Как научить ребёнка говорить букву «р»

Первые проблемы.

Первые проблемы начались во время службы в армии. Это было в 2011 году. В то время по ТВ шла передача про Бородача, охранника из магазина. Помните? Так вот, он картавил. Я картавил не так сильно, но мог с легкостью спародировать Бородача. Меня многие сослуживцы просили произнести: Александггг Гггодионович Богггодач. Это было смешно, я на это не обижался, люди шутили по доброму, но мне это конечно порядком надоело.

Но после службы, всё нормализовалось и никто по этому поводу ничего не говорил. Ну может быть за спиной, как у нас любят

Можно ли научиться картавить

Во время работы над своим произношением, одних упражнения не достаточно, важно ещё подключить голову и осознать, как же правильно выговаривать, необходимы Вам звук. Зачастую, люди работающие наоборот над получением ясного звука Р, обращаются к специалистам врачебного направления

А иногда, даже к гипнотизерам, ведь, все проблемы, как известно, у нас в голове. Проговорите в голове, что у Вас всё получается, и Вы делаете правильно. Кроме самовнушение, необходимо выполнять постоянно тренировки с упражнениями. К уже сказанным, можно при желании добавить действия с водой. Возьмите стакан с водой и прополощите гортань, издавая звук Р, потом повторите эти же действия, только исключив воду. Звук при этом, должен получаться вибрирующим. Одна из действенных рекомендаций, произношение и изучения скороговорок на французском языке. Их достаточно большое количество, Вы найдёте легко в интернете, либо в специализированной литературе. Конечно, отдавая предпочтение стишкам с наиболее частым использованием эр звуков. Возможно, Вы и не догадывались, но искажение русской буквы Г, весьма эффективно помогает в данной цели. К примеру, проговорите пару раз слово шахта, сфокусируйтесь на образе его звучания. Затем скажите букву Х, но отдельно от слов, после таких манёвром, у Вас не только начнёт получаться картавить, но и произношение станет звонче. При правильном выполнении рекомендации, всё быстро получится, если нет, не отчаивайтесь. Пробуйте проговаривать картаво такие слова, как хром, хворост, хрен и тому подобное. При помощи таких хитрых уловок, прибавляя к ним все выше перечисленные уроки, гарантируется достижение цели в короткие сроки. Только не останавливайтесь на пол пути и всегда работайте над собой!

Картавость — что это?

Умение четко формулировать и выражать мысли и чувства вслух, а не только на бумаге, умение рассказать о своих размышлениях, обобщить их результаты и сделать выводы не даются человеку при рождении, этому можно и нужно научиться

Преподавателям, юристам, психологам, научным сотрудникам очень важно красиво и связно говорить. Умение убеждать устным словом необходимо врачам, артистам, адвокатам и всем руководителям

Картавость – «народный» термин, которым обычно обозначают сложность с произношением звуков «Р» и «Рь». В медицине существует другое название – ротацизм. Существует несколько видов ротацизма, но чаще обсуждают два вида:

  • Велярное, когда слышно горловое произнесение звука «Р». В этом случае вибрация осуществляется небной занавеской около корня языка.
  • Увулярное, когда «Р» произносится грубо с надрывом, появляется рычащий звук. Вибрация в этом случае осуществляется маленьким язычком.

Помимо этого, выделяют грассирование – мягкое произношение как-бы по-французски без участия языка за счет горловой вибрации.

Положение речевого аппарата при правильном произношение звука «Р»

Артикуляция при произношении «Р» напоминает артикуляцию шипящих звуков. Отличается она большим напряжением кончика языка и его вибрацией в точно направленной мощной воздушной струе.

При произнесении звука «Р» губы или полураскрыты, или находятся в положении для произнесения звука, который следует в слове за «Р». Зубы разомкнуты. Передний край языка должен принять форму ложечки, быть поднят к основанию (корням) верхних зубов и вибрировать под давлением выдоха. Боковые края языка в этот момент прижаты к верхним коренным зубам, а его задняя часть (корень языка) опущена и отодвинута назад к мягкому небу, которое поднято и закрывает собой носовой проход. Голосовые связки сомкнуты и активно вибрируют, что можно почувствовать, положив ладонь на гортань.

