Как научить ребенка осознанно читать и пересказывать

Содержание:

Маленькие хитрости, которые помогут лучше запомнить содержание

  1. Читая текст, рисуйте мысленно картину — подробно, в красках, с запахами и звуками. Так, при прочтении художественного произведения мысленно можно даже кино снять. Это поможет лучшему запоминанию образов и описанных в тексте событий. 
  2. При чтении не проговаривайте слова вслух и не старайтесь повторять ключевые моменты сразу, в процессе чтения. Это мешает целостному восприятию текста.
  3. Если текст сложный, попробуйте читать вслух и «с чувством, толком, с расстановкой».
  4. Большой текст уместно разделить на части (но не более 7) и пересказывать части отдельно.
  5. Психологи утверждают, что содержание текста лучше откладывается в памяти, если читать перед сном. Этот совет пригодится, если вы работаете над пересказом объемного текста, а в запасе есть 1-2 дня.
  6. Найдите «благодарного слушателя». Если ваш пересказ слушают с интересом, пересказывать легче.

И главное — пересказу невозможно научится сразу, за один день. Тут важна планомерная, постепенная и постоянная работа. Ведь умение пересказывать пригодится не только в школе, но и в дальнейшей жизни. 

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:

Пересказ по картинкам

Когда ребёнок освоит пересказ с вашей помощью, переходите к пересказу по картинкам. Прочитайте сказку или рассказ и предложите малышу рассмотреть красивые иллюстрации, попутно вспоминая, что там произошло. Если в книге нет картинок или они недостаточно информативны, можно нарисовать их самостоятельно. Не забывайте подсказывать ребёнку слова и фразы, если у него не складывается рассказ.

Отличный вариант обучения пересказу в игровой форме — когда взрослый сам изображает героев, которые что-то делают, а малыш озвучивает всё, что происходит. Это не только полезно для развития, но и очень весело! 

Учимся пересказу в 5-7 лет

Приступая к обучению дошкольников старшего возраста, постарайтесь строить занятия, придерживаясь следующего плана:

  1. Подбор текста, соответствующего возрасту. Рассказ должен быть интересен ребенку, вызывать эмоциональный отклик. В первое время выбирайте истории, которые содержат больше активных действий. Позднее, когда ребенок станет уверенно их пересказывать, следует начать тренироваться и на текстах с большим количеством описаний.
  2. Выразительное прочтение. Это того, как взрослый прочитает текст, напрямую зависит, насколько увлеченно ребенок будет его слушать и, соответственно, запоминать.
  3. Выяснение непонятных слов и речевых оборотов, их разъяснение, подбор синонимов. На этом этапе расширяется словарный запас дошкольника, происходит знакомство со словами и выражениями, обладающими переносным смыслом.
  4. Обсуждение героев рассказа, их поступков, мотивов и пр. Это позволит ребенку «погрузиться» в атмосферу текста, лучше понять героев и причинно-следственные связи описываемых событий.
  5. Составление плана пересказа. Этот прием научит ребенка выделять ключевые моменты в рассказе, отличать главное от второстепенного.
  6. Пересказ. Завершающая стадия вашего занятия, скорее всего, не вызовет особых затруднений у ребенка, при условии, что все предыдущие этапы были пройдены. Однако если ему все еще трудно пересказать текст даже после предварительного разбора, то вам стоит более плотно проработать пункты 3 и 4, т. к. сложности с пересказом чаще всего возникают по причине:
  • небольшого словарного запаса;
  • неумения анализировать и понимать текст.


усложнить задачу

Рекомендации, изложенные выше, пригодятся и тем родителям, которые только после начала школьного обучения поймут, что их дети испытывают трудности, связанные с пересказом текста. Ведь часто мы думаем, что научившийся читать ребенок автоматически способен понять, запомнить и пересказать несложный прочитанное. Однако ни сам факт того, что он умеет читать, ни скорость или техника чтения не нам этого не гарантируют.

Не ждите моментальных результатов от ваших занятий. Вполне возможно, вам не один раз придется перечитывать и анализировать один и тот же текст, прежде чем ребенок справится с его пересказом. Не стоит злиться или нервничать по такому поводу, со временем и этот рубеж будет взят.

Учим детей пересказывать

Чтобы пересказать текст, его нужно понять. Понимание текста начинается с его полного восприятия.

