Консультация «закаливание в условиях доу»

Особенности проведения процедуры обливания малышей в дошкольном образовательном учреждении

Еще более сложным этапом закаливания является обливание или душ. При обливании температура в помещении для детей разного возраста должна быть разной:

  • до двух лет — не ниже 22 градусов с температурой воды 26-28 градусов в конечной точке закаливания;
  • от двух до четырех лет — не ниже 20 градусов с температурой воды 24 градуса;
  • от четырех до семи лет — не ниже 18 градусов с температурой воды 22 градуса.

При этом взрослый поливает из лейки плечи, грудь и спинку ребенка. Для этого потребуется 1,5-2 литра воды, и длится такая процедура начиная с 15 секунд до 35-40. После необходимо растереть тело мягким полотенцем.

Польза закаливания

Повышение иммунобиологической устойчивости при проведении холодовых процедур было доказано в прошлом веке академиком Ильей Аршавским. Он — автор множества публикаций по детской физиологии. Чета Никитиных, впоследствии разработавшая собственную систему воспитания, установила взаимосвязь между закаливанием и снижением проявлений аллергии. К следующим эффектам от закаливающих мероприятий относятся:

  • Стабилизация работы нервной и эндокринной системы. Снижаются последствия при стрессе, переутомлениях, повышенных психоэмоциональных нагрузках.
  • Улучшение работы кровеносной системы повышает тонус, улучшает состояние кожных покровов, предохраняет от варикозного расширения вен.
  • Повышение невосприимчивости к заболеваниям простудного характера при изменении внешних факторов: понижении температуры, усилении ветра и других.

  • Течение болезни у закаленных малышей намного легче и короче по продолжительности. Меньше вероятность осложнений.

Правила закаливания

Правильное закаливание – это когда оно выполняет все эти условия:

  1. Выполняется ежедневно, без перерывов, когда в какой-то день были гости или с ребенком находился другой человек. Паузу нужно сделать только на время острого периода болезни, стресса (переезда, развода или сильной ссоры родителей), травмы (например, перелома конечности) или ожога кожи.
  2. Постепенность снижения или повышения температуры воды или воздуха. Сразу резко увеличивать стрессовое воздействие нельзя.
  3. Индивидуальность подхода. Не стоит насильно обтирать или обливать ребенка, если ему это не нравится (то есть он кричит и плачет). Также предполагается применение щадящего подхода к ослабленным болезнью детям.
  4. Оказывается комплексное воздействие природных факторов на кожу: воздуха, воды, солнца. При этом очередность и длительность процедур зависит от времени года и погоды.
  5. Сочетаются местные (полоскание носоглотки, кистей, растирание стоп) и общие (воздушные, солнечные ванны, контрастный душ) процедуры.
  6. Преемственность. Лучше всего иммунитет ребенка укрепится, если он будет получать закаливающие процедуры и в домашних условиях, и в детском саду, и в детском санатории/лагере.

Важно! Укрепление иммунитета происходит в срок 4-6 недель с момента начала закаливания. К сожалению, полезный эффект процедур исчезает довольно быстро – за 2-3 недели

То есть после болезни нужно возвращаться к закаливанию как можно скорее.

Принципы закаливания

Не многие детские дошкольные учреждения могут похвастаться возможностью уделять достаточно внимания физическому развитию, а именно закаливанию. Между тем постепенное привыкание ребенка к пониженным температурам, к нетепличным условиям укрепляют иммунитет, а, значит, и здоровье. Регулярные закаливающие мероприятия помогут в будущем избежать заболеваний, которыми болеют дети старшего возраста.

Прежде чем начать процедуры закаливания необходимо соблюсти некоторые условия. Температура комнаты во время бодрствования детей должна быть 22 градуса, при влажности от 40 до 60%. Для сна более комфортна температура 18°. Необходимы прогулки на воздухе при любой погоде. Зимой малыши могут гулять при отсутствии ветра и температуре до пяти градусов мороза. Сквозное проветривание допустимо при отсутствии детей в группе. Обязательно выполнение следующих правил при закаливании.

  1. Основная цель закаливания – оздоровление и профилактика заболеваний.
  2. Только систематические занятия способны дать положительный результат.
  3. Воздействие должно быть постепенным и обеспечивать медленное привыкание к закаливанию с последующим расширением зон влияния.
  4. Индивидуальный подход и анализ особенностей каждого малыша.
  5. Медицинский контроль реакции ребенка на процедуру.

Закаливания обязаны вызывать лишь положительные эмоции у детей. Процедуры противопоказаны, если с момента прививки или после перенесенного заболевания не прошли пять суток. При хронической болезни – две недели, и если накануне у ребенка повышалась температура. После выздоровления процесс закаливания начинается сначала. По возрастающей увеличивается количество процедур, их сложность и продолжительность.

Иммунитет и закаливание

Поскольку иммунитет – это клетки и молекулы, находящиеся в крови, то иммунная защита определенного органа зависит от того, насколько хорошо он кровоснабжается. Это можно заметить по коже и слизистым оболочкам (например, горла): когда они воспаляются, то краснеют и отекают. Так организм увеличивает в них кровообращение.

Когда микроб попадает не локально (в участок кожи или слизистой), а в кровь, организм призывает клетки и молекулы иммунитета к экстренной мобилизации. Для этого он вырабатывает вещества, которые повышают температуру, – пирогены. В этом состоянии сосуды массово расширяются, увеличивается частота сердцебиения, почки фильтруют кровь быстрее – организм старается поскорее вывести микроб и продукты его жизнедеятельности из организма.

Когда вы занимаетесь закаливанием организма, то суть воздействия такая:

  1. сначала на тело действует холод: кожные сосуды суживаются, а кровообращение внутренних органов усиливается;
  2. при согревании сосуды расширяются – кровь распределяется по всему организму «как положено», при этом кровоснабжение увеличивается.

Когда такое воздействие оказывается постоянно, мышечный слой сосудов увеличивается (он «качается», как обычные мышцы) и кровоснабжение органов улучшается. То есть, улучшается и их защита. И когда ребенок, имея такие «накачанные» сосуды, выходит на холод, организм уже готовится к тому, что скоро ему нужно будет усиливать кровообращение. Тогда, при попадании в тепло, кровообращение усиливается гораздо сильнее, чем обычно. И микробы, которые могли осесть на слизистые оболочки дыхательных путей, уже встречают усиленную защиту, которая не пускает их дальше.

Получается, что закаливание действует через тренировку системы терморегуляции. Главный орган этой системы – гипоталамус. Он одновременно является и «главнокомандующим» всей эндокринных органов, и основным «ответственным» за стресс. Обычно при стрессе иммунитет снижается. Но когда гипоталамус «натренирован» через терморегуляцию, он повышает сопротивляемость организма при стрессе.

Все это возможно, если соблюдать принципы закаливания.

Виды процедур

Закаливание – это целый комплекс, включающий в себя воздействие посредством воздуха, воды и солнца. Схема проводимых мероприятий может быть разной, зависит от уровня закалки детей, их возраста и возможностей детского учреждения. Индивидуальный подход диктует необходимость разделения детей на несколько групп. Например, совершенно здоровые дети и недавно переболевшие, ослабленные малыши, ранее закаливаемые и впервые приступающие к процедурам.

Воздушные процедуры

Свежий воздух должен всегда присутствовать в помещении. Дети потребляют кислород не только через дыхательные пути, но и сквозь кожу. Поэтому к воздушным процедурам относят следующие виды закаливания:

  • прогулки на свежем воздухе;
  • воздушные ванны;
  • хождение босиком;
  • сон на специально оборудованной веранде.

Это наиболее доступные процедуры для детей любого возраста. Их продолжительность увеличивают с 2 минут до 15. Сначала делают теплые воздушные ванны (20°), постепенно доводя температуру прохладной. Круглый год сон днем проводится без майки. После сна дети выполняют несложные упражнения, лежа в кроватке.

Воздействие холодным воздухом (ниже 15°) проводят при подвижных играх, например, хождение босиком по массажным коврикам. Летом используется естественная поверхность – земля, песок, трава, мелкие камушки. Прогулки способствуют повышению аппетита, нормализации сна. Если есть возможность, необычайно полезен дневной сон на веранде с сентября по май.

Водные закаливания

Вода оказывает возбуждающее действие на нервную систему ребенка. Поэтому их выполняют в первой половине дня или после дневного отдыха. Этот эффективный метод включает в себя:

  • полоскания рта холодной водой;
  • растирания тела влажным полотенцем или рукавичкой;
  • ванночки для ног;
  • обливание всего тела, купание.

Для полоскания рта используют кипяченую воду. Ее температуру снижают начиная с 28° и доводят до комнатной. Дети старшего возраста полощут рот и горло раствором соли с йодом или настоем ромашки.

Влажному обтиранию обычно предшествует воздействие на тело сухой рукавичкой. Через две недели можно переходить к влажным растираниям.

Обливание ног – голень, стопа ребенка, начинают с теплой воды. Каждые 4 дня воду делают прохладней на 1°, продолжительность процедуры до 3 минут. Другой способ – это обустройство специальных дорожек. Схема упражнений следующая.

Для тактильных ощущений дорожки выстилают разным материалом, например, простыня и мешковина. Первую дорожку смачивают соляным раствором, вторую обычной водой, третья остается сухой. Дети несколько минут ходят по дорожкам. Контраст поверхностей способствует закаливанию и профилактике плоскостопия.

Душ и общие обливания являются сильным возбуждающим средством. Они более показаны вялым и заторможенным детям. Хорошо стимулируют иммунную систему занятия в бассейне. Все же купания противопоказаны детям с больным сердцем, почками или перенесшим воспаление легких.

Солнечные ванны

Солнце благотворно действует на ребенка. Малыши получают солнечные ванны во время обычных прогулок

Важно не допустить перегрева. Летом голова малыша должна быть защищена, необходимо пить достаточное количество воды, не допускать вредного воздействия солнца

Находиться на солнце можно с 8 до 10 часов утра, после дневного сна с 15 часов.

Советы и рекомендации

Планируя закаливание дошкольника, важно знать основные правила и принципы, которые следует соблюдать вне зависимости от выбранного способа закаливания

  • Перед началом обязательно проконсультируйтесь с педиатром. Солнечные ванны имеют противопоказания, например, они могут навредить детям с дерматологическими заболеваниями, онкологическими проблемами, невусами, фотоаллергией. Воздействие холодом противопоказано детям с холодовой формой аллергии, а водные процедуры ограничивают у детей с аквагенной аллергической реакцией.
  • Любое воздействие должно быть постепенным, плавным, время процедур увеличивают понемногу, температуры снижают тоже постепенно. Если сразу сложно составить план действий, попросите врача помочь — он даст памятку-таблицу, в которой вы сможете указывать основные этапы ваших оздоровительных процедур.
  • Закаливание — это не подвиг и не мероприятие. Это каждодневный и привычный образ жизни, который должен стать естественным не только для ребенка, но и для всей семьи. Будет странно, если родители начнут требовать от малыша чего-то, чего не делают сами.
  • Если ребенок заболел, закаливающие процедуры отменяют только на время высокой температуры тела. После ее нормализации к закаливанию возвращаются постепенно.

Схема

Три правила постепенности выполнения закаливания водой:

  1. Обтирания. Начинают, когда ребенку исполняется 3–4 года. Для этого можно использовать полотенце, смоченное в прохладной воде. Начинают с рук и шеи, далее переходят к телу и ногам. После процедуры малыша нужно растереть сухим полотенцем до покраснения кожи. Температура воды: сначала выше 35 °С, постепенно спускать до 22–24 °С.
  2. Обливания. Сначала ноги при температуре воды около 30 °С. Каждую неделю температура понижается на градус и постепенно доводится до 14 °С. Обливать нужно только теплые ноги. Для этого процедуру лучше проводить после сна. В конце ноги хорошо растираются полотенцем.
  3. Контрастные обливания. Также начинаются с ног. Для здорового ребенка температурный контраст между теплой и холодной водой — от 14 до 32 °С, если малыш часто болеет — 25–32 °С. Начинать с температуры воды от 36 °С, постепенно снижая до 19 °С. Первое обливание не более 15 секунд.

При закаливании солнцем различают три варианта температур:

  • выше 25 °С;
  • от 15 до 25 °С;
  • ниже 15 °С.

Начинать нужно со второго варианта, постепенно переходя к температуре больше 25 °С. В первые дни ребенок должен находиться под рассеянными лучами не более 10 минут. Далее, на протяжении следующих 5 занятий, время пребывания на солнце увеличивают на 2 минуты.

На 7 занятии можно выводить на улицу при температуре выше 25 °С. Но перепад не должен составлять более 7 °С. Экспозиция также должна начинаться с 10 минут и постепенно увеличиваться аналогичным образом. В общем, курс может занимать до 3 недель. Для лучшего результата нужно их повторять 2–3 раза.

В домашних условиях

Занятия дома — самый удобный вариант, при котором не нужны расписанные планы. Сначала малышу нужно объяснить, что это такое и зачем нужно заниматься закаливанием.

Начните закаливание с повседневной жизни ребенка: при переодевании не кидайтесь сразу его переоблачать — пусть несколько минут побудет раздетым. Помните: чем больше площадь свободных от одежды кожных покровов, тем более эффективной будет закаливание воздухом.

При проведении утренней гимнастики оптимальная температура в комнате — 18 °С. Маечку желательно снять. Каждые 3–4 дня следует снижать температуру на 1 °С, доведя в итоге до 12 °С.

Перед сном спальню нужно хорошо проветривать. Прогулки должны стать ежедневными, при этом их длительность нужно постепенно увеличивать.

Поощряйте хождение босиком: дома по полу, на улице летом по траве, песку, почве. Когда босота станет привычной, можно попробовать хождение по снегу. Сначала поставьте ребенка одной ножкой на снег, потом — второй. Постепенно увеличивайте время: сначала до минуты двумя ногами, в итоге до 10 минут.

Закаливание ультрафиолетом начинают с нахождения в тени, постепенно подставляя солнышку отдельные части тела — сначала ноги и руки. После появления загара, время пребывания на воздухе можно увеличивать. Не забудьте о панамке лучше из светлой натуральной ткани. С собой нужно всегда иметь бутылочку чистой питьевой воды, чтобы ребенок мог в любой момент попить.

Дошкольнику родители должны ввести в режим дня ежедневное мытье рук, но большего по поверхности, то есть мыть нужно не только руки, но и плечи, шею, верхнюю часть грудной клетки, спину. Вода сначала должна быть теплой, затем температуру постепенно снижают по градусу в день до 16-17 °С.

В детском саду

Закаливанием своих воспитанников должны заниматься все: от заведующей до нянечек. Специальных программ по закаливанию в детских заведениях не предусмотрено. Но и ничего сложного здесь нет, нужно только не забывать основные принципы: индивидуальность, постепенность и систематичность.

Из водных процедур в детских садах используются:

  • обтирания;
  • обливания;
  • летом — купания под душем или в бассейне.

Воздушные процедуры — это ежедневные прогулки, сон с открытыми окнами, регулярное проветривание помещений (не менее 5 раз в день).

Солнечные процедуры очень эффективны для детей младшего возраста, но для избежания перегрева на прогулках лучше подбирать спокойные игры. Оптимальное время — с 8:00 до 9:00, затем после тихого часа — с 15:00 до 16:00.

Закаливание нельзя воспринимать, как мероприятие. Оно должно стать привычным образом жизни, как для самого малыша, так и для его окружения.

Примерные условия для проведения процедур с детьми до 7 лет

Для того чтобы правильно проводить закаливающие процедуры в детском саду, необходимо понимать, какие условия могут быть наиболее благоприятными для закаливания малышей. Приведем примерную схему для закаливания дошколят в возрасте от двух до семи лет:

  • ребенок должен находиться в помещении, где температура воздуха не выше 18-20 градусов;
  • принятие воздушных ванн — на протяжении 10-15 минут. При этом малыш должен быть одет только в трусики и майку-безрукавку. Ребенок в носочках или в тапочках на босу ногу бегает и играет в подвижные игры в помещении группы. Некоторое время все делают легкую гимнастику — примерно 6-7 минут;
  • умывание — постепенно снижают температуру воды с комфортных 28 градусов до более прохладной: летом — 18 градусов и зимой — 20 градусов. Снижение температуры происходит на протяжении года. Этой водой детям до 3 лет рекомендуется мыть лицо, шею и руки — до локтя, тем же, которые старше 3 лет, — еще и верхнюю часть грудки, а также руки до плеч. Для трехлеток закаливание тоже начинается с 28 градусов. На протяжении года температуру воды снижают до 16 градусов в летнее время и до восемнадцати — в зимнее;
  • дневной сон. Он обязательно должен проходить в теплое время года при открытых окнах, а в холодное — в предварительно проветренном помещении при 15-16 градусах;
  • сон без маек — постоянно, но если в помещении температура ниже допустимой, надевать теплые носки и укрывать двумя одеялами; температурный минимум — 14 градусов;
  • прогулки на свежем воздухе два раза за день, если температура воздуха не ниже 15 градусов. По продолжительности прогулки должны составлять не меньше 1-1,5 часа, лучше несколько (2-3) часов;
  • солнечно-воздушные ванны летом 5-10 минут несколько (2-3) раз в день. При этом можно гулять на свежем воздухе неограниченное количество времени;
  • полоскание горла и рта для деток младшей дошкольной группы — от двух до четырех лет. Вода кипяченая, остывшая до комнатной температуры, с ромашкой либо шалфеем — утром и вечером.

Не злоупотребляйте шапками

Уши, как и стопа, являются важной рефлексогенной зоной организма. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы эти рефлексы атрофировались за ненадобностью

А именно это происходит, если дитя с рождения наряжают в чепчики дома, и не снимают шапочки даже в плюс 20 на улице.

Ушная раковина задумана природой, чтобы контактировать с любыми внешними раздражителями: холодом, ветром, сквозняком и т.д. Если вы забираете у органа все возможные раздражители, помещая его в тепличную среду вечных шапочек, то происходит следующее: уши забывают, как это – нормально работать и выполнять защитную функцию.

В результате ребенок получает отит от малейшего ветерка в плюс 25. И история здесь та же, что и с ногами – это сегодня вы думаете, что можете проконтролировать все неблагоприятные природные условия.

А что будет в детском саду или школе? Я, к примеру, всегда ненавидела шапки, и особым кайфом было уйти из дома в шапке, чтобы не связываться с мамой, а по пути в школу засунуть эту ненавистную шапку глубоко подальше.

Вспомните себя в подростковом возрасте – всегда слушались родителей? Уверена, что нет. Вот и делайте выводы. Уж лучше пусть ребенок с детства будет подготовлен не простужаться от дуновения ветерка.

Как это было у нас: у нас никогда не было шапок в помещении. Даже в роддоме. Даже дома у новорожденных после ванны. Даже дома зимой. Ну не нужна шапка в помещении. И точка.

Что касается улицы. Шапка нужна для защиты от холода. Именно от холода, а не от ветра, как думают многие. Те, дети которых потом ходят с отитами. Я всегда ориентируюсь на себя: хочется мне надеть шапку, если уши мёрзнут – я надену её себе и ребенку. Как правило, это случается тогда, когда на улице меньше 10-13 градусов. Если я сама без шапки, почти всегда мои дети без шапок тоже.

Как результат, я знаю точно, что ребятня не простудится от ветерка на улице, и ничего страшного не случится, если в непогоду шапки под рукой не окажется.

Если у вас не так, но вы хотите так же, не забывайте о правиле постепенности! Начинайте с малого: сначала снимите чепчики и шапочки в помещении. Потом начинайте понемногу понижать температуру, при которой малыш гуляет без шапочки.

Например, вы обычно в шапке в плюс 22. Сегодня гуляете без шапочки в плюс 22. Завтра в плюс 21. Послезавтра в плюс 20, и так далее, пока не дойдёте до комфортной вам температуры (ориентируясь на себя).

Конечно, не надо сразу резко на весь день отправлять малыша без головного убора в плюс 10 градусов.

Особенности проведения процедур. Правила

При организации закаливания в детском образовательном учреждении следует обязательно выполнять такие правила:

  • закаливающие процедуры проводить на постоянной и регулярной основе. При несистематическом подходе к закаливанию организма он не успевает выработать нужных защитных реакций;
  • нельзя закалять организм и про запас, сверх положенных нормативов, а также прекращать занятия на время холодной зимней поры. В таком случае выработанные в организме реакции на холод очень скоро сойдут на нет, и ребенок опять будет подвержен риску простудиться. Именно на принципе системности построены закаливающие процедуры в детском саду, ведь дети там проводят большую часть своего времени и могут вписаться в существующую систему;
  • постепенность в нарастании интенсивности процедур тоже очень важна, особенно для малышей, организмы которых еще беззащитны к влиянию окружающей среды. Изменения условий пребывания постепенно помогают комфортно приспособить организм к не очень благоприятным условиям;
  • учет индивидуальных особенностей организма и возрастных категорий для правильного распределения интенсивности процедур.

На выполнении этих правил и базируется вся система закаливания детей, рекомендованная для применения в дошкольных детских учреждениях.

Кому нужно закаливание

Детское закаливание нужно каждому ребенку, если у него:

  • достаточное количество гемоглобина;
  • нет неврологических заболеваний, особенно тех, которые сопровождаются судорогами;
  • нет холодовой аллергии;
  • не нарушена функция почек;
  • нет туберкулеза;
  • нет тяжелых сердечно-сосудистых заболеваний, пороков сердца;
  • нет эпилепсии;
  • нет онкологических заболеваний;

Глубоко недоношенным детям, малышам, которые перестали набирать вес или даже похудели, во время повышения температуры тела, а также на период восстановления после ожогов и травм закаливание следует отложить

Но оно для них очень важно, так как позволит противостоять инфекциям, к которым они изначально менее устойчивы

Если ребенок страдает аутоиммунными заболеваниями, бронхиальной астмой или эндокринными заболеваниями, закаливаться ребенку можно, но делать это тогда, когда даст добро врач-педиатр.

Укрепляем здоровье ребенка

Часто повышение сопротивляемости заболеваниям не требует особых финансовых затрат и нагрузок. Эффективно укрепить защитные силы организма можно, пересмотрев многие привычки, поменять образ жизни семьи в целом, например:

  • Сменить или разнообразить рацион питания. Есть выражение, что иммунитет спрятан в кишечнике. Его микрофлору поддерживает на должном уровне употребление в пищу определенной еды: кисломолочных продуктов, содержащих пребиотики, ягод, свежих фруктов, овощей, особенно семейства крестоцветных: капусты, редиса, репы.
  • Усилить физические нагрузки, особенно на природе.

    Среди прочего особенно полезно плавание.

  • Пересмотреть период бодрствования и сна: ложиться спать и вставать в соответствии с естественными биоритмами человека.
  • Обеспечить витаминотерапию, особенно в переходные периоды и в моменты пика эпидемий. Можно обогатить меню полезными веществами, добавив в него травяные чаи, мед и продукцию пчеловодства, цитрусовые, сухофрукты. Желательно, чтобы они были на семейном столе ежедневно.
  • Закалять ребенка. Тем, кто сомневается в эффективности способа или просто не знает, с чего начать, как закалять ребенка правильно, можно ознакомиться с различными методиками и научными данными, подтверждающими благотворный результат от процедур.

А вот, доктор Комаровский считает, что детей закаливать не надо. Посмотрите и убедитесь сами.

Хождение босиком — еще один метод закаливания малышей в дошкольном образовательном учреждении

Наиболее простой и очень доступный способ закаливания — хождение босиком. Для укрепления защитных сил организма ребенок должен ходить босыми ножками по помещению в течение 15-30 минут утром и столько же вечером. Утром могут быть совмещены босохождение и зарядка для детей под музыку — и детям приятно, и не придется отдельно тратить время на каждую из процедур. С каждым днем время хождения босиком становится длиннее на 10 минут и постепенно доводится до 60 минут. Очень хорошие результаты дает хождение без обуви по мелкому гравию или твердому грунту. Кожа на стопе становится более грубой, и снижается возбудимость к холодному дорожному или комнатному покрытию.

Хождение босиком помогает не только закалить ноги, но и укрепить свод стопы, а также ножные связки. Начинать закаливание можно, когда температура покрытия не ниже 18 градусов. Для начала это нужно делать в носочках примерно 4-5 дней, потом по 3-4 минуты босыми ногами. Каждый день время процедуры увеличивается на 1 минуту, пока не достигнет 20-25 минут.

Основные принципы закаливания малышей в детском саду

Со времени появления людей на планете и по нынешние времена самыми действенными закаливающими средствами остаются самые простые и естественные природные дары — солнце, воздух и вода. Именно эти три главные стихии помогают организму адаптироваться в различных жизненных условиях. Чтобы человек рос сильным и здоровым, готовым противостоять различным болезням и мог справляться с инфекциями, включая свои личные защитные силы, его организм нужно тренировать и приспосабливать к самым контрастным погодным условиям. Именно эту задачу и решает систематическое закаливание, ориентирует воспитателей помочь детям повысить уровень сопротивляемости организма и приспособить его к меняющемуся климату и температурным условиям. И для этого существуют разные виды закаливания детей, рекомендуемые методическими материалами детских учреждений. О них следует знать каждому воспитателю.

Сознательное закаливание происходит по определенной системе, которая способна быстро адаптировать ребенка к неблагоприятным погодным условиям, не нанеся вреда его организму и наиболее комфортным способом приспосабливая здоровье малыша к непрогнозируемому влиянию внешней окружающей среды. Закаливание подразумевает воспитание в индивидууме наибольшей устойчивости к погодным изменениям, сопротивляемости болезням и стихийным сюрпризам. Чтобы этот процесс проходил с наивысшей эффективностью, начало закаливания ребенка должно происходить с самого маленького возраста и быть систематическим. Иначе достигнутые результаты очень быстро обнулятся.

Всем известно и неоднократно доказано на практике, что дети, прошедшие закалку, гораздо меньше болеют и более активны в жизни, у них крепче психика и ровный, спокойный характер. Если практикуются закаливающие процедуры в детском саду, то ребенок без труда начинает выполнять все, что требуется для закалки. А поскольку это делают все окружающие его дети, у малыша не возникает мысли увильнуть от этих полезных мероприятий. Наоборот, адаптированные к детскому восприятию процедуры прекрасно принимаются маленьким человеком, и он даже дома стремится их выполнять.

В детских дошкольных учреждениях применяются основные принципы и методы закаливания детей, которые были специально разработаны для малышей. Это такие глобальные принципы, как системность занятий, постепенное внедрение в график детей и максимум внимания к индивидуальным особенностям каждого ребенка. Если нарушить эти принципы, рухнет вся система и закаливание, производимое эпизодически, не принесет никакой пользы организму. Главная цель закаливающих процедур в детском саду — это не навредить неокрепшему детскому организму слишком высокими требованиями, но приучать к ним постепенно и исподволь, в виде игры.

Причины ослабления организма

В процессе эволюции человеческие детеныши научились приспосабливаться к любым условиям. Женщины рожают малышей и в жаркой Африке, и на полюсе холода, в Якутии, где лед и морозы. Новорожденный обладает сильным иммунитетом, который постепенно снижается под воздействием негативных факторов среды. Вот основные причины ослабления защитных сил организма:

  • недостаток полезных веществ во время беременности и после рождения;
  • вредные привычки родителей: курение матери или отца пагубно влияет на состояние здоровья ребенка;
  • отсутствие или недостаток грудного вскармливания;
  • переедание, обилие калорийной, сладкой и жирной пищи;
  • плохая экологическая обстановка;
  • постоянное пребывание малыша в условиях стабильного температурного режима, недостаточная увлажненность помещения;
  • недостаток движения и свежего воздуха;
  • несоблюдение санитарно-гигиенических правил;
  • неблагоприятная психологическая атмосфера в семье;
  • нарушение режима сна и отдыха.

Причинами нарушений в работе иммунной системы могут быть патологии во время беременности, врожденные заболевания, повышенная чувствительность организма.

Польза и вред закаливания детей

Перед тем, как начать закаливание ребенка, необходимо разобраться, в чем польза и вред данной процедуры. Доказано, что такой способ профилактики улучшает общее состояние организма. Однако, процедура закаливания может нанести и вред.

Польза

Если правильно закалять, выполнять процедуры систематически, то уже через некоторое время вы увидите положительный результат. Например:

  • Укрепление иммунитета. Организм, после закаливания, становится менее чувствительным к перепадам температуры.
  • Прилив сил. Данный способ оздоровления способствует активной циркуляции крови, насыщению клеток большим количеством кислорода. Улучшается самочувствие, ребенок становится более активным.
  • Укрепление нервной системы. Дети, становятся более спокойными, лучше спят, меньше утомляются. Также они менее подвержены в жизни психологическим проблемам.
  • Улучшается работа эндокринной системы. Это помогает правильно работать и остальным системам.
  • Улучшается аппетит, а также организм лучше усваивает витамины, минералы.

Польза от закаливания организма доказана многими известными специалистами. Также известно, что этот способ оздоровления использовали еще в Риме, Древней Греции.

Вред

Однако, закаливание детей в домашних условиях может принести и вред. В современных условиях уже в раннем возрасте атрофируется естественная система терморегуляции. Это происходит от того, что родители слишком укутывают в теплую одежду, в квартире пользуются обогревателем, кондиционером, а прогулки в дождливую, пасмурную погоду находятся под запретом.

Когда же после этого родители решают начать использовать для оздоровления ребенка закаливание, и слишком быстро увеличивают нагрузку, то здоровью наносится непоправимый вред:

  • Развиваются заболевания почек.
  • Может начаться воспаление лицевого или седалищного нервов.
  • Повышается вероятность развития вегетососудистой дистонии.
  • Увеличивается количество простудных заболеваний.

Это происходит от незнания или желания быстро получить положительный результат. Чтобы не нанести вред организму, обязательным условием является консультация педиатра, а также умеренность.

Имеется ряд причин, когда закаливание нежелательно:

  • Порок сердца.
  • Слишком низкий уровень гемоглобина.
  • Глубокая недоношенность.
  • Истощение организма.
  • Тяжелое неврологическое состояние.

Также, следует учитывать, что экстремальные виды закаливания не желательно проводить с детьми младше 7 лет. Особенно это касается моржевания, так как здесь используется слишком низкая температура. Это большой стресс для организма.

Многие педиатры рекомендуют проходить систематические обследования, если ребенок занимается данным видом оздоровления. Особенно, если это экстремальный вариант.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector