Глухие согласные звуки
Содержание:
- Буквы, которые обозначают мягкие и твердые согласные звуки
- Что мы узнали?
- Тест по теме
- Озвончение глухих согласных
- Звонкие
- 1.15.2. Непроизносимые согласные
- Парные согласные
- Непарные звонкие согласные
- Мягкие и твердые согласные звуки
- Парные согласные
- Оглушение звонких согласных
- Мягкие и твёрдые звонкие согласные звуки
- Что такое глухие согласные?
- Ход занятия:
- Парные по звонкости/глухости
- Звуки русского языка
- Звонкие и глухие, парные и непарные звуки
- Непарные глухие
- Что мы узнали?
- Тест по теме
- Закрепляем знания
Буквы, которые обозначают мягкие и твердые согласные звуки
Буквы б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х могут обозначать и твердые, и мягкие согласные звуки. Это отражается в следующей таблице:
Буквы |
Звуки |
б |
, |
в |
, |
г |
, |
д |
, |
з |
, |
к |
, |
л |
, |
м |
, |
н |
, |
п |
, |
р |
, |
с |
, |
т |
, |
ф |
, |
х |
, |
Согласные буквы, представленные выше, называются парными по мягкости и твердости.
При сравнении слов мама () и мята () можно прийти к выводу, что на письме в обоих словах используется одна и та же буква – м, но произнесение звуков разное. Только во втором случае согласный звук является мягким. Данный пример показывает взаимосвязь согласной буквы и гласной буквы, стоящей за ней.
Что мы узнали?
Мягкие согласные звуки характеризуются тем, что при произнесении средняя спинка языка поднята к твердому нёбу. Именно это позволяет определить мягкость согласного звука. Мягкие согласные звуки на письме обозначаются согласными буквами, на транскрипции используется знак ’. Мягкость согласных звуков выражается благодаря указывающим на мягкость согласных звуков гласным буквам я, е, ё, и, ю и мягкого знака. В русском языке есть буквы, которые всегда обозначают мягкий согласный звук: й, ч, щ. Следующие буквы могут обозначать мягкие и твердые звуки: б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х.
Тест по теме
-
Вопрос 1 из 5
Укажите верное утверждение.
- В русском языкознании нет термина «мягкие согласные буквы»
- В русском языкознании нет термина «мягкие согласные звуки»
- Термин «мягкие согласные буквы» равнозначен термину «мягкие согласные звуки»
- В русском языкознании есть только термин «мягкие согласные»
Начать тест(новая вкладка)
Озвончение глухих согласных
Глухие согласные звучат всегда приглушённо в конце слов или в паре с гласными или сонорными звуками. Если возникнет сомнение в написании соответствующей буквы в конце, то необходимо изменить форму слова, чтобы согласный оказался перед гласным:
- укроп — листья укропа;
- прокат — нет проката;
- покос — время покоса;
- язык — языки.
Глухие согласные меняют качество своего звучания только в том случае, если после них окажется звонкий согласный. Он оказывает влияние на глухой звук и превращает его в парный ему звонкий. Этот фонетический процесс называется озвончением.
Определение
Озвончение — это замена глухого согласного звука перед звонким согласным, кроме , , , , , , на парный звонкий.
Убедимся в этом, рассмотрев следующие примеры:
- сбегать
- отбить
- просьба
- сбруя .
Озвончение глухих согласных создает трудности в орфографическом написании слов. В таких случаях нельзя полагаться на звучание слова, а следует посмотреть морфемный состав слов «сбегать», «отбить» и выяснить, что не существует приставок з- или ад-.
Если озвончение произошло в корне, то подбираем проверочное слово, чтобы после сомнительного согласного оказался гласный или сонорный звук, который прояснит его звучание:
- просьба — просить;
- косьба — косить.
Звонкие
При их образовании форма языка близка к форме, производящей глухие, но добавляются вибрации. Звонкие согласные звуки создают активные вибрации связок. Вибрации деформируют звуковую волну, и в полость рта попадает не чистый поток воздуха, а звучание. В дальнейшем он дополнительно преобразовывается языком и губами.
К звонким согласным принадлежат: б, в, г, д, ж, з, й, л, м, н, р.
При их произношении в области гортани явно чувствуется напряжение. Кроме того, проговорить их четко шепотом практически невозможно.
Слово, в котором все согласные звуки звонкие: Рим, гордыня, зола, лиман.
Сводная таблица согласных (глухие и звонкие).
Зв. | ||||||||||||||||
Гл. |
Именно за счет смены звучания русская речь обогащена различными словами, близкими по написанию и произношению, но абсолютно разными по значению. К примеру: дом — том, суд — зуд, код — год.
Глухие и звонкие согласные звуки
1.15.2. Непроизносимые согласные
1. Для проверки непроизносимых согласных следует найти родственное слово, в котором проверяемый согласный звук произносится отчётливо (перед гласным и на конце слова).
Тростник – тросточка, трость, вестник – весточка, весть.
Исключения: блеснуть (хотя блестеть), склянка (хотя стекло), плеснуть (хотя плескать), лосниться (хотя лоск), лестница (хотя лесенка).
2. Необходимо различать следующие пары слов:
- костный (мозг), надкостница (ср.: кость) — косный («отсталый»), косность;
- шефствовать над кем-либо (ср.: шефы) — шествовать («идти») (ср.: шёл);
- сверстник (ср.: верста) — ровесник;
- явственный, явствовать (ср.: явь, явный) — яства («кушанья»).
3. Для разграничения правописания слов типа песчаный и дощатый (в обоих словах звучит звук ), следует усвоить:
-
буква щ входит в состав корня и пишется на месте корневых ск, ст, т, выступающих в родственных словах;
Доска – дощатый, воск – вощанка, холст – холщовый, суть – сущий.
-
конечные согласные основы ж, з, с, ст, ш сохраняются перед суффиксами, начинающимися с ч (-чик-, -чат-, -чин-, -чив-).
Песок, песка, супесь – песчаный, резать – резчик, борозда – бороздчатый, бежать – перебежчик, хлестать – хлестче, веснушка – веснушчатый.
4. В словах, образованных от основ с конечным к, ц, ч, перед суффиксами, которые начинаются с ч, вместо к, ч, ц пишется т.
Крупица – крупитчатый, ресница – реснитчатый, немец – неметчина.
5. Следует различать сочетания чн и шн.
Сочетание чн пишется в следующих случаях:
-
перед суффиксом -н- или другими суффиксами, начинающимися с н, на месте корневых к, ц, ч, хотя в ряде случаев произносится (см. п. 1.14).
Скворец – скворечник, лоток – лоточник, очки – очечник, пустяк – пустячный, яйцо – яичница, перец – перечница, свеча – подсвечник.
Исключения: двурушник, рушник (хотя рука), раёшник (хотя раёк), городошник (хотя городок);
-
в женских отчествах на -ична.
Мария Саввична.
Сочетание шн пишется в следующих случаях:
-
в словах, образованных от основ на х;
Суматоха – суматошный, ухо – наушник.
-
в словах с суффиксом -шн-, образованных от наречий;
Сегодня – сегодняшний, зря – зряшный.
-
в немногочисленных словах, образованных от несклоняемых существительных.
Кино – киношный, домино – доминошник.
Обратите внимание!
1) Произносятся и пишутся без т слова:
искусный, искусно, искусник, родственное – искус, интриганский (ср.: интриган), чудесный (ср.: чудеса), ужасный (ср.: ужас), опасный (ср.: опасаться), гнусный (ср.: гнус), бестелесный (ср.: телеса), небесный (ср.: небеса), словесный, словесность, словесно, словесник (ср.: словеса).
2) Произносятся и пишутся без н слова:
прецедент, инцидент, дерматин, констатация.
3) Не смешивайте слова:
лоточник (торговец с лотком, на лотке) – лотошник (игрок в лото), гречневый (от греча) – гречишный (от гречиха).
Упражнения к теме «1.15. Правописание согласных»
- 1.1. Звуки речи
- 1.2. Фонетическая транскрипция
- 1.3. Гласные и согласные звуки
- 1.4. Графика. Буквы. Алфавит
- 1.5. Звуки речи и буквы
- 1.6. Слог. Правила переноса слов
- 1.7. Ударение
- 1.8. Гласные звуки в ударном и безударном положении
- 1.9. Правописание гласных, обусловленное их произношением
- 1.10. Согласные звуки
- 1.11. Употребление букв Ь и Ъ
- 1.12. Правописание гласных после шипящих
- 1.13. Правописание гласных после Ц
- 1.14. Изменения согласных в речи
- 1.15. Правописание звонких/глухих и непроизносимых согласных
- 1.16. Полный фонетический разбор слова
Парные согласные
Что означает парность согласных? Две буквы, близкие по звучанию, при произношении которых язык занимает схожие положения, называют парные согласные звуки. Произношение согласных можно условно разделить на одноэтапные (в их создании участвуют губы и языки) и двуэтапные – первыми подключаются связки, затем рот. Те случаи, когда при произношении движения рта совпадают, и создают пары.
Сводная таблица парных согласных с учетом твердости и мягкости
Зв. | |||||||||||
Гл. |
В речи свойственно не выговаривать каждую букву, а «съедать» ее. Это не является исключением только русской речи. Подобное встречается практически во всех языках мира и особо контрастно заметно в английском. В русском этот эффект подвластен правилу: парные согласные звуки подменяют (на слух) друг друга во время речи. К примеру: любовь – .
Но не все имеют свою пару. Есть не похожие по произношению ни на какие другие – это непарные согласные. Техника воспроизведения отличается от произношения прочих звуков и объединяет их в группы.
Парные согласные
Непарные звонкие согласные
В русском языке, кроме рассмотренных парных согласных, существуют непарные звонкие согласные, которые произносятся с большей долей голоса, чем шума. Их называют термином «сонорные», который восходит к греческому слову sonorus, что значит «звучный». Как становится ясно из их названия, сонорные согласные в силу своей природы не имеют пары по признаку звонкости/глухости. Эту группу согласных составляют 9 звуков, обозначенных в письменной речи буквами:
- буква «й» — это звук
- буква «л» — это звуки или
- буква «м » — это или
- буква «н» — это или
- буква «р» — это или .
Сонорные звуки, кроме , составляют пары между собой по признаку твёрдости/мягкости.
Понаблюдаем:
- ласка — лира
- молоко — метла
- норка — нерпа
- рысь — ряска .
Они не меняют своего качества звучания и не зависят от фонетической позиции в слове. Остальные звонкие согласные подвержены влиянию глухих согласных. Их качество меняется в зависимости от местонахождения в слове. Рассмотрим эти фонетические процессы подробнее.
Мягкие и твердые согласные звуки
Фонетика русского языка имеет существенное отличие от многих других языков. Она содержит твердые и мягкие согласные.
В момент произношения мягкого звука язык сильнее прижимается к небу, чем при произнесении твердого согласного звука, препятствуя высвобождению воздуха. Этим и отличается друг от друга твердый и мягкий согласный звук. Для того чтобы на письме определить, относится ли согласный звук к мягким или твердым, следует посмотреть на букву, стоящую сразу после конкретной согласной.
Согласные звуки относят к твердым в таких случаях:
- если буквы а, о, у, э, ы следуют после них – , , , , ;
- после них стоит другой согласный звук – , , ;
- если звук стоит в конце слова – , , .
Мягкость звука записывается в виде апострофа: моль – , мел – , калитка – , пир – .
Следует отметить, что звуки , , всегда мягкие, и твердые согласные — только , , .
Согласный звук станем мягким, если после него стоит «ь» и гласные: я, ё, ю, и, е. Например: ген – , лён – , диск – , люк – , вяз – , трель – .
Парные согласные
Что означает парность согласных? Две буквы, близкие по звучанию, при произношении которых язык занимает схожие положения, называют парные согласные звуки. Произношение согласных можно условно разделить на одноэтапные (в их создании участвуют губы и языки) и двуэтапные – первыми подключаются связки, затем рот. Те случаи, когда при произношении движения рта совпадают, и создают пары.
Сводная таблица парных согласных с учетом твердости и мягкости
Зв. | |||||||||||
Гл. |
В речи свойственно не выговаривать каждую букву, а «съедать» ее. Это не является исключением только русской речи. Подобное встречается практически во всех языках мира и особо контрастно заметно в английском. В русском этот эффект подвластен правилу: парные согласные звуки подменяют (на слух) друг друга во время речи. К примеру: любовь – .
Но не все имеют свою пару. Есть не похожие по произношению ни на какие другие – это непарные согласные. Техника воспроизведения отличается от произношения прочих звуков и объединяет их в группы.
Парные согласные
Оглушение звонких согласных
Звонкие согласные, если стоят в конце слова, находятся в слабой фонетической позиции и подвергаются оглушению. При произношении они заменяются парными им глухими согласными:
- ко́роб
- но́ров
- поро́г
- пара́д
- сто́рож
- моро́з .
Если звонкий согласный находится перед глухим, то аналогично для него это слабая фонетическая позиция. Звонкий подвергается воздействию глухого согласного и уподобляется ему, то есть меняет свое качество и звучит приглушённо. Происходит ассимиляция звонкого согласного звука (лат. assimilatio — «уподобление», «сопоставление») по признаку глухости/звонкости.
Понаблюдаем:
- обстрел
- баловство́
- заводско́й
- ука́зка
- бродя́жка .
Согласные звуки самостоятельно не образуют фонетический слог, а только в паре с гласными звуками.
Скачать статью: PDF
Рубинчик Людмила Ивановна
Мягкие и твёрдые звонкие согласные звуки
Все звонкие согласные различаются по признаку мягкости/твердости, кроме всегда твёрдого звонкого согласного и всегда мягкого (палатального) звука .
Произношение мягкого и твёрдого согласного различается положением языка. При образовании мягкого согласного средняя спинка языка выгибается к нёбу говорящего.
Мягкость и твёрдость звонких согласных зависит от их фонетической позиции в слове. Если после них находятся гласные , , , , , то согласные произносятся твёрдо.
- булка
- во́рот
- гул
- дар
- з а р я .
Если же после согласных пишутся буквы «е», «ё», «и» ,»ю», «я», «ь», то при произношении слов звонкие согласные звучат мягко:
- би́рка
- голубь
- ве́чер
- геро́й
- дя́тел
- зима́
У перечисленных звонких согласных имеются парные глухие согласные. Глухие согласные образуют пару с подобными им звонкими согласными. Только в их образовании почти нет голоса, а преобладает шум.
Что такое глухие согласные?
В фонетике русского языка наряду со звонкими звуками существуют глухие согласные, которых насчитывается меньше. Если звонкие согласные вместе с сонорными составляют число 20, то глухих согласных только 16.
Глухие и звонкие согласные в отличие от гласных являются шумными звуками. Но шум в их образовании проявляется в разной мере.
Звонкие согласные формируются из шума и голоса. При их образовании голосовые связки колеблются. Эту вибрацию можно ощутить, если приложить руку к передней стенке горла.
Глухие звуки качественно отличаются тем, что они состоят полностью из шума. Выдыхаемая струя воздуха трется о различные препятствия в речевом аппарате говорящего и создает характерный шум в образовании каждого глухого звука. Если зажать уши, то звон в ушах не ощущается, как при произношении звонких согласных. Вибрации голосовых связок нет, что свидетельствует об отсутствии голоса.
Определение
Глухие согласные — это звуки, в образовании которых участвует шум при отсутствии голоса.
Перечислим глухие согласные, которые в письменной речи соответствуют следующим буквам алфавита.
Буква | Твёрдый глухой звук | Мягкий глухой звук |
---|---|---|
к | ||
п | ||
с | ||
т | ||
ф | ||
х | ||
ч | — | |
ц | — | |
ш | — | |
щ | — |
Как видим, многие глухие согласные составляют пары по признаку твёрдости/мягкости. Твердость или мягкость согласного можно определить по его фонетической позиции в слове. Если за согласным следует гласный звук , , , , , обозначенный соответствующей буквой, то глухой согласный является твёрдым.
Если же за ним стоит звук, обозначенный буквами «и», «е», «ё», «ю», «я», или «ь», то глухой согласный звучит мягко.
Убедимся в этом, сравнив пары слов:
- сыро́к — си́ний
- старт — степь
- фона́рь — фи́рма
- хо́хот — хитре́ц .
Отметим, что среди этих согласных звуков имеются непарные глухие по признаку мягкости/твёрдости:
Внимание!
Глухие согласные звуки и всегда только твёрдые, а и мягкие независимо от позиции в слове.
Понаблюдаем:
- шёпот
- цирк
- участник
- щаве́ль .
Ход занятия:
Вводная часть. (2 мин.)
Организационный момент:
(Логопед и дети приветствуют друг друга, садятся на места.)
Логопед: Ребята, давайте поиграем в игру «Назови последний звук». Я буду говорить начало слова, а вы добавляете последний звук:
самолеТ, замоК, диваН …
(Дети добавляют последний звукв предложенные слова:САМОЛЕ (Т)
Основная часть. (20 мин.)
1. Закрепление пройденного материала.
Игра «Чудесная шкатулка».
Логопед: Посмотрите, это «Чудесная шкатулка». В ней что-то лежит. Давайте назовём что там.
Перечень картинок: СЫР, РОЗА, РУЧКА, КАРАНДАШ, ПОМИДОР, КАТЕР, РАДУГА, ВЕДРО, ФОНАРИ, КАРЕТА…
Дети: ребята достают из шкатулки картинки и называют их.
Логопед: Скажите, какой одинаковый звук вы слышите в названиях этих картинок?
Дети: Звук Р.
Логопед: Правильно. С этим звуком мы познакомились на прошлом занятии и продолжим знакомиться сегодня.
2. Акустико-артикуляционная характеристика звука .
Логопед: Давайте вспомним, звук – какой?
Дети: Звук р — согласный.
Логопед: Почему он согласный? Что происходит, когда мы произносим звук ?
Дети: Когда мы произносим звук р, язык дрожит за верхними зубами.
Логопед: Верно. Проверьте, звук – глухой или
звонкий? (дети ладошкой проверяют тактильные ощущения.)
Дети: Звук р — звонкий, голос работает.
Логопед: Послушайте, как звучит звук в словах «СЫР» «РОЗА» «КОРОВА»?
Дети: Звук р — звучит твердо.
Логопед: А в словах «КАРЕТА», «РЕЧКА», «ФОНАРИ».
Дети: В этих словах звук р — звучит мягко.
Логопед: Мы знаем, что звук бывает и твердым, и мягким.
3. Выделение звуков на слух. Работа с фонариками.
Логопед: Поиграем с фонариками. Если услышите твердый звук , поднимите синий фонарик, а если услышите мягкий звук – зеленый фонарик.
Слоги: РА, РИ, РУ, РЮ, РЕ, РЫ…
Слова: РАК, КОРЫТО, РЯБИНА, РАДИО, СНЕГИРИ…
4. Выделение звуков в произношении.Игра: «Подарки для Ромы и Риты».
Логопед: У Ромы и Риты сегодня день рождения. Давайте выберем для них подарки. Игрушки, в названиях которых звук звучит твердо, мы подарим Роме и будем складывать в синюю коробку. Игрушки, в названиях которых звук – мягкий, мы подарим Рите, и будем складывать в зеленую коробку.
Игрушки: РАКЕТА, ПИРАМИДА, ФОНАРИК, РАКУШКА, МАТРЕШКА, ПАРОВОЗ, КАРАНДАШИ, КАРЕТА, ГРИБ, РЕЗИНКА ДЛЯ ВОЛОС…
5. Звукослоговой анализ слов.
Логопед: Выберем 2 подарка, назовем их.
Логопед: Сделайте, пожалуйста, схему этих слов.
6. Припоминание слов со звуками . Игра «Нарисуем дом».
Логопед на доске начинает рисовать дом, предлагает детям назвать слова со звуками , которые относятся к дому.
Логопед: Какие деревья со звуком мы посадим около дома?
Логопед: А теперь давайте встанем и отдохнем.
7. Физминутка. «Рябинка».
На холме стоит рябинка,
Держит прямо, ровно спинку.
Ей не просто жить на свете –
Ветер крутит, вертит ветер.
Но рябинка тоже гнётся,
Не печалится – смеётся.
Резкий ветер грозно дует
На рябинку молодую.
(Дети потягиваются поднимают руки вверх.
Выполняют вращения туловищем вправо-влево.
Выполняют наклоны в стороны.
Дети машут руками, изображая ветер.)
8. Знакомство с буквой Р.
Логопед: Сегодня мы познакомимся с буквой Р. Буквой Р на письме обозначаются и твердый звук , и мягкий звук . Посмотрите на букву Р. На что она похожа?
Логопед: Напишите букву Р в воздухе.
Логопед: Как можно изобразить букву Р?
Логопед: Выложите букву Р на столе из счетных палочек.
Логопед: Откройте свои тетради. Напечатайте букву Р в строчку по образцу (большую и маленькую) .
Логопед:Напечатайте слоги: РА, РУ, РЫ, РИ
АР, ОР, ИР, УР
9. Работа с разрезной азбукой. Игра «Преобразование слов».
Логопед: Выложите слово «РИС». Из слова «РИС» сделайте слово «РОС»…
«РИС» — «РОС» — «РОСА» — «РОЗА» — «РОМА» — «РАМА».
10. Составление предложений.
Логопед: Придумайте предложения со словами, в которых есть звуки -, составьте схемы этих предложений, выложите схемы на столе.
Заключительная часть 3 минуты
11. Подведение итогов занятия.
Логопед: С каким звуком мы играли на занятии?
Дети: Со звуком р.
Логопед: Напомните, звук – он какой?
Логопед: Какой буквой мы обозначаем звуки – на письме?
Логопед: Молодцы! Вы сегодня очень хорошо занимались, правильно произносили звуки – , отвечали на вопросы, выполняли задания. А сейчас отдыхайте! До свидания!
Парные по звонкости/глухости
В алфавите насчитывается 21 согласных букв, которые обозначают 37 согласных звуков.
Многие согласные звуки образуют пары по звонкости/глухости. Такие согласные звуки могут озвончаться или оглушаться в зависимости от положения в словах.
Все звонкие согласные звуки состоят из шума и голоса, все глухие согласные звуки – только из шума.
Перечислим парные согласные звуки по звонкости/глухости с помощью таблицы «Глухой/звонкий согласный звук»:
Звонкие согласные звуки |
Глухие согласные звуки |
Правильное написание парных согласных по звонкости/глухости – орфограмма, требующая проверочное слово.
Приведем примеры: слово «зуб» произносится с глухим согласным звуком как ; слово «зубы» произносится со звонким согласным звуком как .
Звуки русского языка
Наша речь состоит из слов, которые объединяются в предложение. Каждое слово можно рассматривать как смысловой компонент предложения, наполненный содержанием, а также как звучащий объект.
Слово можно разделить на слоги, которые состоят из отдельных звуков. С точки зрения фонетики слово складывается из звуков.
Звук — это основная единица языка, как слово и предложение. Звуки формируют слова на уровне фонетики. Звуки в зависимости от их набора, количества, а также расположения в определенной последовательности помогают отличать одно слово от другого:
- клад — вклад;
- корона — коронка;
- кот — ток.
В зависимости от того, как формируются звуки в речевом аппарате, в русском языке различают гласные и согласные звуки.
Гласные звуки , , , , , полностью состоят из голоса. При их образовании воздух свободно проходит через напряжённые голосовые связки и рот, не встречая никаких препятствий на своем пути. В русском языке гласные звуки музыкальные. Их можно долго тянуть и петь: а-а-а, о-о-о, у-у-у.
Гласные звуки образуют фонетический слог в слове, а согласные его образовать не могут. При слогоделении они сочетаются с гласными звуками парами или целыми группами:
- воротник — во-ро-тник;
- красота — кра-со-та.
Звонкие и глухие, парные и непарные звуки
По звонкости согласные разделяют на звонкие и глухие. Звонкими согласными могут быть звуки, создаваемые с участием голоса: , , , , , , , , , , .
Примеры: , , , , , , , , , , .
Если звук образуется без участия голоса, его называют глухим: , , , , , , , , , .
Примеры: , , , , , , , , .
К парным звонким и глухим согласным относятся: — , — , — , — . — , — . Примеры: быль — пыль, дом — том, год — код, ваза — фаза, зуд — суд, жить — шить.
Звуки, не образующие пары: , , , , , , .
Мягкие и твердые согласные тоже могут иметь пару: — , — , — , — , — , — , — , — , — , — , — , — , — , — , — . Примеры: быль — бель, высь — ветвь, город — гепард, дача — дело, зонт — зебра, кожа — кедр, луна — лето, монстр — место, палец — перо, руда — река, сода — сера, столб — степь, фонарь — ферма, хоромы — хижина.
Непарные глухие
Есть также согласные звуки, которые не имеют пары по звонкости. Такие звуки называются непарными глухими согласными звуками.
Звучание непарных глухих согласных звуков не зависит от положения.
К непарным глухим согласным звукам относятся: , , , .
Приведем пример: слово «чаща» произносится с непарными глухими согласными звуками и как .
Что мы узнали?
Многие согласные звуки образуют пары по звонкости/глухости: – , – , – , – , – , – . Эти согласные звуки могут озвончаться или оглушаться в зависимости от положения в словах. В русском языке есть непарные звонкие согласные звуки (, , , , ) и непарные глухие согласные звуки (, , , ). Такие согласные звуки не имеют пар по глухости (непарные звонкие согласные звуки) или по звонкости (непарные глухие согласные звуки), их звучание не зависит от положения в словах.
Тест по теме
-
Вопрос 1 из 5
Укажите неверное утверждение.
- Парные по звонкости/глухости согласные звуки могут озвончаться или оглушаться в зависимости от положения в словах
- Звучание непарных звонких согласных звуков не зависит от положения
- Звучание парных по звонкости/глухости согласных звуков не зависит от положения
- Звучание непарных глухих согласных звуков не зависит от положения
Начать тест(новая вкладка)
Закрепляем знания
Можно закрепить пройденный материал, попросив малыша самого составить и заполнить такую таблицу. Так подключится еще и моторная память.
Хорошим способом научиться различать согласные может стать игра в «расселение» звуков по «квартирам» в нарисованном «домике». Скажем, звонкие непарные – по квартирам с синими окнами, парные – с желтыми и оранжевыми, непарные глухие – с зелеными.
Полезно поискать разные буквы в словах. Можно приводить ребенку примеры слов с глухими согласными, затем – со звонкими, показать, что на конце слов могут стоять как те, так и другие. Можно показать, как волшебница Фонетика превращает глухой в звонкий и наоборот.
Пусть табличка, нарисованная ребенком, всегда висит у него перед глазами, чтобы он мог периодически возвращаться к ней, повторять материал. Для ребенка, прежде всего, это будет игра, но с ее помощью он изучит важную тему, которая ему очень пригодится для учебы.