Но до чтения нужно разобраться с непонятными словами в тексте. Именно в этом заключается предварительная работа. Нужно выписать новые и сложные слова и разобрать их с детьми.

Запомните: текст для пересказа всегда читается дважды.

Первичное чтение

Первый раз мы читаем текст полностью, чтобы понять общий смысл

Любой текст посвящен одной теме или событию, поэтому важно прочесть его от начала до конца. Позаботьтесь, чтобы ничто не отвлекало ребенка от чтения

Дошкольникам и первоклассникам текст читают взрослые. Как только техника первичного чтения станет достаточно высокой, пусть ребенок читает сам. Младшие школьники читают текст вслух, а затем можно разрешать ребенку читать про себя.

После прочтения задайте ребенку несколько вопросов, чтобы понять целостность восприятия прочитанного:

— О чем текст (рассказ, сказка)?
— Что нового (интересного) ты узнал?
— Что произошло (описывается)?
— Кто главный герой?
— Что тебе больше всего запомнилось?

Разбиваем текст на смысловые части – составляем план. В научных текстах есть параграфы, и детям не составит труда их выделить. Называем части и определяем их содержание, читая выборочно начало и конец, кратко формулируя основные идеи.

Переходим к работе над образами, вспоминаем, как автор описывает те или иные события, зачитываем характеристики из текста. Рассматриваем иллюстрации, если они есть. Просим ребенка высказать свое мнение о прочитанном.

Далее нужно сделать небольшую передышку.

Часто родители сетуют: ребёнок не любит читать. Сделать из ребенка читателя — цель благая, и мы собрали советы психологов и писателей на эту тему.

Повторное чтение

Перед повторным чтением нужно сделать установку на пересказ: сейчас прочти (прочтем) еще раз, а ты постарайся запомнить и пересказать.

Художественные тексты читаем целиком, а научные можно разбить на смысловые части (параграфы) и пересказывать по частям.

Собственно пересказ

Важно не подглядывать, а пересказывать полностью самостоятельно. Не перебивайте ребенка

Выслушивайте его, учите его строить монолог. Если ребенок не знает, как начать, то задайте ему наводящий вопрос, но не учите первое предложение. После пересказа предложите заглянуть в текст, чтобы понять, что он забыл или пропустил, помогите ему.

Таким образом, пересказывается весь текст.

Виды пересказа

Школьники должны овладеть различными видами пересказа.

Вид пересказа

Особенности

Проблемы освоения

Как помочь детям

Подробный

Пересказ учебного или художественного материала близко к тексту.

Незнание, с чего начать.

Отсутствие эмоциональной окраски.

Неиспользование лексики текста, образных выражений.

Потеря деталей или отдельных событий.

Не заучивайте отдельные фразы

При анализе текста спросите, с чего начинается текст? Как еще можно было начать?

Обращайте внимание на средства выражения в тексте, просите их повторить.

Используйте метод схематизации.

Выборочный

Пересказ части текста, с целью ответа на вопрос.

Неумение выбрать нужный отрывок, пересказ всего текста.

Составляйте план текста, делите текст на смысловые части.

Сжатый

Краткий пересказ сути и основных событий.

Неумение передать коротко содержание текста, уход в подробный пересказ.

Учите выделять главные мысли. Составляйте план текста.

Творческий

Изменение текста и включение в него новых героев, диалогов, своей концовки, собственных выводов.

Неспособность придумать нового героя или концовку, сделать свои выводы.

Рассмотрите различные варианты действий, предложите подобрать героев из других произведений

Учите высказывать свою точку зрения с помощью наводящих вопросов:

— Что бы ты изменил?

— Хотел бы ты жить там и почему?

— Чтобы ты сделал, если бы оказался в этом месте?

Маленькие хитрости

Читайте текст с интересом, учите ребенка мысленно рисовать картинки.

С младшими дошкольниками можно рассматривать иллюстрации сразу при чтении, а с более старшими детьми иллюстрации рассматривают после прочтения.

Используйте схематизации или метод бутерброда после первого прочтения. Разрешите ребенку использовать свои зарисовки при пересказе.

Станьте благодарным слушателем. Подчеркивайте как интересно то, что рассказывает ребенок.

Пересказу нужно учить, начиная с дошкольного возраста. Этот навык не появляется за один день или месяц. Здесь требуется кропотливая постоянная работа. Однако этот труд будет вознагражден самостоятельным качественным выполнением домашних заданий вашими детьми в будущем. Согласитесь, что очень заманчивая перспектива.

Словесные игры в помощь

Для того чтобы улучшить навыки пересказа, используйте развивающие словесные игры. Они помогут улучшить память, словарный запас и красноречие, воображение и мышление.

  • «О чем письмо?». Напишите или напечатайте на листе текст письма, положите его в конверт и покажите ребенку. Скажите, что от бабули пришло письмо, и затем прочитайте его вместе с ребенком. Спросите его: «О чем оно?». Потом попросите рассказать о содержании письма папе. Помогайте ему наводящими вопросами.
  • «Где ошибка?». Прочитайте вместе какую-нибудь сказку или посмотрите мультфильм, а затем задавайте ребенку вопросы с ошибкой. Например, в сказке мальчик победил злого дракона и спас принцессу, а вы скажите ребенку: «Как жаль, что мальчик не смог справиться с чудовищем и спасти красавицу-принцессу, так ведь было?» Скорее всего, малыш вас исправит.
  • «Как ты думаешь, о чем?». Покупайте книги с иллюстрациями, и прежде чем начать читать, спрашивайте у ребенка, о чем, по его мнению, будет история? Таким образом вы будете развивать творческое мышление и воображение. А если его предположения оправдаются по ходу сюжета, он еще и будет рад, что догадался.

Чуточку теории: как не надо делать и что стоит знать

Не стоит учить ребенка пересказывать, заучивая отдельные предложения или даже абзацы. При полном понимании прочитанного он сможет сам раскрыть тему очень близко к тексту.

Даже правила, например, по русскому языку, проще заучить, если их понять.

Есть 3 вида пересказа:

  1. Сжатый. Выделение основной мысли, краткая передача сути рассказа.
  2. Выборочный. Очень схож с развернутыми ответами на вопросы.
  3. Близкий к тексту. Подробное изложение близко к источнику.

С какого лучше начать, надо исходить из возможностей ребенка, к чему он уже готов и что дастся ему легко, а после переходить к более сложным вариантам.

Независимо от возраста ребенка важно правильно выбрать произведение для обучения. Каким оно должно быть:

  1. Не слишком длинным.
  2. С интересным сюжетом и малым количеством действующих героев.
  3. Понятным.

Что надо делать на постоянной основе и желательно с раннего возраста:

  • Читать вместе с ребенком вслух и объяснять непонятные слова, подбирать им синонимы.
  • Больше говорить с ним развернутыми предложениями.
  • Заучивать стихотворения, скороговорки, песни.

Это расширяет словарный запас, развивает память, внимание, помогает запоминать сюжетный порядок слов

Младшие школьники. Рассказываем «своими словами»

Если раньше ребенку не удавалось уйти от простого заучивания текста (что само по себе полезно, поскольку развивает память), то теперь нужно учиться пересказывать текст «своими словами». Это сложный и важный этап, с которым многие дети не справляются без помощи родителей. Ведь нужно выделить главную сюжетную линию, уметь охарактеризовать героев, но при этом не упростить текст, не потерять образные выражения, использованные автором. Есть несколько приемов, которые помогут вам научить ребенка пересказу.

«По нарастающей»

Попросите ребенка пересказать текст тремя предложениями. Это заставит его найти главную сюжетную линию. Потом пятью предложениями, десятью, пятнадцатью – так добавится характеристика героев, рассказ об их чувствах и мыслях. Постепенно довести объем до двух третей исходного текста. Это поможет ребенку уйти от заучивания.

«Что на что похоже»

Художественное своеобразие текста важно не меньше, чем сюжетная линия. Попросите ребенка найти интересные сравнения в тексте: «старичок, похожий на гриб», «облака, как сахарная вата»

Если он их обратит на них внимание, то использует в пересказе

«Напиши свою историю»

Если предыдущие два упражнения непосредственно обучают пересказу, то третье учит творческому переосмыслению. Пусть ребенок подумает над тем, что было до начала пересказываемой истории и после ее завершения. Это не просто разбудит фантазию – дети в таком возрасте легко сочиняют истории, но сделают ее управляемой, ведь сочинять ему придется историю, в которой уже есть «заданные параметры» — герои со своими характерами и события, случившиеся с ними. Наконец, «дописывая» историю, ребенок вынужденно перескажет авторский текст своими словами.

Основные правила и методики обучения пересказа прочитанного текста

Лучше всего для тренировок пересказов текста выбирать сказку или рассказ. От правильно подобранного произведения зависит окончательный успех обучающего процесса. Оно должно соответствовать возрасту малыша, иметь небольшой объем, излагаться доступным языком. Сюжет должен увлекать хронологической последовательностью событий, персонажи – выделяться яркостью своих характеров. Приветствуется наличие иллюстрированных страниц.

Для начала малыш должен не пересказать, а просто рассказать о чем-либо. Примером может послужить любимая игрушка. Он должен описать ее внешний вид, наиболее важные особенности. В этот момент разрешается оказывать малышу помощь, задавая простые вопросы о размере, цвете и прочее. Такой тренинг станет прекрасным началом для пересказывания чужих текстов.

Вторым этапом пересказа должен быть небольшой текст, знакомый вашему малышу. И только потом разрешается переходить в малознакомым сюжетам, предварительно анализируя прочитанное.

Известные методики, используемые родителями при воспитании дошкольников, предоставляют перечень полезных советов и приемов, помогающих в обучении пересказыванию. Большинство из них применяется в методиках раннего развития:

  • текст должен читаться внимательно;
  •  если имеются картинки, их следует рассматривать и комментировать;
  •  после чтения проводится анализирование информации, при котором взрослый задает вопросы;
  •  ребенок выполняет пересказ прочитанного. При возникающих затруднениях взрослым разрешается задавать вопросы наводящего характера.

Ошибки родителей в обучении пересказа текста

В процессе обучения ребенка пересказу родители иной раз встречают сопротивление со стороны детей. Как правило, оно вызывается сильной назойливостью родителей, стремящихся услышать пересказанный практически дословно текст. Чтобы обучение проходило правильно, рекомендуем соблюдать определенные условия:

  •  в прочитанном произведении следует определять наиболее интересные и важные моменты;
  •  если у ребенка возникают трудности, можно вернуться к началу текста, прочитав несколько предложений;
  •  прочитав очередную часть. Необходимо задать ребенку вопрос о том, что прочитано. Малыш должен своими словами назвать наиболее главные и интересные моменты;
  •  дайте ребенку возможность ответить на вопрос одной фразой. Порой это довольно сложно, можно выдавать наводящие подсказки;
  • не стоит допускать, чтобы при ответе малыш старался воспроизвести прочитанное дословно;
  • обязательно составляйте примерный план пересказа полного текста;
  • предложите ребенку в игровой форме пересказать своими словами прочитанный текст;
  •  примерный план пересказа можно записать на бумаге. В процессе ответа не забывайте хвалить своего ребенка.

Обучение пересказу в 5, 7 лет: подходящая литература и объем информации

Вполне естественно, что сложности в пересказе возникают у наиболее маленьких читателей. По этой причине рекомендуется на первом этапе пользоваться специальным курсом «Книжная разминка.

Часть 1». Он состоит из восьми книжек-вертушек и девяти книжек-игрушек. Первая группа книг окажет малышу помощь в составлении сочетаний слов и целых предложений, замене одних слов другими с возможностью наблюдения, как поменяется смысл всего предложения.

С помощью таких тренировок ребенок начнет понимать значение роли слова в целом тексте. Книжки в виде игрушек представляют собой более усложненный лингвистический тренажер. Ваш ребенок начинает ознакомление с образованием новых слов, изменяя форму прилагательных, создавая новые слова при помощи суффиксов или приставок.

Такие упражнения и задания в игровых формах приводят к тому, что ребенок способен прочитать маленький текст, рассмотреть иллюстрации к нему, осознать полученную информацию и выполнить пересказ. Таким образом, формируется умение бегло читать и свободно пересказывать. Переходите к комплекту «Книжная разминка. Часть 2».

Взрослым необходимо помнить, что умение ребенком пересказать текст является важным инструментом создания личности, отличающейся творчеством и интеллектом.

Способы научить в младших и средних классах

Детей нужно приучать к чтению с раннего возраста

Все сложности, связанные с обучением малыша пересказу, взаимосвязаны между собой. Поэтому пути преодоления этих трудностей имеют единую направленность:

  • больше говорить с ребёнком (причём делать это нужно уже с рождения, ведь именно услышанное от родителей формирует первоначальные представления крохи о мире, впоследствии малыш начинает копировать действия взрослых, и тем самым у него быстрее развивается связная речь, которая нужна для передачи услышанной или прочитанной информации);
  • петь песни (все слова имеют свою мелодику, которая легче запоминается в песнях, кроме того, детские песенки строятся на доступных сюжетах, и малыш с лёгкостью сможет пересказать их);
  • вместе с ребёнком читать вслух (чтение прекрасно развивает память, без которой невозможно научиться пересказывать, и расширяет запас слов, необходимый для тренировки речи);
  • заучивать стихотворения наизусть (заучивание не только заставляет ребёнка сосредотачиваться, но и помогает запоминать порядок слов в соответствии с сюжетом произведения).

Основные рекомендации

Умение пересказывать услышанное или прочитанное не появляется само собой, его нужно развивать. Необходимо пополнять словарный запас.

Скудная речь не способствует богатому воображению. Речь малыша с маленьким багажом слов будет обрывочной и несвязной.

Трудно пересказать суть интересного события, оперируя десятком слов. Какие способы могут использовать родители?

Лучшим словарным источником для ребенка является речь взрослых, ведь большая часть его развития основана на подражании. Чтобы обогащать словарный запас малыша, нужно ввести в привычку изъясняться развернутыми предложениями. Например, вместо короткого “подай чашку”, можно попросить ребенка: “Пожалуйста, подай мне вот ту, голубую чашку с золотистой каемочкой, которая стоит возле чайника”. Занимаясь с малышом аппликацией, родители могут говорить, указывая жестами: “Солнышко приклей сюда. Теперь сюда приклей травку, а домик приклей тут же”. Вряд ли подобное обучение поспособствует развитию словарного запаса. Положительный результат можно получить, если говорить иначе: “Так как солнышко живет на небе, давай приклеим его вверху листа. Трава у нас растет внизу, на земле…”
Замечательным средством, пополняющим словарный багаж, является чтение. Улучшить речь малыша можно, читая ему книги с богатой речью, сложно-подчиненными предложениями, сравнительными оборотами и прилагательными. Хорошей тренировкой для ума станет классика: произведения Пушкина, Бианки, сказки братьев Гримм, а также рассказы Толстого, Пришвина, Носова. Нравятся детям стихи Сергея Михалкова, например, любимый многими “Дядя Степа”. Список замечательных, богатых лексикой произведений для детей, можно продолжать на свое усмотрение.
Отличный обучающий прием для развития логического мышления – это вопросы. Способов, как научить ребенка пересказывать с помощью вопросов, много. Прочитав книгу, можно спросить малыша о том, как зовут главного героя? Как он выглядит, какие качества проявляет? Чему могут научить его действия? Если ребенок затрудняется, взрослый должен помочь и показать, как можно пересказать прочитанное

Одеваясь на прогулку, можно спросить: “Куда мы с тобой пойдем? Какие игрушки мы с собой возьмем?” Важно задавать такие вопросы, на которые малыш не мог бы ответить односложное “да” или “нет”.
Гуляя на прогулке или лежа в кровати перед сном, можно предложить ребенку вспомнить и пересказать какой-либо сюжет. Это может быть история, произошедшая днем, просмотренный мультфильм или прочитанная книга

Хорошо бы устроить игру – “пересказ по очереди”. Взрослый первым начинает рассказ, но потом делает вид, что забыл, и просит малыша продолжить текст.

План работы над пересказом для детей постарше

Работа с текстом для учеников старших классов рекомендуют разбить на этапы.

Словарная работа.

Если речь идет о научной литературе, попросите ученика выписать все непонятные слова (обычно их выделяют). Теперь необходимо выяснить значение этих слов. В начале работы значение можно объяснить самому учителю/родителю. В дальнейшем лучше приучать ребенка пользоваться словарями и справочниками.

При прочтении художественной литературы этот этап можно опустить, поясняя незнакомые слова уже в процессе чтения.

Первичное знакомство с текстом.

На данном этапе важно выделить смысловые части. В научной литературе эти части уже выделены и отдельные части параграфов обычно объединены какой-то связующей мыслью, понятием

В научной литературе эти части уже выделены и отдельные части параграфов обычно объединены какой-то связующей мыслью, понятием.

Работу можно построить следующим образом: читаем первый абзац и отвечаем на вопрос: «О чем здесь написано?» Далее читаем второй абзац и снова отвечаем на вопрос.

К концу чтения мысленно составляется план текст, состоящий из выделенных ключевых моментов.

Для удобства составленный опорный конспект можно записать. В дальнейшем ребенок приучится уже просто запоминать ключевые пункты.

Обобщение впечатлений и совместный пересказ.

На этом этапе важно составить резюме, подвести итог, выявить цель и главную идею текста, спросить о том, какое впечатление произвел рассказ. 

Передышка минут на 5-10.

Теперь лучше отвлечься, переключить внимание на что-нибудь другое. Если дело происходит на уроке, учитель на данном этапе может предложить какую-то работу, не связанную с текстом

Например, дополнить биографию автора интересными сведениями, привести какие-то дополнительные примеры из жизни, связанные с темой урока.

  • Повторное чтение.
  • Собственно пересказ.

Тут важно не подглядывать в учебник/книгу, а попытаться составить пересказ, опираясь на опорный конспект. Если вспомнить даже начало никак не получается, попробуйте поиграть в ассоциации

Предложите ученику вспомнить и мысленно воссоздать ту обстановку, которая была при чтении: какие мысли крутились в голове, где располагался текст — на левой или правой странице, были ли там какие-нибудь картинки, фото, графические изображения, в начале страницы или с середины начинался следующий абзац и т.д

Если вспомнить даже начало никак не получается, попробуйте поиграть в ассоциации. Предложите ученику вспомнить и мысленно воссоздать ту обстановку, которая была при чтении: какие мысли крутились в голове, где располагался текст — на левой или правой странице, были ли там какие-нибудь картинки, фото, графические изображения, в начале страницы или с середины начинался следующий абзац и т.д.

Если речь идет о художественной литературе, попросите учеников вспомнить —— кого им напомнили герои, какие ассоциации вызвали образы, описанные в тексте, может учащиеся невольно сравнили описанные события с событиями из своей жизни.

После 2-3 минут таких размышлений можно заглянуть в книгу и пробежать глазами первые строки. Таким образом пересказываем весь текст.

Измениться самим, изменить среду, окружающую ребенка

Дети говорят на том языке, на котором изъясняются окружающие. Пару дней я послушала, как мы общаемся друг с другом и с грустью отметила, что в повседневной речи используется минимальный словарный запас, такой, чтобы тебя поняли окружающие. «Подай, пожалуйста, чашку. Ты пойдешь гулять?» Наречия и прилагательные вставляются в случае необходимости, сравнительные обороты — крайне редко. Речь наша предметна, унифицирована. Поэтому, если я хочу развить связанную речь у ребенка, раскрасить ее образными словосочетаниями, прежде всего, я сама должна говорить, используя все многообразие русского языка. Я стала следить за своей речью. Основной принцип – речь обогатить сравнительными оборотами и прилагательными, использовать сложно — подчиненные предложения и развернутые высказывания, говорить ярко и образно.
Это было сложно. «Подай, пожалуйста, синюю чашку с белой каемкой, стоящую на второй полочке в кухонном шкафчике». «Сегодня прекрасная погода! Солнце светит ярко, на небе ни тучки. Когда мы пойдем гулять в сквер, какие игрушки возьмем с собой? Может, кого-нибудь пригласим на прогулку?» На такой вопрос ребенок, согласитесь, уже не сможет односложно ответить «да – нет».
Это требует внимания и времени. Вы будете уставать говорить развернутыми предложениями, утомитесь подбирать прилагательные и образные сравнения, но постепенно это разовьется в привычку. Постарайтесь и других членов семьи переключить на такой раскрашено — развернутый способ общения.

Как научить ребенка правильно пересказывать?

Для того чтобы правильно проводить домашние занятия и получить хорошие результаты, родителям важно придерживаться определенных требований. В методике обучения пересказу разработан алгоритм проведения такого занятия:

  1. Подобрать произведение для пересказа лучше вместе с ребенком. На начальном этапе хорошо, если содержание будет обеспечено красочными иллюстрациями, которые помогут припомнить и восстановить последовательность событий.
  2. Если ребенок еще не научился читать, произведение ему читает взрослый. При этом необходимо яркое, увлекательное чтение, с передачей характерных интонаций, чтобы заинтересовать малыша. 
  3. После прочтения не надо торопиться начинать пересказ. Обязательно, при помощи вопросов, проанализировать вместе с ребенком прочитанное, выделить основную мысль, составить план пересказа: с какого события начинается рассказ или сказка, кто главные герои, в каких событиях они участвуют, чем они могут запомниться, почему понравился герой, как заканчивается произведение. 
  4. Школьнику, который умеет читать и писать, можно предложить самому написать короткий план, который поможет пересказать текст.
  5. Предложить ребенку выразить свое отношение к прочитанному: как бы он действовал на месте героя, знакомы ли ему эти события.
  6. Внимательно рассмотреть иллюстрации в книге, которые помогут зашифровать содержание прочитанного в мнемотаблицах.
  7. На первых порах можно пересказывать вместе с ребенком, при этом стимулируя его активность. Поощрять за удачно подобранные сравнения, эпитеты. Такое совместное пересказывание послужит для ребенка хорошим образцом.
  8. С целью поддержания интереса к заданию можно выложить мнемодорожку и прошагать по ней, пересказывая текст.
  9. Для развития связной речи, без которой невозможна работа над текстом, взрослый предлагает школьнику игровое упражнение «Запомни и скажи другими словами». Читающий школьник выбирает кусочек текста из 2-3 предложений, читает его, а потом пересказывает своими словами. Это же делает взрослый, если ученик еще неуверенно себя чувствует при чтении.
  10. После того, как проанализировали текст, подкрепили содержание мнемотаблицами, поиграли в синонимы, ребенку предлагается самостоятельно пересказать. Если возникнет необходимость, прочитать еще раз произведение или небольшие фрагменты из него. Подготовленный план в опоре на мнемотаблицы помогут маленькому школьнику вспомнить и воссоздать содержание.

Важно! Зачастую школьники затрудняются пересказать текст, так как не могут припомнить какое-либо слово, а заменить синонимом не умеют. Задача родителей ‒ развивать активный словарь детей

Для своевременного формирования у детей необходимых умений и навыков работу над пересказом лучше начинать как можно раньше. Об этом родители должны позаботиться, когда детки еще находятся в дошкольном возрасте. Дошколят учат читать стихи, рассказывать сказки, рассматривать книги с красочными иллюстрациями, активно общаться с членами семьи и сверстниками. Существует много различных средств, которые помогут обогатить словарный запас, развить связную речь, тем самым подготовить ребенка к пересказыванию текстов.

Причины сложностей с пересказыванием у ребёнка

Для развития умения пересказывать очень важно концентрироваться на прочитанном

Психологи и педагоги едины во мнении, что главной причиной трудностей с передачей своими словами смысла прочитанного у детей является неразвитая речь. Что же входит в это понятие?

  • Скудный словарный запас. Ребёнок не может объяснить словами свои поступки или прокомментировать действия других людей – от этого малыш часто начинает заменять слова жестами.
  • Ребёнок не общается со сверстниками. Именно в разговоре с приятелями малыш проявляет своё умение донести до собеседника свою мысль. То есть ему нужно говорить быстро и понятно. В общении с родителями этими требованиями во многом можно пренебречь, так как близкие всё равно дождутся конца твоей речи и будут прилагать все усилия, чтобы понять своё чадо. Дети гораздо менее терпеливы.
  • Малыш не умеет читать. Если ребёнок идёт в школу и при этом ещё не умеет читать, то будьте готовы к тому, что у него возникнут проблемы и с речью, и с пересказом. На определённом этапе развития детям необходим пассивный словарный запас, который формируется в процессе чтения. Таким образом, ребёнку мало общения со взрослыми и детьми, ему необходимо знание понятий, выходящих за уровень бытовой речи. Эта информация и приходит в процессе чтения.

Кроме неразвитой речи, существенной преградой для освоения пересказа является неумение ребёнка сосредотачиваться на одном виде деятельности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector