Как пользоваться центильными таблицами для оценки физического развития ребёнка

Содержание:

Маленький рост подростка: как увеличить?

Медленные темпы развития, беспокоят как самих подростков, так и их родителей. Взрослые часто решаются на радикальные меры, приобретая для ребенка гормоны, используя хирургическое вмешательство, нередко приводящие к осложнениям и побочным эффектам.

Изменить ситуацию к лучшему, можно более приемлемыми и щадящими методами:

Центральное место отводиться пересмотру питания. В пище обязательно присутствие мяса, рыбы, овощей и фруктов. Весомое значение отводится спортивным занятиям: плавание, баскетбол, волейбол, езда на велосипеде. Эффективным упражнением для вытягивания позвоночника, признан вис на турнике. Элемент требуется выполнять по 5-10 минут в течение дня. Укрепить мышцы спины, и активировать работу организма помогают растяжительные техники и асаны из йоги

Важно постоянно следить за осанкой и не сутулиться во время ходьбы, сидя за партой, столом

Что такое центильные таблицы?

Центилем называется показатель определенной величины, которую имеют все обследуемые контрольной группы. Центильная таблица представляет собой систематизированные статистические данные о развитии детей различных возрастов. Данные о средних показателях для мальчиков и девочек представлены в отдельных таблицах.

На процесс формирования организма влияет множество факторов:

  1. Нормальное питание – при нарушении рациона организм ребенка не обеспечивается питательными веществами, витаминами и минералами в необходимом количестве или, наоборот, получает их в избыточном объеме, что влияет на рост и развитие.
  2. Наследственность — если параметры родителей не соответствуют усредненным стандартам, то с большой долей вероятности ребенок будет иметь генетическую предрасположенность к увеличению или уменьшению основных показателей.
  3. Гормональный фон – при нарушении синтеза гормонов в гипофизе, надпочечниках, щитовидной, поджелудочной и половых железах происходят сдвиги в формировании различных систем организма.
  4. Внешние факторы – на развитие ребенка оказывают влияние уровень физических нагрузок, длительность ночного отдыха, психологический комфорт и отсутствие стрессов. При сильно повышенных психических нагрузках рост ребенка значительно замедляется.
  5. Влияние на рост и развитие могут также оказать условия окружающей среды.

Очень большое влияние на рост и размеры ребенка оказывает половая принадлежность: мальчики растут гораздо быстрее маленьких представительниц прекрасной половины человечества. Исключение составляет только пубертатный период, в который девочки вступают в среднем на 2-3 года раньше. После вступления в подростковый возраст мальчики быстро догоняют сверстниц.

В центильных таблицах представлены показатели детей от первого месяца жизни и до 17 лет. Хотя в большинстве случаев врачи пользуются ими только для оценки развития детей раннего возраста (чаще до года). Выглядеть таблицы могут по-разному, но суть остается неизменной: средние значения – это норма, верхние и нижние показатели свидетельствуют о том, что, возможно, существуют нарушения развития.

Комментарии

Таблица ключевых моментов развития ребенка от 0 до 1 года

Краткий обзор в таблице, где указано развитие ребенка до года по месяцам, станет отличной “шпаргалкой” для молодых мам.

Возраст Речевое развитие Двигательное развитие Психическое развитие
1-1,5 месяца Тихое гуление Первые попытки приподнимания головы Кратковременно следит взглядом за погремушкой
2 месяца В хорошем настроении понемногу гулит Лучше координирует движения Удерживает взгляд на движущемся предмете
3 месяца Длительное гуление Уверенно держит голову Поворачивается к источникам звука
4 месяца На смену гулению приходит первый лепет Не отрывает взгляд от движущихся предметов Отличает маму от посторонних
5 месяцев Лепечет, произносит слоги “ма, “па” Самостоятельно переворачивается, ползает назад Настораживается при чужих голосах
6 месяцев Активный лепет, воспроизводит простые слоги Ползает “по-пластунски” Проявляет эмоции радости и недовольства
7 месяцев Лепет, появление слогов “та”, “на” “да” и др. Сидит с опорой, ползает вперед Понимает интонацию, слово “нет”
8 месяцев Первые односложные слова Встает и передвигается у опоры, самостоятельно сидит Расширяется диапазон эмоций (удивление, настойчивость)
9 месяцев Активное лепетание, новые слоги Стоит и ходит с опорой, ползает Понимает простые поручения
10 месяцев Произносит простые слова “ля-ля”, “ав-ав” Садится из положения стоя, пытается ходить Повторяет за мимикой взрослых
11 месяцев Выражает желания – “на,” “дай” Поднимает предметы с пола, встает, приседает Показывает по просьбе знакомые предметы, части тела
12 месяцев Много лепечет, осознанно произносит слова “мама”, “баба” Активно передвигается, ложится, встает, ходит Понимает взрослую речь, реагирует на просьбы и запреты

Способы расчета соотношения роста и веса

Идеальное соотношение параметров тела рассчитывают различными формулами. Все они условны, поскольку не учитывают некоторые факторы. Даже очевидный избыток жира обязательно оценивают не только выведенными коэффициентами, представленными в таблицах. Учитывают толщину кожи и подкожной жировой клетчатки, внешний вид и ряд иных показателей. Основные способы расчета соотношения параметров тела:

Способ расчета (индекс, формула)

Особенности

Преимущества

Недостатки

Индекс Кетле

высчитывается индекс массы тела, выявляя степень ожирения

есть возможность оценить риски развития заболеваний

формула верна для среднестатистических людей (не спортсменов)

Формула Маккаллума

рассчитываются пропорциональные размеры тела

по полученным параметрам можно достигнуть идеальной внешности

способ расчета имеет некоторую вариативность

Учет объемов тела по формуле Лоренца

помогает рассчитать идеальные параметры

простота метода

не учитывается наличие физических нагрузок, возраст и другие показатели

Учет типа телосложения

тип телосложения рассчитывается из соотношения роста с длиной ног

зная тип фигуры, можно произвести своевременную корректировку внешнего вида

не учитываются другие параметры

Учет обхвата запястья

по величине запястья тоже рассчитывается характеристика телосложения

помогает определиться с видом фигуры

не показывает наличия или отсутствия ожирения

Учет возраста

даются средние параметры тела с учетом возраста

помогает узнать правильный вес по возрасту

усредненные показатели

Индекс Кетле

Благодаря простоте коэффициент Кетле является одним из самых популярных способов расчета параметров. Индекс массы тела (ИМТ) указывает на лишний вес, помогает оценить риск развития болезней, связанных с ним. Коэффициент Кетле вычисляют так: ИМТ=вес (кг) делить на {рост (м)} в квадрате. Принятая ВОЗ трактовка результатов:

  • меньше 18,5 кг/м² – дефицит массы тела;

  • 18,5–25 кг/м² – норма;
  • 25–30 кг/м² – избыточный вес;
  • больше 30 кг/м² – ожирение.

Формула Маккаллума

Пропорциональность вашей фигуры можно быстро узнать по формуле Маккалума. Она основана на измерении размера обхвата запястья и подсчете гармоничных соотношений других частей тела. Исходя из данного показателя, рассчитываются идеальные пропорции (обхват в см):

  • 6,5 х обхват запястья = обхват груди;

  • 85% обхвата груди (ОГ) = таз;
  • 70% ОГ = талия;
  • 53% ОГ = бедро;
  • 37% ОГ = шея;
  • 36% ОГ = бицепс;
  • 34% ОГ = голень;
  • 29% груди = предплечье.

Таблица роста и веса с учетом объемов тела

Соотношение роста и веса у мужчин и женщин рассчитывается по формуле Лоренцо – она разработана еще в 1929 году. Подсчет подходит людям старше 18 лет с ростом 140–220 см. Формула идеального веса Лоренцо:

Для женщин

Для мужчин

масса тела = рост – 100 – {(рост-150)/2}

масса тела = рост – 100 – {(рост-150)/4}

В зависимости от типа телосложения

Всего типов телосложения три: астенический (или тонкокостный), нормостенический (нормальный) и гиперстенический (ширококостный). 

Рост (в см)

Мужчины (вес, кг)

Женщины (вес, кг)

Астеник

Нормостеник

Гиперстеник

Астеник

Нормостеник

Гиперстеник

151-158

     

43,0-50,2

45,1-54,3

48,7-59,7

159-165

51,1-58,5

53,8-63,0

57,4-68,9

46,5-53,9

49,3-58,9

53,0-64,4

166-175

55,4 -65,6

58,1 -70,6

61,7-76,9

50,8-61,0

53,3-66,5

57,3-71,5

176 -188

62,2 -75,8

64,9-81,7

69,0-88,0

57,7-72,8

59,7-74,1

63,8-80,9

На основании обхвата запястья

Узнать свой тип телосложения можно благодаря размеру запястья. С помощью сантиметра измерьте его окружность. Сравните результаты обмеров с табличными показателями:

Характеристика телосложения

У мужчин (см)

У женщин (см)

Астеник (тонкая кость)

меньше 18

меньше 15

Нормостеник

18-20

15-17

Гиперстеник (толстая кость)

больше 20

больше 17

С учетом возраста

Учеными доказано: с возрастом у людей вес увеличивается, это вполне естественный физиологический процесс. Килограммы, которые порой считают лишними, могут ими не являться. Рассчитать идеальное соотношение параметров помогает универсальная формула: масса тела = 50 + 0,75 х (рост – 50) + (возраст – 20).

Измерение ребенка

Оценить уровень физического развития поможет метод антропометрических стандартов. Он состоит в определении размеров характерных частей тела (антропометрических величин) и сравнении их со среднестатистическим значением в данном регионе.

Замеры проводят при плановом осмотре.

Показатели роста

Способ измерения длины тела зависит от возраста:

  1. До 2 лет — лежа, на специальном столе. Макушка головы касается неподвижной перегородки, подвижную подводят к стопам с развернутыми вверх пальцами.
  2. Старше 2 лет: стоя, на специальном приспособлении — стадиометре. На платформу ребенок становится без обуви, спиной к стойке со шкалой. Стопы полностью стоят на платформе, колени разогнуты. Вдоль шкалы опускается подвижная рейка до тех пор, пока не коснется макушки головы.

Масса тела

Взвешивают утром, способ зависит от возраста:

  1. До 2 лет — лежа. Ребенок взвешивается голым либо в чистом подгузнике.
  2. Старше 2 лет — стоя.

Таблица роста органов и тканей

В ходе исследований были выявлены закономерности в изменении не только внешних признаков — роста и веса, — но и размеров внутренних органов. Взаимосвязь их и длины тела ребенка отражена в таблице:

Длина тела, см Правая доля Левая доля Поджелудочная железа Селезенка почка
головка тело хвост длина ширина длина ширина
35-49 36,0-51,4 26,7-42,5 6,2-9,8 4,3-7,1 5,6-8,0 34,9-47,5 18,1-26,5 36,1-45,7 17,8-23,0
49-59 48,3-58,9 21,9-36,5 6,0-9,0 4,1-5,9 7,3-9,5 40-46,2 19,9-29,5 46,2-54,4 22,1-27,7
60-69 53,0-66,0 26,4-40,8 6,4-9,0 4,5-6,7 8,1-10,7 47,8-61,4 22,6-29,8 50,5-58,3 24,5-29,7
70-79 62,6-73,8 32,7-48,1 8,7-11,7 5,9-8,9 10,4-14,0 56,3-67,9 24,5-32,3 55,5-63,7 26,8-32,2
80-89 67,5-78,9 40,2-55,6 8,7-12,9 6,4-9,2 10,5-15,3 62,1-72,1 27,7-34,7 61,8-72,2 29,1-33,7
90-99 73,9-85,3 47,4-63,8 10,4-14,8 7,4-10,0 11,6-17,0 63,8-78,0 30,4-38,0 63,9-74,1 30,6-36,8
100-109 79,6-92,6 45,5-65,9 12,6-15,8 8,2-11,0 13,0-17,8 65,9-80,3 32,6-40,0 68,5-76,7 31,3-37,9
110-119 75,3-97,5 57,0-73,0 13,2-17,2 7,9-10,7 15,4-19,8 70,8-83,0 33,8-41,6 71,9-81,7 32,9-39,3
120-129 88,4-102,2 61,1-79,1 15,1-18,7 8,7-11,9 16,4-21,0 76,6-91,4 36,7-44,5 76,8-86,5 34,3-40,7
130-139 87,8-104,8 67,2-81,8 14,1-18,3 8,7-11,5 15,7-19,9 79,6-98,2 36,1-47,7 81,2-90,0 35,8-43,0
140-149 97,2-112,6 61,0-83,8 14,6-19,0 8,7-12,1 15,8-20,8 83,0-101,4 39,5-50,5 85,3-94,7 37,3-45,5
150-159 101,8-125,6 66,7-87,1 15,0-19,4 9,5-12,5 15,9-21,1 88,5-107,7 41,3-51,7 86,6-102,2 38,3-46,9
160-169 105,3-127,7 64,9 -93,3 15,5-20,3 9,1-12,5 17,8-22,0 93,8-111,0 54,6-43,4 94,5-109,5 41,0-50,2
170 и выше 107,3-128,7 70,1-92,3 16,8-21,2 9,8-12,8 18,8-23,6 99,2-117,8 44,8-58,4 98,3-110,1 43,0-53,2

Какими таблицами пользуются российские врачи?

Центильные таблицы публикуются в учебниках и пособиях по педиатрии, справочниках педиатра и другой медицинской литературе. Мы предлагаем вам ознакомиться с таблицами из «Справочника педиатра» под ред. В.О.Быкова (Ставрополь, 2004). Они соответствуют данным, приведенным в книгах «Пропедевтика детских болезней» под ред. А.В.Мазурина и И.М.Воронцова (СПб, 2000) и «Пропедевтика детских болезней» под ред. Н.А.Геппе (М., Гэотар-Медиа, 2008).

Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола.

При этом за средние или строго нормальные величины принимают значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста, что соответствует интервалу 25-50-75%. Интервалы, которые находятся рядом со средними показателями, оцениваются как ниже и выше среднего (соответственно 10-25% и 75-90%).

Если же показатель попадает в зону 3-10 или 90-97%, следует насторожиться и указать на это врачу. Это зона внимания, требующая дополнительных консультаций и обследования. Если же показатель ребенка выходит за значения 3 или 97%, весьма вероятно, что у малыша есть какая-то патология, отразившаяся на показателях его физического развития.

Масса тела мальчиков, кг
Возраст Центили
3 10 25 50 75 90 97
0 мес. 2.7 2.9 3.1 3.4 3.7 3.9 4.2
1 мес. 3.3 3.6 4.0 4.3 4.7 5.1 5.4
2 мес. 3.9 4.2 4.6 5.1 5.6 6.0 6.4
3 мес. 4.5 4.9 5.3 5.8 6.4 7.0 7.3
4 мес. 5.1 5.5 6.0 6.5 7.2 7.6 8.1
5 мес. 5.6 6.1 6.5 7.1 7.8 8.3 8.8
6 мес. 6.1 6.6 7.1 7.6 8.4 9.0 9.4
7 мес. 6.6 7.1 7.6 8.2 8.9 9.5 9.9
8 мес. 7.1 7.5 8.0 8.6 9.4 10.0 10.5
9 мес. 7.5 7.9 8.4 9.1 9.8 10.5 11.0
10 мес. 7.9 8.3 8.8 9.5 10.3 10.9 11.4
11 мес. 8.2 8.6 9.1 9.8 10.6 11.2 11.8
1 год 8.5 8.9 9.4 10.0 10.9 11.6 12.1
15 мес. 9.2 9.6 10.1 10.8 11.7 12.4 13.0
18 мес. 9.7 10.2 10.7 11.5 12.4 13.0 13.7
21 мес. 10.2 10.6 11.2 12.0 12.9 13.6 14.3
2 года 10.5 11.0 11.5 12.0 14.0 14.5 16.9
27 мес. 11.2 11.5 12.0 13.0 14.5 16.0 17.1
30 мес. 11.3 12.0 12.9 13.8 15.0 16.3 17.4
33 мес. 11.4 12.7 13.4 14.0 15.6 16.5 17.9
  
Масса тела мальчиков, кг
Возраст Центили
3 10 25 50 75 90 97
3 года 12.0 13.0 13.6 14.9 15.7 17.4 19.7
3.5 года 13.0 14.0 14.7 15.7 16.9 18.5 19.9
4 года 13.2 14.3 15.0 16.5 18.0 19.6 20.7
4.5 года 14.0 14.8 16.5 17.6 19.0 20.1 22.2
5 лет 15.2 16.0 17.5 18.8 20.5 22.1 24.9
5.5 лет 15.6 16.8 18.5 20.0 22.0 24.0 25.9
6 лет 16.2 17.5 18.6 21.0 22.4 24.3 27.1
6.5 лет 17.7 19.6 20.4 22.3 25.4 26.7 31.3
7 лет 19.6 20.9 22.0 24.3 26.5 28.2 32.0
8 лет 18.9 21.1 22.6 25.1 27.9 33.0 36.1
9 лет 21.0 22.0 23.0 26.0 28.0 32.0 37.8
10 лет 24.0 25.0 27.5 29.5 34.3 38.5 39.8
11 лет 26.7 29.0 30.0 33.8 40.0 45.9 52.6
12 лет 30.9 33.2 35.4 41.0 44.2 52.0 61.3
13 лет 36.8 38.0 39.5 44.0 50.3 56.0 70.0
14 лет 40.6 43.0 46.0 53.0 57.0 64.4 76.0
15 лет 42.0 47.0 50.0 55.0 61.0 64.9 69.0
16 лет 44.0 48.3 54.0 61.0 69.6 76.5 84.7
17 лет 49.3 54.6 59.8 66.3 74.0 80.1 87.8

Центильные таблицы для детей до года. Мальчики.

возраст Рост (в см) Вес (в кг)
1 месяц
Выше нормы Выше 56,0 Выше 4,6
Норма 56,0—52,0 4,6-3,5
Отставание
I степени 51,5—50,0 3,4—3,0
II степени 49,5—47,5 2,9-2,4
III степени 47,0 и ниже 2,3 и ниже
2 месяца
Выше нормы Выше 59,5 Выше 5,5
Норма 59,5—55,0 5,5-4,3
Отставание
I степени 54,5—52,5 4,2-3,6
II степени 52,0—50,0 3,5—2,9
III степени 49,5 и ниже 2,8 и ниже
3 месяца
Выше нормы Выше 62,5 Выше 6,3
Норма 62,5—58,0 6,3-5,1
Отставание
I степени 57,5—55,5 5,0-4,3
II степени 55,0—53,5 4,2-3,7
III степени 53,0 и ниже 3,6 и ниже
4 месяца
Выше нормы Выше 64,5 Выше 7,1
Норма 64,5—60,0 7,1-5,7
Отставание
I степени 59,5—57,5 5,6-5,0
II степени 57,0—55,5 4,9-4,2
III степени 55,0 и ниже 4,1 и ниже
5 месяцев
Выше нормы Выше 66,5 Выше 7,9
Норма 66,5—62,0 7,9—6,3
Отставание
I степени 62,0—60,0 6,2-5,5
II степени 59,5—57,5 5,4-4,6
III степени 57,0 и ниже 4,5 и ниже
6 месяцев
Выше нормы Выше 68,5 Выше 8,5
Норма 68,5—64,0 8,5-6,9
Отставание
I степени 63,5—61,5 6,8—6,0
II степени 61,0—59,0 5,9-5,1
III степени 58,5 и ниже 5,0 и ниже
7 месяцев
Выше нормы Выше 70,0 Выше 9,0
Норма 70,0—65,5 9,0—7,3
Отставание
I степени 65,0—63,5 7,2—6,5
II степени 63,0-61,5 6,4-5,6
III степени 61,0 и ниже 5,5 и ниже
8 месяцев
Выше нормы Выше 72,0 Выше 9,5
Норма 72,0—67,5 9,5-7,8
Отставание
I степени 67,0—65,0 7,7-6,9
II степени 64,5-62,5 6,8—6,0
III степени 62,0 и ниже 5,9 и ниже
9 месяцев
Выше нормы Выше 73,0 Выше 9,8
Норма 73,0—68,5 9,8-8,1
Отставание
I степени 68,0—66,5 8,0-7,2
II степени 66,0—64,0 7,1-6,4
III степени 63,5 и ниже 6,3 и ниже
10 месяцев
Выше нормы Выше 74,5 Выше 10,2
Норма 74,5-69,5 10,2-8,4
Отставание
I степени 69,0-67,0 8,3—7,5
II степени 66,5—64,5 7,4-6,5
III степени 64,0 и ниже 6,4 и ниже
11 месяцев
Выше нормы Выше 75,5 Выше 10,3
Норма 75,5—70,0 10,3-8,6
Отставание
I степени 69,5—68,0 8,5-7,7
II степени 67,5—64,5 7,6-6,7
III степени 64,0 и ниже 6,6 и ниже
12 месяцев
Выше нормы Выше 77,0 Выше 10,9
Норма 77,0-72,0 10,9—8,8
Отставание
I степени 71,5-69,5 8,8—7,9
II степени 69,0—66,5 7,0—6,9
III степени 66,0 и ниже 6,8 и ниже

Что такое центили и центильные таблицы в педиатрии

Принцип этих таблиц состоит в том, что центили делят значения на 100 интервалов, чаще всего используют: 3, 10, 25, 50, 75, 90 и 97-й. Центили — это данные величин (роста, веса, окружности головы и грудной клетки), которые имеет определённое количество обследуемых детей. Их используют для того, чтобы быстро оценить, как развивается ребёнок, соответствуют ли его данные норме (среднему значению, свойственному большинству ребят в конкретном возрасте). Нормой считается количество признаков, характерное для половины здоровых мальчиков и девочек, то есть интервал от 25 до 75 центилей. Эталоном считается признак физического развития, определяемый как 50-й центиль.

Есть ли более современные центильные таблицы?

Да, они были составлены в 2005 г. экспертами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по результатам Многофокусного исследования по эталонам роста (МИЭР) , проведенного в 1997-2003 гг. Центильные таблицы всегда являются результатом исследования большого количества здоровых детей: данные веса, роста, окружности головы и др. тысяч малышей анализируются, статистически обрабатываются и заносятся в таблицы. Это могут быть дети, проживающие в одной стране или на одной территории, или же в разных регионах мира. Именно таким было последнее исследование ВОЗ. Его отличием от предыдущих стало то, что в нем участвовали дети, уход за которыми соответствовал правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ, — например таким, как грудное вскармливание и отказ матери от курения. На сегодняшний день результаты МИЭР — это признанные мировые стандарты, с которыми можно и нужно сверять развитие детей независимо от их места проживания, типа вскармливания и принадлежности к разным этническим группам и культурам.

Я предлагаю вам следующие таблицы ВОЗ:

Эти данные взяты с сайта Всемирной организации здравоохранения и адаптированы мною для удобства восприятия в таблицы с разноцветными столбцами.

Как правильно пользоваться таблицами ВОЗ:

  1. Найдите строку, которая соответствует возрасту ребенка.
  2. Определите, между какими величинами в данной строке находится вес /рост ребенка: — между показателями колонок -1 SD и 1 SD . Этообласть средних величин, половина здоровых детей данного возраста имеют такой же вес /рост;— между показателями колонок -3 SD и -1 SD, 1 SD и 3 SD . Это области пониженного или повышенного веса /роста, таких детей в популяции около 44%, и это тоже вариант нормы. Более низкий /высокий вес /рост может быть связан с генетическими особенностями (например, такими, как рост родителей, вес ребенка при рождении), особенностями конституции и обмена веществ;— величина веса (роста) выходит за показатели колонок -3 SD и 3 SD . Такие значения — повод обратиться к врачу для обследования ребенка и выяснения причин отставания /опережения в весе /росте. Хотя около 6% здоровых детей имеют такие же показатели.

Здравствуйте, дорогие читатели!

Как вы думаете, о чем беспокоятся «свежеиспеченные» родители? Ведь после рождения крохи жизнь молодых пап и мам меняется самым чудесным образом – на смену восторгам и умилению приходит каждодневный труд по уходу за новорожденным. Вот тут-то и начинаются первые страхи и беспокойства. На голову детского педиатра во время плановых ежемесячных посещений «обрушивается» масса вопросов.

Сколько малыш прибавил в росте и весе? Как правило, основные опасения «неопытных» родителей вызывает соответствие этих показателей общепринятой норме. Признаюсь, в свое время я тоже терзалась сомнениями по поводу вышеупомянутых показателей. Однако врач меня успокоила – существует таблица развития ребёнка до года, в которой приведены нормы роста, веса, а также прибавка показателей по каждому месяцу.

Итак, давайте совершим увлекательное путешествие от момента рождения малыша до его годовалого возраста. Ведь детки так быстро растут! А сколько умений осваивают маленькие «исследователи» за этот срок – только поспевай за ними!

Впервые услышав об этом термине от участкового педиатра, сразу не поняла, в чем дело. Однако здесь нет ничего «страшного» — речь идет об антропометрических показателях оценки развития ребенка (рост, вес, окружность головы и груди).

«Ваш малыш по росту находится в пятом коридоре», — сообщает ваш «детский» врач. Это означает, что показатель роста ребенка, который оценивается с помощью специальной центильной таблицы, является средним.

Примечательно, что нормативные показатели для мальчиков и девочек немного отличаются.

На очередном плановом осмотре педиатр проводит все необходимые измерения, сравнивает с данными таблиц и на этом основании делает вывод о развитии ребенка. Сегодня при желании мамочки могут найти эти таблички на специальных тематических сайтах. Однако все-таки лучше проконсультироваться у педиатра, не так ли? Доктор научит правильно пользоваться центильными таблицами, а также «развеет» возможные сомнения и волнения.

Например, средними считаются показатели, соответствующие интервалам 25 – 50 – 75%. А если после измерения и оценки показали малыша относят к 3 – 10% или 90 – 97%, то это повод насторожиться и неотлагательно проконсультироваться у врача.

Рекомендации по возрастам

Если вы видите, что ребенок не соответствует нормальному весу, ваши опасения подтвердил педиатр, то нужно не медлить, а приступать к коррекции показателя. В противном случае ситуация может усугубиться, кроме чрезмерной нагрузки на организм у ребенка появятся психологические проблемы: комплексы, неприятие себя, замкнутость, подавленное состояние.

При коррекции веса важно подходить к вопросу с учетом возрастных особенностей ребенка, а именно:

  • До 12 месяцев редко говорят об ожирении, однако дети на искусственном вскармливании хуже контролируют чувство голода, могут набирать больше, чем нужно. Контролируйте количество съеденной смеси, не перекармливайте малыша, без необходимости не давайте обогащенные составы.
  • До пяти лет формируются пищевые привычки, они зависят от подхода родителей. Предлагайте разнообразную здоровую пищу, легкие перекусы в виде фруктов, хлебцев, кисломолочных продуктов. Поощряйте активность детей, старайтесь найти для них спортивное увлечение по душе.
  • В школьном возрасте до 12 лет основные инструменты снижения веса – эта спортивные секции и правильное питание. Старайтесь отслеживать, что ребенок ест вне дома, занимайтесь его физической подготовкой, нагрузки должны быть ежедневными.
  • После 13 лет дети зависимы от социального мнения, они тянутся к прогулкам с фаст–фудом и газировкой. Попробуйте предлагать более полезную альтернативу, например, домашние сэндвичи или роллы, запеченную картошку и т. д.
  • В любом возрасте помните, что пример – это вы. Если вы занимаетесь спортом, едите здоровую и разнообразную пищу, мало времени проводите за компьютером или телевизором, ребенок переймет ваши привычки. А вероятность недостатка или избытка веса в случае правильного образа жизни минимальна.

При оценке веса помните, что все дети индивидуальны. Не следуйте слепо таблицам, ведь превышение нормы может объясняться наличием качественной мышечной массы, а не жира. Не давите на ребенка, корректируйте питание и привычки аккуратно, не обижая чадо, не прививая ему комплексы, связанные с весом. Правильный пример и здоровые привычки быстро дадут результат.

Этапы развития

В начальном периоде жизни человека до 18 лет выделяют такие этапы:

Грудной возраст. На втором месяце жизни ребенок начинает держать голову. В течение первого месяца его еженедельно осматривает патронажная медсестра. В 3 месяца младенец переворачивается на живот, начинает хватать предметы, в 4 — подтягивается. 5-месячный ребенок кратковременно задерживается в сидячем положении, а полугодовалый — садится, ползает, встает на ноги, держась за опору. От 1 месяца до года ребенка ежемесячно приносят на прием к педиатру.
От 6 месяцев до 2 лет. Ребенок начинает ходить, а к концу этого периода подпрыгивает, переступает на носочках, поднимается по лестнице

В это время важно следить за развитием стоп и осанкой. Дети от 1 до 3 лет осматриваются врачом ежеквартально.
Третий год жизни

Ребенок способен стоять на одной ноге, ловит брошенный с большой дистанции мяч и бросает его так же далеко. Осмотр у врача дети старше 3 лет проходят ежегодно.
Старший дошкольный возраст. Физическое развитие детей дошкольного возраста отслеживается медработником детского сада, особенно во время выполнения упражнений. В случае обнаружения отклонений информация об этом доводится до родителей.
Младший и средний школьный возраст. Процесс биологического созревания контролируется детским врачом при ежегодных осмотрах и учителем физкультуры. К 12-летнему возрасту завершается формирование скелета, потому правильная осанка приобретает особо важное значение. Если физическое развитие детей раннего возраста предсказуемо, то для периода 9-14 лет нормы длины тела и веса условны.
Старший школьный возраст. В этот период происходит завершение онтогенеза организма.

В организме младших и средних дошкольников наблюдается гормональная перестройка, и невозможно предугадать, в какой момент уровень веществ спровоцирует интенсивный рост. В качестве ориентиров педиатры берут усредненные показатели, но, если ребенок им не соответствует, это еще не говорит о нарушениях. Кроме того, в этом возрасте уже проявляется наследственность: у низких родителей и ребенок, скорее всего, будет невысоким, и наоборот.

В России действует Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Это обязательные к выполнению в школах и детсадах методические указания, касающиеся биологического созревания детей. Например, в отношении дошкольников норматив предписывает выполнять утреннюю гимнастику, периодически проводить в ходе учебных занятий физкультурные разминки, делать пробежки, играть на свежем воздухе и пр.

Задача ФГОСа как «технологии воспитания» — вырастить молодежь с высокими морально-волевыми качествами, развить в ней способность к активной деятельности и привычку заниматься спортом, закаливанием, прочими оздоравливающими процедурами.

Центильные таблицы ВОЗ для оценки физического развития девочек — фотогалерея

Рост и вес девочек Окружность груди и головы девочек Пропорциональность роста и веса девочек

Приведя своего сына на прием к педиатру, который взвесит его и измерит рост, обхват груди и головы, вы слышите оценку этим показателям: на четверку, или на другую цифру от одного до восьми. Что это за баллы? Это центильный коридор
, в котором находятся по таблице показатели вашего мальчика. Центильные таблицы приведены ниже.

Дентальные таблицы для оценки физического развития ребенка представляют своеобразную «математическую фотографию» распределения большого количества детей по возрастающим показателям роста, массы, окружности груди и головы. Практическое использование этих таблиц исключительно просто и удобно, сочетается с хорошим логическим пониманием результатов оценки.

Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола. При этом за средние или строго нормальные величины принимают значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста, что соответствует интервалу 25-50-75 %. В наших таблицах этот интервал тонирован. Интервалы, которые находятся рядом со средними показателями, оцениваются как ниже и выше среднего (соответственно 10-25 % и 75-90 %). Эти показатели родителям также можно расценивать как нормальные. Если же показатель попадает в зону 3-10 или 90-97 %, следует насторожиться и указать на это врачу. Это — зона внимания, требующая дополнительных консультаций и обследования. Если же показатель ребенка выходит за значения 3 или 97 %, весьма вероятно, что у ребенка есть какая-то патология, отразившаяся на показателях его физического развития.
распределение детей по окружности головы

Понять, что такое дентальная шкала, например роста, можно на следующем примере. Представьте себе 100 ребятишек одного возраста и пола, выстроившихся в шеренгу по росту от самого маленького до самого высокого. Рост первых трех детей оценивается как очень низкий, от 3-го до 10-го — низкий, 10-25-го — ниже среднего, 25-75-го — средний, 75-90-го — выше среднего, 90-97 — высокий и последних трех ребят — очень высокий.

Показатель роста, массы и т. д. конкретного ребенка может быть помещен в свой «коридор» центильной шкалы соответствующей таблицы. В зависимости от того, в какие «коридоры» попали антропометрические данные ребенка, формулируется оценочное суждение и принимается соответствующее тактическое врачебное решение.

По такому же принципу производится оценка соответствия массы тела длине-росту ребенка, при этом распределение строится с использованием показателей веса детей с одинаковым ростом.

Пример оценки физического развития новорожденного мальчика

Рост-длина — 50 см, соответствует «средним» показателям. Масса — 3800 г, соответствует оценке «выше среднего». Окружность груди — 37 см, соответствует оценке «широкая». Окружность головы — 36см, соответствует «средним» величинам. Соответствие массы длине тела ребенка — умеренный избыток массы относительно длины, «выше среднего».
Чтобы оценить достаточность питания у школьников, следует пользоваться центильными шкалами индекса Кетле, который наиболее объективно выявляет как недостаточность, так и избыточность массы тела относительно роста и мало зависит от особенностей телосложения и конституции ребенка.

Перцентильные таблицы для оценки роста и веса мальчиков и девочек от 2 до 20 лет. На рис. 1 и 2 показаны значения роста для мальчиков и девочек. Центильные таблицы (или графики) показывают количественные границы роста и массы тела.

Таблицы составлены для мальчиков и девочек различного возраста по показателям роста, веса, окружности груди и головы. То, как ваш ребенок растет, является простым и точным способом определения общего состояния его здоровья и развития.

Что такое центили и центильные таблицы в педиатрии

Принцип этих таблиц состоит в том, что центили делят значения на 100 интервалов, чаще всего используют: 3, 10, 25, 50, 75, 90 и 97-й. Центили — это данные величин (роста, веса, окружности головы и грудной клетки), которые имеет определённое количество обследуемых детей. Их используют для того, чтобы быстро оценить, как развивается ребёнок, соответствуют ли его данные норме (среднему значению, свойственному большинству ребят в конкретном возрасте). Нормой считается количество признаков, характерное для половины здоровых мальчиков и девочек, то есть интервал от 25 до 75 центилей. Эталоном считается признак физического развития, определяемый как 50-й центиль.

Несоответствие центильным таблицам: что делать?

Помните, что нельзя ставить какой-либо диагноз, тем более самому, только на основании показателей центильной таблицы. В случае, если вы видите определенные несоответствия, обратитесь к своему педиатру, только он может становить причину отклонения от нормативных значений.

Причины эти вовсе не обязательно связаны с проблемами в физическом развитии ребенка, ведь во внимание должны приниматься и такие факторы, как наследственный, климатический, национальный, рацион питания и т.п. К тому же обязательно нужно замечать, каково общее состояние малыша: крепкий ли сон, регулярный стул, наличие здорового аппетита, высокая или низкая утомляемость, стабильная здоровая температура – все эти моменты играют большую роль и, согласитесь, очень индивидуальны

К тому же обязательно нужно замечать, каково общее состояние малыша: крепкий ли сон, регулярный стул, наличие здорового аппетита, высокая или низкая утомляемость, стабильная здоровая температура – все эти моменты играют большую роль и, согласитесь, очень индивидуальны.

Проверяем

В случае, если антропологические параметры значительно выше или ниже среднего значения, педиатр назначает комплекс дополнительных исследований. Не исключено, что потребуется привлечь специалистов разных профилей. Лишь при таком комплексном обследовании ребенка может быть проведена диагностика и назначен цикл терапевтического лечения, если это необходимо.

Как показывает практика, если родители вовремя реагируют на значительные отклонения от усредненных показателей центильной таблицы, нормализация развития происходит достаточно быстро, приводя индивидуальные показатели ребенка к значениям нормы.

Поэтому помните, что с помощью центильной таблицы вы можете лишь заметить возможную проблему, но решать ее (как и то, существует ли она вообще) должен только педиатр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector