Буква «ц»

Как правильно научить ребенка произносить звук «Ц»

Если в речи уже присутствуют звуки «С» и «Т», можно смело приступать к постановке «Ц». Используйте слухо-зрительный прием, который заключается в прослушивании изучаемого звука в слогах и сопоставлении с другими согласными (палец — лес, ац — ас, цветы цветут — свет светит).

Изучаем букву «Ц»: попросить ребенка повторить предложенные слова (птенец, цветок, заяц, кузнец, синица, цех, гонец), словосочетания (цокот копыт, народный танец, смелый боец, отец поцарапал палец, певец вышел на сцену, в конце пути).

Как только у ребенка получилось произнести звук «Ц», следующим шагом является автоматизация. Чистоговорки, забавные стихотворения и потешки — это лучшие помощники логопеда в таком процессе.

Ец-ец-ец — прискакал гонец.

Ец-ец-ец — в гнезде сидит птенец.

Ца-ца-ца — стоит Маша у крыльца.

Ца-ца-ца — у веревки два конца.

Цо-цо-цо — на руке блестит кольцо.

Цо-цо-цо — у Кати милое лицо.

Цы-цы-цы — на огороде огурцы.

Цы-цы-цы — за детьми пришли отцы.

Цу-цу-цу — это платье вам к лицу.

Цу-цу-цу — я споймала курицу.

Мы по азбуке шагали,

Сейчас учим букву Ц,

Это звук стоит в начале,

В середине и в конце.

Слоги с буквой Ц изображенные на карточках для игрового обучения.

В славянских языках

В отличие от русского языка, где буква «ц» всегда твердая, вопрос парности буквы «ц» в других языках славян, в том числе, болгарском, белорусском или украинском решен иначе. Здесь буква «ц» может быть, как в «мягком», так и в «твердом» варианте. Мягкое произношение «ц» в словах «перец» или «птица» звучит как «перець» и «птиця». Фамилии украинского происхождения легко определить по тому же признаку: в них присутствует мягкая буква «ц», состоящая из звуков (Кацюба).

Сочетание двух мягких звуков все чаще трансформируется в один звук . Особенно это проявилось в белорусском и польском языках, где буква «ц» произносится как .

Учимся применять правило:

Прочитайте набор слов. Что в них общего?

Ц_ганка, ц_рквушка, ц_ркачка, птенц_, ц_ркуль, красавц_, ц_нитель, ц_нтральный, мотоц_кл, ц_на, ц_линдр

В этих словах есть сочетание близкое к . Слова написаны с «окошками». Докажем выбор букв.

Цыгáнка – цыган, это слова-исключения, в корне цыган- пишется буква ы;

церквýшка – церковь, буква безударного гласного е в корне церкв-, церковь-;

циркáчка – это не слово-исключение, в корне цирк- пишем букву и;

птенцы – в окончании существительного множественного числа буква ы;

цѝркуль – это не слово-исключение, в корне циркуль- пишем букву и;

красáвцы – в окончании существительного множественного числа буква ы;

ценѝтель – ценит, буква безударного гласного е в корне цен-;

центрáльный – центр, буква безударного гласного е в корне центр-;

мотоцѝкл – это не слово-исключение, в корне мотоцикл- пишем букву и;

ценá – цены, буква безударного гласного е в корне цен-;

цилѝндр – это не слово-исключение, в корне цилиндр- пишем букву и (см. Рис. 7).

Рис. 7. Образец

Объясним значение слова цилиндр. Цилиндр – это геометрическая фигура. А раньше этим словом называли ещё и головной убор. Это была высокая блестящая шляпа с маленькими полями. Её носили важные особы, господа. Теперь такой головной убор не встретишь на улицах городов. По форме цилиндр похож на геометрическую фигуру. Потому и получил своё название (см. Рис. 8).

Рис. 8. Цилиндр

Особенности согласных звуков

а) Согласные звуки делятся на твердые и мягкие. Большинство твердых и мягких согласных образуют пары по твердости-мягкости:

— ,  — ,  — ,  — ,  — ,  — ,  — ,  — ,   — ,  — ,  — ,  — ,  — ,  — ,  —

(апостроф справа вверху обозначает мягкость согласного звука). Например, лук — и люк — .

б) У некоторых согласных звуков отсутствуют соотносительные пары по твердости-мягкости, то есть в языке существуют непарные твердые согласные , , (всегда только твёрдые) и непарные мягкие согласные , , (всегда только мягкие).

Примечания:

  • у звуков , не принято обозначать мягкость апострофом, хотя в некоторых учебниках она обозначается;
  • звук обозначается на письме буквой щ;
  • черта сверху над звуком обозначает удвоенный (долгий) звук. В некоторых учебниках обозначают долгие согласные так: — ванна.

в) Согласные звуки, образованные при участии голоса и шума, называются звонкими (например, , , , и др.); если в образовании звуков участвует только шум, то такие звуки называются глухими согласными (например, , , , и др.). Большинство звонких и глухих согласных в русском языке образуют пары по звонкости-глухости:

— , — , — , — , — , — , — , — , — , — , — . Сравните: бить — пить, год — кот, жить — шить.

г) Звуки , , , , |м′], , , , не образуют соот­носительной пары с глухими согласными, следовательно, они являются непарными звонкими (непарные звонкие согласные еще называются сонорными, это звуки, в образовании которых участвует и голос и шум). И наоборот, глухие согласные, не образующие пары со звонкими, являются непарными глухими. Это звуки , , , .

В потоке речи звучание одного звука может уподобляться звучанию другого звука. Такое явление называется ассимиляция. Так, в слове жизнь звук , стоящий рядом с мягким , тоже смягчается, и мы получаем звук .

Таким образом, произношение слова жизнь записывается так: . Сближение звучания возможно также у парных по звонкости-глухости звуков. Так, звонкие согласные в позиции перед глухи­ми и в конце слова по звучанию сближаются с парными глухими.

Следовательно, происходит оглушение согласных. Например, лодка — лока, сказка — скака, воз — во. Возможно и об­ратное явление, когда глухие согласные в позиции перед звон­кими тоже становятся звонкими, то есть озвончаются. Напри­мер, косьба — коба, просьба — проба.

Звук [ц]

Последний звук, у которого твёрдость является постоянным качеством – это . С ним связано больше трудностей с точки зрения орфографии. Правописание гласных после этого звука зависит от морфемы. Возьмём примеры слов с орфограммой в корне слов:

  • цифра ;
  • циркуль ;
  • цирк ;
  • цитрон ;
  • акация ;
  • лекция ;
  • секция ;
  • санкция .

Там, где есть этот твердый согласный звук в слове, мы слышим после него , однако обозначаем эту фонему по-разному. В примерах, данных выше, правописание регулируется следующим правилом: после буквы Ц пишется И в корне слова. Но тут есть исключения, в которых всё же нужно поставить Ы:

  • цып-цып-цып;
  • на цыпочках;
  • цыплёнок;
  • цыкнуть;
  • цыц;
  • цыган.

Кроме этих исключений, возможно ещё и написание Ы в суффиксах и окончаниях:

  • синицын;
  • Борис Голицын;
  • сестрицын;
  • около больницы;
  • без водицы;
  • у молодицы;
  • у девицы.

Поиграйте со своим ребёнком, чтобы потренироваться в правописании слов, правописание которых связано с буквой Ц:

В цирке выступает цыган, он цыкает на цыплят: «Цыц!» Они прячутся в лапах лисицы. Девицы смеются, встают на цыпочки и громкими овациями приветствуют лисицыну доброту.

Подведём итоги: всегда твердые согласные звуки в алфавите — это Ж, Ц, Ш. С ними могут писаться следующие гласные: И, Ы.

Пары и «непары»

Необходимо выяснить, может ли быть глухая буква «ц» твердой или мягкой. У нас имеется группа непарных букв. Это — й, х, л, ц, м, ч, н, щ, р, части из которых соответствуют мягкие пары, а некоторые только таковыми согласными буквами и являются.

Это согласные, называемые в русском языке сонорами: , , , , , , , , . В их произношении принимает участие верхнее небо.

Среди них буквы «ц» нет.

Оставшаяся часть состоит из букв, произношение которых связано с шипением: , , , , . Из них одна буква является парной по принципу мягкости-твердости, две буквы могут быть только мягкими — «ч» и «щ», а четвертая буква не имеет пары по мягкости, соответственно является твердой.

Вопрос о том, является ли буква «ц» мягкой или твердой решен: шипящая буква «ц» в русском языке может быть только твердой.

Примеры заданий для детей

Глухой или звонкий:

  • Простой и яркий способ, который помогает понять разницу – при произношении приложить ладонь к горлу. Переберите все согласные, пусть ребенок сам откроет какая буква вибрирует, а какая не дает ощущений.
  • Выберите картинки, которые напоминают звон и глухоту. Например: звоночек и ухо. Произносите разные слова из одного-двух слогов, а ребенок, если услышал звонкий звук, должен показать картинку со звоночком. Потом поиграйте так же с глухим звуком. Когда ребенок освоится с простыми словами, берите длиннее.

Твердый или мягкий:

  • Предложите взять одну букву и пропойте слога с гласными, дающими твердость. Пусть ребенок почувствует твердость в голосе. Потом с той же буквой пропойте слога с гласными, дающие мягкость.
  • Называйте слог и бросайте мяч ребенку. Если твердый, должен поймать. Если мягкий – оттолкнуть.
  • Составьте цепочку слов. Например, стул-лошадь-деньги-гитара…

Общие задания:

  • Создайте свою собственную таблицу с яркими образами, повесьте на видное место. Ребенок, когда сам подбирает рисунок, цвет, – больше включается в тему и быстрее запоминает.
  • Предложите назвать слово, где есть и звонкая и глухая. Или глухая и, при этом, – твердая.

Оцени-ка страничку!

Буква «Ц» и ее произношение

Итак, буква «Ц» не образует пары, следовательно, она относится к непарным, глухим согласным буквам. Если мы рассмотрим произношение буквы «ц», то выяснится, что она состоит из двух звуков: и , что в сумме звучит как . В русском языке «ц» существует только в твердом варианте.

Есть некоторые незначительные отличия в произношении слов на букву «ц» в случаях ее сочетания с гласными ,,, стоящими позади нее, и с гласными , . В слогах ца, цо, цу буква «ц» звучит твердо, а в слогах цэ, ци — несколько мягче. То же касается и слов, в которых данные слоги находятся в середине.

В некоторых словах, пришедших к нам из других языков, встречается сдвоенная буква «ц», однако произносится данное слово так, как будто в нем только одна «ц». Тем не менее, в таких случаях делается акцент на составляющем букву «ц» звуке . Возьмем слово, пришедшее к нам из Италии, «пиццикато»: его следует произносить не , а .

Произношение слов с сочетанием букв «т» и «ц» (святцы) происходит по такому же принципу.

Проявления заболевания

Наиболее распространенные проявления аллергии у грудничка:

  1. Насморк
  2. Чихание
  3. Слезоточивость
  4. Отеки
  5. Кожная сыпь
  6. Чешутся глазки

Признаки замедленной аллергической реакции:

  1. Запор
  2. Срыгивание
  3. Колики
  4. Экзема
  5. Понос

Признаки аллергии, требующие неотложной медицинской помощи:

  1. Затруднение дыхания (особенно опасно у новорожденных)
  2. Прогрессирующие отеки в области лица и шеи
  3. Анафилактический шок
  4. Причины аллергии

Распространенные причины аллергии грудных детей:

  1. пищевая
  2. респираторная
  3. контактная

Если мама или папа – аллергики, шансы у грудничка быть аллергиком увеличиваются. Кроме этого, предрасположенность к заболеванию увеличивают патологии развития беременности: мамина анемия, токсикозы, угроза выкидыша, гипоксия новорожденного и прочие. У новорожденных аллергические болезни развиваются в связи заболеваниями кишечника (кишечной инфекции, дисбактериозом), при поражениях центральной нервной системы (перинатальной энцефалопатии), лечении антибиотиками, раннем искусственном вскармливании. Позже основными причинами заболевания становятся нарушения питания и условий жизни ребёнка, инфекции, лекарства и прививки. Обыватели считают пищевую аллергию наиболее распространенной. На самом деле продукты питания становятся её виновниками лишь в 14% случаев у взрослых людей. Для сравнения, плесневые грибки являются причиной в 30% случаев. Частота пищевой аллергии у детей до года по различным данным колеблется от 15 до 40%. Аллергия – болезнь цивилизованного мира. Жизнь в мегаполисе, огромное количество химических веществ в быту, загрязнение окружающей среды – сколько факторов, провоцирующих развитие роста случаев заболевания, создано руками человека!Лечение аллергии у грудничка должно начинаться с подтверждения диагноза специалистом! Трудно определить, что послужило причиной высыпаний, насморка. Сыпь у новорожденных является поводом обратиться к педиатру. Лечить можно только медикаментами, назначенными врачом.

Когда ставится Ь после Ж и Ш

По той причине, что вышеперечисленные согласные всегда твёрдые, мягкий знак для обозначения мягкости никогда с ними не употребляется. Однако бывают случаи, когда можно встретить его после букв Ж и Ш:

  • мышь;
  • ложь;
  • дрожь;
  • брошь;
  • чушь;
  • сплошь;
  • не трожь;
  • слышишь.

Эти примеры иллюстрируют правило употребление мягкого знака для обозначения грамматической формы слов:

  1. Существительных 3 скл.: тишь, блажь.
  2. Наречий: наотмашь.
  3. Глаголов: идешь, положь.

Используем для тренировки такие предложения:

Это просто ложь, что мышь страшна: её не трожь, когда мимо идёшь, не тронет и она.

Если в доме тишь, и ты не кричишь, не скачешь, не блажишь, тут какой-то подвох, сразу не поймёшь. Что ты там творишь, а сам молчишь?

Твердые согласные

Вопрос о том, является ли буква «ц» мягкой или твердой в русском языке решен однозначно: буквы «ж», «ш» и «ц» могут быть только твердыми.

Влияние соседствующих с ними гласных букв не имеет значения: птица , царь , цель . В словах на букву «ц» звук остается твердым и при сочетании с гласными, являющимися «смягчителями» для согласных, имеющих «мягкую» пару: я, е, е, ю, и.

В отношение буквы «и», составляющей слог с буквой «ц», находящийся в составе корня слова, существует правило, которое гласит, что, несмотря на то, что в данном случае слышится вместо «и» звук , пишется такой слог как «ци»: бацилла, акционер, гиацинт, цирк.

Однако из этого правила существуют исключения, о которых речь пойдет ниже.

До и после поцелуя.

Само целование — это кульминация. Однако в любой истории есть еще завязка, развитие действия, концовка. Увы, но без них кульминационный момент вообще невозможно создать. Без них он — простое физическое действие.

Перед поцелуем важно убедиться, что партнер настроен на этот шаг, действительно его хочет. Об этом свидетельствуют такие факторы:

  • расширенные зрачки, сбитое дыхание;
  • пересохшие губы, которые человек периодически облизывает;
  • ускоренное сердцебиение (пульсирующая жилка на левой стороне шеи);
  • попытки оказаться близко лицом к лицу;
  • взгляд на губы, покусывание своих;
  • разговоры на личные, романтические темы.

Теперь о том, как же лучше завершать процесс, как вести себя после него. Часто после того, как люди оторвались друг от друга, они испытывают неловкость, не знают, что сказать или сделать. Это порождает непонимание, заставляет совершать странные действия на фоне растерянности. Кто-то нервно смеется, кто-то говорит несвязную чушь или фразы не к месту. Как поступать, чтобы не испортить впечатления:

  1. медленно отодвинуться от партнера, плавно поднимая веки;
  2. не отходя, устремить взгляд прямо в глаза особы;
  3. слегка улыбнуться, придав улыбке теплоты, непринужденности;
  4. сделать комплимент, немного отступить назад или еще раз соприкоснуться губами.

После можно переключиться на легкую, незамысловатую тему, чтобы нервозность немного улеглась. Или же мягко попрощаться — подержаться за руки, поправить его/ее “неправильно лежащий” волосок, поблагодарить за чудесное время.


Хотите узнать свой генетический потенциал на уровне биохимии и получите инструкцию индивидуального развития

.Примите участие в проверке уникальной методикиДизайн Человека . Только 2 дня для читателей wikigrowth.ru участие бесплатно.Получить сейчас

Звук [ш]

Это твердый глухой согласный звук, в отличие от , который является звонким. Данную фонему можно наблюдать в словах:

  • ширь ;
  • шить ;
  • шифон ;
  • шифоньер ;
  • мыши ;
  • тишина ;
  • ерши ;
  • гроши ;
  • спешит ;
  • завершит .

Тут мы тоже имеем дело с такой же тенденцией, как и в случае со звуком : после пишется буква и. Правило, как и для предыдущей орфограммы: «ШИ пиши с буквой И».

Чтобы отработать навык правильного написания таких слов, обратимся к диктанту:

Под скатами крыши шуршат мыши. Одна из них слышит, как кот в тишине дышит, и спешит в свою нору — там у неё малыши.

Подведём промежуточный итог: всегда твёрдые согласные звуки служат опознавательными признаками орфограммы «И после Ж и Ш».

Согласные звуки: [ж]

Он встречается в следующих словах:

  • жизнь .;
  • жидкий ;
  • жимолость ;
  • живой ;
  • дрожит ;
  • сторожит ;
  • жужжит ;
  • рыжий ;
  • блажит .

При сравнении написания и звучания можно вывести следующее заключение: после этого согласного пишется буква и, а слышится звук . При выборе этой орфограммы нужно руководствоваться правилом: ЖИ пиши с буквой И.

Для игры с ребёнком в целях отработки навыка правописания можно использовать, например, такой текст:

Жужжит жук над жимолостью. Он живёт где-то рядом с жужелицей. Она сторожит от него своё жилище. А рыжие ежи бегут мимо лужи. В её жидкой жиже отражается куст — совсем как живой, только перевёрнутый.

Детские стихи для лучшего освоения материала

Буквы ровно 33 в русском алфавите,

Чтоб узнать, сколько согласных —

Десять гласных отнимите,

Знаки — твердый, мягкий —

Сразу станет ясно:

Получается число ровно двадцать одно.

Мягкие и твердые согласные бывают очень разные,

Но вовсе не опасные.

Если произносим с шумом, то они глухие.

Если голос ярко слышен, значит, звонкие такие.

Звуки согласные гордо говорят:

Они по-разному звучат.

Твердые и мягкие

На деле очень легкие.

Одно простое правило запомни навсегда:

Ш, Ц, Ж — тверды всегда,

А вот Ч, Щ, Й — только мягки,

Как кошачьи лапки.

А другие смягчим так:

Если добавим мягкий знак,

Тогда получим ель, моль, соль,

Какой же хитрый знак такой!

А если мы добавим гласные И, Я, Ё, Е, Ю,

Получим мягкую согласную.

Знаки-братья, мягкий, твердый,

Мы не произносим,

Но чтоб слово изменить,

Их помощи попросим.

Всадник скачет на коне,

Кон — используем в игре.

Буква «й»: согласный или гласный?

Как известно, в русском языке все звуки делятся на согласные и гласные. Они совершенно по-разному воспринимаются и произносятся.

  • Гласные звуки – это те звуки, во время произношения которых воздух легко и свободно проходит через рот, не встречая на своем пути никаких преград. Более того, их можно тянуть, при помощи них можно кричать. Если приложить ладонь к горлу, то работу связок (голосовых) во время произношения гласных букв можно довольно легко ощутить. В русском языке имеется 6 ударных гласных, а именно: , , , , и .
  • Согласные звуки – это те звуки, во время произношения которых воздух на своем пути встречает преграду, а именно смычку или щель. Их вид определяет характер звуков. Как правило, щель образуется при произношении , , и . При этом кончик языка приближается к верхним или нижним зубам. Представленные согласные можно тянуть (например, , ). Что касается смычки, то такая преграда образуется за счет смыкания органов речи. Воздух, а точнее его поток, резко ее преодолевает, благодаря чему звуки получаются энергичными и краткими. Именно поэтому их называют взрывными. Кстати, тянуть их невозможно (попробуйте сами: , , , ).

Помимо вышеперечисленных согласных, в русском языке имеются и следующие: , , , , , , , , , . Как видите, их намного больше, нежели гласных.

Звонкие и глухие согласные

Чтобы понять, что такое непар­ные соглас­ные, вна­ча­ле опре­де­лим, что наша речь состо­ит из пред­ло­же­ний, пред­ло­же­ния — из слов, а сло­ва — из звуков.

Звук — это мини­маль­ная еди­ни­ца речи, кото­рая сама по себе не име­ет зна­че­ния, но объ­еди­нив­шись с дру­ги­ми зву­ка­ми созда­ет фоне­ти­че­ский облик сло­ва, име­ю­ще­го лек­си­че­ское значение.

Звуки речи про­из­но­сят­ся по-разному. Если струя воз­ду­ха про­хо­дит сво­бод­но через напря­жён­ные голо­со­вые связ­ки и полость рта, то обра­зу­ют­ся глас­ные зву­ки , , , , , . Гласные зву­ки фор­ми­ру­ют­ся цели­ком голосом.

Большинство зву­ков речи обра­зу­ют­ся, когда выды­ха­е­мый воз­дух встре­ча­ет пре­пят­ствия в виде язы­ка, зубов, смы­ка­ния и раз­мы­ка­ния губ и пр. Тогда появ­ля­ет­ся шум­ный звук, кото­рый назы­ва­ет­ся согласным.

По соот­но­ше­нию голо­са и шума соглас­ные зву­ки делят­ся на звон­кие и глухие.

Звонкие соглас­ные состо­ят из шума и голоса:

, , , , ,

А глу­хие соглас­ные, напро­тив, «без­го­ло­сые». Они состо­ят толь­ко из шума:

, , , ,  , , , , ,

Многие звон­кие и глу­хие соглас­ные похо­жи по спо­со­бу обра­зо­ва­ния, но раз­ли­ча­ют­ся толь­ко сво­ей звон­ко­стью, то есть уча­сти­ем голо­са, или глу­хо­стью. По при­зна­ку звонкости/глухости такие соглас­ные состав­ля­ют пары:

  • — .

Это пар­ные соглас­ные, кото­рые раз­ли­ча­ют­ся при­зна­ком звонкости/глухости.

В фоне­ти­ке рус­ско­го язы­ка суще­ству­ет 6 пар звон­ких и глу­хих соглас­ных. С их помо­щью мож­но раз­ли­чать слова:

  • убор — упор;
  • влага — фляга;
  • грот — крот;
  • дрова — трава:
  • жалость — шалость;
  • зев — сев.

Остальные соглас­ные явля­ют­ся непарными.

Твердые и мягкие согласные

Как научить ребенка отличать мягкие звуки от твердых? Начать надо с того, что мягкость и твердость — это характеристика только для согласных звуков. Гласные здесь на подпевках. Хотя твердость и мягкость для них не характерна, именно их близкое соседство в некоторых словах может повлиять на эти свойства согласных звуков. Основное отличие между мягкими и твердыми звуками заключается в особенностях их произношения.

Если человек произносит мягкие согласные звуки, то середина его языка приподнимается к небу и перекрывает проход, по которому движется воздух, а кончик слегка выдвигается вперед к зубам. Это дополнительная артикуляция. Сам процесс называется палатализацией.

Малышам знать такие сложности ни к чему, но родителям для расширения кругозора подобный термин может пригодиться. Во время произношения твердых звуков подобное не происходит.

Чтобы самому понять разницу, достаточно произнести на пробу слово, в котором один и тот же звук выступает в роли твердого и мягкого.

Для примера возьмем «перерыв». Произношение первого согласного звука заставляет язык во рту плясать и подниматься к небу, а вот для второго согласного звука эти кульбиты не нужны.

Родителям легко понять разницу, но как объяснить это ребенку на пальцах? Мы предлагаем пустить в ход фантазию и использовать интересные истории, шпаргалки и простые игры, которые помогут малышам запомнить согласные твердые и мягкие звуки.

Оглушение

Русский язык обладает понятием оглушения – некоторые звонкие звучат, как глухие согласные звуки из пары.

Это не является дефектом речи, а наоборот – считается критерием ее чистоты и правильности. Но это правило работает только с парными согласными. К примеру, в речи часто заменяется на . Это относится к дефекту, так как , приближенное к , считается отличительной чертой украинского языка. Употребление его в русской речи неверно. Исключение – слово Бог.

Правила и примеры:

  • буква стоит последней в слове: зуб – , прорубь – ,
  • после буквы стоит глухой согласный: сыроежка – .

Есть обратный процесс – озвончение. Означает, что в речи глухие произносятся как парные им звонкие. Озвончение оправданно, когда они стоят перед звонкими согласными: сделка – .

Согласные звонкие и глухие твердые и мягкие

Согласные звуки звонкие и глухие. Урок русского языка в 5 классе

https://youtube.com/watch?v=1fSTYkxOtfo

Заключение

Сделаем шпаргалку:

  1. Согласные звуки – такие, при произнесении которых выдыхаемый воздух встречает на своем пути преграды (язык, зубы, губы).
  2. Бывают твердые и мягкие. Ж, Ш, Ц – только твердые, Ч, Щ, Й – только мягкие.
  3. Бывают звонкие (произносятся с голосом и шумом) и глухие (только с шумом).
  4. Только глухие: , , , . Только звонкие (сонорные): , , , , .
  5. Непроизносимые – не произносятся в словах (лесТница).
  6. Удвоенные – два согласных (осенний). Если в корне – слово заимствованное (тонна).
  7. Оглушение – звонкий стал глухим на конце слова (хлеБ).
  8. Озвончение – глухой стал звонким под влиянием последующего согласного: (Сдача).
  9. Смягчение – твердый стал мягким под влиянием последующего мягкого (троСть).

Видео по теме:

Если бы вы писали эту статью – какой материал вы бы добавили? Какой бы убрали? Почему?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector