Важно знать: как научить ребенка разговаривать в 2 года
Содержание:
- Аналоги Таваника
- Что мы можем сделать как родители
- Когда нужно заниматься постановкой звука Р?
- Развитие вербальных способностей
- Главные этапы развития речи у малыша
- Тревожные звоночки
- Как научить ребенка говорить букву Ш
- Советы: как научить ребенка говорить
- Стимулы для формирования речи
- 1 Причины
- Какие специалисты помогут?
- Что делать если ребенок не говорит
- Плохие примеры того, как учить ребёнка говорить: распространённые ошибки
Аналоги Таваника
Аптечная сеть располагает большим количеством аналогов Таваника 500 мг, обладающих широким спектром действия от отечественных и зарубежных производителей. Реализуются они в виде:
- синонимов;
- дженериков;
- комбинированных средств.
Такое разнообразие заменителей Таваника 500 значительно расширяет возможности проведения лечебных мероприятий при инфекциях, сопровождающихся воспалительными явлениями различной степени тяжести.
Список аналогов Таваника дешевле с ценой и страной производителем.
Аналог | Стоимость в рублях | Страна производитель |
Таваник | 1000-1600 | Франция |
Левофлоксацин | 260-655 | Россия |
Азитромицин | 110-250 | Россия |
Глево | 170-570 | Индия |
Цефтриаксон | 25-70 | Россия |
Амоксиклав | 340-500 | Словения |
Супракс | 500-860 | Италия |
Леволет | 400-450 | Индия |
Сумамед | 250-500 | Хорватия |
Авелокс | 550-2400 | Германия |
Вильпрафен | 520-600 | Франция |
Ципрофлоксацин | 20-40 | Россия |
Клацид | 650-950 | Италия |
Еще чем можно заменить Таваник при пневмонии и других инфекциях, сопровождающихся воспалением? Дополнить список можно следующими антибиотиками:
- Флексид;
- Ремедиа;
- Аугментин;
- Лефлобакт;
- Тамифлю;
- Ципролет;
- Флексид;
- Моксифлоксацин;
- Цифран;
- Флемоксин.
Среди аналогов и заменителей Таваника 500, есть антибактериальные средства нового поколения, оказывающие более эффективное действие на бактериальную микрофлору.
Что мы можем сделать как родители
Говорите со своим ребенком как можно больше — это один из самых очевидных результатов многочисленных исследований, посвященных развитию детей.
Связь между словами и умом была обнаружена в результате одного весьма экстравагантного исследования. В ходе эксперимента специалисты вторгались в жилища семей каждый месяц в течение трех лет и фиксировали каждый аспект вербальных коммуникаций между родителями и их детьми. Они измеряли величину словарного запаса, его разнообразие, прирост, частоту речевых взаимодействий и эмоциональное содержание речи. Благодаря этому исследованию, в котором участвовало более 40 семей, было сделано 2 важных вывода:
Количество и разнообразие слов имеют значение. Золотой стандарт 2100 слов в час
Разнообразие произносимых слов практически так же важно, как количество произносимых слов
Вы можете усилить языковые навыки следующими итерациями: посмотреть на младенца, подражать его смеху, звукам и выражению лица, поощрять его попытки говорить своим повышенным вниманием. Дети, чьи родители говорили с ними в позитивной манере, богатым языком и регулярно,знали в два раза больше слов, чем дети,с которыми разговаривали только при необходимости!
Беседа повышает IQ. Если с детьми разговаривают в начале их жизни, это тоже повышает коэффициент их интеллекта, как показывают исследования даже после вычета влияние такого важного фактора, как достаток семьи
К трем годам коэффициент интеллекта выше в 1,5 раза удетей, с которыми активно общались родители.
Когда нужно заниматься постановкой звука Р?
В некоторых случаях деткам не удается произносить отдельные сложные звуки, например, «Р». Логопеды предостерегают от просьб произнести звук Р: ребенок может перейти на горовое произношение, которое очень трудно исправляется.
А вот упражнения делать можно и даже нужно. Для Р нужен сильный кончик языка, хороший подъем и сильная воздушная струя. Упражнения такие:
- «Почистить верхние зубки»: рот в улыбке приоткрыт, язычком «чистим» зубки;
- «Лошадка»: пощелкать язычком, рот приоткрыт, нижняя челюсть неподвижна;
- «Барабанщик»: постучать за верхними зубками и произносить «ДДД», рот приоткрыть.
Ну и конечно, не помешает консультация логопеда. А вообще, можно не волноваться за звук Р до 4,5-5 лет, если все остальные звуки в норме.
Кстати, многие родители успешно учат с детьми коварный звук Р через звукоподражания и важные для ребенка слова:
Развитая моторика и артикуляция, правильное дыхание, хороший слух, зрительный контакт и понимание — все это помогает сформировать полноценную речь ребенка.
18.10.2011
Подборку составила Сибмамуля
Обновлено и дополнено 03.09.2020
о детях от 1 до 3 лет Другие статьи автора
Развитие вербальных способностей
Основа для развития вербальных навыков — это постоянное общение с родственниками. У родителей, которые являются хорошими собеседниками и могут подолгу вести монолог, ребенок начинает разговаривать намного быстрее, чем в семьях, где мама предпочитает заниматься своими делами и не любит разговаривать со своим малышом.
На формирование речевого аппарата также влияет мелкая моторика. Нужно почаще делать массаж пальчиков, играть в игры с мелкими предметами, использовать специальные методики для развития моторики.
Постоянное общение
Чтобы научить малыша говорить в раннем возрасте, маме нужно постоянно разговаривать с ребенком, рассказывать ему о том, что вокруг него происходит. К примеру, на кухне можно комментировать процесс приготовления пищи. Одеваясь на прогулку, объяснять, как называется тот или иной элемент одежды, произносить цвета и качества предметов.
При этом рекомендуется разговаривать с грудничком, как со взрослым собеседником, даже если он еще не может поддержать разговор. И обязательно хвалить его, если он пытается повторить звуки, произнесенные взрослыми. Это будет стимулировать малыша на дальнейшее развитие.
Знакомство с алфавитом
Годовалому ребенку уже можно показывать буквы, ведь его начинают интересовать окружающие звуки и он пытается их воспроизводить. Занятия должны проходить в игровой форме, и если малыш не готов длительное время сидеть возле мамы и изучать буквы, то не нужно его к этому принуждать.
Мама должна объяснять ему, как «делает машина», «говорит кошка (собака, корова)». При этом следует научиться быть терпеливой и не требовать от своего ребенка слишком многого. Повторять слова нужно в доброжелательном тоне. Во время чтения сказок нужно дать карапузу посмотреть картинки в книге и объяснить, что на них нарисовано и какую они имеют связь с прочитанным.
Пальчиковая гимнастика
Речевой центр располагается в коре головного мозга рядом с областью, управляющей движениями рук и пальцев. Поэтому, стимулируя конечности, можно оказывать положительное воздействие на развитие речи. Рекомендуются такие упражнения:
- «Ладони на поверхности». Кроху нужно усадить за стол и положить ручки ладошками вниз. Мама говорит «раз» — пальцы врозь, «два» — вместе.
- «Пальчики здороваются». Кроха сидит с вытянутыми руками и на счет «раз» соединяет все пальчики правой и левой руки, потом поочередно указательный с указательным, мизинец и мизинцем и т. д.
- «Человечек». Пальчики поочередно «бегают» по столу, имитируя ходьбу человека.
- «Очки». Карапуз должен показать, как выглядят очки, приставив пальцы к лицу.
- «Деревья». На счет «раз» — руки над головой, пальцы вместе. На счет «два» — пальцы растопырить. «Три» — руки перед собой, соединить тыльной частью, пальцы должны быть внизу (показать корни дерева).
- «Паук». Согнуть пальчики и медленно перемещать их по столу (как ползет паук).
- «Стол». Сжать кулачок и накрыть его ладошкой другой руки.
- «Прятки». Ребенок должен сжимать и разжимать кулачки.
- «Апельсин». Под стишок «Мы делили апельсин» малыш должен поочередно загибать пальчики.
- «Ну-ка братцы». Одна ручки разжата, а указательный палец другой руки поочередно постукивает разжатые пальчики на другой.
- «Алые цветы». Кроха должен соединить обе ладошки, а затем медленно раскрыть пальчики (как будто открывается цветок) и покачать ими. После этого пальчики закрываются (цветок засыпает).
- «Белка». Поставить руки перед собой ладошками вверх. Правая рука должна находиться на весу, а указательный палец левой водит по ладошке, а потом загибает пальчики правой в порядке очереди: белочка на тележке продаёт вкусные орешки — лисичке-сестричке, мишке толстопятому, воробью пернатому.
- «Мостик». Малыш поднимает руки над головой ладошками друг к другу, а затем скрещивает пальцы до горизонтального положения, соединяет средние и безымянные пальчики (мост разводят).
- «Ромашка». Пальчики левой и правой руки переплести между собой, а потом прямые пальцы развести по сторонам (лепестки ромашки).
- «Бочонок с водой». Малыш сжимает левую руку в кулачок, оставляя небольшое отверстие, а затем повторяет то же самое с правой рукой.
- «Пчела». Указательными пальчиками поочередно делать вращательные движения по кругу.
- «Солнечные лучики». Поднять руки над головой, скрестив пальчики вместе, а затем развести пальцы в стороны.
Главные этапы развития речи у малыша
От того, насколько малыш сможет свободно использовать свой родной язык, можно судить об уровне его умственных способностей и общем развитии, а также об успешности во взрослом возрасте. Именно по этой причине стоит развивать речь младенца с самого раннего возраста, следя за правильностью и грамотностью произношения (в соответствии с возрастом) и скоростью расширения словарного запаса у малыша. При этом родители не должны тратить время впустую, действуя при этом совершенно вслепую. С самого начала им нужно определить, какие этапы в развитии речи имеются у ребёнка.
Этапы развития речевых функций у малыша
Первый из них развивается с самого рождения и заканчивается в год. Такой этап развития малыша можно назвать довербальным. До возраста в три месяца ребёнок способен лишь воспринимать окружающие его звуки, а также голоса и речь близких для него людей. Но уже в это время у него развита потребность в активном общении.
Чем чаще будет происходить разговор родителей и ребёнка, тем быстрее у него разовьётся потенциал к переходу на следующий этап развития речи. При всём этом произносить слова нужно исключительно нежно, ласково, с улыбкой на лице
Это очень важно для закладки будущей дикции малыша
К возрасту 6 месяцев ребёнок начинает активно осваивать искусство диалога. С самого начала он начинает активно произносить слова и слоги, которые способен понять только он. С их помощью он способен показывать на те предметы, которые необходимы ему для игры и увлекательной деятельности. По-своему называет ребёнок и близких для него людей, а со временем и некоторые действия. Родители обязаны не переходить на язык своего малыша, а стараться называть окружающие предметы правильно.
От одного года и до трёх лет происходит этап развития, когда начинает активно развиваться речь. Ребёнок старается научиться составлять из слогов полноценные слова и понимать их полное значение. В это время ему уже не обязательно видеть тот предмет, который он попросил у взрослого. Он способен самостоятельно назвать нужную ему вещь. На этом этапе развития он может быстро отвечать на вопросы взрослых людей, так как в это время он уже понимает смысл полного предложения.
В возрасте с трёх до семи лет малышу нужно пройти этап, который обозначен развитием речевого общения. В это время родной язык малыш начинает активно осваивать самостоятельно посредством игр и познания окружающего его мира.
Взрослые должны помнить о том, что на этом этапе развития речевых функций они должны грамотно оперировать словами и предложениями, стараться ответить на вопросы, которые может активно задавать малыш.
При всём этом разъяснения должны проходить не однозначно, а красноречиво, с большим количеством примеров.
Если родители приложили максимум усилий к правильному развитию ребёнка, то в ближайшем будущем он сможет отблагодарить их хорошей успеваемостью и отметками по всем предметам в школе.
Тревожные звоночки
Надо сразу объявить, что есть задержка речевого развития (ЗРР), а есть — задержка психо-речевого развития (ЗПРР). В первом случае малыш отстает от ровесников только в развитии речи. В других сферах ребенок развивается просто замечательно. Как правило, такой малыш отлично общается с окружающими при помощи жестов и звуков. Все понимает, контактен, сообразителен… Просто молчалив.
Если же вы замечаете, что дело не только в речи… Ситуация значительно серьезнее. Однако, и тут все может выправиться к 4-5 годам.
На что обратить внимание:
Малыш плохо понимает речь. В 2 года — это ненормально. Он может не говорить, но если вы замечаете, что двухлетке тяжело воспринимать слова на слух, если он часто путает бытовые слова… Идите к специалисту. Малыш не выполняет просьбы. Вообще. Не показывает по просьбе ни собачек, ни машину, ни маму, ни коляску. Не приносит по просьбе предметы. У ребенка нет указательного жеста. Совсем нет! Он ничего не показывает, даже без просьб. В норме указательный жест появляется до года. Если появился чуть позже года — тоже не беда. Но если — только после 1,5 лет… К специалисту. Также плохой звоночек — если малыш не умеет просить. В этом возрасте дети прекрасно понимают, кто поможет им достать желаемое. Берут маму за руку, ведут в нужное место, указывают пальцем на заветный объект и смотрят на маму. Даже годовалые карапузы способны просить. Указывать на предмет и смотреть на кого-то из взрослых. Если же дитя только подходит к желаемому и орет, не вступая ни с кем в контакт… Это плохо. Также должна насторожить плохая мелкая моторика (не собирает пирамидки и т.п.), неуклюжесть, неуверенная ходьба. Плохо, если ребенок не умеет делиться радостью, не приносит маме что-то интересное. Плохо, если малыш не смотрит на реакцию мамы, если происходит что-то необычное. Плохой звоночек — малыш с удовольствием повторяет большие абстрактные слова (или целые фразы!), но не использует речь в жизни. Например, может ходить и повторять не к месту слова стихов или песен, но не освоил самую основу — «мама», «папа», «дай», «кашка», «бух» и т.п. Маму должны насторожить странные движения малыша перед глазами, стереотипные игры. Например, ребенок целыми днями закрывает и открывает дверь по многу раз. Это очень размытый пункт, так как имеются ввиду навязчивые движения
Обратите внимание, может ли малыш поддержать простейшую ролевую игру? Кормить куклу из ложечки? Мыть и укладывать спать? Здоровые дети обычно способны на такие игры в 1 год. Отзывается ли ребенок на свое имя? Легко ли вам играть со своим малышом? Если вы возьмете несколько игрушек и устроите мини-спектакль, используя простую речь — ему будет интересно? Хоть на минуту? Если нет — это может указывать на сложности восприятия речи
Вас должны насторожить взмахи руками, как крылышками, при выражении эмоций. Хождение на носочках. Тремор рук и подбородка. Раскачивания. И подобные неврологические нарушения.
Я описала самые яркие тревожные «звоночки». Однозначно, здесь — не все. Некоторое может заметить только специалист — по тому, как малыш воспринимает новую информацию. Как анализирует задания. Как и куда смотрит во время обучения. Насколько осознанный контакт глазами.
Поэтому даже если ничего из вышеописанного у ребенка нет — все-таки лучше сходить к хорошему неврологу.
Как научить ребенка говорить букву Ш
Еще один «проблемный» среди детей звук «Ш»
Важно начать обучение как можно раньше, что бы не упустить момент и вовремя скорректировать произношение. Начинаем с артикуляционной гимнастики
- «У стоматолога». Ребенок максимально широко открывает ротик, и фиксирует положение на 15 секунд. Повторяем 10 раз. Упражнение укрепляет нижнюю челюсть.
- «Забор». Улыбаемся, верхнюю челюсть ставим на нижнюю. Фиксируем на 20 секунд, мышцы лица стараемся расслабить.
- «Улыбка». Сомкнув зубы, пытаемся растянуть губы в улыбке на 5-10 секунд, повторяем 10 раз.
- «Хоботок». Губы вытягиваем в трубочку как можно дальше. Повторяем 10-15 раз
После разминки приступаем к языковому изучению:
- «Лошадка». Язык прижимаем к небу и клацаем, имитируя лошадь.
- «Часы».Поворачиваясь влево – вправо, повторяем «Тик-Так»
- «Жабка» Делаем движения языком вперед – назад.
- Придумайте свою словесную игру с шипящими звуками.
- С малышом общайтесь без «сюсюкань» с грамотным произношением.
Советы: как научить ребенка говорить
Итак, вот ряд основных советов:
- Как бы вы ни были заняты, не прекращайте общения с ребенком. Комментируйте свои действия, будь то приготовление завтрака, уборка квартиры, ожидание мужа с работы или купание в ванночке карапуза.
- Доказано, что развитие мелкой моторики положительно влияет на развитие речи. Введите в распорядок дня обязательным пунктом игры с использованием разнообразных предметов: гладких, шершавых, мягких, более твердых, шуршащих, липких и т. д. Необязательно при этом отдавать большие деньги на приобретение развивающего коврика для игр. В Интернете всегда можно найти массу идей для изготовления подобных игрушек.
- Для занятий очень важны не только слуховые упражнения, но и визуальные. Для этого можно проводить небольшие инсценировки или мини-спектакли с использованием игрушек и предметов ежедневного обихода.
- Познакомьте ребенка со звуками окружающего мира. Расскажите ему, как делает корова, кошечка, паровоз и т. д. Чтобы такое занятие проходило более эффективно, используйте для наглядности карточки с изображением обсуждаемого предмета.
- Изучая слова и объясняя их значение ребенку, активно применяйте язык жестов. К примеру, рассказывая ему о зиме и морозе, потирайте руки, как будто вы замерзли, а говоря, что вам или кому-либо больно, можно прикрыть руками лицо, изображая плачь.
- Способствуйте общению вашего карапуза с детками, которые уже освоили речь. Это могут быть как сверстники, так и дети несколько старше.
- Когда ребенок начнет осваивать свои первые слова, старайтесь понемногу избавляться от общения с помощью указывания на предмет рукой или пальцем. Приучите его к тому, что вы откликаетесь на просьбу лишь тогда, когда он скажет «Дай», а еще позже, к примеру, «Мама, дай мне игрушку».
- Рассказывайте крохе стишки, прибаутки, пойте песенки. Одно произведение может использоваться неделями. Позже можно намеренно допускать ошибки или запинки в воспроизведении для того, чтобы ребенок смог вам помочь вспомнить правильный вариант.
- Не игнорируйте вопросы со стороны ребенка. Также будьте внимательны к его попыткам что-то вам рассказать. Так вы не только поддерживаете у него интерес в этом не простом деле, но и продолжаете развивать его.
Стимулы для формирования речи
Чтобы быстро научить говорить ребенка до 3 лет, нужно всячески стимулировать его к произношению слов и общению. Для этого существуют простые, но действенные способы:
Отказ от соски. Груднички, сосущие соску, намного позже начинают разговаривать, чем дети, которым этот предмет вообще незнаком. Все дело в том, что время длительного сосания мышцы, участвующие в формировании речи, практически не развиваются.
- Расширение словарного запаса. Если двухлетний малыш говорит уже некоторые слова, нужно чаще показывать ему что-то новое и обязательно подробно объяснять назначение этого предмета, расширяя его словарный запас.
- Подвижные игры. У детей первых лет жизни психика еще недостаточно окрепла, чтобы выдерживать занятия и спокойно сидеть на одном месте в течение длительного времени. Поэтому изучение новых слов должно проходить исключительно в форме игры.
- Артикуляционная гимнастика. Рекомендуется тренировать мышцы языка с помощью специальных упражнений (сложить губы трубочкой, дуть на кусочек ваты при помощи соломинки, слизывать языком варенье, издавать цоканье, надувать щеки).
- Словесное отзеркаливание. Маме нужно повторять все фразы и слоги, которые произносит её кроха, а потом проговорить свои слова, чтобы ребенок их повторил. Эта веселая игра поможет ребенку 2—3 лет быстрее заговорить.
Стимуляция конечностей. Логопеды убеждены, что игры с мелками предметами приводят к раннему развитию речи у ребенка. Можно заниматься рисованием на рассыпанном песке, крупе, нанизывать на ленточку маленькие бусинки, делать пальчиковую гимнастику, чтобы стимулировать нервные окончания на пальцах рук ребенка.
- Ежедневное чтение. В годик малыш будет активно рассматривать красочные картинки, а с возрастом начнет внимательно слушать сказки и пересказывать их.
- Разучивание детских песенок. Плавность фраз и положительные эмоции стимулируют развитие речевого аппарата.
- Отсутствие фоновых звуков. Во время занятий телевизор или компьютер должен быть выключен, чтобы кроха не отвлекался на посторонние звуки и не засматривался на мелькающие кадры.
- Специальное произношение неправильных слов. Этим способом нужно пользоваться во время чтения хорошо знакомых ребенку стишков или рассказывания сказок. Например, нужно сказать, что посадил дед не репку, а кепку, и дать возможность малышу поправить запутавшуюся маму.
- Речь без упрощений. Если мама в присутствии ребенка будет называть машину «бибика», а котлету — «кета», то и малыш запомнит упрощенные вариации слов и будет произносить их на подсознательном уровне.
Замена жестов словами. Если малыш вместо того, чтобы ответить, просто кивает или показывает пальцем на предмет, нужно сделать вид, что мама не понимает его жестов, тем самым подталкивая его к произнесению слова. Однако не стоит впадать в крайность и доводить ребенка до слез.
Проявление заинтересованности. Многие мамочки хотят научить ребенка говорить в 3 года, но при этом не воспринимают всерьез его попытки к словесным объяснениям. Нужно не только проявлять инициативу в общении с маленьким собеседником, но и быть для него внимательным слушателем, задавать вопросы, искренне выражать эмоции и восхищаться, когда он что-то пытается рассказать.
Не следует пускать формирование вербальных навыков на самотек, чтобы к школьному возрасту у ребенка был необходимый запас слов и знаний. В случае возникновения ситуаций, когда необходима помощь специалиста, не стоит отказываться от нее и пытаться самим выровнять ситуацию. Итак, поводами для беспокойства должны стать такие моменты:
Непонимание ребенком 1 года, что к нему обращаются. Также кроха не может показать пальчиком на свою маму, когда его просят об этом.
Полное отсутствие речи в два года.
- Невозможность произнесения элементарных фраз трехлетним малышом («мама, дай», «хочу пи-пи»).
- Повышенное слюноотделение после 3 лет.
- Неумение улыбаться или высунуть язык.
- Упрощение слов ребенком 3 лет (машина — «би-би», пить — «пи», конфета — «кета»).
- Искажение слов до неузнаваемости после 3 лет.
- Гнусавое произношение слов или фраз.
- Нехватка воздуха. Малыш добирает его во время произношения фразы.
Кроме всего прочего, для стимулирования вербальных навыков у ребенка не нужно разрешать ребенку наблюдать за чужими играми на компьютере, включать планшет мультиками и окружать его игровое пространство другими устройствами, в которых он становится не активным участником, а пассивным наблюдателем. Залогом развития речи ребенка является постоянное общение, развивающие игры и увлекательные занятия. Если после нескольких месяцев занятий не видно никаких результатов, нужно обратиться за помощью к специалисту.
1 Причины
Современные логопеды условно делятся на 2 группы: одни считают, что детям до 5 лет помощь специалистов не нужна, если ребенок плохо говорит не в следствие серьезных проблем, другие советуют решать вопрос как можно раньше, аргументируя это тем, что тогда гораздо легче скорректировать проблему. Но нужно помнить, что без попыток разговорить ребенка самостоятельно, специалист мало чем поможет.
Психологи и врачи утверждают, что четких возрастных рамок, когда малыш должен заговорить, нет — некоторые начинают лопотать уже в 1,6-2 года, а словарный запас других в 2 года и 4 месяца составляют 30-50 слов.
Самые распространенные причины молчания ребенка 2-3 лет, требующие коррекции:
Причина Описание Проблемы со слухом Он может быть просто снижен, тогда ребенок реагирует на шум, звонкие громкие звуки, но плохо слышит речь и, соответственно, у него возникают трудности с ее формированием Патологические состояния органов ротовой полости Короткая уздечка языка, аденоиды, расщепление неба. Они мешают малышу издавать звуки, вызывают дискомфорт
Нарушения в работе мозга и центральной нервной системы Эти патологии могут возникать в следствие родовых травм и замечаются родителями и специалистами уже в первый год жизни малыша. Такие проблемы требуют постоянного контроля взрослых
Аутизм На сегодняшний день нет единого мнения, откуда он появляется — одни склонны винить прививки, другие — генетические сбои, третьи — дефицит общения или нарушения связи ребенка со взрослым в первые месяцы жизни. Дети-аутисты живут в своем мире и у них нет потребности общаться с окружающими
С ними необходимо работать детским психологам, неврологам, психотерапевтам
Стресс из-за появления маленького брата или сестры Далеко не все дети переносят новость о новом члене семье радостно, особенно если родителям не удается распределить свое внимание между детьми равномерно. Поэтому кроха может отказываться разговаривать, оставаясь «маленьким» и требуя таким способом внимания к своей персоне
Родителям нужно уделить внимание его психическому состоянию, уверить его, что он любим и все так же нужен, прекратить давить на него и требовать ответственности и соответствия их ожиданиям
Недостаток внимания от «своих» взрослых Когда ребенок часто слышит «Тише», «Помолчи», «Не до тебя сейчас», «Я так устала» и его настойчиво пытаются сделать «удобным», он с большой вероятностью замкнется в себе, будет сидеть тихо в углу, никому не мешать своими разговорами и действиями. В это же время у него развиваются комплексы, основанные на недолюбленности и ощущении ненужности. Родителям нужно проанализировать свое поведение и если они объективно понимают, что сами отбили охоту говорить, — менять тактику своего поведения как можно быстрее
Замещение живого общения мультиками и другими развлечениями, которые обеспечивают современному человеку гаджеты Такие способы проводить время в 90% случаев провоцируют задержки речевого развития.
Это не означает, что от них нужно отказаться, но они не должны быть единственным или доминирующим источником, откуда ребенок черпает информацию
Моральный дискомфорт Неблагоприятная атмосфера в семье: напряжение отношения между родителями, ссоры, крики, отсутствие одного из родителей, гиперопека — крохе мешают получать собственный опыт, завышенные требования к ребенку провоцируют отказ разговаривать.
Кроме этих причин есть другие, не требующие вмешательства и отображающие индивидуальные особенности ребенка:
Причина | Описание |
Генетика | Если кто-то из родителей ребенка начал говорить в 3 года или даже в более позднем возрасте, то с большой вероятностью малыш унаследует такую особенность |
Темперамент ребенка | Более спокойные и флегматичные дети склонны созерцать и начать общаться позже, это те дети, о которых говорят «молчал-молчал, а потом начал выдавать целые предложения».
Темперамент передается генетически, поэтому родителям нужно в первую очередь проанализировать себя |
Брат или сестра-близнец | Такие дети начинают говорить позже, потому что у них всегда есть рядом самый близкий человек, который их понимает |
Комфорт в семье | Ребенку комфортно и его близкие понимают его по звукам, жестам и простейшим словам. В таком случае он не хочет разговаривать, потому что у него нет в этом потребности.
При этом такой малыш сам все понимает, выполняет просьбы родителей, без особых проблем находит предметы, животных и людей, о которых его спрашивают или просто упоминают в беседе |
Пустышка | Находясь постоянно во рту малыша, она мешает ему разговаривать.
Сосание ее может способствовать нарушению артикуляции. С отказом от соски многих детей «прорывает» на разговоры. |
Какие специалисты помогут?
Если у ребенка обнаружены подобные проявления, главное, не упустить сроки. Современная медицина и педагогика наполнена методами развития речи и устранения проблем. Необходимо пройти комплексное обследование. Сначала посетить педиатра, который поможет с направлениями к нужным специалистам:
- Отоларинголог (лор). Исключит дефекты органов слуха, артикуляции. В случае выявления проблемы направит на дополнительные исследования, посоветует посетить сурдолога.
- Невролог. Поможет разобраться с проблемами развития нервной системы ребенка, с отклонениями в психических процессах. Назначит комплекс всевозможных исследований, одни из них аудиограмма, эхограмму, энцефалограмма. Выпишет медикаментозные препараты, способствующие развитию мозговой деятельности.
- Логопед-дефектолог. Проверит возможные аномалии артикуляционного аппарата, уровень развития речи. Порекомендует родителям различные упражнения для язычка, а также тактику вызывания речи у деток.
Специалисты помогут собрать общую картину формирования ребенка и разобраться, действительно ли присутствуют отклонения.
Что делать если ребенок не говорит
Если у ребенка отсутствуют серьезные патологии, в силах каждого родителя помочь своему малышу начать разговаривать. Ниже приведены рекомендации специалистов, которые помогут разговорить самого молчаливого карапуза.
Советы логопедов
- Побуждайте ребенка к общению. Старайтесь больше разговаривать с малышом. Называйте предметы, которые видите вокруг, старайтесь проговаривать ребенку слова медленно и четко.
- Старайтесь общаться с ребенком правильно, не коверкая слова.
- Поощряйте и хвалите малыша за любые звуки, и пробы произнести слова.
- Задавайте открытые вопросы: кто нарисован на картинке? Как зовут эту куклу? Какого цвета эта машина?
- Не торопите его с ответом. Дождитесь ответа малыша, не перебивайте его, опережая с ответом на заданный вопрос.
- Старайтесь больше читать малышу книги и рассказывать сказки. Это обогатит его словарный запас и будет способствовать речевому развитию.
- Пойте простые песенки. Напевание песен вместе с малышом также положительно скажется на развитии его речи.
- Занимайтесь артикуляционной гимнастикой. Старайтесь уделять упражнениям ежедневно 10-15 минут. Этого времени будет достаточно для того, чтобы малыш научился управлять своими губами и язычком.
- Учите малыша правильно дышать. Правильное речевое дыхание поможет ему научиться верно произносить звуки, а затем слова.
Речевой вдох нужно производить носом, речевой выдох – ртом.
Упражнения для развития речи в 2 года
Дыхательные упражнения.
Эти упражнения помогут сформировать правильное речевое дыхание.
«Подуй на снежинку»
Скатайте из бумаги или салфетки несколько шариков. Предложите малышу представить, что это снежинки. Положите из на ладонь ребенку и предложите подуть на снежинки, так чтобы они слетели с ладошки малыша.
«Бабочка»
Вырежете из бумаги или салфетки бабочку и закрепите ее на нитку. Держите нитку в руке и дуйте на бабочку, так, чтобы она «летала». Попросите малыша подуть на бабочку самостоятельно.
«Кораблики»
Сделайте кораблик из бумаги. Налейте воды в таз или детскую ванночку. Дуйте на кораблик, создавая на воде волны.
Упражнение на развитие артикуляционного аппарата
«Заборчик»
Широко откройте рот, растягивая губы в улыбке, таким образом, чтобы были видны сомкнутые челюсти. Зафиксируйте губы в таком положении на несколько секунд.
Попросите малыша повторить за вами. Чтобы упражнение было веселее выполнять, читайте такой стишок.
Зубки ровно мы смыкаем
И заборчик получаем,
А сейчас раздвинем губы –
Посчитаем наши зубы.
«Слоненок»
Вытяните губы трубочкой, изображая хобот слоненка. Челюсти при этом должны быть плотно сжаты. Задержите губы в таком положении на 5 секунд. Попросите малыша повторить за вами. Покажите ему, как должен быть правильно сомкнут рот и вытянуты губки.
Пока малыш выполняет упражнение, читайте ему стишок.
Подражаю я слону
Губы хоботом тяну…
Даже если я устану,
Их тянуть не перестану.
Буду долго так держать,
Свои губы укреплять.
Игры на развитие моторики
Простые упражнения на развитие двигательной активности в сочетании с произнесением стишков также хорошо стимулируют речевую активность.
Мы идем по кругу, посмотри,
И шагаем дружно: раз, два, три.
Мы скачем по дорожке, меняя часто ножки.
Поскакали, поскакали: скок, скок, скок,
А потом, как аисты встали – и молчок.
Итак, если ребенок в возрасте 2 лет не говорит, родителям в первую очередь следует выяснить, есть ли у малыша тяжелые речевые патологии, физиологические или психологические причины нарушения речи
Если таковые имеются, важно обратится к специалистам: логопеду, дефектологу, детскому неврологу
Если малыш лишь незначительно отстает в речевом развитии от сверстников родителям важно обеспечить карапузу развивающую среду и всячески стимулировать его речевое развитие при помощи занятий. Посмотрите видео, где логопед подробно рассказывает о том, почему ребенок может не разговаривать в 2 года и как ему помочь начать говорить
Посмотрите видео, где логопед подробно рассказывает о том, почему ребенок может не разговаривать в 2 года и как ему помочь начать говорить.
https://youtube.com/watch?v=p9jcZ98M_H0
Плохие примеры того, как учить ребёнка говорить: распространённые ошибки
Главная ошибка родителей при задержке речевого развития — отрицание проблемы. Если 3-летний ребёнок говорит мало, невнятно, путает слова и переставляет звуки — это свидетельствует о патологии, которая не разрешится сама по себе. Малышу нужно помочь, обследовать его у специалиста и заниматься с ним. Чем раньше это произойдёт, тем быстрее кроха догонит сверстников.
Чего не следует делать:
- пытаться выполнять все рекомендации специалиста сразу — это может вызвать у малыша стресс или отрицание (даже если большую часть времени ребёнок проводил перед экраном телевизора, нельзя резко запрещать его просмотр; это лучше делать постепенно, выбирая развивающие мультфильмы);
- заниматься без согласия ребёнка (все занятия должны проходить в игровой форме, заставить учиться — плохой способ мотивации);
- раздражаться, если сразу ничего не получается или малыш отказывается играть, отвечать, слушать сказку (причиной молчания может быть обида на крики и обвинения);
- унижать ребёнка (от родителей требуется поддержка, похвала даже за маленькие успехи);
- ругать за неудачи и пугать походом к врачу (последствиями такого поведения может стать боязнь неверного произношения и намеренное пропускание определённого слова в речи, зацикленность на ошибочном варианте).