Что такое дислалия и как ее корректировать?
Содержание:
- Функциональная дислалия (моторная и сенсорная)
- Причины кровотечений из заднего прохода
- Упражнения для устранения механической дислалии
- Классификация: виды и формы
- План обследования пациентов
- Причины
- Функциональная дислалия
- Причины алалии
- Коррекция дислалии с упражнениями
- Классификации
- Недостатки произношения отдельных звуков
- Как лечить дислалию, избавиться от косноязычия?
- Причины развития дислексии
Функциональная дислалия (моторная и сенсорная)
При функциональной дислалии, в отличие от механической, не наблюдается заметных отклонений от нормы в строении артикуляторного аппарата. В ее основе чаще всего лежат функциональные нарушения в работе коры больших полушарий головного мозга. Такие нарушения могут быть вызваны общей физической ослабленностью детей и другими причинами. По мере роста и развития ребенка эти небольшие отклонения нередко выравниваются, однако уже сформировавшееся неправильное звукопроизношение так и остается. Как уже говорилось, внутри функциональной дислалии выделяют моторную и сенсорную формы.
Моторная функциональная дислалия связана с функциональными нарушениями в центральном отделе речедвигательного анализатора. Это обусловливает некоторую неловкость и недифференцированность движений губ и языка ребенка, что в свою очередь приводит к неточности артикулирования звуков и приблизительности их звучания. Это чисто фонетический дефект, поскольку полных замен одного звука речи другим здесь обычно не наблюдается.
Сенсорную функциональную дислалию вызывают функциональные нарушения в центральном отделе речеслухового анализатора, что приводит к затруднениям в слуховой дифференциации акустически близких звуков (звонких и глухих, мягких и твердых, шипящих и свистящих и др.). В этих условиях ребенок «соглашается» на полную замену одного звука речи другим и говорит, например, «сапка» вместо «шапка» или «лыбак» вместо «рыбак». Эта форма нарушений звукопроизношения, носящая фонематический характер (ребенок не различает двух разных фонем), в дальнейшем обычно сопровождается и однотипными буквенными заменами на письме, характерными для одного из видов дисграфии.
При одновременном наличии у ребенка как моторной, так и сенсорной недостаточности могут наблюдаться случаи смешанной, то есть сенсомоторной, дислалии, когда одни звуки ребенок произносит искаженно, а другие заменяет артикуляторно или акустически близкими.
Все сказанное о функциональной дислалии не исключает, однако, и случаев чистого подражания, когда дефекты в произношении звуков у ребенка с совершенно нормальным речевым аппаратом бывают обусловлены только неблагоприятным социальным окружением.
Для всех форм функциональной дислалии характерно то, что при ней никогда не страдает произношение гласных звуков.
Причины кровотечений из заднего прохода
Если вы заметили кровь на туалетной бумаге после дефекации, даже в случае если процесс опорожнения кишечника проходит без боли, обязательно нужно обратиться к врачу проктологу за консультацией, чтобы установить причину кровотечения, своевременно начать лечение и избежать возможных осложнений.
Почему появляется кровь из заднего прохода после стула, как у мужчин, так и у женщин:
- Достаточно распространенный фактор — геморрой (расширение вен прямой кишки). Появляется алая кровь из заднего прохода при дефекации.
- Анальная трещина – вторая по частоте причина ректальных (прямокишечных) кровотечений. Заболевание характеризуется чувством жжения при испражнении, иногда сопровождается острой болью (больные описывают её как режущую, а потом сжимающую). Кровянистые выделения проявляются как небольшими, так и обильными порциями.
- Воспалительные заболевания толстой кишки.
- Наличие доброкачественных образований (полипов). Характерный симптом — выделение крови из прямой кишки после дефекации. Кровь более темная, достаточно часто со слизью.
- Наличие злокачественной опухоли прямой кишки. Может выделяться кровь различного цвета. Достаточно часто выделяемая кровь никак не отличается от крови, которая выделяется, например, из геморроидальной ткани. И если наличие геморроидальной болезни ухудшает только качество жизни (геморроидальная ткань никогда не перерождается в злокачественную опухоль), то наличие доброкачественного образования или злокачественной опухоли может нести вред здоровью и опасность для жизни, именно поэтому не стоит самостоятельно пытаться установить источник.
