Уже многое умеем: нормы развития и питания ребенка в 4 месяца

Разговоры с малышом

Психологи полагают, что становление человеческой речи начинается еще в дородовой период. В 4 месяца родители наслаждаются первыми результатами своих усилий.

Малыш уже давно радует близких вокализациями – певучими звуками, издаваемые в период бодрствования. В 4 месяца кроха впервые пытается произносить слоги. У малышей получается что-то вроде «ма», «па», «ба», «гу».

Чтобы развитие речи шло активнее, часто разговаривайте с ребеночком, показывая различные предметы, говорите, как они называются, зачем они нужны.

Детки все время впитывают информацию. Известны удивительные истории, когда двухлетние дети полностью рассказывают рецепт приготовления борща или знают основные принципы работы двигателя.

Очень хорошо, если вы читаете малышу книжки, рассказываете стихи. Детки любят слушать песенки в исполнении взрослых.

Для развития навыка диалога можно поиграть с малышом в следующую игру: глядя крохе в лицо, произнесите какую-нибудь фразу. Говорить нужно эмоционально, четко артикулируя звуки. Малыш вам ответит своей «фразой». Обязательно дослушайте кроху до конца и продолжите диалог. Эта игра хорошо развивает речевые навыки и очень нравится деткам.

Еще одна игра – «Говорите по-детски». Она похожа на предыдущую. Предложите малышу фразу. Когда он вам ответит, повторите звуки, которые он произнесет. В ответ маленький человечек снова что-нибудь «скажет». Играть в эту игру можно до бесконечности.

Что должен уметь ребенок в 4 месяца. Каким должно быть в норме физическое и эмоциональное развитие ребенка в 4 месяца.

Совершенно незаметно промчался еще один месяц, даже не было времени оглянуться. Удивительно, насколько возрос аппетит грудничка к этому времени, не правда ли?

Мамочки при грудном вскармливании даже иногда начинают волноваться, что не хватает молока. Но не стоит переживать, все объясняется очень просто: развитие ребенка в 4 месяца совпадает с периодом усиленного роста. Пройдет несколько дней с чуть более частыми кормлениями и лактация вновь будет соответствовать потребностям. А для малышей-искусственников следует, посоветовавшись с педиатром, увеличить порции или частоту кормлений.

Что же нового появилось в жизни крохи за это время, чему он научился, на что способен?

Питание крохи.

Если малыш находится на грудном вскармливании, то по достижении им возраста 4 месяцев в его питании принципиальных изменений не происходит. В отсутствие индивидуальных рекомендаций со стороны врача-педиатра кроха продолжается питаться только маминым молоком. Дети, находящиеся на искусственном вскармливании, также продолжают получать адаптированные молочные смеси.Вода между кормлениями предлагается малышам-«искусственникам» и тем грудничкам, кому это было рекомендовано педиатром по определенным показаниям (например, при склонности к запорам).Частота кормлений зависит от вида вскармливания. У детей, получающих грудное молоко, количество прикладываний к груди может варьировать. Наиболее «независимые» от груди крошки просят кушать каждые 3,5-4 часа и могут выдержать без молока 5-6 часов в ночное время. Если ребенок хорошо прибавляет в весе и лактация у матери достаточная, такой режим абсолютно адекватен потребностям крохи. Признаки уменьшения лактации и плохого насыщения ребенка во время кормлений должны быть сигналом для более частых кормлений и обращения к педиатру.Дети-«искусственники» кормятся каждые 3,5 часа (6 раз в день). Суточный объем кормлений примерно равен 1/7 от массы ребенка и не должен превышать 1 л. Подобный расчет проводится при вскармливании малыша адаптированными смесями.

Экологическое развитие ребенка 4 месяца жизни

Восприятие объектов природы

В вертикальном положении корпуса, ребенок следит глазами за животными, получает от этого удовольствие, улыбается, свободно поворачивает голову в разные стороны

В пределах зрительного восприятия концентрирует внимание на ярком цветке, большом зеленом или желтом листе, кошке, собаке, большой птичке. Находит источник природных звуков (лай собаки, мяуканье кошки, пение птички за открытым окном, жужжание мухи)

Прислушивается к громким и тихим звукам.

Практическое ознакомление с объектами природы

Если взрослый приближает к груди малыша, который лежит на спине, яркий цветок или яблоко, малыш пытается взять его.

Младенец не только активно наблюдает за тем, как родители ухаживают за домашними животными и комнатными растениями, как кормят во время прогулки птиц, кошку, собаку и т.д., но и эмоционально переживает такие ситуации, проявляет к ним необычайный интерес.

Задача развития:

создавать благоприятные условия для обогащения сенсорного опыта ребенка, связанного с природной и окружающей средой;

расширять и углублять этот опыт;

развивать у ребенка стремление активно воспринимать природный мир, с помощью взрослого познавать основные особенности доступных и безопасных объектов, прибегать к элементарным практическим действиям с ними.

Показатели экологического развития:
— малыш сосредоточивает внимание на природных объектах ближайшей окружающей среды;
— прислушивается к природным звукам различной тональности и громкости, находит источник звука. — проявляет интерес к процессу ухода взрослыми за домашними животными и комнатными растениями;
— эмоционально откликается на знакомые объекты природы и действия с ними родных взрослых

Какие игрушки подходят для этого возраста?

Важна фактура и размер игрушек. Оптимально, если животные, куклы выполнены из мягких материалов, имеют размер от 15 до 30 см. Изделиями с жесткими ногами, руками играть сложно, ребенку их трудно заворачивать в пеленку, усаживать на стул. Для купания необходимо иметь набор животных из пластика, резины.

Для формирования бытовых навыков, ролевых игр нужно приобрести набор мебели, посуды. Размеры стола, стульев, кукольной кроватки должны соответствовать размерам игрушек. Для хранения посуды нужно иметь удобную коробку с крышкой из пластика или дерева.

Чтобы у малыша формировались двигательные навыки, необходимо иметь:

  • коляску для кукол;
  • машины разного размера с кузовом и без него;
  • каталки.

Для развития рук и мышления необходимы пирамидки, матрешки, коробки разного размера, кубики. Хорошо иметь несколько игрушек на батарейках. Это может быть модель стационарная музыкальная или подвижная в виде животного, автомобиля.

Развивающие игры с ребенком

Для 4 месячного малыша подойдут игры на развитие памяти и внимания:

  • Взять несколько игрушек ребенка и показать ему. Дать время, чтобы он запомнил их. Затем спрятать и снова выставить перед малышом, но уже в другом порядке. На следующем шаге добавить новый предмет. При этом нужно следить за реакцией ребенка, что он радуется при виде знакомой игрушки и удивляется, когда появляется другая;
  • Взять любой предмет, показать крохе, хорошо, если он его заинтересует, и малыш захочет его потрогать. Потом спрятать за бортиком кровати или коробкой. Малыш должен заинтересоваться, куда исчезла игрушка. Сделать так, чтобы она появилась в другом месте, и повторить все заново. Ребенок начнет понимать, как перемещается предмет, и будет ждать его появления в правильном месте.

Еще одна полезная для 4 месячного ребенка игра потребует использования колокольчиков. Хорошо, если они отличаются по звучанию. Если они одинаковые, расстраиваться не нужно, игра от этого хуже не станет. Над кроваткой младенца нужно натянуть веревку, к ней привязать колокольчики. Уже к бубенцам присоединить ленточки разных цветов и фактур. Показать малышу, что, если за них дернуть, появится звук. Ребенок будет пытаться ухватить ускользающую ленту, что положительно скажется на развитии моторики, кроме того, это полезно для координации. Дергая за веревочки, малыш начнет понимать, что именно это приводит к появлению звука.

Можно включать в игры с 4 месячным ребенком зеркало. Например, подносить к нему ребенка, потом отходить подальше, чтобы малыш понимал, что изображение меняется. Он научится отличать себя от мамы, которая держит его на руках, увидит в отражении игрушки и другие предметы, находящиеся в комнате.

