которым ваше сознание обращается, чтобы быстрее осваивать информацию.
Читайте текст с обычной вашей скоростью – как вы привыкли. Не старайтесь удивить нас или своих родных скоростью чтения.
Чтобы начать тест, достаточно ввести в соответствующее поле имя и нажать кнопку « ПОЕХАЛИ «. Далее вам предстоит прочесть небольшой текст с привычной для вас скоростью. Чтобы закончить чтение (и остановить скрытый на странице таймер), дочитав последнюю фразу – сразу же жмите кнопку « ГОТОВО «. Вас мгновенно перенаправит на страницу с вопросами по содержанию прочитанного. Выбрав правильные варианты ответов, нажмите кнопку « СДЕЛАНО «. На экране возникнет окошко с результатами.
Навыки чтения учеников первого класса
Дошкольное развитие является важным этапом в жизни ребенка. Чтобы подготовить малыша к дальнейшему обучению в первом классе, родители стараются заранее привить ему различные базовые навыки, одним из которых можно назвать чтение книг. И хотя умение распознавать символы и воспроизводить слоги, слова и целые предложения не является обязательным для зачисления в начальную школу, оно дает массу преимуществ будущему первокласснику.
Уже с первых дней учебы в первом классе ребенок столкнется с непривычной нагрузкой. Ему придется в достаточно быстром темпе привыкать к школьным будням: выполнять разнообразные задания в школе и дома, изучать книги, осваивать новые темы. Чем лучше будут начальные навыки ребенка, тем легче он будет справляться с этими и другими повседневными задачами. Поэтому тренировку навыка чтения нужно начинать еще до школы, чтобы подготовить малыша к учебе заранее.
Техника чтения или как правильно читать
Рывок, еще рывок
Вопреки кажущейся плавности, человек читает любой текст неравномерно, а рывками, скользя по строчкам скачкообразными интервалами, выхватывая за одни раз по несколько слов. Во время кратковременных пауз (занимающих около четверти секунды) мозг производит обработку получаемой информации, упорядочивая ее и выявляя смысловые цепочки. Согласно исследованиям подобным образом читают практически все люди. Исключения составляют лишь дети, в период овладения навыками правильного чтения и люди с разнообразными расстройствами психического характера, течение которых оказывают влияние на сам процесс чтения. И те и другие вынуждены читать медленно, часто вслух, скользя пальцем по строке и постоянно останавливаясь, опасаясь пропустить слово или букву.
Большинство людей читают про себя, двигаясь по тексту неровными перебежками. Скорость чтения при этом абсолютно не влияет на время «вынужденных пауз», в течение которых человеческий мозг производит тысячи операций по сканированию, упорядочиванию и запоминанию получаемой информации. И вот на этом этапе, по мнению исследователей, возникает интересная тенденция. Например, человек читает достаточно скоро и за одну строку, содержащую в среднем 15 слов, совершает три «скачка». Таким образом, за каждую паузу в четверть секунды мозг перерабатывает информацию из пяти-шести слов. Если индивид читает гораздо медленнее, то ту же строку в 15 слов он преодолевает не за три, а за пять-семь рывков, охватывая от силы два или три слова за одну единицу паузы. Очевидно, что процесс понимания прочитанного в таком случае будет значительно замедлен и его качество будет невысоким.
Медленно читающий человек не усваивает информацию должным образом, потому как тратит много умственной энергии на саму технику чтения – складывания букв в слова, узнавание, фиксирование остановок и интонаций. Смысл самого текста просто не успевает отложиться в сознании. Возвратные движения взгляда могут быть спровоцированы и сложностью читаемого материала, например, когда человек, не слишком любящий чтение, сталкивается с трудным для понимания текстом, перенасыщенным незнакомыми словами или терминами. Такое явление называется регрессия и является следствием вялого чтения и неразвитой способности быстро усваивать информацию.
Регрессия может быть следствием индивидуальной особенности — малого поля чтения. То есть человек способен за раз воспринять только ограниченный отрезок текста, в независимости от того, быстро он читает или медленно. Если прибавить к этому время и силы, которые тратятся на перемещение от одного конца строки к началу следующей, то получится еще одна своеобразная палка в колесо «быстрого чтения».
Практика творит чудеса
Как же преодолеть регрессию чтения и повысить способность усваивать максимальное количество информации при первом прочтении незнакомого текста? Основная проблема кроется в том, что человек с раннего детства не нацелен на развитие навыков чтения, культуры восприятия, не воспринимает ценность чтения как важного процесса умственного развития. При обучении ребенка необходимо максимально возможное время уделять практике – чтению самых разнообразных по длине и смыслу историй, плавно переходя от простых текстов к более сложным
После прочтения задавайте ребенку несложные вопросы, способные выявить степень усвояемости текста, по аналогии с тем, как полезны детские ходунки для облегчения первых шагов. Взрослым тоже необходима практика – чем больше вы читаете, чем качественнее и разнообразнее выбор литературы, тем скорее ваш мозг войдет в оптимальный режим переработки и запоминания полученных знаний. Но стоит отказаться от традиции регулярного чтения – и регрессия вернется снова, доставляя порой множество ненужных хлопот
При обучении ребенка необходимо максимально возможное время уделять практике – чтению самых разнообразных по длине и смыслу историй, плавно переходя от простых текстов к более сложным. После прочтения задавайте ребенку несложные вопросы, способные выявить степень усвояемости текста, по аналогии с тем, как полезны детские ходунки для облегчения первых шагов. Взрослым тоже необходима практика – чем больше вы читаете, чем качественнее и разнообразнее выбор литературы, тем скорее ваш мозг войдет в оптимальный режим переработки и запоминания полученных знаний. Но стоит отказаться от традиции регулярного чтения – и регрессия вернется снова, доставляя порой множество ненужных хлопот.
Преимущества быстрого чтения
Исследования мозга дали нам ценную информацию: он может “додумывать” без осознания, “дорисовывать” без целой картинки. Но многие об этом и понятия не имеют. Мы пытаемся улучшить память и работу мозга, хотя изначально не знаем, на что действительно он способен.
А знаете ли вы, что без гласных букв в строке вы поймете, о чем идет речь? А догадывались ли вы, что при закрытии третьей части текста вертикально вы тоже полностью поймете его смысл? Обучение технике скорочтения основывается на этих, казалось бы, мелочах. Но при “поглощении” больших объемов информации скорочтение очень экономит время.
Скорее всего, среди ваших знакомых есть человек, которому для прочтения книги требуется максимум 1 день, тогда как вам потребуется около 5 дней. Да и заставить себя прочитать книгу иногда ой как трудно! Быстро читающих людей не много, но они используют этот навык себе на пользу для развития мышления и успехов на работе. Кто откажется от успешности и экономии времени?!
Наблюдая за быстро читающими людьми, вы, возможно, заметили, как они буквально через несколько секунд перелистывают страницы. Неужели они ничего не запоминают и не видят? Все они видят, но при таком чтении их мозг усиленно работает по заранее отработанной схеме, человек знает:
- какую информацию он ищет;
- как она ему пригодится в жизни;
- какими другими способами он может получить подобную информацию.
Все эти хитрости помогают справиться с задачей получения информации как можно быстрее и эффективнее.
Как научиться читать быстро? Правильно используйте руки!
Второй ваш инструмент для повышения скорости чтения — руки. Как я уже упоминал, их использовать вовсе не обязательно, но большинству они очень помогают. Причин тому две.
Используя руки (или карточку-разделитель), вы активнее участвуете в чтении — физически. Чем активнее вы участвуете в процессе обучения, чем больше задействован ваш организм, тем лучше результаты.
Ваш мозг «запрограммирован» природой на то, чтобы заставлять глаза замечать движения. Это явление восходит ко временам охотников-собирателей, когда движения выдавали существо, которое хотело съесть вас или было для вас желанным блюдом. С этой точки зрения у большинства материалов для чтения есть недостаток: они не двигаются. Поэтому так легко отвлечься
Телевизор, пролетающая мимо птица — практически все, что движется, может привлечь ваше внимание. Применяя руки или карточку-разделитель, вы создаете движение на странице, которую читаете, причем так, чтобы повысить внимательность и помочь глазам двигаться ритмичнее и быстрее.
Вот два метода скорочтения, которые позволяют читать эффективнее.
Палец-указка. В этом методе используется правый или левый указательный палец. Суть здесь в том, что при чтении вы ведете пальцем вертикально по странице вниз с постоянной скоростью — немного быстрее темпа, в котором способны двигаться ваши глаза. Нужно соблюдать постоянный темп, не останавливаясь и не возвращая палец вверх. Вы можете вести им вниз по левому полю, по правому полю или по центру текста. Не нажимайте слишком сильно; ведите вниз по странице непринужденно и легко.
Попробуйте этот метод на любой странице текста, которую сейчас читаете, чтобы понять, какой его вариант вам больше нравится.
Карточка-разделитель. Вам понадобится картотечная карточка (размер примерно 13×7,5 см) или чистый лист бумаги, сложенный вдвое. Или даже визитка, хотя она маловата. Единственный критерий отбора карточки — чтобы ее легко было держать одной рукой.
Главное — правильно разместить карточку во время чтения. Возьмите ее и положите над строкой, которую читаете.
«Подождите-ка! — воскликнете вы. — Мне же не видно, что я только что прочел!» Вот именно. Этот метод сразу же повышает скорость и внимательность у более чем 90% людей в основном потому, что исключает возможность регрессии, о которой мы говорили в прошлый раз, и ваш мозг это понимает. Отрезав себе путь к отступлению, вы даете подсознанию понять: надо быть внимательным, так как есть только один шанс.
Так что по мере чтения просто перемещайте карточку по странице вниз в равномерном, постоянном темпе, чтобы ваши глаза продвигались вперед. В идеале карточка не должна останавливаться, и, конечно, ее нельзя передвигать вверх. Испытайте метод на любой странице книги 1–2 минуты — и берите его на вооружение.
Тексты для контрольного чтения
С текстами для контрольной проверки у родителей тоже могут возникнуть проблемы. Нельзя использовать абы-какие книги. Например, взять отрывочек из «Войны и мира» или, наоборот, из детской книжки с потешками, которую ребенок и так наизусть знает. Результаты оценки окажутся неверными.
К текстам предъявляются вполне конкретные требования:
- он должен быть незнаком читающему;
- должен соответствовать возрасту и быть понятным;
- предложения должны быть короткими, без слишком замороченных конструкций;
- лучше, если в нем не будет диалогов;
- не должно быть иллюстраций;
- он должен помещаться на одну страницу;
- он должен быть напечатан удобным для чтения крупным шрифтом.
Где ж его, такого идеального взять? В книжках конечно! Вот, например, книга из серии «Светлячок», называется «Проверяем технику чтения». В ней есть и тексты, и вопросы на понимание прочитанного.
А вот еще книжка. Она создана в помощь учителям начальных классов, но, думаю, и нам с вами подойдет. Называется «Чтение. 1 – 4 классы. Тексты для проверки техники и выразительности чтения».
Если вы тренируете технику чтения дома, то обязательно фиксируйте результаты. Либо в табличке, которую можно повесить на стену перед письменным столом, либо в специальной тетрадке. Ваш юный читатель будет видеть свой прогресс, и это позволит ему заниматься еще упорнее и стремиться к новым высотам.
А если вы стараетесь, стараетесь, а новые высоты так и остаются недостижимыми, то скорее всего что-то вы делаете не так. Что именно? Узнайте об этом на бесплатном вебинаре «В зоне особого внимания чтение!»
А стремиться есть к чему! Как вам чтение со скоростью 100000 слов в минуту? Думаете так не бывает? Я тоже так думала, пока не увидела это видео. Знакомьтесь, Никита Болдырев!
https://youtube.com/watch?v=h3lgZinLI4o
Дорогие друзья, теперь вы знаете, на что обращать внимание при домашних занятиях чтением. Я надеюсь, это поможет вам избежать ошибок и подходить к вопросу уверенно и со знанием дела
Всего самого доброго вам и вашим деткам!
Всегда ваша, Евгения Климкович.
Разминка «2–3–5»
Любая тренировка начинается с разминки мышц, а когда мы берём в руки книгу, то сразу приступаем к чтению. Чтобы глаза меньше уставали от печатных текстов и работы за компьютером, Павел Палагин в своей книге «Скорочтение на практике» рекомендует сначала «размять глаза», расширив периферическое зрение.
Представьте, что фокус вашего взгляда похож на луч прожектора и вы можете то расширять его, то сужать. Возьмите в руки секундомер, книгу формата А5 (это стандартный книжный размер), расслабьтесь и начинайте водить своим «лучом» по нескольким строчкам сначала слева направо, а затем справа налево.
Первую минуту водите по двум строкам, следующую — по трём, третью минуту — по пяти строчкам. Старайтесь чётко разглядеть все слова друг над другом, но пока не стремитесь понять их смысл.
На последнем этапе упражнения по обучению скорочтению вы должны не «перемещать луч прожектора» по строкам, а уже читать максимально быстро с пониманием по одной строчке слева направо.
С какого возраста можно обучать скорочтению детей?
Прежде, чем начать обучаться скорочтению, ребенок должен научиться правильно читать. Человек вначале учится медленно ходить, а только затем бегает, медленно ездить, а лишь потом, когда навык будет отточен до идеала, – участвует в соревнованиях.
То же самое и с чтением: прежде, чем учиться читать быстро, необходимо научиться читать качественно, осознанно воспринимая информацию. Кроме того, должен полностью сформироваться речевой аппарат.
В противном случае ребенок, стараясь прочитать быстрее, будет попросту «проглатывать» части слов, и эта привычка так и останется на всю жизнь. В общем, скорочтению рекомендуют начинать учиться не ранее достижения возрастной планки в 14 лет.
Три привычки при чтении, которые вы можете ослабить
Чтобы обеспечить повышенные «передачи», сначала нужно осознать, что замедляет ваше чтение. Если вы хоть как-то умеете читать, в процессе вы совершаете три привычных действия, иногда не осознавая этого. Ослабив любую из этих привычек (или все), вы значительно повысите внимательность, скорость и понимание читаемого.
- Отвлечение внимания (блуждание мысли). Хоть раз вы в конце страницы или главы вдруг понимали, что ничего не помните из прочитанного? Причина в том, что вы отвлеклись. Странно: глаза двигались по странице, но мозг был занят… чем? Кто знает! Проблема в том, что понимание прочитанного оказалось нулевым, и вам пришлось читать заново!
В некоторых случаях эта привычка полезна. Когда ваш ум находит в прочитанном связь с другой темой, к которой и переходит, это на самом деле очень хорошо. Когда же при чтении мысли просто блуждают где-то далеко, ничего хорошего нет.
Главное «лекарство» от этой привычки простое: двигайтесь быстрее! Ваш ум отвлекается в основном из-за скуки. Если он способен легко воспринять, скажем, в два раза больше, чем сейчас (а это правда), то он найдет дополнительное применение этим резервам. Мозгу очень понравится, если вы поставите перед ним задачу увеличить скорость, и он будет внимательнее. Это резко повысит понимание материала.
- Регрессия (возврат). При чтении любых материалов почти все регулярно возвращаются и перечитывают только что изученное. Это можно увидеть, проследив за глазами читающего. Чаще всего мы даже не отдаем себе в этом отчета! Естественно, процесс регрессии сильно замедляет чтение и обычно не нужен..
- Субвокализация (мысленное проговаривание). Третья привычка, которую лучше скорректировать, называется субвокализацией. Это проговаривание каждого слова в уме. Скорость чтения при этом не превышает скорости устной речи: около 150 слов/мин.
Вообще-то субвокализация удобна при чтении произведений в жанре, где «слышать» слова необходимо. В эту категорию входят Священное Писание, диалоги и поэзия. В иных случаях субвокализация замедляет чтение, и вы тратите много лишних усилий.
Лучший способ устранить эту привычку (да и все три) — использовать свои глаза и/или руки (инструменты «разумного чтения») активнее и более осознанно, научиться больше задействовать зрительные центры мозга, а не слуховые. О том, как это сделать, мы расскажем в следующий раз.
Как тренировать технику чтения
Развивать технику чтения можно с помощью специальных игр.
Вот некоторые из них:
- Жужжащее чтение.
- Ежедневное чтение на уроке, когда все ученики читают вполголоса в течение 5 минут.
- Чтение перед сном.
- Многократное чтение текста. Суть такого упражнения заключается в следующем: ученики читают одновременно текст, но каждый в своем темпе. По истечении минуты учитель останавливает ребят, и они примечают слово, до которого дочитали. Далее педагог просит прочитать детям текст орфографически. Затем, повторное прочтение этого же отрывка предполагает чтение орфоэпическое (как говорим). И снова ребята примечают слово, до которого они дочитали и сравнивают с предыдущим результатом.
- Чтение наоборот. Такой способ предполагает чтение слов не слева направо, а справа налево. Такое чтение полезно, так как регулярно тренирует ребенка в слиянии букв и чтении слов без напряжения.
- Вершки да корешки. Ребятам предлагается прочитать слова, закрывая длинной непрозрачной линейкой верхнюю или нижнюю половину букв.
- На доске записано много слов. Ребята должны найти то слово, которое назовет учитель.
- Самозамер чтения. В конце урока оставлять несколько минут для того, чтобы произвести самозамер чтения и записать результаты в специальный дневник.
- Чтение «вверх ногами». Дети с удовольствием почитают текст в книжке, которую будут держать «вверх ногами».
Работа по развитию техники чтения в начальной школе крайне важна. Ведь именно беглое и осмысленное чтение активизирует процессы мышления, внимания, памяти и является залогом успешного учебного процесса.
Рекомендации специалистов при обучении чтению
Привить любовь к чтению – сложное задание для каждого родителя, который далеко не всегда может с ним справиться
Чтобы научить ребенка быстро и грамотно читать, при этом, не травмируя его психику, важно прислушиваться к некоторым советам опытных педагогов:
- Не стоит заставлять ребенка читать книги с криками и угрозами. Помните о том, что все книги, которые не входят в категорию «школьной программы» должны изучаться ребенком с большим удовольствием и приносить исключительно положительные эмоции.
- Правильный выбор книги. Именно родители, как никто другой знают предпочтения своего чада, потому они могут подбирать яркие книги с большим количеством иллюстраций по тематике, интересной ребенку. Это могут быть разнообразные книги: комиксы, истории про пиратов, космические корабли и другое. Главное – заинтересовать ребенка, чтобы у него появилось желание прочитать текст.
- Даже, когда малыш уже умеет читать самостоятельно, родители не должны переставать ему время от времени читать увлекательные книги. На первых этапах, когда малыш только учится читать, ему будет казаться, что чтение – это огромный труд. Поэтому он с большим удовольствием будет слушать, как читают родители. Но со временем у него отложится в голове важная мысль: книга – это очень интересно.
- Родители должны читать вместе со своим чадом по очереди. Можно устроить небольшое соревнование: постепенно ускоряться в чтении и подбадривать ребенка повторить ваш «трюк».
Не стоит расстраиваться, если продолжительные занятия с ребенком не приносят желаемых результатов. Все приходит со временем.
Чтобы сделать процесс чтения еще более интересным, можно использовать различные игры. Одной из таких является игра под названием «Кто быстрее?». Предложите своему ребенку читать в стиле разных животных. К примеру, это может быть гепард, черепаха, улитка и прочее.
Как вариант, можно устраивать соревнования: родители могут немного поддаваться своему малышу и вместе с ним соревноваться – кто быстрее прочтет отрезок текста за определенное время. Это поможет сформировать дух соперничества, что позволяет первокласснику еще больше стараться и быть лучше.
Гистафен
Скорочтение для взрослых: топ книг, которые помогут научиться быстро читать
Если скорочтение для взрослых серьезно заинтересовало читателя, предлагаем ему ознакомиться со следующей литературой на данную тематику:
«Скорочтение» Марата Зиганова. Этот источник информации о скорочтении многие считают лучшим. Что неудивительно, ведь в книге содержится множество упражнений и рекомендаций, а сам подход к обучению достаточно оригинальный.
- «Быстрое чтение» Эбби Маркс-Билла. Книга расскажет о различных техниках скорочтения, из которых каждый читатель сможет выбрать что-нибудь по своему вкусу. После каждой главы размещены упражнения, которые позволят тут же на практике применить только что усвоенные теоретические знания.
- «Скрытые ресурсы мозга» Христиана Грюнинга. Это произведение поможет развить и скорочтение, и внимательность одинаково хорошо. Читатель по окончании ознакомления с книжкой сможет не просто молниеносно усваивать информацию, но и делать это максимально качественно.
- «Техника быстрого чтения» Олега Андреева. Прочитав этот труд, человек сможет осваивать по нескольку книг за кратчайшее время. Подобного удивительного эффекта получится достигнуть благодаря методикам, многократно проверенным на практике.
- «Учебник быстрого чтения» Тони Бьюзен. Он станет настоящей находкой для желающих развить периферическое зрение. Установить связь между зрением и соответствующими участками мозга – задача реальная, но требующая некоторых усилий. И книжка позволит найти кратчайший путь к решению такой задачи.
После ознакомление с некоторыми учебниками, скорочтение станет обыденной вещью
Первые курсы по скорочтению были открыты в Америке еще в 50-х годах прошлого столетия. Прошли десятилетия, но данный навык все так же актуален. Пожалуй, даже более актуален, ведь прогресс не стоит на месте и снабжает нас новым массивом информации. Надеемся, что приведенные советы помогут в его освоении.
Тексты для проверки техники чтения
Текст №1. Переполох в игрушечном городе
По улице игрушечного города мчался Тигр. Игрушки испугались и стали прятаться кто куда. Курица три раза падала в обморок, пока собрала и спрятала всех цыплят. Только куклы, Ляля Голубая и Ляля Розовая, не испугались. Как сидели на скамеечке, так и сидят. Ванька-Встанька от удивления забыл спрятаться. Не думал он, что Ляли такие храбрые. Тигра не испугались! На защита.
Тигр на бегу задел его хвостом. Ванька-Встанька упасть не упал, но долго качался из стороны в сторону.
Тигр подскочил к скамейке, где смеялись Ляли. И как зарычит:
— Ррр! Отдавайте мой бант! Зачем бррали без спрросу?
— Забирай свой бант, он мне не нужен вовсе! — сказала Ляля Розовая, доставая из кармашка зеленую ленточку. — Еще хвастался: я, мол самый добрый Тигр на свете. Жадина!
— Рразве мне жалко ? — сказал Тигр. — Да только когда я без банта, все меня боятся, никто со мной не играет. Ррр!
Тигр повязал бант себе на шею и не спеша пошел по улице. Потихонечку отовсюду начали высовываться игрушки.
173 слова (Т. Александрова)
Текст №2. 4 класс, первое полугодие
Пришла зима. С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю — одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звездочка с шестью лучами; вот тончайшая пластинка с шестью гранями.
Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз несильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа.
85 слов
Текст №3. Вот и ноябрь
Тусклы и коротки дни поздней осени. Непроглядно темны длинные ночи. Хмурится низко нависшее небо. «Дохнул ноябрь осенним хладом…».
Только серому волку поздняя осень и зима не в диковинку. Привольно зверю разгуливать по безлюдным полям. В ноябре волки не живут в большом лесу, бегают стаями из чащ в травянистые болота, в мелколесья, в овраги и ближе к деревне.
Быстро убывает короткий ноябрьский день. Темнеет. Стелется дымчатая вуаль сумерек, затуманились окрестности.
Вечером вороны и галки тянутся в деревню, сороки — в лес. А утром наоборот: ворона — в лес, а сорока — в деревню. Это верный ориентир заблудившемуся охотнику. По полету птиц, как по компасу, выйдешь из леса.
Текст №4. Ветер (текст для проверки техники чтения в 4 классе во втором полугодии)
В давние времена ветер был человеком. Но затем он превратился в птицу и стал летать. И с тех пор уже не мог ходить по земле, как было раньше.
Поселился ветер-птица в пещере, в горах. Днем он вылетал из пещеры и охотился весь день, а вечером вновь возвращался в горы, в свою пещеру и проводил там ночь.
Случилось однажды, что человек увидал ветер. Подумал он, что это птица, и бросил камень в птицу-ветер. Рассердился ветер, разгневался, стал он летать и дуть. Поднялась пыль, посыпались камни. Ни один человек не мог ни охотиться, ни собирать коренья. Все сидели в своих хижинах, ожидая. Когда утихнет гнев ветра.
112 слов. Африканская сказка
Текст №5.
Сидит соловей в густой зелени деревьев, не сразу его и увидишь. Хорошо ему в родном лесу, и песня запелась сама собой.
Заслушался соловья старичок, сидевший возле дома на скамеечке. Вышла старушка, неся в руках кухонное полотенце. Готовила она, да песня ее во двор выманила.
Перестала играть в мячик маленькая внучка. Стоит, песню слушает.
Даже облака в небе остановились, даже ветер притих. Только курица, копавшая червяков, обиделась:
— Подумаешь, соловей ! Разве я хуже пою ? Ко-ко-ко ! Куд-куда !
А песня соловья летела над лесом, над домом и двором. И была в той песне радость и грусть, и звала она куда-то ввысь, к счастью.
Даже курица не заметила, как, склонив голову, сама стала слушать лесного чародея…