Установить истинную причину кровотечений из заднего прохода и подобрать соответствующее лечение сможет только врач-колопроктолог. Своевременная диагностика позволяет проводить эффективное консервативное и малоинвазивное лечение.
Упражнения для устранения механической дислалии
Коррекция сложной дислалии у детей дошкольного возраста включает в себя регулярные тренировки. Комплекс упражнения подбирается индивидуально, в зависимости от того, с произношением каких звуков у ребенка возникают трудности. К наиболее действенным из них относят:
Для постановки свистящих звуков практикуют упражнение «забор». Исходное состояние – широкая улыбка с зубами. Затем ребенок чередует улыбку без зубов и с ними. Необходимо следить, чтобы он не морщил нос и не кусал губы.
Разработать круговые мышцы рта поможет упражнение «трубочка». Широко улыбнувшись, следует плотно сомкнуть губы и вытянуть их в трубочку
Важно следить за тем, чтобы челюсть не опускалась.
Упражнение, подразумевающее пощелкивание языком, называют «лошадь цокает». Оно помогает выработать дифференцированную активность языка в области альвеол
Во время выполнения язык не должен показываться между зубами.
«Молоток» способствует укреплению кончика языка и появлению вибрации у альвеол. Ребенку необходимо произносить звук «д». Если имеются сложности с воспроизведением звука «р», работать нужно над произношением звука «т». Это необходимо для снятия напряжения с голосовых связок.
Качественному произношению шипящих звуков способствует упражнение «чашечка». Язык размещается на нижней губе. Из этого положения его следует поднять и задержать в таком состоянии. Важно, чтобы ребенок не помещал его вглубь рта.
Упражнение «фокус» помогает сформировать воздушный поток во время воспроизведения шипящих звуков. Язык вытягивается максимально вперед, а затем «приклеивается» широкой частью к верхней губе. На кончик языка помещается небольшой кусочек ватки. Ребенок должен с силой выдохнуть, чтобы ватка слетела на пол.
Упражнение «пароход» помогает воспроизводить звук «л». Сначала ребенку предлагается произнести «ы». Корень языка в этот момент необходимо поднимать как можно выше. В результате этого у малыша автоматически должен получиться нужный звук.
Классификация: виды и формы
Многообразие и многоликость речевых нарушений требует определенной стройной систематизации, которая, в свою очередь, зависит от того, насколько тяжело протекает та или иная форма дислалии.
Какие виды дислалии выделяют по этиологическому принципу, а какие – по тяжести поражения речевого аппарата:
- Простая форма; отличительные черты – дефекты определенных звуковых групп. Чаще всего это свистящие или шипящие согласные. Для второй группы характерен дефект воспроизведения парных и иных групп звуков.
- По этиологическому принципу разделяют механическое нарушение, вследствие органических причин; функциональное расстройство на фоне негативной социальной среды или наличия восстанавливаемых нарушений корковых образований головного мозга. В свою очередь эти речевые расстройства имеют еще более тонкое разделение.
Какие формы имеет функциональная дислалия:
- Артикуляторно-фонематическая. Замена звуков схожими или аналогичными.
- Артикуляторно-фонетическая. Ребенок затрудняется в определении элементов слова.
- Акустико-фонематическая форма, которой присущи искажения звукового ряда.
Механические виды подразделяются на сенсорный и моторный тип. При определении первого фиксируются нейродинамические сдвиги, при втором наблюдается сбой деятельности речедвигательных анализаторов.
Фонетика также имеет особое влияние на систематизацию нарушения речи:
- Ротацизм – это недостаток произношения «р».
- Ламбдацизм – неправильный выговор «л».
- Сигматизм – искажение выговора ж, ш, щ, ч, с и з.
- Под йотацизмом подразумевается недостаточность проговаривания «й».
- Формирование гаммацизма при недостатках «г», каппацизм и хитизм – «к» и «х».
Также наблюдается нарушение озвончения, оглушения, смягчения или излишней твердости. Достаточно часто дислалия, ее виды и формы являются комбинированным расстройством. Это могут быть сочетания сигматизма и ротацизма, ламбдацизма и ротацизма, сигматизма в сочетании с дефектами смягчения и масса других вариантов.
План обследования пациентов
Перед тем как лечить больных, нужно поставить правильный диагноз и исключить другую патологию. Изначально проводится ректальный осмотр. В ходе него врач оценивает состояние сфинктера и слизистой прямой кишки. Возможны следующие изменения:
- зияние заднего прохода;
- отек;
- покраснение;
- наличие язв;
- кровь;
- большое количество слизи;
- выпавший участок длиной несколько сантиметров.
Последний имеет цилиндрическую или конусовидную форму. Цвет его — ярко-красный. Возможен синюшный оттенок. В центре располагается щелевидное отверстие. Так выглядит выпавший участок кишки. Исследование проводится в состоянии покоя и при натуживании. Обязательно нужно исключить выпадение узлов при геморрое. Для этого потребуется пальцевое исследование.
Узел можно прощупать. Он небольшого размера и плотный. Это расширенный участок геморроидальной вены. Требуются следующие инструментальные исследования:
- ректороманоскопия;
- колоноскопия;
- биопсия;
- ирригоскопия;
- аноректальная манометрия.
Эндоскопический осмотр позволяет исключить геморрой и другие болезни. Данное исследование помогает обнаружить инвагинацию. При ректороманоскопии оценивается состояние сигмовидной и прямой кишки. К этому исследованию нужно подготовиться. Необходимо очистить кишечник с помощью клизмы и исключить прием пищи перед процедурой.
Врач должен не только отличить пролапс от другой патологии, но и установить причины его возникновения. Для этого понадобится колоноскопия. Она позволяет осмотреть весь толстый кишечник. Нередко обнаруживается дивертикулит или опухоль. В случае выявления язвы проводится гистологическое исследование. Для этого берется фрагмент тканей. Обязательно устанавливается степень пролапса. От этого зависит лечебная тактика.
Причины
Функциональная дислалия
Функциональная дислалия делится на три типа:
- моторную -в центральных отделах речедвигательного анализатора;
- сенсорную –в центральных отделах речеслухового анализатора;
- сенсомоторную – при одновременном наличии и того, и другого варианта.
При моторном типе возникает фонетический дефект (не воспроизводятся артикуляторные признаки звуков), то есть губы и язык движутся неточно, поэтому звуки получаются лишь приблизительными, происходят нарушения артикуляции. При сенсорном типе возникает фонематический эффект (не различаются акустические признаки звуков) — человеку сложно на слух отличить акустически схожие фонемы (твердые/мягкие, шипящие/свистящие и т.д.), поэтому он заменяет и смешивает звуки, что мешает овладению письменной речью, и приводит в будущем к дисграфиям.
В соответствии с вышеперечисленными вариантами возникает 3 группы:
- акустико-фонематическая дислалия;
- артикуляторно-фонематическая;
- артикуляторно-фонетическая.
Последние две группы объединяются под названием артикуляторная дислалия, а первые две под термином фонематическая дислалия.
В любой из этих категорий возможны разные степени сложности заболевания — сложная дислалия (неправильное произношение более 4 звуков) и простая.
В каждой из перечисленных категорий можно выделить виды дислалии еще по одному признаку – какие звуки и из каких артикуляционных групп страдают. Если все путаемые и непроизносимые звуки находятся в одной группе (например, только шипящие или только свистящие), имеет место мономорфная дислалия, а если из разных – полиморфная.
Фонетическая дислалия делится на несколько узких подтипов в зависимости от фонетических дефектов произношения звуков разных групп:
- ротацизм – неправильное произношение согласных и ;
- сигматизм – проблемы с шипящими , , , и свистящими , , ,
- ламбдацизм – неправильное произношение и ;
- гаммацизм – трудности в использовании и ;
- хитизм – недостатки в согласных и ;
- каппацизм – речевые проблемы со звуками и ;
- йотацизм – неправильное произношение ;
- дефекты оглушения и озвончения – когда ребенок или взрослый заменяет парные глухие звонкой и наоборот;
- дефекты твердости и смягчения – парные твердые звуки меняются на мягкие согласные и наоборот.
Существуют и такие понятия как парагаммацизм, парасигматизм, когда имеется дополнительный фонематический дефект (звук заменяется на другой). Нарушения при дислалии могут быть сложными и комбинированными, например, ламбдацизм комбинируется с ротацизмом, сигматизм с ротацизмом, и они оба еще с дефектами смягчения.
Причины заболевания в данном случае кроются в социальных и биологических факторах:
- дети подражают речи взрослых (торопливой, диалектной);
- взрослые разговаривают с детьми, используя сюсюканье и детский лепет, что препятствует развитию нормальной речи;
- билингвизм в семье;
- педагогическая запущенность, представленность ребенка самому себе;
- общая физическая ослабленность ребенка;
- несформированность речевых укладов;
- запаздывание речевого развития.
Причины алалии
Причины, которые приводят к возникновению алалии, весьма многообразны. В конкретные периоды раннего онтогенеза они могут быть разными. В антенатальном периоде органическое поражение речевых центров головного мозга может вызываться гипоксией плода, внутриутробным инфицированием, угрозой самопроизвольного прерывания беременности, хроническими соматическими заболеваниями беременной.
Отягощенное течение беременности может приводить к осложнениям во время родов и возникновению перинатальной патологии. Алалия может стать следствием преждевременных, затяжных или скоротечных родов, асфиксии новорожденного, применения акушерских инструментов.
Среди этиопатогенетических факторов алалии, оказывающих воздействие на малыша в первые годы жизни, выделяют менингиты, энцефалиты, черепно-мозговые травмы, соматические заболевания, которые приводят к истощению ЦНС. Исследователи отмечают и наследственную предрасположенность к алалии. Факторами, усугубляющими действие тех или иных причин алалии, являются частые заболевания ребенка в первые годы жизни, проводимые под общим наркозом операции, неблагоприятные социальные условия. Обычно в анамнезе маленьких пациентов с алалией прослеживается воздействие целого комплекса факторов.
Органические повреждения головного мозга приводят к замедлению созревания нервных клеток. Результатом является снижение возбудимости нейронов, инертность нервных процессов и функциональная истощаемость клеток мозга. При алалии органические поражения коры головного мозга носят слабо выраженный, но множественный характер, поэтому возможности самостоятельного речевого развития весьма ограничены.
Коррекция дислалии с упражнениями
Процесс борьбы с патологией состоит из нескольких этапов. Чтобы избавиться от дислалии, предстоит предпринять подготовительные меры, затем преодолеть фазу формирования первичных навыков произношения. Финалом работы с ребенком становится создание коммуникативных способностей. На подготовительном этапе осуществляются следующие действия:
- ликвидируются нарушения, связанные со строением артикуляwbjyyjuj аппарата;
- улучшение мелкой моторики;
- происходит процесс развития обработки произношения звуков;
- развитие фонематических процессов, если имеет место быть функциональное нарушение речи;
- логопедический массаж и артикуляционная гимнастика, если у ребёнка выявлена моторная форма функциональной дислалии.
Во время фазы формирования первичных навыков произношения происходит постановка отдельно взятого звука, автоматизируется их произношение в слове. Ребёнок учится составлять правильное предложение и тексты. Специалист предпринимает меры для развития умения дифференцировать звуки.
На последнем этапе осуществляется закрепление приобретенных навыков. Ребёнок учится безошибочно употреблять звуки вне зависимости от ситуации общения
Очень важно работать с логопедом регулярно. Занятия должны проходить минимум 3 раза в неделю
Параллельно проводится домашняя терапия. Суть состоит в выполнении особых упражнений и заданий, которые дает врач. Дополнительно проводится артикуляционная гимнастика. Продолжительность лечения составляет от 1 месяца до полугода. Точный период и результат лечения напрямую зависит от формы заболевания и степени запущенности патологии.