Малыш перед зеркалом

Режим сна и бодрствования

Режим сна и бодрствования детей в 4 месяца уже устанавливается. Продолжительность сна немного уменьшается. В сутки ребенок спит около 15-16 часов. Ночной сон становится более долгим и крепким: некоторые дети не пробуждаются на кормление.

Но даже если кроха просыпается 2-3 раза за ночь, это не является отклонением. Днем малыш отдыхает около 3 раз. Педиатры рекомендуют укладывать ребенка спать в интервале между 19:00 и 21:00.

Важно не допускать переутомления, иначе возникнут проблемы с засыпанием. Лучше всего ребенок спит после кормления, а также на свежем воздухе во время прогулки

Если созданы все необходимые условия для хорошего отдыха, тогда сон крохи будет здоровым и глубоким. Бодрствует ребенок около 8-9 часов в сутки.

Примерный распорядок дня четырехмесячного грудничка в таблице:

Время Составляющие режима
7:00 Пробуждение ребенка. Выполнение гигиенических процедур: умывание, смена подгузника, подмывание. Первое кормление.
7:30-8:30 Период бодрствования: игры в кроватке, общение с крохой.
8:30-9:30 Утренний сон. Можно организовать его на улице во время прогулки.
9:30-10:30 Второе кормление малыша. Бодрствование: общение с малышом, проведение игр.
10:30-12:00 Сон на свежем воздухе.
12:00-14:00 Третье кормление. Бодрствование: выполнение гимнастических упражнений, легкого массажа.
14:00-16:00 Период сна и отдыха.
16:00-18:00 Четвертое кормление младенца. Проведение игр, воспроизведение крохе детских песен, чтение сказок.
18:00-19:00 Отдых.
19:00-20:00 Бодрствование: проведение спокойных игр, общение с малышом.
20:00-21:00 Пятое кормление. Подготовка ко сну. Купание в ванной.
21:00-7:00 Ночной сон.

Одним кормлением и прогулками досуг малыша не ограничивается. Кроха требует внимания, стремится познавать окружающую обстановку. Необходимо общаться, играть с ребенком.

Особенности развития зрения и слуха

В четыре месяца заметно развивается зрение. Маленькие глазки уже хорошо фокусируются на предметах и двигаются за объектами. Зрение обостряется, малыш способен различать оттенки цветов и охватить взглядом всю комнату.

Сколько должен спать ребенок в 4 месяца: нормативы сна и бодрствования

Ребенок превосходно различает и звуки. Он хорошо знает голоса родных и любит вслушиваться. Чтобы помочь развитию слуха, можно демонстрировать звучание различных музыкальных инструментов – ксилофона, колокольчиков, дудочек, гитары, пианино, в общем всё, что имеется у вас в наличии . Даже обычные погремушки берите так, чтобы они звучали по-разному.

В 4 месяца грудничок выясняет, что одним из наиболее интересных источников звука является он сам. Тогда начинаются всевозможные эксперименты со своим голосом: малыш меняет интонации, щелкает языком, складывает губы трубочкой и пробует еще очень много разных вариаций.

В это время ребенок может делать первые попытки говорить отдельные слоги или простые односложные слова.

Как помочь 4-месячному ребёнку освоить нужные навыки

  • Если ежедневная гимнастика стала слишком скучной, можно совместить её с рассказыванием забавных потешек. Весёлые ритмичные стихи нравятся малышам, особенно, если мама совмещает их с нежными прикосновениями к разным частям тела ребёнка.
  • В этот период многие начинают играть с ребёнком в «лётчика», подбрасывая малыша к потолку или поддерживая под пузико, носить по комнате на весу, однако в этих случаях следует внимательно следить за реакцией ребёнка. Подобные забавы запросто могут испугать новорождённого до икоты и плача.
  • Если ребёнок пока не умеет переворачиваться, нужно помочь ему освоить эту полезную науку. Расположите сбоку, но в поле зрения яркую, привлекательную для него игрушку – малыш потянется за ней и сумеет сменить положение тело. В некоторых случаях педиатры рекомендуют повязывать на запястье малышей бубенчики – мелодичные звуки при движении побудят вашего ребёнка быть более активным.
  • Постоянное общение с окружающим миром в этот период имеет очень большое значение – конечно, кроха пока мало что понимает, но говорить с ним нужно постоянно. Комментируйте свои действия, знакомьте с предметами и людьми – это поможет малышу стать дружелюбным и общительным ребёнком.
  • Если вы думаете, что для того, чтобы читать малышу сказки, ещё не пришло время, то вы ошибаетесь. Начинайте знакомить с ними малыша с 4 месяцев – правда, читать их нужно не на ночь, а в период активного бодрствования. Превратите это мероприятие в настоящее театральное представление: задействуйте кукол, меняйте голоса, выражайте эмоции интонациями – всё это развивает фонематический слух ребёнка и способствует более активному психоэмоциональному развитию.

Не стоит волноваться, если пока ваш 4-месячный ребёнок умеет не всё, что должен – просто помогите ему, используя наши подсказки и собственный материнский инстинкт.

Процессы обмена веществ у детей протекают гораздо быстрее, чем у взрослых. Происходит это потому, что организм малыша развивается и требует больше энергии. Поскольку в отличии от жиров белки не способны накапливаться, то наиболее быстро протекает именно обмен белков в организме человека.

Патологии четырёхмесячного возраста

У деток могут появиться проблемы со здоровьем или с развитием и вам необходимо знать об этом и о причинах их возникновения, чтоб суметь вовремя распознать их и начать действовать.

Можно отметить ряд причин, которые вызывают температуру у детей в четыре месяца:

  1. У малыша лезут зубки.
  2. Тепловой удар.
  3. Долгий плач, сопровождающийся сильным криком.
  4. Гиперактивность малыша.
  5. Отклонения в функционировании пищеварительной системы.
  6. Вирусные и бактериальные заболевания.

Кашель у малыша в таком возрасте может стать следствием таких проблем:

  1. Воспаление горла, ушей, носовых пазух, аденоидов.
  2. ОРВИ, бронхит.
  3. В дыхательные пути попало чужеродное тело.
  4. Инфекционный процесс в органах пищеварения.

Стоит обратить внимание и срочно бежать к врачу, если кашель ребёнка сопровождается следующими симптомами:

  1. Сопровождается мокротой разных оттенков или кровью.
  2. Не исчезает дольше трёх недель.
  3. Резко появляется на пару с высокой температурой.

Отклонения в развитии

Все детки индивидуальны и по-разному развиваются. Кто-то раньше среднего, кто-то позже. Но есть вещи, которые малыш просто обязан уметь делать в четырёхмесячном возрасте:

  1. Совершать двигательные движения.
  2. В руке, хоть короткое время, удерживать предметы.
  3. Самостоятельно держать голову, лёжа на животе.
  4. Уметь переворачиваться.
  5. Опираться на локти и приподниматься, если его положили на животик.
  6. Упираться ногами на поверхность, находясь в стоячем состоянии.
  7. Произносить звуки.
  8. Слышать и узнавать голоса и другие звуки.
  9. Узнавать самых близких родных и радоваться их появлению.
  10. Проявлять положительные эмоции во время игры со взрослым.
  11. Улыбаться, в частности реагируя на что-то или кого-то.

Физическое развитие ребенка 4 месяц жизни

С трех до четырех месяцев мальчик должен был прибавить в весе и росте приблизительно на 560–730 грамм и 2,5 см, девочка на 490–710 г. и 2,3 см.

Моторное развитие

Двигательная активность ребенка 4-х месяцев значительно возрастает: ребенок самостоятельно переворачивается на живот со спины и на спину с живота. Лежа на животе, высоко поднимается на руках, начинает перемещаться по кругу, толкаясь руками и ногами (как бы крутится вокруг пупка).

Подтягивает ноги, поднимается на четвереньках, раскачивается при этом. Лежа на спине, подтягивается, схватившись за опору. Может сесть, если схватится пальцами за руки взрослого. Ищет любую возможность подняться вертикально, опереться на ножки. Малыш уверенно хватает рукой предметы.

Пищевое поведение

Малыш начинает заметно реже прикладываться к груди: сосет перед сном, во время пробуждения, во время сна (дневного и ночного). В связи с этим появляется довольно точный режим кормления. Малыш начинает наблюдать за едой взрослых, интересоваться тем, как они это делают: следит за руками, заглядывает в рот.

Во время кормления грудью ребенок прижимает ее деснами, начинает отвлекаться по сторонам, отворачиваться от груди, а через некоторое время снова их сосать. Это подтверждает, что отныне ребенок может самостоятельно определять стратегию своего поведения, осознает, что он и мать — отдельные лица, поведение которых отличается.

Гигиенические навыки

Малыш испытывает удовлетворение, когда его купают; чувствует облегчение, когда его моют, подмывают, радостно улыбается после того, как взрослые сняли с него мокрые штанишки, вынули грязный подгузник, переодели в сухую и удобную одежду.

Задача развития:

создавать благоприятные условия для полноценного моторного развития – умения переворачиваться, подниматься на руках, подтягиваться, становиться на четвереньки;

формировать пищевое поведение, интерес к пище взрослых, умение радоваться общению с матерью во время кормления грудью;
— стимулировать желание купаться, умывать грязные руки и лицо, радоваться воде;

воспитывать чувство комфорта от пребывания в чистой кровати, одежде;
— упражнять в умении эмоционально откликаться на одобрение взрослого, связанное с опрятным видом малыша.

Организация жизнедеятельности

Кормление остается грудным, без введения воды и любых подкармливаний.

Необходимо учить малыша ориентироваться, поворачивать на звук голову и туловище. Сзади или сбоку на расстоянии 1,5-2 метра торохтите игрушкой (погремушкой, колокольчиком) и ждете реакции ребенка. Хорошо, если через 10-15 секунд он повернется, ища глазами источник звука, обрадуется, когда его найдет. Желательно одобрить его достижения, повторить упражнение еще один-два раза.

Когда во время кормления грудью ребенок отвлекается, отворачивается, матери не следует на него обижаться, сердиться, убирать грудь, считая, что малыш капризничает. Таким образом он заявляет о своих возросших возможностях, о своем «я». Следует подтвердить ребенку свое расположение, продемонстрировать надежность, но показать и мимикой, что вам было больно.

Целесообразно проводить сухое обтирание тела малыша фланелевой перчаткой до незначительного покраснения кожи (7-10 раз), затем перчаткой, смоченной в воде с температурой +37 °С, постепенно снижая ее до +35 ° С. Закаливанию ребенка способствует обливание водой, температура которой на 1 °С ниже температуры воды, в которой ребенка купают. Летом будет уместным проведение обливания на свежем воздухе, если в тени не менее +20-18 °С. Эффективным средством закаливания и укрепления здоровья малыша первых месяцев жизни является плавание.

Показатели физического развития:

переворачивается со спины на живот, с живота на спину;

лежа на животе, поднимается на руках;

становится на четвереньки, раскачивается;

лежа на спине и держа взрослого за руки, подтягивается;

— прижимает грудь матери деснами;

наблюдает за едой взрослых;

охотно купается, чувствует себя в воде комфортно;

чувствует удовлетворение после переодевания в чистую одежду.

Умственное и эмоциональное развитие малыша

Развитие у ребенка 4 месяцев эмоций и умственных способностей идет очень бурно. Он учится устанавливать связи между зрительными, слуховыми образами и последующими событиями. Например, многим детям становится понятно, что вид маминой груди означает еду. Они быстро успокаиваются, увидев сосок, даже до того, как возьмут его в рот. Эмоции ребенка становятся намного богаче, он умеет не только улыбаться, но и заливисто смеяться, чему несказанно радуются родители. Бурно проявляет радость при появлении мамы или папы, так же бурно реагирует на их внезапное исчезновение. Возбуждается при виде любимой игрушки, домашнего животного, звуках веселой песенки. Часто визжит и рычит от удовольствия, активно машет ручками и ножками. С помощью погремушки или колокольчика можно легко отвлечь малыша, добиться, чтобы он перестал плакать.

Кроха начинает реагировать на свое имя, по-разному воспринимает голоса мамы и папы. В 4 месяца детям нравятся активные игры. Они радуются, если их подбрасывают, кружат, занимаются гимнастикой. Еще больше малышам нравится общаться со взрослыми, даже не совсем знакомыми. В этом возрасте они еще плохо различают своих и чужих, страх перед незнакомцами придет чуть позже.

У ребенка в 4 месяца жизни начинается интенсивное развитие памяти. Он может узнавать предметы и игрушки, которые видел минуту назад. Кроха уже хорошо знает всех, кто живет вместе с ним (папу, маму, бабушку), но больше всего привязан к маме. Себя и ее он еще воспринимает как единое целое, потому постоянно нуждается в тактильном, голосовом контакте. Визуальный образ мамы у ребенка связан с тем, как она выглядит, с одеждой и прической. Потому при смене цвета волос или в новом платье малыш ее может не узнать. Детям нравится изучать свое собственное тело, это занимает большую часть их времени. Малыш часто играет собственными ручками и ножками, ощупывает носик, губки, животик, сосет пальчики, трет глазки, пытается затянуть в рот ножку. Можно тихонечко понаблюдать за крохой, пока она вас не видит. Вы сможете лучше узнать, чему малыш уже научился.

Итак, подведем итог, чему научился ребенок в 4 месяца:

  • Начинает понимать самые простые причинно-следственные связи
  • Расширяется гамма чувств, ребенок испытывает страх, любопытство, радость, обиду
  • В эмоциональном плане малыш делает большой скачок
  • Активно изучает собственное тело
  • Узнает по лицу и голосу близких, выделяет, в первую очередь, маму
  • Посторонних людей воспринимает пока без страха, но с некоторой настороженностью
  • Происходит активное развитие памяти.

Не следует постоянно заглядывать на женский форум или расспрашивать постоянно знакомых мам, чему научились их дети. Особенности развития ребенка в 4 месяца очень индивидуальные. Разным детям свойственны разные навыки, потому грести всех под одну гребенку не стоит. Мальчики и девочки не слишком отличаются друг от друга в этом.

Причины слёз малыша

В этом возрасте маме всё проще распознать, почему плачет её кроха. Это обусловлено тем, что малыш льёт слёзки с разной интонацией, с разной громкостью, при этом может совершать какие-то движения или хвататься за больное место.

Давайте рассмотрим основные причины, вызывающие плач:

  1. Ребёнок замёрз или вспотел.
  2. Повышенная или сниженная влажность в помещении.
  3. Малыш голоден.
  4. Карапуз может плакать от усталости.
  5. Нужно сменить подгузник.
  6. У ребёнка что-то вызывает неудобства.
  7. Малыша напугал громкий шум или резкий стук.
  8. Если плач сопровождается резкими дёрганьями ножек, поджиманием коленок к животику – у вашего карапуза колики или метеоризм.
  9. Ребёнок заболел.

Зрение

Зрение вашего малыша прошло трудный путь формирования: сначала кроха видел вокруг себя только расплывчатые практически черно-белые пятна, но сейчас его глаза стали четко видеть все цвета и контуры и воспринимать зрительную информацию. Более того, когда ребенку 4 месяца, увиденные образы сохраняются в памяти около недели-двух (у новорождённого, напомним, образы даже не формируются).

Есть и особые моменты в развитии зрения.

1) Начинает узнавать маму и выделять ее среди других, улыбаться ей.

Носите вашего малыша чаще на руках. От этого он не станет «ручным», а, наоборот, будет вести себя спокойнее и увереннее. Ведь самый близкий человек его любит и проводит с ним все свое время.

2) Предпочтительнее становятся большие игрушки, привлекающие внимание. Объемные вещи пока выигрывают на фоне даже самых дорогих и занимательных, с точки зрения взрослого, игрушек

Порадуйте дитя большим плюшевым мишкой или любой другой игрушкой, главное – не оставляйте его в кроватке, так как это может быть опасным

Объемные вещи пока выигрывают на фоне даже самых дорогих и занимательных, с точки зрения взрослого, игрушек. Порадуйте дитя большим плюшевым мишкой или любой другой игрушкой, главное – не оставляйте его в кроватке, так как это может быть опасным.

3) Если быстро подносить к глазам младенца любой предмет, он начнет быстро моргать.

Так проявляется страх перед возможной надвигающейся опасностью. К тому же, это самый простой способ удостовериться, что зрение вашего малыша развивается правильно.

4) Некоторые детки уже узнают и изучают себя в зеркале.

Некоторые мамы специально выкладывают своих детей напротив зеркала, чтобы они могли отслеживать свои движения и совершенствовать их.

Интересно! В методе Марии Монтессори зеркало является неразлучным спутником новорожденных детей с самого первого дня их жизни. Для этого покупается отдельный матрас, который кладется прямо на пол, а на стене около него вешается небьющееся большое зеркало.

Художественно-эстетическое развитие ребенка 4 месяца жизни

Ознакомление с произведениями искусства

Активнее, чем прежде, малыш реагирует на звук, голос, тепло, холод, вкус, проявления эстетического в жизни. Не только наблюдает, но и настойчиво тянет руку к цветным игрушкам и предметам, хватает их, если они рядом, пытается дотянуться до них или прибегнуть к помощи взрослого, если они находятся на определенном расстоянии.

Держа в руках, рассматривает, обследует, манипулирует ими — тарахтит, размахивает, облизывает, сжимает, бросает,. Реагирует на проявление эстетического в жизни мимикой, жестами, звуками. Охотно прислушивается к спокойной, ритмической, мелодичной музыке, ласковой колыбельной. Малыш проявляет интерес к народным пантомическим играм «Гули-гули», «Полетели-полетели», «Кую-кую сапожок», «Идет коза рогатая», «Ку-ку».

Внимательнее воспринимает народные сказки, эмоционально реагирует на звук голоса, тембр и интонацию человеческих обращений. Многочисленные контакты с окружающими предметами, постоянное использование всех органов чувств обогащают жизненный опыт младенца, выступают основой его эстетического развития.

Художественно-практическая деятельность

Обогащение сенсорного опыта позволяет малышу в первое полугодие жизни чувствовать себя очень умелым, осуществлять простейшие художественно-практические действия: фиксировать взгляд на предметах, рассматривать разноцветные шарики ярких цветов, провожать глазами движение предметов, рассматривать и по-разному обследовать предмет — стучать, сжимать, пробовать на вкус. Узнает знакомые игрушки, радуется своим любимым.

Нравится слушать шумовые, струнные, клавишные музыкальные инструменты. Активно реагирует на театрализованную игру.

Предпосылки детского творчества

Передает звуком, мимикой, голосом свое настроение. Получает удовольствие от шумовых эффектов, обследования игрушек, движения ярких предметов

Пробует воспроизводить знакомые звуки, гулить, сосредоточивает внимание на действиях взрослого в ходе театрализованной игры

Задача художественно-эстетического развития: — создавать благоприятные условия для эстетического развития малыша: включать детские мелодии, читать ритмические стишки, упражнять в умении сосредотачивать внимание на ярких образах, различных звуках, приятных объектах окружающей среды;

стимулировать желание активно действовать, обследовать доступные предметы и вещи;

воспроизводить знакомые звуки;

реагировать на них движениями и голосом;
одобрять стремление ребенка обнаружить зачатки самодеятельной активности;
— формировать восприимчивость к музыке, простым литературным произведениям, интересному театральному действию. Необходимо воспитывать способность всматриваться, прислушиваться, радоваться приятным впечатлениям

Необходимо воспитывать способность всматриваться, прислушиваться, радоваться приятным впечатлениям.

Организация жизнедеятельности

На первом году жизни младенца родители и воспитатели должны организовать его жизнь таким образом, чтобы малыш как можно больше расширял свой сенсорный опыт, умение видеть, слышать, элементарно действовать, адекватно переживать.

Взрослые должны помнить, что эстетическое развитие ребенка в значительной степени зависит от его здоровья и физического состояния. Здоровый малыш настроен оптимистично, легче овладевает предметными действиями. Ребенок, который болен, капризничает, не проявляет активной заинтересованности даже к приятным играм и занятиям.

Одним из условий закладывания основ художественно-эстетических способностей ребенка является создание взрослыми насыщенной положительными эмоциями среды, которая удовлетворяет потребность ребенка в новых впечатлениях, восприятии цветов, форм, звуков.

Показатели художественно-эстетического развития:
— ребенок внимательно следит за перемещением предметов, вещей;
— ищет пропавшие;
— узнает любимые;
— исследует яркие предметы и игрушки, которые заинтересовали;
— проявляет интерес к народным пантомическим играм;
— воспринимает цвета, фактуру поверхности, дифференцирует звуки музыки по тональности; адекватно на них реагирует мимикой, жестами, активными движениями.

Развивающие занятия с ребенком в 4 месяцаРазвитие и развивающие игры детям от 0 до 1 годаОбщая характеристика развития ребенка от рождения до 1 года. Режим дня

Что уже умеет ребенок в 4 месяца

Кроха станет намного активнее, внимательнее и научится взаимодействовать с окружающим миром. Вот некоторые из основных этапов развития, которые родители могут ожидать в этом возрасте.

Физические параметры

  • Переворачивается со спины на животик без помощи мамы.
  • Пытается сидеть с поддержкой.
  • Отталкивается, когда стоит на твердой поверхности.
  • Держит в своих маленьких ручках погремушку или другие детские игрушки.
  • Поддерживает самостоятельно голову.
  • Стоит на локтях при положении лежа на животике.
  • Дотягивается до предметов одной рукой. Координирует зрение и движение — замечает то, что ему интересно, затем тянется к предмету.
  • Следит за объектами, движущимися из стороны в сторону глазами.
  • Подносит руки ко рту.

Зрение, слух

  • Улучшает ясность зрения, любит смотреть на большие предметы разных форм и цветов.
  • Улыбается спонтанно, чаще узнает знакомых людей. Особенно чувствует себя оживленно при виде мамочки.
  • Любит играть и может реагировать отрицательными эмоциями, такими как плач, если игра останавливается, а он этого категорически не желает.
  • Имитирует разные выражения лица, такие как улыбка или недовольство.
  • Болтает гулением, а также пытается подражать другим, пытаясь повторить услышанные звуки. В основном это гласные: “аааа”, “уууу”, “ееее”.
  • Узнает людей даже на расстоянии.
  • Плачем сообщает о своем недовольстве чем-либо (голоде, скуке, сонливости, плохом самочувствии, мокром подгузнике.)

Общение с малышом

В этом возрасте очень важно общаться и разговаривать с малышом. На прогулках пусть изучает окружающий мир

Показывайте ему цветы и деревья, собачек, кошек, птичек. Ребенку все очень интересно. Он получает удовольствие, узнавая новое. Если ребенок доволен, то он улыбается и смеется.

Малыш в 4 месяца с удовольствием общается с папой и мамой и другими близкими людьми. Он радуется им, «разговаривает» с ними, любит с ними играть. Но не стоит спешить приглашать для общения посторонних. Дети в этом возрасте с недоверием относятся к чужакам. Они могут хмуриться, сердиться и капризничать. Могут даже испугаться. Поэтому круг общения ребенка можно расширить позже, когда он будет к этому готов.

Ребенок в 4 месяца не любит оставаться один. Он, конечно, может некоторое время рассматривать игрушки, но не долго. Ему хочется быть в компании, чтобы его развлекали. Поэтому хорошо проводить с малышом больше времени: читать ему, петь, играть в игры, выполнять гимнастику, рассказывать потешки. Можно носить его по комнате и рассказывать обо всем вокруг. Это поможет развитию ребенка.

При кормлении малыш отвлекается на окружающих. Поэтому лучше, чтобы оно проходило в тишине.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector