Все о развитии ребенка в полгода (календарь развития)

Игры и игрушки

Психомоторное развитие ребенка в 6 месяцев приводит к изменению характера взаимодействия малыша с окружающим миром. Теперь карапуз хочет изучать все вокруг и активно участвовать во всех происходящих событиях:

  1. Малыш передвигается по комнате, внимательно рассматривает окружающую его мебель и различные предметы;
  2. Исследует свои ручки и ножки;
  3. Развитие ребенка шестого месяца жизни обязательно включает чтение взрослыми стихов, потешек и пальчиковые игры, которые очень любят малыши. И если раньше ребенок только сосредоточенно слушал, как мама читает ему стихи, то теперь он эмоционально реагирует на эти занятия; улыбается, смеется, лепечет.

Играйте с крохой не только в пальчиковые, но и в телесные игры: «Большие ноги шли по дороге», «Ехали мы, ехали», «Едет, едет паровоз» и т. п.

Беря малыша на ручки, используйте разные способы поддержки, танцуйте вместе с крохой. Так вы не только укрепите детские мышцы, но и создадите позитивный контакт с маленьким человечком, доставите малышу удовольствие от новых тактильных ощущений.

В 6 месяцев у карапуза идет развитие осязания; он не только тащит все в рот, но и старательно ощупывает пальчиками.

В подробном курсе «Мой Любимый Малыш» вы найдете пошаговые рекомендации по развитию и воспитанию ребенка этого возраста, смотрите здесь>>>

В шесть месяцев у крохи появляются новые игрушки:

  • Мягкие кубики с картинками. Хорошо, если поверхности кубиков будут выполнены из разных текстур. Детки рассматривают изображения, слушают мамины пояснения, ломают башенки, которые строят родители;
  • Музыкальная игрушка с приятной музыкой. Для детишек в 6 месяцев хорошо подойдет детское пианино с несколькими крупными клавишами, которые легко нажимать. Такая игрушка нужна для развития логики: малыши понимают, что при нажатии разных кнопок раздаются разные мелодии;
  • Игрушки для купания. Больше всего малышам нравятся резиновые пищащие животные и куклы;
  • Разная посуда: большая деревянная ложка, пластмассовые тарелки и кружки. В шесть месяцев ребенку интересно все, что связано с едой взрослых; поэтому пользоваться посудой – это то, что должны уметь и девочки, и мальчики;
  • Картонные книжки с картинками. Карапуз любит их разглядывать и слушать, как читает мама. Не расстраивайтесь, что кроха все время тянет их в рот, это совершенно нормально;
  • Мягкая бумага и различные пакеты. Давайте их детишкам только под присмотром взрослого! Детки обожают рвать бумагу и шуршать пакетом;
  • На прогулке малыш в 6 месяцев уже любит наблюдать за мыльными пузырями; интересуется воздушным шариком.

Важно! Самое главное в выборе игрушек – следите, чтобы у них не было легко отламывающихся мелких деталей, которые малыш может проглотить

Физиология ребёнка

Ребёнок уже умеет жестами передавать свои желания и настроение. Он научился тянуться к мамочке, указывать на объект его желания. Малыш всё чаще копирует интонации взрослых, их действия.

Физические параметры

Рост мальчиков шестимесячного возраста от 63 до 69 см, а у девочек – от 62,5 до 68,8 см. Вес девочек в этом возрасте от 6,4 до 8,3 кг, а мальчиков – от 6,6 до 9 кг. Окружность головы в среднем – 43,5 см, а груди – 44 см.

У моего сына в шесть месяцев были такие параметры — 8 кг и 70 см.

Если у малыша наблюдаются какие-то видимые отклонения в весе, следует обратить внимание на его питание. Возможно, он не наедается или наоборот переедает (в случае переизбытка веса)

Очень важно, чтоб малыш не только достаточно кушал, но и получал все необходимые для его жизнедеятельности витамины и минеральные вещества

Зрение, слух и речевые навыки

  1. Ребёнок хорошо слышит звуки, находящиеся не дальше, чем в 7 метрах от него. «Когда дети начинают слышать»
  2. Поворачивается, если кто-то называет его по имени.
  3. Различает интонации в голосе.
  4. Очень радуется, когда слышит голос мамы. «Когда ребенок начинает узнавать маму»
  5. Улавливает звуки даже низких частот, например шёпот.
  6. Очертания предметов уже гораздо чётче.
  7. Смотрит за перемещениями динамических предметов.
  8. Умеет различать цвета.
  9. Улучшается речь, он уже практически не кричит и не плачет. Пытается на своём языке сказать, что хочет.
  10. Произносит около 40 звуков.

Эмоции

  1. Ребёнок вступает в диалог и вслушивается в ваши слова.
  2. Узнаёт маму и папу по голосу, даже если их нет в поле его зрения.
  3. Прижимается и пытается обниматься.
  4. Появляются первые логические цепочки.
  5. Становится очень любопытным, тянется к новым предметам, разглядывает их и сопровождает какими-то своими словами.

Что должен уметь годовалый малыш?

Многие родители беспокоятся о том, чтобы их малыш развивался правильно. Полезно знать, что должен уметь ребенок в годик. Но нужно учитывать, что все дети разные. Поэтому к концу 11 месяцев они могут прийти с отличительными показателями.

На то, что может делать годовалый ребенок, влияют такие факторы:

  • психоэмоциональное состояние;
  • наличие врожденных или приобретенных патологий психики, опорно-двигательной, сердечной системы;
  • индивидуальные особенности организма;
  • отношения родителей, атмосфера в семье;
  • генетическая предрасположенность к раннему или позднему развитию;
  • особенности питания;
  • наличие условий для развития;
  • как часто и правильно ли занимаются родители с малышом.

Все умения можно поделить на три категории:

  1. физические показатели;
  2. психоэмоциональные;
  3. психомоторные навыки.

Физические показатели

В год кроха имеет немало двигательных навыков. Несмотря на индивидуальные особенности каждого ребенка, ВОЗ отмечает, что к 12 месяцам малыш должен прийти с определенными физическими показателями.

В год ребенок должен уметь:

  • стоять, держась за руку взрослого;
  • сидеть;
  • ползать;
  • ходить вдоль опоры;
  • забираться на диваны, стулья, прочие предметы мебели;
  • шагать по лестнице с поддержкой взрослого;
  • нажимать на игрушки, которые издают звук;
  • спускаться с кровати, дивана;
  • катать коляску;
  • приседать;
  • вставать на ноги из любого положения.

Иногда дети пропускают стадию ползанья. К таким малышам относятся те, которые рано встали на ножки и выбрали для себя взрослый способ передвижения (ходьбу). Они очень подвижны, активны, быстро развиваются в физическом плане. К году они могут уже ходить без помощи родителей.

Психоэмоциональные навыки

Нервная система годовалых детей становится более крепкой. К 12 месяцам у малышей наблюдаются различные психоэмоциональные навыки.

Для ребенка в 1 год свойственны такие способности:

  • проявление чувств к родителям, игрушкам;
  • боязнь незнакомых людей;
  • реагирование на появление новой игрушки;
  • выражение радости при виде тети, бабушки, дедушки, других знакомых людей;
  • указывание на предметы, которые перечисляет взрослый;
  • возмущение на запреты, строгий тон родителей;
  • узнавание членов семьи на фотографии;
  • подражание действиям взрослых людей;
  • обнимание, целование родителей;
  • проявление интереса к книжкам (перелистывание страниц, разглядывание рисунков);
  • рассматривание своего отражения в зеркале;
  • подражание звукам, издаваемым транспортом, животными;
  • реагирование на свое имя;
  • копирование интонации взрослых.

К 12 месяцам дети обычно произносят около 10 слов, пытаются общаться с другими малышами. В этом возрасте уже хорошо проявляются личностные качества: уравновешенность, спокойствие, усидчивость, активность.

Дети в год умеют выполнять несложные просьбы: например, «покажи кошку», «дай игрушку», «где глазки». Они танцуют и подпевают, когда слышат музыку, которая им нравится.

Малыши в 12 месяцев умеют хлопать в ладоши, хорошо понимают слова «нельзя», «нет»

Они способны на несколько минут сконцентрировать внимание на мультфильме, книжке

Приведенные навыки и умения специалисты относят к обязательным. Заботливые родители могут ускорить психоэмоциональное развитие своего малыша.

Психомоторные навыки

Годовалые дети продолжают активно познавать мир. Им интересно, что находится в шкафу, как устроена игрушка. Они приобретают ряд психомоторных навыков.

Дети в 12 месяцев должны уметь:

  • собирать и разбирать пирамидку из 2-3 колец;
  • снимать с кастрюль и коробок крышки;
  • составлять башню из двух кубиков;
  • проталкивать небольшие предметы в отверстия;
  • класть в коробку какой-то предмет;
  • пить из чашки;
  • есть с ложки;
  • закрывать коробку крышкой;
  • держать взрослого за руку;
  • причесывать куклу;
  • перекладывать игрушку из одной руки в другую;
  • возить машинку;
  • стучать палкой по предметам;
  • бросать и ловить мяч;
  • открывать и закрывать двери шкафов, выдвигать и задвигать ящики;
  • брать большим и указательным пальцами маленькие предметы.

Многие годовалые малыши играют со своей одеждой, ботинками. Маленькие предметы позволяют развивать мелкую моторику, а большие – крупную.

Развитие малыша через игры и упражнения

Изучаем свойства предметов. 7- ми месячный ребенок уже отличает игрушки друг от друга, узнает их, у него появляются первые любимые и нелюбимые вещи. На основе этих новых навыков и выбирают игры, которые помогут ребенку развиваться.

Найди игрушку. Вы раскладываете перед ребенком несколько знакомых ему игрушек (мячик, мишку, зайчика и куклу) и просите его найти мячик. Иногда придется повторить просьбу не один раз

Важно хвалить ребенка за то, что он просьбу выполнил правильно.

Собираем пирамидку. Это развивающее занятие поможет ребенку лучше ориентироваться в формах и размерах

Нанизывайте колечки от большего к меньшему и комментируйте свои действия. Пусть малыш самостоятельно снимает части пирамидки. Важно, чтоб ребенок был активным участником игр, а не простым наблюдателем.

Динамические игрушки. Для развития логического мышления можно купить ребенку динамические игрушки. Для семимесячного ребенка прекрасным выбором будет юла, кукла-неваляшка. Лучше выбирать яркие и разноцветные игрушки. Сейчас выпускается огромное количество игрушек, которые при вращении создают новые картинки
Это может привлечь внимание малыша.

Прятки. 7-месячный ребенок уже активно ползает и знакомится с самыми укромными уголками вашего жилища
Этим можно воспользоваться и развить поисковые навыки малыша. Спрячьте любимую игрушку ребенка и попросите ее найти. В первые разы лучше сделать это на глазах у малыша, чтобы облегчить ему процесс поисков. Затем нужно спрятать игрушку так, чтобы он не видел, но оставить часть игрушки на виду, чтобы облегчить малышу поиски.

Чтение потешек, стишков, сказок. Польза книг огромна  они развивают речь, фантазию, воображение, нестандартное мышление. Сказки компенсируют недостаток эмоций, помогают расслабиться, а аудиосказки ещё и прекрасно развивают слух и воображение.

Для детей 7 месяцев очень полезно стимулировать двигательную активность ребенка, побуждая его ползать. Педиатры уверяют, что этот навык очень необходим каждому ребенку, это своеобразная ступень развития, пройти которую должен каждый ребенок.

Во время ползания активно тренируется мышечная система и укрепляется позвоночник, на который вскоре нагрузка существенно возрастет и без должной подготовки у малыша могут в дальнейшем возникнуть проблемы с осанкой

Потому очень полезно регулярно выкладывать ребенка на животик и привлекать его внимание яркой игрушкой, вызывая желание завладеть ею, во что бы то ни стало

Советы по уходу

Чтобы малыш развивался гармонично и правильно следует соблюдать все рекомендации по уходу.

Процедуру купания желательно проводить каждый день в одно и то же время. Категорически запрещается оставлять ребенка без присмотра в ванной, даже при наличии там небольшого количества воды. Все гигиенические процедуры рекомендуют проводить после того, как малыш высушен, согрет и укутан, чтобы избежать возможного переохлаждения и простудных заболеваний.

Чистку ушек нужно проводить не чаще 1 раза в неделю с помощью специальных детских ушных палочек с ограничителем. Нельзя использовать обычные ушные палочки. Ребенок может внезапно повернутся и вы можете случайно повредить ушко.

Ногти малышу необходимо стричь по мере их отрастания. Для этого используют специальные детские ножницы с закругленными концами. Специалисты советуют на ручках ноготки стричь закругленно, а на ножках — прямо, чтобы предупредить возможность врастания ногтя.

Нельзя игнорировать уход и за кожей головы. К этому возрасту возможно появления корочек на головке малыша. Их легко можно убрать с помощью обычного детского масла, которое можно нанести на головку (на 15-20 минут) до купания. После этой процедуры они легко вычесываются.

Волосы ребенку нужно расчесывать каждый день специальной мягкой щеткой. Если челочка у малыша отросла длинная и лезет в глаза ее можно заколоть или подстричь. Многие считают, что деток до года стричь не желательно. Это все суеверия, научных доказательств вреда данной процедуры не существует. Поэтому если малышу мешают отросшие волосики, вы можете без угрызения совести их подстричь.

Обычный день

С 5-месячным карапузом общаться очень интересно, ведь каждый день с таким малышом может принести новые умения и много позитивных моментов. У каждого младенца режим дня будет индивидуальным и определяется в первую очередь биоритмами карапуза, однако для понимания, как примерно выглядит день с крохой 5 месяцев, мы предлагает такой вариант режима дня малыша этого возраста:

6:30

Пробуждение для первого кормления (грудное молоко или смесь), гигиенические процедуры.

8:00

Первый дневной сон.

10:00

Пробуждение для второго кормления (малышам-искусственникам дают кашу), период бодрствования.

11:30

Прогулка и второй дневной сон на свежем воздухе.

13:30

Возвращение домой, пробуждение для третьего кормления (кроха-искусственник получает овощное пюре с растительным маслом).

14:00

Период бодрствования, развивающие игры.

15:30

Прогулка и третий дневной сон на свежем воздухе.

17:00

Возвращение домой, пробуждение для четвертого кормления (у деток-искусственников оно включает фруктовое пюре и смесь).

17:30

Период бодрствования.

20:00

Купание, пятое кормление (грудное молоко или смесь), укладывание на ночной сон.

Ночное время

Малыши на грудном вскармливании прикладываются к груди несколько раз, детки-искусственники могут дополнительно получать порцию смеси около 00:00.

Какие упражнения с малышом способствуют ползанию, смотрите в следующем видео.

Лучшие игры для 6-месячного ребенка

Игры с ребенком с 10 месяцев

Задача родителей – выбрать для своего малыша интересные и развивающие занятия. Во что родителям играть с 6 месячным ребенком

  • игра в прятки;
  • пирамидка;
  • подручные игрушки;
  • познавательные книги.

Прятки

Начать игру лучше с любимой игрушкой. Например, взять плюшевого мишку и спрятать его за занавеской. Какая-то его часть должна выглядывать, чтобы ребенок её заметил. Нужно предложить крохе найти свою любимую игрушку, предложить поискать её вместе. Повторить игру нужно 2-3 раза.

Позже мама и папа могут спрятаться вдвоем или предложить спрятаться малышу. Обязательно нужно подыграть ребенку, искать его 2-3 минут и обрадоваться, когда он найдется. Как ни странно, игра подготавливает детей ко временному отсутствию мамы. Чтобы отпустить родителей, кроха должен видеть, что они уходят не на всегда и обязательно вернутся.

Пирамидка

Дети в этом возрасте уже могут играть пирамидкой, но не стоит ожидать того, что они смогут её собрать. Родители показывают, как правильно её собирать, дети делают по-своему. Нельзя ругать кроху, если он делает неправильно.

Пирамидку можно преобразовать в новую игрушку: сверху и снизу поместить крупные кольца, между ними – маленькие. Новую игрушку перевернуть и катать по полу, как машинку. Если есть 2 пирамидки, родители могут смастерить машинку: в пластиковой бутылке проделать отверстия спереди и сзади, вставить шест пирамидки, по бокам нанизать крупные кольца-колеса.

Играет с пирамидкой

Подручные игрушки

Полугодовалый малыш одинаково оценит дорогие игрушки из магазина и сделанные своими руками. Часто дети больше интересуются тем, чем пользуются мама и папа. Чтобы не тратить лишние деньги в детских магазинах, можно использовать:

  • Деревянные ложки и лопатки. Они имеют округлую форму, малыш не поранится. Ложками можно играть, настукивать ритм;
  • Пластиковые бутылки и банки, наполненные водой, сухой крупой, макаронами, фантиками, безделушками;
  • Пластмассовая посуда с закругленными краями;
  • Полотенца и чистые губки. Желательно, чтобы полотенца имели разную фактуру: мягкие, жесткие, махровые. Малыш будет их трогать, сжимать, отличать на ощупь;
  • Пластиковые или картонные стаканчики. Из них можно построить башню, потом её поломать;
  • Пустые коробки. Подойдут шкатулки, небольшие коробки от бытовой техники. Крохе предлагают открыть коробку, в которой его ждет игрушка.

Обратите внимание! Нельзя перегружать ребенка большим количеством игрушек. Не нужно давать одновременно больше 3 предметов, лучше каждый раз менять их на новые

Познавательные книги

Подойдут любые детские книги, главное условие – они должны быть красочными. Родители показывают малышу картинку, проговаривая, что на ней изображено. Можно показывать карточки с изображением животных, растений, машин, говорить названия цветов.

Здоровье и безопасность 6-месячного ребенка

Все также мама с малышом продолжают ежемесячно навещать участкового педиатра. При этом посещении скорее всего кроха получит следующие вакцины в соответствии с графиком иммунизации: от дифтерии, полиомиелита и другие.

Побочные эффекты иммунизации, как правило, незначительны и могут включать незначительное повышение температуры, покраснение в месте инъекции, сонливость. Если вы считаете, что у ребенка неблагоприятная реакция на вакцину, тогда поговорите обязательно с врачом об этом.

Если у малыша еще не стали прорезываться первые зубки, то в этом месяце это событие должно обрадовать родителей. Педиатр вашего ребенка посоветует вам следить за симптомами прорезывания зубов, принимать лекарства от боли, если это необходимо, делать все возможное для комфортного состояния малыша, к примеру, пользоваться прорезывателями.

Вот несколько полезных советов по безопасности малыша, которые следует помнить в этом месяце:

В настоящее время многие специалисты не рекомендуют в этом возрасте пользоваться ходунками, поскольку они представляют риск падения и не помогают развитию в 6 месяцев вашего ребенка. Вместо этого стимулируйте своего ребенка учиться стоять, удерживая его в вертикальном положении или используя опору.
Всегда используйте автокресло, установленное на заднем сидении, как минимум до двухлетнего возраста.
Никогда не ставьте автокресло вашего ребенка на переднее сиденье или рядом с подушкой безопасности.
В 6 месяцев карапуз начинает хвататься и тянуться за вещами, такими как горячая чашка кофе по утрам или горящая сковорода на плите

В этом месяце уделите особое внимание тому, какие предметы находятся в пределах досягаемости любопытного карапуза. Если ваш ребенок обжегся, обработайте участок холодной водой, слегка накройте тканевой повязкой и немедленно обратитесь к врачу.

6 месяцев — отличный возраст, чтобы по-настоящему наслаждаться своим ребенком. Многие мамы заканчивают кормить в этот период. Кто-то счастлив, а кто-то грустит. Не следует этого делать, ведь вы дали своему малышу самое ценное, что необходимо на данном этапе для успешного развития и здоровья. Это особенное время в жизни вашего малыша, потому что большинство детей в этом возрасте, как правило, счастливы, любят улыбаться и играть с мамой, но еще не самостоятельны, а это значит, что вы можете наслаждаться своим ребенком до того, как он научится ползти.

Режим дня

Приблизительный распорядок дня малыша теперь выглядит приблизительно так:

  • 7.00 – подъем, первое кормление
  • 8.00 – гигиенический уход.
  • 9.00 – первый сон днем.
  • 11.00 – второе кормление, бодрствование, игры, занятия с малышом.
  • 13.00 – второй сон. Его хорошо совместить с прогулкой на свежем воздухе.
  • 14.00 – подъем, кормление.
  • 14.30 – игры с малышом, прогулка.
  • 15.30 – третий сон, лучше на улице.
  • 17.00 – возвращение домой кормление.
  • 17.30 – бодрствование
  • 20.00 – купание малыша, кормление.
  • 21.00 – укладывание спать.

Обычно, дети на грудном вскармливании просыпаются еще поесть, а на искусственном – спят до утра.

Рекомендуемый комплекс гимнастики и массажа

Название
Описание и цель проведения
Поглаживание

подготавливает малыша к проведению комплекса упражнений, способствует расслаблению и установки контакта с человеком, который проводит массаж;
спокойными поглаживающими движениями погладить спинку, животик, ручки и ножки ребенка

Массаж ручек (с проведением пальчиковых игр)

улучшает кровообращение пальчиков, стимулирует развитие мелкой моторики;
массажными движениями разработать ладошки малыша, уделив внимание каждому пальчику на ручках

Сведение рук на груди

исходное положение — лежа на спине;
развести руки ребенка в разные стороны и скрестить их на груди (упражнение повторить 6-8 раз);
при скрещении чередовать руки ребенка (сначала вверху должна быть левая рука, затем правая)

Поочередное и одновременное сгибание ног

способствует развитию мышц и суставов ног;
исходное положение — лежа на спине;
взять малыша за голени и сначала вместе, а затем по очереди согнуть и разогнуть их в коленях (согнуть и разогнуть правую ногу, левую ногу, а затем обе ноги вместе);
все приемы нужно повторить 4 — 6 раз.

Поворот со спины на живот, держась за руку

исходное положение — лежа на спине;
взрослый захватывает только одну ручку малыша;
легко подтягивая за руку, ребенка стимулируют осуществить поворот практически самостоятельно;
выполнить 2-3 раза в каждую сторону.

Ползание

способствует развитию у ребенка навыка ползания;
исходное положение – лежа на животе;
следует большим и средним пальцем взять ребенка за пятки (указательный палец массажиста должен находиться между ступнями малыша);
осторожно согнуть ноги ребенка и спустя 1-2 секунды — разогнуть;
после выполнения этого упражнения 3-4 раза, ребенок самостоятельно попытается ползти.

Доставание игрушки

исходное положение — сидя;
перемещая в пространстве яркую игрушку, взрослый побуждает малыша дотягиваться до нее ручками;
повторить 6- 8 раз.

Поднимание выпрямленных ног

способствует развитию и укреплению мышц и суставов ребенка;
исходное положение — лежа на спине;
взять малыша за голени (большие пальцы должны захватить низ голени, а остальные находиться на коленных чашечках);
ноги ребенка аккуратно выпрямить, подержать в таком положении 1-2 секунды и плавно опустить;
упражнение повторить 5- 7 раз.

Массаж живота

исходное положение — лежа на спине;
поочередное применение приемов поглаживания, растирания и пощипывания.

Следует помнить, что при возникновении любых вопросов по поводу массажа и гимнастики в домашних условиях следует проконсультироваться со специалистом.

Лечение

О времени появления первых родовых признаков

Игрушки

  • Мячики и шарики. Они могут быть разных размеров. Большой гимнастический шар, средний мягкий шар для захвата обеими руками, небольшие шарики, наполненные шумящими элементами. Умение играть с предметами круглой формы хорошо тренирует мелкую моторику, закрепляет понимание различий форм и размеров, доставляет крохе радость.
  • Машинки и каталки. На седьмом месяце жизни у детей начинает зарождаться новый вид изучения предметов. Малыш уже не просто ощупывает и трясет игрушку для извлечения звука, он пытается понять, что с ней можно делать. Небольшие машинки и каталки великолепно помогают показать карапузу простейшие способы игры. Выбирайте безопасные варианты, подходящие по возрасту, не имеющие мелких деталей.
  • Деревянные игрушки. Желательно, чтобы они не были покрыты краской. Немного тяжеловатые, они позволяют крохе понять, каким образом можно управлять своими действиями с предметом в руках. Хорошо, если игрушки будут квадратной или прямоугольной формы, в виде колечек, которые можно надеть на палец.
  • Вкладыши и пирамидки. Простые варианты таких игрушек очень нравятся малышам. Они яркие, интересные. Если показать, как с ними играть, малыш будет занят достаточно долго полезным для развития мелкой моторики делом.
  • Сортер. Его можно купить или сделать из старой коробки, прорезав в ней необходимые отверстия.
  • Крупный конструктор. Сначала карапузу будет просто интересно его рассматривать, но со временем он поймет, как из блоков создавать новые формы.
  • Музыкальные игрушки. Это могут быть как пластиковые игрушки, наполненные звучащими элементами, так и мягкие, рассказывающие сказки. Хорошо приобрести набор музыкальных инструментов.
  • Книжки для малышей. Сделанные из мягкого материала, с крупными простыми рисунками они станут проводником в мир книг.

Игрушки для развития

Пирамидкой

Обратите внимание, что пластик, из которого сделана пирамидка должен быть безопасным. Его структура должна быть ровной и однородной, цветовое решение элементов — близким к основным цветам спектра

В качестве первой пирамидки достаточно взять небольшую, до 6-ти элементов.
Неваляшки. Этот вид игрушек очень нравится детям 5-ти месяцев. Они с удовольствием толкают их, трогают, заставляют звучать.
Мягкие вкладыши. Для младенцев продаются специальные наборы крупных мозаик-вкладышей, на которых в возрасте 5-ти месяцев малыш может развивать мелкую моторику, а став постарше, изучать изображенные предметы.
Книги для младенцев. В продаже есть множество книжек для детей до года. Они могут быть выполнены из ткани, твердого картона или даже пластика. Основные требования к такой продукции – безопасность, долговечность, яркость и доступность изображений.
Развивающие коврики. Существует огромное количество разнообразных ковриков для младенцев. Для усиления развивающего и массирующего эффекта хорошо использовать варианты, набитые не только мягкими материалами, но и мелкими деталями. Но при их использовании стоит внимательно следить за целостностью вещи, чтобы предупредить заглатывание мелкого наполнителя. Младенцы не понимают опасности, они просто играют с тем, что видят, тянут в рот.
Сенсорные подушечки и кубики. Для развития моторики рук можно предложить малышу щупать специальные сенсорные игрушки, наполненные разными небольшими предметами, разной величины. После каждой игры внимательно просматривайте такие игрушки на целостность. При появлении дырочек, затяжек или разрывов стоит убрать предмет из постоянного пользования или починить.

Как определить проблемы в развитии ребенка

Чтобы определить задержку в развитии психических функций, родителям нужно тщательно следить за его психоэмоциональным поведением. Органическое поражение мозга как результат какого-либо заболевания диагностируется исключительно врачами. Убедиться в нормальном развитии чада вы можете при помощи специальных тестов:

На расстоянии 20-30 см от ребенка держите игрушку

Он должен уметь концентрировать свое внимание на предмете, периодически переводя взгляд на окружающую обстановку.
Если попытаться отнять у ребенка игрушку, он будет сопротивляться, выражать недовольство.
Умение младенца менять мимику является результатом передразнивания.
Ребенок умеет перекладывать предметы с одной руки в другую.

Частые проблемы

Полугодовалого младенца сопровождают следующие распространенные проблемы:

  1. Во время сна раскрыт рот. Причиной может быть заложенность носа из-за простуды или увеличение аденоидов.
  2. Повышенное слюноотделение. Может свидетельствовать о скором прорезывании зубов.
  3. Трудное появление зубов. Отмечается припухание и болезненные ощущения в деснах, из-за чего ребенок проявляет нервозность.
  4. Неправильное расположение прорезавшихся зубов. Причиной может стать слишком частое сосание пальцев или соски. Необходимо срочно принять меры по отучению от этих привычек.
  5. Аллергия на прикорм.

Все эти проблемы требуют консультации педиатра, а по части зубов – стоматолога.

Когда стоит беспокоиться

Проблемы со здоровьем или развитием малыша можно заподозрить, если он не:

  • переворачивается с живота на спину;
  • ползает даже по-пластунски;
  • проявляет желания сесть;
  • реагирует на громкие звуки;
  • гулит.

Эти факты служат причиной дополнительного, более углубленного обследования младенца.

Сочетание таких факторов, как полноценное питание и сон, режим дня, физическая активность – залог правильного развития ребенка в дальнейшем.

Зрение и слух

В 6 месяцев активно начинают развиваться слуховые и зрительные качества. Ребенок слышит и реагирует по-своему на какие-либо звуковые сигналы

Он с осторожностью прислушивается к любому шороху и способен реагировать на самые незначительные звуки

Если развитие протекает без осложнений, малыш старается имитировать звуки, услышанные ранее, например, это могут быть звуки игрушек. В возрасте 6 месяцев детей наиболее интересуют игрушки, издающие разные звуки и фразы. Малыш понимает, что нужно предпринять, чтобы звуки повторились. Если ребенок не воспринимает звуки и шорохи, родителям стоит за консультацией обратиться к педиатру.

Развитию подвергается и зрительная функция в данном возрасте. Дети активно водят глазами при движении родителей, реагируют на яркие предметы. Все чаще они рассматривают рисунки и узоры на своей кроватке, изучают игрушки. Для улучшения моторики игрушки можно положить перед малышом, чтобы впоследствии он смог до них дотянуться или доползти. В этот период дети в состоянии различить цветную игрушку от более неприметной, способны выбрать тот предмет, который наиболее приглянулся по цвету и форме.

В возрасте 6 месяцев им строго запрещено показывать по телевизору или планшету мультфильмы. Это обусловлено процессом формирования зрительного и слухового нервов. В этом возрасте экраны опасны для детских глаз.

Что должен уметь ребёнок в 6 месяцев

Для того чтобы выяснить, соответствует ли развитие вашего малыша норме, соотнесите его достижения со списком того, что должен уметь ребёнок в 6 месяцев, согласно педиатрическому плану.

  • Развитие речи и слуха находится на том уровне, что малыш практически осознанно реагирует на звуки, которые слышит и даже отвечает. Его реплики уже имеют эмоциональную окраску – ребёнок вполне способен выражать радость, страх, интерес, удовольствие. Он способен позвать маму интонацией, из которой ей сразу станет ясно, что именно хочет от неё малыш.
  • В играх и развлечениях ребёнок к полугодичному возрасту становится более изобретательным, поскольку начинает подмечать важные детали и закономерности. Особым спросом у него сейчас пользуются игрушки на верёвочках – такие можно вернуть обратно, если выбросишь, а также различные «шумелки», кнопки на которых издают интересные звуки, отличающиеся по тону.
  • Самостоятельность малыша проявляется и в развитии двигательной активности – в 6 месяцев ребёнок уже не только должен уметь менять положение тела, но и совершать попытки самостоятельно встать. Волноваться, однако, не стоит – мало кому удаётся это в таком возрасте. Как правило, до подобного достижения ещё несколько долгих месяцев.

Как помочь 6-месячному ребёнку освоить важные умения

Многие внимательные мамочки отмечают, что с возрастом ребёнок становится «обучаемым» — у него появляется, так называемая, страсть к повторам. Этот механизм включается специально для того, чтобы вы сумели помочь 6-месячному ребёнку освоить важные умения и навыки.

Зрение, наконец-то, развилось до такой степени, что малыш получает возможность рассмотреть все интересующие его детали. Дайте ему возможность познакомиться с окружающим миром – позволяйте рассматривать природу во время прогулки, «знакомьте» с животными и игрушками

Очень важно комментировать то, что видит малыш – в дальнейшем именно это составит основу развития речи и мышления.
Важны также тактильные ощущения – малыш с удовольствием будет трогать всё ручками. Не лишайте его такой возможности ни дома, ни на улице, однако не забудьте дополнить аптечку для новорождённого антисептическим гелем – пусть жажда познания не отвлекает вас от элементарных правил гигиены.
Многое малыш захочет попробовать «на зуб» — это не только интересно, но и позволит ему почесать зудящие дёсенки

Твёрдо и решительно забирайте опасные предметы у ребёнка, но действуйте спокойно, иначе испугаете малыша до икоты – у новорождённых с этим просто. Лучше порадуйте его несколькими «грызунами» из аптеки.
Продолжайте развивать малыша физически, делая гимнастику и массажи, однако не стоит форсировать события, потакая попыткам ребёнка встать на ножки. Всё дело в том, что скелет карапуза пока ещё не совсем готов, а это чревато искривлениями позвоночника.

Знания о том, что должен уметь ребёнок в 6 месяцев и материнский инстинкт позволят вам не только следить за развитием малыша, но и заложить хорошую основу его дальнейшего обучения.

Психическое развитие шестимесячного ребенка

Кроме физического  развития, очень важно оценить, что умеет ребенок в 6 месяцев «говорить», что он понимает и как реагирует на окружающую его обстановку

Полугодовалый малыш активно интересуется окружающим миром, он узнает близких людей, реагирую комплексом оживления, когда они появляются в поле его зрения,
Малыш обращает внимание на мелкие предметы и детали всего увиденного, пытается скоординировать движения и дотронуться до украшений, частей тела, до лица или подобрать с пола мелкие игрушки, конфеты и так далее;
Начинает изучать причинно-следственные связи – что будет, если засунуть игрушку в рот? Уронить ее на пол? Постучать по стене?
Меняется стиль общения с взрослыми и детьми, теперь ребенок активно пытается заставить вас выполнять его желания – взять его на руки, сотый раз подать ему игрушку, издавать смешные звуки или носить его по комнате. Если раньше он плакал, когда не мог получить что-то, то теперь слезы и крик – главное оружие для манипуляции взрослыми.
Один из главных показателей психического развития в этом возрасте – это попытки звукоподражания

Ваш малыш внимательно слушает, что вы ему говорите, пытается произносить какие-то звуки – «агу», «а-а», «гы», как бы отвечая на речь взрослого.

Полгода – это важный рубеж в жизни малыша, из совсем несмышленого грудничка он превращается в забавного карапуза, активно вмешивающегося во все происходящие вокруг него события, и внимательно следя за его развитием, мамам стоит просто наслаждаться моментом, не сравнивая своего ребенка с окружающими.

Вес, рост, питание

Анатомическое развитие ребенка в шесть месяцев заключается в изменении роста, веса, окружности головы, грудной клетки. Увеличение массы тела в этот период немного приостанавливается — в течение месяца малыш способен набрать не более 600-650 г, а общий вес в норме должен составлять 8-8,8 кг. В росте прибавляется 2,5-3 см. Нормой измерения окружности грудной клетки считают показатели 42-43 см, а головы — 43-44 см.

Если рост и вес ребенка в 6 месяцев не соответствуют исходным цифрам, возможны нарушения в организме и присутствие скрытых болезнетворных процессов хронического типа. В полугодовалом возрасте у малыша появляются зубы, хотя данный процесс может начаться раньше или позже. Когда развитие протекает в более активной фазе, и зубки уже прорезались, все равно ввод в рацион крохи твердой пищи не рекомендуется. Меню должно быть легким и в определенных порциях. Это может быть пюре из фруктов, молочные смеси, кашки. В качестве дополнения к меню разрешаются фруктовые соки в соответствии с возрастом крохи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector