3 класс: деление с остатком, примеры и пояснения
Содержание:
- Передозировка
- Как делить столбиком
- Советы опытных учителей
- В программировании
- Деление с остатком
- Противопоказания
- Алгоритм деления столбиком пошагово!
- Многозначные числа
- Примеры на деление в столбик
- Пример деления столбиком
- Задача
- Что мы узнали?
- Пигментация и коричневые пятна
- В программировании
- Подбор неполного частного
- Обобщения
- Деление с остатком
- Оглавление
- Деление натуральных чисел с остатком через последовательное вычитание
Передозировка
Как делить столбиком
Допустим, нам нужно разделить 780 на 12, записываем действие в столбик и приступаем к делению:
Деление столбиком выполняется поэтапно. Первое, что нам требуется сделать, это определить неполное делимое. Смотрим на первую цифру делимого:
это число 7, так как оно меньше делителя, то мы не можем начать деление с него, значит нужно взять ещё одну цифру из делимого, число 78 больше делителя, поэтому мы начинаем деление с него:
В нашем случае число 78 будет неполным делимым, неполным оно называется потому, что является всего лишь частью делимого.
Определив неполное делимое, мы можем узнать сколько цифр будет в частном, для этого нам нужно посчитать, сколько цифр осталось в делимом после неполного делимого, в нашем случае всего одна цифра — 0, это значит, что частное будет состоять из 2 цифр.
Узнав количество цифр, которое должно получиться в частном, на его месте можно поставить точки. Если при завершении деления количество цифр получилось больше или меньше, чем указано точек, значит где-то была допущена ошибка:
Приступаем к делению. Нам нужно определить сколько раз 12 содержится в числе 78. Для этого мы последовательно умножаем делитель на натуральные числа 1, 2, 3, …, пока не получится число максимально близкое к неполному делимому или равное ему, но не превышающее его. Таким образом мы получаем число 6, записываем его под делитель, а из 78 (по правилам вычитания столбиком) вычитаем 72 (12 · 6 = 72). После того, как мы вычли 72 из 78, получился остаток 6:
Обратите внимание, что остаток от деления показывает нам, правильно ли мы подобрали число. Если остаток равен делителю или больше него, то мы не правильно подобрали число и нам нужно взять число побольше
К получившемуся остатку — 6, сносим следующую цифру делимого — 0. В результате, получилось неполное делимое — 60. Определяем, сколько раз 12 содержится в числе 60. Получаем число 5, записываем его в частное после цифры 6, а из 60 вычитаем 60 (12 · 5 = 60). В остатке получился нуль:
Так как в делимом больше не осталось цифр, значит 780 разделилось на 12 нацело. В результате выполнения деления столбиком мы нашли частное — оно записано под делителем:
780 : 12 = 65.
Рассмотрим пример, когда в частном получаются нули. Допустим нам нужно разделить 9027 на 9.
Определяем неполное делимое — это число 9. Записываем в частное 1 и из 9 вычитаем 9. В остатке получился нуль. Обычно, если в промежуточных вычислениях в остатке получается нуль, его не записывают:
Сносим следующую цифру делимого — 0. Вспоминаем, что при делении нуля на любое число будет нуль. Записываем в частное нуль (0 : 9 = 0) и в промежуточных вычислениях из 0 вычитаем 0. Обычно, чтобы не нагромождать промежуточные вычисления, вычисление с нулём не записывают:
Сносим следующую цифру делимого — 2. В промежуточных вычислениях вышло так, что неполное делимое (2) меньше, чем делитель (9). В этом случае в частное записывают нуль и сносят следующую цифру делимого:
Определяем, сколько раз 9 содержится в числе 27. Получаем число 3, записываем его в частное, а из 27 вычитаем 27. В остатке получился нуль:
Так как в делимом больше не осталось цифр, значит число 9027 разделилось на 9 нацело:
9027 : 9 = 1003.
Рассмотрим пример, когда делимое оканчивается нулями. Пусть нам требуется разделить 3000 на 6.
Определяем неполное делимое — это число 30. Записываем в частное 5 и из 30 вычитаем 30. В остатке получился нуль. Как уже было сказано, нуль в остатке в промежуточных вычислениях записывать не обязательно:
Сносим следующую цифру делимого — 0. Так как при делении нуля на любое число будет нуль, записываем в частное нуль и в промежуточных вычислениях из 0 вычитаем 0:
Сносим следующую цифру делимого — 0. Записываем в частное ещё один нуль и в промежуточных вычислениях из 0 вычитаем 0. Так как в промежуточных вычислениях, вычисление с нулём обычно не записывают, то запись можно сократить, оставив только остаток — 0. Нуль в остатке в самом конце вычислений обычно записывают для того, чтобы показать, что деление выполнено нацело:
Так как в делимом больше не осталось цифр, значит 3000 разделилось на 6 нацело:
3000 : 6 = 500.
Советы опытных учителей
Опытные учителя советуют, как научить ребенка умножению и делению: лучше объяснить их школьнику в классе вместе. Ведь деление — это процесс, обратный умножению. При произведении процессов в столбик используется таблица умножения. Её применяют так: по ней и ищут первое ближайшее число, на которые можно разделить делимое с заданным делителем. Если нужно разделить 37 на 6, то это 6.
По мере учёбы можно перейти от простых чисел более сложным. Если число большое и выходит за границы таблицы умножения, ученику придется посчитать, сколько примерно раз делитель содержится в делимом. Двузначное 24 содержится в 264 11 раз. Но посчитать это ребёнку, который только осваивает умножение, трудно. И такие задачи пока лучше отложить.
Читайте еще: Лучшие развивающие игры для детей
Ещё хитрость: научить раскладывать делимое на части, которые делятся быстрее. Легко делятся те числа, которые входят в таблицу умножения, или которые делятся на двузначное 10. Приучайте, что если взять большое число и разложить его на сотни, десятки и оставшееся, а потом по отдельности разделить все это и сложить, то процесс займет меньше времени.
36 = (20+16):2 = 20:2 + 16:2 = 10 +8 = 18.
Многие дети не в состоянии освоить деление не потому, что они глупые, а потому что им не дают времени, чтобы ею заняться. Перегруженные предметами программы, дети вряд ли в состоянии выделить на математику столько времени, сколько на нее нужно. Таким детям необходимо давать дополнительные занятия, и только после освоения переходить к другой теме. Иначе отвращение к математике может выработаться на всю жизнь.
И наоборот, если ребёнку дают время освоить ее, он состоит полюбить е и даже связать впоследствии жизни с точными и техническими науками.
В программировании
Язык | Неполноечастное | Остаток | Знак остатка |
---|---|---|---|
ActionScript | Делимое | ||
Ada | Делитель | ||
Делимое | |||
Бейсик | Не определено | ||
Си (ISO 1990) | Не определено | ||
Си (ISO 1999) | Делимое | ||
C++ (ISO 2003) | Не определено | ||
C++ (ISO 2011) | Делимое | ||
C# | Делимое | ||
ColdFusion | Делимое | ||
Common Lisp | Делитель | ||
Делимое | |||
D | Делимое | ||
Delphi | Делимое | ||
Eiffel | Делимое | ||
Erlang | Делимое | ||
Euphoria | Делимое | ||
Microsoft Excel (англ.) | Делитель | ||
Microsoft Excel (рус.) | |||
FileMaker | Делитель | ||
Fortran | Делимое | ||
Делитель | |||
GML (Game Maker) | Делимое | ||
Go | Делимое | ||
Haskell | Делитель | ||
Делимое | |||
J | Делитель | ||
Java | Делимое | ||
Делитель (1.8+) | |||
JavaScript | Делимое | ||
Lua | Делитель | ||
Mathematica | Делитель | ||
MATLAB | Делитель | ||
Делимое | |||
MySQL | Делимое | ||
Oberon | +, если делитель >0 | ||
Objective Caml | Не определено | ||
Pascal | Делимое | ||
Perl | Нет | Делитель | |
PHP | Нет | Делимое | |
PL/I | Делитель (ANSI PL/I) | ||
Prolog (ISO 1995) | Делитель | ||
PureBasic | Делимое | ||
Python | Делитель | ||
QBasic | Делимое | ||
R | Делитель | ||
RPG | Делимое | ||
Ruby | Делитель | ||
Scheme | Делитель | ||
SenseTalk | Делитель | ||
Делимое | |||
Tcl | Делитель | ||
Verilog (2001) | Делимое | ||
VHDL | Делитель | ||
Делимое | |||
Visual Basic | Делимое |
Нахождение остатка от деления часто используется в компьютерной технике и телекоммуникационном оборудовании для создания контрольных чисел и получении случайных чисел в ограниченном диапазоне, например в конгруэнтном генераторе случайных чисел.
Обозначения операции взятия остатка в различных языках программирования представлены в таблице справа.
Например, в Паскале операция вычисляет остаток от деления, а операция осуществляет целочисленное деление, при котором остаток от деления отбрасывается:
78 mod 33 = 12 78 div 33 = 2
Знак остатка
Важно отметить, что операция взятия остатка в языках программирования может возвращать отрицательный результат (для отрицательного делимого или делителя). Тут есть два варианта:
- Знак остатка совпадает со знаком делимого: неполное частное округляет к нулю.
- Знак остатка совпадает со знаком делителя: неполное частное округляет к −∞.
Если в языке есть оба типа остатков, каждому из них соответствует своя операция неполного частного. Обе операции имеют жизненный смысл.
- Есть сумма n копеек, положительная или отрицательная. Перевести её в рубли и копейки. — и . Знак остатка совпадает со знаком делимого.
- Есть бесконечное клеточное поле, каждая клетка — 16×16 пикселей. В какую клетку попадает точка (x, y), и каковы координаты относительно верхнего левого угла клетки? — и соответственно. Знак остатка совпадает со знаком делителя.
Как запрограммировать, если такой операции нет?
Неполное частное можно вычислить через деление и взятие целой части: q=ab{\displaystyle q=\left} (, в зависимости от задачи, может быть «полом» или усечением). Однако деление здесь получается дробное, которое намного медленнее целого. Такой алгоритм используется в языках, в которых нет целых типов (отдельные электронные таблицы, программируемые калькуляторы и математические программы), а также в скриптовых языках, в которых издержки интерпретации намного превышают издержки дробной арифметики (Perl, PHP).
При отсутствии команды остаток программируется как a−qb{\displaystyle a-qb}.
Если b положительно, а знак r совпадает со знаком делимого, не определён или неизвестен, для нахождения минимального неотрицательного остатка можно воспользоваться формулой r′=(b+(amodb))modb{\displaystyle r’=(b+(a\operatorname {mod} b))\operatorname {mod} b}.
Деление с остатком
Деление с остатком подразумевает, что нацело число поделить не удалось и осталась какая-то часть, которая меньше делителя и которую разделить нельзя.
Где это может пригодиться в реальной жизни? Представим себе вполне реальную ситуацию: мы покупаем в магазине конфеты батончики по 38 рублей. Всего у нас 200 рублей, сколько сдачи нам должны дать?
Очевидно, что ровное количество конфет купить не получится, поскольку 200 на 38 нацело не поделится, но и конфету пилить в магазине не будут. Значит, остаток от 200 нам должны будут вернуть в виде сдачи.
$200:38=5 (ост.10)$ – именно 10 рублей остатка и будут сдачей, которую нам должны вернуть.
Долгое время только такие вычисления и производились, до тех пор, пока не возникла надобность в точных расчетах. Тогда на смену делению с остатком пришли десятичные дроби.
Противопоказания
Алгоритм деления столбиком пошагово!
После того, как вы записали делимое и делитель по выше описанному правилу, считаем сколько цифр имеет делитель. В скрине ниже — делитель состоит из одной цифры — 4.
Смотрим на делимое(число, которое будем делить), а точнее на первую цифру слева(2) и сравниваем её с делимым(4). Очевидно, что 4 > 2 из чего получается, что при делении 2 на 4 мы целых не получим — это нам не подходит, переходим ск следующему пункту.
Далее смотрим на число, которое составляет две цифры слева — 23. Понятно, что 23 > 4. Если мы разделим 23 на 4, то получим 5 и 3 в остатке. Скобки применены, чтобы вы понимали, какое действие будет выполняться первым.
23 : 4 = (4 * 5) + 3
5 — записываем под горизонтальной линией, под делителем.
20 — результат умножения делителя и частного 4 * 5 = 20, записываем под делимым 23.
Отнимаем от делимого(23), полученный результат(20) , 23 — 20 = 3.
3 — получился остаток, который меньше 4.
Если вы еще не изучали десятичные дроби. То здесь мы останавливаемся.
Итого :
Многозначные числа
Сложнее всего детям даются задачи на трехзначные и четырехзначные числа. Четверокласснику тяжело оперировать тысячами и сотнями тысяч. У школьника возникают следующие проблемы:
- Не может определить неполное число делимого для первого действия. Вернитесь к изучению разрядов натуральных чисел, поработайте над развитием внимания малыша.
- Пропускает 0 в записи частного. Это самая распространенная проблема. В результате у ребенка получается число на несколько разрядов меньше правильного. Чтобы избежать этой ошибки, нужно распечатывать памятку с последовательностью действий в примерах, где в середине частного есть нули. Предложите ребенку тренажер с такими заданиями для отработки навыка.
При обучении решению задач с крупными числами действуйте поэтапно:
-
Объясните, что такое неполное делимое и зачем его выделять.
- Потренируйтесь в поиске делимого устно без последующего решения задач. Например, дайте детям такие задания:
Найдите неполное частное в примерах: 369:28; 897:12; 698:36.
- Теперь приступайте к решению на бумаге. Запишите столбиком: 1068:89.
- Сначала нужно отделить неполное делимое. Можно использовать запятую сверху над числами.
106’8:89
- Подбирайте частное на отдельном листочке или посчитайте в уме.
- Распишите результат.
- Внимательно отнимайте цифры от делимого. Следите за тем, чтобы результат после вычитания был меньше делителя.
- Продолжайте деление до конца, пока не получится 0.
- Придумайте еще несколько похожих примеров без остатка. Степень сложности увеличивайте постепенно.
Примеры на деление в столбик
Давайте закрепим знания на практике. Для этого разделите столбиком примеры ниже, а после проверьте полученные цифры — чур, не подглядывать!
Легкий уровень |
Средний уровень |
Сложный уровень |
27:3= 48:4= 56:8= 72:9= 95:5= |
270:15= 504:14= 315:5= 728:8= 855:9= |
1749:11= 1080:45= 3888:72= 5248:64= 4818:66= |
Ответы:
- легкий уровень: 9; 12; 7; 8; 19;
- средний уровень: 18; 36; 63; 91; 95;
- сложный уровень: 159; 24; 54; 82; 73.
В детской школе Skysmart ученики решают примеры вместе с енотом Максом и его друзьями. Мы подобрали для вашего ребенка тысячи увлекательных заданий — от простых логических загадок до хитрых головоломок, над которыми интересно подумать. Все это поможет легче и быстрее справиться со школьной математикой. Запишите вашего ребенка на бесплатный вводный урок математики в Skysmart — мы покажем, что математика может быть увлекательным путешествием!
Пример деления столбиком
Предположим, что нам нужно разделить число 102 на 4
Разберем это на картинке :
Первое, поскольку у нас цифра 4 однозначное, то проверяем первую цифру слева — это 1, то понятно, что 1 меньше 4, а нам нужно наоборот. Например, если бы перове число слева было бы рано 5, то нам не пришлось бы брать вторую цифру в делимом.
Берем двузначное число слева — это 10 и сравниваем с нажим делителем… 10 больше 4, теперь, все правильно, далее нам потребуется узнать «нод» двух чисел.
Не буду повторять, что такое «нод» — лишь покажу на примере, как мы видим, цифру 10 и делитель 4, то их общий нод будет 2. Или другими словами, в числе 10 умещается всего 2 числа 4…
Этот нод заносим под горизонтальную черту в область частного и умножаем его на 4 — это будет 8, и 8 ставим под ноль
От 10 отняли 8 и ставим его под черту под цифру 8 и если это число получилось меньше 4, то значит нод был найден верно! И нодом нам придется пользоваться много раз, поэтому нужно научиться его находить!
Теперь, у нас в самом верху еще осталась одна двойка, её сносим ниже к двойке, которая получилась отниманием от 10 восьмерки, получается число 22.
Далее опять находим нод чисел 22 и 4 — это 5,
5 заносим его под черту, ставим его после первого найденого нода.
Умножаем 5 на 4 — это будет 20,
20 ставим под 22.
Отнимем опять и получим 2 — это остаток.
Поскольку у нас наверху не осталось цифр, то ставим 0 и у нас получается 1020 — это означает, что мы перешли из целых в десятые, поэтому, под черту, рядом с пятеркой ставим точку(или запятую(зависит от того, как вас будут учить… )).
Сносим наш ноль до остатка, что получается 20.
Находим нод 20 и 4 — это опять 5.
Заносим 5 под черту рядом с запятой.
Умножаем 4 на 5 = 20.
Ставим его под нашим остатком и нулем.
Отнимаем — получаем ноль.
Задача
Решим интересную задачу. Семья Ивановых состоит из трех человек: отца, матери и мальчика Леши. Посчитайте, сможет ли семья за год накопить на совместный отдых ценой в 80 тыс.руб. , если отец зарабатывает в месяц 40 тыс., мать 30 тыс. Каждый из членов семьи тратит по 5 тыс. на личные нужды. На квартиру расходуется 25 тыс. рублей, 6 тыс. уходит на еду, а 7 тратится на школу и дополнительные занятия для ребенка. Отпуск родителей составляет все три летних месяца.
- Для начала посчитаем, сколько времени есть у семьи, чтобы накопить на отдых. В году 12 месяцев, из них 3 родители не работают, значит: 12-3=9
- Посчитаем общие затраты в месяц: 5*3+25+6+7=53 тыс.руб – тратится семьей в месяц.
- Расходы за рабочий год: 53*9=477 тыс.руб.
- Кроме того, эти три месяца отдыха семья также будет расходовать деньги. Логично, что на учебу деньги расходоваться не будут, так как у ребенка в это время также будут каникулы.
За время отпуска в месяц будет тратится: 5*3+25+6=46
- За весь отпуск потратится: 46*3=138 тыс.руб.
- Посчитаем расходы за год: 477+138=615 тыс.руб.-сумма расходов в рабочее время и отпуск.
- Теперь подсчитаем доход: 40+30=70 тыс.руб. – в месяц
- 70*9=630 тыс. в год
- Поделим доход на расход. Остаток – это будет тот излишек, который семья может позволить себе потратить на отпуск: 630:615=1 (ост.15).
Полученная 1 означает, что доходы семьи покрывают ее расходы, а остаток это тот излишек, который накапливается за год. Как мы видим, семье не хватит денег на летний отпуск и им придется провести его дома.
Что мы узнали?
Мы узнали о том, что деление является постоянной частью нашей жизни, узнали о существовании деления с остатком, определили алгоритм решения таких примеров и решили задачу.
-
Вопрос 1 из 5
Начать тест(новая вкладка)
Пигментация и коричневые пятна
В программировании
Язык | Неполноечастное | Остаток | Знак остатка |
---|---|---|---|
ActionScript | Делимое | ||
Ada | Делитель | ||
Делимое | |||
Бейсик | Не определено | ||
Си (ISO 1990) | Не определено | ||
Си (ISO 1999) | Делимое | ||
C++ (ISO 2003) | Не определено | ||
C++ (ISO 2011) | Делимое | ||
C# | Делимое | ||
ColdFusion | Делимое | ||
Common Lisp | Делитель | ||
Делимое | |||
D | Делимое | ||
Delphi | Делимое | ||
Eiffel | Делимое | ||
Erlang | Делимое | ||
Euphoria | Делимое | ||
Microsoft Excel (англ.) | Делитель | ||
Microsoft Excel (рус.) | |||
FileMaker | Делитель | ||
Fortran | Делимое | ||
Делитель | |||
GML (Game Maker) | Делимое | ||
Go | Делимое | ||
Haskell | Делитель | ||
Делимое | |||
J | Делитель | ||
Java | Делимое | ||
Делитель (1.8+) | |||
JavaScript | Делимое | ||
Lua | Делитель | ||
Mathematica | Делитель | ||
MATLAB | Делитель | ||
Делимое | |||
MySQL | Делимое | ||
Oberon | +, если делитель >0 | ||
Objective Caml | Не определено | ||
Pascal | Делимое | ||
Perl | Нет | Делитель | |
PHP | Нет | Делимое | |
PL/I | Делитель (ANSI PL/I) | ||
Prolog (ISO 1995) | Делитель | ||
PureBasic | Делимое | ||
Python | Делитель | ||
QBasic | Делимое | ||
R | Делитель | ||
RPG | Делимое | ||
Ruby | Делитель | ||
Scheme | Делитель | ||
SenseTalk | Делитель | ||
Делимое | |||
Tcl | Делитель | ||
Verilog (2001) | Делимое | ||
VHDL | Делитель | ||
Делимое | |||
Visual Basic | Делимое |
Нахождение остатка от деления часто используется в компьютерной технике и телекоммуникационном оборудовании для создания контрольных чисел и получении случайных чисел в ограниченном диапазоне, например в конгруэнтном генераторе случайных чисел.
Обозначения операции взятия остатка в различных языках программирования представлены в таблице справа.
Например, в Паскале операция вычисляет остаток от деления, а операция осуществляет целочисленное деление, при котором остаток от деления отбрасывается:
78 mod 33 = 12 78 div 33 = 2
Знак остатка
Важно отметить, что операция взятия остатка в языках программирования может возвращать отрицательный результат (для отрицательного делимого или делителя). Тут есть два варианта:
- Знак остатка совпадает со знаком делимого: неполное частное округляет к нулю.
- Знак остатка совпадает со знаком делителя: неполное частное округляет к −∞.
Если в языке есть оба типа остатков, каждому из них соответствует своя операция неполного частного. Обе операции имеют жизненный смысл.
- Есть сумма n копеек, положительная или отрицательная. Перевести её в рубли и копейки. — и . Знак остатка совпадает со знаком делимого.
- Есть бесконечное клеточное поле, каждая клетка — 16×16 пикселей. В какую клетку попадает точка (x, y), и каковы координаты относительно верхнего левого угла клетки? — и соответственно. Знак остатка совпадает со знаком делителя.
Как запрограммировать, если такой операции нет?
Неполное частное можно вычислить через деление и взятие целой части: q=ab{\displaystyle q=\left} (, в зависимости от задачи, может быть «полом» или усечением). Однако деление здесь получается дробное, которое намного медленнее целого. Такой алгоритм используется в языках, в которых нет целых типов (отдельные электронные таблицы, программируемые калькуляторы и математические программы), а также в скриптовых языках, в которых издержки интерпретации намного превышают издержки дробной арифметики (Perl, PHP).
При отсутствии команды остаток программируется как a−qb{\displaystyle a-qb}.
Если b положительно, а знак r совпадает со знаком делимого, не определён или неизвестен, для нахождения минимального неотрицательного остатка можно воспользоваться формулой r′=(b+(amodb))modb{\displaystyle r’=(b+(a\operatorname {mod} b))\operatorname {mod} b}.
Подбор неполного частного
При делении данных натуральных чисел a и b с остатком неполное частное c можно подобрать. Сейчас мы покажем, на чем основан процесс подбора и как он должен проходить.
Сначала определимся, среди каких чисел искать неполное частное. Когда мы говорили о смысле деления натуральных чисел с остатком, то выяснили, что неполное частное может быть либо нулем, либо натуральным числом, то есть, одним из чисел , 1, 2, 3, … Таким образом, искомое неполное частное является одним из записанных чисел, и нам остается перебрать их, чтобы определить, каким именно числом является неполное частное.
Дальше нам потребуется уравнение вида d=a−b·c, задающее , а также тот факт, что остаток всегда меньше делителя (это мы также упоминали, когда говорили о смысле деления натуральных чисел с остатком).
Теперь можно переходить непосредственно к описанию процесса подбора неполного частного. Делимое a и делитель b нам известны изначально, в качестве неполного частного c мы последовательно принимаем числа , 1, 2, 3, …, каждый раз вычисляя значение d=a−b·c и сравнивая его с делителем. Этот процесс завершается, как только полученное значение будет меньше, чем делитель. При этом число c на этом шаге является искомым неполным частным, а значение d=a−b·c является остатком от деления.
Осталось разобрать процесс подбора неполного частного на примере.
Пример.
Выполните деление с остатком натурального числа 267 на 21.
Решение.
Подберем неполное частное. В нашем примере a=267, b=21. Будем последовательно придавать c значения , 1, 2, 3, …, вычисляя на каждом шаге значение d=a−b·c и сравнивая его с делителем 21.
При c=0 имеем d=a−b·c=267−21·0=267−0=267 (сначала выполняется умножение натуральных чисел, а затем – вычитание, об этом написано в статье порядок выполнения действий). Полученное число больше, чем 21 (при необходимости изучите материал статьи сравнение натуральных чисел). Поэтому продолжаем процесс подбора.
При c=1 имеем d=a−b·c=267−21·1=267−21=246. Так как 246>21, то продолжаем процесс.
При c=2 получаем d=a−b·c=267−21·2=267−42=225. Так как 225>21, то двигаемся дальше.
При c=3 имеем d=a−b·c=267−21·3=267−63=204. Так как 204>21, то продолжаем подбор.
Далее по аналогии вычисляем значения d=a−b·c при c=4, 5, 6, …, 11.
При c=12 получаем d=a−b·c=267−21·12=267−252=15. Получили число 15, которое меньше, чем 21, поэтому процесс можно считать завершенным. Мы подобрали неполное частное c=12, при этом остаток d получился равным 15.
Ответ:
267:21=12 (ост. 15).
Обобщения
Вещественные числа
Если два числа a{\displaystyle a} и b{\displaystyle b} (отличное от нуля) относятся к множеству вещественных чисел, a{\displaystyle a} может быть поделено на b{\displaystyle b} без остатка, и при этом частное также является вещественным числом. Если же частное по условию должно быть целым числом, в этом случае остаток будет вещественным числом, то есть может оказаться дробным.
Формально:
- если a,b∈R,b≠{\displaystyle a,b\in \mathbb {R} ,b\neq 0}, то a=bq+r{\displaystyle a=bq+r}, где ⩽r<|b|{\displaystyle 0\leqslant r<|b|}
- Пример
Деление 7,9 на 2,1 с остатком даёт:
- ⌊7,92,1⌋=3{\displaystyle \left\lfloor {\frac {7{,}9}{2{,}1}}\right\rfloor =3} (неполное частное)
- 7,9−3⋅2,1=1,6{\displaystyle 7{,}9-3\cdot 2{,}1=1{,}6} (остаток)
Гауссовы целые числа
Гауссово число — это комплексное число вида a+bi{\displaystyle a+bi}, где a,b{\displaystyle a,b} — целые числа. Для них можно определить деление с остатком: любое гауссово число u{\displaystyle u} можно разделить с остатком на любое ненулевое гауссово число v{\displaystyle v}, то есть представить в виде:
- u=vq+r{\displaystyle u=vq+r}
где частное q{\displaystyle q} и остаток r{\displaystyle r} — гауссовы числа, причём |r|<|v|.{\displaystyle |r|<|v|.}
Однако, в отличие от целых чисел, остаток от деления определяется неоднозначно. Например, 7+2i{\displaystyle 7+2i} можно разделить на 3−i{\displaystyle 3-i} тремя способами:
- 7+2i=(3−i)(2+i)+i=(3−i)(1+i)+3=(3−i)(2+2i)+(−1−2i){\displaystyle 7+2i=(3-i)(2+i)+i=(3-i)(1+i)+3=(3-i)(2+2i)+(-1-2i)}
Многочлены
При делении с остатком двух многочленов f(x){\displaystyle f(x)} и g(x){\displaystyle g(x)} для однозначности результата вводится условие: степень многочлена-остатка должна быть строго меньше степени делителя:
- f(x)=q(x)g(x)+r(x){\displaystyle f(x)=q(x)g(x)+r(x)\quad }, причём deg(r)<deg(g).{\displaystyle \quad \deg(r)<\deg(g).}
- Пример
- 2×2+4x+5x+1=2x+2{\displaystyle {\frac {2x^{2}+4x+5}{x+1}}=2x+2} (остаток 3), так как 2x² + 4x + 5 = (x + 1)(2x + 2) + 3
Деление с остатком
Завершающим этапом уроков на закрепление навыка деления будет решение заданий с остатком. Они обязательно встретятся в решебнике для 3–4-го класса. В гимназиях с математическим уклоном школьники изучают не только неполные числа, но и десятичные дроби. Форма записи примера уголком останется прежней, отличаться будет только ответ.
Примеры на деление с остатком берите несложные, можно преобразовывать уже решенные задания с целым числом в ответе, прибавляя к делимому единицу. Это очень удобно для ребенка, он сразу увидит, чем примеры похожи и чем отличаются.
Урок может выглядеть так:
- Расскажите ученику третьего класса, что не все цифры можно поделить поровну. Для иллюстрации понятия возьмите натуральное число до 10. Например, попробуйте вместе разделить 9 на 2. Форма записи решения столбиком получится такой:
- Объясните школьнику, что остатком считается последнее число для деления, которое меньше делителя. Конец записи будет таким: 9:2=4 (1 — остаток).
Оглавление
Деление натуральных чисел с остатком через последовательное вычитание
Найти неполное частное и остаток от деления натуральных чисел можно, выполняя последовательное вычитание делителя.
Суть этого подхода проста: из элементов имеющегося множества последовательно формируются множества с требуемым количеством элементов до того момента, пока это возможно, количество полученных множеств дает неполное частное, а количество оставшихся элементов в исходном множестве – остаток от деления.
Приведем пример.
Пример.
Допустим, нам нужно разделить 7 на 3.
Решение.
Представим, что нам нужно разложить 7 яблок в пакеты по 3 яблока. Из исходного количества яблок мы берем 3 штуки и кладем их в первый пакет. При этом в силу у нас остается 7−3=4 яблока. Из них мы опять берем 3 штуки, и кладем их во второй пакет. После этого у нас остается 4−3=1 яблоко. Понятно, что на этом процесс заканчивается (мы не можем сформировать еще один пакет с требуемым количеством яблок, так как оставшееся количество яблок 1 меньше нужного нам количества 3). В итоге мы имеем два пакета с требуемым количеством яблок и одно яблоко в остатке.
Тогда в силу можно утверждать, что мы получили следующий результат 7:3=2 (ост. 1).
Ответ:
7:3=2 (ост. 1).
Рассмотрим решение еще одного примера, при этом приведем лишь математические выкладки.
Пример.
Разделите натуральное число 145 на 46, выполняя последовательное вычитание.
Решение.
145−46=99 (при необходимости обращайтесь к статье вычитание натуральных чисел). Так как 99 больше, чем 46, то проводим вычитание делителя второй раз: 99−46=53. Так как 53>46, то вычитаем делитель третий раз: 53−46=7. Так как 7 меньше, чем 46, то еще раз провести вычитание мы не сможем, то есть, на этом заканчиваем процесс последовательного вычитания.
В итоге нам потребовалось из делимого 145 последовательно вычесть 3 раза делитель 46, после чего получился остаток 7. Таким образом, 145:46=3 (ост. 7).
Ответ:
145:46=3 (ост. 7).
Следует заметить, что если делимое меньше делителя, то мы не сможем проводить последовательное вычитание. Да это и не нужно, так как в этом случае мы можем сразу написать ответ. В этом случае неполное частное равно нулю, а остаток равен делимому. То есть, если a<b, то a:b=0 (ост. a). Например, 47:73=0 (ост. 43). А при делении с остатком 12 на 36 неполное частное равно , а остаток от деления равен 12.
Еще нужно сказать, что выполнять деление натуральных чисел с остатком рассмотренным способом хорошо лишь тогда, когда для получения результата требуется провести небольшое количество последовательных вычитаний.