Конспект логопедического занятия для подготовительной логопедической группы. «звук и буква ы»

Прописная Ы не нужна ?

Эта буква то и дело сталкивается с разного рода дискриминациями: некоторые специалисты считают, что пропись Ы должна учитывать только строчную Ы, ведь слов на нее нет. В ряде прописей для первоклассников можно заметить, что встречается только маленькая письменная Ы, так как будто заглавная буква Ы не существует вообще.

Многие могут вспомнить, как на уроках, когда изучалась прописная буква Ы, отсутствовала в учебнике и во вспомогательных материалах большая буква Ы, как во всем алфавите при изучении прописи все буквы стояли по парам, и только Ы прописная и еще мягкий и твердый знаки скромно стояли без пар, только маленькие.

Сейчас же в интернете можно встретить на форумах в общении между родителями просьбы помочь найти, как пишется прописная буква Ы.

На самом деле очень странно не учить писать большими все буквы, включая твердый и мягкий знаки, ведь эти знаки, так же как и прописная Ы образец лишили бы сомнений по поводу написания, например, слова в верхнем регистре по какой-либо причине, например, для передачи художественной выразительности.

Буквы без звуков: «Ъ» и его произношение в русском языке

Правило

  • При написании разъединительного твердого знака, в звучании, после согласной — появляется йотирование последующей гласной буквы. В произношении гласных букв нет смягчения, и четко выделяется два составляющих звука: гласная буква и звук «Й». Для каждой буквы, эти звуки соединены в композицию: Ю – «ЙУ», Я – «ЙА», Ё – «ЙО», Е – «ЙЭ». Однако существует звуковое прочтение, когда гласная в слове читается без применения дополнительного звука «Й».
  • В этом варианте, ее прочтение звучит без мягкости. Существуют сложные слова, в которых пишется твердый знак: если написанное слово составлено из двух частей, где первую часть занимает слово, образованное от числительного, а вторая часть — начинается с гласной буквы: трехъярусный, четырехъярусный, двухъядерный.
  • Разделительный твердый знак пишется, если слова имеют приставку, заимствованную от иностранных слов. Это относится и к тем случаям, когда приставка при трансформации слова соединилась с корнем, образуя в конце согласную букву: адъютант, конъюнктурный, субъективный, трансъевропейский, предъюбилейный, объект. В звучание этих слов, преобладает в большей степени, йотирование гласной буквы.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Приветствие. «Здравствуй! Сегодня к нам пришёл в гости Чебурашка, и он будет заниматься вместе с нами».

2. Сообщение темы занятия. «Ты наверно слышал как пыхтит паровоз….Давай вместе изобразим «Чух-чух-чух-чух-чух»…Какой слышится звук лучше всех? Правильно . Сегодня мы будем работать над этим звуком. Научимся его быстро находить в словах, и чётко произносить.»

3. Характеристика звука Ч (даёт ребенок).

Инструкция: «Для начала расскажи мне всё, что ты знаешь о звуке по схеме. Выбери нужные квадраты». Перед ребенком выложить 2 квадрата (красного и синего цвета, обозначающих гласный или согласный звук; фишки с обозначением колокольчиков, один из которых перечёркнут (схематичное изображение звонкости – глухости звука); 2 картинки (хлеб и арбуз, что соответствует таким характеристикам звука, как мягкость и твёрдость; 2 картинки (со свистком и змеёй, что поможет с обозначением звука (свистящий или шипящий.)

Ребёнок выбирает необходимые квадраты. «Правильно!» Предполагаемый ответ ребёнка — Звук Ч у нас согласный, глухой, мягкий, и шипящий.

4. Уточнение артикуляции.

Инструкция: «А теперь расскажи, что нужно сделать, чтобы у нас получился красивый звук . Как ведут себя язык и губки при этом?». Если ребёнок затрудняется с объяснением положения органов артикуляции при произнесении звука Ч, мы ему задаём вспомогательные вопросы: «Рот открыт или закрыт? Губы растянуты в улыбке или выдвинуты вперёд, образуют окошко? Зубки друг от друга далеко или рядом? Куда направлен кончик языка? Где находятся боковые стороны языка»? «А теперь повтори самостоятельно». Ребёнок снова проговаривает.

5.Развитие фонематического восприятия:

Игра «Поймай звук». Дифференциация Ч и Ц.Инструкция: «Я тебе буду называть ряд слогов, и ты, как только услышишь слог со звуком Ч, хлопни в ладоши».

МА-ЧА-ВА-ЦА-ПИ-ЧИ-ЦИ-ЛО-КО-ЦО-ЗО-ЧО-ВЕ-ЧЕ-ПЕ-ЦЕ.

«Молодец. Ты очень внимательный. Ничего не пропустил. Давай попробуем ещё раз. Слоги будут уже другие». Дифференциация Ч и Щ.

АМ-АЧ-АЗ-АЩ-УЩ-УФ-УЧ-ВЕ-ТЕ-ЧЕ- ЕЧ-ЕД-ЕЩ-ТИ-ЩИ-КИ-ЧИ.

6. Автоматизация звука в слогах.

Инструкция: «А теперь ты сам будешь называть этот звук. Повтори как я».

Медленно — ЧА, ЧУ, ЧИ, затем чуть быстрее ЧЕ, ЧО, ЧА….теперь громко АЧ, ОЧ, УЧ,. попробуй тихо ЕЧ, ИЧ, ЮЧ.

7. Автоматизация в словах.

Упражнение №1:

Инструкция: «А сейчас повтори за мной целые слова с этим звуком».

чудо, чулок, человек, чашка, чисто, честно, чек, речка, печка, ручка, мечта, горячо, плечо, обруч, луч, меч.

Упражнение №2:

Инструкция: «Назови, что нарисовано, выделяя голосом звук Ч.» Перед ребенком разложить предметные картинки (чай, мальчик, часы, черепаха, ключ, мяч, очки, чайка, чайник).

7. Автоматизация в предложениях.

Инструкция: «Повтори за мной полностью предложения».

Я хочу чай. Часовщик чинит часики. Леночка и Танечка ухаживают за черепахой.

Девочка мечтала о золотом ключике. Мальчик отвечал урок тихонечко.

Маша часто поёт частушки. Беленькая кошечка катала по полу клубочки и катушечки.

8. Автоматизация в тексте (стихах).

Инструкция : «Ты наверно знаешь песенку про кузнечика. Давай её вспомним».

С ребенком пропеть куплет из песни.

В траве сидел кузнечик,

В траве сидел кузнечик.

Совсем как огуречик,

Зелененький он был.

«А теперь вспомним с тобой стихотворение про бычка».

Проговорить четверостишие с ребенком сопряжено, а затем он самостоятельно.

Идёт бычок качается,

Вздыхает на ходу:

Ой, доска кончается,

Сейчас я упаду».

«Отгадай мою загадку? Дам подсказку, ответ начинается на тот звук, который мы сегодня проходим? Это какой звук? Правильно, Ч»

Что за чудо?Вот так чудо:

Сверху блюдо, Снизу блюдо,

Ходит чудо По дороге,

Голова торчит, Да ноги.

(Черепаха)

9. Оценка и итог занятия. «Какой ты молодец. Со всеми заданиями справился. Теперь ты хорошо запомнишь звук Ч. Увидимся на следующем занятии.»

Почему Ы не бывает первой?

Есть всего лишь одна-единственная буква, обозначающая гласный, который никогда не бывает в начале слова. Почему же так ведет себя Ы? Самая скромная? Оказывается, у лингвистов до сих пор нет насчет этого единого мнения.

В стране существует две фонологические школы, московская и питерская, представители которых имеют разные позиции по поводу того, почему букве Ы не досталось первого места.

Представители московской считают, что Ы – только один из вариантов звучания фонемы , не может начинать слово, поскольку вначале бывает только основной вариант любого звука.

Оппоненты не относят Ы к вариантам, считая, что Ы гласная вполне полноценна, то есть являет собой отдельную фонему , и это доказывается тем, что некоторые слова, пусть даже имена собственные, все же начинаются на Ы. Например, имя недавнего гостя России, главы КНДР – Ким Чен Ын.

С другой стороны, речь идет о заимствованиях, поэтому их можно не учитывать, поэтому спор не решен. Зато обе школы единодушны во мнении, что в середине слова Ы встречается только после твердых согласных, поскольку после мягких может быть только И .

Сказки про букву Ы

В ходе урока дошкольникам можно прочесть сказку про гласную Ы, в которой выявляется ее важность. Также подойдет сказка Г

Юдина с обильным употреблением «Ы» «Крыса Дылда и Пых-пых».

Ее герои мышонок Мыша и цыпленок Цыпа однажды вечером дружно поедали дыню. Но тут появляется еще одна героиня — крыса Дылда. Она в диком страхе бросилась под кровать Мыши. Оказалось, на ее постели кто-то, спрятавшись под одеялом, издает странные звуки: «Пых-пых». Здоровенная крыса Дылда взывала к маленьким друзьям о помощи. Храбрясь, мышонок и цыпленок отправились на разведку. Дылда тряслась под кроватью.

Они вернулись скоро. При этом Мыша вытирал усы. Это пыхтело тесто для пирога, поставленное мамой Дылды в теплое место. Мыша и Цыпа, недолго думая, его съели.

Прописная Ы не нужна ?

Эта буква то и дело сталкивается с разного рода дискриминациями: некоторые специалисты считают, что пропись Ы должна учитывать только строчную Ы, ведь слов на нее нет. В ряде прописей для первоклассников можно заметить, что встречается только маленькая письменная Ы, так как будто заглавная буква Ы не существует вообще.

Многие могут вспомнить, как на уроках, когда изучалась прописная буква Ы, отсутствовала в учебнике и во вспомогательных материалах большая буква Ы, как во всем алфавите при изучении прописи все буквы стояли по парам, и только Ы прописная и еще мягкий и твердый знаки скромно стояли без пар, только маленькие.

Сейчас же в интернете можно встретить на форумах в общении между родителями просьбы помочь найти, как пишется прописная буква Ы.

На самом деле очень странно не учить писать большими все буквы, включая твердый и мягкий знаки, ведь эти знаки, так же как и прописная Ы образец лишили бы сомнений по поводу написания, например, слова в верхнем регистре по какой-либо причине, например, для передачи художественной выразительности.

Почему Ы не бывает первой?

Есть всего лишь одна-единственная буква, обозначающая гласный, который никогда не бывает в начале слова. Почему же так ведет себя Ы? Самая скромная? Оказывается, у лингвистов до сих пор нет насчет этого единого мнения.

В стране существует две фонологические школы, московская и питерская, представители которых имеют разные позиции по поводу того, почему букве Ы не досталось первого места.

Представители московской считают, что Ы – только один из вариантов звучания фонемы , не может начинать слово, поскольку вначале бывает только основной вариант любого звука.

Оппоненты не относят Ы к вариантам, считая, что Ы гласная вполне полноценна, то есть являет собой отдельную фонему , и это доказывается тем, что некоторые слова, пусть даже имена собственные, все же начинаются на Ы. Например, имя недавнего гостя России, главы КНДР – Ким Чен Ын.

С другой стороны, речь идет о заимствованиях, поэтому их можно не учитывать, поэтому спор не решен. Зато обе школы единодушны во мнении, что в середине слова Ы встречается только после твердых согласных, поскольку после мягких может быть только И .

Ход занятия.

Сегодня на нашем занятии мы познакомимся с очень интересным звуком. Он ни когда не слышится в начале слова. Он любит прятаться среди других звуков. Попробуйте его отыскать.

Звук — невидимка

Спрятался в часы.

А его братишка —

Дедушке в усы.

Догадались, какой это звук? Послушайте еще одно задание — подсказка…

Посмотрите на эту карточку внимательно и подумайте, что здесь лишнее? Почему? Эта лишняя картинка поможет нам в раскрытии темы занятия.

Правильно, ребята, «лишнее» — цветы, так как все остальное мебель. Произнесём ещё раз слово “цветы” и назовём последний звук”. Это и есть наш звук невидимка.

Давайте все вместе произнесём звук и дадим ему характеристику…

Звук — гласный. Давайте вспомним, какие гласные звуки вы уже знаете…

1. Знаю я, и знаешь ты, что нет слов, начинающихся на звук .

— Но в словах этот звук встречается часто. Его можно услышать в середине или конце слов. Давайте поищем слова с этим звуком….

2. И г р а «Кто больше?»

Назовите как можно больше слов со звуком в середине.

О т в е т : дырка, прыгать, забыть, умный, плыть, улыбка.

3. Хлопните в ладоши, если в словах услышите звук : сыр, заяц, усы, цветок, бутылка, дым, велосипед, дыня, весы, лампа, рысь, мышь, дятел, камыш, рыба, часы.

4. Игра «Один – много»

Кукла – (куклы, гриб – (грибы, машина –, лимон –, шкаф –, стол –, шар –, тыква –, кот –, зонт –, ягода —, дуб –, зуб –, банан – …., лев –, пол –, сыр – ….

5. Игра Рифма» (придумайте африканское животное в рифму).

Дилы-дилы-дилы – повились (крокодилы)

(Дети изображают охотящегося крокодила).

Афы-афы-афы – жуют листики (жирафы)

(Дети тянутся вверх, изображая жирафов).

Ны-ны-ны – водой брызгают (слоны).

(Дети надувают щеки, как бы набирая воду, а затем брызгаются)

Яны-яны-яны – по веткам скачут (обезьяны).

(Дети изображают скачущих обезьян).

6. И г р а «Слоговой аукцион»

1. Бросая мяч, ведущий называет начало слова. Ученик, поймавший мяч, должен назвать конец слова и бросить мяч обратно.Н а п р и м е р : лы (-жи, мы (-ло, сы (-рок, тык (-ва, малы (-ши).

2. Вставьте пропущенные слоги со звуком .

Ум (-ный, ост (-рый, аккурат (-ный, че (-ты-) ре, во-пер (-вых, во-вто (-рых, цве (-ты, фрук (-ты, тра (-вы).

Вот топор, полено рядом-

Получилось то, что надо.

Получилась буква ы.

Все мы знать её должны

2. Допиши недостающую часть.

5. Соедини с буквой Ы только те предметы, названия которых оканчиваются звуком .

6. Найди и обведи все правильно написанные буквы Ы

3. Соедини линиями одинаковые буквы

Итоги занятия.

С каким звуком познакомились, каким цветом он обозначается, какой это звук, какие слова с этим звуком запомнили….

Буквы без звуков: буква «Ь»

  • Как именно меняется смысл слов при написании данных буквенных знаков, можно увидеть на таком примере: без твердого знака в слове «сел» и с твердым знаком «съел», отсутствующий мягкий знак в слове «семя» или его наличие в слове «семья». Не имея собственного звука – данные буквенные знаки, способны воздействовать на произношение соседних букв.
  • Буква без звука мягкий знак – в русской речи задействована для смягчения предыдущей согласной буквы: конь, перья, ложь, пьеса, пульт, ладья.
  • В правописании, мягкий знак выполняет не только смягчающую функцию, но и разделительную, грамматическую и выступает в роли обозначения самостоятельного смягчения для парных согласных звуков.


Мягкий

  • Иногда, буква Ь оказывает содействие в образовании разных конфигураций глагола от единого первостепенного источника, например: в словах «крутится» и «крутиться» — мягкий знак меняет форму одного и того же глагола.
  • Также мягкий знак служит для определения мужского или женского рода в существительных словах. Для примера: «метель» — слово женского рода, а «вертел» — существительное мужского рода.
  • Употребляется данная буква без звуков чаще всего в середине слова: корень или суффикс. А также в конце слова — для смягчения произношения предыдущего твердого звука. В случаях, когда буква Ь используется в качестве разделительного знака – пишется она после согласной буквы, внутри слова и перед гласными буквами: Ю, И, Ё, Я, Е. Как в словах: пьет, ожерелье, сомненья, воробьи, вьюн.


Разделение

Мягкий знак — меняет произношение данных букв: каждая из этих букв приобретает дополнительный звук «Й». Таким образом, их звучание будет выглядеть так: И – «ЙИ», Е – «ЙЕ», Ю – «ЙЮ», Ё – «ЙЁ», Я – «ЙЯ».


Смягчает

Буква Ь — выполняет разделительную функцию при написании некоторых слов иностранного происхождения: она не позволяет гласной букве «О» и предыдущей согласной, сливаться при произношении: батальон, павильон, шампиньон, септильон

Важно помнить, что после приставок — разделительный мягкий знак не употребляется в правописании

Сказки про букву Ы

В ходе урока дошкольникам можно прочесть сказку про гласную Ы, в которой выявляется ее важность. Также подойдет сказка Г

Юдина с обильным употреблением «Ы» «Крыса Дылда и Пых-пых».

Ее герои мышонок Мыша и цыпленок Цыпа однажды вечером дружно поедали дыню. Но тут появляется еще одна героиня — крыса Дылда. Она в диком страхе бросилась под кровать Мыши. Оказалось, на ее постели кто-то, спрятавшись под одеялом, издает странные звуки: «Пых-пых». Здоровенная крыса Дылда взывала к маленьким друзьям о помощи. Храбрясь, мышонок и цыпленок отправились на разведку. Дылда тряслась под кроватью.

Они вернулись скоро. При этом Мыша вытирал усы. Это пыхтело тесто для пирога, поставленное мамой Дылды в теплое место. Мыша и Цыпа, недолго думая, его съели.

Стихотворение с буквой Ы.

Образец письменного задания для закрепления буквы Ы.

Можно предложить ребенку раскрасить букву Ы.

Пример карточек со словами с буквой Ы.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Психогимнастика.

— У нас сегодня гости. Скажите, а какое настроение у нас? Давайте друг другу улыбнемся и частичку своего хорошего настроения подарим нашим гостям. Начинаем наше занятие.

2. Мотивационная игра (актуализация прошлого опыта).

— Сегодня на занятиек нам снова пришли наши друзья: мудрая сова, лиса и ежик.

— По какой стране мы с вами путешествуем?

— Какие звуки живут в этой стране?

— Чем отличаются согласные звуки от гласных?

— Какие гласные звуки мы знаем?

— Какие согласные звуки бывают?

Работа с таблицей

— Наша речь состоит из чего? Что мы произносим?

— Вспомним правила простые: «дружит гласная с согласной, образуя вместе слог»; «если слоги встанут вместе, то получатся слова».

— А из слов мы можем составить? (предложение).

— Молодцы! Как много вы уже знаете.

3. Затруднение в игровой ситуации.

а) работа с сюжетной картинкой

— Все предметы на картинке начинаются на один и тот же звук. Назовите эти предметы и догадайтесь, с каким звуком мы сегодня познакомимся.

б) – Посмотрите вокруг, найдите в группе предметы, в названии которых мы слышим звук .

Работа с зеркалами «Свет мой зеркальце скажи»

— Давайте произнесем звук .

— Что происходит с язычком, губами, зубками во время произношения этого звука? (губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы, воздушная струя холодная)

— Кто попробует дать характеристику звуку ?

— А как, произносится звук мягко?

— Дайте характеристику звуку .

(На доске город звуков. Домики синего и зеленого цвета. Звуковички разного цвета.)

— Посмотрите на наших звуковичков. Есть ли среди них звуковички и ? Какие они (дети описывают звуки и находят нужные звуковички)

— Давайте поселим их в домики.

Закрепление

Игра: «Выбери слова со звуками , и скажи, где мы слышим этот звук? (в начале, середине или конце слова)

Света шла, шла, шла и карточку нашла.

Ну-ка, Света нам ответь-

Нужна нам карточка или нет.

(карточки лежат на полу, дети ходят вокруг них друг за другом, ребенок выбирает любую карточку и объясняет задание)

4. Самостоятельная работа.

На двух столах лежат фишки и картинки со словом. У каждого стола есть свой значок. Такие же значки есть у каждого ребенка.

— У каждого из вас есть свой значок, вы должны разделиться на группы и найти свое рабочее место за столом с таким же значком. (Дети выполняют звуковой анализ слова. Проверка задания).

1. снег

2. санки

5. Знакомство с буквой С.

— Чем на письме обозначаются звуки?

— Какой же буквой на письме обозначаются звуки , ? (звуки и на письме обозначаются буквой С)

Показ буквы С: Что за буква светится

Старым ясным месяцем?

Найди и обвести правильную букву (работа в карточках)

Чтение слогов: а а

о о

у С у

и и

ы ы

э э

Дидактическая игра: «Услышь звук»

— Я прошу со слогом СА мне сейчас назвать слова;

— Не забуду я про СУ;

— А теперь со слогом СО;

— А еще со слогом СЫ.

Молодцы!

Понятие родственные слова

— Ребята, мы с вами приготовили нашим гостям подарки — цветы.

— Как они называются? (снежные цветы)

— Как вы думаете, почему они так называются (сделаны из снежинок)

— Когда собирается много-много снежинок, что получается? (снег)

— Какие цветы по цвету? (белоснежные)

— Что можно слепить из снега? (снеговика)

Дети еще раз называют все слова.

— Все эти слова называются родственными.

Дополнительное задание:

Работа у доски. Развитие зрительного восприятия.

— Буквы поломались пополам. Допишите буквы и прочитайте слова.

Гуси, сок, собака.

6. Итог занятия.

— По какой стране мы с вами сегодня путешествовали?

— С какими звуками познакомились? С какой буквой?

— Дайте полную характеристику звуку ? Звуку ?

— Чему вы сегодня научились на занятии?

Дети дарят гостим цветы.

Развитие мелкой моторики

— Чтобы вы лучше запомнили написание буквы С, я предлагаю смастерить ее с помощью трафарета и пластилина.

Физкультминутка

Мы капусту рубим,

Мы капусту трем,

Мы капусту солим,

Мы капусту жмем.

(Дети обводят контур буквы и с помощью пластилина, внутри контура буквы украшают ее бусинками, зернышками и другими материалами).

Задание для дошкольников: печатная буква Ы

После устной работы ребенку предлагается внимательно рассмотреть графическое изображение «Ы». Затем — написать ее в воздухе, а потом в тетради. «Ы» пишется по клеточкам, для написания подойдет как шариковая ручка, так и карандаш.

Если перед дошкольником стоит задача написать букву на протяжении всей строки, то взрослый сам должен вывести в начале строки «Ы» как образец.

При возникновении затруднений у детей взрослый может помочь им двумя линиями или опорными точками для проведения линий. В крайнем случае можно написать ребенку всю букву, чтобы он просто обвел ее цветным карандашом или ручкой.

Твердые и мягкие

Они одинаковы по написанию, но различны по звучанию. Глухие и звонкие согласные, за исключением шипящих, могут произноситься твердо или мягко. Например: был – бил, ток – тёк.

При произношении твердых к небу прижимается кончик языка. Мягкие образуются благодаря прижатию к верхнему небу средней части языка.

В речи звучание определяет последующая за согласным буква.

Гласные образуют пары: а-я, у-ю, э-е, ы-и, о-ё.

Двузвучные гласные (я, ё, ю, е) произносятся по одной из двух комбинаций: звук и парная гласная из Э, О, У, А либо мягкий знак и парная гласная. К примеру, слово юнга. Оно произносится как . Или слово мята. Оно произносится как: . Гласные А, О, У, Э, Ы не имеют двойного звучания, поэтому не влияют на произношение впереди стоящей согласной.

Пример различия:

Ложка – люк, мед – море, дом – дятел.

Фонетическая транскрипция:

– , – , – .

Правила произношения:

  • твердые произносятся перед А, О, У, Э, Ы. Нарыв, бок, бук, бэнтли, былое,
  • мягкие произносятся перед Я, Ё, Ю, Е, И. Месть, мёд, кит, пюре, мята,
  • твердые произносятся, если после них стоит другая согласная: смерть. После согласного стоит согласная . Не зависимо от того, мягкая М, звонкая или твердая, С произносится твердо,
  • твердые произносятся, если буква стоит последней в слове: класс, дом,
  • согласные перед гласной в заимствованных словах произносятся твердо, как перед . Например: кашне – ,
  • всегда мягкие перед Ь: лось, мякоть.
  • исключения из правил:
    • всегда твердые Ж, Ш, Ц: жизнь, шипы, цианид,
    • всегда мягкие Й, Ч, Щ: белый, черный, щука.

Внимание! Глухая буква не всегда обозначает такой же звук. Это зависит от положения в слове

Твердые и мягкие звуки

Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс

Упражнение 1,
Канакина, Горецкий, Учебник

Упражнение 6,
Канакина, Горецкий, Учебник

Упражнение 1,
Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь

Упражнение 1,
Климанова, Рабочая тетрадь

Упражнение 23,
Полякова, Учебник

Упражнение 30,
Полякова, Учебник

Упражнение 32,
Полякова, Учебник

Упражнение 10,
Чуракова, Учебник

Упражнение стр. 40,
Чуракова, Учебник

Упражнение 47,
Чуракова, Учебник

2 класс

Упражнение 84,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 50,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 56,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 26,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 54,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 33,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 35,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 40,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 43,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 6,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Петленко, Романова, Учебник, часть 1

3 класс

Упражнение 265,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 87,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 95,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 37,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 28,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 123,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 34,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 38,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 253,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

Упражнение 1,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

4 класс

Упражнение 107,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 109,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 146,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 3,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

Упражнение 6,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

5 класс

Упражнение 310,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 1,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 182,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 192,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 193,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 30,
Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Александрова, Учебник, часть 1

Упражнение Задачки стр. 28,
Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Александрова, Учебник, часть 1

Упражнение 55,
Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Александрова, Учебник, часть 1

Упражнение 57,
Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Александрова, Учебник, часть 1

Упражнение 59,
Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Александрова, Учебник, часть 1

6 класс

Упражнение 213,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

7 класс

Упражнение 481,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 21,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 22,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 23,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 24,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 28,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 30,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 36,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 321,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 550,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector