Шипящие согласные

Содержание:

Буквы Ё и О в суффиксах и окончаниях

После шипящих согласных под ударением пишется гласная  О:

  1. В окончаниях имён существительных:

    грачо́м,  ножо́м,  плащо́м,  шалашо́м.

    В безударных окончаниях пишется  Е:

    ту́чей,  ба́ржей,  пи́щей,  но́шей.

  2. В окончаниях имён прилагательных:

    чужо́го,  большо́го.

    В безударных окончаниях пишется  Е:

    ры́жего,  хоро́шего.

  3. В суффиксах  -ок, -онок  и  -онк  имён существительных:

    запашо́к,  щелчо́к,  кружо́к;

    волчо́нок,  мышо́нок,  медвежо́нок;

    книжо́нка,  девчо́нка,  рубашо́нка.

  4. В суффиксах  -ов  и  -он  (с беглым  о) имён прилагательных:

    моржо́вый,  камышо́вый,  парчо́вый;

    смешо́н.

  5. На конце наречий:

    хорошо́,  горячо́,  свежо́.

После шипящих согласных под ударением пишется гласная  Ё:

  1. В окончаниях глаголов:

    бережёт,  напечёт,  подожжёшь.

  2. В глагольном суффиксе  -ёвыва-:

    разжёвывать,  выкорчёвывать.

  3. В суффиксе  -ёвк  отглагольных существительных:

    размежёвка,  выкорчёвка.

  4. В суффиксе  -ёр  имён существительных:

    ухажёр,  дирижёр.

  5. В суффиксах  -ённ  и  -ён  страдательных причастий:

    завершённый – завершён,

    сокращённый – сокращён.

    Отглагольных прилагательных на  -ён  и в производных словах:

    тушёный – тушёнка,

    копчёный – копчёности.

  6. В предложном падеже местоимения что:

    о чём,  на чём.

    А также в словах:

    причём,  нипочём.

История заднеязычных согласных. Изменение [гы], [кы], [хы] в [г’и], [к’и], [х’и]

Заднеязычные
согласные в русском языке долго оставались
вне соотносительности по твердости-мягкости.
Они не могли выступать перед гласными
переднего ряда, так как еще в общеславянскую
эпоху в таких сочетаниях заднеязычные
согласные подверглись палатализациям.
Лишь в заимствованных словах встречались
срочетания , например, ангелъ,
кедръ, гигантъ, китъ, хитонъ
,
в то время как в исконно русских словах
были сочетания — Кыевъ,
рукы,
ногы,
хытрыи,
сохы.

В
XII-XIII
вв. в сочетаниях начинают
изменяться и гласный и согласный: гласный
передвигается в зону переднего ряда, а
согласный смягчается. На юге этот процесс
происходил раньше, на севере — позже.

В
результате такого изменения в исконно
русских словах появляются сочетания
, в которых мягкие
заднеязычные выступают как позиционные
варианты твердых. В памятниках написания
типа Киевъ,
кисел,
гибель,
похитити
появляются лишь с XIV
в.

Смягчение
было одним из этапов
формирования соотносительности согласных
по твердости-мягкости и связано процессом
функционального сближения < и > и <
ы >, при этом выступали как
варианты твердых фонем < г, к, х >. Это
смягчение было подготовлено бытованием
в древнерусском языке заимствований
из греческого, содержавших мягкие
заднеязычные (Георгии,
Никифор,
Никита,
Яким),
и поддержано морфологической аналогией,
под воздействием которой происходило
выравнивание основ в склонении и
спряжении с устранением результатов
2-й палатализации: перед окончанием или
суффиксом с гласным переднего ряда
восстанавливался заднеязычный согласный
основы, например: нога,
муха,
ученикъ
— ноге,
мухе,
ученики
вместо нозÝ,
мусÝ,
ученици.
Или: пеку,
пеки,
пеките,
бегу,
беги,
бегите
вместо пеци,
пецÝте,
бези,
безÝте.
Как видим, обобщение основ также приводило
к появлению форм с мягкой разновидностью
заднеязычных согласных.

Однако
становление мягких заднеязычных
согласных как самостоятельных фонем
происходило уже в период развития
русского национального языка, так как
в древнерусском языке не было еще
одинаковых позиций для и , позиций, которые для остальных
твердых и вторично смягченных согласных
появились после падения редуцированных
и перехода в . Мягкие заднеязычные
встречались только перед
и (позднее ), в остальных позициях
(на конце слова, перед согласным, перед
гласными непереднего ряда) употреблялись
только твердые . Такое положение
в основном сохраняется и в современном
русском языке. Правда, в связи с притоком
заимствований (а они все же не могут
характеризовать систему языка в целом),
в русском языке мягкие стали
возможны и перед гласными непереднего
ряда , например, маникюр,
гюрза,
ликёр,
Гёте,
гяур,
Кяхта.
Ср. также единственное исключение в
спряжении русского глагола ткать:
ткёшь,
ткёт,
ткём,
ткёте
вместо тчёшь,
тчёт, тчём, тчёте
,
а также просторечное жгём,
жгёшь,
жгёт,
жгёте).
Существование подобных примеров дает
повод говорить о соотносительности
твердых и мягких заднеязычных, хотя
вопрос о фонематической роли в русском языке не решается
однозначно. В связи тем, что в литературном
языке и во многих диалектах мягкие
заднеязычные не находятся в изолированной
от гласных позиции (на конце слов),
большинство лингвистов (МФШ) не склонны
считать их самостоятельными фонемами
(ср. противоположную точку зрения А.Н.
Гвоздева). Процесс их становления
продолжается. Так, например, в некоторых
говорах мягкие заднеязычные стали
употребляться шире, чем в литературном
языке — в результате прогрессивной
ассимиляции по мягкости, например,
Пе[т’к’а],
Ва[н’к’а],
ча[j
к’у],
пало[ч’к’о]й,
О[л’г’а],
коче[р’г’у],
наве[р’х’у],
о[л’х’а].
Это явление возникло в XV
в. и теперь наблюдается в южно-, средне-
и севернорусских говорах. А так как по
аналогии заднеязычные иногда смягчаются
и после твердых согласных, например,
пал[к’а],
во[фк’а],
то можно говорить, что начинает
тяготеть к фонеме, но процесс этот не
охватывает всех заднеязычных согласных
и задерживается влиянием литературного
языка.

Что это за звуки и как их произносить

Шипящие звуки выделяются среди остальных тем акустическим шумом, который производят, то есть шипением. Произнести их правильно можно только с разомкнутыми и немного вытянутыми вперед губами, а зубы при этом почти сомкнуты. Таким образом получается щель, проходя через которую, воздух шипит. Так, ярким примером шипящего согласного звука является звук , который четко произносится именно таким образом, без добавления голоса. Все четыре таких звука всегда произносятся на выдохе. При этом с боков звук не проходит: его блокирует язык, прижавшийся к коренным зубам и твердому небу. То есть для того чтобы произнести шипящий звук правильно, нужно из языка “сделать” ковшичек.

Можно сказать, что они имеют непростой характер: произносить их сложно не только детям, но и многим взрослым. Чтобы научиться правильно это делать, нужно следить не только за постановкой языка и губ, но и за выдыхаемым воздухом: его струя проходит примерно посередине и должна быть достаточно широкой. Проверить это можно, поднеся ко рту руку.

Если последить за своей артикуляцией, то можно заметить, что все шипящие звуки имеют в своей основе один – . Так, появляется, если добавить к нему голос, то есть дрожание голосовых связок. При поднимается средняя часть языка, а при к такому поднятию добавляется еще и смычка перед губно-зубной щелью.

Артикуляционные упражнения

Существует целый ряд упражнений, которые направлены на постановку правильного произношения шипящих звуков. При этом следует учитывать индивидуальнуюхарактеристику каждого малыша.

Упражнение «Лопатка» выполняется для расслабления языка. Следует широко улыбаться при открытом рте. Затем язык вытягивается вперед, кончик ложится на нижнюю губу. Язык должен касаться по бокам уголков рта.

Прием«Пирожок» выполняется, чтобы укрепить языковые мышцы. Он также поможет развить боковые стенки языка. При улыбке с открытым ртом следует положить язык на нижнюю губу. Затем боковые стенки языка поднимаются чтобы образовать впадину по центру. Положение удерживается до десяти секунд.

Подвижность языка улучшается при выполнении задания «Качели». Артикуляционная гимнастика заключается в том, чтобы язык лежал на губе широко и плоско. Нельзя допустить его сужения. Затем язык поэтапно

тянется к потолку и полу. Потом движения происходят в сторону верхней и нижней губы.

Далее язык следует расположить между губой и зубами. Нужно проделать это как сверху, так и снизу. После этого язык касается резцов.

Завершить упражнение следует касанием языка альвеол за нижними зубами, а потом за верхними.

Домашнеезадание «Язык шагает через зубы» является хорошим способом постановки звука «ш». Он поможетнаучить ребенка управлению языком. Для этого следует открыть рот и улыбнуться. Широким концом языка проводить касания внутренней части зубов сверху и снизу.

Упражнение «Маляр» способствует исправлению

неверного произношения «ж» и «ш». Следует улыбаясь приоткрыть рот и расслабить губы. Нижняя челюсть обязана быть статичной и не двигаться

Кончиком языка нужно поглаживать небо, важно чтобы он не вышел за предел ротовой полости

Необходимо правильно выполнять артикуляционную гимнастику

чтобы упражнения приносили плоды. Каждому ребенку нужно разработать отдельноеиндивидуальное занятие , которое отвечало бы всем проблемам произношения.

Не пропустите: Что такое артикуляционная гимнастика и как она выполняется?

Детям 4-5 лет

проводят также дыхательную гимнастику. На стол кладется ватный шар, который следует двигать струей воздуха. Губы нужно сложить в трубочку, при этомщечная часть полости рта участия не принимает.

Постановка звука «ж»

Во время занятий логопед может осуществить постановку любого проблемного для ребенка звука. Проводятся артикуляционные упражнения, позволяющие малышу понять, как должны быть расположены язык и губы при правильного произношения шипящих. Голосовые связки во время произношения необходимо привести в состояние напряжения. Губы слегка выдвигаются вперед и округляются. Кончик языка прикладывается к передней части неба, формируя небольшую щель. Во время произношения звука «ж» воздушную струю легко ощутить, поднеся ко рту ладонь. Перед упражнениями тренируется произношение звука «ш», так как он считается одинаковым с «ж» по артикуляции.

Упражнения

Практика налаживания функции речевого аппарата включает в себя выполнение специальных упражнений. К наиболее действенным из них относят:

  1. Язык следует положить на нижнюю губу. При выдувании воздуха он должен образовать желобок в серединной части.
  2. Игра с изображениями помогает развить ассоциативное мышление. Доктор демонстрирует несколько картинок, а ребенок должен выбрать те, на которых присутствует определенный звук.
  3. Необходимо чередовать надувание щек со сдуванием. Через каждые 5 повторений делается небольшой перерыв.
  4. Осуществляются круговые движения с высунутым языком, как будто облизываются остатки мороженого или варенья с губ.

Гимнастика для постановки произношения

Артикуляционная гимнастика направляется на расслабление и напряжение мышц ротовой полости. В дальнейшем это отражается на речевых навыках ребенка. Гимнастика включает в себя следующие упражнения:

  1. Раскрыв рот, следует проводить языком по зубам, имитируя очищающие движения. Кончик языка не должен уходить внутрь и высовываться наружу.
  2. При раскрытой ротовой полости осуществляются касания по небу по принципу вперед-назад. Необходимо удерживать язык в напряженном состоянии.
  3. Следует приоткрыть рот, плотно прижав язык к небу. После этого рот раскрывается как можно шире. Цель такого упражнения заключается в растягивании подъязычной связки.
  4. Требуется растянуть рот в широкой улыбке, держа его приоткрытым. Язык при этом присасывается к небу, после чего – отрывается. Этот процесс сопровождается характерным щелчком.
  5. Язык всей поверхностью присоединяется к поверхности неба. Затем следует широко открывать и закрывать рот. Язык при этом не должен менять своего исходного положения.

Порядок постановки шипящих

Если ребенок страдает плохим произношением только какого-то определенного шипящего (ш, ч, ж, щ), понятно, что работать нужно над постановкой одного звука. Но, как правило, у дошкольников происходит искажение произношения одновременно нескольких шипящих

Тогда родителям важно знать, с какого звука, в первую очередь, начинать. Специалисты определяют соответствующий порядок и предупреждают, что каждый звук надо ставить индивидуально, причем начинать с самого доступного, постепенно переходя к более сложному

По мнению логопедов, порядок постановки нескольких звуков зависит от физиологии дошколят: сначала ставится шипящий ш, потом ж, далее ч и щ. Однако, могут быть изменения в последовательности постановки, так как все зависит от индивидуальных особенностей, определить которые может только специалист.

§ 69. Таблица согласных звуков.

Изложенные выше
сведения об образовании согласных
звуков можно представить в виде таблицы.

Упражнение 66.Устно ответьте на данные вопросы.

I) На какие группы
делятся согласные звуки по работе губ
и языка? По способу образования? 2) Какие
согласные звуки называются звонкими и
какие – глухими?Какие звуки
называются сонорными? 3) Вчём сходство
и в чём различие звуковб – м, д – н,б–п,в– ф, г– х, ш– ш’, м–
н?
4) Когда звонкие согласные
оглушаются? Что происходит со звукамиз, с, г, д,когда они
оказываются перед шипящими, например:сшиб, сжал, отчистил?Почему школьники
делают ошибки в выделенных буквах:низкий, просьба, редкий, молотьба,
близко: сделать, сдобный, сгореть,
сбросить, сжать?

67.Прочтите;
укажите согласные звуки и охарактеризуйте
их (по работе губ или языка; по способу
образования; по участию голоса, по
участию носовой полости).

Мы идём, идём –
Да послушаем,

Остановимся,
Как шумят, бегут

На леса, луга
Воды вешние,

Полюбуемся.
Как поёт-звенит

Полюбуемся
Жавороночек.

(Н. А. Некрасов.)

68.Из
перечисленных ниже слов и форм слов
составьте пары, которые различались бы
согласными, соотносительными по
звонкости-глухости или твёрдости-мягкости.

Удар, дом, злой,
жить, ударь, дело, забор, горка, шить,
том, пить, слой, корка, запор, бить, тело.

69.Прочтите;
укажите, в каких словах есть звукj,как он изображен на письме.

1) Вдруг в то ущелье,
где Уж свернулся, пал с неба Сокол с
разбитой грудью, в крови на перьях…

Сквозь серый
камень вода сочилась, и было душно в
ущелье тёмном, и пахло гнилью.

И
крикнул Сокол с тоской и болью, собрав
все силы: «О, если б в небо хоть раз
подняться!.. Врага прижал бы я… к ранам
груди и… захлебнулся б моей он кровью!
О, счастье битвы!» (М.
Г.)

2)
Руслан подъемлет смутный взор и видит:
прямо над главою с подъятой, страшной
булавою летает карла Черномор. (П.)

70.Прочтите;
укажите долгие согласные и расскажите,
как они изображены на письме.

1) Солнце жжёт
немилосердно. 2) Жук жужжал. 3) Синицы и
щеглы усыпали кусты можжевельника. 4)
Ямщик привстал, натянул вожжи, свистнул,
и лошади понеслись к лесу. 5) Рожь уже
сжата. 6) Беззвучно пролетела над нами
ночная птица. 7) Товарищ быстро разжёг
костёр. 8) Наступили длинные осенние
сумерки.

71.Измените
данные слова так, чтобы звуки, обозначенные
выделенными буквами, оглушились или
озвончились.

Берёза
– берё
зка
(оглушение), косить
– ко
сьба
(озвончение), скоба,
бечева,
робок,
мягок,
лёгок,
ловок,
низок,
узок,
вырезать,
молотить,
подвязать,
просить.

Глухие и звонкие согласные звуки

Согласные делятся на звонкие и глухие звуки . При этом глухие согласные произносятся практически с прикрытым ртом и голосовые связки при их произнесении не работают. Для звонких согласных требуется больше воздуха, и при их произношении голосовые связки работают. То есть звонкие согласные состоят из шума и голоса, а глухие согласные – только из шума.

Некоторые согласные звуки схожи как по своему звучанию, а также по способу произношения. Однако произносятся такие звуки с разной тональностью, то есть либо глухо, либо звонко. Такие звуки объединяются в пары и образуют группу парных согласных. Всего таких пар 6, в каждой из них имеется глухой и звонкий согласный звук. Остальные согласные являются непарными.

  • парные согласные: б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш.
  • непарные согласные: л, м, н, р, й, ц, х, ч, щ.

Примерные задания по теме шипящих согласных

Учитель, который будет проводить урок для первоклассников, посвященный данной теме, должен ставить перед собой следующие задачи:

  • он обязан создать условия для того, чтобы дети усвоили понятие о твердости и мягкости согласных, например, что «ж» и «ш» являются всегда твердыми;
  • научить правильно формулировать письменные навыки учащихся;
  • развивать у них письменную речь и связную устную;
  • использовать при обучении новые информационные технологии.

После того как учитель объяснит суть урока, он может написать на доске несколько букв (Б, Ь, Ч, К, Р).

Затем задается вопрос, какая из представленных букв не обозначает никакого звука, на то правильным ответом является Ь. Также можно попросить учеников найти букву, обозначающую шипящий звук.

  • детям предлагается по очереди прочесть текст (совершенствуется навык чтения вслух);
  • выбираем некоторые слова и предлагаем детям объяснить их значение (на выбор учителя);
  • предложите найти те слова, в которых присутствуют буквы, обозначающие шипящие согласные;
  • предложите произнести их вслух и написать буквы на доске.

Следующей частью урока предлагается сделать работу с изображениями
. Повесьте на доске рисунки и задайте ученикам вопросы:

  • какие предметы изображены на рисунках;
  • какие названия содержат шипящие звуки;
  • какие их перечисленных шипящих являются твердыми, а какие — мягкими.

Сонорные, шумные, шипящие и свистящие согласные

В русском языке также выделяют сонорные, шумные, а также шипящие и свистящие согласные звуки. Приведем определение каждого из названных вида согласных, а также перечислим какие именно согласные относятся к тому или иному виду.

Сонорные согласные

Сонорные согласные звуки

— это звонкие непарные согласные.

Всего существует 9 сонорных звуков: , , , , , , , , .

Шумные согласные звуки

Шумные согласные звуки делятся на звонкие и глухие. К глухим шумным согласным относятся 16 звуков: , , , , , , , , , , , , , , , , а к шумным звонким согласным звуком относятся 11 звуков: , , , , , , , , , , .

Шипящие согласные звуки

Всего в русском языке 4 шипящих согласных звука: , , , . Все они напоминают на слух шипение, именно поэтому их и называются шипящими согласными.

Свистящие согласные звуки

Свистящие согласные звуки являют по своему произношению переднеязычными, щелевыми. При артикуляции твердых звуков , и зубы обнажаются, кончик языка прислоняется к нижним зубам, а спинка языка слегка выгибается, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Воздух при этом проходит, создавая трением шум.

При артикуляции мягких звуков и происходит тоже, однако спинка языка поднимается к твердому нёбу.

При произнесении звонких звуков и голосовые связки сомкнуты и вибрируют, а вот нёбная занавеска поднята.

Как известно, русский алфавит включает в себя 33 буквы. Причем, нужно отличать понятие «буква» от звука. Буква — это то, что мы пишем и видим, а звук — это то, что мы слышим и произносим.

Из 21-й согласной буквы две (это «Ь» и «Ъ») звуковых эквивалентов не имеют. Другие подразделяются на несколько категорий по звукам, одна из них — это шипящие. С первого класса все изучают простое правило о них: «жи» и ши» пишется с «и», «ча» или «ща» пишется через «а», а сочетания «щу» или «чу» через «у».

Фонетика русского языка включает в себя гласные и согласные, обозначающиеся в письме теми или иными буквами.

Ключевых гласных звуков
, которые находятся под ударением, существует всего шесть:

Поскольку согласных звуковых образований в русском языке больше, они классифицируются по следующим признакам:

  • способу образования;
  • месту;
  • по степени участия шума и голоса.
  • сонорные и их мягкие пары (р, м, л) и «й» без пары;
  • шумные (звонкие и глухие);
  • шипящие (щ, ч, ш и ж).

При этом Ж и Ш всегда являются твердыми, а Ч и Щ — только мягкими.

Сонорные, шумные, шипящие и свистящие согласные

В русском языке также выделяют сонорные, шумные, а также шипящие и свистящие согласные звуки. Приведем определение каждого из названных вида согласных, а также перечислим какие именно согласные относятся к тому или иному виду.

Сонорные согласные

Сонорные согласные звуки

— это звонкие непарные согласные.

Всего существует 9 сонорных звуков: , , , , , , , , .

Шумные согласные звуки

Шумные согласные звуки делятся на звонкие и глухие. К глухим шумным согласным относятся 16 звуков: , , , , , , , , , , , , , , , , а к шумным звонким согласным звуком относятся 11 звуков: , , , , , , , , , , .

Шипящие согласные звуки

Всего в русском языке 4 шипящих согласных звука: , , , . Все они напоминают на слух шипение, именно поэтому их и называются шипящими согласными.

Свистящие согласные звуки

Свистящие согласные звуки являют по своему произношению переднеязычными, щелевыми. При артикуляции твердых звуков , и зубы обнажаются, кончик языка прислоняется к нижним зубам, а спинка языка слегка выгибается, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Воздух при этом проходит, создавая трением шум.

При артикуляции мягких звуков и происходит тоже, однако спинка языка поднимается к твердому нёбу.

При произнесении звонких звуков и голосовые связки сомкнуты и вибрируют, а вот нёбная занавеска поднята.

Цели: формировать умение распознавать
шипящие согласные звуки в словах; дать
представления о твёрдых согласных звуках и
и мягких звуках и .

Планируемые результаты: учащиеся научатся
правильно произносить шипящие согласные звуки;
различать шипящие согласные звуки в словах.

Задачи урока:

  • создание условий для пополнения знаний детей о
    твердости-мягкости согласных звуков ( – –
    всегда твердые);
  • содействовать формированию навыков грамотного
    письма;
  • развивать у учащихся связную устную и
    письменную речь.
  • привитие интереса к урокам русского языка через
    применение информационных технологий.

Непарные или парные?

Наука о русском языке считает непарными звуки и , а и – парными только по одному признаку. И действительно, так как другие звуки, у которых пара есть, полностью их объединить нельзя. Однако есть два признака, по которому они могут быть объединены в группы – это звонкость/глухота и твердость/мягкость. Так, и – звуки только твердые, а и – мягкие

При этом неважно, какие гласные стоят после них. Даже если на письме после буквы, обозначающей твердый шипящий, поставить мягкий знак, звук будет произноситься твердо

Что касается разделения на глухие и звонкие, то в первой категории относятся , и , а ко второй – только , так как при его произнесении добавляется голос. Таким образом, и получаются парными по признаку глухота/звонкость.

Когда-то было по-другому – и были мягкими, но уже с 14 века они начали становиться такими же, как и сегодня, то есть твердыми.

Непарные или парные?

Наука о русском языке считает непарными звуки и , а и – парными только по одному признаку. И действительно, так как другие звуки, у которых пара есть, полностью их объединить нельзя. Однако есть два признака, по которому они могут быть объединены в группы – это звонкость/глухость и твердость/мягкость. Так, и – звуки только твердые, а и – мягкие

При этом неважно, какие гласные стоят после них. Даже если на письме после буквы, обозначающей твердый шипящий, поставить мягкий знак, звук будет произноситься твердо

Что касается разделения на глухие и звонкие, то к первой категории относятся , и , а ко второй – только , так как при его произнесении добавляется голос. Таким образом, и получаются парными по признаку глухость/звонкость.

Когда-то было по-другому: и были мягкими, но уже с 14 века они начали становиться такими же, как и сегодня, то есть твердыми.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА Ч.

Упражнения артикуляционной гимнастики те же (см. Ш, Ж).

Ч – согласный, ротовой, смычно-щелевой, переднеязычный, глухой, мягкий..

Нормальная установка при произнесении звука.

  • 1) Кончик языка поднят к передней части нёба (к альвеолам). Боковые края
    языка прижаты к верхним коренным зубам. При выдыхании кончик языка резко отскакивает
    от нёба, а напряжённые края языка расслабляются.
  • 2) Губы слегка выдвинуты вперёд и округлены.
  • 3) Зубы сближены либо сомкнуты.
  • 4) Воздух выдыхается толчком и проходит посредине языка; на ладони, поднесённой
    ко рту, ощущается тёплый поток воздуха.
  • 5) Звук ч глухой и мягкий.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Первоначально необходимо опробовать возможность постановки звука на слух, по
подражанию. Обучающий произносит звук, слоги, слова, а ребёнок повторяет. Если звук
по подражанию не получается, необходимо перейти к выполнению комплекса упражнений..

Упражнение. Произнесение звука, имитирующего звук Т.

1) Открыть рот. Кончик языка упереть в альвеолы (но не в верхние зубы). Зубы
открыты на расстояние ширины пальца. Губы открыты и напряжены, углы губ немного
растянуты. Вдохнув, с силой дуть воздух. При этом кончик языка резко отскакивает
от альвеол, а края языка отходят от верхних коренных зубов. Слышится глухой твёрдый
звук, имитирующий звук т. То медленно, то быстро произносить этот имитирующий
звук. Произнесение нормального звука т отличается от имитирующего тем, что
кончик языка упирается в верхние передние зубы.

Во избежание ошибки голос не включать. На ладони руки ощущается тёплая струя
воздуха, выходящая толчком.

Примечание. Кончик языка упирается не в альвеолы, а в верхние зубы. Хотя при
этом также будет слышаться звук т, но язык работает неправильно, цель упражнения
не достигается. Положение кончика языка хорошо проверяется с помощью двух зеркал.

2) Повторять предыдущее упражнение при немного округлённых губах и сближенных
зубах.

Упражнение. Произнесение звука ч, переходного от звука, имитирующего звук
т.

1) Открыть рот. Поднять кончик языка к альвеолам. Плотно прижать боковые края
языка к верхним зубам (язык присосать к нёбу). Чтобы язык присасывался к нёбу, полезно
упражнение «цоканье». Обучающий большим и указательным пальцами надавливает (снизу
вверх) на края языка ребёнка. Между пальцами видна натянутая «уздечка». Глубоко
вздохнув, сильным выдыхательным толчком произносить звук, имитирующий звук т. Будет
слышаться звук ч. Края языка не должны отрываться от верхних коренных зубов и ослабляться.
Воздух выходит посредине языка, когда кончик языка резко отскакивает от альвеол.
Расстояние между зубами в упражнении равно ширине пальца. Зубы не закрыты губами.

Примечание. В момент выдыхания вместе с кончиком языка отходят и его края, вместо
звука ч слышится звук, имитирующий звук т; для исключения этого обучающий
должен крепче прижимать пальцами края языка к нёбу; кончик языка упирается в верхние
зубы, а не в альвеолы, и может слышаться звук т.

2) Повторять упражнение с помощью пальцев, но самостоятельно.

3) Выполнять упражнение без использования пальцев. Зубы в упражнении сближены,
губы выдвинуты вперёд и округлены.

Примечание. Допускается произнесение (чтение) слогов и слов с использованием
пальцев. При чтении слов пальцы используются только для произнесения слогов со звуком
ч.

При постановке аффрикаты ч логопед предлагает ребёнку произносить слог ать и
в это время, подложив шпатель или зонд под передний край языка, поднимает его к
альвеолам верхних резцов. Одновременно логопед слегка нажимает пальцами на углы
рта, выдвигая губы вперед. При таком положении языка и губ вместо слога ать слышится
ач, вместо оть — оч, вместо уть — уч и т.д. По мере того как ребёнок закрепляет
этот звук в своем кинестетическом и слуховом представлении, он начинает произносить
его самостоятельно (без механической помощи) в обратных и прямых слогах, а затем
в словах и фразах. Кроме того, необходимы устные и письменные упражнения на дифференциацию
этого звука и звуков с и ц.

Особенности шипящих звуков

Шипящие при произношении имеют свои особенности
. Так, губы нужно напрячь и немного выдвинуть вперед. Их нельзя произнести с сомкнутыми губами в отличие от некоторых других (например, М). Кончик языка слегка прижимается к небу краями, оставляя по центру языка незначительное пространство. Именно через него и проходит воздух, образующий шипящий звук при произношении.

Изначально шипящие согласные были в древнерусском языке мягкими. Они появились вследствие первой палатализации, или же при изменении сочетания согласных с , и другими звуками.

Первоначальная мягкость этих звуков обуславливала факт, что во многих литературных памятниках буквы, которые их обозначали, произносились с последующими гласными или «ь»
, например:

  • мужь;
  • нессши;
  • часъ;
  • уюти и пр.

Однако в процессе формирования языковых норм и наречий и отвердели, однако «ч» все равно осталось мягким. Отвердение состоялось примерно в 14-м веке. В это время в литературных памятниках появляются варианты написания звуков или с буквой «ы» после них. Например, «Шышкин» или «держыте».

В современном языке традиционно написание мягкого знака в конце или буквы «и»
для обозначения звука в таких словах, как:

  • тревожь;
  • шить;
  • рожь и т. д.

Такие сочетания, как мягкие или , которые были распространены в древности, затем утратили в таких сочетаниях взрывной элемент в таких словах, как «ищу» или «дрожжи».

выбор школы — экзамен для родителей

Твердые и мягкие, парные, непарные

Все буквы русского алфавита, кроме гласных (а, о,у, э, ы, е, ю, я, ё, и), а также твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков являются согласными. Только согласные звуки могут делиться на мягкие и твердые.

Например, {б}–{б´}: болт-бита, {д}–{д´}: дуб – дело. В первом случае согласный звук твердый, во втором — мягкий.

По твердости-мягкости согласные составляют пары. Таких пар получается 15. Не имеют пару согласные – {ц}, {ж}, {ш}, {ч}, {щ}, {й}. Их в связи с этим называют непарными.

Среди непарных 4 согласные при произношении шипят, то есть являются шипящими. Это – {ж}, {ш}, {щ}, {ч}. При этом {ш} и {ж} всегда твердые, а {щ} и {ч} всегда мягкие. Это нужно просто запомнить.

Таким образом, {ш} и {ж} являются твердыми непарными шипящими согласными звуками.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector