Твёрдые согласные звуки
Содержание:
- Как убрать кислый привкус?
- Буква «Ц» и ее произношение
- Буква «й»: согласный или гласный?
- Ход занятия:
- Пары и «непары»
- Что такое звонкие согласные звуки?
- Задания для детей
- Оглушение
- выбор школы — экзамен для родителей
- Примеры заданий для детей
- § Как научиться различать твердые и мягкие звуки
- Как правильно целоваться с парнем?
- Как целоваться правильно?
- Согласные звуки: [ж]
- Оглушение звонких согласных
- Как правильно научить ребенка произносить звук «Ц»
- Ход образовательной деятельности:
Как убрать кислый привкус?
Раствор Фурацилина для полоскания рта
Начать лечение или профилактику можно после установки точной причины. Если больного беспокоит проявление кариеса, необходимо тщательно пролечить все поврежденные зубы. Стоматолог прочищает каналы, аккуратно пломбируя каждый. Затем убираются твердые камни и известковые отложения. Обычно после такого ухода и комплексной чистки неприятный кислый оттенок исчезает без следа.
Когда у больного во рту кисло и белый налет появляется из-за обострения пародонтоза, подбирается длительное лечение. Оно начинается с удаления свища и прочистки гнойного хода, который соединяет корень зуба и десну. Ротовую полость облучают прибором особого спектра на физиопроцедурах, ставят временные пломбы. В домашних условиях следует соблюдать такие предписания дантиста:
- после обеда и каждого перекуса тщательно выполаскивать рот раствором Фурацилина или Хлоргексидина (их можно приобрести в аптеке);
- смазывать воспаленное место антисептическим гелем Холисал или Метрогил Дента;
- использовать для гигиены пасты из специальных серий (Сплат или Лакалут с повышенным содержанием кальция);
- делать аппликации из настойки прополиса.
Чтобы победить опасные бактерии, понадобится пройти курс антибиотикотерапии. Для этого в течение 5–7 дней принимают Линкомицин или Доксициклин. Для укрепления общего состояния здоровья и иммунитета полезно пить бифидобактерии (Линекс или Бифидумбактерин). Улучшит кровообращение в деснах и укрепит эмаль комплекс с высоким содержанием кальция, магния и витаминов группы В.
Буква «Ц» и ее произношение
Итак, буква «Ц» не образует пары, следовательно, она относится к непарным, глухим согласным буквам. Если мы рассмотрим произношение буквы «ц», то выяснится, что она состоит из двух звуков: и , что в сумме звучит как . В русском языке «ц» существует только в твердом варианте.
Есть некоторые незначительные отличия в произношении слов на букву «ц» в случаях ее сочетания с гласными ,,, стоящими позади нее, и с гласными , . В слогах ца, цо, цу буква «ц» звучит твердо, а в слогах цэ, ци — несколько мягче. То же касается и слов, в которых данные слоги находятся в середине.
В некоторых словах, пришедших к нам из других языков, встречается сдвоенная буква «ц», однако произносится данное слово так, как будто в нем только одна «ц». Тем не менее, в таких случаях делается акцент на составляющем букву «ц» звуке . Возьмем слово, пришедшее к нам из Италии, «пиццикато»: его следует произносить не , а .
Произношение слов с сочетанием букв «т» и «ц» (святцы) происходит по такому же принципу.
Буква «й»: согласный или гласный?
Как известно, в русском языке все звуки делятся на согласные и гласные. Они совершенно по-разному воспринимаются и произносятся.
- Гласные звуки – это те звуки, во время произношения которых воздух легко и свободно проходит через рот, не встречая на своем пути никаких преград. Более того, их можно тянуть, при помощи них можно кричать. Если приложить ладонь к горлу, то работу связок (голосовых) во время произношения гласных букв можно довольно легко ощутить. В русском языке имеется 6 ударных гласных, а именно: , , , , и .
- Согласные звуки – это те звуки, во время произношения которых воздух на своем пути встречает преграду, а именно смычку или щель. Их вид определяет характер звуков. Как правило, щель образуется при произношении , , и . При этом кончик языка приближается к верхним или нижним зубам. Представленные согласные можно тянуть (например, , ). Что касается смычки, то такая преграда образуется за счет смыкания органов речи. Воздух, а точнее его поток, резко ее преодолевает, благодаря чему звуки получаются энергичными и краткими. Именно поэтому их называют взрывными. Кстати, тянуть их невозможно (попробуйте сами: , , , ).
Помимо вышеперечисленных согласных, в русском языке имеются и следующие: , , , , , , , , , . Как видите, их намного больше, нежели гласных.
Ход занятия:
1. Организационный этап.
Воспитатель: -Сегодня мы с вами будем тренироваться в произношении звука Ц.
-Но сначала поиграем с нашим язычком.
Артикуляционная гимнастика «Приключения язычка» (предложить детям выполнять действия согласно тексту)
— Проснулся язычок, в вокруг темно и страшно. Стал он выход искать. В одну щечку постучал, в другую, не открывается. «Толкну-ка я посильнее!» — подумал язычок и стал толкать сначала одну щечку, а потом и другую. В это время ротик зевнул и открылся. Язычок увидел выход и направился к нему, но зубки его не пропустили, а стали тихонько покусывать. Язычок спрятался за зубки. А зубки не унимались и продолжали жевать. Они пожевали немного нижнюю губу, а затем верхнюю. Нижняя губа обиделась (оттопырить нижнюю губу).Язычок думает: «Почему зубки такие сердитые?». Решил язычок зубки помыть. Сначала помыл верхние, а потом нижние зубки.Зубки посмотрелись в зеркальце и промолвили: «Ах, какая чистота! Спасибо язычок. Мы больше не станем тебя кусать».
-Гулял язычок в лесу и встретились ему два сверчка: старый и молодой. И решили они спеть песенку. Старый сверчок поёт медленно (произносить звук отрывисто,но медленно: ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц). А молодой сверчок поёт быстро (произносить звук отрывисто,но быстро: ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц).
2. Основной этап.
— На полянке у леса кто-то гуляет, послушайте загадку и ответьте кто же это.
Был белый дом, чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо.
Явился в жёлтой шубке,
Прощайте, две скорлупки. (цыпленок)
Вос-ль: Кто же это гуляет? Давайте позовем вместе? Цып-цып. (Дети зовут цыпленка)
Прибежал цыпленок. (картинка)
— Какой он? (Дети описывают Цыпленка- маленький, пушистый, желтый).
— Ребята, а давайте покажем цыплёнку гимнастику для пальчиков.
Пальчиковая Гимнастика «Цыплята».
Раз, два, три, четыре, пять. (Соединять пальцы обеих рук, образуя шар.)
Будем мы цыплят считать. (Ритмично сжимать и разжимать кулачки.)
Раз – цыплёнок на крыльце, (Загибать по одному пальчику на обеих руках, начиная с больших, на каждый счёт.)
Два – ещё сидит в яйце, Три – цыплёнок самый смелый,
А четыре – самый белый, Пятый – маленький цыплёнок, (Загнув мизинец, прижимать кулачки друг к другу.)
Кушать захотел спросонок. (Стучать указательным пальцем правой руки по левой ладони. Покормим цыплят)
Воспитатель: — Поиграем в игру «Добавь звук ».
Зая…. Ледене…. Огуре…. Продаве…. Кури…
Физминутка:
Шёл цыплёнок по дорожке ц-ц-ц-ц (дети шагают на месте, выполняя движения руками)
У него устали ножки ц-ц-ц-ц
Отдохнуть решил немножко ц-ц-ц-ц
Сел цыплёнок на пенёк, посидел совсем чуток (дети присели на корточки)
И снова в путь отправился (дети шагают на месте, выполняя движения руками)
Вос-ль: — Ребята, сейчас мы с вами выучим скороговорку и повторим ее вместе. Готовы?
Чистоговорка:
Целый день цыплёнок Цып
Возле курицы сидит.
Вос-ль: -Нашему цыпленку пора отправляться к своей маме, но на последок о нам приготовил загадки. Отгадаем?
1. Дом без окон, без дверей, белый дом и хрупкий.
Захотел цыплёнок выйти- собирай скорлупки. (Яйцо)
2. Из нарядной яркой чашки угощаются букашки (цветок)
3. Кто любит морковку, и прыгает ловко.
Портит в огороде грядки, убегает без оглядки? (Заяц)
4. Она кудахчет по утрам,
Неся яйцо в подарок нам. (Курица)
Воспитатель: Молодцы, давайте построимся паровозиком и проводим нашего цыпленка к маме и к его братьям. Присаживайтесь на места за столом.
Рефлексия:
-Что мы сегодня делали на занятии?
-Кто к нам в гости приходил?
— А теперь расскажите цыпленку и его маме, с каким звуком мы познакомились сегодня на занятии?
Воспитатель: Ребята, наш цыпленок приготовил вам подарок, свой портрет. Его нужно раскрасить, у вас на столе карандаши. Приступайте к работе.
Пары и «непары»
Необходимо выяснить, может ли быть глухая буква «ц» твердой или мягкой. У нас имеется группа непарных букв. Это — й, х, л, ц, м, ч, н, щ, р, части из которых соответствуют мягкие пары, а некоторые только таковыми согласными буквами и являются.
Это согласные, называемые в русском языке сонорами: , , , , , , , , . В их произношении принимает участие верхнее небо.
Среди них буквы «ц» нет.
Оставшаяся часть состоит из букв, произношение которых связано с шипением: , , , , . Из них одна буква является парной по принципу мягкости-твердости, две буквы могут быть только мягкими — «ч» и «щ», а четвертая буква не имеет пары по мягкости, соответственно является твердой.
Вопрос о том, является ли буква «ц» мягкой или твердой решен: шипящая буква «ц» в русском языке может быть только твердой.
Что такое звонкие согласные звуки?
Наша речь состоит из законченных по смыслу и интонационно отрезков, которые называются предложениями. Каждое предложение строится из отдельных слов, а слова в свою очередь состоят из звуков. Звук является минимальной единицей речи, как слово и предложение.
Звуки по своему качеству бывают разные. Те звуки, в образовании которых участвует только голос, так и называются — гласные. Это звуки , , , , , , которые произносятся открытым голосом. Остальные звуки нашей речи являются шумными. Но шумят они по-разному. Те звуки, которые произносятся с участием голоса и шума, являются звонкими. При их образовании воздух проходит через голосовые связки на выдохе и заставляет их дрожать, вибрировать. Эту вибрацию голосовых связок можно ощутить, если положить руки на горло. Если заткнуть уши, то при произношении звонких согласных возникает звон в ушах. При произношении глухих согласных, которые состоят только из шума, такого колебания голосовых связок и звона в ушах не ощущается.
Определение
Звонкие согласные — это шумные звуки речи, в образовании которых шум преобладает над голосом.
В фонетике русского языка насчитывается 20 звонких звуков, которые в письменной речи обозначаются 11 буквами:
- буква «б» — это звуки или
- «в» — или
- «г» — или
- «д» — или
- «ж» —
- «з» — или
- «й» —
- «л» — или
- «м» — или
- «н» — или
- «р» — или .
Большинство букв, обозначающих звонкие согласные, находятся в начале алфавита. Как видим, многие звонкие согласные образуют пары по признаку мягкости/твёрдости.
Задания для детей
Закрепить выученный материал помогут упражнения. Мы рекомендуем один урок посвятить изучению мягких и твердых согласных звуков, а на втором занятии основной темой сделать глухие и звонкие. Если вы проводите уроки для дошкольника, то в цветных табличках обозначайте твердые согласные звуки синим, мягкие звуки — зеленым, а гласные звуки — красным цветами. Так делают в школе, если вы выберете собственные цветовые обозначения, то можете запутать малыша.
Самый простой способ обучения — это использование специальных карточек со слогами и звуками. Можно приобрести уже готовый комплект или сделать их самостоятельно: распечатать и разрезать. С помощью карточек с буквосочетаниями можно не только разбирать новые темы, но и составлять слова, тем самым расширяя словарный запас ребенка. Эта же методика используется для обучения чтению. Не забывайте постоянно приводить простые и понятные примеры, которые должны сопровождать каждое новое правило.
Лучше придумывать интересные истории. Они превращают скучные правила в увлекательное путешествие по стране под названием Фонетика. Рассказ о войне между гласными и согласными при активном участии мягкого знака — это всего лишь пример, который может вдохновить вас на создание собственных увлекательных сказок.
Сначала ребенок должен работать только со слогами. Предложите ему определять тип согласных звуков в каждом из них. Когда этот материал будет закреплен достаточно хорошо, можно приступать к работе со словами. На первых порах лучше выбирайте короткие: рак, сук, стог, бок, вор, сад, ток. Можно давать ребенку каждый день по 10-15 слов, и предложить ему выписывать только те, в которых есть мягкие или твердые согласные. Также попробуйте игру наоборот, в которой ребенок должен будет сам подобрать слова с определенным типом звуков.
Можно приобрести специальный звуковой алфавит, который обучает малышей через сказки и песни. Парные звуки хорошо запоминаются по словам-двойняшкам. Вам необходимо выписать их на отдельные карточки. Например, лук-луг, голос-колос, игру-икру, стог-сток, глубок-клубок. Сначала необходимо показать ребенку эти пары, а затем объяснить разницу их значений. Чтобы закрепить материал, предложите своему маленькому ученику составить предложения с каждым из этих слов. Если он действительно понял смысл каждого слова, то сумеет правильно добавить его в предложения.
Когда ребенку с большим трудом дается новая информация и разницу между твердыми и мягкими согласными звуками он не видит, попробуйте переключить его внимание на положение языка во время произношения. Предложите ему простое задание: превратить согласные из твердых в мягкие с помощью гласных: па-пя, су-сю, са-ся и так далее
По таким же правилам проводится простая игра со словами, в которых звуки из твердых становятся мягкими или наоборот: лук-люк, рад-ряд, угол-уголь.
К изучению твердых и мягких звуков можно приступать только после того, как малыш уже освоил согласные и гласные. Также ему следует объяснить, в чем заключается разница между звуком и буквой. Первый не обладает каким-либо значением, но отражает звучание тех или иных букв, которые в свою очередь являются символьными знаками в письме. Если выразиться проще, то звуки мы слышим и произносим, а буквы читаем и пишем. В русском языке есть целых 42 звука. Их на 9 больше, чем букв в алфавите.
Откуда берется такая разница, родители должны объяснить еще при изучении гласных и согласных. Не забывайте каждый день отрабатывать выученные правила. Ребенок запомнит новую информацию, если учитель поможет ему ее закрепить и довести практически до автоматизма. Если у малыша что-то не получается, попробуйте привести другие примеры или разработать игры, которые его действительно заинтересуют.
Оглушение
Русский язык обладает понятием оглушения – некоторые звонкие звучат, как глухие согласные звуки из пары.
Это не является дефектом речи, а наоборот – считается критерием ее чистоты и правильности. Но это правило работает только с парными согласными. К примеру, в речи часто заменяется на . Это относится к дефекту, так как , приближенное к , считается отличительной чертой украинского языка. Употребление его в русской речи неверно. Исключение – слово Бог.
Правила и примеры:
- буква стоит последней в слове: зуб – , прорубь – ;
- после буквы стоит глухой согласный: сыроежка – .
Есть обратный процесс – озвончение. Означает, что в речи глухие произносятся как парные им звонкие. Озвончение оправданно, когда они стоят перед звонкими согласными: сделка – .
Согласные звонкие и глухие твердые и мягкие
Согласные звуки звонкие и глухие. Урок русского языка в 5 классе
выбор школы — экзамен для родителей
Примеры заданий для детей
Глухой или звонкий:
- Простой и яркий способ, который помогает понять разницу – при произношении приложить ладонь к горлу. Переберите все согласные, пусть ребенок сам откроет какая буква вибрирует, а какая не дает ощущений.
- Выберите картинки, которые напоминают звон и глухоту. Например: звоночек и ухо. Произносите разные слова из одного-двух слогов, а ребенок, если услышал звонкий звук, должен показать картинку со звоночком. Потом поиграйте так же с глухим звуком. Когда ребенок освоится с простыми словами, берите длиннее.
Твердый или мягкий:
- Предложите взять одну букву и пропойте слога с гласными, дающими твердость. Пусть ребенок почувствует твердость в голосе. Потом с той же буквой пропойте слога с гласными, дающие мягкость.
- Называйте слог и бросайте мяч ребенку. Если твердый, должен поймать. Если мягкий – оттолкнуть.
- Составьте цепочку слов. Например, стул-лошадь-деньги-гитара…
Общие задания:
- Создайте свою собственную таблицу с яркими образами, повесьте на видное место. Ребенок, когда сам подбирает рисунок, цвет, – больше включается в тему и быстрее запоминает.
- Предложите назвать слово, где есть и звонкая и глухая. Или глухая и, при этом, – твердая.
Оцени-ка страничку!
§ Как научиться различать твердые и мягкие звуки
Русский язык – один из самых сложных языков. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок умел правильно писать и излагать свои мысли, нужно тщательно готовить домашние задания и выполнять требования учителя. А изучение языка начинается с малого – со звуков. Они бывают гласные и согласные, звонкие и глухие, мягкие и твердые. Сразу детям будет очень сложно разобраться во всем этом многообразии, поэтому начинать лучше с малого.
Сначала ребенок учится понимать, как буквы делятся на гласные и согласные. Что такое звуки, и что такое буквы. Когда этот материал уже усвоен, можно приступать к навыку отличать мягкие звуки от твердых звуков. Необходимо понимать, что ребенка нужно научить отличать и слышать по разным признакам твердые и мягкие звуки
Важно, чтобы ребенок научился слышать согласные звуки и понимать, почему они твердые или мягкие. Просто зазубрить, твердый или мягкий звук обозначает согласная, не получится, так как в разных употреблениях одна и та же буква может быть и твердой и мягкой (кроме исключений)
В первую очередь обращаем внимание на случай, когда после согласной буквы идет гласная. Тут достаточно легко определить твердый звук согласной или же мягкий
Необходимо запомнить, что после твердых согласных всегда идут гласные: а; о; у; э; ы. Если же после согласного стоят: и; е; ю; я; е, то эти согласные мягкие.
Чтоб материал хорошо усваивался, обязательно нужно подкреплять знания практическими упражнениями. Для начала выбирайте наиболее простые слова. Такие как «мама» или «папа».
Согласный звук является твердым, потому что после него произносится гласный звук «a», а, вот в словах «няня» или «тетя», согласные звуки будут мягкими, так как после стоят буквы «я» и «е», дающие согласным мягкость. Запомнив это нехитрое правило, дети уже не испытывают затруднений в определении твердости и мягкости отдельных согласных звуков, если после них стоит гласный.
А что же делать, если после согласного, вызывающего сомнение, в слове идет снова согласный? Ребенок должен усвоить, что в этом случае согласный будет твердым. Всегда мягкие звуки остаются вне правила. Например, слово «карандаш». После «н» стоит «д» и ребенок понимает, что согласный «н» обозначает твердый звук, потому что после него стоит согласный звук. А вот в слове «парча» буква «ч» по-прежнему остается мягкой.
При разъяснении этих правил очень важно не торопиться, а отслеживать реакцию ребенка, и давать новые правила, только после того, как старые полностью усвоены и не составляют сложности при употреблении. Иногда для первоклассников подойдет такое разделение твердых и мягких звуков
Если при произношении слова или слога уголки рта разъезжаются в улыбку (т.е. за согласным идет одна из гласных я, ё, е, ю, и), то этот согласный звук мягкий. Попробуйте произнести ня, нё, не, ню, ни. По-другому дело обстоит с твердыми словами или слогами (т.е. за согласным идет одна из гласных а, о, э, у, ы). При их произношении улыбки не получатся. Попробуйте произнести на, но, нэ, ну, ны. В результате всех этих действий ребенку можно объяснить, что если звук – веселый – значит, он мягкий, если не веселый – значит, твердый.
Иногда для первоклассников подойдет такое разделение твердых и мягких звуков. Если при произношении слова или слога уголки рта разъезжаются в улыбку (т.е. за согласным идет одна из гласных я, ё, е, ю, и), то этот согласный звук мягкий. Попробуйте произнести ня, нё, не, ню, ни. По-другому дело обстоит с твердыми словами или слогами (т.е. за согласным идет одна из гласных а, о, э, у, ы). При их произношении улыбки не получатся. Попробуйте произнести на, но, нэ, ну, ны. В результате всех этих действий ребенку можно объяснить, что если звук – веселый – значит, он мягкий, если не веселый – значит, твердый.
Как правильно целоваться с парнем?
Мужчины, обычно скупые на открытое проявление эмоций, тоже неравнодушны к хорошим поцелуям. Как и девушки, парни любят разные техники. Немного узнав своего партнера, можно легко определить, как лучше его целовать.
Легкая эротика.
Ключевое слово — легкая. В противном случае каждое слияние губ будет заканчиваться постелью. Это само по себе неплохо. Однако иногда хочется просто приятного поцелуя и ничего больше. Для таких случаев и понадобятся вкрапления тонкого сексуального подтекста. Признаки такой техники:
- поглаживания торса, рук, головы или шеи;
- покусывания, посасывания губ, ушных мочек;
- щекотания губ языком, применение французского стиля;
- игра дыханием (легкие дуновения на чувствительные точки);
- запускание пальцев в волосы избранника;
- кокетство, поддразнивание, флирт.
При правильном исполнении поцелуй станет более страстным, глубоким, сильным. Он также может участиться в темпе.
Чтобы весь процесс остановился только на невинном занятии и не зашел дальше, такую версию лучше использовать кратковременно. Если же вовремя остановиться не получилось, достаточно:
- ослабить силу нажима губ;
- перестать задействовать язык;
- остановить руки на одной точке (на груди или талии пары, например);
- замедлить темп, перейти на легкие касания.
Это переход от страсти к легкости, нежности, который плавно снижает накал эмоций, помогает усмирить разбушевавшиеся гормоны.
Кстати, методика действует и в обратном направлении, когда хочется от простых «цемчиков» перейти к чему-то посерьезнее, «ненавязчиво» завести своего партнера.
Как целоваться правильно?
Найти место рукам.
Стоять с опущенными руками или тем более засунутыми в карманы — не лучшая идея, так как она выдает нервозность или даже ошибочно намекает на безразличие. Поэтому достаточно найти одну точку на теле партнера и оставить кисти там. Еще лучше — начать слегка и неразмашисто поглаживать кожу сквозь одежду. Нельзя допускать пошлостей, если это первый поцелуй.
Искать чувствительные точки.
Чтобы придать действиям пикантности, можно попытаться отыскать эрогенные зоны. Чаще всего это шея, затылок, надпаховая область, поясница. Однако у каждого человека есть свои предпочтения, поэтому точки могут отличаться
Ради этого важно придерживаться следующего правила
Следить за реакцией пары.
Даже заученные, точь-в-точь воспроизведенные движения Дон Жуана и Мата Хари кому-то могут очень сильно не понравиться. Поэтому если девушка или парень явно отстраняется, это верный признак, что тактику придется менять. И наоборот, желание прильнуть, дрожь, “мурашки по коже” свидетельствуют о том, что лучше продолжать все в том же духе.
Пройти тест на уверенность в себе
Не противоречить себе.
Чего обычно ждут от романтической натуры, слегка наивной, утонченной? Правильно, легкости, мягкости, нежности. Если такая особа вдруг начнет разыгрывать страсти ртом, это будет выглядеть как минимум странно. Лучше вести себя естественно. Тем более и у романтиков, и у страстных людей есть свои преимущества.
Прикрывать глаза.
Большинство целующихся смыкают веки. Однако небольшой процент оставшихся все же предпочитает делать все с открытыми глазами, наблюдая за партнером. В этом есть своя прелесть. Однако желательно убедиться, что взгляд не кажется странным или отталкивающим. Чтобы обеспечить положительный эффект, достаточно прикрыть веки, оставив между ними небольшую щелочку.
Согласные звуки: [ж]
Он встречается в следующих словах:
- жизнь .;
- жидкий ;
- жимолость ;
- живой ;
- дрожит ;
- сторожит ;
- жужжит ;
- рыжий ;
- блажит .
При сравнении написания и звучания можно вывести следующее заключение: после этого согласного пишется буква и, а слышится звук . При выборе этой орфограммы нужно руководствоваться правилом: ЖИ пиши с буквой И.
Для игры с ребёнком в целях отработки навыка правописания можно использовать, например, такой текст:
Жужжит жук над жимолостью. Он живёт где-то рядом с жужелицей. Она сторожит от него своё жилище. А рыжие ежи бегут мимо лужи. В её жидкой жиже отражается куст — совсем как живой, только перевёрнутый.
Оглушение звонких согласных
Звонкие согласные, если стоят в конце слова, находятся в слабой фонетической позиции и подвергаются оглушению. При произношении они заменяются парными им глухими согласными:
- ко́роб
- но́ров
- поро́г
- пара́д
- сто́рож
- моро́з .
Если звонкий согласный находится перед глухим, то аналогично для него это слабая фонетическая позиция. Звонкий подвергается воздействию глухого согласного и уподобляется ему, то есть меняет свое качество и звучит приглушённо. Происходит ассимиляция звонкого согласного звука (лат. assimilatio — «уподобление», «сопоставление») по признаку глухости/звонкости.
Понаблюдаем:
- обстрел
- баловство́
- заводско́й
- ука́зка
- бродя́жка .
Согласные звуки самостоятельно не образуют фонетический слог, а только в паре с гласными звуками.
Скачать статью: PDF
Рубинчик Людмила Ивановна
Как правильно научить ребенка произносить звук «Ц»
Если в речи уже присутствуют звуки «С» и «Т», можно смело приступать к постановке «Ц». Используйте слухо-зрительный прием, который заключается в прослушивании изучаемого звука в слогах и сопоставлении с другими согласными (палец — лес, ац — ас, цветы цветут — свет светит).
Изучаем букву «Ц»: попросить ребенка повторить предложенные слова (птенец, цветок, заяц, кузнец, синица, цех, гонец), словосочетания (цокот копыт, народный танец, смелый боец, отец поцарапал палец, певец вышел на сцену, в конце пути).
Как только у ребенка получилось произнести звук «Ц», следующим шагом является автоматизация. Чистоговорки, забавные стихотворения и потешки — это лучшие помощники логопеда в таком процессе.
Ец-ец-ец — прискакал гонец.
Ец-ец-ец — в гнезде сидит птенец.
Ца-ца-ца — стоит Маша у крыльца.
Ца-ца-ца — у веревки два конца.
Цо-цо-цо — на руке блестит кольцо.
Цо-цо-цо — у Кати милое лицо.
Цы-цы-цы — на огороде огурцы.
Цы-цы-цы — за детьми пришли отцы.
Цу-цу-цу — это платье вам к лицу.
Цу-цу-цу — я споймала курицу.
Мы по азбуке шагали,
Сейчас учим букву Ц,
Это звук стоит в начале,
В середине и в конце.
Слоги с буквой Ц изображенные на карточках для игрового обучения.
Ход образовательной деятельности:
1. Организационный момент. Отгадывание загадки.
Жёлтые пищат комочки,
Это всё сыны и дочки
Квохчет мама: Ко-ко-ко,
Не ходите далеко!
Не играйте с мамой в прятки.
Детки кто её? … (Цыплятки)
— А как можно еще их назвать? – Цыплята.
— А один детеныш как называется? – Цыпленок.
— А как мы кричим курочек и цыпляток, когда зовем их кушать? – Цып-цып-цып.
— Какой первый звук в слове ЦЦЦыплятки, ЦЦЦыпленок, Цып-Цып? – звук Ц.
— Правильно. Сегодня на занятии мы повторим звук Ц и выучим букву Ц.
2. Пальчиковая гимнастика.
Жёлтый маленький комок
Во дворе пшено клюёт
Смотрит на него телёнок
До чего же мал цыплёнок.
(сначала каждый пальчик здоровается с большим в такт стихотворения; затем показываем «теленка — корову» (большой палец и мизинец выставить, остальные спрятать в кулачок), затем сжимаем кулачки – показываем «цыпляток»).
Какие слова со звуком Ц встретились в этой игре?
— Цыпленок.
3. Артикуляционная гимнастика.
Упражнения на свистящие звуки.
Речевое развитие
4. Игра «Четвертый лишний».
Собака, кошка, курица, кролик — курица (это птица)
Лев, жираф, бегемот, заяц — заяц (остальные животные жарких стран)
Цапля, ворона, воробей, сорока — цапля (перелетная птица)
Блюдце, диван, кровать, стул — блюдце
Игра «Запомни – повтори» КУРИЦА, ЗАЯЦ, ЦАПЛЯ, БЛЮДЦЕ.
ЦЦЦАПЛЯ, ЗАЯЦЦЦ, КУРИЦЦЦА, БЛЮДЦЦЦЕ – какой звук я выделяю голосом. – Звук Ц.
— Какой звук Ц? – СОГЛАСНЫЙ, ГЛУХОЙ, ВСЕГДА ТВЕРДЫЙ, СВИСТЯЩИЙ.
Где спрятался звук Ц в слове ЦЦЦАПЛЯ? – в начале слова.
— А где спрятался звук Ц в словах КУРИЦЦЦА, БЛЮДЦЦЦЕ? – В середине слова.
— А где спрятался звук Ц в слове ЗАЯЦЦЦ? – в конце слова.
Поделите слова на слоги.
Произнесение звука Ц логопедом, детьми, хором, индивидуально – уточнение, что этот звук состоит из 2 звуков Т+С, произносимых друг за другом очень быстро.
Уточнение артикуляции звука Ц.
5. Выделение звука – игра «Поймай звук»:
а)из слогов: ас, ац, со, цу, ус, су, ста, цла, цта, аст, оцт…;
б)из слов: кольцо, колесо, пылесос, акция, цифры, циферблат, альпинист, таксист, цистерна, скалолаз…;
в) из картинок на панно – игра «Найди ошибку» (задание осложнено инструкцией: определение места звука в слове).
Г) игра «Попугай»
Воспроизведение слоговых рядов:
Ац-оц-уц-ыц
Ацл-оцл-уцл-ыцл
Ца-цо-цу-цы
Цла-цло-цлу-цлы и т. д.
6. Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо
Подрастает деревцо.
Ветерок все тише, тише
Деревцо все выше, выше.
Какие слова со звуком Ц встретились в этой физкультминутке?
— ЛИЦО, ДЕРЕВЦО
7. Составление предложений по индивидуальным картинкам, деление их на слова.
8.Составление схем слов:
а) коллективно на доске (птенцы, цветы);
б) самостоятельно по индивидуальным картинкам.
9.Обогащение лексики родственными словами:
Цветы – цвет, цветок, цветник, цветик, цветочек, цвести, цветение, цветущий, цветовод, цветочница, цветной, разноцветный, первоцвет, цветочный, пустоцвет, соцветие, цветоножка, семицветик.
10. Знакомство с буквой Ц.
Рассматривание демонстрационной карточки, отыскивание буквы Ц в разрезной азбуке.
Стихотворение про букву Ц:
Буква Ц стоит бочком
И цепляет всех крючком.
Буква Ц —
Смотрите сами —
Как скамейка
Вверх ногами.
11. Упражнения с разрезной азбукой.
Выкладывание из букв
а) буквы Ц;
б)слогов: ац, оц, уц, иц, ца, цо, цу, ци, цы
в)слов: ЦЫП, ЦАПЛЯ, ЦИРК, ЦВЕТЫ и др.
Речевое развитие Двигатель-ная деятельность,
12. Печатание буквы Ц, слогов и слов в тетрадях.
13. Словообразование существительных среднего рода с уменьшительно-ласкательным значением при помощи суффиксов –ц-, -ец-,-иц-:
а) игра «Поговорим о Тане и Танечке»:
о Тане о Танечке
У Тани голубое платье. У Танечки голубенькое платьице.
душистое мыло душистое мыльце
тёплое одеяло тёплое одеяльце
большое зеркало большое зеркальце
красивое покрывало красивое покрывальце
дорогое украшение дорогое украшеньице
Таня ест хлеб с маслом. Танечка ест хлебушек с маслицем.
с вареньем с вареньицем
Таня пишет письмо бабушке. Танечка пишет письмецо бабулечке.
говорит волшебное слово говорит волшебное словцо
открывает окно открывает оконце
готовит угощение готовит угощеньице
б) игра «Эхо»:
тело – тельце здание- волокно-
дело- задание- объявление-
слово- болото- объяснение-
село- упражнение- строение-
сало- расписание — мыло-
ружьё- воскресение- шило-
Домашнее задание.
Итог занятия.
— какой звук повторяли?
— какую букву выучили?
— дайте характеристику этому звуку?
— припомните картинки на Ц?
— какие еще согласные звуки знаете? Какие буквы помните?