Артикуляция при произнесении мягкого «Рь», который чаще встречается в русском языке, отличается от артикуляции твердого «Р» некоторым подъемом к небу и продвижением вперед средней части спинки языка.

Варианты нарушений при картавости

  • Полное отсутствие звука «Р».
  • Горловое «Р» происходит за счет неправильной вибрации кончика язычка.
  • «Р» звучит как «РЛЬ». Это боковое произношение.
  • «Р» произносится в нос, гнусаво, слышно «НГ», из-за речевого выдоха через нос, в то время, когда корень языка плотно прижат к мягкому небу.
  • Одноударное «Р» без раскатистого звучания, когда происходит только один удар кончиком языка об альвеолы – одноударный ротацизм.
  • Одно- и двустороннее щечное «Р» с примесью постороннего шума за счет вибрации щеки – боковой ротацизм. Это происходит, когда между верхними зубами и боковыми краями язычка образуется щель, через которую выходит струя воздуха на выдохе.
  • Замена «Р» на другие звуки в произносимых словах (параротоцизм) – «Д», «Л», «Г», «Ы», «Й» или смягченное произношение сочетания звуков, например вместо «РО» – «РЁ» или вместо «РА» – «РЯ».

Основные причины картавости

Медики не считают картавость болезнью в прямом значении этого слова, тем не менее, определение причин картавости и способов ее устранения – прерогатива врачей, в том числе логопедов. Устранить картавость, которая может мешать коммуникации, быть причиной различных комплексов, стать в будущем препятствием при выборе специальности (вряд ли можно стать картавым диктором на радио или телевидении) правильнее всего в дошкольном детстве. Речевой аппарат ребенка обычно полностью формируется к семи годам. Но, даже будучи взрослым человеком, надо выяснить, как перестать картавить, чтобы победить этот недостаток (не хочется называть его словом дефект).

Причины картавости бывают как медицинские, так и психологические:

  1. Наследственный фактор.
  2. Недостаточно развитое речевое дыхание у детей, ребенку трудно сделать глубокий вдох во время произношения слов.
  3. Укороченная подъязыковая уздечка, которая ограничивает движение кончика язычка и передней части спинки языка. Это ограничение искажает произносимые звуки и приводит к появлению картавости.
  4. Слабость мышц языка или даже их частичный парез, что сопровождается неумением выполнять определенные движения.
  5. Снижение обычного слуха. Недостаточность слухового восприятия с детства. Проблемы с фонематическим слухом.
  6. Копирование ребенком речи взрослого человека, который картавит.
  7. Воспитание и обучение ребенка в двуязычной семье, когда может происходить нарушение структуры язычка. Путаница в голове малыша в способах произношения разных звуков на разных языках провоцирует картавость.

Этиология возникновения и характерные признаки

Причины появления отклонения отличаются в зависимости от его видов. Наиболее часто дефект возникает под влиянием одного из следующих факторов:

  • на фоне длительной хронической инфекции, что приводит к физическому или нервному истощению;
  • в результате недосмотра в детском возрасте, ребенка не научили говорить правильно;
  • в случае смешанных браков, когда мама и папа общаются на разных языках;
  • как подражание близкому человеку;
  • неправильной артикуляции;
  • недоразвития фонематического слуха.

Отдельно рассматриваются причины органической картавости: нарушения прикуса, роста зубов, аномалии языка. Их классифицируют на наследственные и приобретенные.

Классификация причин ротацизма:

  • механические (неправильный прикус, твердое небо, гипердонтия);
  • акустические (ребенок путает созвучные «р» и «л»);
  • подражательные;
  • наследственные;
  • неврологические (связаны с патологическими процессами в головном мозге);
  • функциональные: недоразвитость мышц аппарата речи и короткая уздечка языка.

Каждый из видов дислалии характеризуется конкретными симптомами. Так, патология может заключаться в трудности произношения свистящих и шипящих звуков – сигматизм и парасигматизм. Это могут быть фонемы , , , . Если трудности только с постановкой звука , — это ротацизм и параротацизм. Для патологии заднеязычных звуков , , , , , существует определение гаммацизм, каппацизм, хитизм и т. д. Одновременно с этими главными признаками человек может заменять звонкие звуки на глухие или смещать их. Аналогичным образом происходит замещение мягкого на твердый или перестановка.

Ротацизм – это отдельный вид картавости, который заключается в нарушении произношения звуков «р» и «рь». Он сложен для воспроизведения, потому что в процессе задействованы разные части языка. Ему не свойственно быть врожденным, поэтому избавление от патологии проводится с помощью регулярных занятий с логопедом.

Ротацизм бывает велярным и сопровождается вибрацией края мягкого неба; увулярным с колебаниями язычка неба. К причинам его появления относятся патологии слухового аппарата, частичный паралич мышц языка, слишком короткая уздечка языка и его слабые мышцы. При таком расстройстве фонема может быть полностью исключена из речевого оборота или искажена горловым («французским»), боковым произношением. Возможна ее замена на звуки л, й, ы, г, в.

Терапия подбирается в соответствии с жалобами пациента. Отличие горлового произношения от нормы можно услышать, попросив ребенка долго произносить этот звук с открытым ртом. Лечение ротацизма направлено на увеличение подвижности органа с помощью комплекса упражнений, укрепление мышц, ответственных за его амплитуду. Как быстро человек будет переставать неправильно произносить звуки, зависит не только от типа нарушения, но и добросовестного выполнения упражнений, подобранных специалистом.

Лечение картавости в домашних условиях

Чем раньше вы начнете заниматься этой проблемой, тем лучше. В некоторых случаях приходится обращаться к стоматологу, хирургу и логопеду. Надеяться, что с возрастом картавость пройдет, не следует.

Эти упражнения помогут если не исправить картавость в домашних условиях, то улучшить произношение. Рекомендуется проделывать их каждый день.

  • широко улыбнитесь и водите языком в стороны по внутренней поверхности верхних зубов. Не закрывая рот, двигайте языком вперед-назад по небу, возвращаясь каждый раз к зубам;
  • высуньте язык на нижнюю губу и быстро облизывайте ее, при этом старайтесь издавать гортанные звуки;
  • поочередно раскатисто произносите: «р-р-р-р-р-р», «рь-рь-рь-рь-рь», «ри-рэ-ра-ро-ру-ры», «лра-лро-лру-лрэ-лры»;
  • отрабатывайте ударные слоги в начале слов р: «рот», «рама», «руль», в середине слов: «нора», «конура», «пари», безударные в начале слов: «пара», «карусель», «мера»;
  • так же проговаривайте скороговорки с проблемным звуком, например: «рыла свинья белорыла, тупорыла. Полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла, до норы не дорыла. На то Хавронье и рыло, чтобы она рыла», «скороговорун скроговорил, выскороговаривал, что все скроговорки перескороговорит, перевыскороговорит. Но заскороговорившись, выскороговаривал, что всех скороговрок не перескороговорить, не перевыскороговорить»;
  • логопед должен подобрать несколько упражнений, благодаря которым вы научитесь правильно выговаривать проблемные звуки. Это долгая работа, за один вечер вы ничего не исправите. Но 15-ти минутные занятия помогут избавиться от картавости в домашних условиях уже через несколько месяцев

Конечно, домашние занятия не принесут такого результата, как занятия с профессиональными логопедами, но при старании самостоятельно можно исправить картавость у взрослого человека. Вот пример нескольких упражнений для тренировки:

  • медленно произносите звуки «тэ», «лэ», «дэ». Проговаривайте их одним словом «тэлэдэ», пытайтесь четко выговаривать эти звуки, наращивайте скорость произношения, не теряя четкости;
  • потом начинайте проговаривать «дэтэдэ». Первое «дэ» будет произноситься, как обычно, без напряжения, а второе — так, чтобы кончик языка касался бугорка десны над верхними зубами. Делайте это упражнение медленно, не торопясь, в течение 7 минут;
  • ускорьтесь, пока не почувствуете, что у вас получается произносить звук «р»;
  • после первых успехов можно приступать к произношению слов с буквой «р»: «дробь, дротик, дроссель, дрофа, дрожь, дрова, трос, троллейбус, тромб, ведро, бедро, мудро, метро, хитро»;
  • после успехов с предыдущими словами, начните тренироваться с более сложными: «смрад, трамвай, стрижка, страх, разряженный, тархун, разбойник, борозда, трешка».

Для большей результативности эту тренировку стоит повторять три раза в день.

Как лечат картавость у ребенка?

  • массаж языка;
  • логопедический массаж;
  • механические вибрации передней части языка;
  • регулярные упражнения;
  • артикуляционная гимнастика;
  • соблюдение тактильного контроля.

Подведем итоги

Все вышеперечисленные упражнения нужно делать регулярно, иначе никакого результата добиться вы не сможете. Фиксируйте успехи выразительным чтением и пением. Будьте здоровы и читайте полезную информацию на нашем сайте о том, как научить ребенка разговаривать.

Ребенок и взрослый картавят: что делать?

Ротацизм также может развиваться по пришествии времени. Если ребенок начал картавить, но ранее данный дефект отсутствовал, возможно, причина кроется в желании подражать стилю речи взрослых. Конечно, это не значит, что нужно изолировать ребенка от всех членов семьи и работников детского сада или школы, ведь вернуть правильное произношение поможет только комплексная логопедическая коррекция.

Кроме этого, существует ряд обязательных упражнений, которые можно выполнять самостоятельно без наблюдения у специалиста. Эти занятия направлены на:

  • Устранение дефектов речи.
  • Общее укрепление ротовой полости и речевого аппарата.

Нередко ротацизм проявляется у подростков:

  • Если вы задались целью, перестать картавить в 14 лет, необходимо знать о том, что чем быстрее вы предпримете комплекс процедур, тем выше шанс на избавление от дефектов речи.
  • Ведь невозможность произносить звуки не только создает массу комплексов, которые не без того приобретают дети в 13-15 лет, но и ставят крест при выборе множества профессий.

Поэтому придерживаясь следующих практик, вы сможете значительно улучшить свою речь уже за первые 2 мес. ежедневных выполнений. При этом не стоит забывать, что все методики необходимо делать перед приемом пищи или спустя час.

Поскольку при отсутствии выдержки данного временного интервала, занятия не будут иметь большой пользы на нейропсихологическом уровне. Также необходимо избегать любых вещей, которые смогут вас отвлекать:

  • Музыка.
  • Просмотр фильма и телепередачи.
  • Разговоры с семьей или по телефону.
  • Социальные сети.
  • Более того, вы должны четко понимать, что без вашего желания результат не появится. Именно поэтому к занятиям нужно относиться крайне внимательно и ответственно и делать все от себя зависящее.

Для того чтобы устранить дефект в детском и подростковом возрасте, необходимо соблюдать следующие правила:

  • Получить консультацию и комплекс занятий у логопеда.
  • Трижды в день без выходных и пропусков выполнять упражнения, направленные на развитие речевого аппарата.
  • Выполнять практику и соблюдать все рекомендации специалиста, не забывать о том, что занятия надо начинать по истечению часа после приема пищи или перед трапезой.
  • Регулярно посещать стоматолога во избежание деформации прикуса.

Для того чтоб определить существует ли данный дефект в речи вашего ребенка, внимательно проследите за тем, как он произносит звук «Р». Правильным считается:

  • Расслабленные губы.
  • Язык подымается на уровень верхних губ и принимает позицию арки.
  • При произношении звука чувствуется вибрация.
  • Язык двигается при речи.

Бывает, ребенку сложно начать выговаривать звук самостоятельно. В этом случае эффективны не только наблюдения у логопеда и регулярные занятия, но и постоянная практика. Скороговорки отлично развивают речевой аппарат, стимулируя малыша к тому, чтобы его язык всегда принимал правильное положение в процессе упражнений и при общении в повседневной жизни.

Для того чтобы увеличить эффективность и контролировать положение губ и языка, рекомендуется применять следующие методы, сидя перед зеркалом с хорошим освещением:

  • Поднимите язык к небу и найдите бугорки, расположенные над верхней частью зубов.
  • Произнесите звук «Д», одновременно стуча кончиком языка по данному месту.
  • Продолжая выполнять упражнение, сымитируйте звук мотора, добавив к звуку «Д» звук «Р».
  • Спустя пару секунд оставьте только звук «Р» и продолжайте выполнять упражнение в течение 2-х минут 3 раза в день.

Также эффективны следующие способы развития речевого аппарата:

  • По очереди попытайтесь растянуть губы в разные стороны.
  • Достаньте языком верхнее и нижнее небо.
  • Далее проведите языком по ротовой полости в разных направлениях, и повторите данное упражнение с открытыми губами.
  • Также с открытым ртом прижмите кончик языка к верхнему небу и, не останавливаясь, прислоните язык полностью.

Также развитие картавости у подростков может быть вызвано недостатком речевой практики в младшем возрасте

Поэтому для того, чтобы устранить дефект речи, важно не только увеличить количество вербальных контактов, но и применять следующие практики для постановки языка в правильную позицию при разговоре:

  • Подражайте звукам животных, пробуя рычать без остановки. При этом наблюдайте за положением губ и языка. Не нужно напрягать горловые связки и увеличивать голос, поскольку это может. спровоцировать травму. Если рычать пока не получается, применяйте звук «Т» в комплексе с «Р».
  • Выговаривайте скороговорки с содержанием буквы «Р», а также слова с содержанием этого звука. Но следите за тем, чтобы буква не была заглавной.
  • Учите сложные географические названия с большим содержанием буквы «Р».

Этиология речевого расстройства

При правильном произношении «Р», язык должен подниматься к небу около передних зубов. Так появляется вибрация, что дает этот звук. Проблема с «Р» у взрослых начинаются в детстве. Основные причины картавости – это:

  • травмы – дефект кончика или уздечки;
  • травмы шейного отдела позвоночника;
  • гипоксия при родах;
  • гидроцефалия;
  • внутричерепное давление;
  • нарушения слухового аппарата;
  • воспалительные изменения слухового аппарата;
  • врожденная тугоухость;
  • патологии фонетического слуха;
  • нарушенный прикус или отсутствие зубов;
  • короткая уздечка;
  • параличи, парезы;
  • патологии неба;
  • задержки речевого или психического развития;
  • «заячья» губа;

Другой причиной является развитие ребенка в окружении людей с нарушенным слухом и речью. Так малыш уже с самого раннего детства слышит и привыкает к неправильному произношению. Картавость – это не серьезное логопедическое нарушение, при помощи курса логопедической помощи оно полностью исправляется.

Таким образом можно выделить четыре основные группы причин ротацизма:

  • Механическая. Патологии строения артикуляторного аппарата.
  • Подражательная. Ребенок копирует неправильное произношение от родителей.
  • Акустическая. Неправильный фонетическое восприятие звука «Р».
  • Неврологическая. Патологии отделов речи мозга человека.

Прежде чем, логопед разработает курс, как избавиться от картавости, необходимо точно определить причину ее развития или появления.

Избавляемся от проблемы

Если вы действительно хотите избавиться от дефекта речи, то примите тот факт, что упражняться нужно будет регулярно, только так проблему можно будет минимизировать, а, со временем, и вовсе про нее забыть. Итак, что делать?

Во-первых, начинать нужно с небольшой разминки, при этом, каждое упражнение необходимо повторять не менее двух минут подряд, желательно, перед зеркалом.

  • Широко открываем рот и начинаем двигать языком вверх-вниз, при этом обязательно дотягиваясь его кончикам сначала до нижнего, а затем до верхнего неба.
  • С той же позиции сменяем движение языка: справа налево.
  • Поочередно начинаем растягивать губы таким образом, как будто бы вы пытаетесь выговорить звук «у» и «и».
  • Широко открываем рот и прижимаем язык самым кончиком к верхнему небу.
  • Теперь, наоборот, прижимаем всю поверхность языка к небу.

Итак, теперь начинаем выполнять основной блок упражнений

«Воздушный бой». Широко открываем рот, язык выдвигаем вперед и укладываем его на нижнюю губу. При этом стараемся произнести звук «Ф» таким образом, чтобы струя воздуха была максимально узкой. Специалисты утверждают, что это одно из самых главных упражнений в комплексе для тех, кто стремится, как можно скорее избавиться от картавости.

«Сладкоежка». Рот открываем максимально широко, а нижнюю челюсть с помощью рук фиксируем так, чтобы она была неподвижна. Затем, из такого положения, стараемся облизнуть верхнюю губу, при этом язык должен оставаться в широком положении. Движения сверху-вниз, при этом, не помогайте себе челюстью, крепко удерживайте рукой.

«Индюк». Снова открываем рот, широкий язык укладываем на нижнюю губу. Теперь, необходимо в быстром темпе пытаться ее облизать в направлении вперед-назад, при этом, добавить голос: должен получиться звук, похожий на индюшачье «гоготание».

«Рычание»

Чтобы избавиться от картавости, очень важно научиться правильно «вибрировать» языком и ртом. Для этого открываем рот, кончиком языка дотягиваемся до верхнего неба и, не изменяя положения, пытайтесь протяжно произнести звук «д-д-д»

Со временем, в конце можно добавлять «р», чтобы получалась что-то вроде рычания «д-р-р-р».

«Набор слов». Теперь, когда звук «р» начнет проскальзывать в правильной форме, ни в коем случае не забрасывайте упражнения, а переходите к перечислению набора слов, в котором используется буква «р». В конце каждого сеанса упражнений повторяйте 10-15 таких слов, например «ведро-трактор-троль-трек-крот-трос-бедро-метро-тромбон-патрон-мудро-дротик» и так далее.

Как избавиться от шепелявости

Визит к врачу

Шепелявость часто является следствием простудного заболевания, аллергии или проблем с носовыми пазухами. Поэтому желательно провериться и при необходимости пролечиться у лора: возможно, шепелявость исчезнет, как будто ее и не было.

Артикуляционная гимнастика

Исправить произношение можно, регулярно уделяя время специальным упражнениям:

  • расположить язык таким образом, чтобы он находился на нижних зубах, слегка прикасаясь к внутренней стороне губы. Несильно постукивать по языку верхней челюстью;
  • сложить язык во рту таким образом, чтобы он напоминал лодочку. Попытаться произнести звук «з»;
  • слегка высунуть язык и положить его на нижнюю челюсть. В таком положении пропеть «ля-ля-ля-ля».

Для тех, чья проблема именно звук «ш», существует такая гимнастика;

  • тщательно прожевать воздух, не открывая рта;
  • улыбнуться «во весь рост», но не разжимать зубы;
  • сложить губы трубочкой;
  • попеременно то улыбаться, то складывать губы в трубочку.

Общие рекомендации при дефектах речи

Существует несколько правил, следование которым будет полезно при любом речевом дефекте:

  1. Читать вслух, петь, играть в спектаклях, разыгрывать небольшие сценки дома.
  2. Заниматься йогой, плаваньем, карате, медитацией.
  3. Не ограничивать себя в общении.
  4. Ежедневно тренироваться в проговаривании сложных звуков.
  5. Не стесняться обратиться к логопеду, если в этом возникает необходимость.

О том, что молчание золото знают все. Но правило не действует, если молчание вызвано скованностью и неуверенностью в себе. Сложности в произношении исчезнут тогда, когда они перестанут восприниматься как непреодолимое препятствие. А для этого нужно говорить, говорить и еще раз говорить.

Этиология

В нормальных условиях язык поднимается вверх к небу в районе передних зубов, и с помощью вибрации образуется звук «р». Чаще всего у взрослых людей, страдающих картавостью, нарушение речи возникло в детстве. Возможные причины при этом следующие:

  • травматическое поражение языка – дефект кончика, уздечки и др.;
  • травмы шейного отдела или гипоксия во время родов;
  • гидроцефалия или повышение внутричерепного давления;
  • патологии слухового анализатора – врожденные заболевания, воспалительные изменения, тугоухость и сниженный слух, нарушение фонематического восприятия;
  • приобретенные и врожденные нарушения прикуса;
  • отсутствие некоторых зубов;
  • непропорциональный размер челюсти – слишком длинная или короткая;
  • укороченная уздечка языка;
  • атония или паралич мышц языка;
  • неправильное формирование твердого неба;
  • задержка речевого или психического развития;
  • врожденное аномальное формирование губ – «заячья губа»;
  • генетическая предрасположенность − наличие патологии у родителей.

Другая важная причина − взросление ребенка и формирование речи в среде, где многие люди имеют нарушения слуха и произношения. В этом случае малыш с детства воспринимает искаженное звукопроизношение как правильное.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector