Автоматизация звука ш

Содержание:

Ламбдацизм

Логопеды называют неумение произнести верно звук «Л» и «Ль» термином ламбдацизм. Это означает, что звук не только произносится неправильно, но и пропускается. Это может быть врожденным дефектом речи и просто неправильным произношением. Ламбдацизм, в свою очередь, делится на несколько видов:

  1. Двугубный. В таком варианте ребенок заменяет «л» звуком «у». Например, говорит «уошадь» вместо «лошадь». В произношении участвуют губы, кончик языка опущен, покоится внизу ротовой полости.
  2. Носовой. В этом случае вместо «л» произносится «нг». Например, вместо «лес» получается «нгес». Корень языка задевает мягкое нёбо, и воздух направляется в нос, что способствует замене звука.
  3. Межзубный. Во время произношения кончик языка уходит в пространство между зубами.
  4. Звук не произносится вовсе. Например, вместо «ложка» выходит «ожка».

Чистоговорки для развития речи

Чистоговорки – это специальный подбор слов, звуков и слогов в шуточном виде для тренировки артикуляции речи у детей дошкольного и школьного возраста. В качестве действенных упражнений их часто используют в практике логопеда или классах начальной школы.

Вот примеры чистоговорок:

Ос-ос-ос — дует громко наш насос.

Ос-ос-ос — мы бежим сегодня кросс!

Ба-ба-ба — красивая изба.

На-на-на — на лугу стоит копна.

Для чего нужны чистоговорки

Ритмичные чистоговорки для детей предназначены для устранения речевых дефектов. Они учат чёткому произношению отдельных звуков, сочетающихся в предложения. Согласные и гласные рифмуются в фразу, приобретая особенную мелодичность.

Подобные упражнения проводятся чаще всего в игровой форме. Значение их чрезвычайно велико. Это не только артикуляция, ликвидация имеющихся проблем с речью, но и постановка дикции, заниматься которой необходимо уже с ранних лет. Например, чистоговорки на звуки помогают повысить речевую активность и правильно проговаривать слова.

С помощью упражнений развивается фонематический слух. В результате занятий малыш научится анализу звукового ряда и разбиению слов по слогам. Благодаря рифме материал лучше усваивается и воспринимается даже самыми маленькими учениками.

Весёлые, лёгкие и простые чистоговорки на звуки будут полезны дошколятам и ребятам младшего школьного возраста, у которых имеются проблемы с речью или произношением отдельных звуков. При быстром повторении одних и тех же слогов формируется навык правильного звукопроизношения.

Как работать с чистоговоркой

Применять чистоговорки можно, проговаривая предложения с выбранным звуком поочерёдно, совместно или со сменой эмоциональной окраски в голосе. Процесс этот серьёзный и ответственный, но с долей иронии. Стоит добавить в стишки имена знаменитых сказочных героев для того чтобы упражнения лучше запоминались ребятам.

  1. Прочитайте ребенку чистоговорку обычным темпом
  2. Прочитайте чистоговорку медленно, делая акцент на отрабатываемом звуке.
  3. Ребенок медленно повторит за вами чистоговорку по слогам несколько раз.
  4. После нескольких повторений, малыш выучит чистоговорку и может немного добавить темп.
  5. Усвоив чистоговорку можно переходить к следующей.

Не стоит долго повторять одну и ту же чистоговорку, это может наскучить ребенку и будет утерян ценный интерес. Лучше взять сразу несколько фраз или стихотворений чистоговорок и отрабатывать их одновременно, уделяя занятиям 10 — 15 минут.

Почему не шипит буква «Ш»

Речевой аппарат и непосредственно речь ребенка требуют времени для развития. Если ребенок впервые применяет звук «ш», то несовершенство произношения — нормальное явление. Единственное, что нужно сделать, это вовремя скорректировать детский навык.

  • Другие возможные причины неправильного звучания могут составить рейтинг, в котором на первом месте окажутся физиологические особенности: строение прикуса, языка, неба, заболевания полости рта.
  • Прямую взаимосвязь с первым местом имеет второе: слишком длительное сосание пустышки. Уже давно замечено, что прикус чувствителен к присутствию соски, а в речи страдают именно шипящие и свистящие звуки.
  • Родительским ошибкам можно отдать почетное третье место. Задумайтесь, не слишком ли вы «заколыхали» и «засюсюкали» ребенка, и не пытается ли он подражать вашей манере звукопроизношения. Любые нарушения речи взрослых могут быть причиной детских логопедических ошибок.

    Подражание и копирование для детей — такие же способы познания опыта взрослых, как и игры или направленное обучение. Следите за собственной артикуляцией.

  • Только в пятой части случаев речь идет о действительно значимых затруднениях по двум причинам: общее недоразвитие, тормозящее становление речи; нарушения слуха и аппарата воспроизведения звуков.

Чистоговорки на звук «т»

Звук «т» появляется в детской речи в раннем возрасте. А если имеются искажения в его произношении, коррекцию проводят в 3 года.

Чистоговорки для отработки «т» в прямых слогах:

  • ТА-ТА-ТА – Мы везем кота;
  • ТА-ТА-ТА – У нас в доме чистота;
  • ТО-ТО-ТО – Красивое пальто;
  • ТО-ТО-ТО – Играли мы в лото;
  • ТУ-ТУ-ТУ – Молока дадим коту;
  • ТУ-ТУ-ТУ – Поиграли мы в лапту;
  • ТЫ-ТЫ-ТЫ – Замяукали коты;
  • ТЫ-ТЫ-ТЫ – У Кати белые банты;
  • ТЫ-ТЫ-ТЫ – Поливаем мы цветы.

Чистоговорки для автоматизации «т» в обратных слогах:

  • АТ-АТ-АТ – Мне купили самокат;
  • АТЬ-АТЬ-АТЬ – Дети пошли гулять;
  • ОТ-ОТ-ОТ – Замяукал серый кот;
  • ОТ-ОТ-ОТ – Пролетел самолет;
  • ЮТ-ЮТ-ЮТ – Создаем уют;
  • ИТ-ИТ-ИТ – Весной птица прилетит;
  • ИТ-ИТ-ИТ – Каша на плите кипит;
  • ИТЬ-ИТЬ-ИТЬ – Наша кошка хочет пить.

Предложенные чистоговорки помогут закрепить правильное произношение звука «т» в слогах и словах. После автоматизации будет легко закрепить «д» и повторять чистоговорки уже с этим звуком.

Игры с чистоговорками для детей

Детская чистоговорка отлично сочетается с различными движениями, которые направлены на развитие мелкой моторики, координации и общего восприятия. Примером таких действий может стать наматывание верёвки на палец, выкладывание деревянных палочек, рисование линий на бумаге, перебирание крупных бусин.

Освоив произношение фразы или стихотворения, попросите ребенка повторить ее снова, рисуя при этом на листке волнистую линию, например. Так будут работать сразу оба полушария головного мозга…

Еще одна веселая игра с чистоговорками — это произносить фразу разными голосами. Попросите ребенка, произнести чистоговорку, например, Ши-ши-ши — шалунишки малыши, как тетя-диктор по телевизору, или как маленький мышонок, или большой великан.

А еще чистоговорки весело произносить с разным настроением: весело, грустно, с добротой, со злостью, с нежностью и лаской, и разным темпом — быстро — медленно…

Обследование произношения звука «ш»

Обычно на проблемы с произношением указывают воспитатели детского сада или учителя. Родители же могут многое в речи ребенка списывать на индивидуальные особенности и не замечать назревающих трудностей. Стоит уделить несколько минут в рамках ежедневных упражнений с книгами, чтобы протестировать звукопроизношение у ребенка.

Существует по крайней мере два способа проделать процедуру самостоятельно: наблюдение и упражнение. В первом случае потребуется достаточно продолжительное время, чтобы подметить, как малыш выговаривает звуки. Во втором — нужно 25-30 минут усидчивости и проделывание нескольких несложных упражнений.

1. Слоги.

Начните с двухбуквенных сочетаний:

.

Затем переходите к трехбуквенным с двумя гласными:

.

Следующий блок — сочетания «ш» с согласными:

.

Более сложные:

и .

Четко произносите все звуки, намеренно выраженно артикулируйте, чтобы за вами было легко повторять. По мере выполнения упражнения подмечайте, какие из сочетаний даются ребенку наиболее сложно. Аналогичным образом работают и со звуками «щ», «ж», «ч».

2. Слова.

Чтобы немного разнообразить урок новым видом деятельности, подготовьте заранее карточки с известными предметами, в названии которых есть трудный звук:

  • Рядом с гласными: мышь, камыш, душ, ландыш, шапка, шуба, машина, калоши, шалаш, карандаш, шинель, шея.
  • Рядом с согласными: кошка, шлепки, шляпа, шкаф, шпилька, шмель.
  • Встречается дважды: шишка, шашки, шушукаться, шуршать.
  • С другим сложным звуком: шар, шарф, шкура.

3. Предложения.

Автоматизация звука «ш» в предложениях требует готовности речевого аппарата. Поэтому тест с предложениями покажет, насколько ребенок овладел искусством ш-артикуляции:

  • Мышь за печкой шуршит.
  • Папа Маше шапкой машет.
  • Я рубашку сшила мишке, я сошью ему штанишки.
  • Всем известная скороговорка про Сашу на шоссе и др.

При любых затруднениях на этом этапе не стремитесь закончить блок. Лучше вернитесь к словосочетаниям из предыдущего блока: кошка в шапке, вышел из душа, шарфик для Даши и т.д. и завершите тест на позитивной эмоциональной ноте.

Рекомендации по подбору чистоговорок

Чистоговорки используют для автоматизации звука в слогах. Их включают на первых логопедических занятиях по закреплению правильного произношения фонемы.

Подбирая звуковой материал, следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • перед повторением чистоговорки делают артикуляционную гимнастику и произносят звук изолированно;
  • взрослый произносит все слоги утрированно с ярко выраженной артикуляцией;
  • начинают автоматизацию с прямых слогов, в которых фонема находится в сильной позиции;
  • на первых занятиях по закреплению звука нельзя использовать сочетание твердого и мягкого варианта произношения;
  • чередование слогов с оппозиционными фонемами используют только на этапе дифференциации – различении звуков;
  • ребенок должен произносить все звуки четко, что положительно влияет на качество дикции;
  • чистоговорки для детей дошкольного возраста лучше сопровождать наглядным материалом;
  • нужно стараться их подбирать в соответствии с лексической темой занятия;
  • на начальных этапах автоматизации нельзя использовать слова с оппозиционными фонемами;
  • по мере усложнения звукового материала в чистоговорки можно включать несколько видов слогов;
  • не нужно сразу сочетать твердый и мягкий звук;
  • их проговаривание можно комбинировать с тренировкой моторной сферы;
  • это упражнение можно сочетать с пальчиковой гимнастикой и заданиями для развития общей моторной сферы.

От правильно подобранного звукового материала зависит успех логопедических занятий. Подбирать нужно слова, значение которых знакомо ребенку. Если есть слово, которое дошкольник не знает, взрослый должен его объяснить.

Специалисты также используют чистоговорки для автоматизации фонемы в связной речи. Но тогда задания не ограничиваются повторением, а логопед варьирует их, в зависимости, от лексической темы и цели занятия.

Работа с предложениями и текстом

На первых занятиях речевой материал должен быть максимально насыщен Ш или Ж, чтобы органы артикуляции отработали правильное положение, а ребенок запомнил их правильное звучание. На этом этапе ученику предоставляется больше самостоятельности – нужно закрепить навык не повторения за взрослым, а осознанного употребления в речи правильного варианта фонемы.

Задача взрослого на поздних этапах автоматизации – не просто указать на ошибки в произношении, но создать такие условия, чтобы ребенок сам их слышал и мог себя поправить. Не стоит предлагать сразу длинные предложения – их объем увеличивают постепенно. На этом этапе начинается автоматизация Ш, Ж в стихах, которые предлагают выучить малышу.

Примеры заданий

  • Повторение предложений.
    • На звук Ш: У Саши шапка. У Яши шуба. Маша кушает пшенную кашу. Бабушка шьет штанишки. Шахматы и шашки у Даши в шкафу.
    • На звук Ж: На улице жужжит жук. Женя поймал жабу. Жанна живет на втором этаже. После дождя на лужайке лужи.
  • Путаница. Ребенку называют набор слов и ему из них нужно составить предложение. Это задание направлено и на развитие грамматического строя, а именно навыков согласования и подчинения в предложении.
  • Повторение скороговорок. Темп постепенно ускоряют, но все слова нужно проговаривать четко и делать упор на шипящие:
    • На Ш: Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон.
    • Кошка на окошке шьет рубашку для Ермошки.
    • На Ж: У ежа – ежата, у ужа – ужата.
    • Жужжит жужелица, жужжит и кружится.

Постепенно следует предлагать менее насыщенный шипящими речевой материал. В предложении может быть одно-два слова, имеющих в составе Ш или Ж. Затем следует переходить к работе над небольшими текстами и стихотворениями.

Задания со стихотворениями

Дети могут не только их заучивать, но и сами добавлять рифму. Взрослый говорит начало предложения – ребятам предлагают придумать окончание:

«В кладовой играла мышка,

Под сосной лежала…(шишка)»;

«В огороде вырос лук,

На грядке ползал майский…(жук)».

Чтобы было проще подобрать рифму, логопед показывает картинку зарифмованного слова. Это задание не только автоматизирует звук, но и развивает творческое мышление.

Заучивание стихов не только тренирует память, но и воспитывает навык самоконтроля за речью и слуховое внимание. Обычно такие задания логопед дает на дом

Эффективнее будет выучить заранее, а потом в течение нескольких дней до логопедического занятия просить ребенка его рассказать. Тогда у него будет не механически отработанное произношение, а его сознательное употребление в связной речи.

Начинают с коротких стишков:

«Две букашки на опушке

Отдыхают на подушке».

«Жук упал и встать не может,

Ждет он, кто ему поможет».

Постепенно в работу включают более объемные стихотворения:

«Мышонку шепчет мышь:

− Ты все шумишь, не спишь.

Мышонок шепчет мыши:

− Шуметь я буду тише».

«Жук жужжит: Жу-жу-жу!

Я живу и не тужу,

Я на веточке сижу,

И жужжу, жужжу, жужжу!».

Во время повторения стихотворения логопед обращает внимание на правильное произношение Ш и Ж. А также на интонационную составляющую и использование мимики и жестов во время выступления

Задания для работы с текстом

Начинают автоматизировать звук с коротких текстов, содержащих большое количество слов с шипящими. Постепенно речевой материал приближают к обычной речи. Все рассказы лучше сопровождать иллюстрациями, потому что детям дошкольного возраста проще понимать содержание текста.

  • Повтор за взрослым рассказа. Сначала логопед или родитель читает текст, потом он проговаривает предложение, а ребенок за ним повторяет.
  • Какое слово прочитано неправильно. Это задание на тренировку слухового внимания. Во время чтения слов с шипящими, в некоторых из них взрослый искажает произношение. Ребенок должен не только услышать ошибку, но и сказать правильный вариант.
  • Пересказ – сложный вариант работы. Сначала логопед несколько раз читает текст, а ученик потом пересказывает. Обязательно используют сюжетные картинки; если возникли затруднения можно помочь наводящими вопросами.

Лучше выбирать рассказы, которые знакомы детям. Можно придумать их самостоятельно, героями в которых были бы любимые малышами персонажи. Когда малыш уверенно произносит шипящие в тексте и отличает правильный образ звука среди большого количества слов, логопед переходит к самому сложному этапу – работе со связной речью.

Звук Ш в середине слова в ряду слов

Перечень слов:   Кошка,  подушка, пушка, девчушка,        ложка, матрешка, лягушка, катушка.

Упражнение «Павлушкины игрушки»

Мама купила Павлушке игрушки,

Эти игрушки любит Павлушка.

Кукла-малышка и плюшевый мишка,

Желтый домишко для кулы и мишки.

Шумная пушка оглушит ушко,

Потешный котишка – шалун и плутишка, 

Вот неваляшка – шатун и дурашка,

Вот черепашка – большая рубашка,

Лошадка-игрушка катает Павлушку,

Матрешка-игрушка прячет подружку,

Вот кошка Машка, кошка-милашка,

Игрушка-рыбешка ныряет немножко.

Иванушка пляшет да ручками машет,

Машина для мишки и куклы-малышки.

Игра «Угадай, что в мешке?»

Предметы: мишка, карандаш, шарик, камешек, шнурок, лягушка, губная гармошка, мышка, погремушка и др.

Упражнение «В шкафу»

У Маши в шкафу кошка, а у Паши матрешка.

У Маши в шкафу чашка, а у Паши рубашка.

У Маши в шкафу мишка, а у Паши мартышка.

У маши в шкафу пушка, а у Паши ракушка,

У Маши в шкафу грушка,  а у Паши ватрушка.

У Маши в шкафу ложка, а у Паши лепешка.

У Маши в шкафу мешок, а у Паши ремешок.

в) в конце слов:

ваш            наш               душ            тушь               мышь               тишь

камыш       малыш           голыш         гуляш            финиш              мякиш          ландыш   

пьёшь        идёшь           поёшь         даёшь             льёшь               поёшь

видишь      пилишь         купишь        копишь          валишь             делишь

шьёшь       пишешь         шалишь       шумишь         мешаешь         пляшешь

Звук   Ш в различных позициях в ряду слов

Перечень слов: Шляпа, машина, дедушка, книжки,        нож, петушок, мышка, штанишки. (звук ж в словах оглушается и произносится как звук Ш)Перечень слов:   Груша, домишко, малышка, рубашка.Шапка, лошадка, коровушка, чашка.

Упражнение «Что у кого?»

Крылышки у мошки, пушинки у кошки.

Камешки у Маши, шкатулка у Наташи.

Кошка у Луши, мышка у Танюши.

Уши у мишки, ушки у малышки.

Шубка у девчушки, брюшко у лягушки.

Шейка у мышки, шея у мартышки.

Шапка у мальчишки, шапчонка у малышки.

Работа со звуком в слогах

Автоматизация Ш, Ж в слогах проводится в таком порядке:

  • прямых (ША, ЖА и др.);
  • обратных (АШ и др.), звук Ж в этих слогах не отрабатывают, потому что происходит его «оглушение»;
  • между гласными (АША, АЖА и др.);
  • со стечением согласных (ШКА, ЖДА и др.).

Задания для малышей на закрепление звуков необходимо сопровождать наглядным материалом. Обязательно в начале занятия проводят артикуляционную гимнастику, чтобы подготовить речевой аппарат.

К отработке фонемы в прямых слогах добавляют изолированное произношение. Речевой материал также постепенно увеличивают в объеме: когда переходят к новому виду слогов, вначале добавляют 1–2 задания с уже отработанными сочетаниями.

Примеры заданий

Чтобы закрепить правильное произношение в слогах логопед использует специальные дорожки, «шагая» по которым ребенок произносит нужное сочетание звуков. В начале работы взрослый дает образец правильного произношения, затем проговаривает материал вместе с ребенком. Потом малыш повторяет самостоятельно.

Примеры слоговых дорожек:

  • ША-ШО-ШУ-ШИ;
  • ЖА-ЖО-ЖУ-ЖИ;
  • ША-АШ-ШУ-ИШ;
  • АЖА-ОЖО-УЖУ и т. д.

На этом этапе используют чистоговорки. Они направлены не только на отработку правильного произношения в слогах, но и постепенное введение звука в слово.

Примеры чистоговорок:

  • ША-ША-ША – мы купаем малыША;
  • ШО-ШО-ШО – отдыхаем хороШО;
  • ЖА-ЖА-ЖА – увидели Ужа;
  • ЖУ-ЖУ-ЖУ – на солнце я гляЖУ.

Чистоговорки на звук «л»

Звук «л» появляется раньше, чем «р», но его постановкой и автоматизацией не занимаются до 4,5 лет. Поэтому предложенные чистоговорки подходят для дошкольников старшей и подготовительной групп.

Слоги Чистоговорки
ЛА
  • Осень в гости к нам пришла;
  • В декабре зима пришла;
  • Кошка воду попила;
  • Соберем травку для козла;
  • На цветке сидит пчела;
  • Мама с улицы пришла.
ЛО
  • В сентябре у нас тепло;
  • Все дороги замело.
УЛ
  • Теплый ветерок подул;
  • Папа чинит стул.
ЕЛА
  • Листва по воздуху летела;
  • Бабочка на цветочек села.
АЛИ
  • Под дождь осенний мы попали;
  • В снежки зимой играли;
  • Картошку все копали.
АЛ
  • Ветер громко завывал;
  • Щенок за кошкой побежал;
  • Ехал самосвал.
ОЛ
  • Утром сильный снег пошел;
  • На луг пришел осел;
  • Зеленый богомол.
ЕЛЬ
  • На улице метет метель;
  • В лесу стоит большая ель.
ЕЛ
  • Самолет прилетел;
  • Папа вкусный ужин съел.
ЫЛ Пароход приплыл
ИЛЬ Стоит автомобиль
УЛ
  • Стоит пчелиный гул;
  • Папа чинит стул.
УЛЯ
  • Милая бабуля;
  • Добрый наш дедуля.
ЛЮ
  • Я свою семью люблю;
  • Я снеговика леплю;
  • Фруктов много я куплю.
ЛИ
  • Мы рисуем корабли;
  • В гости к бабушке пришли;
  • На самолет билет купили;
  • Папе пуговку пришили;
  • Фруктов дедушке купили.

В чистоговорках на начальных этапах автоматизации звуков не рекомендуют использовать слова с другими фонемами. Поэтому «л» не стоит автоматизировать одновременно со звуком «р». Такой звуковой материал подойдет для этапа дифференциации.

Чистоговорки.

Кукушка кукушонку

Купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон –

В капюшоне кукушонок смешон.

Пришёл Прокоп – кипел укроп,

Ушёл Прокоп – кипит укроп.

Как при Прокопе кипел укроп,

Так и без Прокопа кипит укроп.

На дворе трава, на траве дрова:

Раз дрова, два дрова, три дрова;

Дрова вдоль двора,

Дрова вширь двора –

Не вместит двор дров;

Дрова выдворить со двора!

Не тот, товарищи, товарищу товарищ,
Кто при товарищах товарищу товарищ,
А тот, товарищи, товарищу товарищ,
Кто без товарищей товарищу товарищ.

Милая Мила мылась мылом;
Намылилась, смыла –
Так мылась Мила.

Собирала Маргарита
Маргаритки на горе.
Растеряла Маргарита
Маргаритки на дворе.

Шестнадцать шли мышей,
И шесть несли грошей;
А мыши, что поплоше
Шумливо шарят гроши.

У Маши мошка в каше.
Что делать нашей Маше?
Сложила кашу в плошку
И накормила кошку.

Мышонку шепчет мышь:
“Ты всё шуршишь, не спишь!”
Мышонок шепчет мыши:
“Шуршать я буду тише”.

Жужжит над жимолостью жук,
Зелёный на жуке кожух.

Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и ежонком,
Чиж с чижихой и чижонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.

Перепёлка перепелёнка
Перепелёнывала,
Перепелёнывала,
Еле перепеленала.

Белые бараны
Били в барабаны,
Без разбора били,
Лбы себе разбили.

У Вари на бульваре варежки пропали,
Воротилась Варя вечером с бульвара,
И нашла в кармане варежки Варвара.

Сорок сорок для своих сорочат
Сорок сорочек, не ссорясь строчат.
Сорок сорочек прострочены в срок –
Сразу поссорились,
Сразу поссорились,
Сразу поссорились сорок сорок.

Под деревом тетерев,

Тетерева встретил:

“Тетерев, тетерев?

Как твои тетеревята?

Тетерев тетереву в ответ:

“Мои тетеревята – здоровые ребята,

Твоим тетеревятам от них привет!

Игры и упражнения на автоматизацию звука [Ш] в слогах:

1.Упражнение «Повтори слоговые цепочки». Просите ребенка произносить ША-ША-ША и при этом шагайте пальчиками по Бродилкам, выполняя задания. Когда ребенок научится говорить эти слоги, можно переходить к другим или чередовать их.

ша — шо — шу — ши; ша — шу — ши — шоша — шо — ша — шу; ши — ша — шу — ши

аш — ош — уш — ыш; яш — ёш — юш — иш — ешаш — яш — уш — юш; яш — ёш — юш – уш

2. Упражнение «Доскажи слово» — скажи «ШИ»У- …; мы- …; гало- …; камы- …;каранда- …; гру- …; кры- …; малы- …;

3. Упражнение «Доскажи слово» — скажи «ША»Ма- …; Да- …; Алё- …; Ната- …;Гри- …; гру-…; кры- …; ни- …; лап- …;

4. Упражнение «Доскажи слово» — скажи «ШКА»Пу- …; мо- …; поду- …; вы- …;лягу- …; бабу- …; деду- …; игру- …;

Полезные советы:

  1. В начале каждого занятия по автоматизации звука проводим 2-3 упражнения .
  2. Во время занятия следите за правильной артикуляцией звука (см. артикуляционную гимнастику).
  3. Слова произносим медленно, четко выделяя звук . Слова повторять 2-3 раза.
  4. Занятия проводятся регулярно по 20-25 минут в зависимости от возраста ребенка и чередуя игровые упражнения.
  5. При первых признаках усталости проведите физминутку. Очень полезны для снятия напряжения и эмоционального расслабления .
  6. Занятия должны проводится в доброжелательной и комфортной для ребенка обстановке.

На нашем сайте Вы можете скачать картинки форматом А4, разрезать их на карточки, желательно заламинировать для долгосрочного использования и заниматься с удовольствием.

Новые чистоговорки.

Чистоговорки на букву “А”.

Авторы: В. Лунин, В. Борисов, И. Мазин, О.Красноруцкий, М. Яснов.

Алеет за лесом закат.
Алые аисты к лесу летят.
Астры зарделись на клумбах в саду,
Алыми стали кувшинки в пруду,
Алые утки по пруду скользят…
Жаль, что уже догорает закат!

Аллигатор азбуку получил.
Аллигатор азбуку изучил,
Аллигатор знания поглотил,
А потом и азбуку проглотил.

Араб Абу сказал рабу:
– Али, в Рабат гони арбу, –
Но раб Али был глуховат,
Арбу пригнал он на Арбат.

А у нас – ананас,
А у нас – арбуз как раз,
А у нас – в горах Алтая –
Алыча как на заказ…

А у нас в Аравии,
Что ни час, аварии:
То верблюд толкнёт барана,
То баран собьёт варана…

Дом побежал,
Все сказали: – Автобус!
Дом полетел.
Все кричат: – Аэробус!

Аты-баты, акробаты
Выбегали из ворот –
Аты-баты, бородаты,
Аты-баты, без бород.
Аты-баты, в полминуты
Забирались на батуты.
Акробату акробат
Придвигал покатый мат.
На батутах, аты-баты,
Кувыркались акробыты.
Дружно прыгали на маты
И садились на шпагат!

Чистоговорки на букву “Б”.

Авторы: П. Синявский, Е.Измайлов, В.Лифшиц, Г.Вардента, М.Шварц, А. Костаков, М.Яснов, П. Матвеева, И.Демьянов,
Т. Белозёров.

Белый снег, белый мел,
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела,
Белой даже не была.

У нас в реке живут бобры.
Бобры бодры, бобры добры.
Мудры – плотин строители –
Бобры – речные жители.

Братцы-бобры, будьте добры
Вырубить да выдолбить
Из дуба – будку, из бука – дудку!

Бредёт бобёр
С бревном услало –
Бревно бобру бока намяло…

Шёл по улице бычок.
Смотрит: мусорный бачок!
Куда бычку податься?
Перевернул бычок бачок:
Потом улёгся на бочок:
Лежит бычок на бочке –
Лежит бачок на бычке.

– Вот бутон. А вот бидон.
Вот бидон. А вот питон.
В печке выпечен батон.
А в петлицу вдет бутон.
По траве ползёт питон,
А на стройке есть бетон.
Повтори и ты мне в тон:
Где бутон, а где батон,
Где бидон, а где питон,
Ну а где, бетон.
– Раз-два-три-четыре-пять,
Начинаю повторять:
В печке выпечен бутон,
А в петлицу вдет батон,
По траве ползёт бидон,
Молоко течёт в бетон,
А на стройке есть питон.
– Нет, не так! Нет, не так!
Подскажите сами: как?
Разберитесь сами в том,
Где бутон, а где батон,
Где бидон, а где питон,
Ну, а где бетон.

Польза чистоговорок:

  • Чистоговорки со звуком «С» построены таким образом, чтобы позиция звука в слогах, сочеталась с позицией звука «С» в словах.
  • Эти упражнения помогут вашему малышу также развивать словотворчество, т.к. можно придумывать и свои окончания чистоговорок.
  • Для того, чтобы материал был интересен и понятен детям он представлен в виде картинок, моделей и слогов. Детям постарше можно предлагать самостоятельно читать слоги или повторять за взрослым. А вот с картинками малыши справятся и самостоятельно или с небольшими подсказками.
  • Автоматизация звука «С» в чистоговорках будет полезна и тем, что поможет познакомить детей с предлогами (при помощи моделей), а также разовьет ассоциативное мышление.
  • Ребенок при помощи моделей предлогов научится видеть и слышать это «маленькое» слово. Дети очень часто соединяют предлоги с существительными и считают их одним словом (н-р, сочетание слов НА столе, малыши воспринимают как одно слово НАСТОЛЕ ит.п.). Модели предлогов представлены ниже.
  • Ребенок при помощи мнемодорожек научится правильно составлять предложения и рассказы. Этот навык пригодится и в будущем при обучении в школе, т.к. научит ребенка мыслить образно.

Модели предлогов:

Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков вы найдете по выделенной .

У нас на сайте вы можете скачать, распечатать и использовать дидактический материал для своих занятий. А можно заниматься прямо у нас на страничке.

ПОМНИТЕ! Говорить нужно неспеша, четко проговаривая необходимые звуки.

Автоматизация звука   в
чистоговорках

  • СА – СА – СА   длинная коса;
  • СА – СА – СА  хитрая лиса;
  • СА – СА – СА   вот летит оса;
  • СА – СА – СА   укусила в нос оса;
  • СЫ – СЫ – СЫ   у дедушки усы;
  • СЫ – СЫ – СЫ   лисёнок у лисы;
  • СЫ – СЫ – СЫ   хвост красивый у лисы;
  • СЫ – СЫ – СЫ  новые весы;
  • СЫ – СЫ – СЫ   заведи часы;
  • СЫ – СЫ – СЫ  не боюсь я злой осы;
  • СУ – СУ – СУ   воду я несу;
  • СУ – СУ – СУ   дом стоит в лесу;
  • СУ – СУ – СУ  я осу в руке несу;
  • СО – СО – СО   у Сони колесо;
  • СО – СО – СО   стал мой нос, как колесо;

Чистоговорки на слог АС

  • АС – АС – АС  дети  входят в класс;
  • АС – АС – АС  дети пили квас;
  • АС – АС – АС  свет у нас погас;
  • АС – АС – АС  я корову пас;
  • АС – АС – АС  вкусный ананас;
  • ОС – ОС – ОС  на поляне много коз;
  • ОС – ОС – ОС  я несу поднос;
  • УС – УС – УС  я несу арбуз;
  • УС – УС – УС  у Сони много бус;
  • ЕС – ЕС – ЕС  автобус едет в лес;
  • ИС – ИС – ИС  на суку Борис повис;
  • АСЫ – АСЫ – АСЫ – это ананасы;
  • ОСЫ – ОСЫ – ОСЫ  на столе подносы;
  • ОСЫ – ОСЫ – ОСЫ  заплетали косы;
  • УСЫ – УСЫ – УСЫ подарим маме бусы;
  • ИСТ – ИСТ – ИСТ наш Борис танкист;
  • ИСТ – ИСТ – ИСТ вот зелёный лист;
  • ОСТ – ОСТ – ОСТ  у Васьки длинный хвост;
  • АСТА – АСТА – АСТА вот зубная паста;
  • АСКА – АСКА – АСКА у Сони маска;
  • АСКА – АСКА – АСКА у Сони коляска;
  • АСКИ – АСКИ – АСКИ мы купили маски;
  • ИСКА – ИСКА – ИСКА на столе записка;
  • ИСКА – ИСКА – ИСКА спит киска;
  • ИСКА – ИСКА – ИСКА на столе редиска;
  • ИСКУ – ИСКУ – ИСКУ мы купили миску;
  • ОСКИ – ОСКИ – ОСКИ мы носили доски;
  • ИСТО – ИСТО – ИСТО посуду мыли чисто;
  • УСТА – УСТА – УСТА  вкусная капуста;
  • УСТО – УСТО – УСТО в огороде пусто;
  • ЭСТО – ЭСТО – ЭСТО мы месили тесто;
  • ОСКА – ОСКА – ОСКА высокая берёзка;

ОСНЫ – ОСНЫ – ОСНЫ у скалы сосны;

Чистоговорки на слог СТЫ

  • СТЫ – СТЫ – СТЫ длинные хвосты;
  • СТЫ – СТЫ – СТЫ строили мосты;
  • СТЫ – СТЫ – СТЫ зелёные листы;
  • СТЫ – СТЫ – СТЫ  улетели аисты;
  • СТЫ – СТЫ – СТЫ мяч летит в кусты;
  • СТА – СТА – СТА  У Сони два листа;
  • СТА – СТА – СТА стояли у моста;
  • СТА – СТА – СТА мы видели аиста;
  • СТА – СТА – СТА сели на места;
  • СТУ – СТУ – СТУ стояли на мосту;
  • СТУ – СТУ – СТУ едем по мосту;
  • СТУ – СТУ – СТУ солдаты на посту;
  • СКИ – СКИ – СКИ новые носки;
  • СКА – СКА – СКА длинная доска;
  • СКУ – СКУ – СКУ мы несли доску;
  • СНЫ – СНЫ – СНЫ стояли две сосны;
  • СНА – СНА – СНА  на улице весна;

Звук «С» в чистоговорках — это следующий этап автоматизации. Звук «С» поставлен, автоматизирован изолированно, в слогах, словах и словосочетаниях? Тогда самое время приступить к автоматизации звука «С» в чистоговорках.

Автоматизация звука «С» в чистоговорках при помощи наглядности поможет родителям и педагогам ввести звук «С» в активную речь ребенка.

Вам также будет интересно:

  1. Артикуляционная гимнастика
  2. Автоматизация звука Р
  3. Автоматизация шипящих звуков
  4. Дифференциация звуков
  5. Развитие речи
  6. Обучение грамоте
  7. Дидактические игры

Желаем всем успехов и позитивного настроения!!!

Звук [Ш] в стечении согласных ( в начале слов):

Шпага, шпагат, шпик, шпиль, шпилька, шпинат, шпион, шпионаж, шпионить, шпора, шприц, шпулька, шпунт, шпынять, шпажист, шпаклевать, шпаклёвка, шпана, шпала, шпаргалка, шпарить, шпик.

Шлях, шлепок, шлея, шлица, шлёп, шлёпанцы, шлёпнуться, шлёпнуть, шлифовать, шлифовщик, шлюпка, шлягер, шляпа, шляпник, шлагбаум, шлак, шланг, шлейка, шлея, шлем, шлемофон.

Шматок, шмель, шмыгать, шмяк.

Шнур, шнуровка, шнурок, шнырять.

Шрам, шрапнель, шрифт.

Штаб, штабель, штамп, штиль, штифт, штольня, штопать, штопка, штопор, штора, шторм, штормить, штоф, штраф, штрафбат, штрафной, штрих, штука, штукатур, штанга, штаны, штапель, штат, штатив, штуковина, штурвал, штурм, штурман, штучный, штык, штырь.

Швабра, швед, шведский, швейный, швейцар, швея.

Шкода, шкодник, школа, школяр, шкура, шкурка, шкала, шкалик, шкатулка, шкаф, шквал, шкварки, шкет, шкив, шкипер, шкурка. 

Варианты игр:

1. «Назови и повтори»

Раскладываете перед ребенком по одной карточке со звуком (карточки предварительно распечатать, они представлены выше) и предлагаете назвать их. Если ребенку трудно помогаете ему, исправляя неправильное произношение звуков.

2. «Чего не стало?»

Раскладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком  (в зависимости от возраста), называя их правильно. Даете установку, что картинки надо запомнить. Когда малыш закрывает глаза одну карточку убираете и спрашиваете : «Чего не стало?»(не стало шапки, не стало шубы и т.д). В этой игре можно меняться с ребенком местами, ведь ему тоже интересно быть в роли учителя.

3. «Что изменилось?»

Выкладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком , называя их правильно, просите запомнить. Ребенок закрывает глаза, вы меняете картинки местами. Затем просите найти изменения.

4. «Четвертый лишний»

Для данной игры берутся карточки со звуком , а также дополнительные на другие звуки (вы их найдете в галерее чуть ниже). Раскладываете перед малышом 4-5 картинок, совместно называя их. Просите ребенка назвать лишнюю карточку в ряду (н-р, шапка, лапа, шут, шампунь. Лишняя карточка ЛАПА, здесь нет звука ).

5. «Один-много»

Для данной игры необходимо использовать модель «Один-много»(модель найдете в галерее ниже), чтобы у ребенка была опора на наглядность. Объясняете ребенку, что прикладывая карточку к изображению с одним кружочком- предмет один, к изображению, где много кружочков — предметов много (н-р, шапка — много шапок, машина — много машин, мышь — много мышей). Не забывайте слова произносить правильно!

6. «Большой — маленький»

Эта игра также проводится с помощью модели. Модель «Большой — маленький» найдете в галерее ниже. Игра проводится по аналогии , как «Один — много». Прикладываете карточку к большому кругу — ШАПКА, к маленькому — ШАПОЧКА.

7. «Посчитаем»

Игра «Посчитаем»научит ребенка правильно согласовывать существительные с числительными в роде, числе. Проводится также по модели (см.галерею). Цифры в модели разного цвета: 1-зеленого, 2, 3, 4 — синего, 5 — красного

Цвета помогут обратить внимание ребенка на изменение окончаний в словах (одна — шапкА, но две, три, четыре -шапкИ, пять — шапОК). Объясните это правило ребенку и следите за окончаниями слов

Автоматизация звука Ш в словах. Игры и упражнения в картинках на автоматизацию звука будут интересным занятием взрослого с малышом.

Заниматься можно у нас на сайте онлайн по 10-15 минут каждый день. Можно также распечатать, разрезать и играть с удовольствием.

Вам также будет интересно:

  1. Автоматизация звука Р
  2. Автоматизация звука Л
  3. Дифференциация звуков
  4. Автоматизация свистящих звуков
  5. Развитие речи
  6. Обучение грамоте
  7. Дидактические игры

Желаем всем успехов и позитивного настроения!!!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector