Жуем да пережевываем: когда и как приучить ребенка к твердой пище?
Содержание:
- Игровой процесс
- Почему возникают проблемы с жеванием?
- Жевательный рефлекс: когда формируется в норме?
- Как именно?
- Всё должно быть вовремя: мама, научи меня жевать, я хочу кушать!
- Решаем проблему
- Методы обучения
- Методики и способы
- Как научить есть твердую пищу: эффективные методы
- Как научить малыша жевать?
- Когда время упущено: мама, не хочу жевать!
Игровой процесс
Ребенка нужно заинтересовать. Игровой сюжет для приема пищи — это абсолютная норма. В процессе малышу можно рассказывать интересную историю, в которую он будет вовлечен. Хорошо известный всем «самолетик», летящий в «ангар», — реальный способ накормить ребенка без нервов и истерик
Однако важно понимать, что, если малыш начал отворачиваться, значит, он уже наелся. Докармливать его остатками пюре, даже если это единственная ложка, не нужно
Обучение малыша употреблению «взрослой», твердой пищи — действительно непростое занятие, требующее от родителей внимания и терпения. Помните, что вы помогаете своему ребенку сформировать один из самых важных навыков! На этом пути нужно стать малышу союзником. Кормление насильно вызовет отторжение. Обучить, пичкая невкусными пюре или заставляя доедать кашу, когда ребенок уже сыт, просто невозможно.
(2
оценок; рейтинг статьи 5.0)
Почему возникают проблемы с жеванием?
Основные причины того, что ребёнок не жуёт твёрдую пищу:
Позднее введение прикорма;
Но к твёрдой консистенции еды грудничку привыкнуть нелегко, на это требуется довольно много времени, поэтому промедление с введением прикорма часто становится причиной того, что ребёнок не хочет жевать еду, подаваемую кусочками.
Длительное преобладание в рационе малыша пюреобразной пищи;
Многие мамы боятся того, что ребёнок подавится или не сможет проглотить твёрдую пищу, поэтому долгое время кормят его протёртой или полностью размятой едой, а также злоупотребляют баночным пюре (это ведь так удобно!).
Безусловно, это расслабляет и никак не способствует тому, чтобы ребёнок научился жевать пищу.
По каким причинам ребенок может отказываться от твердой пищи, пищи с комочками?
Исходя из вышесказанного – это несоответствие размеров кусочков пищи возрасту ребенка. Скорее всего, ваша попытка раннего введения (до 5-6 месяцев) пищи с комочками будет неудачна, так как в этом возрасте у детей еще не угас сосательный рефлекс, и автоматически срабатывают защитные рефлексы. Ребенок еще не способен снять еду с ложки, не то что жевать. Если же малыш достиг 6 месячного возраста, у него прорезываются зубки, он проявляет интерес к пище, к посуде, а кормление пищей с комочками сопровождается отказом, ее выталкиванием изо рта, не отчаивайтесь – изо дня в день повторяйте свои попытки. Не каждое новое блюдо (например, овощное пюре) нравиться детям, и для того чтобы наконец-то его ввести в рацион требуется предпринять много попыток. Отнеситесь к этому с терпением – ребенку нужно время, чтобы привыкнуть к новым ощущениям. Ни в коем случае не предпринимайте насильных действий, не заставляйте малыша есть через силу – это не приведет ни к чему хорошему, у ребенка только закрепится негативное отношение к новой консистенции продукта и к приему пищи в целом. Многие детские психологи предлагают вариант «собственного примера»: перед тем как начать кормить ребенка сами съешьте первую ложку из его тарелки, всячески изображая удовольствие, показывая, как это вкусно. Все движения делайте медленно и выразительно, чтобы ребенок успел рассмотреть.
Ребенок может отказываться от кормления твердой пищей с ложечки, если это действие у него связано с неприятными ассоциациями, например, вы даете лекарства из этой же посуды. Поэтому постарайтесь давать лекарства, осуществлять малоприятные манипуляции (рассматривать зубки и прочее) другими предметами.
Отказ от твердой пищи, и рвотный рефлекс может вызвать неправильная техника кормления, а также неподходящий размер ложки для крохи. Глубокое введение ложки в рот, ее большой объем могут привести к раздражению корня языка, что непременно вызовет рвотный рефлекс. Эти ощущения крайне неприятны не только для детей, но и для взрослых. Не допускайте «закрепления» рвотного рефлекса и негативных ассоциаций у малыша, соблюдая правильную технику кормления: ложка должна касаться кончика языка или его середины. Проследите за тем, чтобы ложка, которой вы кормите ребенка, была небольших размеров по длине, ширине и глубине (объем – 2,3-3 мл).
Негативное отношение ребенка к твердой пище может быть вызвано тем, что вы слишком быстро вводите новые продукты, стремительно увеличивая объем твердых частичек. Не торопитесь, старайтесь придерживаться врачебных рекомендаций по срокам введения, объемам и консистенции пищи
К моменту введения твердой пищи в рацион, у ребенка уже появились свои вкусовые пристрастия, начните введение мелких частичек того продукта, который ему нравится, обращая внимание на самочувствие крохи и индивидуальную переносимость продуктов. Помните, что ваш малыш – личность, не терпящая насилия, и что для знакомства с новым, ему нужно время
И пожалуй, самая серьезная причина по которой ребенок отказывается от твердой пищи – это плохое самочувствие или наличие медицинских проблем. Если все ваши попытки введения более твердой пищи в рацион питания ребенка были правильными, но не увенчались успехом и малыш по-прежнему отказывается от «новой» еды, возможно, его необходимо проконсультировать у специалистов (невролога, гастроэнтеролога) для исключения патологии, мешающей принимать твердую пищу. Возможно, ребенку понадобятся лечение и наблюдение врача. Если же ваш ребенок полностью здоров, но все-таки продолжает капризничать – отнеситесь с терпением к особенностям его характера. У вас все получится!
Жевательный рефлекс: когда формируется в норме?
Маленькие дети рождаются с рефлексами, одним из которых является сосательный. Грудничка не нужно этому обучать: он будет сосать любой предмет, который попадёт к нему в рот. Примерно до четырёхмесячного возраста младенец будет рефлексивно выталкивать языком изо рта любую твёрдую пищу.
Именно поэтому раньше 4-месячного возраста вводить прикорм бессмысленно. Детям, которые уже достигли этого возраста, можно постепенно вводить в рацион простые продукты. Сначала нужно начинать учить кроху есть пищу в виде кашицы или пюре. Для этого блюда необходимо измельчать в блендере. Умение глотать каши и пюре – это основа для формирования жевательного рефлекса.
Сайт sympaty.net подчёркивает: жевание является именно рефлексом, который развивается следом за сосательным рефлексом и предусмотрен природой как жизненно важное умение. Когда в норме грудничок должен научиться жевать? В каждом индивидуальном случае ответ на этот вопрос будет разным
Когда в норме грудничок должен научиться жевать? В каждом индивидуальном случае ответ на этот вопрос будет разным.
Когда у крохи появится жевательные инструменты, он и должен научиться ими пользоваться. У большинства детей этот период наступает после года. В то же время рефлекс жевания не сможет развиться у младенца, который в этом не нуждается. Так бывает, когда чрезмерно заботливая мама даже после года продолжает тщательно измельчать еду младенцу в блендере и кормить его жидкой кашкой из бутылочки.
Что нужно делать, чтобы научить ребёнка правильно жевать и глотать твёрдую пищу? Если отвечать на этот вопрос коротко, то можно сказать одним предложением: необходимо кормить кроху твёрдой пищей. Рассмотрим этот вопрос более подробно.
Как именно?
Научить малыша 2-3 лет жевать помогут следующие приёмы:
- Стимулировать интерес к самостоятельному жеванию. Если малышу в 9-12 месяцев захотелось самому пососать кусочек яблока, маме не нужно отнимать у него фрукт, чтобы потереть на мелкой тёрке. Правильнее будет срезать с плода шкурку и последить, чтобы малыш не откусил слишком большой кусочек.
- Приучить младенца питаться по режиму. Очень часто родители, которые жалуются на отсутствие детей аппетита и интереса к еде, бывают сами виноваты в этом, потому что не организовали режимного питания. Педиатры уверяют: когда родители приучат младенца к еде по расписанию, тогда у него значительно улучшится аппетит.
- Поддерживать интерес малыша кушать ложкой самостоятельно. Для того, чтобы кроха начал кушать сам, не стоит его заставлять это делать. Всякое принуждение убивает у детей интерес к действию. Давать крохе в руку ложечку можно в процессе кормления. Пока мама будет кормить ребёнка, он будет размешивать кашу или пюре. Постепенно у него сформируется умение попадать ложкой в рот, и он начнёт кушать без маминой помощи.
- Предлагать крохе блюда, в которых частички пищи постепенно будут всё более и более крупными. Если детям до года лучше давать измельчённую до однородной консистенции еду, то с возрастом необходимо измельчать продукты менее тщательно. В возрасте 2 лет девочки и мальчики уже должны уметь пережёвывать и глотать крупы, овощи, фрукты, мяса. Если в таком возрасте ребёнок всё ещё давится твёрдой пищей, значит, родители допустили ошибку в его воспитании.
- Давать младенцу твёрдые сушки для того, чтобы он чесал дёсны. Когда у крохи появятся первые зубки, уже можно предлагать ему почесать дёсны твёрдым хлебобулочным изделием: это поможет облегчить дискомфорт от зуда и познакомит со вкусом сушки.
- Не показывать свой страх, если малыш начнёт давиться. В подобном случае необходимо просто помочь ему, сохраняя при этом спокойствие. Как правило, при попадании слишком большого куска в рот, у ребёнка срабатывает защитный рвотный рефлекс, поэтому до области горла частица не доходит. Удалить лишнюю еду изо рта крохи в таком случае можно указательным пальцем.
Научить младенца жевать самостоятельно поможет также приглашение за общий стол. Видя, как взрослые кушают, кроха будет подражать им, стараясь самостоятельно откусывать кусочки хлеба, овощей, фруктов, котлет, тефтелей.
У некоторых детей интерес к взрослой твёрдой еде долго не просыпается. Конечно, если малыш в 2-3 года не хочет самостоятельно кушать, это проблема: ведь скоро ему нужно будет идти в сад, а там все воспитанники едят сами. В то же время многие малыши именно в садике начинают подражать ровесникам и кушать без помощи взрослых. Воспитатели детских дошкольных учреждений говорят, что в коллективе дети гораздо быстрее осваивают необходимые навыки.
Проблема в том, что ни одна мама не хочет, чтобы элементарным вещам её ребёнка обучали в садике, поэтому старается все умения сформировать сама
Чтобы процесс обучения пошёл быстрее, нужно принять во внимание простую истину: чрезмерная опека родителей вредит самостоятельности сыновей и дочек. Если ребёнок ещё не научился сам кушать, нужно перестать ему постоянно помогать, выполняя вместо него действия, которые он и сам сможет совершить
Да, сначала малыш будет не очень ловким. Он наверняка испачкает лицо, руки, стол и даже стульчик, поэтому нужно просто запастись несколькими слюнявчиками и терпением. Как говорит знаменитый доктор Комаровский, к школе жевать твёрдую пищу обучаются все без исключения дети. Постепенно кроха научится есть аккуратно, пережёвывать еду тщательно, глотать её уверенно.
Так что не стоит слишком переживать и зацикливаться. Психологи рекомендуют мамам и папам наслаждаться каждым днём младенчества своих малышей. Ведь не успеют они оглянуться – дочка или сын вырастет, и то время, когда они были маленькими и многого не умели, будет вспоминаться как самый лучший период жизни семьи.
Сайт www.sympaty.net – Красивая и Успешная. Автор — Буренюк Елена Николаевна. Статья проверена педагогом, специальным психологом Грызловой Ольгой Юрьевной. Подробнее про авторов сайта
Всё должно быть вовремя: мама, научи меня жевать, я хочу кушать!
Какой-либо специальной методики не существует, ибо всё должно идти своим чередом и постепенно.
Когда начинать обучение?
Примерно в возрасте 4–6 месяцев жизни — с появлением жевательных движений и ещё до прорезывания первых зубов. Как не упустить момент? Предложите малышу выпить водички с ложечки. Когда её содержимое начинает попадать в полость рта, ребёнок готов к усвоению навыка жевания.
Если же кроха продолжает питаться молочными смесями, грудным молоком или протертой пищей, постепенно рефлекс жевания гаснет.
Вы против знакомства вашего малыша с баранками или печенками в возрасте 7–8 месяцев? Тогда лучше дождаться появления большинства зубов и учить жевать уже ими.
Не торопитесь
Начинайте с небольших порций. Если ребёнок упорно отказывается от новой консистенции прикорма, не настаивайте. Через некоторое время повторите попытку.
Твёрдая пища или специальные «тренажёры»
Пока кроха мал, можно использовать резиновый прорезыватель для зубов. Примерно с 6–8 месяцев начинайте постепенно знакомить ребёнка с твёрдыми продуктами.
Любознательность малыша — ваш помощник
Когда ребёнок пытается лизать или «откусить» деснами кусочек яблочка/печенья, не измельчайте эти продукты. Старайтесь чаще ему предлагать твёрдую пищу — пусть тренируется и учится жевать. Обязательно проследите, чтобы кроха не откусывал большие куски, иначе он может поперхнуться или подавиться.
Используйте ниблер — контейнер с закручивающимся ободком. Приспособление представляет собой ёмкость в виде сеточки или силиконовой насадки с дырочками. Поместите внутрь контейнера кусочки разрешённых по возрасту продуктов, а затем дайте в ручки ребёнку, чтобы он разминал содержимое дёснами и одновременно получал питание. Не переживайте. Такой способ абсолютно безопасен.
Будьте последовательны и настойчивы
Блендер/тёрка/мясорубка — удобные помощники для измельчения продуктов, но со временем нужно приучать кроху к твёрдой пище
Важно, чтобы переход был постепенным, а ребёнок не заметил резкой перемены консистенции своих привычных блюд. Иначе он может закапризничать или вовсе отказаться от еды
Раз за разом уменьшайте степень помола: вначале готовьте однородное пюре, потом — с включением небольших кусочков, затем — густую пищу с содержанием твердых фрагментов продуктов.
Готовая баночная еда
При покупке обращайте внимание на маркировку. На этикетке с рекомендованным питанием для возраста 8–10 месяцев ищите указание на то, что в пюре содержатся «кусочки, которые учат жевать»
Не отвлекайте
Не включайте мультики или телевизор во время кормления. Если малыш сосредотачивается на процессе поглощения пищи, тогда у него лучше координируются действия рук, языка и губ.
Решаем проблему
Как научить ребенка жевать, если ему уже исполнилось два года, а навык сам собой не выработался? Важно действовать постепенно, не заставлять малыша резко перейти на новую пищу – стресс только тормозит приобретение новых привычек и развитие рефлекса
В первую очередь следует наведаться к врачу, чтобы исключить причины, связанные со здоровьем или особенностями развития. Если с малышом все в порядке и не жует он от лени и неумения, приступайте к планомерному приучению ребенка к твердой пище. Есть несколько простых приемов, которые помогут вызвать у крохи интерес к такой еде.
Если малыш старше года не жует и наотрез отказывается дегустировать твердую пищу, не расстраивайтесь. Откажитесь от покупных пюре и готовьте их сами. Сначала сократите время взбивания пюре блендером – пусть там останется немножко маленьких кусочков.
Постепенно перейдите на блюда, в которых овощи просто немного разминаются вилкой – к этому времени ребенок приучится глотать не только однородное пюре, но и небольшие кусочки, предварительно помусоля их во рту.
Затем добавьте на его тарелку мягкие овощи, которые можно взять руками или детской вилкой – цветную капусту, вареную морковку, вареный зеленый горошек. Или предложите ему выловить кусочки овощей из супа «как у взрослых». Малыш легко жует овощи своими зубками. Когда он освоит навык кусать и жевать, добавьте в меню яблоко, детское печенье, другую твердую пищу.
Привычную кашку, творожок или пюре украсьте небольшими кусочками овощей или фруктов, ягодами
Важно выбрать продукты, на которые у малыша нет аллергии и создать яркую, привлекательную композицию. Придумайте игровой сюжет, по которому сначала надо зубками пожевать аппетитный кусочек, чтобы почувствовать его особый вкус
Покажите пример, договоритесь есть эти кусочки или ягодки по очереди.
Обратите внимание: мясо детям до трех лет следует давать в виде паровых тефтелек или фрикаделек. Жевать кусочек мяса в таком возрасте еще тяжело.. Обязательно сажайте малыша за стол вместе со всей семьей, используя детский стульчик
Дети стремятся подражать, и пример взрослых им поможет быстрее перейти на общую еду. Мама или папа могут положить на край своей тарелки особенно привлекательный кусочек и выразить желание поделиться вкусным с ребенком
Обязательно сажайте малыша за стол вместе со всей семьей, используя детский стульчик. Дети стремятся подражать, и пример взрослых им поможет быстрее перейти на общую еду. Мама или папа могут положить на край своей тарелки особенно привлекательный кусочек и выразить желание поделиться вкусным с ребенком.
Можно поиграть с малышом в «зайчика», который любит грызть капустку и морковку – в ходе игры ребенок жует не за себя, а за персонажа, что помогает ему снять психологический блок.
Чем раньше родители зададутся вопросом, как научить ребенка жевать, тем проще малышу в возрасте от года перейти на обычное домашнее меню.
Подписывайтесь на нашу группу Вконтакте
Методы обучения
Ни в коем случае не следует резко менять обычную для малыша еду. Если ребенок привык только к перетертым продуктам, то увидев в первый раз кусочки пищи, он откажется их есть. Бывает, что кроха даже боится непривычных продуктов, считая их несъедобными. Процесс перехода к другой пище должен быть плавным. Следует постепенно изменять консистенцию привычных пюре, делая их более густыми, но без кусочков. Если малыш поначалу будет отказываться от такой еды, можно ее немного разбавлять чем-то жидким (бульоном, водой или молоком). Только так ребенок начнет привыкать к новой для него пище, имеющей густую консистенцию.
Чуть позже в тарелку вместе с протертыми продуктами нужно добавлять кусочки овощей или фруктов. При этом малышу необходимо объяснять, что именно такую пищу едят большие детки и взрослые. Этот прием поможет заинтересовать ребенка и подтолкнет его к желанию жевать продукты в виде кусочков, а не перетертые.
Еще один способ научить кроху жевать – сажать его за общий стол со взрослыми в процессе трапезы. Для этого понадобится специальный высокий стульчик, либо колени одного из родителей. Малыш увидит, что все едят пищу в виде кусочков, и у него появится желание делать так же.
Следующий этап – добавление в привычную кашу или пюре другой еды: например, можно положить ягоды, ломтики нетвердых фруктов (персика, банана) или овощей (вареной моркови, свеклы). Со временем кусочки должны становиться крупнее, а их количество в детской тарелочке больше. Этот прием поможет постепенно уйти от протертых продуктов к мягким. Затем стоит вводить в рацион твердую пищу – яблоки, груши или огурцы.
Еще один замечательный прием для приучения малыша к твердой еде – игра. Допустим, можно попробовать с крохой поиграть в белочку или зайчика и предложить ему погрызть сушку, печенье, ломтик морковки или яблока. Какой же ребенок откажется от такого развлечения?
Методики и способы
Методик на самом деле много, и все они ориентированы на определенный возраст малыша. Проблема того, как приучить ребенка к твердой пище, впервые аукнулась массово всем педиатрам, когда в продаже появился детский прикорм. Малышня массово привыкает к кремообразной структуре еды, и пищу с комочками есть отказывается.
Чтобы избежать капризов и истерик, начинайте заниматься вопросом жевания как можно раньше.
С 3 месяцев
В этот период ребенок впервые пробует жевать. Кроха все тащит в рот и старается придавить деснами. Не упускайте этот момент. Даже если видите, что зубки появятся нескоро, приобретите для крошки прорезыватели разных цветов и форм. Желательно выбирать естественный цвет «под яблочко» или «под морковку». Малыш будет привыкать, что такой цвет можно тащить в рот и жевать, что упростит дальнейшее обучение.
Жевание прорезывателя обеспечит:
- массаж десен для прорезываня зубок;
- привычку прижимать объект деснами;
- развитие жевательной мускулатуры;
- интерес к такому мероприятию, как жевание.
С 6-7 месяцев
Когда вы ввели в рацион ребенка прикорм, приобретите такую штуку, как ниблер. Если вы спросите у мамы, как она приучила вас, когда вы были ребенком, жевать, она наверняка вам расскажет про кусочек яблочка в марлечке. Ниблер – то ж самое, только многоразового использования. Они бывают:
- с силиконовой сеточкой;
- с тканевой сеточкой.
Для зубатых малышей лучше брать силиконовую – тканевая цепляется за редкие зубки. Принцип действия – малыш грызет ниблер как прорезыватель, но при этом ощущает вкус еды. При этом случайно откусить кусочек и подавится бананом или отварной морковью невозможно, а это плюс.
С 1 года
Научить ребенка есть твердую пищу в этом возрасте можно так, как делали наши с вами родители. Дело в том, что раньше детского прикорма в продаже не было, равно как и блендера. Наше старшее поколение делало пюре, перетирая еду через железное сито. Вроде и пюре, но с крохотными комочками. Начните с него. Позже просто разминайте пищу вилкой, чтоб с каждым разом комочков становилось больше и они были крупнее.
Параллельно меняйте консистенцию блюда. От супов-пюре переходите на более густые кашки с комочками. Затем можно оставлять в порции небольшие кусочки овощей, постепенно увеличивая и количество.
С 2 лет
В таком возрасте малыш «зубат» и вполне одолеет взрослую пищу кусочками. Если в 2 года ребенок упрямо отказывается есть взрослый формат пищи, можно попробовать на нем несколько методик:
- Голодовка. Это жестоко, зато эффект быстрый. Предложите малышу пищу кусочками. Не хочет есть? Молодец, иди погуляй. В следующий прием пищи (по графику и ни минутой раньше!) снова предложите «взрослую» еду. Снова не хочет? Его проблемы. Рано или поздно малыш забывает о капризах и ест то, что предложено. Как правило, ребенок больше полутора суток не выдерживает. У методики есть существенный минус – мама не выдерживает истерику и голодные глаза ребенка на 4-8 часу эксперимента, и идет на поводу у манипулятора. Но такой метод легко воплощают в жизнь неумолимые отцы.
- Повторюха. В 2-3 года малышня мнит себя взрослой и все повторяет за старшими. Посадите ребенка за общий стол и ешьте. Рано или поздно малышу станет любопытно, что это вы там такое вкусное едите, и он попробует, скажем, кусочек отварного картофеля, подражая взрослым. 3-4 дня такой терапии обычно приводят к положительному результату.
- Ролевые игры. Скажите крохе, что он зайчонок, придумайте сценарий, по которому зайчонку положено грызть морковь или кусок яблока. Дети охотнее едят за какого-то персонажа.
Положительный пример. Если есть возможность, пригласите в гости одногодок малыша, умеющих кушать еду кусочками. Накройте праздничное чаепитие. Наблюдая за тем, как сверстники едят кусочки твердой пищи, малыш попробует повторить за ним, чтоб не показаться «маленьким». Заодно убедится, что все большие детки так едят, о чем нужно переговорить с крохой до прихода гостей.
Как научить есть твердую пищу: эффективные методы
Конечно, научиться жевать в 5-7 месяцев сложно, тут вы только поможете ему выработать жевательный рефлекс, для этого давайте силикованные прорезыватели, которые хорошо облегчают боль при прорезывании зубов. Если предложить ему такой аксессуар, то уже к одному году он сможет пережевывать.
Введение в рацион твердой пищи
Переходить на твердую пищу стоит постепенно, если вы используете покупные смеси и пюре, то нужно приобретать продукцию согласно возрасту. Чем старше становится малыш, тем гуще стоит готовить для него еду. Со времен во фруктовые, овощные и мясные пюре добавляются твердые кусочки.
Если вы привыкли кормить младенца пищей, приготовленной в домашних условиях, то переход на твердую еду должен быть постепенным, необходимо делать пищу твердее, отказываясь от блендера. Часть еды можно тереть на крупной терке, раздавливать вилкой или давилкой.
Массаж язычка
Но если ребенок уже большой, а так и не научился жевать, необходимо работать с мышцами языка. Это избавит от рвотного рефлекса при попадании твердой пищи. Необходимо аккуратными движениями массировать язык с помощью марли и деревянного шпателя. Стоит каждый день увеличивать продолжительность массажа, с каждым днем приближаясь к корню языка. Не менее эффективным упражнением является выталкивание языком салфетку, помещенную за щечку.
Использование ниблера
Если вы боитесь, что малыш подавится большими фруктами, начинайте приучение к взрослой пищи с использованием ниблера, куда помещаются фрукты и овощи. Ниблер — очень удобное приспособление, которое можно держать в руках самостоятельно, развивая хватательные навыки. Они бывают силиковаными или тряпочными. Если нет приспособления, стоит помещать еду в простую марлю. С помощью устройств можно не переживать, что младенец подавится крупным кусочком банана или яблока. Если не оказалось ниблера, можно пососать сушку, которая тоже развивает рефлексы.
Привлечение малыша к процессу приготовления еды
Если ребенку уже больше года, то вызвать интерес к взрослой еде можно другими способами, родители могут вовлечь его в процесс готовки. Если он просит измельченную еду, можно сказать, что блендер сломался, и пока что мама будет разминать еду вилкой. Можно ему дать картошку и предложить размять ложкой. Ножи и вилки не рекомендуется давать младенцам, так как они могут пораниться.
Положительный пример
Если ребенок не жует твердую пищу, необходимо продемонстрировать, что все члены семьи кушают вилкой и им нравится такая еда. При раскладывании продуктов на стол необходимо разложить все предметы, не пропуская маленького человека. Ели вы хотите научить его кушать, то относитесь к нему как к взрослому, выделив ему отдельное место за столом.
За употреблением пищи необходимо сделать акцент на том, что еда очень вкусная. Не стоит заглатывать слишком много, чтобы малыш не повторял за вами и не давился. Но насильно заставлять кушать не стоит, нужно пригласить его к столу только тогда, когда он проявит интерес к еде и сам захочет кушать. Необходимо чаще приглашать гостей в дом, ходить самим в гости. Необходимо дать понять, что такая пища очень увлекательна, хоть и требует много времени.
Как научить малыша жевать?
Специальной методики нет, но есть несколько способов, которые помогут обеспокоенным родителям научить подрастающее чадо жевать твёрдую еду.
- Приучайте кроху держать самостоятельно ложку, пусть он попробует брать её в ротик.
- Во время готовки детских блюд не используйте блендер, попробуйте просто размять всё с помощью вилки. Так, в пюре будут попадаться мелкие кусочки и со временем малыш к ним привыкнет.
- Иногда бывает эффективно просто показать, как жевать на собственном примере. Особенно если все делать при помощи различных игр.
- Можно сходить с ребёнком пообедать где-нибудь в общественном месте либо, наоборот, пригласить гостей к себе. Подражательный рефлекс в данной ситуации вовремя приходит на помощь.
Не стоит нервничать, если малыш не понял, что делать с первого раза. Любящая мама обязана ему помочь справиться с решением проблемы.
Когда время упущено: мама, не хочу жевать!
Примерно к двум годам жизни пищевое поведение ребёнка сформировано, поэтому его трудно научить жевать или заставить попробовать непривычное блюдо.
Однако ситуация отнюдь не безнадёжна, а некоторые наши советы вам помогут.
Не держите кроху голодным
Плохо работает правило: ничего страшного, проголодается — поест. Наоборот, малыш может занервничать, а все ваши усилия пойдут насмарку. К тому же у ребёнка нередко появляется отрицательное отношение к любому новшеству в питании.
Если вы начали учить малыша жевать, но он не наедается во время кормления, докормите его протёртыми продуктами.
Не жалейте своё чадо
Дети в возрасте 1,5–2 лет — умелые манипуляторы. Довольно быстро они понимают, что можно похныкать и получить привычные блюда, которые не нужно жевать.
Заручитесь поддержкой семьи
Все должны быть единодушны и выдержаны. Если вы учите малыша жевать, не нужно, чтобы, например, бабушка или тётя, любя и жалея, кормили кроху протертой пищей.
Возьмите ребёнка к себе в помощники
Сначала вместе измельчайте продукты в блендере, затем — с помощью мясорубки или терки. Чуть позднее предложите крохе самому давить себе еду в тарелке вилкой. Ведь он уже «боооольшой»! Обычно со временем малышу начинает надоедать протирать/давить, поэтому он постепенно начинает жевать.
Проработайте жевательные движения
Детям нравится подражать. Начните с удовольствием жевать какую-то вкусность, наверняка, кроха тоже захочет её попробовать. Конечно, вы ему дадите, но при этом показывайте, как это нужно делать правильно.
Разумеется, продукты должны быть качественными — например, зефир или жевательный мармелад.
Проявите своё актерское мастерство
Попробуйте «потерять» или «сломать» блендер, миксер, ситечко, тёрку. Скажите, что при случае (когда появится в магазине) купите всё новое. Постарайтесь своего обещание не сдержать.
Превратите обучение в интересную игру
Из ломтиков любимых продуктов крохи на тарелке можно разложить «радугу» или «построить» домик, «нарисовать» зверей.
Добавляйте в каши или пюре измельчённые кусочки мягких ягод и фруктов. Со временем постепенно увеличивайте размеры кусочков.
Расширяйте рацион
Предложите новое блюдо в не протёртом и не измельчённом виде. Иногда в силу природного любопытства дети начинают жевать незнакомые продукты.
Посетите логопеда
Доктор поможет улучшить тонус и работу жевательных мышц: проведёт логопедический массаж и покажет, как выполнять речевую гимнастику.
Конечно, эти советы не всегда работают применительно ко всем детям. Оно и понятно, ведь каждый малыш индивидуален. Используйте свою фантазию и добавьте немного творчества: подумайте над новыми идеями и придумайте интересные игры.
врач-ординатор детского отделения
фото: http://globallookpress.com/