Упражнения, позволяющие устранить дислалию, достаточно разнообразны. Они во многом зависят от разновидности патологии. Так, если наблюдается механическая разновидность патологии, стоит проделывать следующие упражнения:
- последовательно смыкать сначала зубы, а потом губы;
- открывать и закрывать рот;
- прикусывать верхнюю губу нижними зубами, а затем наоборот;
- проводить верхними резцами по нижней губе, выполняя действие энергично.
Существуют упражнения и для улучшения артикуляции звука. В этом случае рекомендуется сложить губы в трубочку, вытягивать их вперёд и удерживать в таком состоянии 10 секунд. Другим упражнением является улыбка. Для его выполнения пациент должен улыбнуться и сжать зубы заборчиком. В таком положении необходимо пробыть от 10 секунд и более.
Еще одним методом выступает упражнение “пофыркивающая лошадь”. Пациент должен расслабить губы, а затем выдохнуть, попытавшись изобразить звук, который воспроизводят лошади. Действие рекомендуется выполнить минимум 10 раз.
Помочь при борьбе с патологией способно и упражнение “воронка”. Чтобы выполнить его, пациент должен разомкнуть зубы на счёт 1 и вытянуть губы трубочкой вперёд. На счёт 2 губы втягиваются внутрь и подворачиваются за зубы. Рекомендуется выполнять упражнение больше 10 раз.
Классификации
Механическая и функциональная дислалия
О механической дислалии специалисты говорят при выявлении следующих нарушений:
- излишне низкое нёбо;
- излишне высокое (куполообразное) нёбо;
- толстый, необычно крупный язык, не помещающийся в ротовой полости;
- маленький язычок, которому трудно принять необходимую позицию для чёткого произношения;
- массивная либо, напротив, укороченная подъязычная связка;
- щели между зубами;
- зубы неправильной формы или разного размера;
- толстые, отвислые губы или тонкие, нитевидные;
- укороченная верхняя губа.
При этом страдает произношение звуков:
- р, рь
- с, сь, з, зь, ц
- б, бь, п, пь,
- в, вь, ф, фь,
- ж, ш, ч, щ
- о, у
Если же с речевым аппаратом всё нормально — речь идёт о функциональной дислалии.
Такая разновидность патологии связана с физическими или психологическими особенностями:
- общая ослабленность из-за продолжительных хронических заболеваний (ОРВИ, ОРЗ, расстройство пищеварения);
- минимальная мозговая дисфункция;
- задержка психического развития;
- ребёнок с младенчества слышит слишком быструю или неправильную речь;
- в его окружении находятся носители разных языков или диалектов;
- с ребёнком мало общаются или часто «сюсюкают»;
- недоразвит фонематический слух.
В данном случае фонетические расстройства проявляются в отсутствии звуков, в искажении, а чаще всего — в заменах. Например, происходит замена заднеязычных , переднеязычными , ; замена язычного губно-зубным ; замена мягких твердыми и твердых мягкими.
Функциональная дислалия подразделяется на следующие виды:
- Акустико-фонематическая. Фонетический слух недостаточно сформирован (при этом нарушений слуха нет). Звук неправильно узнается, и, как следствие, неправильно воспринимаются слова (рыба – «лыба»).
- Артикуляторно-фонематическая. Отсутствующий в речи звук заменяется более простым по артикуляции (крыса – «крыша», сад – «сядь»). При этой форме дислалии ребёнок осознает свой дефект, старается его преодолеть.
- Артикуляторно-фонетическая. Артикуляционные позиции сформированы неверно, поэтому звук произносится искажённо, хотя по акустическому эффекту он и близок к правильному варианту. В редких случаях звук в речевом потоке попросту пропускается.
Дислалия простая и сложная
Данная классификация основана на количестве нарушаемых звуков.
1. При простой дислалии отмечается затруднение с произношением одного звука или нескольких звуков одной группы. В этом случае логопед учит ребёнка
- узнавать звуки речи;
- различать верное произнесение звука от неверного;
- контролировать и оценивать собственное произношение;
- принимать нужные артикуляционные позиции;
- правильно использовать нужный звук в любой речевой ситуации.
2. Сложная дислалия характеризуется нарушениями, при которых дефектно произносятся звуки разных групп.
Недостатки произношения отдельных звуков
Дефектный звук | Фонетический дефект(искажение звука) | Фонематический дефект(смешения, замена звука) | ||
---|---|---|---|---|
Название дефекта произношения | Виды дефектного произношения | Название дефекта произношения | Виды замен | |
Звук Р | Ротацизм | Велярное, увулярное, боковое, щечное, одноударное, «кучерское» | Параротацизм | Р = Р’Р = Л’Р = JР = ГР =Д |
Звук ЛЗвук Л’ | Ламбдацизм | Двугубное, смягченное | Параламбдацизм | Л = ЫЛ = ГЛ = Л’Л = Р |
Звуки С, С’Звуки З, З’Звук Ц | Сигматизм | Межзубное, губно-зубное, боковое, призубное, шипящее | Парасигматизм | С, З, Ц = ШС, З, Ц = ФС, З, Ц =ТС, З, Ц = ЩС — З; Ц = Ч |
Звук ШЗвук ЖЗвук ЩЗвук Ч | Сигматизм | Меззубное, щечное, боковое, «нижнее», заднеязычное, смягченное, укороченное, аффрикативное | Парасигматизм | Ш, Ж, Щ = ТШ, Ж, Щ = ФЖ = ШЖ = ЗЩ = С’Ш = ЩЧ = Т’; Ч = Ш’ |
Звук j | Йотацизм | Мягкое нижней и верхней артикуляции | Парайотацизм | J = Л’ |
Звуки К, К | Каппацизм | Голосовое, гортанное | Паракаппацизм | К = Т |
Звуки Г, Г | Гаммацизм | Фрикативное заднеязычное, фарингальное | Парагаммацизм | Г = Т |
Звуки Х, Х | Хитизм | Голосовое, гортанное | Парахитизм |
Как лечить дислалию, избавиться от косноязычия?
На первой консультации врач расскажет Вам, как лечить дислалию в Саратове у дошкольников, школьников, как вылечить дислалию в России у детей дошкольного, школьного возраста, как избавиться от косноязычия, что такое артикуляционно фонематическая, артикуляторно фонематическая и фонетическая, моторная и сенсорная, механическая, мономорфная, фонематическая, простая, сложная дислалия у дошкольников. Как проводится профилактика, коррекция дислалии, логопедическое обследование детей с дислалией? Помогает ли логопедическая психо-коррекционная педагогическая коммуникативная работа? Как страдает звукопроизношение при дислалии? Чем опасна полиморфная дислалия, что такое хейлопластика, уранопластика? Какая этиология и причины дислалии, дифференциальная диагностика, упражнения, гимнастика, литература, заключение? Что такое ринолалия, дизартрия, ФНР, ФФН, речевая карта? В чем заключается профилактика дислалии? Сарклиник знает, как лечить дислалию у детей в России.
Сарклиник проводит лечение афонии, дисфонии, брадилалии, лечение заикания, тахилалии, открытой и закрытой ринолалии, дислалии, лечение алалии, дизартрии, лечение афазии, назализации, лечение задержки речевого развития, дизграфии, лечение общего недоразвития речи, гиперкинезов, синкенезии, лечение ЗРР, ЗПРР, задержки речевого и психоречевого развития, дислексии у детей и подростков в Саратове.
Запись на консультации. Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.
Текст: Sarclinic.com \ Ssrlinic.ru Фото: () () Gekaskr | Dreamstime.com \ Dreamstock.ru Дети, изображенные на фото, — модели, не страдают от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены.
Депрессия у подростков, детей, лечение депрессии в Саратове
Очень активный ребенок? Синдром двигательных нарушений, расстройств, двигательной расторможенности
Акатафазия, лечение акатафазии в Саратове
Энурез, лечение энуреза, как лечить ночной энурез в Саратове, России
Церебрастенический синдром: лечение, симптомы у детей, взрослых
Причины развития дислексии
Понять, что такое дислексия и каковы ее симптомы у детей, можно посредством наблюдения за процессом чтения. Малыш с дислексией имеет недостаточно сформированные психические функции, принимающие участие в чтении.
Он будет постоянно ошибаться в тех или иных звуках, читать по буквам, искажать слоги и даже некорректно осмыслять прочитанный фрагмент. При нормальном интеллектуальном развитии распространенность дислексии у детей, в отличие от дислалии, доставляет всего 4-5%. Чаще всего недуг проявляется у мальчиков.
Одним из самых очевидных факторов, вызывающих данное нарушение речи, считается наследственность. Также западные исследователи полагают, что очень часто недуг проявляется у латентных левшей.
Однако основной первопричиной дислексии остается дисфункция мозга, которая, в свою очередь, могла быть спровоцирована рядом биологических факторов, в частности, повреждением головного мозга или токсическими поражениями нервной системы в следующих случаях:
- асфиксия;
- затяжной процесс родов;
- порок сердца у матери или у плода;
- аномальное развитие пуповины;
- фетоплацентарная недостаточность;
- анемия у матери;
- гемолитическая болезнь плода или новорожденного;
- интоксикация алкоголем или медикаментами;
- желтуха у младенца.
Также причинами становятся инфекционными поражения ЦНС на фоне перенесенных матерью заболеваний, например, гриппа или краснухи. Кроме того, дислексия нередко сопровождает другие расстройства, такие как алалия и дислалия, дизартрия, афазия, ДЦП и задержка психического развития. К социальным факторам, приводящим к речевой дисфункции, относят дефицит нормального речевого общения, билингвизм и педагогическую запущенность.
Симптомы дислексии у детей
Иногда родители не сразу могут отличить нормальное развитие речи от расстройства речевых функций.
Такое заболевание, как дислексия, имеет определенные проявления, по которым можно вовремя распознать диагноз и приступить к лечению недуга:
- дислексия у детей хорошо видна при чтении – пропускаются некоторые слова, предложения и даже абзацы;
- ребенок часто трет глаза и немного косит;
- жалобы на головные боли после чтения;
- быстрая утомляемость;
- затруднение в воспроизведении простых геометрических фигур;
- написание слов задом наперед;
- ребенок прикрывает один глаз в процессе чтения;
- держит книгу слишком близко к глазам;
- не выполняет нормы чтения, соответствующие его возрасту;
- попытки избегать выполнения домашних заданий, связанных с чтением;
- проблемы с письмом.
Очень важно диагностировать расстройство на раннем этапе, но стоит помнить, что указанные симптомы также могут сопровождать нарушения зрения. Поэтому желательна консультация у офтальмолога
Поставить окончательный диагноз и правильно лечить недуг может только квалифицированный специалист, поэтому не доверяйте этот процесс самим себе или педагогам.
Как диагностировать и лечить дислексию?
Первый шаг в лечении речевого расстройства – посещение педиатра.
Далее вас направляют к логопеду, который обследует вашего ребенка, начиная со сбора таких данных:
- как протекала беременность у матери;
- существует ли предрасположенность к данному заболеванию;
- есть ли врожденные патологии;
- особенности развития ребенка в ранние годы жизни;
- в каком состоянии моторика;
- особенности артикуляции;
- навыки чтения, письма и речи;
- успеваемость школьника.
Далее врач может предложить ребенку пройти простые тесты, в частности, зачитывание текста, переписывание и письмо на слух.
Как только диагноз подтвержден, начинается логопедическое лечение дислексии. Коррекционные работы направлены на устранение всех речевых дисфункций и патологий неречевых процессов.
Зачастую методика коррекции зависит от типа расстройства:
при оптическом типе работа производится над зрительным и пространственным восприятием;
фонематическая форма предполагает корректировку произношения звуков и создание представления и буквенном составе слов;
тактильная дислексия требует работы над пониманием схем и развитием ощущения пространства;
при семантическом типе важно развить слоговой синтез и лексикон, помочь детям усвоить грамматические нормы языка;
мнестические нарушения требуют развития слуховой и зрительной памяти;
аграмматическая форма заболевания предполагает работы по усвоению грамматических систем.
Лечение заболевания у школьников зачастую имеет благоприятные прогнозы. Что касается взрослых людей, страдающих дислексическими нарушениями, коррекция речевой функции немного масштабней и отличается от работы с детьми.